22.Ранк О. Миф о рождении героя / Между Эдипом и Озирисом. М.; Львов: Совершенство, 1998. 512 с.
23.Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Ладомир, 1998. 604 с.
24.Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 299 с.
25.Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1994. 416 с.
Колосов Дмитрий Владимирович, канд. ист. наук, доц. kolosoff.koul@,mail.ru, Россия, Москва, издательство «Книговек».
FOUR ASPECTS OF AN EPIC HERO AS REPRESENTED BY HERCULES
D.V. Kolosov
The article analyzes the cultural and psychological image of Hercules, one of the greatest heroes in legends. Hercules is not only the best known mythical and epic character, but also a sophisticated image, in which one can single out at least four aspects, one of which is archetypical. The archetype of the character manifests itself at all levels: divine parents, miraculous birth, extraordinary strength, invulnerability, ferociousness, Mother's opposition, and agonizing death.
Key words: Hercules, archetype, epic hero, hybris, Mother.
Kolosov Dmitry Vladimirovich, PhD (History), Associate Professor, ko-losoff.koul@,mail.ru, Russia, Moscow, «Knigovek» Publishing House.
УДК 159.923
ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ К СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова
Приводится описание типов эмоционального отношения юношей и девушек к ситуации расставания с матерью и отцом в период начала самостоятельной жизни. Основанием для типологии служат личностные качества студентов и их эмоциональные состояния в ситуации сепарации. Выбор качеств личности для основания типологии осуществлялся исходя из анализа теоретических взглядов о критериях личностной зрелости. Результатом работы становится заключение о качествах, значимых для преодоления кризиса сепарации.
Ключевые слова: сепарация, личностная зрелость, эмоциональное отношение, детско-родительские отношения.
Развитие человека - долгий и трудный путь, переломными точками на котором становятся разного рода кризисы, сложные ситуации. И чем большее количество проблем человеку удается преодолеть, тем более под-
108
готовленным он становится к новым вызовам, тем более зрелой может считаться его личность. В юношеском возрасте важной задачей является самоопределение, выбор жизненного пути. В этот период чаще всего молодые люди покидают родительские семьи и начинают самостоятельную жизнь. Ситуация отделения повзрослевшего человека от родительской семьи или, как мы будем называть ее далее, ситуация сепарации, является важным шагом к обретению нового статуса, требует приложения усилий, одновременно развивая в человеке личностные качества, полезные для решения широкого круга жизненных задач.
Не называя самого термина «сепарация», многие ученые описывали момент расставания взрослеющего ребенка и родителя как нормативный семейный кризис и признавали его существенное значение для развития человека. З. Фрейд утверждал, что для развития личности отделение ребенка от родителя - это неизбежное условие его благополучия [15].
Поиск независимости в юношеском возрасте не лишен противоречий, часто выступает испытанием на стойкость волевых качеств и личностных устремлений. В новом, отличном от семейного, окружении человеку нужно восстановить доверие, обрести самостоятельность, завести новых друзей и доказать свои компетентность и трудолюбие [13].
Завершенная сепарация от родителей, по мнению А.Я. Варги, является также важным фактором для создания собственной семьи, способствуя гармоничным отношениям с супругом [1]. Аргументы для обоснования данной точки зрения содержатся в системной семейной психотерапии М. Боуэна, которую А.Я. Варга использовала в качестве теоретической основы для своих исследований. В данном подходе семья оценивается с позиций гармоничности взаимодействия. В негармоничной семье личности родителей и ребенка, кроме нормальной, гармоничной связи, начинают приобретать черты симбиотического единства. Тесная эмоциональная связь рождает напряженность, которая выражается в ярких конфликтных эпизодах либо полном отождествлении друг с другом. Циклические перемещения от стадии полного единения к стадии отчуждения препятствуют нормальному развитию личности как ребенка, так и родителя [1]. Участники дисфункциональной семьи не видят себя вне нее, не могут обрести смысл в чем-то, кроме семейных уз, и даже если и рвут отношения друг с другом, то постоянно возвращаются к болезненной ситуации, что нарушает процессы выстраивания отношений с другими людьми, например, в новой, созданной молодым человеком семье. В этом случае возникают проблемы с сепарацией детей и родителей, и пока коренные противоречия в семье не будут разрешены, нормальная сепарация не будет возможна.
