Научная статья на тему 'Сравнительный рейтинг вузов региона как показатель эффективности предоставления образовательных услуг'

Сравнительный рейтинг вузов региона как показатель эффективности предоставления образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЙТИНГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УНИВЕРСИТЕТ / SERVICE / EFFECTIVE / RATING / REGIONAL ECONOMICS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакаров Магомед Идрисович, Рамазанова Диана Руслановна

Анализируется рейтинг вузов, характеризующий соотношение мнений различных целевых ауди-торий о сложившейся ситуации в сфере высшего профессионального образования Республики Да-гестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакаров Магомед Идрисович, Рамазанова Диана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative rating of regional universities as indicator of effectiveness in educational service

In this paper the authors proposed a ranking of universities which characterizes the ratio of the views of the various target audiences, on the situation in the field of higher education of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Сравнительный рейтинг вузов региона как показатель эффективности предоставления образовательных услуг»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

М. И. Абакаров, Д. Р. Рамазанова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ РЕГИОНА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Анализируется рейтинг вузов, характеризующий соотношение мнений различных целевых аудиторий о сложившейся ситуации в сфере высшего профессионального образования Республики Дагестан.

Ключевые слова: сфера услуг, эффективность, рейтинг, региональная экономика, университет.

M. I. Abakarov, D. R. Ramasanova

Comparative rating of regional universities as indicator of effectiveness

in educational service

In this paper the authors proposed a ranking of universities which characterizes the ratio of the views of the various target audiences, on the situation in the field of higher education of the Republic of Dagestan.

Keywords: service, effective, rating, regional economics, university.

Исходя из общеэкономической точки зрения, повышение эффективности производства товаров и услуг означает получение максимального результата на единицу произведенных расходов. Однако такое понимание эффективности не совсем совпадает с социальными задачами, которые стоят перед высшими учебными заведениями [1]. Важность оценки эффективности деятельности вузов объясняется также ужесточением конкуренции на международном, национальном, да и на региональном уровнях. Кроме того, повышаются требования к качеству образования, прозрачности и информационной открытости деятельности вузов. Это относится практически ко всем вузам, но прежде всего касается государственных вузов, имеющих бюджетное финансирование.

Оценка, в отличие от других инструментов контроля качества высшего образования, позволяет не только проверить соответствие вуза определенным критериям, но и выявить степень его конкурентоспособности, а также сравнить вузы между собой. Существующие системы оценки эффективности вузов условно можно разделить на два вида: внешнюю оценку (оценка вуза академическим сообществом, органами управления образованием и другими заинтересованными субъектами — родителями, работодателями и т. д.) и самооценку (проводится самим вузом для оценки его деятельности по различным параметрам).

В научных кругах и в системе управления образованием ведется полемика по данному вопросу и однозначного мнения о преимуществе того

© Абакаров М. И., Рамазанова Д. Р. , 2012

или иного вида оценок до сих пор нет. К недостаткам внутренней оценки можно отнести то, что не все вузы заинтересованы в полном и всестороннем раскрытии информации о своей деятельности, так как это может негативно сказаться на сложившемся имидже. Что касается внешней оценки, то она не только дает объективную картину, но и может способствовать внутренним изменениям. Однако при неправильном формировании критериев эта оценка может сдерживать развитие вузов. Кроме того, для проведения внешней оценки нужны существенные материальные затраты, и не во всех случаях они являются оправданными, особенно если мероприятие финансируется из государственного бюджета. По мнению авторов, в целях достижения оптимального результата оба метода оценки должны дополнять друг друга, несмотря на значительное увеличение затрат со стороны вузов и государства.

Для получения информации при проведении оценки могут быть использованы:

— показатели, рассчитанные на основе официальных статистических данных (численность студентов и преподавателей, затраты на обучение одного студента, объем бюджетного финансирования и т. п.);

— результаты репрезентативных опросов выпускников школ, их родителей, студентов, преподавателей, работодателей и т. п.;

— экспертные опросы.

Перечисленные источники информации обладают определенными недостатками. Например, посредством статистических данных сложно измерить качество образовательной деятельности. Результатами репрезентативных опросов можно достаточно легко манипулировать. А по таким категориям, как, например, работодатели, чрезвычайно сложно достичь репрезентативности выборки. Кроме того, гораздо труднее оценить востребованность выпускников мелким и средним бизнесом, так как зачастую опрашиваются только представители крупных фирм. Опросы экспертов в данной области также являются достаточно субъективными.

