Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Тибет глазами российских путешественников» (6-7 июня 2014 г. , г. Элиста)'

Международная научная конференция «Тибет глазами российских путешественников» (6-7 июня 2014 г. , г. Элиста) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Тибет глазами российских путешественников» (6-7 июня 2014 г. , г. Элиста)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ / SCHOLARLY MATTERS

Куканова В. В. Международная научная конференция «Тибет глазами российских путешественников» (6-7 июня 2014 г., г. Элиста)

Kukanova V. The International Conference "Tibet as it Viewed by Russian Travellers" (June 6-7, 2014, Elista)

6-7 июня 2014 г. в г. Элисте состоялась Международная научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913), известного буддийского священнослужителя, знатока тибетской медицины, переводчика и писателя, потомственного казака. Проведенная конференция особенно значима и симво-лична в этом году, поскольку 2014 год объявлен годом Его Святейшества Далай-ламы. В последнее время проблематика тибетологических и буддологических исследований весьма актуальна в связи с расширением и укреплением геополитических связей на Востоке, в частности, на территории Тибета, центра мировой религии — буддизма.

Пленарное заседание открыл Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, подчеркнув важность проведения научных форумов, связанных с осмыслением роли буддийских священнослужителей в истории Калмыкии и, шире, Российского государства. Жизнь Дамбо Ульянова еще раз доказывает, насколько тесно взаимосвязаны Тибет и Калмыкия, Тибет и Россия. С началом работы конференции участников и организаторов мероприятия поздравили в приветственных адресах Глава Республики Калмыкия А. М. Орлов, Председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия А. В. Козачко, министр образования и науки Республики Калмыкия Н. Г. Манцаев, министр культуры Республики Калмыкия А. А. Учурова.

Затем выступила директор Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Н. Г. Очирова с докладом, посвященным описанию тибетско-калмыцких взаимосвязей в прошлом и настоящем. Автор справедливо отмечает, что зарождение ти-бетско-калмыцких связей произошло еще до прихода калмыков на территорию Нижнего Поволжья, поскольку «буддийские учителя активно стали проповедовать учение в ой-

ратской среде в начале XIII в.» [Очирова 2014: 5]. В докладе рассматриваются особенности внешней политики Калмыцкого ханства в различные периоды истории, влияние политических реалий на становление и развитие тибетско-калмыцких взаимоотношений. Так, отношения Калмыцкого ханства с Джунгарским ханством и Цинским Китаем в ХУП-ХУШ в. оказали значительное влияние на развитие тибетско-калмыц-ких связей, обусловили появление новых форм взаимодействия тибетцев и калмыков. Особое внимание уделено возрождению ти-бетско-калмыцких взаимоотношений на современном этапе. Автором отмечается укрепление связей в последние десятилетия, что связано с культурным подъемом калмыцкого народа после продолжительного периода религиозных гонений. На всем протяжении взаимоотношений Тибета и Калмыкии к основным сферам их взаимодействия относятся религиозная и просветительская деятельность Тибета [Очирова 2014].

В докладе атамана Калмыцкого казачьего округа Всевеликого Войска Донского подробно освещена биография Дамбо Ульянова, показана его роль в формировании геополитической стратегии Российского государства в конце Х1Х в. [Манжиков 2014].

После завершения пленарного заседания была продолжена работа конференции, в которой приняли участие представители Калмыцкого казачьего округа, Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Элиста), Калмыцкого государственного университета (Элиста), Центрального калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Элиста), Регионального центра обработки информации Института развития образования (Ханты-Мансийск), Института востоковедения РАН (Москва), Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Синьцзянского государственного университета (КНР), Илий-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ского педагогического института (КНР), Университета Внутренней Монголии (КНР) и др. Часть докладов представлены как стендовые.

Главной теме конференции посвящены доклады по проблеме Тибета, восприятию сакрального пространства российскими и зарубежными путешественниками в различных аспектах: в историческом, политическом, лингвистическом и др. Так, в совместном с Б. В. Чемидовой докладе «Феномен книги „Предсказание Будды о Доме Романовых" в свете взаимосвязей России и Тибета в начале XX века», прочитанном д-ром ист. наук, зам. директора по научной работе КИГИ РАН Э. П. Бакаевой, подробно рассматривается политическая ситуация, сложившаяся в конце XIX и начале XX в. вокруг Тибета. По мнению авторов, «основная мысль книги, согласно которой северная Россия — страна Шамбала, заключалась в теологической мотивации возможности и необходимости пребывания Далай-ламы в России» [Бакаева, Чемидова 2014: 60]. Авторы заключают, что поздний выход книги не отражает всей актуальности постановки вопроса о переселении Далай-ламы XIII в Россию.