В свою очередь, С.К. Нартова-Бочавер рассматривает сепарацию как путь к обретению суверенности личности, то есть способности управлять разными сферами своей жизни. Суверенность проявляется на разных уровнях (тела, мыслей, вещей) и обретается в момент осознания границ
своего психологического пространства, где человек обретает свою субъ-ектность. Не имеющий возможности контролировать свою жизнь и психологическое пространство, испытывает депривацию, что ведет к нарушению в общении с людьми (неумение выстроить проницаемые, но четкие границы) и может способствовать развитию проблем, например, разного рода зависимостей [8]. Только человек с суверенным психологическим пространством, умеющий управлять им, может создавать нечто новое, творчески относиться к жизни, осознавая себя и реализуя свои потребности.
В данном контексте понятие о депривации перекликается с идеей о созависимости Б.Уайнхолда [13]. Люди с высоким уровнем развития соза-висмости легко вступают во взаимоотношения, но теряют собственную личность в них, слабо представляют себе возможность отказать другому человеку, даже если просьбы начинают носить манипулятивный характер. Созависимый человек, испытывая сложности во взаимоотношениях, не меняет их, любые перемены рождают беспокойство, столь сильное, что он прекращает свои попытки. Авторы признавали созависимость как качество, формируемое еще в детстве в отношениях ребенка и родителя [13].
Отсутствие суверенности уводит человека от процесса самораскрытия, совершенствования, подменяя его слепым следованием стереотипам и навязанным убеждениям. Поэтому обретение границ собственного «Я», выделение себя из окружающего мира и собственной семьи в частности имеет особое значение для личности. Негармонично пройденная сепарация от родительской семьи возвращает человека постоянно к проблемам в отношениях с родителями, которые нужно разрешить, чтобы идти дальше, отвлекает его внимание от новых жизненных задач. В целом, портрет человека, прошедшего сепарацию, раскрывается в трех признаках:
- отсутствие зависимости от отношений с родителями и разрешенные конфликты в родительской семье (А.Я. Варга);
- умение управлять своим психологическим пространством, суверенность, осознание своей субъектности (С.К. Нартова-Бочавер);
- умение общаться с людьми, сохраняя достоинство в отношениях, различая истинно близкие и манипулятивные отношения (Б. Уайнхолд).
Эта совокупность качеств гармонично сепарированного молодого человека дает основание полагать, что ситуация отделения является шагом к развитию личностной зрелости.
Понятие личностной зрелости как вершины психологического развития имеет множество определений, поскольку каждый автор по-своему определяет иерархию качеств, свойственных зрелому человеку. Обобщая теоретические подходы к понятию зрелости, можно выделить пять направлений, по которым можно оценить это качество (условно назовем их пятью маркерами личностной зрелости):
1. Ответственность перед собой и обществом - в качестве критерия зрелости данная черта выдвигалась Б. Уайнхолдом и Д. Уайнхолдом [13], Р.В. Овчаровой [9], А.А. Реаном [11].
2. Гуманность поступков, просоциальная направленность человека (критерий упоминался в работах Г.С. Сухобской [12], В. Франкла [14]).
3. Активность личности в выборе, деятельности, которую она осуществляет, и способность преодолевать трудности на пути к достижению цели (его предлагали Б.С. Братусь [2], А.Л. Журавлев [4]).
4. Построенные на доверии взаимоотношения с окружающими и гармоничные отношения с самим собой (И.С. Кон [5], А.Я. Варга [1]).
5. Независимость от внешних воздействий, суверенность в различных сторонах жизни (С.К. Нартова-Бочавер [8]).