В связи с наличием подобных недостатков результаты проводимых оценок эффективности деятельности вузов лишь частично учитываются при распределении бюджетных средств. Несмотря на это проводить такие оценки крайне необходимо. В первую очередь результаты оценок отдельных вузов могут помочь выявить общие для всей системы образования проблемы. Также на основании оценки эффективности де-

ятельности конкретного вуза может довольно существенно измениться мнение общественности и спрос на услуги этого учебного заведения.

Составлением рейтингов сегодня занимаются многочисленные аналитические компании и СМИ, которые рейтингуют почти все направления деятельности. С 2001 г. ранжированием российских вузов начало заниматься и Министерство образования и науки Российской Федерации. Последние рейтинги были составлены министерством в 2005 г. Система общественной оценки деятельности вузов является дополнением к официальным рейтингам и направлена на удовлетворение потребностей заинтересованных групп (абитуриентов и их родителей, преподавателей, выпускников и работодателей). При наблюдающемся в последние годы демографическом спаде общественные оценки могут также помочь вузам провести объективную самооценку.

Представляется необходимым проводить подобного рода оценки не только на федеральном, но и на региональном уровне. Рейтинг, проведенный среди функционирующих в одном регионе вузов, может помочь будущим абитуриентам и их родителям в выборе наиболее приемлемого по различным критериям вуза. Региональные органы управления образованием также получат дополнительную информацию о состоянии системы высшего профессионального образования. Вузы, в свою очередь, смогут выявить слабые места в своей деятельности и принять меры по повышению конкурентоспособности. Кроме того, рейтинговая оценка поможет расширить внебюджетные потоки для переоснащения лабораторного фонда, ремонта учебных корпусов и общежитий, приобретения новейшей литературы, что, несомненно, приведет к повышению уровня высшего образования в регионе.

О важности рейтинговой оценки деятельности вузов говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с предпринимателями 29 марта 2006 г.: «Необходимо ввести систему рейтинговых оценок деятельности вузов. Причем речь идет о развитии независимых рейтинговых агентств, чья информация должна быть доступной для общества, с тем чтобы не просто по факту происхождения вуз считался великим, а чтобы он сегодня отвечал требованиям времени и выдавал на-гора нужный результат. И он, этот результат, мог бы быть объективно оценен» [4].

В рамках данного исследования было получено несколько рейтингов, характеризующих соотношения мнения различных целевых аудиторий на сложившуюся ситуацию в сфере высшего

профессионального образования Республики Дагестан:

— рейтинг, основанный на выборе вуза для будущего поступления учениками 11-х классов средних школ республики;

— рейтинг, составленный по предпочтениям родителей будущих абитуриентов;

— рейтинг, базирующийся на мнении студентов старших курсов республиканских вузов и филиалов;

— рейтинг, основанный на оценках преподавателями вузов качества образования по уровню учебно-методической и научно-исследовательской деятельности;

— рейтинг, сформированный по отзывам работодателей об уровне подготовки выпускников, принимаемых на работу.

Таким образом, в опросе участвовали три заинтересованные стороны: потребители образовательных услуг, представители образовательных учреждений и работодатели. Причем среди работодателей были представители государственных и частных организаций различного масштаба.

Было опрошено 900 респондентов: ученики 11-го класса — 200 чел., родители будущих абитуриентов — 100 чел., студенты старших курсов 20 вузов и филиалов, расположенных в регио-

не, — 200 чел., 100 преподавателей вузов и около 300 представителей работодателей. Опрос проводился в период с марта по май 2011 г. в 3 городах и 10 районных центрах Республики Дагестан. Респонденты называли пять лучших вузов, по их мнению, затем их оценки корректировались по 5-балльной шкале. Например, вуз, названный лучшим, получал 5 баллов, а худший, соответственно, 1 балл.

Ученикам 11-х классов и родителям будущих абитуриентов был задан вопрос: «Назовите пять лучших вузов и филиалов, расположенных на территории Республики Дагестан, по уровню подготовки выпускников?» Полученные ответы представлены в табл. 1.

