Научная статья на тему 'Становление калмыцкого республиканского Общества друзей Тибета (1990-е - 2000-е гг. )'

Становление калмыцкого республиканского Общества друзей Тибета (1990-е - 2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление калмыцкого республиканского Общества друзей Тибета (1990-е - 2000-е гг. )»

МУРГАЕВ С.М.

СТАНОВЛЕНИЕ КАЛМЫЦКОЕО РЕСПУБЛИКАНСКОЕО ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ ТИБЕТА (1990-е - 2000-е ГГ.)

У всех народов имеется свой круг этнических или конфессиональных сообществ, с которыми они регулярно себя соотносят: одни народы при этом воспринимаются как более близкие или даже родственные, другие - как далекие, чужие. Такое сравнение во многом определяет, во-первых, собственную этноконфессиональную идентичность, а во-вторых, эмоционально-оценочное отношение к народам, которые воспринимаются как более близкие. Таким народом для калмыков всегда были тибетцы, которые у них традиционно ассоциировались с буддизмом и Далай-ламой. В этом отношении характерно заявление Юлии Богоновой, в недавнем прошлом волонтера "Золотой обители Будды Шакьямуни", которая активно изучает тибетский язык. "Очень важно, - сказала она на заседании "Калмыкия и Тибет: духовные связи" клуба "Манджушри", - поддерживать дружбу между нашими народами, чтобы глубже познавать буддийскую философию" (1).

Во второй половине 80-х гг. XX в. в Калмыкии активизировалась общественная деятельность по возрождению языка, национальной культуры и, естественно, возникает определенная потребность в восстановлении религиозных традиций, так как для калмыков понятия "национальное самосознание" и "буддизм" тесно слиты друг с другом. В общественном сознании вновь становятся актуальными конфессиональные и культурные особенности калмыцкого народа, так как слом коммунизма как цивилизационного интегратора выявил исторически предшествующий цивилизационный слой.

Необходимо отметить и следующий момент, о котором в свое время писал А. Гордеев, изучавший историю возрождения буддийской сангхи Калмыкии в 1988-2005 гг. В 80-е гг. XX в. интерес молодежи к буддизму был связан, в определенной степени, и с увлечением восточными единоборствами. В своей монографии он отмечает, что "поскольку литература по тибетскому буддизму отсутствовала, многие наивно полагали, что в тибетских монастырях изучают восточные единоборства. Это побудило двух манджиков элистинского хурула отправиться в нелегальное путешествие в Тибет через горы Памира, где они были задержаны пограничниками и после проверки отправлены на родину" (2).

В 1988 г. верующие г. Элиста потребовали от властей зарегистрировать буддийское общество, и в следующем году его деятельность была официально разрешена. В столице республики был создан хурул первым настоятелем, которым стал имеющий религиозное образование бурят Туван Дорж. Параллельно с этими процессами, проходящими внутри калмыцкого общества, развиваются связи с администрацией Далай-ламы, республику с пастырскими визитами начинают регулярно посещать буддийские священнослужители. В августе 1989 г. сюда был направлен один из наиболее уважаемых в буддийском мире лам Кушог Бакула Ринпоче, который не только посвятил первых монахов, читал молитвы верующим, но и активно встречался с общественностью и руководством республики (3).

Мощный импульс развитию буддизма в Калмыкии был дан визитом Далай-ламы, состоявшимся летом 1991 г. В Элисте им были проведены молебны, освящено место строительства буддийского храмового комплекса, а также встречи с тогдашним руководством республики и общественностью столицы (4). А уже 9 октября 1991 г. был подписан документ с характерным названием: "Протокол намерений между объединением буддистов Калмыкии, Верховным Советом, правительством Калмыцкой Советской Социалистической Республики - Хальмг Тангч и Его святейшеством Далай-ламой". Стороны, учитывая, что развитие религиозных и иных связей между калмыцким и тибетским народами будет содействовать укреплению дружбы, взаимопонимания между ними, восстановлению и взаимообогащению национальных культур и традиций, и руководствуясь стремлением и впредь развивать и углублять связи и контакты между калмыцким и тибетским народами, брали на себя обязательства сотрудничать в подготовке кадров в области религии, культуры, здравоохранения и образования, а также содействовать установлению и углублению непосредственных связей между религиозными и культурными организациями. К сожалению, многие конкретные положения Протокола намерений не были реализованы. Но, тем не менее, официальный документ четко определял направления развития калмыцко-тибетского сотрудничества.

