УДК 159.923
А. Ю. МАЛЕНОВА Ю. В. ПОТАПОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СТАЖ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ_
Статья посвящена анализу личностных изменений, которые происходят с человеком в юношеском возрасте в ситуации сепарации с родительской семьей. Данное исследование было проведено на примере личностных качеств, связанных с отношением к другим людям: автономии, позитивных отношений с другими, стремления к доминированию в рамках общего изучения зрелости личности юношей и девушек, прошедших ситуацию сепарации. Сравнение проводилось среди групп студентов, проживающих отдельно от родителей и вместе с ними, и были обнаружены значительные различия в проявлении данных качеств у этих групп.
Ключевые слова: сепарация, детско-родительские отношения, личностная зрелость, личность.
На протяжении всей своей жизни человек развивается, растет, обретает новые качества, ценности, паттерны поведения. Сначала для развития необходимы внешние инстанции, институты социализации — семья, детский сад, школа и т.д., затем ответственность за личностный рост и самореализацию «перекладывается» на самого субъекта. Во многом уровень развития личности зависит от того, как человек справляется с различными жизненными задачами и трудностями, какие поступки совершает, какие события, детерминированные его активностью, происходят в его жизни. Очевидной при этом становится взаимодетерминация двух сторон жизни человека — внешней и внутренней. «Внутреннюю» можно представить через совокупность качеств, черт по сочетанию и уровню выраженности которых можно в целом судить о зрелости личности конкретного человека, «внешнюю» — через совокупность поступков, стилистику его поведения. При этом справедливыми будут как суждения о том, что личностные качества человека, уровень зрелости его личности определяют поведение, так и о том, что ситуации, поступки, внешние вызовы в конечном итоге формируют личность. Особенно ярко эту закономерность о взаимозависимости зрелости личности и ее поступков, способов разрешения трудных ситуаций можно проследить в юношеском возрасте, когда важнейшие качества еще находятся в периоде активного становления на фоне стабилизации базовых ценностей и мировоззрения по сравнению с подростковым возрастом [1]. Условно говоря, юность — это период, когда «ядро» личности уже присутствует и основные черты характера определены (исходя из этого уже можно увидеть индивидуальные различия в реакциях на жизненные события), но при этом редко прослеживаются жестко закрепленные программы поведения и мышления: некоторые установки и стратегии могут измениться (или их можно изменить) в зависимости от условий, в которых оказывается человек.
Фокус внимания в наших исследованиях направлен на одну из ситуаций, детерминирующих такие изменения, — сепарацию или отделение от родительской семьи. На наш взгляд, в этом случае личность вынуждена проявлять качества, характеризующие ее как зрелую, и если таковые не присутствуют, то активно формировать их. Усиление самостоятельности, ответственности, уход от наивности и инфантильного взгляда на мир — именно об этом свидетельствуют ответы юношей и девушек на вопрос, какие личностные качества изменились с момента ухода из родительского дома. Значит, ситуация сепарации является важным шагом, сделав который молодой человек начинает длинный путь к вершинам личностной зрелости.
Психологи по-разному подходят к изучению феномена зрелости личности. Многие авторы, обращаясь к этой проблематике, приводят список необходимых характеристик для решения главной задачи возрастного периода зрелости — достижения гене-ративности, то есть способности создавать новое, творчески относиться к реальности. В связи с этим, иерархия качеств, свойственных человеку, достигшему вершины психологического развития, меняет свой облик. Обобщая теоретические подходы к понятию зрелости, можно определить пять направлений или критериев, по которым можно оценить этот феномен (условно назовем их маркерами личностной зрелости):
1. Ответственность перед собой и обществом — в качестве критерия зрелости данная черта выдвигалась Б. Уайнхолдом [2], А. А. Реаном [1].
2. Гуманность поступков, просоциальная направленность человека (критерий упоминался в работах Г. С. Сухобской [3], В. Франкла [4]).
