Научная статья на тему 'Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки ситуации сепарации с родителями в студенческом возрасте'

Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки ситуации сепарации с родителями в студенческом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СИТУАЦИЯ СЕПАРАЦИИ / КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна

В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период их адаптации к самостоятельной жизни. Для исследования когнитивной оценки ситуации сепарации студентов от родителей используется специально подготовленный семантический дифференциал. Сравнительный анализ оценок ситуации сепарации студентами разных групп (N = 687), имеющих разный сепарационный статус (факт отдельного проживания от родительской семьи) и стаж (время отдельного проживания), показал отличия в когнитивной оценке ситуации сепарации, касающиеся стрессогенности, соревновательности и равенства позиций участников взаимодействия. При этом наибольшее равноправие в отношениях с другими людьми прогнозируют студенты старших курсов, живущие совместно с родителями. Большая стрессогенность ситуации у студентов младших курсов, обладающих постсепарационным статусом, а наибольшая соревновательность у младших испытуемых, живущих в родительских семьях. Студенты старших курсов, длительное время живущие самостоятельно, весьма умеренны в оценках ситуации по всем исследуемым параметрам. Данные результаты иллюстрируют характерные особенности ситуации, которую можно воспринимать и как кризисное событие в жизни молодого человека, и как психологический ресурс для развития его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки ситуации сепарации с родителями в студенческом возрасте»

Ю. В. Потапова. Репарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки

УДК 316.61

СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Потапова Юлия Викторовна - старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Омский государственный медицинский университет. E-mail: kardova.jv@ gmail.com

В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период их адаптации к самостоятельной жизни. Для исследования когнитивной оценки ситуации сепарации студентов от родителей используется специально подготовленный семантический дифференциал. Сравнительный анализ оценок ситуации сепарации студентами разных групп N = 687), имеющих разный сепара-ционный статус (факт отдельного проживания от родительской семьи) и стаж (время отдельного проживания), показал отличия в когнитивной оценке ситуации сепарации, касающиеся стрессо-генности, соревновательности и равенства позиций участников взаимодействия. При этом наибольшее равноправие в отношениях с другими людьми прогнозируют студенты старших курсов, живущие совместно с родителями. Большая стрессогенность ситуации у студентов младших курсов, обладающих постсепараци-онным статусом, а наибольшая соревновательность - у младших испытуемых, живущих в родительских семьях. Студенты старших курсов, длительное время живущие самостоятельно, весьма умеренны в оценках ситуации по всем исследуемым параметрам. Данные результаты иллюстрируют характерные особенности ситуации, которую можно воспринимать и как кризисное событие в жизни молодого человека, и как психологический ресурс для развития его личности.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, студенческий возраст, ситуация сепарации, когнитивная оценка.

Э01: 10.18500/1819-7671 -2017-17-2-207-210

Развитие личности человека - сложный многоплановый процесс, зависящий от множества факторов. То, каким станет каждый из нас, определяют наследственность, среда, активность собственной личности. Обретение зрелости происходит от эгоцентризма к альтруизму, от зависимости к автономии, от изначальной «симбиотической» связи с матерью и родительской семьей в целом к отделенности, сепарации. Значение сепарации для формирования зрелости личности, возможности создавать свою семью, творить, освобождаться от созависимости и депривации психологического пространства признается в различных концепциях - психоаналитической (работы З. Фрейда, Э. Фромма, П. Блоса, М. Малер), теории привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), системной семейной терапии (М. Боуэн, А. Я. Варга, К. Бейккер), в целом отечественной психологии

(Н. Е. Харламенкова, С. К. Нартова-Бочавер). Чаще всего сепарация рассматривается как длительный внутриличностный процесс, в котором человек постепенно формирует свою независимость от родителей. Одной из узловых точек в данном процессе следует признать ситуацию ухода из родительского дома, когда человек сталкивается с необходимостью адаптироваться к новым условиям, разрешать межпоколенные конфликты и противоречия [1], справляться с чувствами, для которых отделение от родителей становится триггером.