Ответы респондентов показывают, что мнение учеников 11-х классов почти идентично мнению их родителей. Первое и второе места делят ДГУ и ДГМА. Родители поставили медицинскому вузу на 14 баллов больше, чем классическому университету, а будущие абитуриенты, наоборот, оценили ДГУ на 25 балов выше. Первые четыре места, представленные в рейтинге, совпадают. Родители отдают предпочтение учебе в ДГИНХ, для школьников более предпочтительна правовая академия, а институт народного хозяйства лишь на седьмом месте. Относительно сельскохозяйственного вуза мнение родителей и

Таблица 1

Рейтинг вузов Республики Дагестан по данным опроса учеников 11-х классов и родителей будущих абитуриентов

Ученики 11-х классов Родители абитуриентов

Ранг Наименование вуза количе- % к общему Ранг Наименование вуза количе- % к общему

ство количеству ство количеству

оценок ответов оценок ответов

1 Дагестанский государствен- 1 Дагестанская

ный университет (ДГУ) 714 23,8 государственная

медицинская академия 328 21,8

2 Дагестанская государствен- 2 Дагестанский

ная медицинская государственный

академия (ДГМА) 689 22,9 университет 314 20,9

3 Дагестанский государствен- 3 Дагестанский

ный технический государственный

университет (ДГТУ) 621 20,7 технический университет 292 19,5

4 Дагестанский государствен- 4 Дагестанский государ-

ный педагогический ственный педагогический

университет (ДГПУ) 355 11,8 университет 166 11

5 Филиал Российской 5 Дагестанский государ-

правовой академии ственный институт народ-

Минюста (РПА) 174 5,8 ного хозяйства (ДГИНХ) 130 8,6

студентов практически совпало: он занимает шестую позицию.

Отдельно представлены результаты опроса среди студентов старших курсов (табл. 2). Они уже обучаются в вузах и имеют представление об организации учебного процесса в них. Выбирая лучшие вузы, старшекурсники опираются на следующие критерии:

— качественный уровень профессорско-преподавательского состава и учебных программ;

— контроль администрации вуза и профессорско-преподавательского состава за уровнем знаний студентов;

— условия для занятия спортом и творческой деятельности;

— уровень коррумпированности преподавателей;

— материально-техническое оснащение вуза: состояние учебных аудиторий, наличие современного лабораторного оборудования и т. д.;

— возможность последующего трудоустройства.

Для исключения субъективности в ответах

рекомендовалось не включать в перечень свой вуз. Такое же ограничение действовало и по отношению к опрашиваемым преподавателям.

Необходимо отметить, что оценка вузов вышеперечисленными категориями опрошенных основывается в первую очередь на общепринятом мнении о престижности того или иного республиканского вуза у населения. Студенты старших курсов также опираются на знания об уровне организации учебного процесса и внеучебной деятельности в том или ином учебном заведении. Их ответы лишь немного отличаются от мнения выпускников школ и их родителей. Названы в основном государственные вузы, расположенные на территории региона, только в различном порядке. В связи с этим лидирующие позиции в рейтинге занимают ведущие вузы Республики Дагестан.

Выпускники данных учебных заведений легче других устраиваются на работу и составляют так называемую «элиту» дагестанского общества. А в некоторых государственных структурах (например, в Министерстве внутренних дел) до недавнего времени, по негласному указанию руководства, принимали на работу только с дипломом определенных вузов. Студенты отметили следующие положительные стороны обучения в перечисленных вузах:

ДГУ — престиж, востребованность выпускников;

ДГТУ — инновационные технологии, про-грессирование вуза;

ДГМА — востребованность, качество образования;

ДГПУ — инфраструктура, легкость обучения;

ДГИНХ — дисциплина, материально-техническая база.

Правовая академия и ДГСХА заняли 6-е и 7-е места соответственно.

Следующий вопрос: «Назовите пять лучших вузов, находящихся на территории Республики Дагестан, по уровню учебно-методической и научно-исследовательской деятельности?» — был задан преподавателям вузов и филиалов, расположенных на территории Дагестана. Ответы приведены в табл. 3.

