Научная статья на тему 'Становление и развитие профильного технологического образования в России'

Становление и развитие профильного технологического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Г. Ю.

Статья посвящена исследованию проблем профильного обучения, ретроспектива развития профилизации старшей школы, особенности развития профильного технологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted research of problems of profile training, a retrospective show of development of a profile of the senior school, feature of development of profile technological formation.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие профильного технологического образования в России»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФИЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

СЕМЕНОВА Г.Ю.

Статья посвящена исследованию проблем профильного обучения, ретроспектива развития профилизации старшей школы, особенности развития профильного технологического образования.

Article is devoted research of problems of profile training, a retrospective show of development of a profile of the senior school, feature of development of profile technological formation.

Кардинальные изменения социально-экономических ориентиров общества в сфере материальных и духовных ценностей, необходимость решения проблемы подготовки выпускников к жизни и труду в условиях современного социума требуют исследования и разработки подходов к проблеме образования вообще и профильного в частности. Для успешной адаптации человека в современном обществе необходимо обладать развитой способностью к приобретению знаний, и достаточно высокими индивидуально-личностными качествами: хорошим осознанием своих гражданских прав и обязанностей, социальной мобильностью, ясным представлением собственных потенциальных возможностей и ресурсов, а также способов реализации выбранного жизненного пути. Кроме того, стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере и такая специализация необходима уже на уровне общего образования, то есть введения профильной дифференциации содержания образования. Поэтому исследование проблем профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника является наиболее актуальным на сегодняшний день. Кроме того, новые нормы и требования рынка труда формируют новый социальный заказ общества образовательным учреждениям - готовить учащихся к успешной социализации умению проектировать и действовать в стремительно меняющихся условиях жизни и труда.

Ретроспектива развития профилизации старшей школы. Идея профилирования старшей школы относится к 1864 году, когда был принят указ, по которому все гимназии были разделены на классические и реальные, а вместо уездных училищ создавались прогимназии. Данная реформа ставила учеников изначально в неравное положение, поскольку гимназия предоставляла классическое образование и готовила к поступлению в университет, а в реальных училищах подготовка учащихся осуществлялась к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения.

Следующим этапом развития профильного обучения стал 1925 г., когда было принято решение о целесообразности введения дифференцированных профессиональных уклонов для учащихся старших классов средней школы: индустриального, кооперативного, сельскохозяйственного, педагогического, библиотечного и других. В соответствии с принятым решением содержание образования соответствовало специфике того или иного уклона, при этом ученик должен был освоить минимальный уровень знаний, необходимый для дальнейшего обучения в вузе. Широкое распространение профу-клонов было обусловлено социальными условиями и педагогическими причинами. С одной стороны, трудности в экономической жизни страны, безработица требовали вооружения старшеклассников какой-либо профессией, с другой - курс на связь школы с жизнью, непосредственное участие школьников в производительном труде выдвигали задачу профессионализации школы.

В 30-е годы принимается постановление «О структуре начальной и средней школы», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней шко-

лой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

В результате реорганизации обозначилась интеграция общеобразовательных и профессиональных знаний, были введены специальные дисциплины и специализированные практики, определилась взаимосвязь профессионализированного и общеобразовательного цикла. Кроме того, произошло ограничение общего количества часов учебного плана и его деление на составляющие 20-24 часа на общеобразовательный цикл, 6-8 часов на специальные дисциплины и столько же часов на практику.

Особенностью этого периода стали также попытки решить через трудовое обучение задачу формирования мировоззрения учащихся. В школах преобладало увлечение практической деятельностью, что привело к снижению уровня общеобразовательной подготовки, поэтому в 1937 г. трудовое обучение как самостоятельный учебный предмет в школе было ликвидировано.

