коммуникативности и др. Использование деловых игр необходимо с целью формирования мотивации и интереса к выбранной профессии, актуализации творческого потенциала будущих педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Следующий актуальный метод контекстного обучения - кейс-метод, который представляет собой способ обучения путем решения ситуаций, характерных для профессиональной деятельности. Значение применения этого метода заключается в его сущности: коллективный анализ предложенной ситуации, поиск и выбор способа ее решения, защита публично представленного способа решения. Неоднозначность и разнообразие решений возникшей проблемы создают ситуации обсуждения, аргументации позиций, выбора оптимального пути решения проблемы. Применение данного метода способствует закреплению теоретических знаний и практических умений, а также формированию профессионально значимых качеств личности у студентов. Рассматриваемые ситуации, как правило, взяты из реальной профессиональной деятельности, подкреплены подобранными материалами: информацией, социологическими данными, наглядными материалами и др. Итак, изучение и анализ реальных ситуаций, взятых из профессиональной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ, способствует формированию у студентов активной жизненной позиции, обогащению знаний, умений, формированию мировоззрения и навыков решения профессиональных задач, что продуктивно сказывается на становлении и повышении их профессиональной компетентности.
Баскет-метод - способ обучения, основанный на моделировании наиболее характерных для профессиональной деятельности ситуаций, при участии в которых студент оперативно выполняет еще и не запланированные действия. Содержание этого метода заключается в следующем: студент получает описание ситуации, в которой он оказывается или роли, которую нужно сыграть; предоставляют сопутствующие материалы для выполнения упражнения; далее студент выполняет необходимые действия; в заключении проводится итоговое обсуждение. Отличие данного метода от вышеназванных в том, что он предполагает разработку подробного тактического плана поведения в ситуации и сценария распределения ролей.
Таким образом, использование методов контекстного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов с детьми с ОВЗ позволит повысить качество образования путем отработки способов выбора решений и поведения в ситуациях, типичных для будущей трудовой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
2. Яковлев, Е.В. Интегративные методы обучения в современном вузе / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 3. - С. 56-62.
© Андриевская Л.А., 2015
УДК 378.147
Асеева Татьяна Владимировна
доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: violas10309@mail.ru Хальзова Валентина Михайловна канд.пед.наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: khalzova.valentina@gmail. com
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты применения модульной технологии обучения в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
системе иноязычной подготовки студентов-бакалавров, раскрывается содержание понятия модуля, выделяются этапы создания модульной системы, определяется основная функция преподавателя в обучении студентов иностранному языку по модульной технологии.
Ключевые слова
Модульный подход, технология модульного обучения, модуль, модульная система, модульная программа, модульное обучение.
Значительные изменения, произошедшие в социокультурной и экономической сфере современного общества в последние десятилетия, затронули и систему высшего профессионального образования. Меняется отношение к иностранному языку, практическое овладение которым становится обязательной составляющей гуманитарного образования в вузе. В настоящий момент современная система высшего образования, ориентированная на обучение в соответствии с федеральным государственным стандартом третьего поколения (ФГОС - 3), предполагает разработку и внедрение новых продуктивных стратегий и технологий образовательного процесса, конечной целью которых является компетентный специалист, высококвалифицированный профессионал. Такие технологии не заменяют, а дополняют традиционные методы обучения.
Предметом настоящего исследования являются определённые методические аспекты применения модульной технологии обучения в системе иноязычной подготовки студентов-бакалавров.
П.И.Третьяков рассматривает модуль как "...объединённую логической связью, завершенную совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих фрагменту образовательной программы данного курса" [1, с. 20]. Модульная программа - это система средств и приёмов, посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель модуля.
Понятие «модуль» (от латинского modulus - «мера») имеет различные значения, а в целом, оно обозначает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике модуль представляется как часть всей системы, без знаний которой дидактическая система «не срабатывает». Дж. Рассел модулем называл «учебный пакет, охватывающий тему конкретного курса», считая ее единицей содержания обучения [8].
Иначе определяют модуль I. Prokopenko, 1 White, L. Bittel и R. Eckles, полагая, что под модулем следует понимать еще меньшую составляющую содержания - элемент или множество элементов, связанных одной объединяющей дидактической целью [7]. Оригинальное определение модуля через предполагаемую профессиональную деятельность дает А. А. Вербицкий: «Модуль - это не совокупность знаний, умений, навыков, а некоторое системное качество специалиста, обеспечивающее ему возможность эффективного решения определенного круга профессиональных задач и проблем» [2]. Одним из наиболее полных и конкретных определений модуля, на наш взгляд, является определение П. А. Юцявичене: «Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [3]. Суть модульного обучения заключается в том, что студент с помощью преподавателя или самостоятельно достигает индивидуальные цели учеб-но - познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Обучающийся руководствуется конкретной инструкцией, в которой определены:
1. Цель усвоения модуля.
2. Поиск учебного материала (Где найти учебный материал?).
3. Способы овладения учебной информацией (выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.).