3. Активность личности в выборе деятельности, которую она осуществляет и способность преодолевать трудности на пути к достижению цели. Этот критерий является центральным в работах А. Л. Журавлева [5].
4. Гармоничные отношения с окружающими и собой, установление длительных, построенных на доверии отношений (И. С. Кон [6], А. Я. Варга [7]).
5. Независимость от внешних воздействий, суверенность в различных сторонах жизни (С. К. Нар-това-Бочавер [8]).
В настоящем исследовании мы остановимся на таком критерии личностной зрелости как гармоничные отношения с окружающими. Этот критерий является особенно важным в юношеском возрасте, главным конфликтом которого, с точки зрения Э. Эриксона, является разрешение противоречия «близость —изоляция» [9]. То есть в юности поиск близкого человека и развитие межличностных интимных отношений выступает необходимым условием дальнейшего прогрессивного развития. Гармония в отношениях проявляется в сочетании двух аспектов — с одной стороны, для их построения необходимы любовь и принятие, позитивное стремление к Другому, с другой — сохранение относительной автономии, возможности реализовывать свои основные принципы, отстаивать собственные интересы. Преобладание первой стороны ведет к «растворению» в личности партнера, нарушению психологических границ во взаимоотношениях, образованию такого феномена, как созависимость — по мнению Б. Уайнхолда, она свойственна человеку, который делает центром своей жизни значимого Другого, в таком случае даже при нарушенных, мани-пулятивных отношениях он не стремится ничего менять, поскольку любая мысль о потере партнера пугает и парализует его деятельность [2]. Доминирование второй стороны в отношениях (жесткого отстаивания своих интересов) приводит к излишней изоляции, укреплению границ личности, отсутствию способности к самораскрытию, переход с личностного на ролевой уровень общения. Такой партнер при взаимодействии не впускает в свой мир никого, отстраняется от людей, либо идет против них, заинтересованный во власти и лидерстве, а не в сотрудничестве и принятии.
Описанные выше стратегии могут считаться неадекватными и ведущими к проблемам во взаимоотношениях, если они представлены в гипертрофированных формах, тогда как их сочетание в сбалансированном виде ведет к ситуации зрелого общения, здорового, продуктивного, приносящего удовлетворение обоим партнерам.
Именно гармоничные отношения с окружающими как критерий зрелости личности через черты их детерминирующие в юношеском возрасте выступают предметом нашей работы. Сопутствующим, а возможно и определяющим, фактором, на наш взгляд, выступает ситуация сепарации от родителей. В связи с этим, целью исследования является установление связи между возрастом молодых людей, стажем отдельного проживания от родителей и уровнем развития личностных качеств, связанных с отношением к другим людям. Цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Сравнение уровней развития личностных качеств, связанных с отношением к другим людям, юношей и девушек, живущих отдельно и совместно с родителями.
2. Определение уровня развития личностных качеств у молодых людей с разным стажем самостоятельного проживания.
3. Выявление характера динамики взаимоотношений с окружающими и личностных качеств, лежащих в ее основе, в ситуации сепарации от родителей в юношеском возрасте.
В исследовании принял участие 131 человек: студенты высших учебных заведений в возрасте от 17 до 25 лет, средний возраст — 20,5 лет (данные границы соответствуют юности, по мнению большинства авторов), проживающие вместе с родителями — контрольная группа 64 человека (49 %) и отдельно от них — экспериментальная группа 67 человек (51 %).
Были использованы следующие методы: эмпирические — анкетирование и тестирование; обработки — критерий Колмогорова —Смирнова (для проверки нормальности распределения), и-критерий Манна — Уитни, 1;-критерий Стьюдента (для проверки значимости отличий) и кластерный анализ. Отбор методик для измерения личностных качеств юношей и девушек был обусловлен выбранным «маркером» личностной зрелости — гармоничные отношения с окружающими. Необходимые для нас шкалы, поддерживающие идею о двунаправленном изучении отношений юношей и девушек с окружающими — потребность в принятии, позитивном отношении к другим и способность быть независимым от них, представлены в двух опросниках:
— «Психологическое благополучие» К. Риффа в адаптации Н. Н. Лепешинского [10], шкала «Позитивные отношения с другими» и «Автономия»;
— «Диагностика социально-психологической адаптации» Р. Даймонда [11], шкалы «Принятие других» и «Стремление к доминированию».
