Литература.
1. Большой экономический словарь /Под.ред. А.И. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
2. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / Под.ред. А.А. Колобова, Л.Ф. Шклярского. - М.: Изд-во МГТУ им. И.Э.Баумана, 1993 - 216 с.
3. Щур Г.Я., Кравцов И.И. Экономическая эффективность в научно-технические процессы: концепция, методы и модели оценки. //Экономика и коммерция. 1995. №4,5.
Шейхов М.А., Курбанова Г. И.
Обоснование обобщающего показателя эффективности использования производственного потенциала
Производственный потенциал - совокупность органически взаимосвязанных ресурсов сельскохозяйственного производства, позволяющих достигать при заданных условиях объективно обусловленного уровня хозяйственных результатов.
Проблема соизмерения ресурсов производства по признаку вклада их в создание общего эффекта может быть решена двумя способами: посредством использования индекса производственного потенциала и путем определения абсолютного размера его по суммарной величине производственных ресурсов.
Поскольку определение индекса производственного потенциала основывается на количественном измерении связи между абсолютным размером отдельных ресурсов и определенным эффектом, то становится очевидным, что по отдельным предприятиям и регионам он представляет собой относительную величину ресурсов, взвешенных по степени их влияния на тот общий эффект, который избран в качестве результативного признака при построении базовой корреляционной модели. Так как ресурсы, воплощенные в индексе производственного потенциала, являются соизмеримыми величинами, то правомерно с общим эффектом как количественно измеренный уровень эффективности использования совокупных производственных ресурсов.
В связи с этим возникает необходимость в определении абсолютной величины производственного потенциала (Ра) как суммарного выражения всех производственных ресурсов, взвешенных по признаку их отдачи. В формализованном виде механизм определения абсолютного потенциала представим выражением
1
¡=1 Е ^
где йу - стоимостное выражение ¡-го производственного ресурса ]-го региона (предприятия); Е| - коэффициент взвешивания ¡-го ресурса.
Для непосредственного расчета Ра требуется обоснованно решить следующие три важных вопроса: избрать единообразную систему измерения разнокачественных ресурсов; экономические правильно определить абсолютный размер этих ресурсов в избранной системе измерения; обосновать выбор весов для соизмерения различных видов ресурсов с позиций их вклада в формирование общего эффекта.
Стоимостное выражение производственных ресурсов позволяет числитель и знаменатель формулы обобщающего показателя эффективности сельскохозяйственного производства выразить в единообразной системе измерения (в рублях). Этим самым создаются условия для более четкой экономической интерпретации получаемого результата от соотношения общего эффекта с суммарными ресурсами. Абсолютный размер производственных ресурсов в стоимостном выражении может быть представлен: по основным производственным фондам их среднегодовой стоимости по принятой системе оценки; по трудовым ресурсам - как результат произведения количества условных работников на годовой фонд оплаты труда одного работника, взятого в одинаковом размера для всех предприятий и регионов исследуемой совокупности. Такой способ стоимостного измерения ресурса труда является более обоснованности по сравнению с методом его «фондовой» оценки, поскольку, как отмечал К.Маркс, приводимую в движение массу трудовых ресурсов определяет размер фонда оплаты труда. Ведь основные и оборотные фонды в абсолютном потенциале представлены их стоимостью, которая должна быть возмещена в процессе общественного воспроизводства.
Выражаются трудовые ресурсы через фонд оплаты труда, который также должен быть возмещен в очередном цикле воспроизводства, тем самым обеспечивается единообразный подход к оценке ресурсов, а также появляется возможность представить их как однопорядковые величины, что очень важно для правильно экономического толкования оценочных показателей эффективности использования производственных ресурсов.