Подход к исследованию сепарации как ситуации в данный момент нов и актуален как с теоретической, так и с практической точек зрения. В целом понятие ситуации в современных исследованиях трактуется как совокупность объективно существующих параметров (например, пространственно-временных) в сочетании с их репрезентацией в сознании участников, отношением людей к тому, что происходит [2]. Отношение к какому-либо явлению, как правило, рассматривается как совокупность эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [3]. Эмоции являются первым доступным объективной оценке явлением, отражающим внутренние процессы взаимодействия человека и ситуации [4], но они относительно просты, спонтанны, универсальны в своих проявлениях. Когниции дополняют внутреннюю репрезентацию ситуации, формируя мнение о ней, складывающееся из различного рода установок, имеющихся в сознании и характеризующих индивидуальность человека [5].

Поведение, как правило, зависит от первых двух компонентов, поэтому их изучение является особенно важным для понимания причин тех или иных внешне наблюдаемых реакций. Исследование когнитивного компонента ситуации сепарации позволяет сформировать более полное представление о том, как ее оценивают непосредственно задействованные в ней молодые люди. Потенциально воздействующие на когнитивную оценку ситуационные факторы - это сепарационный

© Потапова Ю. В., 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2

статус (отдельное или совместное проживание с родительской семьей) и сепарационный стаж (время, прошедшее с момента отделения от родительской семьи), исследуя которые, можно понять, как опыт, приобретенный в сепарации, повлияет на оценку ситуации ухода из родительской семьи.

Объектом исследования является ситуация сепарации, предметом - когнитивный компонент данной ситуации. Целью является исследование когнитивного компонента ситуации сепарации у студентов с разным сепарационным статусом и стажем; задачи: изучение когнитивной оценки ситуации сепарации у студентов с разным ситуационным статусом и стажем, решение вопроса о влиянии сепарационного статуса и стажа на когнитивную оценку ситуации.

В исследовании приняли участие 687 русских студентов в возрасте от 18 до 25 лет, воспитанных в полных семьях, которые были поделены на 4 группы, условно названные как «младшая пред-сепарационная» (живущие с родителями, средний возраст 19,3 года), «младшая постсепарационная» (живут отдельно, стаж 15 мес., средний возраст 19,3 года), «старшая предсепарационная» (живут с родителями, средний возраст 21,8 лет), «старшая постсепарационная» (живут отдельно, стаж 55 мес., средний возраст 21,8 лет). Сравнение

произведено по двум направлениям: равных по возрасту групп с разным сепарационным статусом и разновозрастных групп с одинаковым сепара-ционным статусом. Для того, чтобы исключить вмешательство возрастного фактора и доказать гипотезу о непосредственном воздействии опыта сепарации на когнитивную оценку, производился дополнительно поиск корреляций изучаемых характеристик с возрастом испытуемых.

Метод исследования - анкетирование, в котором задавались вопросы о возрасте, ситуации сепарации и использовался семантический дифференциал (21 парная характеристика по типу «сложная - простая», «новая - известная») для оценки ситуации [6]. Математическая обработка данных велась с помощью однофакторного дисперсионного и корреляционного анализа.

Перейдем к обсуждению результатов. Рассмотрим диаграмму, в которой обозначено влияние сепарационного статуса и стажа на когнитивную оценку ситуации сепарации (рисунок). В график внесены только те характеристики, которые по итогам сравнения четырех исследовательских групп обладали значимыми различиями. Сразу же следует отметить, что корреляции с возрастом в области найденных параметров не было обнаружено.

А

■ Младшая предсепарационная группа

Старшая

предсепарационная группа Младшая

постсепарационная группа (стаж 15 мес.)

Старшая

постсепарационная группа (стаж 55 мес.)

