ЧИППКРО
УДК 37.018.46
РОЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Килина И.А.
Аннотация. В статье рассматриваются тестации профессионально-педагогических ра-
особенности, цели непрерывного образования, роль дополнительного профессионального образования в непрерывном образовании человека на примере деятельности центра профориентации и постинтернатного сопровождения.
The author considers the features and aims of the continuing education, the additional vocational education role in the man’s continuing education using the example of the professional orientation and after boarding school support center activity.
Ключевые слова: непрерывное образование, система повышение квалификации, субъектная и объектная позиции, андрагогика как обучение взрослых в контексте непрерывного образования, непрерывность и внутренняя дифференцированность как характеристики системы повышения квалификации.
Continuing education, the training system, the subject and object positions, andragogics as training adults in the context of the continuing education, continuity and inherent differentiation as the characteristics of the training system.
По данным исследований, в ряде регионов страны до 50 % выпускников вузов и до 64 % выпускников среднеспециальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же после окончания учебного заведения. Так в 2011 году в центр занятости населения г. Кемерово в целях поиска подходящей работы обратилось 804 выпускника системы профобразования (НПО, СПО, ВПО), что составила 9,5 % от общего выпуска. Молодые люди вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации проходят не только молодежь, но и работники, находящиеся под угрозой увольнения, в условиях реорганизации или реструктуризации, модернизации производства. Повышение квалификации периодичностью не реже одного раза в пять лет является необходимым условием ат-
ботников. В силу этих причин концепция непрерывного образования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека, способствующая адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывному развитию личности, её компетенций. В содержательном аспекте непрерывное образование представлено следующими формами образования: начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.
Сравнивая образование, которое раньше получали на всю жизнь, с образованием в течение всей жизни как поэтапном обеспечении пополнения и расширения знаний у людей разного возраста, остановимся на возрастных гра -ницах. Традиционно «обучающийся» соотносился с возрастом до 25 лет. В отношении непрерывного образования сложно определить верхнюю возрастную границу. Не зря в системе дополнительного профессионального образования общепринятым является понятие «слушатель» как равноправный, активный и ответственный участник учебного процесса. В дополнительном, в отличие от профессионального образования, слушатель, имеющий среднее профессиональное образование, получает документ государственного образца о повышении квалификации, но его образование не приравнивается к высшему. Отличаются цели и задачи непрерывного образования, в рамках которого происходит развитие самостоятельности, способности адаптироваться к преобразованиям как в обществе в целом, так и в профессиональной сфере, открывается возможность ориентации в мире профессий, решается проблема повышения квалификации и переподготовки кадров. Непрерывное образование выступает средством оптимизации первоначальной профессиональной подготовки и переподготовки посредством периодически возобновляемого профессионального обучения, чередуемого с периодами трудовой деятельности. Таким обра-
зом, система повышение квалификации является неотъемлемой частью непрерывного образования.
Рассмотрим роль дополнительного профессионального образования в непрерывном образовании человека на примере деятельности центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», одним из направлений которого является организация обучения и повышения квалификации работников общего, профессионального образования в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и социальной адаптации подростков и молодежи на рынке труда.
Система повышения квалификации рассматривается нами в аспекте дополнительного профессионального образования, направленного на совершенствование, углубление, обновление ранее полученных и сформированных знаний, умений в области той или иной профессии. При всем разнообразии подходов к определению понятия «повышение квалификации» мы считаем возможным определить его как форму профессионального образования взрослых, обеспечивающего рост профессионализма и компетентности посредством приобретения дополнительных знаний по базовой специальности, совершенствования профессиональных умений. Специалистами центра разработаны и реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий»; «Организация профориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профобучения»; «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи» и др.
