УДК 377.018.46
Л. А. Пьянкова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Раскрыты методологические возможности индивидуального подхода в процессе формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. Особую значимость данная публикация приобретает в свете модернизации и оптимизации современной системы образования, направленной на повышение требований к уровню подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы автор доказывает, что содержанием профессионального самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и самореализации. Поэтому педагогические механизмы формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа рассматриваются во взаимосвязи с психологическими основами этого процесса. На основе индивидуального подхода среди обследуемых выделены три группы: оптимальная группа, группа коррекции и группа риска.
Ключевые слова: индивидуальный подход, профессиональное самоопределение.
Как показал анализ педагогической теории и практики, вопросу индивидуального подхода к формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа уделяется недостаточное внимание. Отсюда данная проблема стала предметом нашего рассмотрения.
Анализ научных изысканий А. Г. Базаева, Л. Е. Галагановой, И. Я. Журкиной, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, А. М. Кухарчук, А. Б. Ценци-пер, С. Л. Лесниковой, Н. С. Пряжникова, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавир и других исследователей в контексте проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи [1—12], а также учет отличительных особенностей воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа как учреждения среднего профессионального образования позволили сформулировать ключевое понятие. Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа рассматривается как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством её включения в учебную, производственно-практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями профессии к человеку, реализации потенциалов, осознания себя как будущего профессионала.
Индивидуальный подход к процессу формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа - это учет в процессе самоопределения индивидуально-психологических и личностных особенностей студентов, выбор форм и методов самопознания и саморазвития.
К индивидуально-психологическим особенностям студентов, определяющим эффективность формирования их профессионального самоопределения, относятся: свойства нервной системы (уравновешенность, эмоциональная устойчивость, уверен-
ность в себе) и темперамента (экстра- и интроверти-рованность); особенности функционирования высших психических процессов (внимание, мышление, память, речь); особенности волевой сферы (целеустремленность, активность); ценностные ориентации; рефлексию; характерологические особенности (общительность, стремление к творчеству, широкий общий и профессиональный кругозор, трудолюбие, инициативность).
На основе индивидуального подхода среди обследуемых нами студентов были выделены три группы: оптимальная группа, группа коррекции и группа риска. Такой подход обеспечивал дифференциацию работы в этих группах по формированию профессионального самоопределения студентов. Реализация индивидуального подхода на практике осуществлялась по микрогруппам (или парам), созданным по схожему или контрастному темпераменту, уровню развития когнитивных процессов, профессиональной направленности, личностной центрированности, по интересам и т. д.
Нами разработаны этапы осуществления индивидуального подхода к формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: диагностико-пропедевтический,
преобразующий и аналитико-обобщающий.
Целью диагностико-пропедевтического этапа явилось: изучение индивидуально-психологических особенностей студентов; формирование мотивов их профессионального самоопределения, социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, знаний студентов о требованиях профессии; формирование представлений обучающихся о себе как о будущем педагоге-воспитателе. Содержание и методы работы включали в себя: психодиагностику; групповые и индивидуальные консультации; семинары; практические и лабораторные работы; лекции; уроки с элементами деловой игры,
уроки-имитации; метод проектов; деятельность студентов в микрогруппах; вовлечение их в самостоятельную работу.
Самостоятельная работа студентов протекала в самых различных видах и формах: работа с книгой; составление таблиц, схем, анкет, кроссвордов; написание конспектов; решение задач, в которых студенты получали представление о способах целепо-лагания, планирования, самоуправления, самоконтроля. В этих видах деятельности осуществлялся процесс изучения индивидуально-психологических и личностных особенностей воспитанников и педа-гогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений и т. д. Усвоенные знания и приобретенные умения самостоятельной работы использовались ими для выполнения курсовых и дипломных работ. Самостоятельная творческая работа студентов позволяла им углублять теоретические знания, знания отдельных специальных методик, практически осваивать методы педагогических исследований; давала возможность студенту встать в новую ролевую позицию педагога-воспитателя, родителя.
Имитация профессиональной деятельности происходила через систему индивидуальных и групповых заданий, упражнений, задач, ситуаций, диалогов («Первая встреча с детьми, представьтесь», «В группе замкнутый ребенок», «Ребенок обижен несправедливостью, поговорите», «В группе гиперактивный ребенок», «Дети не выполняют ваши требования» и т. п.). Она является эффективным средством формирования профессионального самоопределения на основе учёта индивидуальных свойств личности, опыта целенаправленного само-изменения, представлений о сущности педагогической деятельности, создания образа опытного пе-дагога-воспитателя.
