УДК 330.341:314.17 АЛКЛЫЧЕВА УМУКЮСЮМ АЛКЛЫЧЕВНА
аспирант ФГБУН
«Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН»,
e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫБОРОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. Цель работы. Профессиональное самоопределение имеет важнейшее значение в формировании образовательного потенциала регионов, что, в конечном итоге, сказывается на качестве человеческого потенциала. В статье представлены результаты самообследования 500 студентов шести ведущих вузов Республики Дагестан в целях выяснения мотивов выбора профессии, степени вовлеченности в учебный процесс, удовлетворенности качеством получаемых профессиональных знаний, заинтересованности в продолжении образования, субъективных предположений о собственном профессиональном будущем и карьерных перспективах. Метод или методология проведения работы. В самообследовании, проведённом методом анкетирования, приняли участие 213 юношей и 287 девушек в возрасте 17—25 лет, принадлежащих к 14 национальностям и семьям с различным количеством детей. Эти характеристики важны для многонационального региона с традиционными большими семьями, исторической национальной специализацией в профессиональной деятельности. Опрос позволил проследить формирование образовательных и профессиональных траекторий студентов от принятия решения о поступлении в вуз до окончания школы. Результаты. В результате самообследования выяснено, какие факторы влияют на принятие решения о выборе будущей профессии, и выявлены проблемы, с которыми сталкиваются будущие специалисты в начале своего пути. Область применения результатов. Результаты данного самообследования могут послужить для усовершенствования профориентационной работы в школах и при вузах, а также для составления программ, нацеленных на раскрытие потенциала молодёжи в различных профессиональных областях. Выводы. По результатам анализа ответов респондентов, проведённого в данной статье, автор пришел к выводам относительно того, как в общих чертах формируются направления профессионально-трудовой траектории студентов. Условно эти направления разделены на «оптимистичные», «реалистичные» и «пессимистичные». «Оптимисты» не испытывали особых колебаний при выборе будущей профессии, «реалисты» сделали выбор сами или по совету старших, академически серьёзны, но не фанатичны. «Пессимисты» не видят перспектив в выбранной профессии на родине и даже рассматривают возможность перейти на иностранные рынки труда.
Ключевые слова: образовательный потенциал, профессиональное самоопределение, образовательные и профессиональные траектории, удовлетворенность качеством образования, молодежь на рынке труда, профориентация.
ALKLYCHEVA UMUKYUSYUMALKLYCHEVNA
Doctoral Student of FSBIS "Institute of Social-Economic Problems of Population of the RAS",
e-mail: [email protected]
CAREER GUIDANCE AND SELF-EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION: A SELECTIVE SURVEY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The goal of the study. Personal career planning has the most important significance in the formation of the educational potential of regions, which, in the end, impacts the quality of human potential. The manuscript presents the results of a self-imposed survey of 500 students of
six leading Universities of the Republic of Dagestan held in order to find out the reasons for choosing a certain profession, the degree of involvement in the study process, satisfaction with the quality of professional knowledge received, interest in continuing education, subjective speculations about their own professional future and career prospects. Method or methodology of completing the study. 213 young men and 287 young women between the ages of 17-25 of 14 nationalities from families with different number of children participated in this self-imposed survey completed through a questionnaire. These characteristics are important for a multi-national region with traditionally large families, historical national specialization in professional activity. The survey allowed to follow the formation of educational and professional trajectories of students from making a decision about entering the University before they have graduated high school. The results. As a result of the self-imposed survey it has been found what factors impact making a decision of choosing the future profession and the problems have been found that future specialists face at the beginning of their journey. The area of application of the results. The results of this self-imposed survey may be used to improve the career guidance work at school and Universities, as well as to create programs directed towards finding the potential of young people in different professional spheres. The conclusions. Based on the results of an analysis of answers of respondents that was done in this manuscript, the author came to the conclusions regarding how overall the areas of focus of professional-work trajectory of students are formed. These areas of focus are conditionally divided into the "optimistic", "realistic" and "pessimistic" ones. "Optimists" did not feel any specific doubts in choosing their future profession. "Realists" made the choice themselves or based it on advice they got from older people. They are academically serious but are not study fanatics. "Pessimists" do not see any prospects in their chosen profession in their native country, and they are even considering moving abroad joining foreign labor markets.
