УДК 378
Т. Н. Яркина
УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА» КАК ЧАСТЬ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Определяется место учебной дисциплины «Основы профессионального саморазвития педагога» в системе профессиональной подготовки магистров педагогического и психолого-педагогического образования. Оцениваются значение саморазвития в профессиональной деятельности педагога и возможности названной дисциплины в этом процессе. Охарактеризованы направленность и цели изучения дисциплины «Основы профессионального саморазвития педагога», выделены компетенции, формируемые у обучающихся в процессе освоения данного курса. Описаны компоненты (знаниевый, деятельностный, поведенческий) и уровневые показатели формируемых компетенций. Определены и обоснованы принципы и содержательные особенности преподавания характеризуемого учебного курса, направленные на профессиональное саморазвитие магистрантов.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, педагог, магистерская подготовка, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, учебный курс, учебная дисциплина, профессиональные компетенции.
Модернизация современного профессионального педагогического образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Чтобы соответствовать современным постоянно возрастающим требованиям, педагогу необходимо не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально саморазвиваться, самосовершенствоваться.
Несмотря на существующие многочисленные исследования проблемы саморазвития педагога, она остается актуальной и продолжает привлекать внимание исследователей, являясь предметом их изучения (Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, О. С. Газ-ман, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. Е. Фиш-ман, Г. А. Цукерман, В. А. Сластенин, С. А. Миню-рова, М. А. Щукина и др.).
Очевидно, что значение саморазвития в педагогической деятельности переоценить достаточно сложно. По утверждению К. Д. Ушинского, педагог живет до тех пор, пока учится [1]. А. Дистервег указывал на то, что педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием [2]. С этим трудно спорить.
Понимание сути термина «профессиональное саморазвитие» позволяет определить его роль в существовании субъекта. В современной психолого-педагогической литературе понятие «профессиональное саморазвитие» рассматривается довольно часто. Весьма исчерпывающе данное понятие, на взгляд авторов, раскрыто Г. В. Поповой. По ее мнению, саморазвитие человека в профессии - процесс самодвижения и прогрессивного изменения личности человека, детерминированной его профессиональной деятельностью, ориентированный
на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений человека как субъекта деятельности, основанный на способности человека к самопроектированию своей жизнедеятельности, творческой самореализации, самосохранению, самоутверждению и совладанию с критическими ситуациями [3].
Значимость саморазвития в профессиональной деятельности педагога раскрывается через функции, выделенные С. А. Пятаевой [4]:
1. Основные:
- смыслообразующая - активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации;
- активности - открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов;
- оценочная - осмысление результатов педагогической деятельности, самокритичность.
2. Дополнительные:
- адаптационная - адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды;
- компенсаторная - коррекция профессионального поведения и деятельности;
- коммуникативная - общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса, что придает уверенность в себе, профессиональную современность.
Профессиональное саморазвитие личности, по мнению Т. Д. Фалахеевой, - это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека [5].
В таком понимании профессиональное саморазвитие предполагает не только самостоятельные действия субъекта по изменению своей личности,
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)
но и определенную поддержку со стороны, совместную деятельность нескольких субъектов. В качестве такой поддержки может рассматриваться профессиональное обучение в магистратуре.
Учебный план магистратуры по направлениям «Психолого-педагогическое образование» (профили: «Психология и педагогика развития дошкольника», «Психология и педагогика начального образования») и «Педагогическое образование» (профиль «Управление дошкольным образованием») включает дисциплину «Основы профессионального саморазвития педагога», которая изучается магистрантами в третьем семестре.
Освоение данного курса направлено на формирование компетенций саморазвития, основанных на целостном представлении о собственной индивидуальности и возможностях личностного и профессионального роста.
Среди компетенций магистров, формируемых в рамках названной дисциплины, особое внимание хотим обратить на следующие: «способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4)» - педагогическое образование; «способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7)», «умение организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8)» - психолого-педагогическое образование. По мнению авторов, именно в процессе изучения данной дисциплины наиболее активно развиваются выделенные компетенции (наряду с другими, включенными в перечень планируемых результатов).
Целью учебного курса является активизация личностного потенциала магистрантов и привлечение их к проектированию траектории профессионального саморазвития.
Задачами дисциплины выступают:
- обогащение представлений магистрантов о механизмах, факторах, этапах профессионального саморазвития педагога;
- расширение представлений магистрантов о формах и методах самопознания и самооценки;
- развитие рефлексивных способностей;
- содействие выявлению стимулирующих и препятствующих факторов собственного профессионального саморазвития;
- овладение технологией проектирования траектории профессионального саморазвития.
Следует принимать во внимание, что магистранты - это взрослые люди, в подавляющем большинстве состоявшиеся педагоги, владеющие в определенной степени рефлексивными умениями, имеющие представление о механизмах саморазвития.
