Научная статья на тему 'Стаж отдельного проживания от родителей как фактор взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте'

Стаж отдельного проживания от родителей как фактор взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ТЧНОСТЪ / SEPARATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIP PERSONAL MATURITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна

Статья посвящена анализу личностных изменений, которые происходят с человеком в юношеском возрасте в ситуации сепарации с родительской семьей. Данное исследование было проведено на примере личностных качеств, связанных с отношением к другим людям: автономии, позитивных отношений с другими, стремления к доминированию в рамках общего изучения зрелости личности юношей и девушек, прошедших ситуацию сепарации. Сравнение проводилось среди групп студентов, проживающих отдельно от родителей и вместе с ними, и были обнаружены значительные различия в проявлении данных качеств у этих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of separate inhabitancy from the parents as a factor in relationships with others in adolescence

The article is devoted to personal transformation in the situation of separation in adolescent with parental family. Levels of autonomy, domination and positive relationship with other people was compared in two groups. The first group is adolescents who live with parents, the second group is adolescents who live independently. There are many significant differences among these groups.

Текст научной работы на тему «Стаж отдельного проживания от родителей как фактор взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте»

УДК 159.923

А. Ю. МАЛЕНОВА Ю. В. ПОТАПОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СТАЖ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ_

Статья посвящена анализу личностных изменений, которые происходят с человеком в юношеском возрасте в ситуации сепарации с родительской семьей. Данное исследование было проведено на примере личностных качеств, связанных с отношением к другим людям: автономии, позитивных отношений с другими, стремления к доминированию в рамках общего изучения зрелости личности юношей и девушек, прошедших ситуацию сепарации. Сравнение проводилось среди групп студентов, проживающих отдельно от родителей и вместе с ними, и были обнаружены значительные различия в проявлении данных качеств у этих групп.

Ключевые слова: сепарация, детско-родительские отношения, личностная зрелость, личность.

На протяжении всей своей жизни человек развивается, растет, обретает новые качества, ценности, паттерны поведения. Сначала для развития необходимы внешние инстанции, институты социализации — семья, детский сад, школа и т.д., затем ответственность за личностный рост и самореализацию «перекладывается» на самого субъекта. Во многом уровень развития личности зависит от того, как человек справляется с различными жизненными задачами и трудностями, какие поступки совершает, какие события, детерминированные его активностью, происходят в его жизни. Очевидной при этом становится взаимодетерминация двух сторон жизни человека — внешней и внутренней. «Внутреннюю» можно представить через совокупность качеств, черт по сочетанию и уровню выраженности которых можно в целом судить о зрелости личности конкретного человека, «внешнюю» — через совокупность поступков, стилистику его поведения. При этом справедливыми будут как суждения о том, что личностные качества человека, уровень зрелости его личности определяют поведение, так и о том, что ситуации, поступки, внешние вызовы в конечном итоге формируют личность. Особенно ярко эту закономерность о взаимозависимости зрелости личности и ее поступков, способов разрешения трудных ситуаций можно проследить в юношеском возрасте, когда важнейшие качества еще находятся в периоде активного становления на фоне стабилизации базовых ценностей и мировоззрения по сравнению с подростковым возрастом [1]. Условно говоря, юность — это период, когда «ядро» личности уже присутствует и основные черты характера определены (исходя из этого уже можно увидеть индивидуальные различия в реакциях на жизненные события), но при этом редко прослеживаются жестко закрепленные программы поведения и мышления: некоторые установки и стратегии могут измениться (или их можно изменить) в зависимости от условий, в которых оказывается человек.

Фокус внимания в наших исследованиях направлен на одну из ситуаций, детерминирующих такие изменения, — сепарацию или отделение от родительской семьи. На наш взгляд, в этом случае личность вынуждена проявлять качества, характеризующие ее как зрелую, и если таковые не присутствуют, то активно формировать их. Усиление самостоятельности, ответственности, уход от наивности и инфантильного взгляда на мир — именно об этом свидетельствуют ответы юношей и девушек на вопрос, какие личностные качества изменились с момента ухода из родительского дома. Значит, ситуация сепарации является важным шагом, сделав который молодой человек начинает длинный путь к вершинам личностной зрелости.

