Павлов Анатолий Павлович,
Pavlov A.P. кандидат технических наук, декан экономического факультета НОУ ВПО ИГУПИТ Candidate of technical Sciences, professor Dean of economic faculty, Moscow E-Mail: [email protected]
Иванова Надежда Владимировна,
Ivanova Nadezhda кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры экономики НОУ ВПО ИГУПИТ Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Head of economic department, Moscow E-Mail: [email protected]
Сафронов Вячеслав Михайлович,
Safronov Viacheslav Доцент НОУ ВПО ИГУПИТ assistant professor, Head of economic department, Moscow E-Mail: [email protected]
Компетентность студента при обучении малокомплектных (малых) групп
The competence of a student in training of small groups
(поддержана грантом РГНФ 12-02-00498)
Аннотация: Понятие компетентности и компетенций, компетентностный подход к подготовке персонала, экономика малых групп, бальная система оценки знаний и компетенции, оценка компетентности выпускника.
The Abstract: The notion of competence and competence, competence approach to training, the economy of small groups, point system evaluation of knowledge and competence, assessment of competence of graduates.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, экономика малых групп, человеческий капитал, уровень подготовленности к рынку труда.
Key words: competence, the competence, the economy of small groups, human capital, the level of preparedness for the labor market.
Начиная исследования компетентности студента при обучении его в малой группе, в первую очередь необходимо определить - Что такое малая группа?
Малая группа с позиции экономики образования - называется такая группа, при обучении студентов которой образовательное учреждение несет убытки. То есть число обучающихся студентов меньше числа студентов в точке безубыточности учебного процесса.
Традиционно точку безубыточности определяют исходя из сравнения суммы постоянных и переменных расходов на обучение сравниваемую с общим доходом (выручкой) полученной от оплаты студентов за обучение.
При большом количестве студентов разных курсов, специальностей, форм и сроков обучения, это весьма затруднительная задача. Общим переменным значением для процесса обучения можно выделить затраты на учебный процесс в виде почасовой нагрузки согласно учебного плана, средней для конкретной учебной группы средней стоимости учебного часа и т.д.
Оценку себестоимости обучения будем проводить только с учетом переменных затрат (стоимости преподавания) без учета постоянных составляющих (стоимости АУПа, библиотечного фонда и др.), т.к. при сравнении постоянные составляющие компенсируются (они одни те же при разных формах обучения) и на себестоимость не влияют.
Если принять, что стандартная численность группы - 10 человек, то встает проблема подготовки бакалавра при численности - 3 человека без потери качества обучения.
При одной и той же стоимости оплаты труда преподавателей, напрашивается простейший выход - сокращение в 3 раза объема часовой нагрузки преподавателя
Таблица 1
Соотношение между количеством часов при стандартной форме обучения и при обучении в малочисленных группах
Форма обучения Количество часов, всего Лекции Семинарские занятия Компетенции
Стандартная форма обучения 108 51 17 2-3
Обучение в малочисленных группах 108 - 17 2-3
источник: авторская работа
Как видно из таблицы 1 сокращение часовой нагрузки в 3 раза наиболее просто осуществить за счет сокращения до 0 лекционную загрузку. Но встает вопрос - не ухудшится ли качество обучения? И можно согласиться с оппонентами - вероятно, какое-то ухудшение произойдет.
Рассмотрим стандартную ситуацию:
• Начитывается определенное количество лекционных часов;
• Организуется семинарское занятие с опросом студентов и проводится рубежная оценка знаний;
• Проводится заключительная оценка знаний студента (экзаменационная или зачетная форма).
Если же при сокращенной программе основной упор сделать на практических занятиях (отработка игровых ситуаций, защита контрольных и курсовых работ), написание и защиту контрольных и курсовых работ проводить с учетом исходных данных игровых ситуаций, то
лекционное время можно заменить на самостоятельное изучение студентами теоретических аспектов.
Сокращение количества студентов в 3 раза позволяет в 3 раза увеличить время на отработку знаний каждого студента. А если проводить защиту при условии, что каждый студент -оппонент защищающемуся, то общее участие студентов в обсуждении и защите - качественно повышается.