В связи с этим организация обучения в контексте дисциплины «Основы профессионального саморазвития педагога» строится как педагогическая поддержка процесса саморазвития магистрантов. Преподавание дисциплины базируется, исходя из этого, на следующих принципах, которые были определены на основании работ Т. Д. Фалахеевой [5] и Б. Е. Фишман [6]:
- приоритет самостоятельности и ответственности обучения;
- собственная активность и сознательность в процессе обучения;
- опора на жизненный и профессиональный опыт как источник новых знаний;
- индивидуализация обучения на основе его контекстности;
- оптимистичность обучения;
- принцип субъективности (личностно-профес-сиональное саморазвитие участников образовательной деятельности является результатом их собственной активности, реализацией их субъективной позиции);
- принцип аксиологической ориентированности (ориентация образовательных процессов определяется ведущими идеями и ценностями саморазвития);
- принцип диалогичности (взаимодействие всех участников образовательного процесса носит характер диалога, в котором каждый участник имеет равные возможности высказаться и каждый может быть услышан);
- принцип интерактивности (образовательный процесс включает разнообразную интерактивную деятельность в составе команды коллег);
- принцип рефлексивности (обеспечивается рефлексия происходящих личностных изменений на основе диагностики и самодиагностики);
- принцип продуктивности (образовательная деятельность объективируется в конкретных разнообразных продуктах: статьях, методических материалах и др.).
Содержательным итогом освоения курса «Основы профессионального саморазвития педагога» является формирование трех компонентов профессиональных компетенций как результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, а именно: знаниевого (должен знать), дея-тельностного (уметь), поведенческого (владеть).
Знаниевый компонент включает в себя знание и понимание значимости процесса саморазвития в успешности профессиональной деятельности, основных научных категорий «саморазвитие, «самовоспитание», «самосознание», «я-концепция», «рефлексивная деятельность» и др., знание механизмов, факторов, стадий и уровней профессио-
нального развития и саморазвития педагога. Дея-тельностный компонент направлен на проявление умений диагностирования и объективного оценивания магистрантами своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионального мастерства и готовности к саморазвитию, видение профессиональных перспектив, планирования профессионального роста. Поведенческий компонент демонстрирует владение магистрантами мето-
дами самопознания и самооценки, рефлексией, средствами профессионального самосохранения и противостояния деформационным изменениям, технологией профессионального саморазвития и построения профессиональной карьеры. Принимая во внимание данные компоненты и опираясь на образовательную программу магистратуры, уров-невые показатели формируемых компетенций представляем следующим образом (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Показатели оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций по дисциплине «Основы профессионального саморазвития педагога» (психолого-педагогическое образование)
Компетенция Показатель оценивания результатов обучения (по уровням)
2-й (низкий) 3-й (средний) 4-й (выше среднего) 5-й (высокий)
ОК-3 Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний Не способен. Имеет слабое представление о способах поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний На описательном уровне характеризует способы поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний Имеет незначительные затруднения в поиске и использовании научной и профессиональной информации с применением современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний Уверенно владеет системой способов поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
ОК-7 Способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности Не способен. Имеет слабое представление о значении рефлексии в своей деятельности, не владеет способами и методами самосовершенствования На описательном уровне характеризует способы самосовершенствования на основе рефлексии своей деятельности. Демонстрирует отдельные умения саморазвития Имеет незначительные дефициты глубины процессов самосовершенствования и саморазвития на основе рефлексии своей профессиональной деятельности Систематически и глубоко осуществляет процессы саморазвития на основе рефлексии своей деятельности. Уверенно владеет методами самосовершенствования
ПКНМ-1 Способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе Имеет слабое представление о способах обеспечения трансляции передового профессионального опыта в коллективе На описательном уровне характеризует способы обеспечения трансляции передового профессионального опыта в коллективе Имеет незначительные затруднения в транслировании передового профессионального опыта в коллективе Уверенно владеет способами обеспечения трансляции передового профессионального опыта в коллективе
ПКНМ-8 Умение организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) Не способен. Имеет слабое представление об организации рефлексии профессионального опыта (собственного и других специалистов) Знаком со способами организации рефлексии профессионального опыта (собственного и других специалистов) Имеет незначительные затруднения в организации рефлексии профессионального опыта (собственного и других специалистов) Уверенно владеет способами организации рефлексии профессионального опыта (собственного и других специалистов)
Таблица 2
Показатели оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций по дисциплине «Основы профессионального саморазвития педагога» (педагогическое
образование)
Компетенция Показатель оценивания результатов обучения (по уровням)
2-й (низкий) 3-й (средний) 4-й (выше среднего) 5-й (высокий)