В 50-е годы, в период восстановления народного хозяйства, когда вновь были востребованы высококвалифицированные кадры, произошло возрождение трудового обучения в школе. В 1-4 классах введен курс «Ручной труд», в старших классах трудовая подготовка дифференцирована для сельских и городских школ. В сельских школах вводится дисциплина «Основы сельского хозяйства», а в городских школах - «Основы промышленного производства». В 10 классе изучались «Автомобиль» и «Электротехника». У учащихся была обязательной производственная и сельскохозяйственная практика.

В 1957 г. Академия педагогических наук начала проводить эксперимент по дифференциации школьного образования: физико-математическому, техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному направлениям. Вскоре выходит закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Реорганизация школы и коренное улучшение учебного процесса была связана с отставанием сложившейся системы школьного и профессионального образования от растущих потребностей общества. В старших классах предполагалось введение обязательного производственного обучения, для этого были расширены производственные площади и техническое оснащение учебно-производственных комбинатов. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы становятся школами с производственным обучением, в которых учащиеся получают среднее образование и профессиональную подготовку для работы в народном хозяйстве.

Реформа школы 1984 года была направлена на уравнение (слияние) общего и системы профессионально-технического образования с точки зрения их задач. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки, для этого была расширена сеть межшкольных комбинатов.

К 1987/1988 учебному году подготовлены программы профессионального обучения: в 8-9 классах по 30 профилям и в 10-11 классах по 80 профессиям. Основная идея реформы заключалась в следующем: учащиеся получают среднее образование и одновременно овладевают профессией, с учетом этой профессии они подходят к осознанному выбору дальнейшего пути. Но, несмотря на увеличение количественных показателей по качеству трудового и профессионального образования, в целом реформа не принесла ожидаемого результата.

В 2002 году была разработана «Концепция профильного обучения», в которой профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение предусматривает специализированную подготовку учащихся общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения, их социализацию с учетом ре-

альных потребностей рынка труда. Оно обусловлено личностно - ориентированным подходом как одной из новых парадигм образования, при этом школьник является субъектом всего образовательного процесса, а его профессиональное развитие рассматривается одной из приоритетных задач образовательного процесса.

Проведенный историко-ретроспективный анализ показал, что в основе развития профильного обучения лежит дифференцированный подход, содержание которого в различные исторические периоды определялось в основном социально-экономическими потребностями страны и в меньшей степени личностно - ориентированной стратегией образования. Современные подходы к профильному обучению во главу угла ставят интересы и запросы личности школьника, максимально развивая ее индивидуальный и творческий потенциал.

Особенности развития профильного технологического образования. Профильное образование вообще, и технологическое в частности, способствует максимальному раскрытию индивидуальности, творческих способностей и склонностей школьников и является одним из направлений повышения качества подготовки старшеклассников к вхождению их в социальную и трудовую жизнь. Профильное технологическое образование нацелено на формирование у старшеклассников профессиональных устремлений, обеспечивая реализацию интересов, способностей и ориентировано как на запросы личности, так и на потребности рынка труда. При этом важным является выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей и предпочтений, учащихся к тем или иным видам деятельности. В этом случае создаются условия для максимального развития личности школьника в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Следует также отметить, что профильное технологическое образование способствует успешной адаптации выпускников школы к социально-экономическим условиям жизни, построению собственной образовательной траектории, обеспечению потребностей в знаниях и стремлении к постоянному самообразованию.

Основа внедрения профильного обучения и технологического в частности - это социальная адресность и сбалансированность интересов школы с учреждениями профессионального образования, наукой, культурой, здравоохранением, другими заинтересованными ведомствами, родительской общественностью и работодателями.

Условиями успешного профильного технологического образования являются:

- формирование мотивации школьников к содержанию учебного материала;

- практико-ориентированная направленность образовательного процесса;

- самостоятельность и активность учащихся в учебном процессе.

