УДК / UDC 37.048.45:37.018.46 И. А. Килина, Е. В. Понамарева
I. Kilina, E. Ponamareva
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ ПРОФОРИЕНТАцИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE SPHERE OF VOCATIONAL GUIDANCE: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
В статье представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по организации повышения квалификации педагогических работников. Анализируются проблемы подготовки кадров в сфере профориентации.
The article presents the experience of vocational guidance and after boarding school support center in organizing the process of training and raising professional qualification of pedagogical staff. The authors analyze the problems of staff training in the sphere of vocational guidance.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, современные профориентационные технологии, особенности профориентации в учреждениях разного типа.
Keywords: training and raising of pedagogical staff, modern technologies of vocational guidance, particularities of vocational guidance, vocational guidance at the institutions of various types.
Современное состояние профориентации предполагает рассмотрение ее с двух позиций: как система конкретных мер, направленных на подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии, и как социальный процесс выбора индивидом сферы деятельности, профессии (специальности), на который влияет широкий круг факторов. Так, выбор человеком профессии опирается на сочетание «хочу, могу, надо». Однако трудоустройство в условиях рыночной экономики не столько зависит от желаний обучающегося и потребностей его семьи, сколько от состояния рынка труда, т. е. соотношения спроса и предложения на рабочую силу определенного качества, от уровня сбалансированности рынка труда и системы подготовки профессиональных кадров. Поэтому к современным задачам профориентации относят синхронизацию рынков труда и образовательных услуг, установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессионального образования и пред-
приятиями, которые, в свою очередь, должны оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности региона в кадрах.
Традиционный подход решения кадровой проблемы практически не учитывает факторы профессионального самоопределения и самореализации подростков и молодежи, социально-психологические аспекты профессиональных предпочтений, выбора места проживания и многое другое мотивационного характера. В результате такого подхода неэффективно расходуются государственные средства на обучение кадров в профессиональных учебных заведениях, многие выпускники после окончания обучения не работают по полученной специальности (профессии).
Инновационный подход в решении кадровых проблем строится на концепции инвестиций в человеческий потенциал — образование, подготовка кадров, медицинское обслуживание, миграционная политика, информационное обслуживание и пр. Опыт многих стран убедительно доказывает, что в экстремальных условиях на первое место выдвигается человеческий фактор. Именно от умения адаптироваться к требованиям рынка, знаний современных принципов управления, проявления инициативности и предприимчивости во многом зависит эффективность хозяйствования.
В проекте концепции организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной ФГАУ «ФИРО», социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социальноэкономического развития [1 ]. При этом оно осуществляется в форме постепенного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций исходя из его личных возможностей и потребностей. На смену традиционного понятия «выбор профессии» приходит «поиск ресурсов» для са-
мостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов. Новые концепции, подходы, задачи профориентационной работы требуют наличие высокого уровня знаний, умений в сфере профориентации, например, использования активизирующих методик, предполагающих активную позицию как обучающихся, так и самих педагогов, ответственных за сопровождение профессионального самоопределения. Речь идет о проблеме подготовки компетентных специалистов в сфере профориентации, которые непосредственно оказывают влияние на процесс самоопределения обучающихся.
К кадровым проблемам следует отнести и неопределенность принадлежности функций по сопровождению профессионального самоопределения. В настоящее время отсутствуют штатные должности специалистов по сопровождению профессионального самоопределения, данная функция распределена по различным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации педагогов образовательных учреждений к ведению профориентационной работы. Не сформировано осознание того, что задачи профессионального самоопределения должны решать не только педагоги образовательных учреждений общего образования, но и дополнительного, профессионального, т. е. на протяжении всего периода самоопределения субъекта.
