Научная статья на тему 'Стандарты и повышение компетентности специалистов'

Стандарты и повышение компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов А. П., Иванова Н. В., Иванова Н. Ю., Иванов К. В., Мастуров И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты и повышение компетентности специалистов»

Павлов А.П., к.т.н., профессор НОУ ВПО ИГУПИТ Иванова Н.В., к.п.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Иванова Н.Ю., к.э.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Иванов К.В., к.э.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Мастуров И.Я. к.т.н., доцент, НОУ ВПО ИГУПИТ Мохов А.И., д.т.н, профессор НОУ ВПО ИГУПИТ Сафронов В.М. ст. препод. НОУ ВПО ИГУПИТ

Стандарты и повышение компетентности специалистов

Модель формирования государственных стандартов

Требования рынка труда создают необходимость формирования и обучения специалистов, способных самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути решения и нести ответственность. Возникает необходимость в поиске оптимизации решения проблемы профессионального и личностного становления.

Наличие многонациональных культур предполагает развитие диалогического мышления, а нестабильность ситуации и высокий темп научно-технического прогресса требуют от личности способности учиться всю жизнь, заниматься самообразованием, развивая индивидуально-личностные способности и особенности аналитического мышления.

Для решения поставленных задач необходимо изменить содержательную часть образовательного процесса и управления им через реализацию системного компетентностного, деятельностного подхода и педагогического целеполагания.

Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий.

Заметим, что компетентностный подход является важным условием обеспечения непрерывного образования, а смыслообразующие его конструкты выступают как конкретные цели общего и профессионального образования.

За основу разработки Квалификационного стандарта (Приложение 1.) взято требование по формированию блочно-модульной структуры подготовки специалистов (Финляндия).

Блочно-модульная структура подготовки специалистов приведено в приложении 2.

Блочно-модульная структура подготовки специалистов по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) приведены в приложении 3.

Разработана и структура элементов по общеобразовательной, правовой, технической, коммуникативной и функциональной компетенциям (в статье не приводятся).

Примерные требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) приведены в приложении 4.

Разработка стандартов нового поколения опирается на компетентностный подход, предусматривающий:

1. Ключевую (надпрофессиональную) компетентность, представляющую собой систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

2. Профессиональную (блок - макрокомпетенцию - компетенцию на уровне специальности) компетентность, представляющую собой систему профессиональных знаний, умений, навыков обучающихся.

3. Преемственность содержания профильного обучения.

4. Внедрение новых технологий обучения (здоровьесберегающие, дистанционные и др.).

5. Расширение самостоятельно-индивидуальной работы студентов,

оптимизацию учебной нагрузки и учебного процесса.

6. Апробацию рекомендаций Болонского соглашения по переходу на накопительную систему зачетных единиц.

Основное внимание обращено обоснованию профессиональной компетентности - моделям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (федеральный компонент).

При разработке моделей сохранена преемственность содержания профильного обучения и использован международный опыт построения блочно-модульного обучения.

За основу понятия «блок» взято понятие «основная профессиональная образовательная программа».

За основу понятия «модуль» взято понятие «дисциплина» с устранением дублирования (повторов) учебного материала.

За основу понятия «элемент» взято понятие «содержание дисциплины» с устранением дублирования (повторов) учебного материала.

Компетентность по специальным дисциплинам (Блок -макрокомпетенция - компетенция на уровне специальности) разбита на 5-ь компетенций на уровне специальности: Общеобразовательная компетенция, Правовая компетенция, Техническая компетенция, Коммуникативная компетенция и Функциональная компетенция.

Общеобразовательная компетенция - набор модулей (дисциплин), являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне) и определяющий круг знаний, умений, навыков обучающихся по основам экономических, социальных, психологических и иных знаний.

Правовая компетенция - набор модулей (дисциплин), являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне) и определяющий круг знаний, умений, навыков обучающихся в области правового обеспечения

профессиональной деятельности.