Поэтому естественно, что с возрождением ламаизма в Калмыкии и установлением прямых связей с Далай-ламой представителями калмыцкой интеллигенции создается первая в России общественная организация сторонников тибетского правительства в изгнании.

В мае 1992 г. по приглашению Далай-ламы XIV состоялся первый официальный визит официальной делегации Калмыкии в город Дарамсала штата Химачал Прадеш Северной Индии, где находятся резиденции духовного лидера буддистов и правительства Тибета в изгнании (5). В ее состав входили: Басанов В.М.,

председатель Верховного совета Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч, Мукубенов М.Б., 1-й заместитель Председателя Совета министров республики, Шажн-лама Туван Дорж, Председатель Объединения буддистов Калмыкии. Также в состав официальной делегации постановлением Президиума Верховного Совета Калмыцкой ССР была включена Коокуева А.И. - председатель постоянной комиссии Верховного Совета по народному образованию, науке и культуре (6), которая во второй половине 80-х гг. прошлого столетия активно содействовала регистрации буддийской общины Калмыкии.

Именно во время пребывания в Индии А.И. Коокуева впервые подробно узнала о ситуации, сложившейся в Тибете в результате китайской оккупации, присутствовала на заседаниях Ассамблеи тибетских народных депутатов (парламента) и Кашага (кабинета министров), ознакомилась с видеоматериалами международной сети организаций "Друзей Тибета" о политической ситуации в Тибетском Автономном Регионе. По возвращению в Элисту начинается подготовительная работа по созданию общественной организации, которая бы занималась развитием отношений между калмыцким и тибетским народами.

16 июля 1992 г. представители калмыцкой интеллигенции проводят учредительное собрание Общества друзей Тибета (7). Оно было создано для возрождения утраченных традиционных исторических и духовных связей между калмыцким и тибетскими народами; ознакомления с историей, культурой, религией и современным положением тибетского народа; содействия возрождения буддийской философии, культуры в Калмыкии; установления контактов с Группами, Обществами поддержки Тибета в России и за ее пределами. Однако основным направлением Общества друзей Тибета является политическая поддержка Тибета и миротворческой деятельности Его Святейшества Далай-ламы XIV на международной арене (8).

Во время второго визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Калмыкию состоялась официальная презентация общества, во время которой духовный лидер буддистов впервые мог, открыто говорить как глава государства о ситуации вокруг Тибета. Необходимо иметь в виду, что Общество друзей Тибета является общественной организацией созданной по инициативе граждан - физических лиц. Это позволяет ему достаточно активно вести работу по поддержанию тибетцев в их борьбе за свою автономию: в ходе проведения своих мероприятий оно регулярно направляет письма и обращения в посольства стран-членов Европейского парламента, КНР и в органы исполнительной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия (9).

Основными формами деятельности Общества друзей Тибета являются - проведение собраний, вечеров, "круглых столов", пресс-конференций, посвященным национальным праздникам, знаменательным датам и важнейшим событиям в общественной и культурной жизни Тибета; приглашение в Калмыкию и направление в Центральную администрацию Тибета при Его Святейшестве Далай-ламе XIV представителей общества, в том числе деятелей науки, культуры и искусства; содействие установлению и всестороннему развитию партнерских отношений между производственными, научными, культурными и другими общественными организациями и учреждениями; организация обмена с Центральной администрацией Тибета книгами, брошюрами, периодическими изданиями, фото- и другими выставками и информационными материалами (10).

