6. Лобок, А. М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ [Текст]/ А. М. Лобок.// Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 49-59.
7. Трофимова, О. А. Педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников [Текст]: дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук / О. А. Трофимова, - Екатеринбург. - 2007. - 149 с.
8. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности. [Текст]/ Д. И. Фельдштейн - М. 1994. - 192 с.
УДК 377.018.46:377.048.4
Пьянкова Людмила Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин филиала ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке, [email protected], Новокузнецк
стимулирование профессионального
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Pjankova Luidmila Alekseevna
Applicant of pedagogical sciences reading consulted of humanitarian and social pulpit of state institution, Kuzbass state technical university in Novokuznetsk, [email protected], Novokuznetsk
STIMULATION OF COLLEGE STUDENTS OCCUPATIONAL SELF-DETERMINATION ON THE BASE OF PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL DISCIPLINES INTEGRATION
Процесс преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла выступает как одно из условий успешности процесса формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа, в частности, его когнитивно-гностического компонента. Когнитивно-гностический компонент объединяет совокупность знаний, полученных в процессе овладения профессией в колледже и представляет собой результат познавательной деятельности, направленной на освоение сущности и специфики педагогической деятельности во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образования [1, с. 136]. Критериями когнитивногностического компонента выступают: совокупность знаний о сущности деятельности педагога-воспитателя, о требованиях к уровню его общекультурной, психолого-педагогической и общеметодической подготовки, определяющиеся требованиями Государственного образовательного стандарта, представления о своих профессионально значимых качествах (способнос-
тях, индивидуальных особенностях, общетрудовых, специальных, коммуникативных, творческих умениях), видение профессиональных перспектив [1, с. 73; 2].
Подготовка студентов по предметам психолого-педагогического цикла определяет формирование, прежде всего педагогической направленности будущих педагогов-воспитателей. Знания, полученные в ходе изучения данных дисциплин, выступают в качестве фундамента для дисциплин предметной подготовки, т. к. знания в области теории и методик воспитания основываются, прежде всего, на знаниях педагогики и психологии.
Организация работы по формированию когнитивно-гностического компонента профессионального самоопределения студентов предусматривала:
- внедрение нестандартных форм обучения (урок-деловая игра, урок-имитация), что поддерживало интерес со стороны обучающихся, педагогического коллектива, позволяло изменить психологическую установку студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла как к «очень сложным теоретическим предметам»;
- определение наиболее целесообразных содержания, форм, методов учебной работы как студентов оптимальной группы, так группы «коррекции» и группы «риска»;
- актуализацию имеющихся знаний, умений, личностных качеств студентов, полученных на предметах психолого-педагогического цикла, на последующих курсах обучения (третьем и четвертом) посредством системы усложняющихся заданий;
- отслеживание и анализ результатов проделанной работы.
Решение перечисленных выше задач осуществлялось с использованием следующих форм, методов и приемов: решение педагогических ситуаций, совместная деятельность студентов в микрогруппах, конкурс творческих работ студентов, лекция, урок-деловая игра, индивидуальные и групповые консультации, лабораторно-практические занятия и другое, позволяющие студентам создать модель будущей профессиональной деятельности.
Ведущая роль на втором и третьем курсах обучения отводилась учебным предметам «Педагогика», «Психология», «Основы теории и методики дошкольного воспитания», специализированному курсу «Технология учебного труда». На учебных занятиях студентам предлагалось написать сочинение на тему «Настоящее, прошлое и будущее профессии воспитателя». В работе с обучающимися на этих курсах важно было сформировать устойчивый интерес к профессии, общее представление о ней (целях, содержании, орудиях трудах, возможных перспективах существования, социальной значимости, тех проблемах, которые испытывает современный воспитатель, а также требованиях к его личности, роли профессиональных знаний и умений в решении профессиональных задач).
На четвертом курсе работа по формированию когнитивно-гностического компонента профессионального самоопределения студентов продолжалась
как на предметах «Педагогика», «Психология», так и в курсе преподавания учебных дисциплин «Психолого-педагогический практикум», «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования», специализированного курса «Основы исследовательской и самостоятельной работы».
В процессе формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа учитывались индивидуально-психологические особенности обучающихся разных групп, которые ранее были определены на основе проведенного исследования. Остановимся более подробно на особенностях выделенных нами групп респондентов.