Урок с элементами деловой игры предусматривал распределение ролей, составление сценария, подготовку игрового материала, выработку критериев результативности игры. Нами разработаны такие деловые игры, как: «Чем я интересен для детей», «Ищу работу воспитателя», «Если детям со мной неинтересно», «Суд над педагогической ошибкой», «Типичное и индивидуальное в профессии педагога-воспитателя» и др.
Метод проектов («Детский сад будущего», «Воспитательные проекты для современного дошкольного образования» и др.) позволял участникам не только усваивать инструментальные знания, но и раскрывать личностное своеобразие каждого студента, проверять свои позиции, создавать условия, когда профессионально значимые мотивы деятельности становятся личностно значимыми.
На преобразующем этапе стояла цель формирования умений студентов соотносить свои склонности, убеждения, личностные качества с требования-
ми к профессии, осуществлять самоконтроль своей поведенческой и психической активности. Для этого осуществлялась работа над креативными проектами, участие в конкурсах творческих работ; проводились интегрированные психолого-педагогиче-ские практикумы по самоизучению и составлению «досье». Также студенты наблюдали за деятельностью педагога-воспитателя на практике, изучали передовой опыт педагогов в базовых дошкольных учреждениях, выполняли и публично защищали курсовые и выпускные квалификационные работы.
Педагогическая практика как один из видов деятельности студентов колледжа обладает большим потенциалом для приобретения обучающимися знаний о выбранной профессии. Отметим, что работа студентов на практике проходила со второго по четвертый курс, что давало возможность поступательно решать задачи, поставленные на преобразующем этапе. Так, на втором курсе учащиеся всех трех групп составляли собирательный образ современного воспитателя на основе опроса своих наставников, воспитанников и родителей базовых дошкольных учреждений. Наработанные материалы обсуждались с руководителями педагогической практики, педагогами дошкольных учреждений в методических кабинетах, в микрогруппах, оформлялись в виде рукописных журналов, стенной газеты и проходили защиту на конференции по педагогике.
Студентам третьего курса требовалось пронаблюдать за работой воспитателя в ходе занятия, в ситуациях свободного общения с детьми, на утренней гимнастике, в ходе организации культурно-гигиенических навыков, на прогулке и отметить, есть ли у педагога склонность к данной профессии, соответствуют ли личностные качества педагога его профессии? В последующие выходы на практику студенты беседовали с воспитателем о том, увлечен ли педагог выбранной профессией, считает ли себя склонным к ней? По итогам проделанной работы обучающиеся составляли творческие портреты воспитателей в виде стихотворений, басен, сказок, рукописных журналов либо готовили доклады. Студенты оптимальной группы составляли «досье», в которых отражали перечень личностных и профессиональных качеств, необходимых человеку для выбранной профессии, профессиональных умений, имеющихся лично у них и им недостающих, и тех, от которых им хотелось бы избавиться. По желанию студенты могли составить характеристику на себя, отразив в ней собственный личностный и профессиональный портрет.
На четвертом курсе для формирования у обучающихся отчетливых представлений о перспективах, возможностях и ограничениях профессии воспитателя на базе имеющихся знаний по темам: «Современные тенденции обновления содержания до-
школьного учреждения», «Вариативные и альтернативные программы по дошкольному воспитанию», полученных в курсе дисциплин «педагогика» и «теоретические основы содержания и организации дошкольного образования», «психолого-педагогиче-ский практикум», изучался опыт работы дошкольных учреждений. При этом студенты в рамках базовых образовательных учреждений знакомились с целями, задачами, формами и методами программы воспитания и обучения дошкольников, требованиями, предъявляемыми авторами программы к личности воспитателя. Они выполняли роль наблюдателя за работой своих напарников, выносили суждение по поводу соответствия требований программы к личности педагога его реальным возможностям выполнять профессиональные обязанности. В заключение практики студенты осуществляли анализ соответствия своих возможностей требованиям программы к личности воспитателя.
На аналитико-обобщающем этапе происходило формирование умений студентов анализировать, обобщать и оценивать свои действия как будущего профессионала, способности предупреждать появление недостатков в своей деятельности, изучалась динамика сформированности компонентов профессионального самоопределения (когнитивно-гностического, операционно-деятельностного, мотивационноценностного и рефлексивно-оценочного). Студенты вовлекались в различные виды учебной, внеучебной и производственно-практической деятельности.
В качестве одной из форм внеучебной деятельности выступала экскурсия в музей колледжа, в котором представлены материалы о первых воспитателях города. Музей явился своего рода творческой лабораторией, организующей педагогов и студентов, где проходили внеклассные мероприятия, выставки, конкурсы профессионального мастерства, готовились к выпуску номера внутриколледжной стенной газеты «Синяя птица».