С 4-го по 10-е апреля 1994 г. впервые в Элисте проходила Неделя Тибета, в ходе которой население ближе познакомилось с Тибетом (его историей, культурой, религией) и больше узнало о современном положении тибетского народа (11). Так, проводились семинар "Буддийская культура и Калмыцкое национальное образование", лекции ученых КГУ, КИОНа и представителей Дхарма - центра по проблемам буддизма, встречи с представителями тибетской делегации, пресс-конференция представителя Его Святейшества Далай-ламы XIV в России доктора Наванга, круглые столы и т.д. (12). Неделя Тибета получила широкое освещение в республиканских средствах массово информации. Большую помощь в организации Недели Тибета оказал тибетский культурный и информационный центр в Москве, возглавляемый представителем Далай-ламы XIV в России доктором Навангом Рабгьялом (13).

Организация Недели Тибета в Калмыкии получила высокую оценку Центральной тибетской администрации. В письме руководителю Общества друзей Тибета А.И. Коокуевой Темпа Тзеринг, секретарь Департамента информации и международных дел, подчеркивал: "Мы осознаем, что организация такого дела была нелегкой и требовала больших усилий, преданности. Под Вашим руководством многие организации и частные лица многое сделали, чтобы эта неделя имела успех. Мы пишем, чтобы отблагодарить Вас за поддержку тибетского народа. Мы очень высоко оцениваем Вашу работу" (14).

В мае 1995 г. общество организовало празднование 60-летия Его Святейшества Далай-ламы XIV (15). Программа мероприятий включала проведение однодневного семинара учителей "Духовный лидер человечества", круглый стол "Совершенствуя себя, совершенствуем мир", научно - практическую конференцию "Буддизм в диалоге культур", торжественный вечер, посвященный 60-летию Его Святейшества

Далай-ламы XIV, пресс-конференции, лекции, встречи, выступления по калмыцкому телевидению и радио (16).

В апреле 2000 г. были проведены мероприятия, посвященные дню рождения Гедун Чоки Ньяма -нового Панчен-ламы - конференция "Тибет: права человека", цикл лекций по проблеме "Китай - Тибет", беседы о Гедун Чоки Ньяма, митинг и однодневная голодовка сторонников общества. По случаю десятилетия своей деятельности общество открыло первый школьный музей истории и культуры "Тибет -Калмыкия" в Элистинский средней школе № 18 (17).

В 2005 г. Калмыцкое республиканское общество друзей Тибета, впервые в республике, совместно с Центральным буддийским монастырем "Гедцен Шеддуп Чой Корлинг" был проведен фестиваль тибетской культуры и искусства, посвященный 70-летию Далай-ламы XIV с участием артистов из Индии и Швейцарии, в рамках которого прошел показ видеофильмов и цикл лекций по буддизму. В Калмыкии к юбилею Далай-ламы прошла Декада тибетской культуры с лекциями и конференциями в средних школах, конкурсами детских рисунков и выставкой тибетской кухни.

Еще в начале семидесятых годов двадцатого века Далай-лама XIV взял курс на решение тибетского вопроса посредством "срединного подхода", который не требует независимости и отделения Тибета. "В тоже время он предусматривает подлинную автономию для шести миллионов мужчин и женщин, считающих себя тибетцами. Такая автономия необходима, чтобы защитить национальное своеобразие тибетцев, поддерживать их религиозное и культурное наследие, основанное на древней философии, которая приносит благо в XXI в., а также сохранить хрупкую окружающую среду Тибетского плато" (18). В соответствии с этим Общество друзей Тибета организовывает митинги, сборы подписей, направляет письма с обращениями в поддержку требования предоставления автономии Тибету. Так, в августе 1996 г. письма были отправлены в посольства Ирландии, Германии, Австрии, Великобритании, Нидерландов, Люксембурга и КНР (19). Посольства ФРГ и Соединенного королевства в своих ответных письмах отмечали, что их правительства проводят политику поддержки Тибета и обещали довести до них обращение Калмыцкого республиканского Общества друзей Тибета. Направлялись письма и обращения также калмыцким и российским властям (20).