«Оптимальная» группа. Индивидуально-психологические и личностные особенности студентов «оптимальной» группы адекватны требованиям профессии педагога-воспитателя к личности студента и дают возможность успешно профессионально самоопределиться в рамках учебно-профессиональной деятельности педагогического колледжа.
Студенты группы «коррекции» имеют противоречивые личностные характеристики и некоторые расхождения с профессионально желательными качествами и умениями, позволяющими личности успешно самоопределиться. Имея представления о сущности работы педагога-воспитателя, о требованиях к его личности и уровню подготовки, студенты не соотносят их с собой, а знания о себе, своих особенностях, интересах, склонностях, личностных качествах - с представлениями о профессии педагога-воспи-тателя. Противоречивы и представления о сущности идеального педаго-га-воспитателя, о социальной значимости этой профессии. Для студентов группы «коррекции» возможности успешного процесса формирования профессионального самоопределения заключаются в разрешении указанных противоречий путем саморазвития, самоизменения, самосовершенствования будущего педагога-воспитателя в процессе целенаправленного педагогического воздействия.
Студенты группы «риска» обладают таким сочетанием индивидуально-психологических и личностных особенностей, которые существенно затрудняют процесс их профессионального самоопределения. У них нет представлений об идеальных качествах педагога-воспитателя, что вызывает сложности в адекватном самооценивании себя как личности и как специалиста, в осуществлении самоконтроля. У студентов группы «риска» возможности для успешного осуществления процесса формирования профессионального самоопределения заключаются в развитии навыков самоконтроля и самоанализа и адекватного самооценивания, расширении кругозора, повышении уровня профессиональной подготовки, которые позволят им стать интересной личностью в собственных глазах, глазах преподавателей, сверстников и воспитанников дошкольного учреждения, научиться качественно выполнять свои профессиональные обязанности, стать квалифицированным педагогом-воспитателем. В дальнейшем студентов «оптимальной» групп, группы «коррекции» и группы «риска» мы будем относить к первой,
второй и третьей группе соответственно. Ниже приводятся примеры, иллюстрирующие, как осуществлялась работа в заданном направлении с учетом индивидуальных особенностей студентов разных групп.
Так, в процессе изучения педагогики студентам оптимальной группы предлагалось проанализировать различные точки зрения психологов по поводу факторов, влияющих на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста; группы «коррекции» - подобрать цитаты педаго-гов-классиков, доказывающих тезис, что в работе с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо обладать эмпатией, педагогическим тактом; группы «риска» - подобрать пословицы разных народов о воспитании детей, выявить сходство и различие в национальных подходах к воспитанию.
На выпускном курсе, когда студенты приступили к изучению ими «Пси-холого-педагогического практикума», важно было приобщить их к решению педагогических ситуаций и выполнению заданий, реально возникающих в их предстоящей профессиональной деятельности, сформировав положительное отношение к профессии воспитателя.
Учебная дисциплина «Педагогика» является базовой, поэтому она изучается студентами на протяжении трех лет и позволяет обучающимся познакомиться с теми требованиями, которые предъявляет профессия воспитателя к личности будущего специалиста. Она призвана сформировать у студентов знание особенностей детей раннего и дошкольного возраста и, исходя из этого, выбирать наиболее рациональные формы и методы воспитания и обучения детей. Изучая тему «Педагог в современном ДОУ», студенты всех групп знакомились с текстом учебника, составляли конспекты. В качестве задания, развивающего гностические умения будущих воспитателей, нужно было подготовить краткий доклад из истории их будущей профессии. Студентам оптимальной группы и группы «коррекции» требовалось проследить историческую ретроспективу профессии, назвать те требования, которые выдвигались различными учеными, общественными деятелями к личностным и профессиональным качествам педагога, его профессиональным умениям. Выполнению этой работы помогало изучение раздела «История образования и гуманистической педагогики», где студенты всех групп знакомились с тем, какие требования выдвигали классики педагогики в различные исторические отрезки времени.
В работе со студентами группы «риска» главным было решение задачи формирования знаний о требованиях, которые предъявляет профессия воспитателя к будущему специалисту. В процессе организации данного этапа работы студенты включались в коллективную работу, публично выступали перед группой, стараясь приобрести уверенность в глазах своих сверстников. Обучающимся заранее предлагалось выбрать для себя направление деятельности в рамках изучаемых тем «Педагог в современном ДОУ», «История образования и гуманистической педагогики».