Теоретический анализ исследований П.В. Алексеева, С.В. Панина, А.М. Новикова, В.С. Швырева показал, что при организации профильного технологического образования лежат следующие подходы:

- системный подход - В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг, О.Е. Лебедев, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, заключающийся в рассмотрении профильного технологического образования с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений, находящихся в постоянном развитии. Он позволяет выявить интегрированные системные свойства и качественные характеристики профильного технологического образования, которые отсутствуют у составляющих систему компонентов;

- личностно-деятельностный подход - Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков. И.С. Якиманская предполагает активное использование принципа единства личности и деятельности, организацию деятельности субъектов образовательного процесса с учетом возрастных особенностей личности учащегося. Данный подход выступает практико-ориентированной тактикой организации профильного технологического образования, играя ведущую роль при проекти-

ровании содержания, выборе форм, методов и средств обучения старшеклассников, создавая условия для их самоопределения и самореализации;

- аксиологический подход - Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин,

Н.Е. Щуркова, позволяет раскрыть смыслообразующий потенциал духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих позиций личности в процессе профильного технологического обучения, обеспечивающих адаптационное взаимодействие личности учащегося и среды в приобретении социального, профессионального и общекультурного опыта;

- компетентностный подход - И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, А.С. Мельничук, Е.В. Селезнева, А.В. Хуторской. Данный подход позволяет выявить структуру технологической компетентности, определить критерии эффективности профильного технологического образования старшеклассников;

- вариативный подход - А.В. Золотарева, Е.Б. Евладова, С.Л. Поладьев, обеспечивающий сочетание в образовательных программах базового компонента профильных и элективных курсов с учётом запроса учащихся, их родителей и рынка труда.

Анализ становления и развития профильного технологического образования выявил ряд особенностей:

- ориентация направлений профильного технологического образования как на реализацию интересов и профессиональных устремлений учащихся, так и на потребности регионов в специалистах дефицитных профессий;

- развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентации, умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить и трудиться в современном технологически насыщенном обществе;

- вариативность направлений профильного технологического образования;

- интеграция учреждений общего образования с учреждениями начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, МУКами, ресурсными центрами в целях расширения спектра образовательных услуг и выбора учащимися сферы дальнейшей профессиональной деятельности;

- осуществление преемственности между общим начальным и средним профессиональным образованием;

- интеграция образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;

- обеспечение эквивалентности получения образования в различных его формах (очного, заочного, дистанционного, формального, неформального).

По данным мониторинговых обследований внедрения профильного обучения, проведенных Министерством образования и науки РФ, индустриально-технологическое и агротехнологическое направления профильного обучения выбрали образовательные учреждения в основном некрупных городов и поселков. Связано это с тем, что в данном случае взаимосвязи социума и образовательных учреждений достаточно сильны. Учащиеся в основной своей массе ориентируются и связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с развитыми промышленными или сельскохозяйственными предприятиями (если таковые есть) или сферой сервиса.

Важной особенностью реализации профильного технологического образования является материально-техническое оснащение образовательного учреждения. Оно, по-сущности, является основой и условием организации моделей профильного технологического образования. Анализ организации профильного технологического образования, показал, что в основном реализуются модели трех типов:

Внутришкольная модель. Профильное технологическое образование осуществляется в образовательном учреждении (общеобразовательной школе, центре образования и др.), с развитой материально-технической базой и имеющем образовательную лицензию на получение профессий. Приме-

ром может служить модель профильного обучения, организованного на базе средней школы № 2 г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Обучение профессии там проходит в учебных мастерских по следующим направлениям:

- основы швейного дела;

- основы ручной и машинной вышивки;

- слесарь-сантехник;

- столяр-плотник;

- мастер лозоплетения и изготовления изделий из бересты;

- водитель категории: А, В, С.

Такая же модель обучения характерна и для вечерней общеобразовательной школы г. Губахи. Школа организована на основе учебно-производственного комбината имеет хорошую материальнотехническую базу и организует профильное обучение по следующим специальностям: токарь, автослесарь, радиомонтажник, продавец продовольственных товаров, дизайн одежды.