Keywords: educational potential, personal career planning, educational and professional trajectories, satisfaction with the quality of education, youth in the labor market, career guidance
Введение. Необходимость ориентации современной стратегии образовательной политики в Российской Федерации на активное стимулирование инвестиций в человеческий капитал обусловлена, в первую очередь, тесной взаимосвязью экономического роста и уровня образования. Высокую значимость образования как основного фактора формирования человеческого капитала отмечали Т. Шульц и Г. Беккер [20;21]. Позже в экономической науке выделяется категория интеллектуального капитала, обосновывающая значимость продукта интеллектуального труда и носителей знания как главных ценностей в экономике знаний [22]. Образование рассматривается как очевидная ценность и ресурс, открывающий дорогу к благосостоянию и повышению качества жизни. В результате различные группы молодых людей дифференцированно вовлечены в улучшение своего интеллектуального развития, накопления, расширения и совершенствования необходимых умений и навыков. Знание особенно важно в контексте того, что именно оно определяет образовательную и профессиональную ориентацию молодежи с разным уровнем базовой подготовки [6].
Согласно Докладу о человеческом развитии ПРООН за 2016 г. Российская Федерация находится на 49-м месте в рейтинге, входя в число стран с высочайшим уровнем человеческого развития. Уровень грамотности в России составляет 99,8%, что является одним из высочайших показателей в рейтинге [23].
Образовательный уровень населения Республики Дагестан в его экономически активной части несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, 26,2% общей численности населения составляет занятое население, имеющее высшее образование (по Российской Федерации — 27,1%), среднее профессиональное образование имеют 22,2% от общей численности населения (в то время как по Российской Федерации — 26,7%).
В ходе Всероссийской переписи населения 2010 г. было учтено 2004,2 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше, имеющих основное общее образование и выше, которые составили 92,1% этой возрастной группы (1650,0 тыс. человек за 2002 г. и 90,0% соответственно). Таким образом, за межпереписной период их численность увеличилась на 21,5%.
По данным ВПН 2010 г., основное общее образование и выше имеют 922 человека из 1000 в возрасте 15 лет и более (в 2002 г. — 895). В Дагестане из 1000 человек населения 6 человек
имеют послевузовское образование, т. е. закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру, их число составило 12,7 тыс. человек. По итогам же ВПН 2002 г. только 3 человека из 1000 человек населения имели послевузовское образование. Таких в республике было 5,1 тыс. человек (табл. 1) [17].
Таблица 1
Население Республики Дагестан по полу и уровню образования (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования)*
Годы Имеющие образование Не имеющие общего начального образования
профессиональное общее
после-вузовск ое высшее В т. ч. по ступеням неполное высшее среднее начальное среднее (полное) основное начальное
бакалавр специалист магистр
2002 3 121 47 166 61 324 173 89 16
2010 6 181 27 142 12 57 184 29 319 146 65 13
Мужчины
2002 3 142 52 171 83 315 165 62 7
2010 6 203 30 161 12 59 185 34 316 140 49 8
Женщины
2002 2 102 43 162 41 332 181 113 24
2010 5 161 25 125 11 55 183 25 321 151 80 19
Городское население
2002 5 176 79 205 55 297 128 47 8
2010 9 269 32 221 16 89 229 33 230 95 37 9
Мужчины
2002 6 192 85 201 66 287 126 33 4
2010 10 295 35 243 17 90 226 36 216 91 30 6
Женщины
2002 4 162 72 209 45 306 130 60 12
2010 8 246 30 202 14 88 231 31 242 98 44 12
Сельское население
2002 1 76 22 134 66 347 210 122 22
2010 3 104 23 73 8 30 145 26 395 190 90 17
Мужчины
2002 2 100 26 146 96 338 197 85 10
2010 3 125 25 91 9 33 150 33 400 181 65 10
Женщины
2002 1 54 18 123 38 354 222 156 34
2010 3 85 20 58 7 27 141 19 391 198 112 24
* По результатам Всероссийской переписи населения-2010.
