Научная статья на тему 'Роль и место профильного обучения в вопросе профессионального самоопределения личности школьника'

Роль и место профильного обучения в вопросе профессионального самоопределения личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY / PROFILE TRAINING / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова С. А.

В статье рассмотрен вопрос профессионального самоопределения школьника, определены роль и место профильного обучения в его решении.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the question of professional self-determination of the school student is considered, the role and the place of profile training in his decision are defined.

Текст научной работы на тему «Роль и место профильного обучения в вопросе профессионального самоопределения личности школьника»

УДК 372.853 ББК 74

РОЛЬ И МЕСТО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

АХМЕТОВА С.А. ФГБОУВО ЮУрГППУ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос профессионального самоопределения школьника, определены роль и место профильного обучения в его решении.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, профильное обучение, элективные курсы.

Актуальность. Развитие сферы образования в России определяется ее переходом к демократическому, правовому

государственному устройству, к рыночной экономике, преодолению отставания в экономических и социальных тенденциях развития от ведущих стран мирового сообщества.

Модернизация российского образования в настоящее время неразрывно связана с этапом вхождения в мировую, а также в европейскую систему образования, основными принципами которой являются введение двухциклового обучения (бакалавриат, магистратура), развитие и расширение мобильности учащегося и преподавательского состава образовательного учреждения, а также социальная ответственность и непрерывность образования.

В связи с этим, возрастает роль инженерного образования, и подготовка

высококвалифицированных инженерных кадров приобретает важное значение [3, 4, 5], т.к. от квалификации и компетенции специалистов инженерных специальностей от которых зависит техническая безопасность,

экономическое положение и авторитет страны на международной политической арене.

Однако успешное развитие инженерного корпуса России наталкивается на серьезные проблемы, одной из которых является дефицит высококвалифицированных инженерных кадров в высокотехнологичных и инновационных отраслях.

По мнению Котовой Н.В., одними из причин дефицита являются проблема личностного самоопределения, демотивация, отсутствие интереса выпускников школ к инженерным

специальностям, к научно-исследовательской деятельности [5].

Из результатов анализа проблем изучения физики в вузе и в школе Ерофеевой Г.В. следует, что в настоящее время рейтинг точных наук заметно снизился, упал интерес к естественным наукам. Исследователи инженерного образования отмечают низкий уровень подготовки в сфере фундаментальных знаний и компетенции абитуриентов. Введение ЕГЭ вынудило учащихся и учителей в последние годы обучения в школе большую часть времени уделять подготовке сдачи основных дисциплин, а к экзамену по физике готовится по остаточному принципу. Это в свою очередь ведет к исчезновению систематичности и системности обучения, к снижению уровня формирования компетенции будущих студентов, а также не способствует формированию познавательной

самостоятельной деятельности. Пробелы выпускников средней школы во владении знаниями по математике и физике не позволяют им на требуемом ФГОС ВО уровне освоить материалы вузовских курсов [2].

В методике обучения физике, описаны ряд способов решения проблемы по предотвращению снижения популярности инженерного образования: профессиональная ориентация учащихся, стимулирование личностного профессионального

самоопределения учащегося, реализация политехнической направленности школьного курса физики [3, 4, 5, 9, 12, 13 и др.]. Лебедева Т.Н. и Эрентраут Е.Н. подчеркивают о необходимости введения в содержание изучаемых наук задач практико-

ориентированного характера [7].

Профессиональное самоопределение играет важную роль в становлении личности. Жизненные перспективы человек связывает, как правило, с его профессией, должностью, получением образования, признанием. Для старшеклассников результатом

профессионального самоопределения является относительно определенный и реалистичный план, в котором будут предусмотрены выбор формы профессионального обучения и учебного заведения. Во время профессионального самоопределения школьник должен быть готов сознательно, самостоятельно обдумывать свое профессиональное будущее, учитывая важнейшие общечеловеческие ценностные представления, социальные нормы,

выдвигаемые обществом, и реальное представление о своих способностях.

На данный момент наиболее актуальным способом стимулирования профессионального самоопределения личности школьника является переход школ на профильное обучение [6].

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783 [8] "Профильное обучение -средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между

общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования".

По мнению Болотова В.А., необходимость введения профильного обучения обусловлена:

• формированием профессиональной ориентации и допрофессиональной компетенции у большинства подростков во время обучения в школе

• предпочтением старшеклассников знать основы главных предметов и углубленно изучать только предметы по выбору

• необходимостью в дополнительной специализированной подготовки старшеклассников к вступительным испытаниям

• успешным опытом профильного обучения зарубежных школ [1].