Остальные сообщения можно условно разделить на несколько групп в зависимости от научной дисциплины, которую представляли авторы докладов, но все они так или иначе связаны с темой либо буддизма, либо Тибета, что в сознании предстает как неразрывное целое.

К первой группе можно отнести выступления по истории буддизма (стендовый доклад Главы буддистов СУАР КНР Шалу Ринпоче «О принятии буддизма ойрата-ми», доклад д-ра ист. наук, заведующего отделом истории и археологии КИГИ РАН К. Н. Максимова «Экономическая и политическая дискриминация духовенства Калмыкии в 1920-1930 гг.»), историографии (сообщения канд. ист. наук, старшего научного сотрудника КИГИ РАН В. П. Санчирова «О влиятельном буддийском иерархе Инзане хутугте (Энсэ-хутугте)» [Санчиров 2014], д-ра ист. наук, научного сотрудника Калм-ГУ М. В. Яновой «Дамбо Ульянов и национальная историография» [Янова 2014], ламы Ба. Сурэн «О распространении буддизма среди дербетов по материалам „Биографии Зая-пандиты"», преподавателя Илийского педагогического института З. Онор «Письмо Зая-пандиты маньчжурскому императо-

ру Шуньчжи». Особый интерес вызвали доклады, посвященные вопросам этнологии и религиоведения: сообщения историка-краеведа В. А. Дронова «Хурулы Области войска Донского» [Дронов 2014], совместное выступление д-ра ист. наук Э. П. Бакаевой и студента КалмГУ Е. Е. Бембеева «Буддийская святыня Джарунг Кашор в культуре калмыков: история и современность» [Бакаева, Бембеев 2014], д-ра ист. наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН К. В. Орловой «Об этнических группах донских калмыков и буддийских хурулах донских калмыков (XIX - начало XX в.)» [Орлова 2014], заведующей библиотекой Центрального калмыцкого хуру-ла «Золотая обитель Будды Шакъямуни» Н. Ф. Бакараевой «К вопросу о буддийских практиках у калмыков», канд. соц. наук, заведующей отделом социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН Л. В. Намруевой «К вопросу о типологии буддийской идентичности современных калмыков» [Намруева 2014] и др.

Вторая группа докладов на конференции носила филологический характер. Здесь можно выделить три блока выступлений, основанных на рукописных, литературных и фольклорных источниках. Большой интерес вызвал доклад аспиранта из Внутренней Монголии Арвгийн Басанга, посвященный введению в научный оборот рукописи, которые описывают монастыри хобуксарских торгутов [Арвгийн 2014]. Во втором блоке сообщений особо выделяется выступление канд. филол. наук, старшего научного сотрудника КИГИ РАН Д. Н. Музраевой о буддийском пантеоне в трудах востоковедов, анализ которых указывает, по мнению докладчика, что «в России культовые сооружения и обрядовая практика буддистов стали известны еще в первой четверти и в середине XVII в., а в начале XIX в. отдельные авторы имели достаточно полное представление о божествах, почитаемых в северном буддизме. К последней трети XIX в. наблюдения путешественников приобретают систематический характер, по ним можно составлять представления о том, какие именно божества в изображениях имели наибольшую степень распространения среди монголов и ойратов» [Музраева 2014: 76]. В третий блок докладов объединяются исследования, основанные на фольклорных источниках: канд. фил. наук, научного сотрудника КИГИ РАН Н. Б. Бадгаева «Ти-

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 3 2014

бетские лексические заимствования в языке калмыцкого героического эпоса „Джан-гар"», канд. фил. наук научных сотрудников КИГИ РАН Н. Ч. Очировой и С. Е. Бачаевой «Языковая картина мира и ее отражение в топонимике эпоса „Джангар"» [Очирова, Бачаева 2014], Н. М. Мулаевой и С. Е. Бачаевой «Из истории изучения антропони-мии (на материале калмыцкого героического эпоса „Джангар")» [Мулаева, Бачаева 2014], канд. фил. наук, старшего научного сотрудника Б. Х. Борлыковой «Буддийская лексика в текстах калмыцких народных песен», проф. Синьцзянского государственного университета Цэвэгийн Бату «О лексике религиозных протяжных песен ойратов Синьцзяна» [Цэвэгийн 2014], младшего научного сотрудника Осорин Утнасн «Религиозные устные рассказы Агвана-Чойдара» [Осорин 2014] и др.