ОК-5 Способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности Не способен. Имеет слабое представление о способах поиска и дальнейшего использования новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности На описательном уровне характеризует способы поиска и дальнейшего использования новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, недостаточно владеет информационными технологиями Имеет незначительные затруднения при использовании способов поиска и дальнейшего использования новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, в том числе с помощью информационных технологий Уверенно владеет системой способов поиска научной и профессиональной информации, приобретает новые знания и умения с использованием информационных технологий
ОПК-4 Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру Не способен. Имеет слабое представление о проектировании дальнейшего образовательного маршрута и построении профессиональной карьеры Знаком со способами организации личностного и профессионального самообразования. Демонстрирует отдельные умения, связанные с проектированием дальнейшего образовательного маршрута и построения профессиональной карьеры Имеет незначительные затруднения в осуществлении личностного и профессионального самообразования, проектировании дальнейшего образовательного маршрута и построения профессиональной карьеры Уверенно владеет способами осуществления личностного и профессионального самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и построения профессиональной карьеры
ПК-12 Г отовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области Не готов. Имеет слабое представление о способах и приемах систематизации, обобщения и распространения отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области На описательном уровне знаком со способами и приемами систематизации, обобщения и распространения отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области Имеет незначительные затруднения в систематизации, обобщении и распространении отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области Уверенно владеет способами и приемами систематизации, обобщения и распространения отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области
Соотнесение данных показателей с компонентами (заниевый, деятельностный, поведенческий) формируемых компетенций является основанием для заключения об уровне сформиро-ванности планируемых результатов обучения магистрантов и о достижении цели изучения дисциплины. В таком случае о результативности изучения студентами курса «Основы профессионального саморазвития педагога» можно говорить при достижении ими четвертого и пятого уровней (табл. 3). Собственно оценивание выделенных компетенций осуществляется посредством фонда оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации.
Учебно-тематический план курса разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО (магистратура), трудоемкость дисциплины - три зачет-
ные единицы, 108 часов, при этом объем аудиторной работы - 30 часов, самостоятельной работы студентов - 84 часа. Аудиторные занятия проводились преимущественно в интерактивном режиме: дискуссии, мозговые штурмы, тренинговые упражнения, решение педагогических задач, анализ конкретных ситуаций и др. Самостоятельная работа включала выполнение разнообразных рефлексивных, аналитических и творческих заданий. Развитие знаниевого компонента профессиональных компетенций обеспечивалось, в частности, через дискуссии и обсуждения на актуальные темы «Особенности профессионального становления педагога», «Факторы, условия и механизмы профессионального саморазвития педагога», «Барьеры и стимулы профессионального саморазвития педагога», «Проектирование траектории про-
Таблица 3
Критерии и показатели оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках
формируемых компетенций
Планируемый результат обучения Критерий оценивания Показатель оценивания, балл
2 (низкий) 3 (средний) 4 (выше среднего) 5 (высокий)
Знать: основные понятия курса, механизмы, стадии, уровни профессионального развития и саморазвития педагога Знаниевый (знание и понимание) Не знает учебный материал, отсутствует понимание сути изучаемых процессов и явлений Поверхностное и несистемное знание учебного материала, отрывочные представления о взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений Знает учебный материал, но допускает незначительные ошибки при его изложении и объяснении Уверенно излагает и объясняет учебный материал, понимает взаимосвязь изучаемых процессов и явлений
Уметь: диагностировать и объективно оценивать индивидуально-психологические особенности, уровень саморазвития, планировать профессиональный рост Деятельностный (элементарные умения, обеспечивающие компетенцию) Не умеет использовать учебный материал для решения профессиональных задач разного типа Использует учебный материал для решения профессиональных задач разного типа, но имеет существенные затруднения в этом процессе Умеет доказательно использовать материалы для решения профессиональных задач разного типа, видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач, допускает незначительные ошибки при использовании учебного материала Умеет грамотно, аргументированно использовать материалы для решения профессиональных задач разного типа, обсуждает теоретические и практические проблемы практики, видит перспективы использования знаний с учетом решаемых профессиональных задач
Владеть: методами самопознания, рефлексией, методами профессионального саморазвития, технологией построения профессиональной карьеры Поведенческий (владение техникой (методикой) сложных профессиональных действий в рамках формируемых компетенций) Не владеет необходимыми профессиональными действиями Владеет отдельными навыками, использует их бессистемно Владеет техникой, но допускает незначительные ошибки, выстраивая систему профессиональных действий Уверенно владеет техникой (методикой) решения профессиональных задач
фессионального саморазвития. Построение профессиональной карьеры» и др. В связи с тем что практически все магистранты работают в образовательных учреждениях и педагогической деятельностью занимаются профессионально, обсуждаемые проблемы вызывали у них неподдельный интерес, живой отклик, обращение к своему опыту. Такой диалог оказывается полезным не только для самих студентов, но и для преподавателя, так как опыт магистрантов насколько разнообразен, настолько и ценен.