Техническая компетенция - набор модулей (дисциплин), являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне) и определяющий круг знаний, умений, навыков обучающихся в области технического обеспечения профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетенция - набор модулей (дисциплин), являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне) и определяющий круг знаний, умений, навыков обучающихся по основам общения с окружающей средой и разрешения конфликтных ситуаций при реализации профессиональной деятельности.

Все эти компетенции предшествуют формированию функциональной компетенции и создают необходимую базу знаний для освоения модулей функциональной компетенции и освоения смежных специальностей.

Функциональная компетенция - набор модулей (дисциплин), обеспечивающий освоение соответствующей профессии на требуемом уровне (является основным и по объему и по его значению). В процессе изучения модулей формируются профессиональные знания, умения, навыки обучающихся, позволяющие в дальнейшем самостоятельно-индивидуально повышать свой профессиональный уровень.

Каждая компетенция делится на соответствующие модули. Модуль содержит учебный материал, (элементы) необходимый для специализации внутри специальности высшего профессионального образования.

Функциональная компетенция может/должна содержать профилирующие Субмодули, определяющие (формирующие) укрупненные понятия и потенциальные направления профессиональной деятельности, которые дополняются знаниями, содержащимися в других модулях компетентности.

Каждая компетенция имеет в своем составе вариативный модуль, а

каждый модуль - вариативный элемент, основное назначение которых: ссистематизировать, прокомментировать и обсудить последние изменения в политике государства применительно к соответствующей профессии.

Общеобразовательная компетенция дополнена модулем «Я и профессия», основное назначение которого связать воедино все блоки компетентности, а так же провести коллективное обсуждение: «компетентность в профессии» и экспресс-опрос: «кем я хочу быть» с целью выяснения (тестирования) начальной подготовленности студентов.

Это позволит при построении обучающего материала в модулях учитывать специфику подготовленности групп и каждого студента в отдельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Функциональная компетенция дополнена модулем «Я в профессии», основное назначение которого: провести комплексное занятие: «Кем я стал по итогам обучения (что я могу и зачем это нужно)» и обосновать выбранную тему курсовой (дипломной) работы каждым студентом.

Комплексное занятие должно подвести итоги обучения каждого Выпускника с целью выявления наклонностей Выпускника и определения исходя из этого темы курсовой (дипломной) работы.

Тема должна быть комплексной и содержать тематику основных модулей во взаимоувязке с названием темы.

При этом целесообразно использовать коллективное обсуждение, т.к. такая форма позволит разделить однотипные работы на различную направленность в анализе.

Основной направленностью консультаций по курсовой (дипломной) работе должно быть стимулирование к проведению анализа и формированию выводов с предложениями по улучшению тех или иных позиций выводов.

Государственный выпускной экзамен должен быть комплексным экзаменом.

Содержание вопросов должно быть направлено на выявление

компетентности Выпускника (вместо вопросов: что это?, как это реализуется? должны быть вопросы: зачем это?, в чем заключается смысл (отличие)? и почему это так реализуется?).

При защите курсовой (дипломной) работы основное внимание аттестационной комиссии должно быть обращено на комплексность анализа и выводов, т.е. на компетентность Выпускника в рассматриваемой теме.

В связи с тем, что оцениваться должна компетентность студента, целесообразно изменить вид оценки «высший уровень компетентности (вместо «отлично»)», «средний уровень компетентности (вместо «хорошо»)», «низший уровень компетентности (вместо «удовлетворительно»)» или «зачтено».

Все вместе взятые предложения направлены на повышение качества обучения.

Основной формой обучения должна стать самостоятельно-индивидуальная работа студентов, оптимизация учебной нагрузки и учебного процесса (при сохранении того же объема часовой нагрузки не менее 30% времени должно быть уделено самостоятельной проработке конкретных комплексных заданий и их защите).

Основным элементом обучения - должна стать привязка каждого элемента модуля к практическому использованию теоретических знаний и комплексности подготовки (связка элементов отдельных модулей и самих модулей между собой).