Сетевая модель. Профильное технологическое обучение осуществляется на базе МУКов, ресурсных центров, учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих договора со школой. Реализация данной модели осуществляется в школе № 125 г. Бердска совместно с Бердским электромеханическим техникумом (БЭМТ). Профильное обучение организуется по следующим направлениям: технология машиностроения, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, эксплуатация и техническое обслуживание электромеханического оборудования, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей. Сетевая модель профильного технологического обучения организована и в общеобразовательной школе № 3 г. Старый Оскол совместно с Оскольским политехническим колледжем, где проводится подготовка по следующим специальностям: швея, продавец продовольственных товаров, радиомонтаж и автодело.

Смешанная модель. Профильное технологическое обучение осуществляется совместно как на базе школы, так и в образовательных учреждениях, которые находятся со школой в партнерских отношениях. Примером может служить модель профильного обучения, организованного в лицее №20 г. Пятигорска, где осуществляется профильное обучение по индустриально-технологическому направлению.

Обучение основам профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности, воспитание инициативности и творческого, осознанного подхода к труду и к его результатам, формирует готовность учащихся к успешной самостоятельной деятельности. Самооценка учащихся, сформированная в процессе обучения, оказывает влияние на принятие решения о выборе профессии, когда оно явно или подсознательно будет определено. Это зависит от разделяемых учащимися ценностей и сформированным кругом интересов.

Анализ теоретических подходов к процессу профильного технологического образования и практики работы профильных школ показал, что он должен отличаться рядом особенностей:

- реализация межпредметных связей на более глубоком уровне между профильными учебными предметами с базовыми учебными предметами;

- усиление практической, деятельностной направленности образования, интеграция теоретических знаний учащихся с их практическими потребностями, поиск путей и расширение возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности, непосредственно в производстве и социальной среде;

- организация и развитие психолого-педагогической диагностики школьников, ориентированной на уточнение и коррекцию их профессиональных предпочтений и планов;

- совершенствование форм учебного процесса расширяющих профессионально-трудовой опыт учащихся;

- продуктивный, деятельностный характер учебного процесса;

- отказ от детальных инструкций, создание условий, при которых учащиеся овладевают такими компетенциями, как работа в команде, умение видеть проблему, планировать путь решения проблемы, реализация плана и анализ результатов;

- насыщение учебного процесса практико-ориентированными жизненными ситуациями, в которых необходимо использовать теоретические знания;

- включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательского подхода, постановки эксперимента, проекта, конструкторских работ и т. д.;

- ориентация не на накопление знаний, а на создание условий для приобретения опыта познавательной деятельности в различных профессиональных сферах;

- ориентация на активность и самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний: организация дебатов, «мозгового штурма», проектных технологий, обучение в сотрудничестве, лабораторные и полевые практикумы, производственная и социальная практика;

- активное использование современных средств обучения, в том числе средств информационных и телекоммуникаций технологий;

- совершенствование методов контроля за учебными достижениями учащихся не столько с целью выяснения, в какой мере учащиеся усвоили формальные знания, сколько для выявления их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических задач;

- обучение методам самоконтроля, самооценки и самоанализа.

Организация профильного технологического образования формируется на основе государственных образовательных стандартов и состоит из трех типов учебных курсов:

- базовые общеобразовательные (непрофильные) курсы — курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения, включающие набор обязательных общеобразовательных предметов.

- профильные общеобразовательные курсы — курсы повышенного (углубленного) уровня, определяющие направленность профильного технологического образования, которые обязательны для учащихся, выбравших конкретное направление технологической подготовки. Анализ практики преподавания профильных курсов показывает, что на сегодняшний день не по всем направлениям профильного технологического обучения разработана учебно-методическая литература, учителя часто пользуются учебно-методическими пособиями для начального и среднего специального образования, поэтому в этом направлении предстоит дальнейшая работа.