Так, студенты четвертого курса под руководством преподавателя педагогики, руководителей педагогической практики организовывали экскурсии для учащихся второго курса, когда последние приступали к изучению темы «Первые дошкольные учреждения города» в дисциплине «введение в специальность». Четверокурсники имели возможность выступить в качестве педагога перед второкурсниками, оценить свои знания о требованиях к педагогу-воспитателю прошлых лет и коммуникативные, организаторские, конструктивные умения. Студенты вторых курсов соотносили требования к педагогам середины ХХ в. с современными требованиями. Итогом участия в экскурсии для них было сочинение на тему «Образ педагогов прошлого глазами будущего воспитателя».
На третьем курсе студенты проводили темати-
ческие классные часы, куда приглашались преподаватели колледжа. Предварительно творческая группа студентов готовила вопросы для анкетирования педагогов. На его основе обучающиеся отбирали трех преподавателей на «горячий стул», конструировали сценарий действия, выбирали ведущего. Данное внеклассное мероприятие создавало творческую атмосферу общения преподавателей и студентов, формировало опыт личностно ориентированного взаимодействия, что позволяло выявить личностные качества воспитателей.
Создавая сценарий внеклассного мероприятия, студенты отрабатывали умения, необходимые будущему педагогу: прогнозировать, планировать и реализовывать намеченное, осуществлять коррекцию плана по ходу его написания с учетом личностных особенностей приглашенных, своих собственных знаний и умений. Они имели возможность в рамках неформального общения проанализировать воспитательный опыт преподавателей колледжа, оценить, в какой мере они сами владеют традиционными и нетрадиционными приемами работы с детьми. В процессе воплощения задуманного учащиеся рефлексировали свои действия, корректировали их.
В итоге осуществления индивидуального подхода к формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа экспериментальным путем было обнаружено повышение уровня сформированности их профессионального самоопределения по сравнению с исходными данными (см. таблицу).
Динамика уровней сформированности профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа в ходе формирующего эксперимента (в %)
Уровень 2 курс 3 курс 4 курс
до эксп-та после эксп-та до эксп-та после эксп-та до эксп-та после эксп-та
Высокий 16.7 34.6 21.4 38.1 23.9 47.7
Средний 48.7 46 53.4 48.4 54.1 45
Низкий 34.7 19.4 26.2 13.5 22.0 7.3
Как видно из таблицы, от 1.5 до 2 раз произошло увеличение числа студентов с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения и практически на столько же уменьшилось число студентов с низким уровнем. Количество студентов со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения существенно не изменилось на всех курсах.
Таким образом, экспериментально было подтверждено, что используемые методы, формы и средства для реализации индивидуального подхода способствуют успешному формированию профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.
Список литературы
1. Базаев А. Г. Проблема социального партнерства в профессиональной ориентации // Теория и практика профориентационной работы в современных условиях: Тез. докл. и выступ. регион. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧПТУ, 2001. С. 13-18.
2. Галаганова Л. Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 1998. 284 с.
3. Журкина И. Я. и др. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1996. 149 с.
4. Захаров Ю. А. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 160 с.
5. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 416 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: «Феникс», 1996. 509 с.
7. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. 218 с.
8. Лесникова С. Л. Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе преподавания предметов психолого-педагогического цикла: автореф. дис. . канд. пед. наук. Кемерово, 2000. 23 с.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Просвещение, 1996. 107 с.
10. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция / отв. ред. В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.
11. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 8. С. 23-27.
12. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
Пьянкова Л. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Кузбасский государственный технический университет, филиал в г Новокузнецке.
Ул. Орджоникидзе, 7, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.09.2010.
L. A. Pyankova
INDIVIDUAL APPROACH TO PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS
The article reveals the methodological possibilities of individual approaches to the formation of professional selfidentification of college students. Of particular significance, the publication takes in modernization and optimization of the modern education system, aimed at increasing the requirements for the training of specialists in vocational education. Based on analysis of psychological and educational literature the author proves that the content of professional self-serve processes of self-knowledge, self-evaluation and self-actualization. Therefore, the pedagogical mechanisms of professional self-identification of Teachers College students are considered in conjunction with the psychological underpinnings of this process. On the basis of individual approach among subjects there are three groups: the «best team», «a group of correction» and «at risk»
Key words: individual approach, professional self-determination.
Kuzbass State Technical University, branch in the city of Novokuznetsk.
Ul. Ordzhonikidze, 7, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, 654000.
E-mail: [email protected]