Третья, небольшая по объему, группа докладов объединяет культурологическую и искусствоведческую проблематику буддизма: сообщение д-ра филос. наук, профессора КалмГУ М. С. Уланова «К вопросу о сходстве буддизма с христианством и исламом», д-ра филос. наук, заведующего кафедрой КалмГУ В. Н. Бадмаева «Корпоративная культура народов Востока как социокультурный феномен», д-ра иск., заведующего Музеем калмыцкой традиционной культуры им. Зая-пандиты КИГИ РАН С. Г. Батыревой «Буддийская коллекция КИГИ РАН: из истории комплектования музея» [Батырева 2014]. Презентация, демонстрирующая фонд буддийской коллекции КИГИ РАН, привлекла внимание окружающих уникальностью музейных экспонатов и их художественными достоинствами.

По окончании конференции Шаджин-ламе Республики Калмыкия Тэло Тулку Ринпоче был задан актуальный и непростой вопрос, связанный с приездом Далай-ламы XIV в Россию. Участники и гости конференции выразили надежду на скорейший приезд Его Святейшества в Россию.

Проведенная конференция еще раз свидетельствует о необходимости организации подобных научных форумов, где обсуждаются важные вопросы, связанные с развитием тибетско-калмыцких и тибетско-рос-сийских отношений, буддизма как одной из древнейших мировых религий. Материалы конференции опубликованы в сборнике [Тибет глазами российских путешественников 2014].

Литература

Арвгийн Б. Рукописный источник о «Шев-нрин курэ киид» Хобуксарских торгутов (РоЬиуБауш-уш ЮгуМсМ-ип «§аЫпагип кипу-е кеу1^>-ип ШяИ nigen уаг Ысте1) // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., по-свящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 61-79.

Бакаева Э. П., Бембеев Е. Е. Буддийская святыня Джарунг Кашор в культуре калмыков: история и современность // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Меж-дунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 163-175.

Бакаева Э. П., Чемидова Б. В. Феномен книги Д. Ульянова «Предсказание Будды о Доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.» в свете взаимосвязей России и Тибета в начале XX в. // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 49-60.

Батырева С. Г. Буддийская коллекция КИГИ РАН: из истории комплектования музея // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 77-86.

Дронов В. А. Хурулы Области войска Донского // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 30-35.

Манжиков Э. Н. Д. Ульянов - известный буддийский священнослужитель, путешественник и переводчик // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 14-23.

Музраева Д. Н. Исследование буддийского пантеона в трудах путешественников по Центральной Азии XVII - начала XX в. // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 70-76.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Мулаева Н. М., Бачаева С. Е. Из истории изучения антропонимии (на материале калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 120-126.

Намруева Л. В. К вопросу о типологии буддийской идентичности современных калмыков // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., по-свящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 155-162.

Орлова К. В. Об этнических группах и буддийских хурулах донских калмыков (XIX - начало XX в.) // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 36-48.

Осорин У. Агвац-Чойдар келж егсн бурхн-шажна туск амн Yгин туукин тодрхаллт // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., по-свящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 87-91.

Очирова Н. Ч., Бачаева С. Е. Языковая картина мира и ее отражение в топонимиконе эпоса «Джангар» // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рожде-

ния Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 113-119.

Очирова Н. Г. Тибетско-калмыцкие взаимосвязи: история и современность // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (18441913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 5-13.

Санчиров В. П. О влиятельном буддийском иерархе Инзане-хутугте (Энсэ-хутугте) // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 24-30.

Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. 182 с.

Цэвэгийн Б. О лексике религиозных протяжных песен ойратов Синьцзяна (Бт^уа^ оута^ ип иШ dayun-daki keseg Ъищап-и §а]1п-и uge ке1е^е-уш иск udq-a-yin 1ауПи1) // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 92-101.

Янова М. В. Дамбо Ульянов и национальная историография // Тибет глазами российских путешественников: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Дамбо Ульянова (1844-1913). Элиста: КИГИ РАН, 2014. С. 176-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.