в техникуме, демонстрации достижений и возможностей образовательного учреждения.
Цель конкурса: создание условий для профессионального самоопределения и самореализации талантливой молодежи, повышение престижа рабочих профессий, в частности, художника по костюму, исполнителя художественно-оформительских работ, закройщика.
Торжественное мероприятие разделено на 2 этапа:
1-й этап - презентация образовательного учреждения (концертная программа, выставка конкурсных работ, в холле обучающиеся проводят мастер-классы по профессиям, экскурсии по учебным цехам и творческим студиям, знакомство с экспозициями музейно-выставочного центра: «Выпускники - гордость лицея», «Ветераны НПО», «Молодость и талант», также в холле организован буфет, реализующий продукцию, изготовленную руками студентов по профессии «повар, кондитер»).
2-й этап - торжественное награждение (поздравление участников, награждение грамотами
и ценными призами, фотосессия, свободное общение).
На городском конкурсе под названием «Твой шанс» (проводится третий год совместно с Комитетом образования и науки города Новокузнецка) на суд жюри 70 талантливых девчонок и мальчишек представили 80 уникальных и неповторимых творческих работ, сделанных своими руками. Творческие работы победителей наряду с работами обучающихся техникума будут выставлены на ежегодной городской выставке, организуемой КузТСиД.
Проведение конкурсов, творческих мероприятий позволяет использовать разнообразные про-фориентационные практики педагогов общего и профессионального образования, повышает интерес педагогов к решению проблем формирования профессионального самоопределения обучающихся и является стимулом для активизации профориентационной деятельности как на локальном, так и на муниципальном, региональном уровне.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА «ПРОФОРИЕНТИР»
И. А. Килина., начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово, Е. В. Понамарева, методист
В эпоху модернизации системы общего и профессионального образования возрастает значимость различных форм профессиональных сообществ, педагогического общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения потребностей в формировании и развитии ком-петентностей через практическую деятельность. Среди таких форм, благодаря которым специалист может представить свой педагогический опыт и самые результативные практики, важное место принадлежит конкурсному движению, которое активизирует рефлексию участников, способствует осознанию ими затруднений и поиску путей решения проблем педагогической деятельности.
Конкурс (от лат. concursus - стечение, столкновение) в литературе рассматривается как соревнование для выявления наилучших из числа участников представленных работ. Нами конкурс понимается как форма повышения квалификации педагогических работников, ответственных за профориентационную работу в образовательном учреждении. Данная форма направлена на повышение компетентности и творческого отношения педагога к собственному профессиональному росту, на удовлетворение личностно значимой потребности специалиста, ответственного за профориентацию, в анализе и сравнении собственной деятельности с деятельностью педагогов не только данного образовательного учреждения (локальный уровень), но и разного типа образовательных учреждений города (муниципальный уровень), области (региональный уровень).
Для актуализации проблем профориентации, поиска путей и средств их эффективного решения в деятельности педагогических работников образовательных учреждений (ОУ) разного типа
и в рамках мероприятий, посвященных 10-летию ГОУ «КРИРПО», в сентябре 2012 г. центром профориентации и постинтернатного сопровождения проведен областной конкурс «ПРОФориентир».
Цель конкурса - развитие системы профессиональной ориентации общего, специального (кор-рекционного), дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа (УИТ) Кемеровской области.
В ходе конкурса «ПРОФориентир» решались следующие задачи:
- выявление инновационных образовательных ресурсов в ОУ разного типа в области профориентации обучающихся, воспитанников;
- изучение и обобщение педагогического опыта в сфере использования профориентационных технологий;
- популяризация и внедрение в педагогическую практику лучших методических разработок в области профориентации обучающихся и воспитанников УИТ;
- развитие профессиональных компетенций педагогов ОУ разного типа в области разработки и реализации профориентационных мероприятий;
- повышение престижа рабочих профессий.