Анализируя актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании, Филиппов В.М. отмечает, что смысл профильного обучения заключается в его способности существенно повысить уровень качества подготовки учащихся в школе и во многом заменить популярные на данный момент репетиторство и платные курсы при высших учебных заведениях [11].

Из содержания концепции профильного обучении следует, что основной целью профильного обучения является создание условий для разделения содержания обучения с возможностью построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Достижение цели развития собственной образовательной траектории учащегося [6, 13] возможно за счет гибкости системы профильного обучения, заключающейся в возможности различного комбинирования учебных предметов, которые делятся на следующие типы: базовые

общеобразовательные предметы; профильные предметы; элективные курсы.

Элективные курсы - это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.

Элективные курсы являются новой составляющей системы обучения,

выполняющей следующие функции:

• обеспечивают повышенный уровень освоения фундаментальных знаний одного из профильного учебного предмета или одного из

его разделов; повышают интерес к предмету, ощутить

• обеспечивают метапредметную связь и большую уверенность в своих силах и освоение смежных учебных предметов; возможностях, а также помогают в выборе

• обеспечивают высокий уровень освоения профессии. Кроме того, у школьников одного (или нескольких) из основных учебных развивается логическое и аналитическое предметов; мышление, самостоятельность в освоении

• служат формированию умений и материала.

способов деятельности для решения задач Таким образом, можно сделать вывод о том,

практического значения; что профильное обучение и элективные курсы в

• обеспечивают ' непрерывность тастшстг играют важную р°ль и занимают

профессионально ориентационного обучения; ведущее место в решении вопроса

• служат осознанию возможностей и профориентации школьника. Профильное

способов реализации выбранного пути обучение несет личностно-ориентированный

самореализации; характер, который заключается не только в

• способствуют удовлетворению развитии интеллекта и мышления, но и в

познавательных интересов, решению жизненно развитии личностно-смысловой сферы

важных проблем; учащегося, т.е. в развитии способности к

критическому анализу, отбору и созданию

• способствуют приобретению

личностно-значимого содержания образования,

школьниками знании для успешного

что в свою очередь, стимулирует

продвижения на рынке труда.

профессиональное самоопределение личности Элективные курсы позволяют ученикам ^ ^ ^

получить более глубокие знания по предмету,

школьника.

Список литературы

1. Болотов В.А. Переход средней школы на профильное обучение учащихся в старших классах / В.А. Болотов // Физика в школе. - 2003. - №8. - С. 3-8.

2. Ерофеева Г.В. К проблемам изучения физики в школе и вузе /Г.В. Ерофеева //Вестник ТГПУ - 2013. - №13. - С. 43-46.

3. Капралов А.И. Историко-научный компонент деятельности учителя физики в профессиональном определении школьников /А.И. Капралов //Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С. 37-44.

4. Капралов А.И. Реалии и перспективы сохранения в отечественной школе компонента политехнической направленности обучения физике /А.И. Капралов, О.Р. Шефер //Инновации в образовании. - 2016. - №3. - С.105-113.

5. Котова Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи /Н.В. Котова, М.В. Журавлева //Вестник Казанского технологического университета. -2010. - №7. - С. 281-282.

6. Лебедева Т.Н. Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Лебедева - Екатеринбург, 2005 - 20 с.

7. Лебедева Т.Н. Формирование инженерного мышления посредством решения практико-ориентированных задач / Т.Н. Лебедева, Е.Н. Эрентраут // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, А.А. Саламатова, М.В. Потаповой, Н.В. Увариной, Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой. -М.: ООО "Лаборатория Знаний", 2015 - С.213-218.

8. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]: приказ министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №2783 - Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/90183 7067

9. Усова А.В. О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике /А.В. Усова, О.Р. Шефер // Физика в школе. - 2003. - №3. - С. 24-27.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2365

11. Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / В.М. Филиппов // Инновации в образовании. - 2001. - №1. - С.4-10.

12. Шефер О.Р. Моделирование процесса организации самообразовательной деятельности обучающихся по изучению физики / О.Р. Шефер //Инновации в образовании. - 2016. - №8. - С. 94-101.

13. Шефер О.Р. Педагогическое содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории при подготовке обучающегося к олимпиадам по физике: монография / О.Р. Шефер, В.В. Кудрина, И.Ю. Кудрина - Челябинск: Край Ра, 2016. - 200 с.

THE ROLE AND THE PLACE OF PROFILE TRAINING IN THE QUESTION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE IDENTITY OF THE SCHOOL

STUDENT*

AHMETOVA S.A. FSBEI HE SUrSPPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

In article the question of professional self-determination of the school student is considered, the role and the place of profile training in his decision are defined.

Keywords: professional self-determination of the personality, profile training, elective courses.

* Научный руководитель д.п.н., проф. Даммер М.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.