Очевидно, что процесс социального и трудового (профессионального) самоопределения каждого человека зависит не только от общественно-экономических условий, но и от самого индивида, его личностных качеств и возрастных возможностей адекватного восприятия социальных преобразований, изменения традиционных норм и ценностей. В этом контексте выбор
профессии трактуется как разрешение конфликта между субъективными предпочтениями человека и внешней социальной средой, влияющей на возможности реализации этих предпочтений. Профессиональное самоопределение может быть рассмотрено как система трех составляющих: выбор профессии - обучение, получение и освоение профессиональных знаний - осуществление профессиональной деятельности. На каждой из этих стадий есть свои проблемы [12].
В настоящее время представители молодёжи оказываются среди самых уязвимых на рынке труда: переход большинства предприятий в руки частных владельцев увеличил требования к уровню профессионализма и опыту работы (трудовому стажу) [15]. Экономическая реформа и коммерциализация высшего образования устранили резервирование рабочих мест для выпускников вузов, но не способствовали повышению качества профессиональной подготовки. В результате после вручения дипломов молодому специалисту без опыта работы и хорошего трудового стажа почти невозможно трудоустроиться [8]. Объективные и субъективные ограничения для выпускников вузов, выходящих на рынок труда, фактическое отсутствие доступа к своей профессии привели к тому, что молодёжь сегодня является одной из самых многочисленных групп среди официально зарегистрированных безработных страны, особенно в регионах и на периферии — на конец августа 2016 г. доля молодёжи среди общего числа безработных составила 27,1% [18]. Исключением являются Москва, Санкт-Петербург, некоторые другие крупные города РФ с развитой инфраструктурой и добывающие регионы страны. Так как скрытые формы безработицы игнорируются службами занятости, то можно предположить, что официальные данные по безработице среди молодёжи сильно занижены. И при этом наибольших значений общее число безработных по федеральным округам (10,2%) достигает в СевероКавказском федеральном округе, что, учитывая большую долю молодого населения в республиках Северного Кавказа, позволяет говорить и о большей включенности молодёжи в это число [11].
В такой напряженной ситуации необходимость избрания будущей профессии тяжким грузом ложится на плечи вчерашних школьников. Не всем удается сделать верный выбор, и многие осознают его ошибочность, только столкнувшись с реалиями рыночной экономики. Зачастую, имея расплывчатые представления о том, какие профессии востребованы на рынке труда и какие процессы в нем проистекают, молодые люди практически вслепую пытаются найти дорогу во взрослую жизнь [14].
Методы исследования. В целях определения мотивов выбора профессии, степени вовлеченности в учебный процесс, удовлетворенности качеством получаемых профессиональных знаний, заинтересованности студентов в продолжении образования, субъективных предположений о собственном профессиональном будущем и карьерных перспективах было проведено анкетирование среди студентов шести вузов Республики Дагестан: Дагестанском государственном университете (ДГУ), Дагестанской государственной медицинской академии (ДГМА), Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ), Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ), Дагестанском государственном аграрном университете (ДагГАУ), Дагестанском государственном университете народного хозяйства (ДГУНХ).
В опросе приняли участие 213 юношей и 287 девушек в возрасте от 17 до 25 лет, из всех городов и некоторых районов республики, представляющих 14 национальностей.
Большинство респондентов (60,4%) — выходцы из многодетных семей: в семьях с тремя детьми воспитаны 40,2% опрошенных, 15,2% в семьях с четырьмя детьми и 5% имеют четверых и более братьев и сестер. Еще 31,6% имеют только одного брата или сестру и 8% являются единственным ребенком в семье (табл. 2).