Полученный опыт проведения курсов показал, что у многих слушателей восприятие повышения квалификации как системы не сформировано. Ассоциативно повышение квалификации связано с аттестацией педагогических и руководящих кадров, которая проходит раз в пять лет. Получив документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации, профессионально-педагогические работники нередко «успокаиваются» до очередной аттестации, ссылаясь на возможности самообразования. В последние пять лет, в связи с ростом
количества информационных источников, включая интернет-ресурсы, в образовательной среде формируется мнение о том, что педагог сам, без посторонней помощи, может решать вопросы профессионального роста. Мы согласны с тем, что самообразование педагога выступает основополагающим фактором повышения уровня компетентности специалиста, однако с учетом постоянно изменяющихся организации, содержания, технологий и многих других аспектов системы образования требуются теоретические консультации, обмен опытом, рефлексия своей деятельности, проведение мониторинга и т.д.
Отсутствие системного подхода к повышению квалификации у слушателей обусловлено и тем, что за годы прохождения курсов у некоторых профессионально-педагогических работников сформировался стереотип получения готовых рекомендаций, которые можно «автоматически» перенести в поле своей деятельности. Несомненно, существуют определенные алгоритмы, шаблоны, необходимость рассмотрения «узких» вопросов. Однако важными являются актуальные методологические вопросы современной стратегии развития образования, рассматриваемые нами в контексте андрагогики и направленные на решение задач: как мыслить тактически, перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации, критически оценивать свою педагогическую деятельность.
Переход слушателя в субъектную позицию в процессе обучения предполагает наличие высокого уровня мотивации. На начало занятий курса нами выявлены ожидания участников группы (28 человек), демонстрирующие актуальный уровень их мотивации. Наиболее значимым мотивом стало «структурирование имеющихся знаний и получение новой, инновационной информации» - 86 % слушателей. На втором месте «общение с коллегами, обмен опытом» - 57 % участников. Менее значимыми выступили мотивы: «отдых» - 11 %, «получение удостоверения» - 7 % слушателей. Ориентация на получение информации в некоторой степени определяет объектную позицию: «Вы мне расскажите, а я Вас послушаю!» За последние годы технологии повышения квалификации в ГОУ «КРИРПО» существенно изменились в сторону интерактивных форм, дистанционного обучения, использования ИКТ, модуль-
/:с Научное обеспечение системы
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
ности в содержании, накопительной системы обучения и т.д. Однако, пассивность «слушателей», их преобладающее желание получить готовый методический продукт во многих случа -ях препятствует использованию современных форм обучения. С другой стороны, если преподаватель авторитарен, предпочитает монологическую подачу материала и пассивную позицию слушателей, то форма традиционной лекции для него будет оптимальной, а для некоторых участников курса - привычной, приемлемой для обучения.
В ходе занятий важно изменить объектную позицию слушателей на субъектную. Для реализации этой цели преподаватели выполняли функции организатора, модератора учебного процесса, обеспечивали индивидуальный подход в обучении. Доминировали продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Ведь основная цель обучения взрослых - предоставить не только новую информацию, но и опыт её самостоятельного добывания. Поэтому занятия проходили с использованием интернет-ресурса, слушатели знакомились с возможностями «виртуальной комнаты», участия в профессиональных интернет-конкурсах, вебина-рах, видео-конференциях и т.д. Включение интерактивных методов создало возможность практической отработки передаваемых знаний, умений. Возрастающий поток информации требует внедрения методов обучения, которые позволят за короткий срок (72 часа) передать большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. Решению этой задачи способствовало использование тренингов, групповые дискуссий, деловых и ролевых игр. Слушатели активно включались в проектную, исследовательскую дея-
тельность. В конце каждого дня занятий использовали разнообразные техники получения обратной связи. В качестве положительного момента участники отметили применение преподавателями разнообразных практических заданий, игровых и информационнокоммуникационных технологий, возможность апробации предлагаемых форм, методов в ходе занятий и самоанализа результатов своего профессионального продвижения.
Мы пришли к выводу, что включение традиционных и инновационных форм совершенствования профессионального мастерства является оптимальным сочетанием, способствующим повышению мотивации обучения и познавательной активности слушателей. Так же важна организация в ходе обучения обмена педагогическим опытом участников: по какой-то конкретной проблеме, когда опыт профессионально-педагогических работников сопутствует рассматриваемым вопросам занятия; на этапе обсуждения и анализа полученных новых знаний и навыков, когда опыт одного слушателя представляет интерес для всей группы и т.д.
