ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Лагутина
DEVELOPMENT OF THE LINGUAL PERSONALITY OF THE SENIOR PUPIL IN THE CONDITIONS OF DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION
Lagutina E.V.
The article is devoted to the problem of the lingual personality of the senior pupil and to the ways of its development in conditions of differentiation and individualization of education. Principal, meaningful and managerial aspects for the optimization of this process while teaching Russian on the specialist level in conditions of the flexible educational system "School-Establishment of Higher Education" are reflected in the research.
Статья посвящена проблеме языковой личности старшеклассника и путям ее развития в условиях дифференциации и индивидуализации обучения. В исследовании нашли отражение целевые, содержательны/е и организационные стороныi оптимизации этого процесса при обучении русскому язы/ку на профильном уровне в условиях гибкой образовательной системыI «школа - вуз».
УДК 372.881.161.1
Современный этап развития российского общества характеризуется увеличением роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Содержание образования обогащается новым творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ и персонификацию обучения. «Поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне - важная предпосылка динамического развития общества. Реформы образования происходят в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения» (1).
Важное место в системе развития и воспитания школьников занимает среди учебных предметов русский язык. Именно с методикой преподавания родного языка связаны успешность и комфортность обучения в целом, развитие задатков и способностей школьника, продуктивность учебно-воспитательного процесса, творческая деятельность учащегося. Познание языка и становление личности - эти процессы имеют между собой глубинную связь.
Лингводидактика как целостная общая теория обучения языкам на разных этапах своего развития приоритетное внимание уделяла вопросам усвоения языка и ставила создание оптимальных психологических условий его усвоения основной своей задачей. За время существования лингводидактики выявлены, апробированы и описаны доста-
Ш Лагутина Е.В.
«Развитие языковой личности старшеклассника в условиях дифференциации...»
точно результативные способы вплетения языковых умений в процессы развития личности. Однако определяющим в этом всегда оставался образ языка, представляемый существующей парадигмой научного знания. «Лингводидактика и методика преподавания языка всегда опирались прежде всего и главным образом на господствующий в данный период «образ языка» в лингвистике и соответственно строили модели обучения» (2). Соответственно смене доминирующих составляющих научных парадигм в лингво-дидактике были периоды исторических, психологических, социологических тенденций. Система школьного филологического образования долгое время носила знание-центрический, или знаниевый, характер, согласно которому цель образования сводилась к изучению основ наук, овладению определенной суммой знаний, умений и навыков.
Из традиционно выделяющихся трех научных парадигм - сравнительно-исторической, системно-структурной и антропоцентрической - приоритетной в современной лингвистике становится последняя парадигма как «своеобразный показатель зрелости гуманитарной науки» (3). В лингводи-дактике на первый план выступает не формирование языковой структуры, а становление человека в его коммуникативной компетенции. Пристальное внимание ученых обращено к педагогической грани преподавания: развитию личности ученика - носителя языка. Это предопределило значительное усиление антропоцентрического подхода в методике преподавания языка.
В связи с этим значимым для современной методики преподавания русского языка в школе представляется введение в научный обиход понятия языковой личности, то есть творца, носителя, пользователя языка, с ее историко-, этно-, социо- и психолингвистическими особенностями. Под языковой личностью Ю.Н. Караулов понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности. Глубиной и
точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» (4). Проблема развития языковой личности волнует лингвистов, психологов, методистов, изучаются различные пути ее решения. Понятие языковой личности становится базовым для методики преподавания русского языка. Согласно антропоцентрическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на управление этой деятельностью, на создание условий для развития и саморазвития языковой личности. Включение этого понятия в область методики преподавания русского языка позволяет осмыслить закономерности развития творческих способностей учащихся, готовых к диалогу, обмену смыслами, общению как многоплановому процессу развития контактов между людьми, порождаемому потребностями совместной деятельности и способствующему объединению людей. Последнее получает особое звучание в регионах с поликультурной средой, и в Ставропольском крае в том числе.
Испытывает принципиальные изменения как организационного, так и содержательного характера в целом вся система школьного филологического образования. Это связано с переориентацией на «культу-росообразную» систему преподавания, т.е. на усиление развивающей и воспитательной функций, на приобщение в процессе обучения к ценностям национальной и мировой культуры. В методике преподавания русского языка приоритетным становится компе-тентностно ориентированный подход к обучению, а центральными понятиями - закономерности усвоения языка/речи и развивающий потенциал языковой среды.