Однако ответ на следующий вопрос «Какой Вы ребёнок по счёту в семье?» выявил, что только 20% студентов вузов являются третьим и последующим ребенком в семье, и это позволяет предположить, что у многодетных семей не хватает средств на то, чтобы все дети в семье могли получить высшее образование.
Большинство студентов (83,8%) указали высшее и неполное высшее образование как уровень образования своих родителей. Таким образом, большинство студентов получают высшее образование как минимум во втором поколении, меньшая часть студентов (16,2 %) — выходцы из семей, в которых родители не имеют высшего образования.
Таблица 2
Семейная структура респондентов
Количество детей у родителей Чел. %
1 Единственный ребенок 40 8
2 Двое детей 158 31,6
3 Трое детей 201 40,2
4 Четверо детей 76 15,2
5 5 и более детей 25 5
Какой Вы по счёту ребёнок в семье
1 Первый 227 45,4
2 Второй 173 34,6
3 Третий 67 13,4
4 Четвертый 22 4,4
5 5-й и далее 11 2,2
Образование родителей
1 Высшее 283 56,6
2 Высшее неполное 136 27,2
3 Среднее-специальное 42 8,4
4 Среднее 29 5,8
5 Ниже среднего 10 2
Состоите ли вы в браке, есть ли у вас дети?
1 Нет, детей нет 460 92
2 Да, детей нет 29 5,8
3 Да, есть ребенок 9 1,8
4 Да, есть двое и более детей 2 0,4
Всего 8% респондентов состоят в браке, и лишь у 2,2% из них есть хотя бы один ребенок. Одна из причин этого — отказ от получения высшего образования особенно после вступления в брак (особенно это характерно для девушек).
Республика Дагестан — многонациональная, здесь проживает свыше 48 национальностей, к каждой из которых можно применить одну из специфических характеристик качества населения, под которыми подразумеваются исторически сложившиеся особенности поведенческих устоев народа: «...немецкая аккуратность, американская деловитость, французская галантность и т. п.» [10]. Исторически для Дагестана была характерна специализация отдельных народностей, жителей некоторых сел на определённых ремёслах, видах деятельности. Сохранившееся стремление к формированию семейно-родственных кластеров можно проследить и сейчас. У этой региональной особенности есть как положительные результаты — династии врачей, учёных, так и отрицательные, главным образом, клановость, которая, в частности, затрагивает сферу образования [2]. Так, некоторые абитуриенты стремятся поступить в определённые вузы, где работают их родственники, односельчане и знакомые, чтобы при возникновении трудностей в ходе учёбы обращаться к ним за помощью.
Эти тенденции легко проследить по результатам опроса. Например, несмотря на то что во всех вузах среди опрошенных оказалось больше всего студентов самой многочисленной в республике аварской национальности, ДГМА оказалась на первом месте по числу студентов-даргинцев. Среди распределения других национальностей (кумыков, лезгинов, лакцев) также наблюдается неравномерность, которая позволяет допустить подобное предположение. Можно также заметить, что в единственном коммерческом вузе из представленных — ДГУНХ рас-
пределение национальностей в целом равномерное, что может быть обусловлено отсутствием бюджетного конкурса и, следовательно, необходимости задействовать «связи» для устройства в вуз.
Одной из характерных тенденций последних лет является стремительное сокращение доли русских в Дагестане в связи со снижением рождаемости и интенсивным миграционным оттоком в другие регионы России. В то же время среди представителей коренных национальностей наблюдается устойчивый рост численности, как вследствие традиционно высоких демографических показателей, так и вследствие оттока русского населения [19]. В результате этого в структуре населения Республики Дагестан произошли серьезные изменения. Масштабы явления отражает и тот факт, что из 500 студентов, принявших участие в опросе, всего трое русских — почти столько же, сколько и представителей малых национальностей (рутулы, агулы, цахуры, ногайцы) (табл. 3).