Данный вопрос становится актуальным в старшем подростковом возрасте, когда будущий выпускник готовится сдавать выпускные экзамены и выбирает предмет в качестве дополнительного для сдачи ГИА или ЕГЭ. Задача специалиста, ответственного за профориентацию в образовательном учреждении (ОУ) общего образования, оказать помощь подростку в выборе вектора профессионального пути, информировать о мире профессий, об учебных заведениях в регионе, о состоянии рынка труда. В школах и учреждениях интернатного типа (УИТ) Кемеровской области формирование профессионального самоопределения начинают с младшего школьного возраста на уровне профориентационных игр с целью знакомства с миром профессий. В среднем и старшем звеньях педагог помогает выявить предпочтения, склонности и способности, сопоставить возможности с требованиями профессии, выбрать траекторию дальнейшего обучения или трудоустройства. Выпускника профобразова-
ния специалист ориентирует на рынке труда: подбор места работы (в государственном или частном предприятии, наличие командировок, график работы и др.), встреча с работодателем (резюме, собеседование, формирование навыков самопрезентации) и др. Таким образом, актуальным является развитие системы повышения квалификации специалистов, ответственных за профориентацию, работающих в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Рассмотрим процесс становления данной системы на примере деятельности центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», одним из направлений которого является организация обучения и повышения квалификации работников общего, профессионального образования в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и социальной адаптации подростков и молодежи к рынку труда.
Понятие «повышение квалификации» мы определяем как форму профессионального образования взрослых, обеспечивающую рост профессионализма и компетентности посредством приобретения дополнительных знаний по базовой специальности, совершенствования профессиональных умений. Однако следует учесть специфику повышения квалификации специалистов, ответственных за профориентацию, т. к. в основном подобного базового образования по данному профилю у слушателей курса нет. Они реализуют функцию профори-ентатора в дополнение к основной должности и многие имеют базовое педагогическое или психологическое образование. Дополнительные знания и умения профориентационного характера должны «вписаться» в сложившуюся психолого-педагогическую систему знаний, умений, навыков слушателя. С учетом данной специфики сотрудниками центра разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы: «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий» (диплом победителя I степени на Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества» в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса — 2012»); «Организация профориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профобучения» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18758); «Разработка и реализация программ по информированию населения
о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18757). Данные программы, по заключению Института научной и педагогической информации Российской академии образования, отвечают требованиям новизны и приоритетности, получили высокую оценку слушателей курсов (до 100% удовлетворенности программой обучения).
Педагоги, реализующие данные программы, используют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предполагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. В связи с тем, что цель обучения взрослых — это предоставление не только новой информации, но и опыт ее самостоятельного добывания, на занятиях задействован интернет-ресурс, «виртуальная комната» и т. д. Включение интерактивных методов (профориентационные тренинги, игры, мозговой штурм, дискуссия, кейс-метод) дало возможность практической отработки передаваемых знаний, умений. В конце каждого дня занятий используются техники получения обратной связи. В качестве положительного момента слушатели отметили применение преподавателями разнообразных практических заданий, проектных, игровых и информационно-коммуникационных технологий, возможность апробации предлагаемых профориентационных форм, методов в ходе занятий и самоанализа результатов своего профессионального продвижения. Важна для них организация обмена педагогическим опытом участников обучения: по какой-то конкретной проблеме, когда опыт профессионально-педагогических работников сопутствует рассматриваемым вопросам занятия; на этапе обсуждения и анализа полученных новых знаний и навыков, когда опыт одного слушателя представляет интерес для всей группы и т. д.
На данный момент нами проводится онлайн-анкетирование специалистов, ответственных за профориентацию в образовательных учреждениях Кемеровской области, по предварительным результатам которого актуальными и эффективными формами повышения квалификации выступают: вебинар, форум (82% опрошенных), семинар (57% респондентов), курсы повышения квалификации (41%), тематические консультации (40%), научно-практические конференции (29%), конкурсы (12%). В связи с этим нами реализуются вебинары, форумы, основной целью которых является создание благоприятных условий
для развития информационной культуры педагогов, повышения уровня их профессиональной компетенции. К достоинству вебина-ра относится возможность взаимодействия специалистов разных ОУ, получения научнометодической помощи по интересующей проблематике, обмена опытом с коллегами без отрыва от рабочего места. Положительные отзывы, количество вопросов и число участников (от 90 человек в феврале 2012 г. до 172 человек в сентябре 2012 г.) характеризуют высокий уровень интереса педагогов к подобной форме повышения квалификации.
В системе образования семинар считается традиционной формой. Однако участники анкетирования считают, что он обладает высоким образовательным потенциалом, благодаря которому развиваются общие, психолого-педа-гогические и управленческие компетенции. Это связано с тем, что проводимые нами семинары включают практикумы, в основе которых лежит проектная деятельность. Например, в январе 2013 г. прошел семинар-практикум «Особенности профориентации детей-сирот», где поделились положительным профориентационным опытом победители конкурса «ПРОФориентир», а во второй части семинара в микрогруппах осуществлялась проектная деятельность по разработке технологии проведения профориентационной экскурсии в УПО, на предприятие.