4. Проверка правильности выполненной задачи. Контроль (тесты разного вида, письменные работы, сообщения и т. д.) определяет степень усвоения обучаемым учебного материала [4,с.122-128]. Студенты при модульном подходе обучения должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, которые выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля является тест.
Задача первых двух лет обучения на неязыковом факультете ТГУ - сформировать основные коммуникативные навыки General English по дисциплинам Иностранный язык 1,2,3,4; Академический английский, Коммуникативная грамматика, на базе которых в последующих семестрах обучения постепенно выстраиваются навыки ESP.
Ежегодно в первых числах сентября преподаватели кафедры определяют стартовый уровень студентов первого курса с помощью диагностического теста. Цель данного мероприятия: выявить уровень сформированности умений и навыков у студентов, осуществить корректное распределение по группам и предложить многоступенчатую и методически вариативную программу для каждого уровня.
Анализ результатов тестовых испытаний свидетельствует чаще всего о среднем и низком качестве усвоения школьной программы. Данный факт вступает в противоречие с образовательной политикой ТГУ, а именно подготовкой инженеров, свободно владеющих английским языком как средством профессионального межкультурного общения и принятой в ТГУ четырехлетней моделью иноязычной подготовки бакалавров с очень высоким уровнем владения английским языком будущими выпускниками университета. По обобщенным результатам входного тестирования абитуриенты обнаруживают в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком в основном 3 уровня: уровень А1 (Выживание), уровень А2 (Предпороговый), уровень В1 (Пороговый). И совсем небольшое число абитуриентов демонстрируют уровень B2 (Продвинутый пороговый).
Таким образом, в настоящее время можно выделить следующий круг проблем, связанных с обучением иностранному языку студентов-бакалавров:
1. Неодинаковый уровень подготовки студентов и их владения иностранным языком при поступлении на неязыковую специальность высшего учебного заведения;
2. Пониженный уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка;
3. Сложность разработки единого учебно-методического комплекса для студентов неязыковых специальностей вузов, в неодинаковой степени владеющих иноязычными коммуникативными компетенциями.
4. Проблема работы со студентами, которые в вузе фактически вынуждены начинать изучение иностранного языка «с нуля».
Для формирования высокого уровня коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей необходимо оперативно решать указанные проблемы. " Грамотный преподаватель сегодня не может быть просто операционистом, послушно выполняющим практические советы и указания авторов учебников и методистов "[5]. Важнейшим моментом является этап планирования. При планировании курса (модуля программы) преподавателем учитывается взаимосвязь таких факторов как стартовый уровень обучающихся, общее количество времени, выделенное в учебном плане для курса, количество и сложность материала для усвоения и достижения цели, т.е. преподаватель отвечает на вопросы: Зачем учить? Кого учить? Что использовать? Как учить?
Жесткий характер учебной программы в вузе, основанной на ФГОС-3, не исключает возможности гибкого подхода к решению индивидуальных проблем обучающихся. Чёткое распределение студентов первого курса ТГУ на группы по уровню владения языком, конечно, упрощает задачу. Важно отметить, что в каждом конкретном случае необходимо краткосрочное и долговременное прогнозирование учебной ситуации и моделирование учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе экспериментальной тестовой методики и модульного подхода для определения уровня общей языковой компетенции и в последующем поэтапного формирования иноязычной языковой компетенции при систематическом контроле и оперативной коррекции.
Переход к обучению студентов иностранному языку по модульной технологии требует более совершенного дидактического обеспечения. Наиболее важным и сложным в его разработке является подготовка содержания в виде дидактических элементов (квалифицированных комплексных заданий, специальных карт-заданий для поэтапного обучения, тестов контроля знаний, творческих работ, курсовых и контрольных заданий для поэтапной аттестации, экзаменационных заданий, проблемных вопросов и ситуаций и т.д.). Модульное обучение предполагает достаточно жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения с использованием полных, логически завершенных учебных блоков (модули). Организация модульной системы осуществляется в несколько этапов:
1. Определение цели обучения, содержания темы и ее составляющих.
2. Формирование модульных блоков и их описание.
3. Разработка учебных элементов (УЭ) для каждого модуля.
4. Обеспечение технологической подготовки студентов для проведения учебного процесса по модульной технологии.
5. Осуществление непосредственного обучения по модульной технологии.
Система может подразделяться на «Информационный» и
«Операционный» блоки. Под «Информационным» блоком подразумевается современная форма плана занятий, разработанная для модульной системы обучения.
«Операционный» блок - это описание работы, представленное в виде модульных блоков с обязательной ориентировочной основой на ее выполнение с акцентом на активную осознанную индивидуальную (чаще самостоятельную) учебную деятельность обучаемых. Основная функция преподавателя здесь заключена в стимулировании мотивации обучения в процессе личного контакта со студентами.
Целью модульно-блочной системы является не только систематизация процесса изучения дисциплины и контроль знаний, но и возможность ранжирования всех студентов по степени освоения ими программы курса.
