ББК 74.56
О.М. Кузеванова
Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения на основе использования учебно-методического комплекса
O.M. Kuzevanova
Formation of Professional and Pedagogical Competence of the Vocational Training Master Basing on Educational Methodical Complex
Рассматривается актуальная проблема формирования профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения, определены функции, критерии, уровни ее сформированности. Представлен учебно-методический комплекс дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Проанализированы результаты экспериментального использования сборника практических и самостоятельных работ.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионально-педагогическая компетентность, функции, критерии, уровни сформированности, учебнометодический комплекс дисциплины.
В ситуации перехода общества в постиндустриальную стадию компетентностная парадигма выступает как одно из оснований для обновления содержания общего образования и вызывает переориентацию оценки его результата с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [1].
Активно входит компетентностная парадигма и в систему профессионального образования. «Профессиональная компетентность» как психическое состояние и обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах его труда, дает специалисту возможность действовать самостоятельно и ответственно.
В настоящее время профессиональное образование все более ориентировано на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности.
Ключевыми категориями компетентностного подхода являются понятия «компетенции» и «компетентности», не имеющие к настоящему времени общепризнанного содержания и толкования. Зарубежные и отечественные ученые предприняли немалое количество попыток их определить (Н. Хомский, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер и др.).
The author considers an urgent problem of forming professional and pedagogical competence of vocational training master, functions, criteria, levels of its formation. In the article the educational-methodical complex of discipline “General and Professional Pedagogy” is presented. Results of experimental use of the collection of practical and independent works are analyzed.
Key words: competence, professional-pedagogical competence, functions, criteria, levels of formation, educational-methodical complex of discipline.
Профессиональная компетентность мастеров профессионального обучения определяется синтезом двух составляющих: профессионально-педагогической компетентности и специальной профессиональной компетентности. Мы будем рассматривать формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих мастеров профессионального обучения (п/о).
На различных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности мастера п/о, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых ею видов деятельности. В целом на каждом историческом этапе развития социума проявлялся ряд требований, определявших назначение и функции специалиста как личности и профессионала.
В.В. Нестеров и А.С. Белкин рассматривают педагогическую компетенцию как «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе», а профессиональнопедагогическую компетентность - как «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций» [2, с. 4].
Р.В. Овчарова считает, что педагогическая компетентность - это проявляющаяся готовность
к педагогической деятельности, определенный набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала [3, с. 410].
В словаре профессионально-педагогических понятий профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как «результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении высокого уровня профессионального само сознания, в цело стном видении профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения, в наличии системы “потребностей-способностей” к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях» [4, с. 87].
В нашем исследовании мы шли от понимания профессиональной компетентности как интегративного (системного) свойства личности мастера п/о, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной (специальной) областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (про-гностичность) в работе, открытого к динамичному общению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.
Наша позиция близка к подходам ученых екатеринбургской научной школы, и мы вслед за Г.Н. Жуковым, В.Г. Матросовым, С.Л. Каплан, Г.Д. Бухаровой под профессионально-педагогической компетентностью будущего мастера профессионального обучения будем понимать результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерно профессиональное самосознание, целостное видение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей - способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях [5].
Как отмечалось выше, наряду с понятием «компетентность», особую актуальность приобрело понятие «компетенция».
Под профессионально-педагогической компетенцией мастера профессионального обучения будем понимать совокупность свойств его личности, обеспечивающую само стоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности и выражающуюся понятием «быть способным» [5].
Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления опыта.
Мы считаем, что при получении образования в колледже речь идет о формировании и развитии только профессиональной компетентности (квали-
фикации), в то время как ключевые компетенции присущи уже опытным специалистам, а их формирование - задача последипломного образования. Ключевые компетенции приобретаются на базе уже имеющегося профессионального опыта, высокой квалификации и развитых ключевых квалификаций (компетентно стей).
В дальнейшем в результате самостоятельной работы, при наличии установки на самореализацию через профессию, компетентность трансформируется в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией. Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное же заведение должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику профессиональной деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность мастера п/о реализуется через его функции.
В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения определено, что мастер п/о готовится к следующим видам деятельности:
• организация учебно-производственного процесса;
• педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и неурочной деятельности;
• методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения студентов, обучающихся профессиям рабочих;
• участие в организации производственной деятельности;
• выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
В структуре педагогической деятельности выделяют пять взаимообусловленных компонентов, связанных с функциональными видами деятельности педагога (Н.В. Кузьмина): гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Система функций позволила нам определиться в структуре профессионально-педагогической компетентности мастера п/о. За основу мы взяли разработки
А.Л. Смятских и Т.М. Туркиной [6].