Деятельность калмыцкого Общества друзей Тибета получила международную известность среди групп поддержки Тибета. Представители республиканского общества в составе российской делегации приняли участие во второй Международной конференции групп поддержки Тибета (июль 1996 г.). Работа конференции носила конструктивный характер и была полезна для делегации из Российской Федерации, которая впервые принимала участие в таких мероприятиях. Российские делегаты от Бурятии, Калмыкии, Тувы, Москвы, Санкт-Петербурга приняли активное участие в работе проблемных круглых столов, внесли свои предложения. Значительное внимание в ходе проведенных дискуссий было уделено вопросам координации действия групп поддержки Тибета, ибо движение расширяется. Не менее значительными были дискуссии в кулуарах конференции, где представители США и Франции, Италии и Южной Африки, Непала и Голландии делились впечатлениями, опытом своей общественно-политической деятельности. Тут же шел сбор подписей под письмом генеральному секретарю ООН - господину Бутрасу Гали, где говорилось о необходимости новых шагов для начала переговоров между Китаем и Тибетом. Ранее собранные калмыцким Обществом друзей Тибета подписи в поддержку политики Далай-ламы были приложены к этому письму (21).

Активно включилось общество в международную компанию протеста в связи с событиями 2008 г. в Лхасе. 15 марта было опубликовано заявление общества, в котором выражалось крайнее возмущение в связи с разгоном мирных демонстраций в Тибете и последующими трагическими событиями. Председатель этой неправительственной организации А.И. Кокуева подчеркивала, что единственным выходом из сложившейся ситуации являются незамедлительные переговоры КНР с Далай-ламой. Также в адрес руководства Калмыкии были направлены для сведения пресс-релиз Офиса Далай-ламы и обращение российских буддистов, обществ друзей Тибета к правительству Российской Федерации и мировому сообществу в связи с кризисом в Лхасе (22).

В республике стали традиционными собрания общественности, организованные и проводимые общественной организацией Калмыцкое республиканское общество друзей Тибета, посвященные дню национального восстания в Тибете (10 марта), дни рождения Далай-ламы и Панчен-ламы (6 июля, 25 апреля), международному дню прав человека (10 декабря). В декабре 2006 г. был организован фестиваль калмыцкой культуры в резиденции Далай-ламы, в Дхарамсале в котором принимали участие как артисты и члены общества, так и официальные лица, и общественные лица. С целью укрепления дружественных и культурных связей с тибетской диаспорой в 2007 г. проводился фестиваль монголоязычных народов в Индии (23).

Важную роль общество играет и в развитии неофициального диалога Республики Калмыкия, как субъекта российского государства с правительством Тибета в изгнании. Так, весной 2008 г. в Элисте с неофициальным визитом находилась делегация Ассамблеи тибетских народных депутатов. Зарубежные парламентарии впервые приехали в республику именно по приглашению Общества друзей Тибета. Вместе с председателем ассамблеи Карма Чопелом прибыли еще четыре депутата в сопровождении представителя Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ господина Таши и президента фонда "Сохраним Тибет" Юлии Жиронкиной. Выражая благодарность калмыцкому народу за поддержку и понимание, Карма Чопел подчеркнул: "Исторические связи между нашими народами тесны и крепки, переплетены духовно, культурно, генетически. Калмыки преданы Далай-ламе. И за это мы искренне любим наших братьев по духу. Такое взаимопонимание дорогого стоит" (24). Организованный Калмыцким обществом друзей Тибета визит зарубежных парламентариев был ответным: калмыцкая делегация посещала Дхарамсалу два года назад.