Не менее востребованы тематические консультации по проблемам профориентации и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа. В каждой консультации участвует до 30 и более специалистов: социальных педагогов, педагогов-пси-хологов, методистов, преподавателей и других работников, представляющих учреждения общего, профессионального, дополнительного образования, интернатного типа.
Мы считаем, что результативность данных консультаций достигается за счет практической составляющей. Так, на первом этапе проведения сотрудниками центра представляется теоретический материал по заявленной проблематике, который сопровождается слайд-презентацией и обсуждением практических и творческих заданий. На втором этапе осуществляется проектная работа в микрогруппах, например разработка механизма взаимодействия субъектов профориентации для ОУ СОШ, УИТ, ОУ ПО. На третьем этапе подводятся итоги, проводятся индивидуальные консультации по направлениям деятельности центра, например по ведению регионального
банка данных о выпускниках УИТ, подготовке материалов для участия в профориентационном конкурсе и др. Тематические консультации позволяют слушателям в течение одного учебного дня получить максимальное количество новой и структурировать имеющуюся информацию, закрепить ее через практические виды деятельности, способствуют развитию навыков самопрезентации, обмену положительным опытом и тиражированию лучших профориентационных практик.
На наш взгляд, эффективной формой повышения квалификации являются конкурсы, способствующие непрерывному профессиональному росту педагога. Так, в 2012 г. проведен областной конкурс для педагогов ОУ СОШ, НПО, СПО на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии/специальности. Участниками конкурса стал 151 человек, они представили 101 работу. Лучшие из работ были рекомендованы членами жюри к публикации. В январе 2013 г. начался конкурс профориентационных материалов обучающихся ОУ СОШ, НПО, СПО, ДО, УИТ «Рабочие профессии — будущее Кузбасса», получены первые конкурсные работы: эссе
«Есть такая профессия — помогать людям...», фоторепортаж «Золотые руки XXI века», проект баннера «Кузбасс — планета рабочих профессий!» и др.
В ГОУ «КРИРПО» за десять лет на рынке образовательных услуг Кемеровской области сформировалась целостная, динамично развивающаяся система подготовки и повышения квалификации педагогов профессионального образования. Перспектива деятельности центра — расширение возможности получения образовательных услуг представителями ОУ разного типа и вида, удовлетворение образовательных потребностей педагогов, ответственных за профориентацию обучающихся и постинтернатное сопровождение выпускников УИТ; развитие исследовательских компетенций за счет реализации научных исследований на базе экспериментальных площадок; разработка инновационных технологий в области профессионального ориентирования и развития профессиональной карьеры.
1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс]/Пед-совет.огд, 2012. — 11Р1_: http://pedsovet.org/fonum/ topic10348.html.
УДК / UDK 37.015.3 А. Ю. Кузин, Ю. И. Кузина
A. Kuzin, J. Kuzina
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ВКЛЮЧЕННОЙ СУПЕРВИЗИИ TEACHING GRADUATE STUDENTS USING METHODS OF INCLUDED SUPERVISION
Статья посвящена актуальной проблеме практического обучения студентов выпускных курсов психологических специальностей. Важную роль в их обучении несомненно играет су-первизия. Супервизия применяется в странах Западной Европы и США с 60-х годов ХХ века и является хорошо зарекомендовавшим себя методом обучения, необходимой предпосылкой самостоятельной профессиональной деятельности. В России данный метод обучения мало распространен. Под супервизией часто понимают простое обсуждение группой студентов случаев «из жизни». В данной статье рассматриваются включенные и невключенные спосо-
бы супервизии, применяемые в стратегическом и краткосрочных системных подходах в консультировании (Дж. Хейли, К. Маданес, Р. Фиш, П. Вацлавик, Дж. Нардоне).
The main theme of this article is a practical teaching of graduate students. Important role in their education undoubtedly plays supervision. Supervision is used in Western Europe and the U.S. from 1960’s. It is a well-established method of teaching and a necessary prerequisite of independent professional activities of psychologists. In Russia this method of teaching is not spread out. Supervision is often understood as a simple group discussion of the personal