С учетом того, что слушатели в качестве ожиданий от курса отметили «отдых», им были предложены экскурсии. Так, мы посетили «Бизнес-инкубатор», где познакомились с воз -можностями ведения предпринимательской деятельности, получили эстетическое удовольствие от посещения ботанического сада. Наряду с этим организованы кофе-паузы, во время которых в непринужденной обстановке слушатели обсуждали интересующие их профессиональные вопросы, обменивались информацией.
С целью повышения эффективности процесса обучения в ГОУ «КРИРПО» лабораторией андрагогики проводится исследование удовлетворенности слушателей. Оценка слушателями (средние величины в %) качества учебного процесса представлена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка качества учебного процесса
Критерии Уровень
Высокий Средний Низкий
1. Новизна знаний 79 21
2. Отношение преподавателей к слушателям 100
3. Доступность учебного материала 89 11
4. Интенсивность обучения 89 11
5. Организация обучения (четкость, логичность) 89 11
6. Наличие необходимых дидактических материалов в учебном процессе 75 25
7. Техническая оснащенность занятий 89 11
8. Применение новых методов и технологий в обучении на курсах 93 7
9. Формирование новых профессиональных умений и навыков 82 18
10. Практическая значимость знаний 75 25
11. Возможность разрешения своих профпроблем 68 32
12. Возможность самопрезентации, самореализации 93 7
13. Значимость контактов с другими участниками курсов 93 7
14. Создание разнообразной образовательной среды (доступ к ресурсам Интернет, библиотеки, консультации) 68 32
15. Создание комфортного психологического климата в группе 100
По результатам оценки качества учебного процесса данного курса сделаны следующие выводы: качество учебного процесса по темами курса отметили как соответствующее высокому уровню (см. рис. 1); все слушатели полностью удовлетворены тактичным и доброжелатель -ным отношением преподавателей и созданием комфортной рабочей атмосферы; высокий уровень критериев «возможность самопрезента-ции», «значимость контактов с другими участниками курсов», «применение новых методов и
технологий на курсах». Исходя из результатов мониторинга, представленная на курсах информация была интересной, актуальной и доступной, что помогло слушателям повысить свою профессиональную компетентность в вопросах профориентационной работы с молодежью.
Таким образом, используемые формы, методы повышения квалификации способствовали повышению активности участников, формированию субъектной позиции в ходе занятий.
Научно-теоретический журнал
67
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Рис. 1. Самооценка слушателями уровня знаний и умений по заявленной тематике после курса
(средняя оценка по 10 бальной шкале)
Рассматривая повышение квалификации как систему, выделим её характеристики: непрерывность, включающую единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов системы, и внутреннюю дифференцированность. Непрерывность предполагает обеспечение системы этапностью, чётко обозначенной и осознанной педагогом, охватывающей подготовительную работу (слушатели заинтересованы в информации о форме итогового контроля, например, если это методическая разработка, проект по профориентации, то они могут взять с собой на курсы необходимые материалы для подготовки итоговой работы), процесс обучения и процесс внедрения нового, самоанализ уровня профессионализма. Дифференцирован-ность подразумевает учет интересов каждого слушателя, поэтому в ходе планирования повышения квалификации профессиональнопедагогические работники должны сами выбирать свою траекторию профессионального роста (содержание, сроки). Например, слушатели связывали средний уровень своей активности на занятиях с тем, что их «отправили» на курсы, хотя данная проблематика не имеет прямого отношения к их профессиональной деятельности. Поэтому мы использовали индивидуальный подход, предоставляли возможность быть
лидером микрогруппы, находили «точки соприкосновения» по тематике для представителей ОУ разного типа. Результат мониторинга показал высокую эффективность подобного подхода к формированию мотивации слушателей на профессиональный рост.
Современная система повышения квалификации, в ряде случаев, представляет собой совокупность слабо связанных между собой структурных элементов. Поэтому необходимо «сложить пазлы» из отдельных элементов в целостную систему, создать пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так в отдельном регионе и у каждого слушателя.