Положение о конкурсе было представлено на
сайте ГОУ «КРИРПО» в мае 2012 г. На начало сентября поступило всего восемь работ. Это связано с тем, что первый этап подготовки к профессиональному конкурсу характеризуется неустойчивостью мотивов участников, несамостоятельностью постановки целей, преобладанием внешней мотивации и достижением целей, поставленных руководством. В ходе августовской конференции для руководителей и методических служб образовательных учреждений была актуализирована данная форма повышения квалификации педагогов и определены перспективы участия ОУ в конкурсах, проводимых ГОУ «КРИРПО». Необходимость повышения значимости конкурсного движения связана и с тем, что апрельский вебинар - круглый стол по проблеме «Социальное партнерство в формировании кадрового потенциала региона», который прошел в восьми муниципалитетах Кемеровской области, выявил актуальные и эффективные формы сотрудничества в сфере повышения квалификации педагогов: вебинар (77 % участников), семинар (57 % респондентов), курсы повышения квалификации (38 %), научно-практические конференции (27 % участников), конкурсы (11 %). Как мы видим, конкурсы по значимости для педагогического сообщества нашего региона занимают последнее место. В связи с этим сотрудниками центра было проведено дополнительное инфор-
мирование ОУ о конкурсе на вебинаре, консуль-тацях. В результате с ситуативного уровня состояния мотивации участников произошел переход на познавательный, осознанный, характеризующийся соотнесением мотивов и целей деятельности, пониманием связи результата со своими возможностями, постановкой цели с учетом субъективной вероятности успеха.
В течение сентября для участия в конкурсе было подано более 90 заявок, что подчеркивает формирование активного, инициативного, творческого уровня мотивации, на котором участники самостоятельно ставят перспективные цели, осознают личную причастность к результатам совместной деятельности (участие творческих коллективов в конкурсе), стремятся довести её до завершения (победы в конкурсе).
Таким образом, в октябре 2012 г. жюри рассмотрело 101 индивидуальную и коллективную работы (из 75 учреждений Кемеровской области: 8 - ОУ НПО, 22 - ОУ СПО, 16 - общеобразовательные учреждения, 6 - учреждения дополнительного образования детей, 19 - учреждения интернатного типа, 4 - другие учреждения), определило победителей в следующих номинациях: «Лучшее профориентационное мероприятие»; «Лучшая профориентационная программа»; «Профориентация детей-сирот»; «Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»; «Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускника профобразования».
Члены жюри оценивали методические разработки, исходя из следующих критериев:
- соответствие содержания разработки заявленной теме, поставленным целям и задачам конкурса;
- отражение в названии методической разработки её содержания;
- практическая значимость;
- инновационность разработки;
- культура оформления работы (соответствие требованиям к оформлению разработок);
- соблюдение норм русского литературного языка.
По итогам работы жюри определены победители конкурса «ПРОФориентир». В номинации «Лучшая профориентационная программа» среди педагогов образовательных учреждений профессионального образования присуждено
1-е место: Масленниковой Н. В., заведующей учебно-методическим отделением; Кравченко И. В., преподавателю русского языка и литературы ГБОУ СПО «Новокузнецкий транспортно-техно-логический техникум»;
2-е место: Дмитриевой И. А., заведующей отделом практики, Богашовой И. Л., преподавателю, Загребайло М. В., преподавателю, Башкиной Е. Ю., преподавателю, Шебалиной Н. А., преподавателю ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»;
3-е место: Максимовой Н. А., преподавателю финансовых дисциплин ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка».
Среди педагогов общеобразовательных учреждений присуждено
1-е место: Рейнгарт О. С., заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-психологу, Вуд-Вуд С. В., учителю русского языка и литературы, педагогу-психологу МБОУ «Ме-таллурговская СОШ» Новокузнецкого района;
2-е место: Гатальской А. В., педагогу-психологу МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского района;
3-е место: Хакимову А. А., учителю математики МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 9», г. Прокопьевск.