Таким образом, языковое образование школьника сегодня направлено на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Такое понимание языкового образования (в единстве языкового, речевого и личностно-развивающего аспектов) позволяет говорить о тесной взаимосвязи языкового образования школьника и процесса развития его как языковой личности.
При характеристике языкового образования как процесса методика преподавания русского языка учитывает цели обучения, содержание, методы, организационные формы, а также (на старшей ступени в условиях профильного обучения) уровень овладения языком - базовый или профильный. На современном этапе проблема развития языковой личности старшеклассника в условиях профильного обучения приобретает большую значимость, так как является социальным заказом общества. Свойства высокоразвитой языковой личности являются приоритетными в его социальной адаптации, самореализации в любой области деятельности и межличностного общения.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации образования, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, в том числе в отношении продолжения образования. Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в школах (классах) того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей. Инвариантная часть представляет собой основу содержания предмета, его ядро. Важнейшие компоненты инвариантной части, зафиксированные государственным стандартом образования 2004 года, - ключевые компетенции. Цели обучения языку, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуро-ведческую компетенции. Компетентностный подход выдвигается сегодня в качестве одного из оснований обновления российского
образования. «Ключевые компетентности» рассматриваются как конкретизированные цели образования.
Учет интересов, склонностей учащихся, профессиональных запросов и намерений в отношении продолжения образования на уровне содержания осуществляется в государственном стандарте образования. В Государственном стандарте на старшей ступени обучения выделены профильный и общеобразовательный уровни по каждой из филологических дисциплин. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый - общеобразовательный уровень; профильный ориентирован на профессию и освоение программ обучения в вузе, выделение профильных образовательных курсов и элективных курсов - обязательных курсов по выбору учащихся.
Русский язык на базовом уровне изучается в классах физико-математического, социально-экономического, химико-биологического профилей и должен обеспечить освоение всеми учащимися минимума знаний по русскому языку, необходимых для того, чтобы выпускник средней (полной) школы мог эффективно общаться и ориентироваться в большом потоке информации. Специфика работы учителя по развитию языковой личности старшеклассника, изучающего русский язык на базовом уровне, требует от него не только строгого выполнения общеметодических требований к проведению урока, но и учета познавательных интересов негуманитариев и их психофизиологических особенностей.
Профильный уровень предполагает углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явле-
Ш Лагутина Е.В.
«Развитие языковой личности старшеклассника в условиях дифференциации.
ния и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. И, наконец, профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Анализ целей обучения русскому языку в старшей школе как на базовом, так и на профильном уровне показывает, что приоритетным на современном этапе становится не просто усвоение знаний и формирование умений, но самое главное - развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ори-ентаций. На базовом и профильном уровне в центре внимания - воспитание личности, овладевающей языком, т.е. развитие языковой личности. Комплексное осуществление поставленных перед учителем русского языка целей входит в область развития языковой личности учащихся.
Разработчиками концепции профильного образования предложен ряд организационных механизмов, обеспечивающих внедрение профильного обучения в школьную практику. В наиболее общем виде организация предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательной школе представлена в следующем виде. Базовый компонент филологического образования на предпрофильной ступени (8-9 кл.) обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематических и законченных курсов русского языка, литературы, иностранного языка. В целях обеспечения единого образовательного пространства и полноценности общего среднего образования базового уровня филологической подготовки должны достигнуть все учащиеся, оканчивающие основную школу, независимо от того, какую специальность в дальнейшем они хотят приобрести. Однако уже на этой ступени реализуется идея диффе-
ренцированного подхода к обучению школьников. В зависимости от интересов и предпочтений они могут начать углубленно заниматься выбранным предметом в классах с углубленным изучением соответствующих дисциплин (начиная с 8-9 класса) или получить дополнительные знания посредством факультативов.
Предпрофильная подготовка включает в себя три этапа: пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) - выявление образовательного запроса учащихся; основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; завершающий (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. Каждый этап сопровождается соответствующим содержанием, формами и методами (5).