- элективные курсы — курсы, обеспечивающие внутрипрофильную специализацию, входят в состав профиля обучения, являющиеся обязательными для учащихся. Элективные курсы, как правило, выполняют 2 функции.

Одни из них представляют основы дисциплин, являющихся базовым компонентом будущего профессионального образования и должны служить для формирования первоначальных прикладных знаний (умений) в тех или иных сферах деятельности. Элективные курсы этого вида обеспечивают, во-первых, преемственность в содержании образования между школой и программами начального и среднего профессионального образования, во-вторых, знакомят учащихся с основами будущих профессиональных знаний. Такие курсы должны учитывать возможные специализации в рамках профиля обучения. Например, для агротехнологического профиля может включать следующие специализации: овощеводство, плодоводство, ландшафтный дизайн и др.

В процессе изучения других элективных курсов учащийся должен убедиться в правильности выбора профессионального пути, поэтому они должны знакомить учащихся с производственнотехнологическими, психолого-физиологическими основами профессий, требованиями профессии к

человеку, должны способствовать формированию у старшеклассников профессионально важных качеств личности, мотивировать их самовоспитание и выбор профессии. Например, такими элективными курсами могут быть «Основы ландшафтного дизайна», «Технология и окружающая среда» и т д.

При профильном обучении обязательна профессионально-ориентированная практика, которая является составляющей элективных курсов второго вида и должна способствовать приобретению школьниками первоначальных профессиональных умений. Она организуется на соответствующих предприятиях, организациях и т.д.

В учебном плане по любому направлению профильного технологического обучения необходимо предусматривать предметные факультативы (2-3 часа). Это связано, во-первых, с возможной сменой профиля обучения, во-вторых, с изменением набора предметов, по которым проводится вступительные испытания в училище, колледж или вуз.

Проектирование профильного технологического обучения старшеклассников предполагает проведение определенных организационных мероприятий:

- проведение психолого-педагогических консультаций с учащимися, родителями о целях, задачах, преимуществах профильного обучения;

- организация и проведение диагностического психолого-педагогического обследования выпускников основной школы с целью конкретизации выбора дальнейшего профиля обучения в школе;

- систематизация образовательных запросов учащихся и их родителей по направлениям профильного технологического образования;

- определение условий и собственных ресурсов обеспечения образовательных запросов учащихся;

- разработка сферы внешнего взаимодействия школы с образовательными учреждениями (МУКами, ресурсными центрами, учреждениями начального и среднего профессионального образования) для расширения и развития спектра образовательных услуг;

- выбор оптимальной модели организации профильного обучения;

- моделирование учебного плана, отбора и структурирование содержания образования;

- определение доминирующих форм преемственности методов и средств обучения;

- распределение функций и полномочий между всеми участниками образовательного процесса;

- определение критериев и показателей эффективности профильного технологического обучения, технологии мониторинга результативности.

Рассматривая перспективы развития профильного технологического образования, следует отметить, что перспективность его обусловлена личностно - ориентированным подходом, при котором школьник является субъектом всего образовательного процесса, а его профессиональное развитие рассматривается одной из приоритетных задач образовательного процесса. Кроме того, профильное обучение в настоящее время позволяет расширить возможности поиска уменьшения учебной нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования и предоставить каждому ученику право выбора профиля обучения, усилить самостоятельность работы учащихся; формировать целеустремленную предрасположенность учащихся к какой-либо профессии, учитывая региональные потребности рынка труда.

Список литературы

1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.

2. Блауберг И.Г., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М„ 1973.

3. Бордовская Н.В. Образование и культура: традиции и поиск новых путей взаимодействия. -http://www.rusmuseum.ru/center/tez4.htm

4. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования //Образование и наука. 2002. № 2(14).

5. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И.А. Зимней. М., 2003.

6. Компетенции в образовании: опыт проектирования". Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Профильная школа.-2003.-№ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кузнецов А.А., Пинский А.А., Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. - М., 2003.;

10. Лаудан Л. Наука и ценности //Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.

11. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М. 2000 г. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.