Психологи по-разному подходят к изучению феномена зрелости личности. Многие авторы, обращаясь к этой проблематике, приводят список необходимых характеристик для решения главной задачи возрастного периода зрелости — достижения гене-ративности, то есть способности создавать новое, творчески относиться к реальности. В связи с этим, иерархия качеств, свойственных человеку, достигшему вершины психологического развития, меняет свой облик. Обобщая теоретические подходы к понятию зрелости, можно определить пять направлений или критериев, по которым можно оценить этот феномен (условно назовем их маркерами личностной зрелости):

1. Ответственность перед собой и обществом — в качестве критерия зрелости данная черта выдвигалась Б. Уайнхолдом [2], А. А. Реаном [1].

2. Гуманность поступков, просоциальная направленность человека (критерий упоминался в работах Г. С. Сухобской [3], В. Франкла [4]).

3. Активность личности в выборе деятельности, которую она осуществляет и способность преодолевать трудности на пути к достижению цели. Этот критерий является центральным в работах А. Л. Журавлева [5].

4. Гармоничные отношения с окружающими и собой, установление длительных, построенных на доверии отношений (И. С. Кон [6], А. Я. Варга [7]).

5. Независимость от внешних воздействий, суверенность в различных сторонах жизни (С. К. Нар-това-Бочавер [8]).

В настоящем исследовании мы остановимся на таком критерии личностной зрелости как гармоничные отношения с окружающими. Этот критерий является особенно важным в юношеском возрасте, главным конфликтом которого, с точки зрения Э. Эриксона, является разрешение противоречия «близость —изоляция» [9]. То есть в юности поиск близкого человека и развитие межличностных интимных отношений выступает необходимым условием дальнейшего прогрессивного развития. Гармония в отношениях проявляется в сочетании двух аспектов — с одной стороны, для их построения необходимы любовь и принятие, позитивное стремление к Другому, с другой — сохранение относительной автономии, возможности реализовывать свои основные принципы, отстаивать собственные интересы. Преобладание первой стороны ведет к «растворению» в личности партнера, нарушению психологических границ во взаимоотношениях, образованию такого феномена, как созависимость — по мнению Б. Уайнхолда, она свойственна человеку, который делает центром своей жизни значимого Другого, в таком случае даже при нарушенных, мани-пулятивных отношениях он не стремится ничего менять, поскольку любая мысль о потере партнера пугает и парализует его деятельность [2]. Доминирование второй стороны в отношениях (жесткого отстаивания своих интересов) приводит к излишней изоляции, укреплению границ личности, отсутствию способности к самораскрытию, переход с личностного на ролевой уровень общения. Такой партнер при взаимодействии не впускает в свой мир никого, отстраняется от людей, либо идет против них, заинтересованный во власти и лидерстве, а не в сотрудничестве и принятии.

Описанные выше стратегии могут считаться неадекватными и ведущими к проблемам во взаимоотношениях, если они представлены в гипертрофированных формах, тогда как их сочетание в сбалансированном виде ведет к ситуации зрелого общения, здорового, продуктивного, приносящего удовлетворение обоим партнерам.

Именно гармоничные отношения с окружающими как критерий зрелости личности через черты их детерминирующие в юношеском возрасте выступают предметом нашей работы. Сопутствующим, а возможно и определяющим, фактором, на наш взгляд, выступает ситуация сепарации от родителей. В связи с этим, целью исследования является установление связи между возрастом молодых людей, стажем отдельного проживания от родителей и уровнем развития личностных качеств, связанных с отношением к другим людям. Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Сравнение уровней развития личностных качеств, связанных с отношением к другим людям, юношей и девушек, живущих отдельно и совместно с родителями.

2. Определение уровня развития личностных качеств у молодых людей с разным стажем самостоятельного проживания.

3. Выявление характера динамики взаимоотношений с окружающими и личностных качеств, лежащих в ее основе, в ситуации сепарации от родителей в юношеском возрасте.

В исследовании принял участие 131 человек: студенты высших учебных заведений в возрасте от 17 до 25 лет, средний возраст — 20,5 лет (данные границы соответствуют юности, по мнению большинства авторов), проживающие вместе с родителями — контрольная группа 64 человека (49 %) и отдельно от них — экспериментальная группа 67 человек (51 %).