Деятельностный компонент выступает результатом диагностирования, анализа и оценки магистрантами своих индивидуально-психологических особенностей и готовности к саморазвитию, определения профессиональных перспектив и планирования профессионального роста. Формирование поведенческого компонента профессиональных компетенций осуществлялось через выполнение студентами заданий, направленных на рефлексию
выдвигаемых профессиональных целей и построение траектории профессионального саморазвития (составление программы).
Изучение курса завершается зачетом. В качестве зачетного задания выступает подготовка итоговой работы, включающей две части:
1. Составление развернутой описательной характеристики особенностей своей личности (в контексте саморазвития) на основании результатов выполненных диагностических тестов («Готовность к саморазвитию», «Диагностика структуры ценностей личности (С. С. Бубнова), «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» (Л. Н. Бережнова), «Диагностика уровня невротизации» (Л. И. Вассерман), личностный опросник Т. Элерса «Мотивация к успеху» и др.).
2. Составление программы профессионального саморазвития с опорой на предлагаемую схему (табл. 4) и ее защита.
Таблица 4
Программа профессионального саморазвития педагога
Направления профессионально-личностного саморазвития Задачи саморазвития Стратегии (формы, приемы, мероприятия) Сроки Предполагаемые результаты
На взгляд авторов, дисциплина «Основы профессионального саморазвития педагога» является важной частью профессиональной магистерской подготовки. Студенты, изучившие курс, способны ставить перед собой цели профессионального
саморазвития, выбирать наиболее адекватные средства и способы их достижения, проектировать индивидуальный маршрут своего профессионального развития и объективно оценивать его результаты.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 440 с.
2. Дистервег А. В. Избранные педагогические сочинения / сост. В. А. Ротенберг; под ред. В. И. Медынского. М.: Учпедгиз, 1956. 315 с.
3. Попова Г. В. Психологические основы моделирования профессионального саморазвития педагога в ситуации кризиса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 145-152.
4. Пятаева С. А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 148 с.
5. Фалахеева Т. Д. Андрогогическая модель профессионального саморазвития личности студентов заочного отделения в процессе обучения в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2007. 22 с.
6. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка профессионального саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 6. С. 10-16.
Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.02.2016.
Т. N. Yarkina
EDUCATIONAL COURSE "FOUNDATIONS OF THE TEACHER'S PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT" AS THE PART OF MASTER'S DEGREE IN PEDAGOGICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
The article defines the role and the place of the educational course "Fundamentals of the teacher's professional self-development" for professional training of masters in the system of pedagogical and psycho-pedagogical education. The author estimates the value of the teacher's self-development in the professional activity and present the possibilities of this educational course in the process of teacher's professional self-development. The article characterizes the focus and purposes of studying the educational discipline "Fundamentals of the teacher's professional self-development", highlights the competences which are formed and acquired by master students in the framework of this discipline. We describe components (knowledge-, activity-, behavior-based) and proficiency indicators of acquired competences. The paper identifies and justifies main principles, approaches and substantial content features of teaching educational course aimed at professional self-development of masters in Pedagogy.
Key words: professional self-development, teacher, master training, pedagogical education, psycho-pedagogical education, educational course, educational discipline, professional competences.
References
1. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical works]. In 6 vol. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. Vol. 2. 440 p. (in Russian).
2. Disterveg A. V. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Sost. V. A. Rotenberg, ed. V. I. Medynskiy. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1956. 315 p. (in Russian).
3. Popova G. V. Psikhologicheskiye osnovy modelirovaniya professional'nogo samorazvitiya pedagoga v situatsii krizisa [Psychological basis of formation of teacher's professional self-development in a crisis situation]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk - Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 5, pp. 145-152 (in Russian).
4. Pyatayeva S. A. Metodicheskaya podderzhka professional'nogo samorazvitiya vospitatelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Dis. kand. ped. nauk [Methodological support of a pre-school teacher's professional self-development. Diss. cand. ped. sci.]. Volgograd, 2005. 148 p. (in Russian).
5. Falakheyeva T. D. Andragogicheskaya model' professional'nogo samorazvitiya lichnosti studentov zaochnogo otdeleniya v protsesse obucheniya v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Andragogical model of professional self-development of students of the correspondence department in the course of training in higher school. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Komsomolsk-on-Amur, 2007. 22 p. (in Russian).
6. Fishman B. E. Pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samorazvitiya pedagoga [Pedagogical support of teacher's professional self-development]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical education and science, 2006, no. 6, pp. 10-16 (in Russian).
Yarkina T. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]