Основным эффектом нововведений должен стать выпуск из учебного заведения компетентного, конкурентного специалиста-профессионала, удовлетворяющего требованиям рынка (работодателей).

В связи с этим приведен пример формирования многовариантного комплексного задания с условным названием: «Создание предприятия» (приложение 5.).

В каждом модуле должно быть предусмотрено время для формирования соответствующего раздела этого комплексного задания. Для особо

отличившихся студентов защита задания может быть зачтена как защита курсовой (дипломной) работы.

Внедрение ГОСТа должно сопровождаться изменением и других элементов обучающего процесса, в том числе переработкой тестов по выявлению остаточных знаний. Их направленностью так же должно стать выявление компетентности, а не знание отдельных компетенций.

Это особенно важно для тех преподавателей, которые уже длительное время осуществляют преподавание и которым возможно будет трудно перестроиться.

Таким образом, можно сформулировать Модель формирования профессиональной компетентности при подготовке бакалавров и магистров.

Модель формирования профессиональной компетентности

Отбор и структурирование учебного материала

I. Содержательный блок

I

Фактор

ы

II. Процессуальный блок

Педагогические условия

Формы, методы, технологии обучения

Принцип

ы

Внешние (содержание образования, технологии образования, микроклимат в образовательно м учреждении) Внутренние (готовность к обучению и деятельности, саморазвитие, самовоспитание , рефлексия)

- становление внутренней

мотивации профессионального обучения, т.е. нацеленность на самосознание, совместную деятельность, познание нового;

- построение содержания образовательного процесса с

учетом квалификационной характеристики специальности и модели выпускника; - постепенная и последовательная подготовка студентов к самостоятельной профессиональной

деятельности; - деятельностная и рефлексивная основа _обучения_

Системность, непрерывность, целенаправленность, диалогичность, сотрудничество, поэтапность, единство социального заказа, производственных, педагогических и личностных требований

Формирование виртуального предприятия и организация его «деятельности»

С точки зрения перехода на рекомендации Болонского соглашения целесообразно сформировать следующую модель формирования профессиональной компетентности

Модель формирования профессиональной компетентности при переходе на рекомендации Болонского соглашения

Ступень бакалавра I. Содержательный блок

II. Процессуальный блок

III. Диагностический блок

Ступень магистра IV. Формирование компетентных магистров

Основной формой обучения должна стать самостоятельно-индивидуальная работа студентов, оптимизация учебной нагрузки и учебного процесса (при сохранении того же объема часовой нагрузки не менее 30%

времени должно быть уделено самостоятельной проработке конкретных комплексных заданий и их защите).

Основным элементом обучения должна стать привязка каждого элемента модуля к практическому использованию теоретических знаний и комплексности подготовки.

Основным эффектом должен стать выпуск из учебного заведения компетентного, конкурентного специалиста-профессионала, удовлетворяющего требованиям рынка (работодателей).

При подготовке тестов альтернативные варианты ответов не должны быть близки по смыслу (в противном случае должны быть изложены нюансы вопроса), а представлять действительную альтернативу (как этому учат экономические дисциплины, направленные на подготовку специалистов по принятию управленческих решений).

Должны быть так же подготовлены методические указания по формированию комплексного подхода при преподавании отдельных модулей и у самих преподавателей.

Это особенно важно для тех преподавателей, которые уже длительное время осуществляют преподавание и которым возможно будет трудно перестроиться.

Для решения проблем подготовки компетентных специалистов, должны

быть:

• Сформированы специализированные курсы повышения квалификации преподавателей в профилирующих учреждениях высшего образования для изучения методических указаний и их практического применения в повседневной деятельности.

• Созданы методические указания по формированию требований к тематике курсовых (дипломных) работ.

• Созданы методические требования по формированию комплексности подхода при разработке контрольных вопросов к экзаменам, в том числе к

государственному экзамену.

• Переработаны тесты по выявлению остаточных знаний у студентов.

• Сформирована технология открытого рейтингования образовательных программ на сайтах органа управления образованием, региональных методических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.