Были использованы следующие методы: эмпирические — анкетирование и тестирование; обработки — критерий Колмогорова —Смирнова (для проверки нормальности распределения), и-критерий Манна — Уитни, 1;-критерий Стьюдента (для проверки значимости отличий) и кластерный анализ. Отбор методик для измерения личностных качеств юношей и девушек был обусловлен выбранным «маркером» личностной зрелости — гармоничные отношения с окружающими. Необходимые для нас шкалы, поддерживающие идею о двунаправленном изучении отношений юношей и девушек с окружающими — потребность в принятии, позитивном отношении к другим и способность быть независимым от них, представлены в двух опросниках:

— «Психологическое благополучие» К. Риффа в адаптации Н. Н. Лепешинского [10], шкала «Позитивные отношения с другими» и «Автономия»;

— «Диагностика социально-психологической адаптации» Р. Даймонда [11], шкалы «Принятие других» и «Стремление к доминированию».

Представленное исследование носит скорее поисковый характер и направлено на выявление тенденций, проверка и подтверждение которых будет производиться в дальнейших срезах.

Перейдем к обсуждению результатов. При общем сравнении экспериментальной и контрольной групп студентов по уровню выраженности качеств, связанных с отношениями к окружающим людям, не было найдено никаких значимых различий. Изначально такой результат был истолкован как опровергающий гипотезу о том, что студенты, проживающие вместе с родителями и отдельно от них, отличаются по уровню развития автономии, позитивных отношений с окружающими и стремления к доминированию. Однако при более детальном анализе выяснилось, что присутствие в каждой группе как 18-летних, так и 25-летних искажало результаты. Очевидно, что развитие тех или иных личностных качеств не может быть обусловлено исключительно ситуацией сепарации, значимым фактором выступает также и возрастной (особенности им обусловленные). Кроме того, даже если изучать ровесников и сравнивать их по уровню развития тех или иных качеств, то и в этом случае результат может оказаться некорректным. Если мы предполагаем, что ситуация сепарации является фактором личностных изменений достаточно глубокого уровня для формирования которых должно пройти какое-то время, то будут различаться не только ровесники, живущие отдельно или вместе, но и ровесники, имеющие разный стаж отдельного проживания. За первый год отдельного проживания человек только адаптируется к измененным условиям, «приводит в порядок» свои эмоции, в связи с чем личностные трансформации здесь могут ярко не проявиться. Другими словами, процесс отделения от родителей, запускаемый ситуацией сепарации, как и любой другой процесс, имеет свои стадии, которые разворачиваются во времени последовательно, подготавливая друг друга.

На основе полученных результатов и их осмысления, выборка была разделена в соответствии со временем отдельного проживания — от полугода до

Личностные особенности студентов, проживающих совместно с родителями и с разным стажем отдельного проживания (средние и статистические значения)

Таблица 1

Возраст Возраст ухода Стаж Качества Группа и эмп.,р

живущие отдельно живущие вместе

19 18 0,5- 1,5 года Стремление к доминированию 46,36 73 20, р£0,001

18 Автономия 50,6 59,5 27, р£0,001

21-22 21 Стремление к доминированию 68,21 53,4 32, р£0,01

21-22 19 2-3 года Стремление к доминированию 61,63 53,39 17,5, р£0,05

24-25 22 Позитивные отношения с другими 64 50,5 16, р£0,01

21-22 18 более 3 лет Позитивные отношения с окружающими 60,6 53,25 84, р£0,001

1,5 лет, от 2 до 3 лет, более 3 лет отдельного проживания, сравнивались группы живущих отдельно с соответствующими по возрасту группами студентов, живущих вместе с родителями. При учете данных критериев сравнительный анализ показал различия в уровне развития качеств, связанных с отношениями к другим людям (стремления к доминированию, автономии, позитивных отношений к окружающим) у молодых людей, проживающих вместе с родителями, и студентов, живущих отдельно от них разное количество времени (табл. 1).