Представленное исследование носит скорее поисковый характер и направлено на выявление тенденций, проверка и подтверждение которых будет производиться в дальнейших срезах.
Перейдем к обсуждению результатов. При общем сравнении экспериментальной и контрольной групп студентов по уровню выраженности качеств, связанных с отношениями к окружающим людям, не было найдено никаких значимых различий. Изначально такой результат был истолкован как опровергающий гипотезу о том, что студенты, проживающие вместе с родителями и отдельно от них, отличаются по уровню развития автономии, позитивных отношений с окружающими и стремления к доминированию. Однако при более детальном анализе выяснилось, что присутствие в каждой группе как 18-летних, так и 25-летних искажало результаты. Очевидно, что развитие тех или иных личностных качеств не может быть обусловлено исключительно ситуацией сепарации, значимым фактором выступает также и возрастной (особенности им обусловленные). Кроме того, даже если изучать ровесников и сравнивать их по уровню развития тех или иных качеств, то и в этом случае результат может оказаться некорректным. Если мы предполагаем, что ситуация сепарации является фактором личностных изменений достаточно глубокого уровня для формирования которых должно пройти какое-то время, то будут различаться не только ровесники, живущие отдельно или вместе, но и ровесники, имеющие разный стаж отдельного проживания. За первый год отдельного проживания человек только адаптируется к измененным условиям, «приводит в порядок» свои эмоции, в связи с чем личностные трансформации здесь могут ярко не проявиться. Другими словами, процесс отделения от родителей, запускаемый ситуацией сепарации, как и любой другой процесс, имеет свои стадии, которые разворачиваются во времени последовательно, подготавливая друг друга.
На основе полученных результатов и их осмысления, выборка была разделена в соответствии со временем отдельного проживания — от полугода до
Личностные особенности студентов, проживающих совместно с родителями и с разным стажем отдельного проживания (средние и статистические значения)
Таблица 1
Возраст Возраст ухода Стаж Качества Группа и эмп.,р
живущие отдельно живущие вместе
19 18 0,5- 1,5 года Стремление к доминированию 46,36 73 20, р£0,001
18 Автономия 50,6 59,5 27, р£0,001
21-22 21 Стремление к доминированию 68,21 53,4 32, р£0,01
21-22 19 2-3 года Стремление к доминированию 61,63 53,39 17,5, р£0,05
24-25 22 Позитивные отношения с другими 64 50,5 16, р£0,01
21-22 18 более 3 лет Позитивные отношения с окружающими 60,6 53,25 84, р£0,001
1,5 лет, от 2 до 3 лет, более 3 лет отдельного проживания, сравнивались группы живущих отдельно с соответствующими по возрасту группами студентов, живущих вместе с родителями. При учете данных критериев сравнительный анализ показал различия в уровне развития качеств, связанных с отношениями к другим людям (стремления к доминированию, автономии, позитивных отношений к окружающим) у молодых людей, проживающих вместе с родителями, и студентов, живущих отдельно от них разное количество времени (табл. 1).
Следует заметить, что более высокий уровень развития стремления к доминированию и автономии у студентов, живущих совместно с родителями, проявляется в возрасте 19 лет по сравнению с теми, кто ушел из родительского дома от полугода до полутора лет назад. Во всех остальных случаях качества, связанные с доминированием и позитивными отношениями с окружающими, значимо сильнее проявляются в группе самостоятельно живущих.
