нарастающей трудности латвийского методиста И.Я. Трепша, при решении которых, школьники самостоятельно выбирают свой уровень сложности.
Было проведено исследования, связанное с использованием дифференцированного подхода на уроках химии в 10 классах средней общеобразовательной школы. Основная задача исследования заключалась в разработке системы по созданию условий для формирования положительных мотиваций к учению химии. С этой целью были введены активные формы обучения, в которых, ученик занял главенствующие место в приобретении и применении знаний на практике. Были разработаны и практически апробированы дифференцированные контрольные работы и разноуровневые дидактические карточки нескольких вариантов. При этом было реализовано два подхода: в первом случае, уровень сложности заданий для каждого учащегося устанавливался непосредственно самим преподавателем; во втором случае имело место самостоятельного выбора учащихся.
В результате исследования получено, что дифференцированный подход в обучении химии является достаточно эффективным. Об этом свидетельствуют следующие данные, полученные при оценке, дифференцированных контрольных работ (рис. 1-2).
Таким образом, апробированная организация обучения способствует пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
Список литературы
1. Бим-Бад, Б.М. Образование для свободы России. М.: Педагогика. 1993. - 86 с.
2. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 264 с.
3. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 171 с.
4. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. - 224 с.
5. Репкина, Н.В. Что такое развивающее объяснение. Томск, 1993. - 32 с.
6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций).М.: 1998. 104 с.
УДК 378.147
О.В. Кусакина, М.С. Плотникова, Е.А. Жарикова, Т.И. Рыбкина
Новомосковский институт Российского химико - технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ХИМИИ ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Article is devoted to development elective rates in chemistry for profile training. In the report the basic purposes and the maintenance of training of chemistry in profile classes, appointment and functions elective rates are considered
Статья посвящена разработки элективных курсов по химии для профильного обучения. В докладе рассматриваются основные цели и содержание обучения химии в профильных классах, назначение и функции элективных курсов.
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 9-11 классов[1]. Одна из главных целей профильного обучения - это подготовка школьников к поступлению в вуз. В связи с этим важна профильная подготовка учащихся 10-х, 11-х классов.
Обучение химии в профильных классах ставит следующие цели: - изучение основ химии - важнейших понятий, законов, теорий и методов химической науки во взаимосвязи с профильными предметами; - формирование у учащихся целостной системы химических знаний как компонента единой естественно-научной картины мира; - развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и комплексно применять знания по химии для объяснения наблюдаемых явлений и закономерностей; - формирование познавательного интереса к химии как к одной из естественных наук, развитие творческих способностей учащихся и осознанных мотивов к изучению химии.
Важнейшим средством практической реализации дифференциации образовательных стандартов является Базисный учебный план (БУП) школы. Данный документ определяет цели и содержание обучения, организацию учебного процесса, технологию обучения, состав педагогических кадров и нагрузку учителей [2].
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся. Число элективных курсов, которое должна предложить школа учащимся, должно превышать то их количество, которое обязан выбрать школьник в соответствии с учебным планом каждого профиля. Основное назначение элективных курсов состоит в том, чтобы более полно удовлетворять индивидуальные потребности и познавательные интересы старшеклассников, стать одним из главных средств построения индивидуальных образовательных программ [3].
Сегодня многие педагоги, методисты и учителя-практики занимаются созданием различных элективных курсов для подготовки учащихся. Классификация элективных курсов, как и любая классификация, является относительной, но большинство авторов выделяют следующие типы элективных курсов в профильной школе (Рис.1).
Базисным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социальноэкономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному.
Министерство образования рекомендует примерный перечень профильных учебных дисциплин, но не менее двух для каждого профиля, например, историю и литературу для гуманитарного профиля, математику и физику - для физико-математического и т.д. Профильные общеобразовательные предметы - это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, являющиеся обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Элективные курсы, как было отмечено выше, могут выполнять несколько функций: - поддерживать предметы, изучаемые на профильном уровне; - поддерживать предметы, изучаемые на общеобразовательном уровне; - удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля; - поддерживать предметы, входящие в базисный учебный план.
Учебным планом профильного обучения предусматривается, что в 10 и 11 классах школьники смогут изучить менее трех элективных курсов ежегодно. Курсы профильного обучения могут выполнять несколько функций: - дополнять содержание профильного курса, быть его «надстройкой», позволяя этому профильному курсу стать по-
настоящему углубленным; - развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, позволяя поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне; -удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля.
Первый вопрос, с которого начинается разработка программ - это определение ее содержания. Источники для проектирования содержания образования: научные знания, наиболее ценный опыт практической деятельности человека, требования, задаваемые той системой, для которой она непосредственно разрабатывается (к ним относятся образовательные цели и исходный уровень подготовки обучающихся).
Рис. 1. Типы элективных курсов в профильной школе
Качество программы будет зависеть не только от того, насколько объективно хорошо разработаны все перечисленные основания, но и от того, насколько хорошо автор владеет содержанием их содержанием и может воспользоваться ими при разработке программ
Эффективность деятельности и мотивация учащихся существенно определяется степенью новизны знаний по отношению к уже усвоенным ранее. Особенно важно добиться новизны при проектировании дополнительных курсов по выбору. Без этого не будет возникать нужного интереса к изучению предлагаемого материала.
Следующим после определения содержания этапом разработки программы является отбор методов обучения. Определение методов осуществляется в соответствии с целями и содержанием подготовки, а также логикой его развертывания в программе. Помимо этого, выбор методов обусловливается условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся. Так, цели профильной подготовки диктуют использование активных методов обучения,
но недостаток времени, на который рассчитан курс, могут препятствовать их использованию.
Таким образом, чтобы разработать программу необходимо выполнить ряд взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных действий [4].
Подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.
Список литературы
1. Габриелян, О.С. Теория и практика элективных курсов// Химия в школе. -2006.-№4.-С.2-4.
2. Звягина, А.С. Предпрофильная подготовка по химии в форме элективного курса// Химия.-2007.-№6.- С. 9-13.
3. Аршанский, Е.Я. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии// Химия.-2006.-№18.- С.4-11.
4. Афанасьева, Т.П. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: Методическое пособие/Под ред. Н.В.Немовой/ Т.П.Афанасьева, Н.В.Немова, Н.Я.Стрельцова, А.Н.Томазова.-М.:АПКиППРО, 2005.-78с
5. Ермаков, Д.С. Разработка элективных курсов по химии/ Д.С.Ермаков, Ю.Д.Муравлянская, Т.И.Рыбкина //Химия.-2006, №11.- С.23-26
УДК 371.31:574
А.А. Еманова, Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Profile education is one of the basic directions of the Russian education modernisation. In the report problems of the organisation of profile education of chemistry are considered.
Профильное обучение - одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены проблемы организации профильного обучения химии.
Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения химии [1]. В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять учащимся (в том числе в форме меж-классных учебных групп) возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. Внутришкольная модель профилизации открывает для ряда школ, которые осуществляют инновационную учебно-методическую работу в области естественнонаучной, в частности, химической подготовки, новые перспективы. «Химические» школы смогут укрепить свой статус за счет реализации элективных курсов химического содержания в рамках естественно-математического профиля.
Модель сетевой организации профильного обучения может строиться в двух основных вариантах.
1) Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведуще-