РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (НА
ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ КУРСОВ)
Организационно-педагогическая культура, модель, реализация модели, педагогические технологии, культуроосвоение, культуросозидание, культуротворчество, педагогические ценности.
Культурные факторы становления образования в России определяют направления формирования личности будущего специалиста. Будущий учитель как специалист в области обучения и воспитания непосредственно включен в организационно-педагогический контекст культуры. В этой связи его подготовка в педагогическом вузе содержательно проецируется на основные культурные компоненты педагогической деятельности. Как отмечено в документах об образовании, современный учитель должен быть максимально приближен к пониманию необходимости культурного самосовершенствования; деятельность его должна быть направлена на поиск культурных вариантов решения педагогических проблем [Концепция..., 2002]. Все вышесказанное определяет особую значимость формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.
Понятие «организационно-педагогическая культура» применительно к образовательной системе характеризуется как интегральная характеристика личности будущего учителя, отражающая его культуротворческую деятельность по освоению в единстве и взаимосвязи духовного, интерактивного, креативного и методического содержания образования. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя в образовательном процессе целесообразно рассматривать в контексте проектирования взаимосвязанных компонент: духовной (отражает непрерывное формирование ценностного отношения будущего учителя к педагогической деятельности как деятельности духовной, к накопленным знаниям и опыту; ориентированность на профессионально-культурный модус поведения); интерактивной (характеризует направленность на активное обогащение знаниями о гармоничном взаимодействии и освоение стратегий и тактик бесконфликтного и продуктивного общения); креативной (отражает стремление к культуроосвоению и культуросозиданию, проектированию педагогических моделей, основанных на культуротворческой функции педагогической деятельности); методической (выражается в активизации позиции будущих педагогов по освоению педагогических практик, в стремлении к обновлению способов педагогической деятельности). В контексте охарактеризованных компонентов организационно-педагогическая культура будущего учителя понимается как особо значимая профессионально-личностная ценность, которая определяет направленность процесса формирования его устойчивой потребности в непрерывном культурном образовании, самообразовании, культурном самосовершенствовании.
Принятие приоритетной идеи подготовки будущего учителя как субъекта, сочетающего в себе духовные, интерактивные, креативные и методические качества, способного активно участвовать в преобразовании собственной педагогической деятельности, обусловливает целенаправленное конструирование и реализацию модели его организационно-педагогической культуры. Модель формирования исследуемого феномена отражает совокупность данных качеств, идеи интеркультурных процессов, происходящих при формировании личности будущего учителя, и предполагает разработку содержания образования, адекватного целям и задачам формирования его организационно-педагогической культуры.
Теоретическое исследование позволило выявить основные принципы определения содержания образования по формированию организационно-педагогической культуры будущего
учителя: принятие студентами ценностей культуроосвоения в организованном педагогической деятельности как руководства к действию; осознание необходимости ориентироваться на культуросозидание и культуротворчество в педагогической деятельности; ориентированность на профессионально-культурный модус поведения; овладение студентами методами и средствами формирования организационно-педагогической культуры; проектирование и «привнесение» культурных моделей в профессиональную деятельность.
Процесс реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя опирается на изучение совокупности действий педагога и студента по освоению данной модели. Модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя отражает: освоение культурных ценностей и формирование ценностного отношения к знаниям и приобретенному культурному опыту; осознание студентами необходимости культурного совершенствования; необходимость студентов ориентироваться на культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество; использование педагогических технологий; освоение культурных практик (рис.).
Реализация от латинского «геа^» - осуществление плана, идеи. Реализация в педагогике рассматривается как воплощение педагогической модели, технологии непосредственно в педагогическую деятельность. Модель рассматривается как система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе, а моделирование представлено как один из методов познания и преобразования мира, получивший особенно широкое распространение с развитием науки, обусловившем создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода [Рапацевич, 2001, с. 435]. Педагогическое моделирование рассматривается как процесс построения. „™ов,».к,™с_р.,™.уе.—объектов в педагогике. Моделирование предполагает разраб Орг5шизшщо1шо- £хнологий в педагогическую
деятельность. С учетом треб...п.е^д.а.гог.ич.еск.ая.кыхл.ь.т.'фр.а.ованию будущих педагогов, а
из логики^!
также исходя из логики нашего исследова Успешной реализации модели формирова
дущего у личност Данш . своих учебЩо-про в контексте куль
ФорМировбние аубагоги чесдих ^ ценностей
изациошшо-пед задйощшой куль
работана соответствующая модель (рис.).
