УДК 372.853 ББК 74
РОЛЬ И МЕСТО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
АХМЕТОВА С.А. ФГБОУВО ЮУрГППУ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос профессионального самоопределения школьника, определены роль и место профильного обучения в его решении.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, профильное обучение, элективные курсы.
Актуальность. Развитие сферы образования в России определяется ее переходом к демократическому, правовому
государственному устройству, к рыночной экономике, преодолению отставания в экономических и социальных тенденциях развития от ведущих стран мирового сообщества.
Модернизация российского образования в настоящее время неразрывно связана с этапом вхождения в мировую, а также в европейскую систему образования, основными принципами которой являются введение двухциклового обучения (бакалавриат, магистратура), развитие и расширение мобильности учащегося и преподавательского состава образовательного учреждения, а также социальная ответственность и непрерывность образования.
В связи с этим, возрастает роль инженерного образования, и подготовка
высококвалифицированных инженерных кадров приобретает важное значение [3, 4, 5], т.к. от квалификации и компетенции специалистов инженерных специальностей от которых зависит техническая безопасность,
экономическое положение и авторитет страны на международной политической арене.
Однако успешное развитие инженерного корпуса России наталкивается на серьезные проблемы, одной из которых является дефицит высококвалифицированных инженерных кадров в высокотехнологичных и инновационных отраслях.
По мнению Котовой Н.В., одними из причин дефицита являются проблема личностного самоопределения, демотивация, отсутствие интереса выпускников школ к инженерным
специальностям, к научно-исследовательской деятельности [5].
Из результатов анализа проблем изучения физики в вузе и в школе Ерофеевой Г.В. следует, что в настоящее время рейтинг точных наук заметно снизился, упал интерес к естественным наукам. Исследователи инженерного образования отмечают низкий уровень подготовки в сфере фундаментальных знаний и компетенции абитуриентов. Введение ЕГЭ вынудило учащихся и учителей в последние годы обучения в школе большую часть времени уделять подготовке сдачи основных дисциплин, а к экзамену по физике готовится по остаточному принципу. Это в свою очередь ведет к исчезновению систематичности и системности обучения, к снижению уровня формирования компетенции будущих студентов, а также не способствует формированию познавательной
самостоятельной деятельности. Пробелы выпускников средней школы во владении знаниями по математике и физике не позволяют им на требуемом ФГОС ВО уровне освоить материалы вузовских курсов [2].
В методике обучения физике, описаны ряд способов решения проблемы по предотвращению снижения популярности инженерного образования: профессиональная ориентация учащихся, стимулирование личностного профессионального
самоопределения учащегося, реализация политехнической направленности школьного курса физики [3, 4, 5, 9, 12, 13 и др.]. Лебедева Т.Н. и Эрентраут Е.Н. подчеркивают о необходимости введения в содержание изучаемых наук задач практико-
ориентированного характера [7].
Профессиональное самоопределение играет важную роль в становлении личности. Жизненные перспективы человек связывает, как правило, с его профессией, должностью, получением образования, признанием. Для старшеклассников результатом
профессионального самоопределения является относительно определенный и реалистичный план, в котором будут предусмотрены выбор формы профессионального обучения и учебного заведения. Во время профессионального самоопределения школьник должен быть готов сознательно, самостоятельно обдумывать свое профессиональное будущее, учитывая важнейшие общечеловеческие ценностные представления, социальные нормы,
выдвигаемые обществом, и реальное представление о своих способностях.
На данный момент наиболее актуальным способом стимулирования профессионального самоопределения личности школьника является переход школ на профильное обучение [6].
Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783 [8] "Профильное обучение -средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования".
По мнению Болотова В.А., необходимость введения профильного обучения обусловлена:
• формированием профессиональной ориентации и допрофессиональной компетенции у большинства подростков во время обучения в школе
• предпочтением старшеклассников знать основы главных предметов и углубленно изучать только предметы по выбору
• необходимостью в дополнительной специализированной подготовки старшеклассников к вступительным испытаниям
• успешным опытом профильного обучения зарубежных школ [1].
Анализируя актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании, Филиппов В.М. отмечает, что смысл профильного обучения заключается в его способности существенно повысить уровень качества подготовки учащихся в школе и во многом заменить популярные на данный момент репетиторство и платные курсы при высших учебных заведениях [11].