Следует заметить, что более высокий уровень развития стремления к доминированию и автономии у студентов, живущих совместно с родителями, проявляется в возрасте 19 лет по сравнению с теми, кто ушел из родительского дома от полугода до полутора лет назад. Во всех остальных случаях качества, связанные с доминированием и позитивными отношениями с окружающими, значимо сильнее проявляются в группе самостоятельно живущих.

Скорее всего, уровень автономии у живущих с родителями по сравнению с теми, кто недавно отделился от них, можно объяснить совместной работой двух основных потребностей человека, активно проявляющихся в юношеском возрасте: в принятии и свободе. Живущие отдельно, молодые люди удовлетворили потребность в свободе — они находятся в состоянии, когда от их решений начинает многое зависеть, им необходимо самим контролировать свою жизнь. Но в таком состоянии юноша, недавно вышедший из родительской семьи, неизбежно чувствует давление жизненных задач, нехватку поддержки и принятия. Поэтому, ощущая потребность в тепле и родительской заботе, такой человек демонстрирует снижение автономии. Недаром многие ушедшие из семьи говорят об улучшении отношений с родителями по сравнению с подростковым возрастом. Подросток стремится отгородиться от заботы, противопоставить себя взрослым, и это становится причиной конфликтов. Когда же ребенок вновь осознает значимость родителей для себя, конфликты «растворяются» в его стремлении вновь почувствовать заботу матери и отца.

У студентов, живущих вместе с родителями, автономия начинает возрастать или находится на стабильно высоком уровне еще с подростничества, поскольку уже сформированная потребность в свободе и самовыражении пока не удовлетворяется в полной мере, а забота и любовь родителей присутствуют в их жизни как нечто само собой разумеющееся. Живущие в семье юноши и девушки не ощутили смены обстановки и нехватки родительской

заботы, как те, кто живет самостоятельно. Как следствие, автономия юношей, живущих в родительском доме, будет более выраженной.

Стремление к доминированию у 19-летних юношей, живущих отдельно, также меньше, чем у тех, кто живет в родительском доме, однако далее ситуация меняется, и уже в 21—22 года студенты, начав -шие самостоятельную жизнь, демонстрируют более высокий уровень развития этого качества. Объяснить эту тенденцию можно следующим образом: покинув семью в 17—18 лет, юноша чувствует неопределенность новых условий, давление их на свою личность. Другие обязанности, задачи, круг общения и иные условия проживания (вплоть до другого города и страны) заставляют человека сконцентрироваться на своих внутренних проблемах и задачах. Кроме того, самостоятельная жизнь демонстрирует человеку неоднозначность усвоенных им ранее ценностей, противоречивые ситуации «взрослой жизни» заставляют пересматривать свои суждения, прежде чем навязывать их другому человеку. В этот период более уверенными в своем ценностном базисе становятся юноши и девушки, живущие вместе с родителями, так как в их жизни все достаточно стабильно. Они и демонстрируют стремление к доминированию, занятию лидерских позиций в коллективе, поскольку живущие отдельно из-за внутренних противоречий и отвлеченности на свои собственные проблемы как бы «отстают» от своих сверстников, возможно, занимают более низкие ступени в иерархии в коллективе. Однако если человек уходит из родительского дома более зрелым (в нашем исследовании это возраст от 19 до 21 года), ситуация сепарации не только не мешает развиться его лидерским качествам, а способствует этому. Вероятно, важность этих нескольких лет для более успешного отделения от родителей без свойственной кризису инволюции некоторых качеств, заключается в том, что в 17—19 лет человек, проживая с родителями, закрепляет свою систему ценностей, более устойчивым становится его мировоззрение, способность справляться с трудностями растет. Поэтому, отделившись в более старшем возрасте, такой юноша теряет меньше времени на адаптацию и, возможно, проходит кризисный период легче.