Ориентирование на бу-
культурЪосвоение, ние
культуросОзидание, кульыуротворчество
\ д. елей ^дейс
ры, заусчет ос-
опыта, что способ-
ами
твий
Т
творческих ус-
\
\
Педагогическая поддержка будущего учителя (воодушевление)
Освоение
культурны/
практи^
/
/
/
/
Ч
" Образовательное пространство Ч-----► Взаимодействие
Рис. Модель формирования организационно-педагогической культуры
будущего учителя
В качестве основного средства реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя разработана программа творческого решения культуросозидательных ситуаций (ТРКС). Творческое содержание данной программы позволяет конструировать педагогический процесс на основе личностно значимых смыслов культурного обогащения, стимулировать субъектность и рефлексивность студентов, способность к культурной самоорганизации и самосовершенствованию. Структурным звеном программы ТРКС выступают культуросозидательные ситуации. Целесообразность выбора культуросозидательных ситуаций, способствующих ориентированию на культуросозидание и культурот-ворчество, подтверждается выводом о том, что современное образование основано на творчестве, стимулирующем формирование соответствующих качеств личности. При этом именно такой учитель в настоящее время востребован в «новой школе». Творчеством определяется «внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии» [Философский..., 2004, с. 449]. Нами разделяются идеи В.Д. Шадрикова, что «вершиной творческой деятельности становятся духовные творения человека, в которых делается попытка осмыслить роль и назначение человека в истории, его отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовность человека как высшее проявление человечности» [Шадриков, 1996, с. 47].
В основу разработки культуросозидательных ситуаций положены противоречия, которые на младших курсах отражают рассогласованность между: осознанием необходимости осваивать культурные знания и опыт и неготовностью студентов принимать ценности культуро-освоения и культуросозидания как руководство к действию; уровнем сформированности организационно-педагогической культуры у студентов младших курсов и требованиями, характеризующими будущего учителя как специалиста, владеющего способами организации культурной педагогической деятельности. Разрешение данных противоречий способствует активизации интерактивной, креативной, духовной, методической деятельности студентов младших курсов вуза посредством переосмысления учебно-профессиональных знаний, ценностей, целей и действий по их достижению. Ориентированность на творчество в организационно-педагогической деятельности способствует развертыванию субъектной позиции студентов. Интерес к творческому обучению студентов на младших курсах в процессе формирования культурно-педагогических и организационных навыков трансформируется в
ориентированность на культурное становление, определяет субъектную позицию студента и педагогов. Субъектные предпочтения студентов и действия педагогов отражены в схеме (табл.).
Таблица
Схема реализации модели формирования организационнопедагогической культуры студента на младших курсах
Стадия I. Познавательно-ориентировочная
Цель Формирование у студентов представления об организационно-педагогической культуре и ценностного отношения к ней
Задачи - Диагностировать уровень сформированности организационно-педагогической культуры студента; - изучить представления студентов об организационно-педагогической культуре учителя; - ознакомить студентов с организационно-педагогической культурой учителя, основными ее компонентами (культуроосвоением и культуросозиданием) и разъяснить их сущность; - сориентировать будущего учителя на ценностное отношение к организационно-педагогической культуре, культуроосвоению и культуросозиданию
Действия студентов - Участвуют в диагностических процедурах; - участвуют в опросе, самооценке; - познают особенности организационно-педагогической культуры учителя, сущность культуроосвоения и культуросозидания; - осмысливают и уясняют значимость организационно-педагогической культуры и ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; - критически оценивают собственную организационно-педагогическую культуру и осознают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе; - принимают ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию
Действия педагога - Разрабатывает и организует диагностику сформированности организационно-педагогической культуры студента; - разрабатывает методики изучения представлений студентов об организационно-педагогической культуре и организует опрос студентов; - транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педагогической культурой; - поясняет особенности организационно-педагогической культуры и сущность культуроосвоения и культуросозидания; - концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационно-педагогической культуры; - разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; - объясняет студентам важность профессионально-культурного поведения в вузе и его критической самооценки
Стадия II. Потребностно-поисковая
Цель Формирование у студентов потребности в практическом овладении организационно-педагогической культурой, способности к культуроосвоению и культуросозиданию
Задачи - Актуализировать у студентов потребность в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - содействовать раскрытию у студентов способностей к культуроосвоению и культуросозиданию
Действия студентов - Анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - изучают и применяют в учебной деятельности организационно-педагогические приемы; - при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования организационно-педагогической культуры учителя; - участвуют в освоении культурных педагогических практик; - участвуют в проектной деятельности и учебных ситуациях, культуроосвоения и культуросозидания
Действия педагога - Выявляет потребности и возможности студентов в практическом овладении организационно-педагогической культурой; - организует образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности организационно-педагогических приемов; - создает ситуации освоения культурных педагогических практик и культуро-созидания; - оказывает содействие студентам в проектной деятельности и учебных ситуациях
Стадия III. Активно-деятельностная
Цель Активизация деятельности студентов по практическому овладению организационно-педагогической культурой, процессов культуроосвоения и культуросозидания
Задачи - Инициировать деятельность студентов по овладению способами и приемами организации педагогической деятельности, по формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя; - содействовать приобретению студентами культурного опыта в процессе освоения культурных практик в учебной деятельности; - способствовать обогащению студентов опытом культуроосвоения и культу-росозидания; - проверить экспериментальным путем эффективность программы формирования организационно-педагогической культуры учителя
Действия студентов - Принимают активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию); - выражают уверенность в необходимости самостоятельно выбирать способы и средства формирования организационно-педагогической культуры; - осваивают культурные практики; - демонстрируют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности
Действия педагога - Активно содействует использованию студентами способов и средств формирования организационно-педагогической культуры; - принимает активное участие в совместном творческом проектировании со студентами; - реализует ситуации освоения культурных педагогических практик и культу-росозидания; - оказывает педагогическую поддержку студентам в процессе организационно-педагогической деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию; - оценивает и корректирует действия студентов с позиций ценностного подхода
В разработанной схеме представлены стадии становления организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах в процессе реализации разработанной модели. Данные стадии характеризуются следующим образом: познавательно-ориентировочная - связана с формированием у студентов представления об организационно-педагогической культуре и ценностного отношения к ней; потребностно-поисковая - направлена на формирование у студентов потребности в практическом овладении организационно-педаго-
гической культурой, способности к культуроосвоению и культуросозиданию; активно-деятельностная отражает активизацию деятельности студентов по практическому овладению организационно-педагогической культурой, процессов культуроосвоения и культуросозидания.
