УДК/UDC 37.018.46: 37.047 (571.17) И. А. Килина, Е. В. Понамарева
I. Kilina, E. Ponamareva
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL WORKERS TRAINING AND RAISING OF SYSTEM IN THE SPHERE OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION AND AFTER BOARDING SCHOOL SUPPORT (KEMEROVO REGION)
Представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по организации повышения квалификации педагогических работников. Рассматриваются особенности подготовки кадров в сфере профориентации и постинтернатного сопровождения.
There is presented the experience of the professional orientation and after boarding school support center in organizing of training and raising of pedagogical workers. There are considered the particularities to train and raise professional skills of the specialists in the field of professional orientation and after boarding school support.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, современные профориентационные технологии, традиционные и инновационные формы и методы обучения.
Keywords: training and raising of pedagogical workers, modern technologies of professional orientation, traditional and innovative forms and methods to train.
В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей стало непрерывное повышение квалификации педагогов. В свою очередь это привело к изменениям в содержании и организации деятельности институтов повышения квалификации работников образования, направленным на совершенствование научно-методического обеспечения дополнительных образовательных услуг и программ, повышение профессионализма научно-педагогических кадров, формирование у педагогов образовательных учреждений (ОУ) устойчивого желания профессионального и личностного развития.
В целях развития системы повышения
квалификации педагогических работников общего, специального (коррекционного), профессионального образования в сферах профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа (УИТ) в учреждениях начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) в сентябре 2011 г. в качестве структурного подразделения ГОУ «КРИР-ПО» был создан центр профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС).
Данное направление деятельности центра включает решение следующих задач:
- организация обучения и повышения квалификации работников общего, профессионального образования в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и социальной адаптации подростков и молодежи к условиям на рынке труда;
- разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации и переподготовки в вопросах ориентации обучающихся на рабочие профессии;
- организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации образовательных программ повышения квалификации работников общего и профессионального образования по вопросам профориентации обучающихся.
Актуальность проблематики повышения квалификации педагогических работников в сфере профориентации связана с тем, что в профобразовании недостаточное внимание уделяется данному направлению деятельности, оно считается прерогативой общего образования. Следует учесть, что на протяжении всех
этапов обучения для становления личности профессионала большое значение имеет формирование профессионально важных качеств, преодоление разочарования в выбранной профессии или «кризиса профессионального обучения», подготовка выпускника к трудоустройству и адаптации к условиям на рынке труда, уточнение профессионального плана и построение профессиональной карьеры. К особенностям повышения квалификации специалистов, ответственных за профориентацию, можно отнести и тот факт, что в основном по данному профилю у педагогов базового образования нет. Они реализуют функцию профориентато-ра (профориентолога) в дополнение к основной должности, и многие имеют педагогическое или психологическое образование. Дополнительные знания и умения профориентационного характера в ходе занятий должны стать частью имеющейся психолого-педагогической системы знаний, умений, навыков, т. е. личностно значимыми и принятыми слушателями.
С учетом данных особенностей нами разработаны и реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы: «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий» (по итогам участия во Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества» награждена дипломом победителя I степени в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса - 2012»); «Организация профориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профобучения» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18758); «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18757). Программы получили высокую оценку Института научной и педагогической информации Российской академии образования по критерию соответствия требованиям новизны и приоритетности, а также слушателей курсов.
С целью повышения эффективности процесса обучения в ГОУ «КРИРПО» лабораторией андрагогики проводились исследования удовлетворенности слушателей качеством учебного процесса. Как соответствующее высокому уровню они отметили следующие показатели: удовлетворенность тактичным и доброжелательным отношением преподавателей и созданием комфортной рабочей атмосферы; возможность самопрезентации; значимость
контактов с другими участниками курсов из разных ОУ; применение новых методов и технологий на курсах. Мониторинг показал, что представленная на курсах информация была интересной, актуальной и доступной, что помогло слушателям повысить свою профессиональную компетентность в вопросах профориентационной работы с молодежью.