Анализируя компоненты, характеризующие профессиональную компетентность мастера п/о, можно утвержать, что данная компетентность состоит из теоретической и практической подготовки специалиста к осуществлению педагогической деятельности, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражается в способности самостоятельно, ответствен-
но, эффективно выполнять определенные трудовые функции.
Профессионально-педагогическая компетентность студента не может иметь те же проявления, что и у зрелого педагога, обладающего жизненным и профессиональным опытом. Мы допускаем, что в профессионально-педагогической компетентности студентов присутствуют лишь основы компетенций. Тем не менее и их необходимо выявлять, чтобы устанавливать, насколько эффективен процесс профессионального обучения. С этой целью вырабатываются критерии сформированности профессиональной компетентности, по которым мы можем судить о том, насколько обучаемый подготовлен к сознательному выполнению своих обязанностей.
Определяя критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности, мы руководствовались ее сущностными характеристиками и положениями критериального подхода (критерии должны фиксировать деятельностное состояние субъекта, нести информацию о характере деятельности, мотивах и отношении к ее выполнению).
Вопрос определения уровней развития (сфор-мированности) личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина).
Для выявления уровней сформированности профессионально-педагогической компетентности мы использовали опросники и методики: методика оценки профессиональной направленности личности учителя; тест на оценку уровня общительности
В.Ф. Ряховского; тест на определение уровня личностной тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера); тест на оценку уровня мотивации к успеху (методика Т. Элера); тест Т. Матвеевой на определение организаторских способностей; методика «Потребности в общении» (по Ю.М. Орлову); методика «Потребность в достижении» (по Ю.М. Орлову); методика «Шкала самооценки мотивации одобрения» (по Д. Марлоу и Д. Краун); тест В.И. Андреева «Умеете ли Вы слушать»; способность к эмпатии (И.М. Юсупова).
Опираясь на существующий теоретический и практический опыт и ранее проведенные педагогические исследования, мы выделили четыре группы студентов, профессионально-педагогическая компетентность которых проявлялась типичными способами.
Обобщенные свойства каждого уровня мы определяли посредством анализа монографических характеристик, полагаясь на установленные нами критерии: интуитивный (низкий), нормативный (средний), активный (высокий), креативный (высший).
Известно, что каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или
измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о чем-либо вообще и о компетентности в частности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижение. Вследствие этого уровень сформированности у студентов профессиональнопедагогической компетентности следует выявлять в конце обучения, после прохождения комплексной педагогической практики.
Содержание профессионального образования обусловлено целями и потребностями общества, а также совокупностью требований, которые будут предъявляться к специалистам в предстоящей сфере деятельности. При подготовке кадров для образовательных учреждений целью всего учебного процесса должно стать формирование социально активного человека с высокими нравственными установками, владеющего педагогическими знаниями и умениями, готового реализовывать их на практике, т.е. обладающего высоким уровнем компетентности.
Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики. Такое обеспечение учебного процесса называют научно-методическим. Организующим началом всех разработок является представление о структуре, составляющих элементах и функциональных связях в создаваемой педагогической системе. Описание будущей педагогической системы осуществляется в форме различных методических документов, совокупность которых называется учебнометодическим комплексом (УМК). Пользуясь таким комплексом, студент сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала. Функции педагога при этом сводятся к информационно-контролирующей и консультативно-координирующей.
Нами разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», основанный на использовании компетентностного подхода к обучению. В него входят: учебная программа, курс проблемных лекций, сборник «Средства когнитивной визуализации», сборник практических и самостоятельных работ [7], электронные рабочие тетради для самостоятельной работы, комплекты контроля знаний, дневники индивидуального саморазвития.
Сборник практических и самостоятельных работ прошел апробацию в экспертных группах [7].
В учебном пособии предложены задания для практической и самостоятельной деятельности студентов, которые помогут им не только осознанно и прочно усвоить материал курса, но и научат разнообразным способам анализа и оценки дидактических ситуаций, творчески проектировать учебный процесс, анализировать и оценивать результаты самостоятельной работы.
Цель пособия - практическое и систематическое освоение студентами научных положений дисциплины, установление связи теории с практикой, овладение приемами самостоятельной и творческой работы, формирование профессионально-педагогической эрудиции на основе совместной с педагогом поисковой познавательной деятельности, формирование готовности к расширению функционально-ролевого репертуара специалиста в области образования.