При сохранении качества обучения, считаем необходимым пересмотреть классический подход к обучению и предложить следующий вариант почасовой разбивки (таблица 2).
Таблица 2
Вариант почасовой разбивки при обучении в малочисленных группах
Количество часов Форма контроля Компетенции
Глоссарий, формирование понятий 2 Тесты -
Соотношение между понятиями 4 Тесты -
Отработка соотношения между понятиями с использованием игровых ситуаций 8 Защита контрольных работ -
Выходной контроль и закрепление компетенций 3 Защита курсовых работ (интегральная оценка контрольных работ) 2-3
Итого 17
источник: авторская работа
Изменение почасовой разбивки изменяет требования к процессу обучения.
Рассмотрим ситуацию при обучении в малочисленных группах:
• Теоретический материал заблаговременно (на предыдущем семинаре) роздан студентам;
• К следующему семинару - материал изучен и освоен студентом - именно это и оценивается на семинарском занятии;
• Проводится заключительная оценка знаний студента (участие в игровой ситуации, защита контрольных/курсовых работ).
При использовании тестового контроля основной упор делается на контроле формирования понятий и соотношения между понятиями - для этого достаточно формы тестов и их количества.
При отработке соотношения между понятиями и выходном контроле с закреплением компетенций тестовый контроль по нашему мнению не пригоден, поэтому мы предлагаем использование отработки на игровых ситуациях и защите контрольных и курсовых работ.
Изменяется и бальность оценки полученных знаний (таблица 3).
Таблица 3
Бальная (максимальная) оценка элементов системы образования
Форма обучения Лекции Семинарские занятия Контрольные работы Игровые ситуации Курсовые работы Итого
Стандартная форма обучения 20 20 20 - 40 100
Обучение в малочисленных группах - - 20 20 60 100
источник: авторская работа
Итак, в процессе обучения студент может получить по конкретному предмету - от 0 до 100 баллов.
Примерная интегральная бальная оценка по конкретному предмету может выглядеть следующим образом:
• «100» - если студент глубоко и прочно усвоил весь материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
• «60» - если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;
• «20» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных
деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий (при их наличии);
• «0» - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи (при их наличии).
Как «перевести» компетенции в компетентность, как «привязать» бальную оценку полученных студентом знаний к профессиональным компетенциям и как определить компетентность выпускника и «эффективность» компетентности, как разницу между входной и выходной компетентностями?
Немало дискуссий вызывает вопрос о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» отражает конечный результат, свидетельствующий об эффективности работы сотрудника, о его способности достигать цели в своей работе. Оценка компетентности сотрудника основана на профессиональных стандартах, на его способности справляться с должностными обязанностями. Для того чтобы продемонстрировать компетентность, люди должны проявить свои компетенции - модели поведения, позволяющие им быть компетентными.
Таким образом, компетентность обычно характеризуют, как способность решать рабочие задачи, а компетенции - как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность.
Несколько проблем, без решения которых невозможно решить задачу по внедрению системы обучения в малочисленных группах.
• как определить компетентность абитуриента (на входе).
Входной контроль очень важен для определения «траектории» образовательного процесса. В больших группах (10 и более человек) уровень подготовки нивелируется, т. к. преподаватель практически не имеет возможности и времени для работы с каждым студентом: лекции читаются на средний уровень подготовленности, на семинарах большинство студентов «слушает» выступающего.
В малых группах возрастает роль подготовленности каждого, т.к. возрастает количество времени, уделяемое каждому студенту. Нужен дифференцированный поход, а для этого необходим мониторинг компетентности на входе в образовательный процесс, мы называем этот процесс создание персонологического портрета конкретного студента. Основными методами на сегодняшний день являются тестирование и самоконтроль (при всех их недостатках). Они позволяют определить индивидуальную подготовленность и, в дальнейшем, попытаться индивидуальными заданиями исправить «огрехи» в их подготовленности. То есть создать такой измерительный материал (тесты, задания, игры и т.д.) который позволит белее точно оценить входной уровень компетентности или персонологический портрет.