По этим критериям, подобрав соответствующий инструментарий, можно определить, на какой ступени находится человек в своем развитии, насколько он близок к зрелости. В данном случае следует отметить, что ситуация сепарации не может и не должна быть единственным фактором в формировании комплекса личностных качеств, из которых складывается зрелость человека. Вероятнее всего, особенности ситуации сепарации и развитие личностных качеств взаимодетерминируют друг друга: от уровня развития зрелости зависит то, как человек будет проходить отделение от родителей (в данном случае показательной будет эмоциональная и когнитивная оценка ситуации сепарации), и само по себе отделение будет иметь дополнительный развивающий эффект для личности человека, приближая его к зрелости.
Таким образом, объектом нашего исследования является ситуация сепарации от родителей, предметом - личностные качества юношей и девушек в ситуации сепарации. Поскольку ситуация сепарации многими авторами признается как кризисная, то целесообразно начать ее изучение с эмоционального отношения к ней человека. Целью работы является выделение типов эмоционального отношения юношей и девушек к ситуации сепарации от родителей в зависимости от уровня их личностной зрелости.
Попытки выделения различных типологий в психологии не теряют своей актуальности. Интерес представляет типология А.Н. Шулеповой, в которой на основе анализа основных ценностей выделяются несколько тенденций в развитии юношей, раскрывающих разные пути - «героя», «ученика», «личности» [18]. В нашей работе осуществляется попытка выделения типов отношения к конкретной ситуации сепарации на основе ее эмоциональной и когнитивной оценки молодыми людьми.
Задачами работы являются изучение эмоций, которые испытывают юноши и девушки в ситуации сепарации; изучение качеств личности юношей и девушек, характеризующих общий уровень их личностной зрелости и выделение типов эмоционального отношения к ситуации сепарации в за-
висимости от уровня зрелости; изучение общей когнитивной оценки сложности ситуации сепарации испытуемыми разных типов.
В исследовании приняли участие 67 студентов ряда вузов г. Омска (средний возраст 21 год), переживших сепарацию от родителей. Студенты оказались наиболее релевантной выборкой, поскольку многие из них начинают самостоятельную жизнь, отдельную от родителей, в связи с поступлением в вуз. Выборка студентов представляет собой более «чистый» вариант сепарации - в данном случае нет значимых дополнительных факторов, которые бы влияли на результат, в отличие, например, от ситуации, когда человек уходит из родительской семьи, заключая собственный брак. Представленное исследование носит, скорее, поисковый характер, оно направлено на выявление тенденций, проверка и подтверждение основных результатов будут производиться в дальнейших исследованиях.
Были использованы эмпирические методы анкетирования и тестирования, для математической обработки - критерий Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределения, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента для проверки значимости отличий и кластерный анализ. Отбор методик для измерения личностных качеств юношей и девушек был обусловлен выделенными на основе анализа теоретического материала пятью маркерами личностной зрелости, описанными выше. Диагностический инструментарий включал: опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий [3], тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева [6], опросник «Психологическое благополучие» К. Риффа в адаптации Н.Н. Лепешинского [7], опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» Р. Даймонда [10].
Эмоциональное состояние молодых людей изучалось с помощью анкеты, в которой юноши и девушки в свободной форме давали отчет о чувствах в ситуации сепарации. В итоге все отчеты испытуемых об эмоциональном состоянии были разделены на типы: депрессивные (включающие тоску, чувство одиночества), тревожные (страх, тревога), позитивные (радость, «свобода», интерес к новой жизни), нейтральные и амбивалентные (смешанные чувства, противоречивые состояния).
Обратимся к обсуждению полученных результатов. Ситуация сепарации вызывала у студентов в основном негативные чувства. Депрессивные эмоции при этом испытывали 55 %, тревожные - 18 %, нейтральные -16 %, амбивалентные - 13 %. Лишь одна пятая всех опрошенных сообщала о проявлении положительных чувств.
В результате анализа уровня личностной зрелости и эмоций в ситуации сепарации были выделены три типа эмоционального отношения к ней студентов в зависимости от их личностных качеств. Данные об этих типах представлены в таблице.