В старшей школе учащимся предоставляется еще раз право выбора направления обучения. На этой ступени в наибольшей мере реализуется идея дифференцированного подхода к обучению школьников. В соответствии с базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования на базовом уровне предлагается изучение курса русского языка по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах или на профильном уровне по 3 часа в неделю в 10 и 11 классе соответственно. Профиль как таковой, согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, есть сочетание базовых, профильных предметов и элективных курсов.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы -предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Так, русский язык может быть профильным предметом в социально-гуманитарном и филологическом профилях. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обу-
чения. Содержание базовых и профильных предметов составляет компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Элективные курсы - обязательные для изучения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Анализ концептуальных разработок в области профильного обучения в соотнесении с состоянием практики развития профильной школы и необходимостью опираться в преподавании русского языка в старших классах на концепцию развития языковой личности школьника позволил выделить первоочередные направления разработки теории и практики профильного образования:
- разработка учебно-методического обеспечения содержания базового и повышенного уровней профильного образования в плане формирования определенных государственным стандартом компетенций как качественных характеристик языковой личности учащегося;
- формирование «компетентностного содержания» профильного обучения, нацеленного на подготовку учащихся к дальнейшему самообразованию, т.е. готовности к самостоятельному эффективному достижению результатов в мире культурных ценностей в системе послешкольного образования;
- обеспечение преемственности и взаимосвязи школы со всей системой непрерывного образования;
- выявление и разработка педагогических технологий, методов и приемов обучения русскому языку, адекватных целям и задачам профильного обучения и возрастным особенностям старшеклассников;
- разработка форм внеурочной, внеклассной, внешкольной творческой деятельности учащихся профильной школы в области русского языка.
В рамках развития системы профильного обучения возникает необходимость «создать реестр апробированных в
образовательной системе города профильных и элективных курсов, разработать технологию их внедрения в практику образовательных учреждений» (6). Практика эксперимента по формированию системы профильного образования в процессе реализации наталкивается на ряд трудностей, проблем и противоречий. В настоящий момент отсутствуют полностью завершенные парадигмы обучения русскому языку на профильном уровне. В этой связи только сочетание нормативного подхода с поисковым может способствовать получению относительно достоверных результатов построения образовательного процесса.
Специфика гимназического образования - формирование творческого потенциала учащихся путем предоставления оптимальных условий для получения широкого образования, реализации их индивидуальных запросов. В гимназии, сориентированной на широкую научно-исследовательскую работу, кафедрам без сотрудничества с учеными сложно решать возникающие проблемы, связанные с отсутствием скоординированных новых программ и учебных планов. Опытно-экспериментальная работа по развитию языковой личности учащегося при обучении русскому языку на профильном уровне осуществлялась в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 25 г. Ставрополя в тесном сотрудничестве с кафедрой современного русского языка СГУ. В ходе совместной работы были предложены, разработаны и апробированы целевые, содержательные, технологические и организационные стороны целостного педагогического процесса по развитию языковой личности учащегося лингвистического класса в условиях гибкой образовательной системы «Школа - вуз».
В ходе совместного обсуждения проблем оптимизации развития языковой личности школьника при обучении русскому языку на профильном уровне в процессе взаимодействия гимназии № 25
г. Ставрополя и Ставропольского государственного университета была представлена рабочая гипотеза и намечен ряд проектных решений по составляющим педагогического
Ш Лагутина Е.В.
«Развитие языковой личности старшеклассника в условиях дифференциации.
процесса в рамках основного и дополнительного филологического образования школьников. В качестве ведущей цели представлено согласование педагогических усилий среднего (полного) общего и высшего профессионального образования как единого процесса развития языковой личности и профессионального самоопределения и самореализации учащихся. В этом случае педагогическая интеграция имеет единую цель, что эффективно координирует усилия участников педагогического процесса. В 2001-2002 учебном году были определены педагогические возможности образовательно-воспитательного процесса системы «школа-вуз» в части поэтапного развития языковой личности учащихся, изучающих русский язык на профильном уровне. В этой связи был всесторонне проанализирован учебный материал. В процессе анализа содержания и процесса школьного и вузовского образования и обсуждения реальных проблем выяснилось, что фактически на всех ступенях системы «школа-вуз» существуют значительные резервы для оптимизации развития языковой личности старшеклассника. Руководством факультета филологии и журналистики СГУ и кафедры русского языка и литературы гимназии было разработано содержание образовательно-воспитательного процесса обучения русскому языку на профильном уровне с позиции усиления его целостности и оптимизации развития в нем языковой личности учащегося. Входе эксперимента были выделены 4 приоритетных направления интеграции:
1) содержание образования: профильные предметы и расширяющие их элективные курсы;
2) научно-исследовательская деятельность школьников;
3) работа в сильными языковыми личностями - одаренными в лингвистическом отношении детьми;
4) руководство научно-исследовательской деятельностью учителей.