Когнитивная оценка ситуации сепарации

Различия характеристик когнитивной оценки ситуации сепарации в группах с разным се-парационным статусом и стажем: уровень значимости влияния: * -р < 0,05; ** -р < 0,01; максимальное значение шкалы выраженности когнитивных характеристик 3, минимальное -3

Поскольку ситуация сепарации включает помимо молодого человека его родителей, характеристика «равенство позиций» может трактоваться в русле детско-родительских отношений. В целом молодые люди считают свою позицию

скорее равной родительской, поскольку значение характеристики во всех случаях является положительным, но не в полной мере, так как значения ближе к нулю, чем к максимуму. Самая высокая оценка равенства у старшей предсепарационной группы, вероятно, потому, что испытуемыми были

208

Научный отдел

Ю. В. Потапова. Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки

студенты медицинского вуза, которые значительную часть времени посвящают учебе: в таком ритме не каждый может найти время для поисков дополнительного заработка. Таким образом, те, кто ушел из родительского дома, сепарировался физически, но не финансово: они периодически получают от родителей материальную помощь, из-за которой, очевидно, не могут в полной мере считать себя равными в отношениях с родителями. Дополнительные вопросы, заданные нами, подтвердили эти догадки. Для них ситуация ухода не была следствием сознательного выбора, сделанного исходя из готовности к самостоятельной жизни, она провоцировалась обстоятельствами. Старшая предсепарационная группа имеет возможность выбора момента ухода, который состоится тогда, когда они будут психологически и финансово к этому готовы. Таким образом, «вынужденность» ухода влияет на оценку ситуации: отделившиеся молодые люди чувствуют, что многое изменилось в их жизни, они стали самостоятельнее, но в полной мере этот процесс еще не завершился. Это ставит проблему финансовой независимости в ранг одной из значимых в области определения критериев «сепарированности».

Стрессогенность ситуации оценивается выше у младших групп и наиболее выражена у студентов, недавно покинувших родительский дом. Увеличение сепарационного стажа влияет на оценку стрессогенности в постсепарацион-ных группах: в старшей постсепарационной группе, около 4,5 лет живущей отдельно, отношение к ней как менее стрессогенной, чем в младшей, вероятно, благодаря адаптации к ситуации. Сепарационный статус влияет на оценку стрессогенности ситуации: младшая предсепарационная группа считает ситуацию менее сложной, чем младшая постсепараци-онная: та же закономерность наблюдается и у старших пред- и пост-сепарационных групп. С одной стороны, это можно рассматривать как позитивное явление: такой подход к оценке ситуации позволяет меньше опасаться отделения, особенно в старшем возрасте. С другой стороны, недооценка трудностей ситуации потенциально может обернуться для молодого человека «кризисом экспектаций», когда резко негативно не совпадают ожидания и реальность.

Наконец, соревновательность в ситуации сепарации может быть объяснена как стремление доказать кому-либо свою правоту, демонстрировать окружающим свою успешность. Совершенно к этому не стремится старшая предсепарационная группа, у которой ситуация отделения не ассоциируется с конкуренцией. Практически оценивает ситуацию и старшая постсепарационная группа, а

вот младшие показывают определенный интерес к данной теме. Наиболее ярко это выражено в младшей предсепарационной группе: студенты, живущие с родителями, вероятно, думают о самостоятельности как о возможности организовать жизнь по своему вкусу, так, как это им кажется правильным, и доказать свою правоту. Однако результаты младшей постсепарационной группы показывают значительное снижение интереса к вопросам конкуренции с кем-либо. Видимо, этот результат можно рассматривать как свидетельство того, что сепарация как факт разрешает для молодого человека конфликты, имплицитно содержащиеся в отношениях с родителями, си-блингами. Получается, сепарировавшийся юноша проще и спокойнее воспринимает некогда принципиальные и острые вопросы в отношениях с окружающими, как бы глядя на них с высоты приобретенного опыта, и это можно считать позитивным исходом ситуации сепарации.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что сепарация оценивается различным образом в зависимости от сепарационного статуса и стажа испытуемых. Полученные результаты позволяют оценить сепарацию и как кризисное (кризис экспектаций, противоречия физической и финансовой сепарации), и как ресурсное явление (пересмотр важнейших отношений, снижение напряжения в оценке действий близких людей). Таким образом, ситуация сепарации является ценным опытом, который в молодом возрасте открывает людям важные вопросы перестройки отношений, взятия на себя ответственности, обучения адаптации к зачастую весьма жестким требованиям окружающего мира.