Высокие темпы развития образования, потребность в непрерывном повышении квалификации требуют новых форм и методов работы с педагогами. Это связано и с тем, что традиционные формы и методы являются ресурсозатратными, малоэффективными, имеются сложности организации повышения квалификации педагогов с полным отрывом от производства. Недостаточно продуктивными становятся лекционная и семинарская формы. Для повышения результативности и привлечения слушателей нами используется интерактивная модель обучения, подразумевающая групповую (деление на микрогруппы, команды] и индивидуальную работу со слушателями на основе информационно-коммуникационных, игровых технологий, тренинга, проектной и исследовательской деятельности, техник получения обратной связи. Педагоги, ведущие занятия, выступают как преподаватели-наставники, модераторы, тьюторы. Привлекаем для реализации педагогической деятельности победителей конкурса «ПРОФориентир», социальных партнеров (представителей департамента труда и занятости населения Кемеровской области, Муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово и др.), педагогов-практиков ОУ, в которых профориентация и постинтернатное сопровождение осуществляются системно и комплексно.
В протоколе закрытия курса в качестве положительного момента участники отмечают применение преподавателями разнообразных практических заданий, игровых и информационно-коммуникационных технологий, возможность апробации предлагаемых форм, методов в ходе занятий и самоанализа результатов своего профессионального продвижения, возможность обсуждения проблем с представителями образовательных учреждений разного типа и вида. Новыми становятся для них такие образовательные ценности, как самоорганизация, саморазвитие, самообразование, самореализация, самоконтроль. Слушатели сделали вывод о том, что нужно обеспечить профессиональное сопровождение их развития не эпизодическим повышением квалификации (один раз в 3-5 лет), а постоянной, четко организованной ме-
тодической межкурсовой поддержкой. Отсюда меняется восприятие системы повышения квалификации с учреждения, занимающегося проведением курсовых мероприятий, на ОУ дополнительного образования, миссия которого -обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного развития педагога. Современная система повышения квалификации отвечает за опережающую подготовку и переподготовку кадров, за развитие и преобразование мышления и деятельности специалистов. С учетом того что слушатели курсовой подготовки в основном не несут ответственность за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе повышения квалификации, в практику работы, важность межкурсового сопровождения профессионального роста педагога со стороны ГОУ «КРИРПО» возрастает.
В связи с этим наряду с курсами повышения квалификации нами проводятся в межкурсовой период вебинары, форумы, семинары, тематические консультации, конкурсы и др.
Для определения востребованности педагогами региона и выявления результативных форм повышения квалификации нами осуществляется онлайн-анкетирование, по предварительным результатам которого актуальными выступают вебинар, форум (82 % участников), семинар (57 % респондентов), курсы повышения квалификации (41 %), тематические консультации (40 %), научно-практические конференции (29 %), конкурсы (12 %). Наиболее востребованным оказался вебинар, основная цель которого связана с обсуждением проблемы в рамках предложенной темы. Участникам заранее сообщается тема и структура вебинара через информационные письма в ОУ, информация выставляется на сайт ГОУ «КРИРПО». Слушатели заранее отправляют на электронную почту центра вопросы ведущим вебинара или задают их по ходу мероприятия. Данная форма повышения квалификации имеет ряд положительных моментов: участники не просто прослушивают то, что говорит и показывает в слайд-презентации ведущий, но и участвуют в обсуждении (в чате); взаимодействуют с педагогами ОУ разного типа и вида в ходе обсуждения проблематики, обмена опытом; повышают квалификацию без отрыва от производства, находясь на своем рабочем месте; выстраивают перспективу своего дальнейшего профессионального развития.
Положительные отзывы, большое количество участников (так в первом вебинаре в феврале 2012 г. приняло участие 90 чел., а в сентябре 2012 г. - 172 чел.) из разных ОУ (общее,
профессиональное, дополнительное образование, учреждения интернатного типа), задаваемых ведущему вопросов и написанных в чате комментариев подтверждают высокий уровень интереса педагогов к подобной форме повышения квалификации.