Подводя итоги ответов преподавателей, следует отметить, что существенных различий в предпочтениях выявлено не было. Первые места в представленной таблице занимают одни и те же ведущие государственные учебные заведения. В своем выборе респонденты ориентировались на уровень организации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процесса в учебном заведении. Несмотря на профессиональную специфику оценок преподавателей, данная информация также может служить одним

Таблица 2

Рейтинг вузов Республики Дагестан по данным опроса студентов старших курсов

Студенты 4 х и 5-х курсов

Ранг Наименование вуза республиканских вузов и филиалов

количество оценок % к общему

количеству ответов

1 Дагестанский государственный университет 624 20,8

2 Дагестанский государственный технический университет 576 19,2

3 Дагестанская государственная медицинская академия 528 17,6

4 Дагестанский государственный педагогический университет 369 12,3

5 Дагестанский государственный институт народного хозяйства 270 9

из мотивирующих факторов при выборе абитуриентами того или иного вуза.

И, наконец, последний вопрос: «Назовите пять лучших вузов, находящихся на территории Республики Дагестан, которые выпускают специалистов по вашему профилю?» — был адресован работодателям. Опрос проводился среди непосредственных руководителей молодых специалистов — выпускников республиканских вузов 2007-2010 гг. Результаты представлены в табл. 4.

В завершение данного исследования обобщены результаты рейтингов и составлен общий рейтинг вузов на основе предпочтений населения, качества образования и востребованности выпускников. В него включены первые 10 вузов (Топ-10), получившие наивысшие оценки (табл. 5).

Примечательно, что в десятку лучших вузов Дагестана, по мнению респондентов, вошли не только традиционно сильные местные государственные вузы, но и 4 филиала, относительно недавно появившиеся на образовательном рынке региона. Уверенно замыкает первую пятерку филиал Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Стоит отметить высокий рейтинг медицин-

ского вуза (ДГМА), несмотря на узкий профиль подготовки специалистов. Практически все категории респондентов признали его одним из лучших вузов Дагестана. Кроме того, в рейтинге качества приема в вузы, подготовленном ГУ-ВШЭ по заказу Общественной палаты РФ, среди всех российских государственных вузов ДГМА занимает 13-е место [2]. Данный рейтинг составлен на основе данных, размещенных на официальных сайтах российских вузов, по которым рассчитаны средние баллы ЕГЭ по вузу. Столь высокая оценка, по мнению авторов, связана с престижем профессии врача в регионе и относительно высокими доходами представителей данной профессии.

В качестве иллюстрации можно привести также итоги исследования независимого рейтингового агентства «РейтОР». Своими исследованиями агентство продолжает серию работ по формированию рейтингов высших учебных заведений России. В частности, опубликованы рейтинги вузов по формированию научно-образовательной элиты государственного управления Российской Федерации, в которые попали и дагестанские вузы.

Таблица 3

Рейтинг вузов Республики Дагестан по данным опроса преподавателей

Преподаватели республиканских вузов

Ранг Наименование вуза и филиалов

количество оценок % к общему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количеству ответов

1 Дагестанский государственный университет 305 20,3

2 Дагестанский государственный технический университет 271 18,4

3 Дагестанский государственный педагогический университет 247 16,5

4 Дагестанская государственная медицинская академия 231 15,4

5 Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия

(ДГСХА) 124 8,3

Представители работодателей

Ранг Наименование вуза количество оценок % к общему

количеству ответов

1 Дагестанский государственный технический университет 832 18,5

2 Дагестанский государственный университет 811 18

3 Дагестанская государственная медицинская академия 796 17,7

4 Филиал Российской правовой академии Минюста 415 9,2

5 Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия 339 7,5

Таблица 4

Рейтинг вузов Республики Дагестан по данным опроса работодателей

Таблица 5

Рейтинг вузов Республики Дагестан по предпочтениям населения, качеству образования и востребованности выпускников

Ранг Наименование вуза Ученики 11-х классов Родители абитуриентов Студенты 4-5-х курсов Преподаватели Работодатели Итого

1 ДГУ 714 314 624 305 811 2768

2 ДГТУ 621 292 576 271 832 2592

3 ДГМА 689 328 528 231 796 2572

4 ДГПУ 355 166 369 247 394 1531

5 Филиал РПА 174 70 235 92 415 98 6

6 ДГИНХ 116 130 270 117 346 979

7 8 ДГСХА Филиал Всероссийской 85 84 138 123 240 670

государственной налоговой академии (ВГНА) 75 53 139 38 208 513

9 Филиал Республикан-

ского государственного образовательного учреждения (РГОУ) 128 24 57 30 219 458

10 Филиал Московского

автомобильно-дорожного института (МАДИ) 36 39 64 43 201 383

Первое исследование — «Рейтинг вузов по формированию представителей научно-образовательной элиты России-2010» — включало в себя показатели представителей академической элиты нашей страны, разбитые на блоки: ректоры государственных и негосударственных высших учебных заведений, действительные члены РАН и члены-корреспонденты РАН. В данный рейтинг попали лишь два дагестанских вуза — ДГУ, занявший 21-е место, и ДГПУ, оказавшийся на 70-м месте данного рейтинга.