Основой для предварительной оценки компетентности могут служить общекультурные компетенции (их оценка может/должна вестись по тем же критериям, что и профессиональные компетенции).
В значительной степени «исправлению» способствует формирование диаграммы роста компетенций от занятия к занятию (рис. 1).
3 4
Рис. 1. Изменение уровня компетенций за 4 занятия.
источник: авторская работа
Где: 1, 2, 3, 4 - компетенции,
Точки на линиях компетенций - достигнутый уровень
При этом может оцениваться, как индивидуальный уровень, так и усредненный уровень подготовленности группы. А отсюда - траектория образовательного процесса для отдельного студента и для группы в целом.
Наибольшую трудность представляет формирование траектории образовательного процесса для группы.
• критерии оценки.
Критерии оценки - это система индикаторов, которая должна позволить оценить эффективность деятельности сотрудника. Важно иметь в виду, что для каждой должности приоритетными являются свои критерии.
Для менеджеров и специалистов весьма важными являются следующие критерии:
• профессиональные (управленческие) качества;
• достижение целей должности;
• достижение задач должности;
• исполнение функций должности.
Наиболее часто применяются в качестве оцениваемых профессиональных управленческих критериев:
выполнение поставленных производственных целей и задач;
умение организовывать и проводить рабочие совещания и собрания;
умение грамотно обучать персонал;
умение правильно оценивать подчиненных;
надежность, самостоятельность в работе, бережливость и расчетливость;
стремление к повышению квалификации;
взаимоотношения с коллегами и т. д.
Нам представляется целесообразным преобразовать профессиональные компетенции (ПК - ФГОС ВПО) в компетенции, выработанные рынком. В таблице 4 приведен пример перевода ПК - ФГОС ВПО в компетенции, выработанные рынком на примере бакалавров менеджмента.
Таблица 4
Преобразование профессиональных компетенций (ПК - ФГОС ВПО) в основные компетенции специалита, выработанные рынком (на примере бакалавров менеджмента)
Профессиональные компетенции (ПК - ФГОС ВПО)_______________
Компетенции, выработанные рынком
ПК-1; ПК-2; ПК-8; ПК-9; ПК-10; ПК-11;
ПК-12
ПК-20
ПК-28
ПК-40
ПК-45
ПК-15
ПК-21
ПК-29
ПК-41
ПК-46
ПК-16; ПК-18; ПК-19;
ПК-22; ПК-23;ПК-24; ПК-27; ПК-30; ПК-38; ПК-39;
ПК-42; ПК-43; ПК-44;
ПК-48
выполнение поставленных производственных целей и задач
умение организовывать и проводить рабочие совещания и собрания___________________
ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-13; ПК-14; ПК-37
умение грамотно обучать персонал
умение правильно оценивать подчиненных
стремление к повышению квалификации
ПК-17; ПК-25
взаимоотношения с коллегами
ПК-26; ПК-31; ПК-32; ПК-33; ПК-34; ПК-35; ПК-36; ПК-47; ПК-49; ПК-50
надежность, самостоятельность в работе, бережливость и расчетливость_______________
источник: авторская работа
«Преобразование» можно считать условным (требуется наработка большого количества практического материала, прежде, чем можно будет с уверенностью утверждать об их широкой применимости). Одно можно утверждать сегодня с уверенностью: профессиональные
компетенции, разработанные Минобрнауки РФ (очень мелки), расходятся в значительной степени с компетенциями, выработанными рынком труда (укрупненные).
Как видно из таблицы 3 львиная доля ПК - ФГОС ВПО приходится на «выполнение поставленных производственных целей и задач», что потребует затрат времени и ресурсов предприятия на специализации выпускника под конкретные требования рабочего места.
• перевод бальной оценки полученных студентом знаний в профессиональные компетенции.
Как преобразовать стандарты поведения в способность решать рабочие задачи? Нужны «весовые» категории компетенций в компетентности. Попытка такого преобразования «на вскидку» может быть представлена в следующем виде (таблица 5).