С 2001 года в соответствии с социальным заказом в гимназии был открыт профильный лингвистический класс. На обучение русскому языку в учебном плане было
выделено 68 часов (2 часа в неделю). Предмет преподавался по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (7). Для осуществления преемственности филологического школьного и вузовского образования в учебный план были введены элективные курсы, разработанные совместно преподавателями университета и гимназии. Были предложены курсы, дополняющие и расширяющие изучение предмета русский язык: в
10 классе был апробирован курс «Стилистика и культура речи» (его основная задача -развитие коммуникативной компетенции языковой личности учащегося), в 11 классе -элективные курсы: «Лингвистический анализ художественного текста», совершенствующий словесно-эстетическую компетенцию, и «Всемирная литература», усиливающий культуроведческий аспект.
В 2002-2003 учебном году в учебный план 10-11 лингвистического класса введен элективный курс «Литературное творчество» (составительская программа учителя гимназии Киричек Н.И. на основе программы Горшкова «Русская словесность»). Данный курс, устанавливая интегративные связи русского языка и литературы, призван развивать коммуникативную компетенцию -важнейшую составляющую сильной языковой личности.
В 2002-2003 учебном году учебно-исследовательскую деятельность учащихся
11 классов по филологическим дисциплинам возглавили преподаватели факультета филологии и журналистики, разработана программа «Основы научно-исследовательской деятельности школьников». Работы по русскому языку были выполнены выпускниками на высоком уровне и свидетельствуют о стремительном развитии языковой личности авторов. Реферат Маховой М. «Ономастическая картина романа Е.Замятина «Мы» - научный руководитель кандидат филологических наук Ходус В.П. - занял первое место в Ставропольской краевой открытой научно-практической конференции школьников Малой академии наук.
В 2003-2004 учебном году впервые введен курс предпрофильной подготовки
«Введение в профиль» для учеников 9 классов, планирующих продолжить обучение в лингвистическом классе гимназии. Основной целью элективного курса является развитие языковой личности ученика в направлении, способствующем осознанному выбору гуманитарного профиля обучения. Данная цель трансформируется в следующие конкретные задачи: создание условий для формирования и развития у обучающихся:
• научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни;
• речевых способностей;
• общеучебных умений и навыков, важных для любой сферы жизни и для продолжения профильного обучения;
• стремления к повышению культуры умственного труда, настойчивости в достижении цели, добросовестности, трудолюбия.
Ведущим компонентом курса является речевая деятельность. Основные единицы содержания - речевые умения, а также система понятий из области фонетики, лексикологии, словообразования, грамматики. Виды речевой деятельности отобраны с учетом практических потребностей и задач развития речевой способности языковой личности учащегося, знания о языке представлены в соответствии с их значимостью для овладения речевыми умениями.
Содержание курса направлено на развитие лингвистических интересов, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся. Среди направлений работы - общие сведения о языке, вопросы происхождения языка и письменности, особенности речевого этикета, роль орфоэпии и интонации в устном общении и орфографии и пунктуации в письменном.
Особенностью данного элективного курса является целенаправленно организованная деятельность учащихся по отработке общеучебных умений и навыков на материале предмета. Это является основой дальнейшего развития языковой личности в процессе последующего филологического образования.
В 2003-2004 учебном году тесное взаимодействие гимназии и университета
начало осуществляться и в рамках дополнительного образования: кафедра современного русского языка рецензирует составленную учителями гимназии программу для обучения в секции «Русский язык» школы одаренных детей «Эрудит» гимназии, преподаватели активно включаются в работу с одаренными в лингвистическом отношении детьми, что, безусловно, способствует развитию языковой личности обучающихся.