Таблица 3
Представленность отдельных национальностей среди респондентов и их распределение по вузам
№ Национальность Всего опрошено чел., % от числа опрошенных студентов конкретного вуза Всего опрошено чел., % от общего числа респондентов
ДГУ ДГМА ДГТУ ДГПУ ДагГАУ ДГУНХ
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
1 аварцы 34 27,9 18 22 18 31 19 28,8 30 33 25 30,9 144 28,8
2 даргинцы 24 19,7 21 25,6 14 24,1 14 21,2 15 16,5 15 18,5 103 20,6
3 кумыки 24 19,7 14 17,1 7 12,1 9 13,6 19 20,9 13 16 86 17,2
4 лезгины 14 11,5 9 11 10 17,2 11 16,7 6 6,6 14 17,3 64 12,8
5 лакцы 21 17,2 9 11 4 6,9 4 6,1 9 9,9 12 14,8 59 11,8
6 табасаранцы 2 1,6 4 4,9 1 1,7 3 4,5 3 3,3 2 2,5 15 3
7 азербайджанцы 0 0 3 3,6 2 3,5 4 6,1 1 1,1 0 0 10 2
8 рутулы 0 0 0 0 0 0 2 3 4 4,4 0 0 6 1,2
9 агулы 0 0 0 0 2 3,5 0 0 1 1,1 0 0 3 0,6
10 русские 2 1,6 0 0 0 0 0 0 1 1,1 0 0 3 0,6
11 цахуры 1 0,8 2 2,4 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0,6
12 ногайцы 0 0 1 1,2 0 0 0 0 1 1,1 0 0 2 0,4
13 армяне 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1,1 0 0 1 0,2
14 цыгане 0 0 1 1,2 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0,2
Всего опрошено студентов в вузе 122 100 82 100 58 100 66 100 91 100 81 100 500 100
В ходе обследования была предпринята попытка проследить формирование образовательной и профессиональной траектории студента от принятия решения о поступлении в вуз до момента его окончания. Основная часть анкеты разбита на несколько блоков, в которых сгруппированы вопросы по обобщающим их темам. В первом блоке выявляются мотивы выбора профессии, степень самостоятельности принятия этого решения, представления о том, какой должна быть их будущая профессия (табл. 4).
Ответы респондентов позволяют говорить о том, что средний абитуриент сделал «прагматичный» выбор ещё в школе (40,8%) нацелившись на, по его мнению, востребованную профессию со стабильным заработком (38,2%). Около трети абитуриентов (31,6%) положились на мнение взрослых, чуть меньше одной пятой опрошенных (18,6%) учатся там, куда им позво-
лили поступить результаты экзаменов? и 9% уже к моменту поступления определились с будущим местом работы. Интересно, что почти столько же студентов (9,2%) выбрали вариант «семейная преемственность» как основной мотив выбора профессии. Из опрошенных 500 студентов также чуть больше половины в практически одинаковом соотношении мотивировали свой выбор престижем и возможностью хорошо зарабатывать (26,4%) или ориентировались на перспективность выбранной профессии (26,2%).
Таблица 4
Мотивы и ориентиры выбора профессии
Чем Вы руководствовались при выборе профессии? Чел. %
1 Поступали в вуз по целевому набору на конкретную специальность или собираетесь работать у родственников (знакомых) 45 9
2 Определились с выбором профессии ещё в школе. 204 40,8
3 Поступали по совету родственников или знакомых 158 31,6
4 Подавали документы в разные вузы на разные специальности, учитесь там, куда прошли по конкурсу 93 18,6
Чем для вас, главным образом, был обусловлен выбор профессии?