Скорее всего, уровень автономии у живущих с родителями по сравнению с теми, кто недавно отделился от них, можно объяснить совместной работой двух основных потребностей человека, активно проявляющихся в юношеском возрасте: в принятии и свободе. Живущие отдельно, молодые люди удовлетворили потребность в свободе — они находятся в состоянии, когда от их решений начинает многое зависеть, им необходимо самим контролировать свою жизнь. Но в таком состоянии юноша, недавно вышедший из родительской семьи, неизбежно чувствует давление жизненных задач, нехватку поддержки и принятия. Поэтому, ощущая потребность в тепле и родительской заботе, такой человек демонстрирует снижение автономии. Недаром многие ушедшие из семьи говорят об улучшении отношений с родителями по сравнению с подростковым возрастом. Подросток стремится отгородиться от заботы, противопоставить себя взрослым, и это становится причиной конфликтов. Когда же ребенок вновь осознает значимость родителей для себя, конфликты «растворяются» в его стремлении вновь почувствовать заботу матери и отца.
У студентов, живущих вместе с родителями, автономия начинает возрастать или находится на стабильно высоком уровне еще с подростничества, поскольку уже сформированная потребность в свободе и самовыражении пока не удовлетворяется в полной мере, а забота и любовь родителей присутствуют в их жизни как нечто само собой разумеющееся. Живущие в семье юноши и девушки не ощутили смены обстановки и нехватки родительской
заботы, как те, кто живет самостоятельно. Как следствие, автономия юношей, живущих в родительском доме, будет более выраженной.
Стремление к доминированию у 19-летних юношей, живущих отдельно, также меньше, чем у тех, кто живет в родительском доме, однако далее ситуация меняется, и уже в 21—22 года студенты, начав -шие самостоятельную жизнь, демонстрируют более высокий уровень развития этого качества. Объяснить эту тенденцию можно следующим образом: покинув семью в 17—18 лет, юноша чувствует неопределенность новых условий, давление их на свою личность. Другие обязанности, задачи, круг общения и иные условия проживания (вплоть до другого города и страны) заставляют человека сконцентрироваться на своих внутренних проблемах и задачах. Кроме того, самостоятельная жизнь демонстрирует человеку неоднозначность усвоенных им ранее ценностей, противоречивые ситуации «взрослой жизни» заставляют пересматривать свои суждения, прежде чем навязывать их другому человеку. В этот период более уверенными в своем ценностном базисе становятся юноши и девушки, живущие вместе с родителями, так как в их жизни все достаточно стабильно. Они и демонстрируют стремление к доминированию, занятию лидерских позиций в коллективе, поскольку живущие отдельно из-за внутренних противоречий и отвлеченности на свои собственные проблемы как бы «отстают» от своих сверстников, возможно, занимают более низкие ступени в иерархии в коллективе. Однако если человек уходит из родительского дома более зрелым (в нашем исследовании это возраст от 19 до 21 года), ситуация сепарации не только не мешает развиться его лидерским качествам, а способствует этому. Вероятно, важность этих нескольких лет для более успешного отделения от родителей без свойственной кризису инволюции некоторых качеств, заключается в том, что в 17—19 лет человек, проживая с родителями, закрепляет свою систему ценностей, более устойчивым становится его мировоззрение, способность справляться с трудностями растет. Поэтому, отделившись в более старшем возрасте, такой юноша теряет меньше времени на адаптацию и, возможно, проходит кризисный период легче.