И последнее изучаемое качество, которое более развито у живущих отдельно от родителей, — позитивные отношения с окружающими. Отличие между студентами проявляется в группах с большим стажем отдельного проживания и старших по возрасту — это люди от 21 до 25 лет. Вероятно, улучшение отношений с окружающими у людей, самосто-

ятельно проживающих в данном возрасте, становится следствием разнообразных ситуаций общения, в которых оказывались юноши и девушки, где решение им приходилось принимать без чьей-либо помощи и совета. Возможно, улучшение отношений с людьми происходит у тех молодых людей, кто живет, отделившись от родителей, с супругом или партнером и, исходя из этого, лучше умеет адаптироваться к привычкам другого человека, находить общий язык и принимать особенности и недостатки. Такое умение экстраполируется на отношения со всеми остальными окружающими, отчего они становятся более гармоничными и позитивными. Таким образом, обобщая сказанное выше, можно заключить: существует связь между тем, когда произошла ситуация сепарации, в каком возрасте, как долго молодой человек проживает отдельно, стаж ситуации, и чертами личности, отвечающими за коммуникацию с другими людьми. Установлено, что ситуация сепарации является для юноши и девушки залогом более высокого уровня развития позитивных личностных качеств только в определенном возрасте. Ушедшие из семьи в 17— 18-летнем возрасте в самом начале отдельного проживания демонстрируют отставание от своих живущих вместе с родителями сверстников по параметрам лидерства и автономии. В данном случае ситуация сепарации особенно ярко подходит под описание кризисной — происходит замедление темпов развития некоторых качеств или даже их инволюция. Но из любого кризиса человек может найти выход, и уже к 20 годам живущие отдельно начинают проявлять стремление к доминированию, видимо, проверив наличие достаточного уровня развития сопровождающих личностных качеств, необходимых для этого.

Уходящие из семьи юноши и девушки в более позднем возрасте (19 — 21 год) в целом демонстрируют зрелое отношение к окружающим, превосходя в дальнейшем своих живущих совместно с родителями сверстников в проявлении лидерства и умения установить контакт с людьми.

Вместе с тем важным в нашем исследовании является тот факт, что речь идет не столько о возрастных изменениях, сколько о стаже самостоятельного проживания и возрасте, когда оно стало актуальным. Кроме этого, картину дополнило сравнение молодых людей разного возраста, как совместно, так и раздельно проживающих с родителями.

Результаты нашего исследования позволили наметить новые исследовательские перспективы ситуации сепарации и факторов ее сопровождающих. Особый интерес для нас представляет ее роль в становлении и развитии личности, достижении ею высшего уровня психологического развития. Мы убеждены, что гармоничная сепарация от родителей в период юно-

сти при сохранении эмоциональных связей с ними, является важной предпосылкой личностной зрелости на следующем жизненном этапе.

Библиографический список

1. Реан, А. Л. Психология человека от рождения до смерти / А. Л. Реан. - СПб., 2002. - 656 с.

2. Уайнхолд, Б. Противозависимость: бегство от близости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд ; пер. с англ. Е. Бабенко, Г. Смолиной. — Каменец-Подольский : Аксиома, 2009. — 328 с.

3. Сухобская, Г. С. Понятие «Зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики / Г. С. Сухобская // Новые знания. — 2002. — № 4. — С. 17 — 20.

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 2005. — 359 с.

5. Журавлев, А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие / А. Л. Журавлев // Феномен и категория зрелости в психологии. — М. : Институт психологии РАН, 2007. — С. 198 — 222.

6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон // Социологическая психология. — М., Воронеж, 1999. — С. 177 — 193.

7. Бейкер, К. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / К. Бейкер, А. Я. Варга. — М. : Когито-Центр, 2005. — 496 с.

8. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии / С. К. Нар-това-Бочавер. — М. : Питер, 2008. — 400 с.

9. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — 2-е изд, перераб. и доп. — СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.

10. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H. H. Лепешинский // Психологический журнал. — 2007. — № 3 (15). — С. 24 — 27.

11. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара : Изд. дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.

МАЛЕНОВА Арина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки malyonova@mail.ru ПОТАПОВА Юлия Викторовна, преподаватель кафедры педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии, соискатель по кафедре социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки kardova.jv@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.12.2014 г. © А. Ю. Маленова, Ю. В. Потапова

Книжная полка

Ефремов, Е. Г. Психология труда : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Е. Г. Ефремов, Ю. Т. Новиков. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). -ISBN 978-5-8149-0630-4.

Пособие предназначено студентам специальности 030301 «Психология труда и организационная психология», обучающимся дистанционно. Его цель — оказание реальной помощи лицам, самостоятельно изучающим данную дисциплину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.