В 2004-2005 учебном году после комплексного рассмотрения и всестороннего совместного обсуждения Государственного стандарта 2004 года для преподавания русского языка в лингвистическом классе был введен учебно-методический комплекс Дей-киной А.Д., Пахновой Т.М. (8). В учебнике-практикуме различные компетенции языковой личности формируются параллельно, проходят сквозными линиями через все содержание, формы и методы работы. Объем материала позволяет создавать открытое пространство гимназического лингвистического образования. Значимой особенностью УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. является внимание к тексту как важнейшей смыслообразующей единице языка. Это помогает выстраивать воспитательные цели урока русского языка, что чрезвычайно важно в аспекте развития языковой личности школьника. Этому способствует и тесное переплетение почти в каждом разделе языка и литературы, что создает предпосылки не только рационального, но и духовного развития личности. В учебнике представлены тексты 154 авторов, что позволяет на основе работы с учебником, безусловно, формировать и мировоззренческую компетенцию учащихся.
Развитию языковой личности старшеклассников способствуют и занятия в секции «Русский язык» школы одаренных детей «Эрудит» гимназии, а также организованная научно-исследовательская деятельность. По специальной программе ведется дальнейшее дифференцированное лингвориторическое образование учеников, интересующихся родным языком. В содержании занятий -страницы истории языка и новейшие тенденции лингвистики. Большой интерес уча-
Ш Лагутина Е.В.
«Развитие языковой личности старшеклассника в условиях дифференциации.
щихся вызвало и то, что секцию «Русский язык» в 10 классе возглавила кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Смоленская Т.М. Занятия начались с экскурсии по факультету филологии и журналистики. В ходе работы наиболее сильным учащимся 10 класса были предложены темы исследовательских работ. С результатами учебных исследований школьники успешно выступили на заседании студенческой секции 51-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». Работа Манько О. «Заимствованные слова на улицах Ставрополя» опубликована в материалах конференции (9). Учащиеся также приняли участие в Днях славянской письменности, традиционно проводимых на Ставрополье в мае: работа Левченковой О. «Неологизмы в ставропольской рекламе» - «Этнокультура славян и современность» (10).
В 2005-2006 учебном году в практику обучения веден новый элективный практи-ко-ориентированный курс «Условия успешной коммуникации», направленный на осознание коммуникативной культуры как условия комфортного существования личности, ее самореализации. Вводится и рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков учащихся в системе элективных курсов.
Таким образом, созданная в гимназии система обучения русскому языку на профильном уровне позволяет развивать языковую личность старшеклассника. Открытое пространство лингвистического образования направляет развитие языковой личности от компетентности к эрудиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Элективные курсы в профильном обучении / М-во образования Российской Федерации, Нац. фонд подготовки кадров; под ред. А.Г.Каспржак. - М.: Вита-Пресс, 2004. -С. 11.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 49.
3. Волошин Ю.К. Общий американский сленг: состав, деривация и функция (лингвокульту-
роведческий аспект). АДД. - Краснодар, 2000. - С. 11.
4. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М., 1989. - С. 3.
5. Предпрофильная подготовка: (Материалы по модернизации содержания и структуры общего образования) // Профильное обучение в городе Москве: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции (14-15 мая 2003 г.): Часть II. -М.: НИИРО, 2003. - С. 303-304.
6. Романовская М.Б., Маркуцкая С.Э. Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования в городе Москве // Профильное обучение в городе Москве: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции (14-15 мая 2003 г.): Часть II. - М.: НИИРО, 2003. -С. 21.
7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. -М.: Вербум-М, 2002.
9. Манько О. Заимствованные слова на улицах Ставрополя // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания: Материалы 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». Ч. III. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. - С. 110112.
10. Левченкова О. Неологизмы в ставропольской рекламе // Дни славянской письменности на Ставрополье - 2005: «Этнокультура славян и современность»: Сборник материалов. / Отв. Ред. Л. И. Луговая. - Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - С. 83-85.
Об авторе
Лагутина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры современного русского языка Ставропольского государственного университета, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. Сфера научных интересов -языковая личность; современное школьное филологическое образование.