И последнее изучаемое качество, которое более развито у живущих отдельно от родителей, — позитивные отношения с окружающими. Отличие между студентами проявляется в группах с большим стажем отдельного проживания и старших по возрасту — это люди от 21 до 25 лет. Вероятно, улучшение отношений с окружающими у людей, самосто-
ятельно проживающих в данном возрасте, становится следствием разнообразных ситуаций общения, в которых оказывались юноши и девушки, где решение им приходилось принимать без чьей-либо помощи и совета. Возможно, улучшение отношений с людьми происходит у тех молодых людей, кто живет, отделившись от родителей, с супругом или партнером и, исходя из этого, лучше умеет адаптироваться к привычкам другого человека, находить общий язык и принимать особенности и недостатки. Такое умение экстраполируется на отношения со всеми остальными окружающими, отчего они становятся более гармоничными и позитивными. Таким образом, обобщая сказанное выше, можно заключить: существует связь между тем, когда произошла ситуация сепарации, в каком возрасте, как долго молодой человек проживает отдельно, стаж ситуации, и чертами личности, отвечающими за коммуникацию с другими людьми. Установлено, что ситуация сепарации является для юноши и девушки залогом более высокого уровня развития позитивных личностных качеств только в определенном возрасте. Ушедшие из семьи в 17— 18-летнем возрасте в самом начале отдельного проживания демонстрируют отставание от своих живущих вместе с родителями сверстников по параметрам лидерства и автономии. В данном случае ситуация сепарации особенно ярко подходит под описание кризисной — происходит замедление темпов развития некоторых качеств или даже их инволюция. Но из любого кризиса человек может найти выход, и уже к 20 годам живущие отдельно начинают проявлять стремление к доминированию, видимо, проверив наличие достаточного уровня развития сопровождающих личностных качеств, необходимых для этого.
Уходящие из семьи юноши и девушки в более позднем возрасте (19 — 21 год) в целом демонстрируют зрелое отношение к окружающим, превосходя в дальнейшем своих живущих совместно с родителями сверстников в проявлении лидерства и умения установить контакт с людьми.
Вместе с тем важным в нашем исследовании является тот факт, что речь идет не столько о возрастных изменениях, сколько о стаже самостоятельного проживания и возрасте, когда оно стало актуальным. Кроме этого, картину дополнило сравнение молодых людей разного возраста, как совместно, так и раздельно проживающих с родителями.
Результаты нашего исследования позволили наметить новые исследовательские перспективы ситуации сепарации и факторов ее сопровождающих. Особый интерес для нас представляет ее роль в становлении и развитии личности, достижении ею высшего уровня психологического развития. Мы убеждены, что гармоничная сепарация от родителей в период юно-
сти при сохранении эмоциональных связей с ними, является важной предпосылкой личностной зрелости на следующем жизненном этапе.
Библиографический список
1. Реан, А. Л. Психология человека от рождения до смерти / А. Л. Реан. - СПб., 2002. - 656 с.
2. Уайнхолд, Б. Противозависимость: бегство от близости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд ; пер. с англ. Е. Бабенко, Г. Смолиной. — Каменец-Подольский : Аксиома, 2009. — 328 с.
3. Сухобская, Г. С. Понятие «Зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики / Г. С. Сухобская // Новые знания. — 2002. — № 4. — С. 17 — 20.
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 2005. — 359 с.
5. Журавлев, А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие / А. Л. Журавлев // Феномен и категория зрелости в психологии. — М. : Институт психологии РАН, 2007. — С. 198 — 222.
6. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон // Социологическая психология. — М., Воронеж, 1999. — С. 177 — 193.
7. Бейкер, К. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / К. Бейкер, А. Я. Варга. — М. : Когито-Центр, 2005. — 496 с.
8. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии / С. К. Нар-това-Бочавер. — М. : Питер, 2008. — 400 с.
9. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — 2-е изд, перераб. и доп. — СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
10. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H. H. Лепешинский // Психологический журнал. — 2007. — № 3 (15). — С. 24 — 27.
11. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара : Изд. дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
МАЛЕНОВА Арина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки malyonova@mail.ru ПОТАПОВА Юлия Викторовна, преподаватель кафедры педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии, соискатель по кафедре социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Адрес для переписки kardova.jv@gmail.com
Статья поступила в редакцию 10.12.2014 г. © А. Ю. Маленова, Ю. В. Потапова
Книжная полка
Ефремов, Е. Г. Психология труда : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Е. Г. Ефремов, Ю. Т. Новиков. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). -ISBN 978-5-8149-0630-4.
Пособие предназначено студентам специальности 030301 «Психология труда и организационная психология», обучающимся дистанционно. Его цель — оказание реальной помощи лицам, самостоятельно изучающим данную дисциплину.