В соответствии с изменениями федерального и республиканского законодательства приводилась в соответствие с ними оформление государственной регистрации и положения устава организации. В 1998 г. вносятся изменения и дополнения в Устав и получено Свидетельство о государственной регистрации общественной организации, в 2002 г. свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и постановке на учет в налоговом органе. На основании приказа Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Калмыкия была проведена в 2005 г. проверка уставной деятельности Калмыцкого республиканского общества друзей Тибета. Было отмечено, что организация в целом осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим уставом. Выявленные несоответствия федеральным законам "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях" были устранены (25).

Оценивая деятельность Общества друзей Тибета, необходимо отметить, что оно буквально с первых шагов своей деятельности получило высокую оценку Далай-ламы XIV, который в своем обращении писал: "Я очень счастлив, что Общество Друзей Тибета в Калмыкии уделяет большое внимание Тибету. Хотя наши взаимоотношения начались совсем недавно, но за этот короткий период вы провели большую работу в возрождении Буддизма в Калмыкии в целом и, особенно, я рад, что вы весьма активны в поддержке тибетцев по вопросу нашей автономии. Я вам очень признателен за это. Несмотря на все трудности, вы добились хороших результатов... Очень важно, чтобы вы продолжали свою деятельность. Мы будем счастливы сотрудничать с вами..." (26).

Также высоко оценивал деятельность Калмыцкого общества друзей Тибета и представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ Таши. Он отмечал, что во многих городах России образованы такие общества, но "наиболее тесно мы сотрудничаем с калмыцким обществом друзей Тибета" и необходимо "еще крепче развивать и укреплять религиозно-культурное сотрудничество" (27).

Таким образом, Калмыцкому республиканскому обществу друзей Тибета, несмотря на незначительное число официальных членов, принадлежит определенная роль в развитии буддизма в Калмыкии, становлении двухсторонних калмыцко-тибетских отношений и заметное место в общественной жизни республики.

1. См.: www.buddisminkalmykia.ru

2. Гордеев А. Буддийская сангха Калмыкии в XX веке. Б.м. и г.и. -С. 48.

3. Биткеев П.Ц. Истоки духовного возрождения//Мандала.-1994. -№4,5. -С.З.

4. Уланов М.С. К проблеме возрождения буддизма в Калмыкии//Буддийское духовенство и культура

калмыцкого народа. -Элиста, 2004. -С. 139.

5. Письмо отдела религии и культуры Центральной тибетской администрации от 13 февраля 1992 г. //

Текущий архив Общества Друзей Тибета.

6. Выписка из постановления Президиума Верховного Совета Калмыцкой ССР - Хальм Тангч № 383

П-1Х от 15 апреля 1992 г. //Там же.

7. Протокол учредительного собрания от 16 июля 1992 г. //Там же.

8. Устав Калмыцкого республиканского Общества Друзей Тибета, зарегистрированного 5 августа 1992

г. //Там же.

9. Там же.

10.Там же.

П.Геше Чжампа Тинглей. Буддийские наставления. -Элиста, 1995. -С. 153. 12.Текущий архив Общества Друзей Тибета.

13.Геше Чжампа Тинглей. Указ. соч. -С. 153.

14.Письмо от 12 мая 1994 г. //Текущий архив Общества Друзей Тибета.

15.Программа празднования 60-летия Его Святейшества Далай-ламы XIV. 15 - 20 мая 1995 г. // Там же.

16.Там же.

17.Там же.

18.Известия Калмыкии. -2003. -12 марта.

19.Текущий архив Общества Друзей Тибета.

20.Там же.

21.Коокуева А. 2-я Международная конференция групп поддержки Тибета //Дыхание лотоса. -1996. -№7. -С.З; Second International Conference of Tibet Support Groups. A Report. Bonn, 1996.

22.Текущий архив Общества Друзей Тибета.

23.Там же.

24.Известия Калмыкии. -2008. -24 июня.

25.Текущий архив Общества Друзей Тибета.

26.Обращение Его Святейшества Далай-ламы XIV к Калмыцкому Обществу Друзей Тибета // Геше

Чжампа Тинглей. Указ. соч. -С. 155. 27.Высокие гости в Калмыкии//Дыхание Лотоса. -2004. -№6. -С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.