Нами проведены тематические консультации профориентационной тематики, в которых приняло участие 90 специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ: социальные педагоги (25,6 % от общего числа участников), педагоги-психологи (18,9 %), методисты (10,0 %), заместители директора (11,1 %), начальники различных отделов (6,7 %), мастера производственного обучения (5,6 %), библиотекари (2,2 %) и др. Мы считаем, что результативность консультаций достигается за счет практической составляющей. Так, на первом этапе проведения сотрудниками центра представляется теоретический материал по заявленной проблематике, который сопровождается слайд-презентацией и обсуждением в форме диалога, практических и творческих заданий. На втором этапе осуществляется проектная работа в микрогруппах, например, формирование умений, навыков реализации технологий осознанного выбора или разработка механизма взаимодействия субъектов профориентации для ОУ СОШ, УИТ, ОУ ПО. На третьем этапе подводятся итоги работы проектных групп или группы в целом, проводятся индивидуальные консультации по направлениям деятельности центра, например, по ведению регионального банка данных о выпускниках УИТ, подготовке материалов для участия в профориентационном конкурсе и др. Тематические консультации позволяют слушателям в течение одного учебного дня получить максимальное количество новой и структурировать имеющуюся информацию, закрепить её через практические виды деятельности, способствуют развитию навыков самопрезента-ции, обмену положительным опытом и тиражированию лучших профориентационных практик.
В системе образования семинар считается традиционной формой. Однако участники анкетирования считают, что он обладает высоким образовательным потенциалом, благодаря которому развиваются общие, психолого-пе-дагогические и управленческие компетенции. Это связано с тем, что проводимые нами семинары включают практикумы, в основе которых лежит проектная деятельность. Например, в январе 2013 г. прошел семинар-практикум «Особенности профориентации детей-сирот», где выступили с положительным профориентационным опытом деятельности ОУ-победители
конкурса «ПРОФориентир», а во второй части семинара в микрогруппах осуществлялась проектная деятельность по разработке технологии проведения профориентационной экскурсии в ОУ ПО, на предприятие. Это позволило сформировать целостное представление об экскурсии как современной форме профориентационного мероприятия. По завершении консультации, семинара участникам дается раздаточный материал, который используется ими в профориентационной работе для систематизации и совершенствования сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и студентов.
На наш взгляд, эффективной формой повышения квалификации являются конкурсы, способствующие непрерывному профессиональному росту педагога. По значимости данная форма в рейтинге педагогов заняла последнее место в связи с тем, что конкурсы проводятся на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, для разных категорий (ОУ, педагогов, обучающихся), подготовка к участию занимает много времени и требует компетент-ностного подхода к содержанию работы. Тем не менее в 2012 г. нами проведен областной конкурс для педагогов ОУ СОШ, НПО, СПО на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся по востребованным в регионе профессиям/специальностям. В конкурсе приняли участие более 150 человек, предоставивших 101 работу. В январе 2013 г. начался конкурс профориентационных материалов обучающихся «Рабочие профессии - будущее Кузбасса»,получены первые конкурсные работы: эссе «Есть такая профессия - помогать людям...», фоторепортаж «Золотые руки XXI века», проект баннера «Кузбасс - планета рабочих профессий!» и др. В апреле 2013 г. в ходе фестиваля рабочих профессий состоится награждение победителей конкурса. Лучшие работы будут рекомендованы к публикации.
Мы считаем, что включение педагогов и обучающихся в исследовательскую, экспериментальную деятельность также способствует профессиональному росту и повышению квалификации. На базе института функционирует ряд временных научно-исследовательских коллективов (ВНИКов), одним из которых является ВНИК по проблеме «Научно-методическое обеспечение деятельности кураторов в сфере постинтернатного сопровождения выпускников УИТ Кемеровской области». Для решения проблем организации постинтернатного сопровождения и профориентации в рамках ВНИКа работают две экспериментальные площадки на базе ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта» (г. Белово), ГОУ НПО ПУ № 32 (г. Прокопьевск). Развитие исследовательских компетенций педагогов-экс-периментаторов происходит на каждом этапе осуществления исследовательского подхода:
- выявление и формулировка актуальной, значимой проблемы;
- поиск и предложение путей и средств её решения, осуществление их проверки, апробации;
- формулировка соответствующих выводов, обобщение, выстраивание перспективы дальнейшего исследования проблемы.
На данный момент проводится формирующий эксперимент по апробации технологии кураторства, технологий в области профессионального ориентирования и развития профессиональной карьеры.
Таким образом, создание центра как структурного подразделения ГОУ «КРИРПО» позволило расширить направления деятельности института, спектр образовательных услуг для педагогов Кемеровской области, возможность удовлетворения образовательных потребностей специалистов, ответственных за профориентацию в ОУ разного типа и вида и постинтер-натное сопровождение выпускников УИТ.