С применением межпредметных связей модульно-блочная система направлена на более прочное усвоение знаний студентами, формирование и развитие их профессионального мышления, умение ставить задачи, принимать оптимальные проектные и конструктивные решения, позволяет вести постоянный контроль усвоения изучаемого материала студентами и своевременно вносить необходимые корректировки в учебный процесс.
Рассмотрим реализацию модульного подхода в обучении иностранному языку на примере использования в учебном процессе учебно-методического пособия по чтению "Eco Readings," построенного на основе модульного подхода и предназначенного для студентов, изучающих современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин: биология, экология, охрана окружающей среды, природопользование[6].
Данное пособие ориентировано на студентов неязыковых специальностей, владеющих английским языком на уровне Pre-Intermediate, Intermediate, имеет модульно-блочную структуру, состоит из трёх модулей-блоков.
Целью пособия является формирование практических навыков владения языком специальности для активного применения иностранного языка в профессиональном общении. Критерием практического владения иностранным языком является умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации из различных источников.
Содержание пособия ориентировано на развитие навыков чтения литературы по специальности с целью извлечения профессиональной информации, овладение студентами лексикой и фразеологией, отражающей основные направления экологической специальности и узкую специализацию студента.
Рассматриваемое учебно-методическое пособие разработано на основе оригинальных текстов для целенаправленного обучения различным видам чтения по наиболее актуальным вопросам современности: глобальные экологические проблемы человечества, проблемы сохранения окружающей среды, стратегия современного экологического образования, социальные факторы окружающей среды, здоровье человека и т.д.
Учебно-методическое пособие по чтению "Eco Readings" предоставляет обширный информационный и лингвистический материал, комплект заданий и упражнений, контрольно-обобщающие тесты Language Review с ответами, хрестоматию Eco Reader; English-Russian, Russian-English глоссарии по экологической специальности, материал для викторин по экологии.
Первый блок пособия включает в себя комплекс заданий и упражнений на развитие иноязычной компетентности студентов в области экологии, а также промежуточные и итоговые тесты с ответами для самопроверки.
Второй блок включает 15 текстов (А) объёмом 1.500 - 2.000 печатных знаков для изучающего чтения (детальное, точное понимание прочитанного). Тексты сгруппированы тематически в три раздела:
"Human progress and environment",
"Era of new technologies and its fatal consequences",
"Uncontrolled impact on the environment".
Основной дидактической единицей является информационный материал - текст, а все последующие задания и упражнения составлены на его основе. Каждый текст сопровождается набором разнообразных пред текстовых, текстовых и после текстовых упражнений и заданий.
В качестве самостоятельной работы предлагаются подробные домашние творческие задания с использованием сети Интернет и электронных словарей.
Третий блок пособия представляет собой хрестоматию на английском языке «Eco Reader», которая включает профессионально ориентированные тексты (уровни Pre-Intermediate, Intermediate) разного объёма для ознакомительного, поискового и просмотрового чтения в аудитории или в качестве самостоятельной работы по актуальным проблемам защиты окружающей среды. При работе с этими текстами предусматривается использование прилагаемых в помощь студентам специализированных English-Russian, Russian-English глоссариев.
Пособие завершают тематические викторины с целью проверки степени усвоения студентами изученного материала, повышения интереса к приобретению информации по специальности из англоязычных источников.
Таким образом, модульный подход к обучению позволяет максимально индивидуализировать работу обучаемого по усвоению нового материала и отработке навыков; обеспечить возможность двигаться в индивидуальном темпе; проводить поэлементную самопроверку правильности выполнения заданных технологией действий. Это способствует экономии времени на аудиторных занятиях, позволяет обучать без пробелов, обеспечивая надежную базу, как для репродуктивной, так и для творческой деятельности. Список использованной литературы:
1. Третьяков П.И.,Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе/Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа,1997. - С.20
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
3. Юцявичене, П. А. Основы модульного обучения. - Вильнюс: Изд-во и ПКР-РиСНХ. 1989.- 69 с.
4. Кокшаров С.А.,Орлов А.Н. Особенности реализации модульной технологии обучения ИЯ в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2007.№14. С. 122-128.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002.
6. Асеева Т.В., Хальзова ВМ^то Readings [Текст]: учебно-методическое пособие по чтению/ Т.В.Асеева, В.М.Хальзова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-221с.: обл.
7. Prokopenko, I., White J., Bitte) L., Eckles R. Modular programme for supervisory development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. — Vol-5.
8. Russell, J. D. Modular Instruction //A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of ModuIar Materials.-Minneapolis, Minnesota, 1974, 128с.
© Асеева Т.В., Хальзова В.М., 2015
УДК 377.5
Баглаева Светлана Витальевна,
аспирантка ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, 2015г E-mail: lanacelestial@mail.ru
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В АСПЕКТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Актуальность. ^циальное и профессиональное становление личности, формирование духовных и нравственных ценностей обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях. Цель