В номинации «Лучшее профориентационное мероприятие» среди педагогов образовательных учреждений профессионального образования присуждено 1-е место: Лабунской Н. Л., заместителю директора по учебно-методической работе; Колпаченко Л. Я., заместителю директора по учебно-воспитательной работе, педагогу-психологу; Шершневой А. В., руководителю службы «Маркетинг и профориентация»; Нары-шеву М. С., руководителю рекламно-информационного отдела ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.», г. Новокузнецк; 2-е место: Коваль В. П., заведующей воспитательным отделом ГОУ НПО ПУ № 29,
г. Новокузнецк; 3-е место: Леоненко Е. В., преподавателю ГОУ НПО ПЛ № 49, г. Кемерово.
Среди педагогов общеобразовательных учреждений присуждено 1-е место: Бородавко Е. П., учителю технологии и изобразительного искусства МБОУ СОШ № 1, г. Калтан; 2-е место: Кузнецовой Л. Н., учителю русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», г. Калтан; 3-е место: Трясуновой Н. М., учителю начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Новокузнецк.
В номинации «Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья» присуждено 1-е место: Потницевой Е. А., заместителю директора по учебно-воспитательной работе, Листаровой И. В., старшему воспитателю муниципального казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анжеро-Судженского городского округа «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»; 2-е место: Загорской И. М., педагогу-психологу муниципального казенного специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (кор-рекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 III, IV вида», г. Полысаево; 3-е место: Вержицкой Е. Н., заместителю директора по научно-методической работе, Чернышовой В. М., заведующей отделом комплексной диагностики, Шевелевой Е. Ю., педагогу-психологу муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-
Таблица 1
Основные проблемы профориентационной деятельности
Проблемы профориентационной деятельности Количество ответов респондентов (в %)
В штатном расписании образовательных учреждений отсутствуют должности специалистов по профориентации и поддержке профессионального самоопределения обучающихся 62
Проблема недостаточной эффективности деятельности в указанной сфере находится не в сфере образования, а в сфере труда, что подчас обессмысливает саму идею поддержки профессионального самоопределения 49
В курсе общеобразовательной школы отсутствует образовательная область, ориентированная на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 44
По-прежнему преобладают традиционные малоэффективные подходы, наблюдается дефицит современных образовательных технологий, форм и методов работы, учитывающих реалии рынка труда 40
На обучающихся оказывается давление со стороны общественного мнения и СМИ, снижающее эффективность деятельности 38
медико-социальном сопровождении, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР».
В номинации «Профориентация детей-сирот» присуждено 1-е место: Медведчиковой Е. Н., педагогу-психологу, Арышевой М. В. учителю-логопеду, Чуверовой А. Л., музыкальному руководителю, Масловой Е. В., заместителю директора по воспитательной работе муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анжеро-Судженского городского округа «Детский дом № 35».
Жюри приняло решение о награждении за активную позицию в формировании системы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Кемеровской области благодарственными письмами ГОУ «КРИРПО» следующих участников конкурса: Зудиловой Т. Ф., методиста ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения «Ориентир»; Кудрявцевой Л. В., педагога дополнительного образования, Осиповой М. А., методиста, педагога дополнительного образования, Климовой А. С., методиста, Фроловой О. В., методиста, Серовой М. А., методиста МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской», г. Новокузнецк; Ланиной Е. А., социального педагога муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 2», Мариинский район, п. Первомайский; Потаповой Ю. В., социального педагога, Садлий О. Н., социального педагога МКОУ «Детский дом «Радуга», г. Юрга, Сюзевой Н. В., психолога МКУ «Управление по делам молодежи г. Белово».
Остальные участники отмечены сертификатами.
По мнению жюри, методические разработки в основном отражали «мероприятийный подход» в профориентации, для которого характерны: проведение профориентационной работы на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; слабая личностная вовлеченность участников и практико-ориентированная направленность мероприятия; недостаточное количество активизирующих методов; оценка результативности по количественным показателям «охвата» или вообще отсутствие данных показателей в конкурсной работе. В связи с этим большая часть конкурсных работ была отнесена к номинации «Лучшее профориентационное мероприятие» (38 работ). Мы считаем, что профориентацион-ная работа малоэффективна в тех образовательных учреждениях, в которых не осуществляется социальное партнерство с образователь-
ными учреждениями, предприятиями экономической и социальной сферы (школа/учреждение интернатного типа - колледж - предприятие), службами занятости. Фактором снижения эффективности профориентации выступает и несоответствие критерию «инновационность», так как содержание методических разработок включает традиционные, но недостаточно эффективные формы и методы профориентации, особенно в профобразовании (день открытых дверей, агитбригада, КВН, викторина, урок с элементами профориентации и др.).