Принимая за основу принцип поэтапного формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, представляется возможным выделить стадии, представленные далее.
Познавательно-ориентировочная стадия в процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя предусматривает согласованную деятельность педагога и студента, основанную на принципах творческого взаимодействия и направленную на формирование представлений об организационно-педагогической культуре, осознание ценностей культурного опыта. Преподаватель: транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педагогической культурой; поясняет сущность культуроосвоения и культуросози-дания; концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационно-педагогической культуры; разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; объясняет студентам важность профессионально-культурного поведения в вузе и его критической самооценки. Активная деятельность педагога способствует тому, что студенты познают особенности организационно-педагогической культуры учителя, осмысливают и уясняют значимость ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; критически оценивают собственную организационно-педагогическую культуру и осознают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе; принимают ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию.
Потребностно-поисковая стадия предполагает действия педагога и студента, обеспечивающие активное включение будущего учителя в систему взаимодействий в условиях культуротворческих ситуаций. В процессе такого взаимодействия выявляются потребности и возможности студентов в практическом овладении организационно-педагогической культурой; организуется образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности организационно-педагогических приемов; создаются ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросозидания; они опираются на содействие педагога в проектной деятельности и проблемных учебных ситуациях. Студенты анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; изучают и применяют в учебной деятельности организационно-педагогические приемы; при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования собственной организационно-педагогической культуры; участвуют в освоении культурных педагогических практик и проектной деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию.
Характеризуя активно-деятельностную стадию, обращаем внимание, что определение адекватных средств и методов решения проблемных ситуаций, переосмысление их способствуют ориентированию студентов на активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию), на необходимость самостоятельного выбора способов и средств формирования организационно-педагогической культуры, на освоение культурных практик. Студенты проявляют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности. Педагог сопровождает действия студента, ориентируя его на активное использование способов и средств формирования организационно-педагогической культуры; принимает активное участие в совместном творческом проектировании; конструирует ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросо-зидания; оказывает педагогическую поддержку студентам в процессе организационно-педагогической деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию; оценивает и корректирует действия студентов с позиций педагогической аксиологии.
Анализ процесса реализации модели организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов), направленного на становление личности будущего учителя, способного к культуросозиданию и культуротворчеству в ходе организованной педагогической деятельности, позволил: выявить наиболее приемлемые средства, способствующие становлению организационно-педагогической культуры будущего учителя; определить субъектные позиции студентов и педагогов. Результаты реализации разработанной модели представлены в следующих выводах:
— в процессе реализации данной модели обеспечивается самостоятельный поиск способов и средств ее освоения; определены субъектные позиции, характеризующие действия педагога (преподавателя) и студентов в их соподчиненности, которые способствуют решению проблемных задач в организованной педагогической деятельности посредством переосмысления культурных знаний, ценностей, целей и действий будущих учителей;
— создавая условия реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах, педагог сопровождает действия студента. Результатом педагогического сопровождения является ориентация студента на активное использование способов и средств формирования организационно-педагогической культуры, в результате чего происходят осмысление и переосмысление ими своих знаний, культурных ценностей, целей и действий, что способствует пониманию необходимости формирования организационно-педагогической культуры как профессионально-значимой ценности будущего учителя;
— совместные действия педагогов и студентов по реализации модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах свидетельствуют об успешном переходе будущих учителей от познавательно-ориентировочной стадии к потребностно-поисковой, которая характеризуется осознанием ими необходимости культуроосвоения и культуросозидания; их ориентированностью на профессионально-культурный модус поведения. Стадия активно-деятельностного участия отражает развертывание творческого потенциала и характеризует активную творческую деятельность будущих учителей в контексте освоения организационно-педагогической культуры.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ACADEMIA, 2002. 24 с.
2. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2001. 920 с.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека: учеб. пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2004. 576 с.