Типы отношения к ситуации сепарации от родителей
Измеряемый параметр Ср.знач. 1-й тип, балл Значимые различия (1-й и 2-й типы) Ср.знач. 2-й тип, балл Значимые различия (2-й и 3 типы) Ср.знач. 3-й тип, балл Значимые различия (1-й и 3-й типы)
Возраст 20,6 - 21,5 - 21,5 -
Ответственность
Отношение к трудностям 0,08 и=72,5 р<0,001 0,01 - 0,04 и=172 р<0,01
Активность, осознанный выбор жизненного пути
Вовлеченность 27,9 1=-11,6 р<0,001 45,1 1=4,7 р<0,001 35,3 1=-4,4 р<0,001
Принятие риска 14,9 1=-3,7 р<0,01 20,5 - 19,7 1=-4 р<0,01
Цель в жизни 58,8 и=21,5 р<0,001 76,5 и=81 р<0,01 69,7 и=105,5 р<0,001
Эскапизм 17,38 - 9 - 15,4 -
Характер отношений с окружающими и самим собой
Личностный рост 63,19 и=56,5 р<0,001 72,3 - 70,09 и=129 р<0,001
Самопринятие 50,6 и=4,5 р<0,001 72,6 и=54 р<0,001 62,4 и=86 р<0,001
Эмоциональный комфорт 51,36 1=-14,2 р<0,001 89,3 1=7,3 р<0,001 63,7 1=-5,1 р<0,001
Стремление к доминированию 45,6 71,2 56,9
Независимость управление своим психологическим пространством
Автономия 49,6 и=16 р<0,001 68,3 и=71,5 р<0,01 57,9 и=155 р<0,001
Контроль 23 1=-10, р<0,001 39,6 1=6,2 р<0,001 29,9 1=-4,9 р<0,001
Управление окружающей средой 51,5 и=7,5 р<0,001 69 63,3 и=95,5 р<0,001
Эмоциональная и когнитивная оценка ситуации сепарации
Тревожные чувства 0,27 1=-8 р<0,001 0,07 1=4,5 р<0,001 0,13 1=-3,9 р<0,001
Положитель 0,27 - 0,13 - 0,09 -
ные
Нейтральные 0,15 - 0,2 - 0,17 -
Кол-во чел. в 26 15 23
типе
Остановимся более подробно на обсуждении характеристик выделенных типов. Оно будет включать оценку уровня выраженности маркеров личностной зрелости у испытуемых данного типа в сравнении с другими типами, описание качеств, значимо отличающихся от других типов; выделение качеств, развитых на высоком, среднем и низком уровнях исходя из подсчета средних значений и стандартных отклонений; описание эмоционального отношения испытуемых данного типа к ситуации сепарации: выделение ведущего типа чувств, сравнение с другими типами.
Первый тип эмоционального отношения юношей и девушек к ситуации сепарации включал в себя испытуемых, у которых большинство маркеров личностной зрелости выражены слабее, чем это проявляется у других типов. Значимо отличается от второго типа отношение к трудностям (значение критерия указано в таблице) - у респондентов первого типа этот параметр находится на высоком уровне развития и даже превышает норму. Значимые различия от второго и третьего типов проявляются в уровне развития вовлеченности, принятия риска, цели в жизни, личностного роста, самопринятия, которые у испытуемых первого типа соответствует уровню ниже нормы, эмоционального комфорта, автономии, контроля, управления окружающей средой - все эти качества у юношей и девушек, отнесенных к первому типу эмоционального отношения к ситуации сепарации, выражены ниже.
Эмоциональное отношение к ситуации сепарации у юношей и девушек, относящихся к первому типу характеризуется самыми высокими показателями тревожности (в данном случае наблюдаются значимые отличия от 2-го и 3-го типов) и положительных чувств в ситуации сепарации. Реже других типов такие студенты нейтрально относятся к данной ситуации.