1 Престиж и высокие заработки занятых в выбранной профессиональной области 132 26,4
2 Высокая востребованность специалистов Вашей отрасли, так называемая возможность «всегда иметь кусок хлеба» 191 38,2
3 Перспективы развития профессии, инновационный характер получаемых знаний 131 26,2
4 Семейная преемственность 46 9,2
Во втором блоке сгруппированы вопросы, относящиеся непосредственно к процессу обучения. Здесь была предпринята попытка соотнести запросы и ожидания в отношении получаемых знаний и серьёзность отношения студента к учебе (табл. 5).
Таблица 5
Степень удовлетворённости качеством получаемых знаний и заинтересованность в процессе обучения
Считаете ли Вы, что: Чел. %
1 Учиться необходимо только на высшие баллы, поскольку иначе обучение не имеет смысла 154 30,8
2 Учиться нужно по мере сил, но максимум усилий прилагать только к ключевым предметам специальности 260 52
3 Уделять внимание стоит только специальным предметам, а общеобразовательные можно вовсе игнорировать 59 11,8
4 Неважно, насколько серьезно вы будете относиться к учебе, в конечном итоге, значение имеет сам факт наличия диплома 27 5,4
Учебная программа, по Вашему мнению:
1 Перегружена общеобразовательными предметами 146 29,2
2 Пперегружена теоретическими предметами, недостаточно практических занятий 225 45
3 Учебная программа сбалансирована 129 25,8
Полученные знания Вы считаете:
1 Достаточными для работы и профессионального роста 213 42,6
2 Не имеющими отношения к работе, всему придётся учиться заново 78 15,6
3 Объёмными, но частично устаревшими 92 18,4
4 Недостаточными и нуждающимися в заполнении пробелов 117 23,4
Собираетесь ли Вы получать дальнейшее образование?
1 Нет, ограничусь степенью бакалавра (специалиста) 67 13,4
2 Да, продолжу обучение в магистратуре (интернатуре, ординатуре) 246 49,2
3 Планирую поступить в аспирантуру, а возможно, и далее 70 14
4 Пока не готов ответить себе на этот вопрос 117 23,4
Как видно, около трети студентов (30,8) нацелены на получение знаний во всей их полноте и, по крайней мере, декларативно стремятся успевать по максимальному количеству предметов. Абсолютное большинство студентов (52%) считают первостепенной успеваемость по специальным дисциплинам, а остальные для них отходят на второй план. Низкую заинтересованность в обучении продемонстрировали 11,8% опрошенных, 5,4% выразили сомнения в необходимости подкрепления диплома соответствующими знаниями.
Содержание учебной программы большинство респонденты считают неудовлетворительным. Так, 29,2% студентов недовольны излишним числом общеобразовательных предметов, 45% ощущают дисбаланс между теорией и практикой и лишь 25,8% удовлетворены содержанием учебной программы. Несмотря на это, уже 42,6% предполагают, что полученных знаний им будет достаточно для применения в работе. Оторванными от реальных рабочих задач полученные знания считают 15,6% будущих профессионалов. Ещё 18,4% респондентов отметили недостаточную актуальность получаемых знаний по профессии. На фрагментарность учебного материала пожаловались 23,4% студентов. В общих чертах распределение мнений подобным образом обрисовывает не самую оптимистичную картину. Несмотря на то что большинство оценивает полученные знания положительно, совокупность отрицательных оценок составила 57,4%.
Некоторое число студентов (13,4%) планирует ограничить свое высшее образование бакалавриатом, однако большинство (49,2%) собираются получать магистерскую степень или проходить ординатуру, 14% уже сейчас изъявляют желание поступить в аспирантуру и 23,4% пока не определились в своем намерении продолжать обучение. Таким образом, несмотря на довольно высокий процент неопределившихся, большинство студентов всё же заинтересовано в получении более высокого уровня образования.
Третий блок вопросов посвящен профессиональным и карьерным ожиданиям будущих выпускников (табл. 6).