В задачи практикума входят психологическая поддержка и педагогическая помощь в преодолении учебно-познавательных затруднений и барьеров при изучении учебных дисциплин, информационное, технологическое и методическое сопровождение обучения студентов колледжа.
Реализация цели и задач практикума и отбор содержания осуществлялись на основе принципов ценностно-смыслового и системно-деятельностного подходов.
Практикум рассчитан на активную самостоятельную работу студентов. Часть заданий и тестов направлена на расширение личных представлений студентов о себе и развитие его рефлексивных умений. Задания для ведения дневника нацелены на осуществление саморазвития и наращивание профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов. Поскольку для практической работы принципиально важна установка на сопоставление компетентного (общего нормативнопрофессионального, праксеологического) подхода к реализации педагогической деятельности с личным опытом обучения и общения студента, то мы советуем решить задачу самостоятельно («я считаю так»), а затем сверить свое решение с ключом или с мнением специалистов, справочников, словарей («правильно так»). Дневники, которые необходимо вести студентам, должны иметь индивидуальный характер.
Большинство заданий, предлагаемых в пособии, ориентировано не столько на поиск правильных ответов в учебниках, сколько на эвристическую поисковую деятельность студентов, которая должна подвести их к выработке личной позиции.
Студентам предложены также занимательные задания - ребусы, кроссворды и другие творческие задания, выполнение которых позволит не только закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания, но и будет способствовать развитию смекалки и формированию интереса к изучаемой дисциплине.
После каждой практической работы даны задания для самостоятельной работы, которые рассчитаны на творческую деятельность, а также материал на усвоение и проверку, который может использоваться преподавателем как контрольный для оценки степени усвоения знаний, умений и навыков изучаемого раздела.
Одной из задач нашего практикума является развитие академической зрелости студентов и на ее основе повышение готовности к самостоятельной учебной работе, что может служить в будущем базой для самореализации в профессиональной деятельности. Для этого студенту предлагаются задания по анализу научной информации, ее свертыванию и развертыванию.
Каковы результаты использования практикума?
В 2009-2010 гг. мы апробировали данное пособие в трех группах Алтайского государственного колледжа. В конце учебного года студентам была предложена анкета по изучению их мнения по вопросу эффективности использования сборника практических и самостоятельных работ по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика». Вот некоторые мнения студентов.
89% респондентов назвали сборник целостным комплексным учебным пособием. 60% студентов считают, что содержание носит практически ориентированный характер, 33% - личностно ориентированный, 58% - компетентностный. 48% обучаемых полагают, что сборник способствует формированию устойчивого интереса к проблемам образования, 39% - формированию собственной профессиональной позиции, 70% определили, что содержание практических работ нацелено на осуществление саморазвития будущего мастера профессионального обучения.
Работа по данному пособию помогла 67% студентов научиться самостоятельному поиску учебного материала, 52% - развить практические навыки творческой деятельности, 38% - рефлексивному анализу своего индивидуального стиля профессиональной деятельности, 58% - развитию гностических, проектировочных, конструкторских, организаторских, коммуникативных навыков и умений.
Студенты отмечают, что пособие сделано качественно и понятно, вызывает заинтересованность к изучению дисциплины, помогает развитию самостоятельности, способствует саморазвитию, очень удобное и доступное даже для среднего «студента», способствует глубокому формированию педагогических знаний, задания на усвоение и проверку знаний дают возможность оценить уровень усвоения материала, выявить пробелы в знаниях.
Суммируя первые результаты использования сборника практических и самостоятельных работ по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», мы можем констатировать, что данное пособие поможет качественнее освоить материал курса, научит творчески проектировать учебный процесс, анализировать и оценивать педагогические ситуации и результаты своей самостоятельной работы. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию профессиональной педагогической компетентности мастера профессионального обучения.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологический аспект) // Проблемы качества образования : материалы XIV Всероссийского совещания. -Кн. 2. - М., 2003.
2. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / отв. за вып. В.Ю. Банных. -Екатеринбург, 2003.
3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие. - М., 2001.
4. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. ГМ. Романцев, В.А. Осипова, О.В. Тарасюк ; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург, 2005.
5. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г.П. Скам-ницкой. - М., 2005.
6. Смятских А.Л., Туркина Т.М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. -М., 2003.
7. Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Общая и профессиональная педагогика : сборник практических и самостоятельных работ. - Барнаул, 2009.