Список литературы

1. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных отношений : тенденции и эффекты совладания // Социальная и экономическая психология. 2016. № 1. С. 174-195.

2. Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций : учеб. пособие. Ярославль, 2004. 91 с.

3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / под ред. А. А. Бодалева. М., 2003. 100 с.

4. Прохоров А. О., Артищева Л. В. Образ психического состояния : динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология. 2012. Т. 2, № 2. С. 63-73.

5. Аронсон Э. Общественное животное. СПб., 2006. 416 с.

6. Малвнова А. Ю. Экзамен как модель формирования копинг-поведения личности в ситуациях оценивания // Социальная психология в образовании : проблемы и перспективы : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2007. С. 239-243.

Психология

209

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2

Образец для цитирования:

Потапова Ю. В. Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки ситуации сепарации с родителями в студенческом возрасте // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 207-210. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-207-210.

Separation Status and Experience as Factors of Cognitive Assessment of Separation Situation with Parents in the Student Age

Yu. V. Potapova

Omsk State Medical University 12, Lenina str., Omsk, 644043, Russia E-mail: kardova.jv@gmail.com

This article presents the analysis of cognitive component of separation situation from parents by the medical students. The special semantic differential was used to assess the situation of separation by the parental family. The comparative analysis of the cognitive assessments by different separation status (this is a fact of separate inhabitancy) and separation standing (this is a time of separate inhabitancy) groups of students (N = 687) showed differences in such features like stressful, competitive spirit and equality of participants' positions. The comparison was made between the four groups: younger with preseparaional status (19,3 year old), elder with preseparational status (21,8 year old), younger postseparational status (15-mounth separation standing), elder postseparational status (15-mounth separation standing). The greatest equality in relationships with other people was predicted by the elder students who live with their parents. Younger students who have a postseparational status evaluated the situation of separation like a more stressful situation. Younger students who live with their parents predicted the stronger competitive spirit than other groups. Elder students, who live on their own for a long time, were more moderate in assessments of the situation. The results showing characteristics of separation situation, which can be treated as a crisis event in adolescent life and as a psychological resource.

Keywords: parent-child relationship, age of the student, situation of separation, cognitive assessment.

References

1. Kryukova T. L., Saporovskaya M. V. Stressy semeynykh otnoshenii: tendentsii i effekty sovladaniya (The family relationships stresses: trends and effects of coping). Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya (Social and economics psychology), 2016, no. 1, pp. 174-195 (in Russian).

2. Trifonova S. A. Psikhologiya sotsialnykh situatsii: ucheb. posobie (Psychology of social situations: tutorial). Yaroslavl', 2004. 91 p. (in Russian).

3. Myasishchev V. N. Lichnost i nevrozy (Personality and neuroses). Ed. by A. A. Bodalev. Moscow, 2003. 100 p. (in Russian).

4. Prokhorov A. O., Artishcheva L. V. Obraz psikhicheskogo sostoyaniya: dinamicheskie i strukturnye kharakteristiki (The image of mental state: dynamical and structural characteristics). Eksperimentalnaya psikhologiya (Experimental psychology), 2012, vol. 2, no. 2, pp. 63-73 (in Russian).

5. Aronson E. Obshchestvennoe zhivotnoe (Social animal). St. Petersburg, 2006. 416 p. (in Russian).

6. Malenova A. Yu. Ekzamen kak model formirovaniya koping-povedeniya lichnosti v situatsiyakh otsenivani-ya (Exam as a model of personal coping behavior formation in assessment situation). Sotsialnaya psi-khologiya v obrazovanii: problemy i perspektivy: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Social psychology in the education: problems and prospects: Collection of materials of the International scientific and practical conference). Saratov, 2007, pp. 239-243 (in Russian).

Cite this article as:

Potapova Yu. V. Separation Status and Experience as Factors of Cognitive Assessment of Separation Situation with Parents in the Student Age. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 2, pp. 207-210. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-207-210.

Z1G

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.