Причем для сравнения в динамике ресурса труба в стоимостной целесообразно его расчет по предприятиям и регионам вести за каждый взятый год по сопоставимому годовому фонду оплаты труда. Однако, чтобы в известной мере учесть фактор редукции труда и более обоснованно измерять достигнутый уровень эффективности в ретроспективном периоде, сопоставимый годовой фонд оплаты труда по производственным формированиям в динамическом ряду целесообразно рассчитывать исходя из его фактического уровня, сложившегося в целом по совокупности.
Гаджиев М.М.
Стимуляторы нововведенческой деятельности предприятий Южного федерального округа
Согласование интересов отдельных предприятий и социально-экономического развития Южного федерального округа наряду с финансово-кредитными регуляторами служат налоговые, амортизационные и ценовые элементы механизма государственного управления на уровне отдельных территорий Южного федерального округа (ЮФО) -[Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область]. Разумное сочетание данных регуляторов способно сгладить недостатки инновационной деятельности, связанные с повышенным уровнем материальных, трудовых и финансовых затрат, отдаленным сроком окупаемости и создать равные условия хозяйствования по сравнению со всеми остальными предприятиями в периоды максимальной инновационной активности.
Стимулирующее воздействие нововведенческой деятельности на уровне ЮФО состоит:
1) финансовая поддержка новаторов - предприятий и т.д., способных реализовать НИР и инновационные программы и проекты, а также функционирующих в рамках приоритетов социально-экономического развития ЮФО (речь идет не о прямой а косвенной финансовой поддержке, включающей увеличение собственных финансовых ресурсов предприятий за счет льготной системы налогообложения, амортизационной политики, а также контрактного ценообразования. Устанавливая ту или иную льготу по налогообложению, ускоренный срок амортизации или закладывая в цену инновационного контракта - прибыль, ЮФО (на федеральном уровне), так и на уровне республик, краев, областей способствует частичной компенсации потерь товаропроизводителей, обусловленных повышенным уровнем затрат освоения производства, и выравниванием нормы прибыли в периоды инновационной активности и массового производства новшеств;
2) создание благоприятной среды для привлечения инвесторов (в том числе и частных капиталов) и собственных ресурсов предприятий к инновационной деятельности (на новой технологической основе), а также способствующей экономии бюджетных и внебюджетных средств, вкладываемых в развитие науки, техники и технологии;
3) Мотивацию инновационной активности всех предприятий (независимо от юридического статуса, форм владения и т.д.) и отраслевой принадлежности в приоритетных сферах развития экономики республик, краев, областей;
4) стимулирование развития и функционирования инновационной инфраструктуры, обслуживающей новаторов и способствующей нововведенческой деятельности.
Итак первым направлением косвенной финансовой поддержки - посредством контрактного ценообразования обуславливающего включения в цену контракта помимо общественно необходимых затрат на выполнение работ компенсационных выплат, погашающих повышенные затраты, обусловленных новизной решаемых задач. (поощрительных надбавок, стимулирующих срочность или досрочность выполнения работ, технико-экономических характеристик новшества, качественных параметров и т.д.). Основой цены контракта должна быть сметная стоимость планируемых работ, предполагаемых к выполнению исполнителем. Метод контрактного ценообразования должны быть четко определены в законодательных документах (республик, краев, областей).
В мире существует два основных типа (контрактного - ценообразования): а) контракты - "фиксированной цены", б) контракты - "возмещения издержек".
Контракты - "фиксированной цены" - это цена контракта, которая должна определяться органом управления республик, краев, областей до момента его заключения на основе анализа текущей и прогнозируемой рыночной конъюнктуры. "Фиксированной цены" - основаны на простом механизме ценообразования, их применение требует точного определения параметров заказываемого продукта и издержек его производства. Фактор неопределенности в этих контрактах практически отсутствует. Установленная фиксированная цена может измениться в том случае, когда такое изменение оговорено в контракте. Фиксированная цена должно устанавливаться в порядке открытой конкуренции, в процессе конкурсного отбора проектов. Эта цена может стать результатом соглашения сторон (сумма затрат производства плюс прибыль). Финансовые условия такого кон-