Решение данной задачи в расширении перечня курсов, образовательных программ, обновлении отдельных модулей, внедрении новых форм повышения квалификации и повышении значимости традиционных: курсов, семинаров, консультаций, научно-практических конференций, конкурсов и др. Мы считаем, что конкурсы являются эффективной формой повышения квалификации, способствуют непрерывному профессиональному росту педагога. Так нами организованы областные конкурсы: для педагогов ОУ СОШ, НПО, СПО на лучшую
методическую разработку в области профори-ентации обучающихся на востребованные в регионе профессии/специальности; профориентационных материалов обучающихся ОУ СОШ, НПО, СПО, ДО, УИТ «Рабочие профессии -будущее Кузбасса».
В центре используются такие современные формы повышения квалификации, как вебинар, on-lain семинар и консультация, видеоконференция и др. Основной целью данных форм является создание благоприятных условий для развития информационной культуры педагогов, повышения уровня их профессиональной компетенции. Положительные отзывы, большое количество участников и задаваемых вопросов, комментарии по вебинарам («Организация системы сопровождения выпускников учреждений интернатного типа (УИТ)»; «Состояние постинтернатного сопровождения выпускников УИТ» и др.) характеризуют высокий
уровень интереса педагогов, специалистов общего, профессионального образования к подобной форме повышения квалификации (см. рис. 2).
По итогам второго вебинара наблюдается положительная динамика в отношении роста количества участников (с 90 человек до 130), разнообразия представителей учреждений: УИТ, профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), общего образования, центра диагностики и консультирования и других. Особый интерес у участников вебинаров вызвали вопросы, связанные с технологиями, моделями постинтернатного сопровождения (42 % вопросов), деятельностью куратора (21 % вопросов), комплексом методов формирования личностного и профессионального самоопределения выпускников УИТ (15 %), деятельностью центра (12 %), проблемами организации сопровождения (10 % вопросов).
Рис. 2. Состав участников вебинара «Организация системы сопровождения выпускников
учреждений интернатного типа»
В целом данные вебинары выявили актуальность и практическую значимость заявленной проблематики, потребности профессионально-педагогических работников в сфере организации сопровождения выпускников учреждений интернатного типа.
Положительным моментом является и тот факт, что в on-line мероприятиях могут участ-
вовать специалисты из разных образовательных учреждений, получать научно-методическую помощь по интересующей проблематике, обмениваться опытом с коллегами без отрыва от производства, находясь на своем рабочем месте. Предоставляемая информация носит не только теоретический, но и практический характер. Особую значимость данные мероприя-
СОДЕИСГв
ГжД
ЧИППКРО
тия приобретают в рамках тем, в которых обсуждаются особенности и проблемы взаимодействия между различными структурами и специалистами в ситуации недостатка информации об организации и специфике выстраиваемой работы, например, разработка механизма взаимодействия УИТ и профобразования в процессе постинтернатного сопровождения выпускников.
Отличительной особенностью развития системы повышения квалификации профессионально-педагогических работников является теоретическая, психологическая и практическая направленность. В современных условиях особое внимание уделяется подготовке модераторов, тьюторов. Основной акцент при этом дела -ется на формирование и развитие аналитических, проектировочных, рефлексивных умений, развитии интеллектуальной мобильности педагогов.
В целом повышение квалификации помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым, гибким к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Мы считаем, что повышение квалификации не должно носить разовый, эпизодический характер. Не-
обходимо развивать систему в качестве квалифицированного посредника между высокой педагогической наукой и живой педагогической практикой, традиционными и инновационными педагогическими, профориентационными технологиями. Со стороны специалистов центра -систему разнообразных, последовательных, структурированных форм повышения квалификации с учетом потребностей педагогов образовательных учреждений разного типа. И со стороны слушателей - готовность поэтапно и в системе проектировать свой рост профессиональной компетентности.
Таким образом, сформированная система повышения квалификации рассматривается нами как основа непрерывного образования и её роль будет значимой только при условии реализации принципа непрерывности и осознания человеком необходимости образования на протяжении жизни. В эпоху апгрейда (модернизация, замена компонентов компьютера на более совершенные) дополнительное профессиональное образование - это шаг к модернизации знаний, навыков человека, освоения и внедрения инновационных технологий, передового педагогического опыта.