Наименее амбициозными оказались 18,2% опрошенных, сделав выбор в пользу исполнительской деятельности. На построение карьеры настроены 30,8% будущих профессионалов. Четверть респондентов планирует связать своё будущее с инновационной деятельностью в выбранной профессиональной области, и ещё 26% предпочли не загадывать на будущее.
Уже смогли найти себе рабочее место 6% нынешних студентов, 34,8% уверены в собственных силах и планируют трудоустройство по окончании вуза. У большинства же всё не так радужно: 21,4% сомневаются в возможности трудоустроиться без протекции, 27,2% даже не представляют, как будут искать работу, и ещё 10,6% опрошенных и вовсе не планируют работать по специальности. Такие неутешительные и во многом противоречащие ответам на предыдущие вопросы результаты говорят о дезориентированности и глубокой неуверенности студентов в реализации своего потенциала на рынке труда.
Важным для будущего как обучающихся, так и страны в целом является вопрос эмиграционных настроений среди студенчества [5]. По результатам текущего опроса, патриотически настроены оказались 42,4% респондентов, и, вместе с планирующими «съездить за рубеж и вернуться» (19,8%), они составляют абсолютное большинство; однако суммарно 37,8% опрошенных предпочли бы жить и работать в другой стране.
Говоря о востребованности выбранной профессии, 7% ответили, что считают свою профессию вымирающей, 41,2% уверены в стабильно высокой востребованности специалистов своей отрасли, 30,2% считают, что высокий спрос на получаемую ими специальность обеспечен её актуальностью, 11,4% опасаются, что темпы развития избранной отрасли опережают получаемые ими знания, а 10,2% студентов в принципе не имеют представления о том, какие профессии востребованы на рынке труда. И вновь вырисовывается противоречивая картина: 59,2% респондентов не верят, что смогут найти работу, но при этом 71,4% не сомневаются в востребованности выбранной профессии самой по себе. Значит, 30,8% опрошенных, будучи уверенными в актуальности своей профессии, вовсе не уверены, что они найдут работу.
Таблица 6
Ожидания в отношении профессионального будущего и карьерных перспектив
Кем Вы видите себя в профессии? Чел. %
1 Хорошим исполнителем на всём протяжении карьеры. Вам не интересны административные вопросы и исследовательская деятельность 91 18,2
2 Вы собираетесь покорять карьерные высоты, нацелены на руководство и принятие административных решений 154 30,8
3 Вам интересна изучаемая специальность, и Вы хотели бы вести инновационную деятельность 125 25
4 Не имеете конкретных предпочтений 130 26
Как Вы оцениваете возможность трудоустройства по профессии?
1 Уже работаю по специальности 30 6
2 Смогу самостоятельно трудоустроиться сразу же по окончании вуза 174 34,8
3 Без протекции поиски работы затянутся 107 21,4
4 С трудом представляю, как найду работу 136 27,2
5 Не планирую работать по специальности 53 10,6
Считаете ли Вы, что возможность получать бесплатное образование (за счёт госбюджета) налагает на Вас определённую ответственность перед государством и согражданами и в какой мере?
1 Я получаю образование в России и буду работать исключительно на благо своей страны и сограждан 212 42,4
2 Меня всегда привлекала возможность учёбы и работы за рубежом, и уже сейчас я интересуюсь программами обмена студентами, но я предполагаю вернуться в Россию и использовать полученные знания в работе на родине 99 19,8
3 Я осознаю, что моё образование оплачивается бюджетом, но допускаю возможность переехать за рубеж, если представится возможность для профессионального и карьерного роста 137 27,4
4 Возможность работы за рубежом для меня предпочтительней 52 10,4
Какое из этих утверждений верно для Вас?