Таблица 5
Соотношение между баллами компетенций и уровнем знания предмета
Предмет «Весовые» категории предметов Баллы компетенций
«Весовая» категория 1 «Весовая» категория 2 «Весовая» категория 3 «Весовая» категория п
1 х т * (1)
2 х т * (3)
3 х т * (2)
п х т * (п)
Итого 0 - 100
источник: авторская работа
где т - количество баллов, полученных по конкретному предмету;
п - количество предметов, определяющих компетентность;
весовая категория - 100 / п * значимость;
значимость - субъективный параметр, характеризующий предмет.
• преобразование компетенций в компетентность.
Для оценки сформированности профессиональной компетентности можно использовать три уровня:
• низкий уровень (допороговый уровень 20-40 баллов) - осознание обучающимися обоснованности собственных действий ограничено, обнаруживалось знание и владение единичными действиями в структуре профессиональной деятельности;
• основной уровень (пороговый уровень 60-80 баллов) - отчетливое осознание обучающимися профессиональных ситуаций, выделение в них проблемы, использование переноса имеющихся знаний и умений в новые условия, оперирование теоретическими знаниями в ходе аргументации собственных профессиональных действий, самостоятельное формулирование целей деятельности, правильное выполнение работ, однако круг компетенций ограничен;
• высокий уровень (сверхпороговый уровень 100 баллов) - свободное владение обучающимися профессиональными знаниями и умениями, широкий перенос их в новые условия, самостоятельная постановка целей и требуемых результатов деятельности, определе-
нием процесса работы, выполнение заданий с получением высоких результатов, способность осуществлять контроль процесса и результата работы.
• определение компетентности выпускника.
Таким образом, можно предположить, что:
Выпускник, имеющий низкий уровень компетентности - не востребован на рынке труда, т. к. не удовлетворяет требованиям рынка.
Выпускник, имеющий основной уровень компетентности - востребован на рынке труда, т. к. удовлетворяет требованиям рынка (наемное лицо).
Выпускник, имеющий высокий уровень компетентности - готов к самостоятельной деятельности на рынке труда (исследователь, предприниматель и т.д.).
Исходя из предложенной гипотезы остается еще вопрос - «А соответствует наш выпускник, имеющий основной уровень компетентности, требованиям рынка труда нашего региона?»
• как оценить готов ли наш студент к успешному труду?
Для этого предлагаем проделать следующие исследования нашего (конкретного регионального) рынка труда.
У каждого ВУЗА имеется база практик. Это перечень конкретных предприятий и организаций, в которых согласно договорам о прохождении практики, студенты набираются трудового опыта. Пригласим из этих организаций ведущих специалистов и измерим их компетентность. Полученный результат можно сравнивать с компетентностью выпускаемого студента. Такое сравнение позволит оценить соответствие уровню подготовки студентов к работе и одновременно даст возможность выявить узкие места в учебном процессе (определить компетенции, по которым уровень компетентности студента недостаточен).
Такая обратная связь позволит скорректировать учебные мероприятия и повысить эффективность учебного процесса, а это и есть наша главная цель - подготовить выпускника, востребованного рынком труда (соответствующего требованиям работодателя, а не умозрительным заключениям, сделанным в процессе разработки ФГОС ВПО).
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО)
2. Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Павлов А.П., Сафронов В.М., Иванов К.В., Мохов А.И., Мастуров И.Я. От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов ИГУПИТ, Москва 2010 г.
3. Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Павлов А.П., Сафронов В.М., Иванов К.В., Мохов А.И., Мастуров И.Я. Стандарты и повышение компетентности специалистов ИГУПИТ, Моск-
4. Иванова Н.Ю., Павлов А.П., Сафронов В.М. под общей редакцией Ивановой Н.В. Компетентность специалиста управления в экономике монография ИГУПИТ, Москва 2010 г.
5. Иванова Н. В. Формирование профессиональной компетентности студентов-бухгалтеров учреждений среднего профессионального образования дис. канд. пед. наук - М.
ва 2010 г.
2005 г.