Данные проблемы находят подтверждение и в результатах мониторинга, проведенного в рамках обсуждения проекта концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, разработанного ФГАУ «ФИРО», в котором приняло участие 88 человек (представители департамента образования и науки Кемеровской области, департамента труда и занятости населения Кемеровской области, руководители и педагоги ОУ СОШ, УИТ, НПО, СПО). Так, участникам предложили выбрать из списка пять основных проблем деятельности в сфере профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, из которых проблема «преобладание традиционных малоэффективных подходов» вошла в список значимых (40 % респондентов) (таблица 1).
Таким образом, важным направлением работы в области развития системы профориентации в Кемеровской области является выявление современных профориентационных практик и их тиражирование. Исходя из итогов конкурса, следует обратить внимание на необходимость разработки программ, направленных на содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускника профобразования, так как в данную номинацию конкурса не вошла ни одна работа. Представленные методические разработки косвенно затрагивали данную проблематику на уровне отдельного мероприятия, а не профори-ентационной программы ОУ по содействию трудоустройству выпускников.
Мы пришли к выводу, что в профобразовании недостаточное внимание уделяется вопросам профориентации, считая их прерогативой общего образования. Однако на протяжении всех этапов обучения для становления личности профессионала большое значение имеет формирование профессионально важных качеств, преодоление разочарования в выбранной профессии или «кризиса профессионального обучения», подготовка выпускника к трудоустройству и адаптации на рынке труда, уточнение профес-
сионального плана и построение профессиональной карьеры. Наряду с данным направлением профориентационной деятельности важными для региона являются реализация системы мероприятий по повышению престижа рабочих профессий на региональном, муниципальном уровнях (всего 8 методических разработок из 101 конкурсной работы представлено ОУ НПО), развитие системы социального партнерства, что нашло отражения и в итогах проведенного нами мониторинга.
Таблица 2 Направления современной
профориентационной работы
Приоритетные направления развития профориентационной работы Количество ответов респондентов (в %)
Развитие системы социального партнерства образовательных учреждений с работодателями, предприятиями и организациями экономической сферы 52
Реализация системы мероприятий по повышению престижа рабочих профессий 48
ИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -
Положительным моментом выступает высокая активность участников конкурса, большое количество методических разработок, представленных специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, которые имеют практическую значимость и профориентацион-ную ценность для Кемеровской области.
Дальнейшее развитие конкурсного профори-ентационного движения как средства повышения квалификации педагогов и активизации профориентационной работы в учреждениях общего и дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, учреждениях интернатного типа, интеграции с иным педагогическим и профориентационным опытом связано с проведением областного конкурса для обучающихся и воспитанников «Рабочие профессии - будущее Кузбасса». Данный конкурс направлен на привлечение подростков и молодежи к выбору рабочих профессий, востребованных на рынке труда региона, и посвящен празднованию 70-летия Кемеровской области. Он стартует в январе 2013 года и приглашает к участию обучающихся и их руководителей-педагогов в следующих номинациях: «История рабочей профессии Кузбасса» (эссе); «Образ рабочего XXI века» (творческий фоторепортаж); «Рабочий - это звучит гордо!» (баннер).
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ
О. А. Федина, педагог-психолог ГОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг»
Т. И. Маркевич, методист
Рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины профессиональной неэффективной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими, социальными особенностями работника. Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования. Некоторые люди в короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигают профессионального успеха, у других вхождение в профессию затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к другому виду деятельности. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться с профессиональными интересами обучающихся, их склонностями, состоянием здоровья, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решать профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, в рамках проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профес-