Формирование знаний студентов о себе, своих личностных качествах, склонностях, интересах, умениях, возможностях как субъекта будущей про-
фессиональной деятельности предусматривало включение обучающихся в работу по самопознанию, самоизучению своих мотивов выбора профессии, индивидуально-психологических особенностей (темперамента, характера, сформированности психических процессов и др.). В процессе проведения эксперимента учитывались такие индивидуально-психологические особенности студентов групп «коррекции», как завышенная самооценка при недостаточных успехах в учебно-профессиональной деятельности; у студентов группы «риска», - недостаточно сформированы такие качества как рефлексия, критичность мышления, у них заниженная самооценка. Для изучения причин невысоких результатов студентов в данном направлении был использован комплекс диагностических методик, которые направлены на выявление особенностей развития их эмоциональной сферы, их склонности к риску, особенностей развития волевой регуляции, характерологических тенденций и другие. Совместный со студентами и педагогами анализ проделанной диагностической работы позволил разработать «Досье» для каждого студента. Оно включало наряду с набором личностных характеристик и индивидуальную программу профессионального самоопределения, включающую работу по развитию профессионально желательных и необходимых умений, личностных качеств и по преодолению нежелательных с точки зрения их поведения как профессионала.
В работе со студентами группы «риска» использовались аналогичные методики, а также материалы, полученные на констатирующем этапе эксперимента. В ходе формирующего эксперимента студенты третьей группы выяснили для себя, что не обладают в достаточной мере такими важными профессиональными качествами как эмпатия, рефлексия, педагогический такт, педагогический оптимизм. Также следует отметить, что у студентов третьей группы неплохо сформированы конструктивные, некоторые специальные умения (шить, вязать, выразительно читать и др.), в то время как гностические, организаторские, коммуникативные умения требуют серьезной работы. Обучающиеся умеют сдерживать свои эмоциональные проявления, им присуще подавленное настроение, они обладают волевым контролем над своим поведением, являющегося следствием критического отношения к себе. Студенты не склонны к риску, не уверены в себе, нередко скептичны, им присущ уход от контакта, если человек вызывает у них негативное отношение, способность к компромиссу недостаточна. Анализ «Досье» студентов группы «риска» позволил разработать систему коррекционно-развивающих занятий с ними по преодолению проблем в профессиональном самоопределении.
Использование практических занятий, урока-деловой игры, урока-имитации позволило сформировать у студентов всех групп знание возможных перспектив выбранной профессии, её цели, орудий труда, а также возможных ограничениях человека её выбравшего. В ходе деловой игры студенты выступали в качестве «присутствующих в суде», «истца», «адвоката» «прокурора» и «судей» профессии воспитателя, представляя свое видение
труда педагога. Такие роли поручались студентам всех групп. Различие в их подготовке и выступлении заключалось в том, что студенты оптимальной группы представляли свои тезисы в защиту или в опровержение устно, а студенты группы «коррекции» и «риска» могли зачитать приговор либо текст выступления о защите, заранее ими написанный и проверенный преподавателем.
Формирование у студентов знаний о возможных перспективах выбранной ими профессии и возможных ограничениях выбравшего её человека происходило на основе использования в учебном процессе анализа психо-лого-педагогических ситуаций. В ходе анализа ситуаций студенты второй группы, в основном, акцентировали внимание на недоработках со стороны педагога, критиковали его методы работы и делали вывод о его профессиональной непригодности. В этом случае студентам предлагалось сформулировать наиболее рациональные рекомендации для такого воспитателя. Если студент сразу затруднялся дать ответ, то ему предлагалось поработать дома с методической литературой, периодическими изданиями и выступить на следующем занятии. Такое задание вызывало у студентов группы «коррекции» эмоциональный отклик, поскольку им предлагалось выступить в роли консультанта, ведущего, что соответствовало их личностным особенностям (экстраверсии, склонности к лидерству, эмоциональной выразительности).