Из содержания концепции профильного обучении следует, что основной целью профильного обучения является создание условий для разделения содержания обучения с возможностью построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Достижение цели развития собственной образовательной траектории учащегося [6, 13] возможно за счет гибкости системы профильного обучения, заключающейся в возможности различного комбинирования учебных предметов, которые делятся на следующие типы: базовые
общеобразовательные предметы; профильные предметы; элективные курсы.
Элективные курсы - это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Элективные курсы являются новой составляющей системы обучения,
выполняющей следующие функции:
• обеспечивают повышенный уровень освоения фундаментальных знаний одного из профильного учебного предмета или одного из
его разделов; повышают интерес к предмету, ощутить
• обеспечивают метапредметную связь и большую уверенность в своих силах и освоение смежных учебных предметов; возможностях, а также помогают в выборе
• обеспечивают высокий уровень освоения профессии. Кроме того, у школьников одного (или нескольких) из основных учебных развивается логическое и аналитическое предметов; мышление, самостоятельность в освоении
• служат формированию умений и материала.
способов деятельности для решения задач Таким образом, можно сделать вывод о том,
практического значения; что профильное обучение и элективные курсы в
• обеспечивают ' непрерывность тастшстг играют важную р°ль и занимают
профессионально ориентационного обучения; ведущее место в решении вопроса
• служат осознанию возможностей и профориентации школьника. Профильное
способов реализации выбранного пути обучение несет личностно-ориентированный
самореализации; характер, который заключается не только в
• способствуют удовлетворению развитии интеллекта и мышления, но и в
познавательных интересов, решению жизненно развитии личностно-смысловой сферы
важных проблем; учащегося, т.е. в развитии способности к
критическому анализу, отбору и созданию
• способствуют приобретению
личностно-значимого содержания образования,
школьниками знании для успешного
что в свою очередь, стимулирует
продвижения на рынке труда.
профессиональное самоопределение личности Элективные курсы позволяют ученикам ^ ^ ^
получить более глубокие знания по предмету,
школьника.
Список литературы
1. Болотов В.А. Переход средней школы на профильное обучение учащихся в старших классах / В.А. Болотов // Физика в школе. - 2003. - №8. - С. 3-8.
2. Ерофеева Г.В. К проблемам изучения физики в школе и вузе /Г.В. Ерофеева //Вестник ТГПУ - 2013. - №13. - С. 43-46.
3. Капралов А.И. Историко-научный компонент деятельности учителя физики в профессиональном определении школьников /А.И. Капралов //Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С. 37-44.
4. Капралов А.И. Реалии и перспективы сохранения в отечественной школе компонента политехнической направленности обучения физике /А.И. Капралов, О.Р. Шефер //Инновации в образовании. - 2016. - №3. - С.105-113.
5. Котова Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи /Н.В. Котова, М.В. Журавлева //Вестник Казанского технологического университета. -2010. - №7. - С. 281-282.
6. Лебедева Т.Н. Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Лебедева - Екатеринбург, 2005 - 20 с.
7. Лебедева Т.Н. Формирование инженерного мышления посредством решения практико-ориентированных задач / Т.Н. Лебедева, Е.Н. Эрентраут // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015 г., г. Челябинск / под ред. В.В. Садырина, Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, А.А. Саламатова, М.В. Потаповой, Н.В. Увариной, Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой. -М.: ООО "Лаборатория Знаний", 2015 - С.213-218.
8. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]: приказ министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №2783 - Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/90183 7067
9. Усова А.В. О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике /А.В. Усова, О.Р. Шефер // Физика в школе. - 2003. - №3. - С. 24-27.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2365
11. Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / В.М. Филиппов // Инновации в образовании. - 2001. - №1. - С.4-10.
12. Шефер О.Р. Моделирование процесса организации самообразовательной деятельности обучающихся по изучению физики / О.Р. Шефер //Инновации в образовании. - 2016. - №8. - С. 94-101.
13. Шефер О.Р. Педагогическое содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории при подготовке обучающегося к олимпиадам по физике: монография / О.Р. Шефер, В.В. Кудрина, И.Ю. Кудрина - Челябинск: Край Ра, 2016. - 200 с.
THE ROLE AND THE PLACE OF PROFILE TRAINING IN THE QUESTION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE IDENTITY OF THE SCHOOL
STUDENT*
AHMETOVA S.A. FSBEI HE SUrSPPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
In article the question of professional self-determination of the school student is considered, the role and the place of profile training in his decision are defined.
Keywords: professional self-determination of the personality, profile training, elective courses.
* Научный руководитель д.п.н., проф. Даммер М.Д.