У студентов 2-го типа личностные качества, характеризующие зрелость, развиты сильнее всего. Уже было сказано о значимых различиях 1 -го и 2-го типов, но также у второго типа более, чем у третьего выражены вовлеченность, цель в жизни, самопринятие, эмоциональный комфорт, автономия и контроль. При этом выше среднего развиты такие качества, как вовлеченность, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию, автономия, контроль, ниже нормы - эскапизм (т.е. стремление в случае возникновения проблем уйти от них). Эмоциональное отношение студентов 2-го типа характеризуется самым низким уровнем тревожности, средним уровнем проявления положительных эмоций и самым высоким уровнем нейтральных чувств в ситуации сепарации.
Третий тип характеризуется средним уровнем развития личностной зрелости - они более зрелые по сравнению с первым типом и уступают в этом второму типу. Выше нормы у них развито отношение к трудностям -они достаточно лояльны к проблемным ситуациям, возникающим в их жизни. Фон эмоционального отношения к ситуации сепарации задается
нейтральными чувствами, на среднем уровне они тревожатся в ситуации отделения от родительской семьи и реже остальных испытывают по этому поводу позитивные чувства.
Таким образом, проанализировав три типа эмоционального отношения юношей и девушек к ситуации сепарации от родителей и выраженные у них личностные качества, можно утверждать, что чем более зрелой является личность (данный факт зависит не от возраста, а от развития личности), тем реже она в ситуации сепарации тревожится, чаще нейтрально реагирует на проблему.
Для того чтобы дополнить картину изучаемого явления, представим результаты когнитивной оценки сложности ситуации сепарации испытуемыми разного типа (рисунок)
Оценка сложности ситуации сепарации студентами разных
типов
Анализ представленных в рисунке данных показывает, что испытуемые первого и второго типов чаще оценивают сложность ситуации сепарации как среднюю, испытуемые третьего типа - как низкую. Но при этом при сравнении типов друг с другом выясняется, что второй тип испытуемых лидирует по средним оценкам сложности ситуации, третий тип - по количеству респондентов, оценивших ситуацию как имеющую высокую сложность.
Сопоставляя полученные данные с описаниями типов, можно дать каждому из них предварительное (условное) название, требующее дальнейшей эмпирической проверки на более объемной выборке. Первый тип -«незрелый», воспринимает ситуацию сепарации позитивно, но вместе с тем сильно тревожится по ее поводу, уровень выраженности всех личностных маркеров зрелости низкий, в целом дает ситуации сепарации низкие и средние оценки по сложности, в трудных ситуациях предпочитает уйти от решения проблем (о чем свидетельствует высокий уровень эскапизма).
Третий тип - «неопределенный». Среди респондентов этого типа меньше всего тех, кто оценивает ситуацию сепарации как средне-сложную
- чаще это либо отношение к ней как к очень сложной, либо ее обесценивание. Личностные качества данного типа развиты на среднем уровне, чаще в ситуации сепарации он нейтрален, но и тревожные чувства проявляются в достаточной степени.
Второму типу по праву можно присвоить статус «зрелый». У испытуемых данного типа выше всего развиты качества, составляющие личностную зрелость. При этом в ситуации сепарации они ведут себя спокойнее, реже тревожатся. Однако их когнитивная оценка ситуации сепарации находится не на низком, как можно было предположить, а на среднем уровне. То есть второй тип студентов относится к ситуации сепарации серьезно, как к задаче, которую стоит преодолевать, используя активные методы борьбы (в данном типе самый низкий уровень выраженности эскапизма - желания «уйти» от проблем), используя рациональные, а не эмоциональные ресурсы (во втором типе самый высокий уровень выраженности нейтральных переживаний в ситуации сепарации). Поэтому данный тип присваивает среднюю степень сложности ситуации сепарации, одновременно считая ее значимой, нелегкой, но преодолимой. Похоже, такой стиль реагирования - наиболее оптимальный с точки зрения совладания с какими-либо кризисными ситуациями.