На выпускном курсе формирование у студентов знаний о возможных перспективах выбранной ими профессии, её целей, орудий труда, возможных ограничениях перешло в завершающую стадию. Опираясь на имеющиеся у студентов психолого-педагогические знания и профессиональные умения, полученные ими в ходе педагогической практики, важно было использовать возможности предметов «Теоретические основы и содержания организации дошкольного образования» и «Психолого-педа-гогический практикум», которые предусматривали включение студентов в более сложные виды деятельности, нежели те, с которыми они встречались до этого.
Знакомясь с содержанием различных программ по дошкольному воспитанию, студенты всех групп составляли таблицу, которые систематизировали их знания о профессии воспитателя. Студенты первой и второй групп набирали, систематизировали и анализировали материал, работая с методической литературой, а студентам третьей группы в дополнение к этому необходимо было провести опрос среди воспитателей и, используя помощь преподавателя, завершить выполнение задания. На этапе презентации студентам оптимальной группы было предложено познакомиться с таблицами своих сокурсников и составить на них рецензию. Как показали наблюдения за реакциями студентов в ходе выполнения ими заданий, анализ таблиц и рецензий на них, студенты второй и третьей групп осмысленно включались в деятельность.
Анализ деятельности студентов позволил выявить, что многие из них владеют знаниями о возможных перспективах выбранной ими профессии,
соотносят образовательное пространство педагога (программу, в рамках которой он работает) с теми целями, орудиями труда, которыми он руководствуется, имеют представление о том, каковы возможные перспективы профессии воспитателя, работающего по той или иной программе, ожидания родителей по вопросам воспитания и обучения детей, каковы ограничения человека, выбравшего её. В своих суждениях были достаточно осторожны по поводу перспектив выбранной профессии. Ими отмечалось, что, несмотря на популярность той или иной программы дошкольного образования среди родителей воспитанников, человек, работающий в сфере воспитания и обучения дошкольников, имеет низкий социальный статус в обществе: «низкооплачиваемый труд, мало перспектив для карьерного роста, самореализации». Среди ограничений человека, выбравшего профессию воспитателя, студенты называли «застенчивость, неумение общаться с другими людьми» - 55%; 23,9% студентов указали на недопустимость вредных привычек (табакокурение, ненормативная лексика), а также «вульгарный внешний вид» (чрезмерность в нанесении макияжа, жевание жвачки, неопрятность).
В целом можно сказать, что проведенная работа по формированию когнитивно-гностического компонента профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа имела свои положительные результаты. В количественном выражении результаты проведенной работы в виде динамики уровней сформированности компонента профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа представлены в таблице.
Таблица 1 - Динамика уровней сформированности когнитивногностического компонента профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа в ходе формирующего эксперимента (в %)
Уровень 2 курс 3 ку рс 4 курс
Конст. эксп-т Форм. эксп-т Конст. эксп-т Форм. эксп-т Конст. эксп-т Форм. эксп-т
Высокий 22,7 46 23 46,7 28,4 50,4
Средний 52 36,4 50,8 39 48,7 41,3
Низкий 25,3 17,6 26,2 14,3 22,9 8,3
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего эксперимента позволило отметить, что количественный прирост произошел, главным образом, за счет студентов с высоким уровнем когнитивно-гностического компонента профессионального самоопределения при уменьшении числа студентов со средним и низким уровнем данного компонента.
В процессе опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о том, что интеграция дисциплин психолого-педагогического цикла обеспечивает процессы преемственности, последовательности и системности в формировании когнитивно-гностического компонента профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. В ходе интегративного преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла с учетом
индивидуально-психологических особенностей личности студентов идет целенаправленный процесс углубления и упрочения знаний студентов о сущности деятельности педагога-воспитателя, требованиях к уровню его общекультурной, психолого-педагогической и общеметодической подготовки; формируются профессионально значимые качества, специальные, коммуникативные, организаторские умения, видение профессиональных перспектив. Кроме того, появляется возможность устранения дублирования учебного материала для студентов оптимальной группы, возможности его закрепления для студентов группы «коррекции» и повторного прохождения для студентов группы «риска». Все перечисленное выше способствует эффективности процесса профессионально самоопределения студентов педагогического колледжа.
Библиографический список
1. Пьянкова, Л. А. Индивидуальный подход к формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Пьянкова. - Новокузнецк, - 2006. - 359 с.
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор среднего профессионального образования // Вестник образования. - 1995. - № 2.