Второе исследование агентства «РейтОР» — это рейтинги вузов по образованию представителей элиты государственного управления России по итогам 2010 г. В результате отбора формируется сводный рейтинг вузов по числу выпускников — высших чиновников, судей и депутатов, представляющих все основные ветви и уровни государственной власти. По отдельным блокам государственного управления строятся частные рейтинги вузов, отражающие их место в обеспечении кадрового потенциала того или иного сегмента государственного управления.

В рейтинге выделены следующие блоки: блок «Президентская власть», в который входят Президент, руководитель Администрации Президента (АП) и его заместители, помощники Президента, советники Президента, полномочные представители Президента в федеральных округах, руководство Управления делами Президента РФ,

руководство Совета безопасности, руководители главных управлений АП; блок «Правительство», в который входят представители Правительства РФ — от руководителей департаментов до председателя; блок «Совет Федерации Федерального собрания РФ», в который вошли члены Совета Федерации РФ; блок «Государственная дума Федерального собрания РФ», в который, соответственно, вошли депутаты Госдумы РФ; блок «Судебная власть», в который вошли председатели и члены Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; блок «Контрольные органы», в который вошли генеральный прокурор РФ и его заместители, председатель, заместители, члены ЦИК РФ, председатель и аудиторы Счетной палаты; блок «Региональная власть», в который вошли главы администраций субъектов РФ и руководители парламентов субъектов Федерации; блок «Центральный банк РФ», в который вошли руководитель и заместители Центробанка РФ.

Если в первое исследование агентства попали лишь два дагестанских вуза, то в рейтинги по данному исследованию, наряду с ДГУ, попали ДГТУ и ДГНИХ, хотя на лидирующей позиции ДГУ среди вузов региона это не сказалось. Так, в сводном рейтинге вузов по первому высшему образованию элиты государственного управления РФ ДГУ занял 19-е место. Это лучший показатель среди всех вузов Северо-Кавказского

федерального округа и второй после Южного федерального университета (занявшего 13-е место) по всему Южному региону Российской Федерации. Второй вуз Республики Дагестан, попавший в данный рейтинг 423 вузов России, — ДГТУ.

Таким образом, представленные рейтинговые оценки могут послужить дополнительным аргументом для выпускников школ Республики Дагестан при выборе того или иного высшего учебного заведения. Безусловно, любой рейтинг — это всего лишь один из инструментов оценки. Он вряд ли сможет учесть культурный и научный потенциал современного вуза. Но чем больше таких инструментов и чем разнообразнее критерии, тем прозрачнее станет система высшего профессионального образования, и решение вопроса о том, куда пойти учиться, перестанет быть головной болью для абитуриентов и их родителей.

На основе рейтингов региональные органы управления образованием получат дополнительную информацию о состоянии системы высшего профессионального образования. Вузы, в свою очередь, смогут выявить слабые места в своей деятельности и принять меры по повышению конкурентоспособности. Полученная информация нужна для оказания помощи преподавателю

в организации учебного процесса и руководству вуза — в реализации гуманистической подсистемы внутреннего управления качеством деятельности педагогического коллектива, определении векторов развития вуза [3]. Кроме того, рейтинговая оценка поможет расширить внебюджетные потоки для переоснащения лабораторного фонда, ремонта учебных корпусов и общежитий, приобретения новейшей литературы, что, несомненно, приведет к повышению уровня высшего образования в регионе.

1. Абакаров М. И., Алиев Б. X. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 5. С. 45-51.

2. Рейтинг качества приема в российские государственные вузы-2010: совместный проект ГУ-ВШЭ и РИА «Новости» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rian.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html

3. Лебедева Е.А., Скок Г.Б. Управление на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. №1. С. 104-108

4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.74rif.ru/ vst-biz2.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.