Подводя итог, можно сказать, что ситуация сепарации представляет определенную трудность для человека в юношеском возрасте - об этом свидетельствуют высокие показатели выраженности депрессивных и тревожных чувств у молодых людей. Три типа студентов, выделенные нами, отличаются друг от друга уровнем личностной зрелости, и наиболее зрелый из них реагирует на ситуацию спокойно и нейтрально, наименее зрелый склонен занижать ее значимость, но при этом, оказавшись в самой ситуации, чаще других тревожится и стремится уйти от решения проблем. Изучение особенностей когнитивной оценки ситуации отделения от родителей показывает, что наиболее развитый в личностном плане тип оценивает сепарацию не как простую, а как среднюю по степени сложности, что показательно: адекватная оценка вызовов, которые появляются вследствие раздельного существования, помогает разрешать закономерные трудности более конструктивно.
Таким образом, уровень личностной зрелости взаимосвязан с эмоциональным отношением к ситуации сепарации от родителей в юности и помогает пройти ее максимально гармонично и легко. На основе результатов нашего исследования, несмотря на его поисковый характер, уже можно сформулировать одну из первых рекомендаций для молодых людей, собирающихся покинуть родительские семьи - оцените уровень своей зрелости и не торопитесь с уходом, если он еще не достаточно высок. Ранний «разрыв» отношений с родителями представляет собой еще большую трудность, вскрывая дополнительные противоречия итак в непростой, кризис-
ной ситуации, при столкновении с которой желательно быть подготовленным не только социально, но и личностно.
Список литературы
1. Бейкер К., Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Бо-уэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2005. 496 с.
2. Варга А.Я., Столин В.В. Типы родительского отношения. Самара, 1997. 297 с.
3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 64 с.
4. Дементий Л.И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2001.72 с.
5. Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Институт психологии РАН. 2007. С. 198-222.
6. Кон И.С. Социология личности. М.: Воронеж, 1999. 193 с.
7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
8. Лепешинский H.H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. Вып. 3 (15). М.: Институт психологии РАН. 2007. С. 24-27.
9. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии. М.: Питер, 2008. 400 с.
10. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.
362 с.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
12. Реан А.Л. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.Л. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
13. Сидорова В.Н. Психологический анализ отношений поколений внутри семьи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2008. С.181-190.
14. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. Вып. 4. М.: Новые знания. 2002. С. 17-20.
15. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Противозависимость: бегство от близости / пер. с англ. Е. Бабенко, Г. Смолина. Каменец-Подольский: Аксиома, 2009. 328 с.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005. 196 с.
17. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
18. Шулепова А.Н. Варианты жизненного пути в молодости // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2009. С.195-207.
Маленова Арина Юрьевна, канд. психол. наук, доц., malyonova@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
Потапова Юлия Викторовна, соискатель,_ malyonova@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
TYPES OF EMOTIONAL ATTITUDE OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERSONAL MATURITY TO SEPARA TION FROM THEIR PARENTS
A.Yu. Malenova, J. V. Potapova
This article gives the description of different types of emotional attitude of young people to the separation from their parents at the beginning of the independent life period. The typology is based on personal qualities of students and their emotional states in case of separation. The selection of personal qualities for the typology grounds was based on the analysis of theoretical views on personal maturity criteria. The result of the research is the determination of qualities important for overcoming the separation crisis.
Key words: separation, personal maturity, emotional attitude, parent-child relationship.
Malenova Arina Yurievna, PhD (Psychology), Associate Professor, malyono-va@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky;
Potapova Julia Viktorovna, post-graduate student, malyonova@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky.
УДК 159.9
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И.В. Попова
Показан период ранней социализации, во время которого получить первичную информацию от самого человека практически невозможно. В проведенном качественном исследовании получился эффект «остаточных впечатлений» т.е. удалось зафиксировать состояние сознания в возрасте, о котором мы даже не знаем, с какого момента человек себя помнит. Представлен результат, который доказывает, что в российское общество пришли когорты, прошедшие через психологическую травму. Это молодые люди, на детство которых выпали, как теперь говорят, "лихие девяностые". Именно эти когорты нуждаются сегодня в психологическом сопровождении.
Ключевые слова: нарративное интервью, автобиографический нарратив, жизненные практики, идентичность, лонгитюд, транскрипт, социально-культурный контекст.
В научной среде сформировано мнение о том, что самое интересное рождается на стыке наук. Что касается изучения человеческого поведения,