1 На современном этапе профессия, которой я обучаюсь, относится к категории вымирающих 35 7
2 Моя профессия востребована сегодня и всегда будет востребована без существенных изменений в ней 206 41,2
3 Выбранная мной профессия — сегодня одна из наиболее востребованных в России и в мире 151 30,2
4 Профессия, которой я обучаюсь, существенно меняется каждый год, и я не исключаю, что через несколько лет знания, приобретённые мной в вузе сегодня, окончательно устареют 57 11,4
5 Я не имею представлений о том, какая ситуация сложилась на сегодняшний день вокруг тех или иных профессий, не исключая выбранную мной 51 10,2
Республика Дагестан всегда была и остается трудоизбыточным регионом с большой долей молодёжи [4]. Такое положение на уровне социума характеризуется соответствующими проблемами занятости, а на микроуровне — возникающими проблемами формирования профессионально-трудовых траекторий и построения карьеры [16]. Проведённое исследование позволило составить представление о том, как складываются эти траектории на начальной стадии их формирования, увидеть факторы, влияющие на них на данном этапе, и увидеть общую картину взглядом самих студентов. По итогам исследования по трём группам вопросов вырисовываются направления, которые условно можно разделить на «оптимистичные», «реалистичные» и «пессимистичные». «Оптимисты», к которым были отнесены респонденты, не испытывавшие особенных колебаний при выборе будущей профессии (чем бы ни был продиктован их первоначальный выбор), удовлетворены качеством получаемых знаний и в целом не имеют сомнений в своих перспективах на рынке труда. «Реалисты» выбрали проторенный путь сами или по совету старших, в учёбе серьёзны, но не фанатичны. Полученное образова-
ние оценивают с долей скепсиса, но не видят серьёзных препятствий на своём будущем профессиональном пути. К «пессимистам» отнесены студенты, изначально осуществившие свой выбор под давлением, разочаровавшиеся в нём в процессе обучения или неудовлетворенные качеством образования по выбранной специальности в конкретном вузе. Они не видят для себя перспектив в данной профессии, и их беспокоит пугающая неизвестность в будущем.
Разумеется, не всё так плачевно, и возможность выбора жизненной траектории не ограничена стенами альма-матер, многие выпускники находят своё место в профессии и, в конечном итоге, организовывают свою жизнь и реализовывают свои профессиональные и карьерные амбиции [3]. Кто-то находит себя совсем в другой области, кто-то руководствуется известным принципом, превращая «лимоны в лимонад». Однако это не снимает ответственности с образовательных институтов, в компетенцию которых входит подготовка молодёжи к выходу на рынок труда [1]. По результатам данного исследования можно говорить о существовании серьёзных пробелов профориентационной работы в школах, необходимости построения механизма взаимодействия школа - вузы - рынок труда, который позволил бы молодёжи как можно раньше начать интеграцию в рынок труда и начать формирование своей профессионально-трудовой траектории.
В масштабах региона осуществление такого проекта на практике кажется вполне выполнимым в достаточно краткие сроки, а изобилие технических средств, находящихся сейчас в распоряжении едва ли не каждого школьника и студента, способно значительно облегчить финансовую нагрузку на реализацию подобного проекта.
Литература
1. Алклычев, А. М., Арсаханова, З.А. Инновации и инвестиции : региональный аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2013. № 5. С. 66-75.
2. Гаджиев, Д. М. Некоторые особенности криминализации экономических отношений в Республике Дагестан //Криминология : вчера, сегодня, завтра. 2016. №2 (41). С. 42-47.
3. Гневашева, В. А., Зоидов, К. X Внутригосударственные особенности формирования эволюционной модели рынка труда России в условиях глобализации мирохозяйственных связей // Международная научная школа - семинар «Системное моделирование социально-экономических процессов» им. академика С.С. Шаталина (29 сен. - 04 окт. 2013 г.), Воронеж. — Отделение общественных наук РАН, ЦЭМИ РАН.
4. Дохолян, С. В., Дохолян, А. С. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий //Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 1-21.
5. Дохолян, С. В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. 2008. № 8-2 (117). С. 130-134.
6. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика [Текст] : учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовников. —
7. Кулакова, А. Б. Психологический аспект мотивации учебной деятельности обучающихся в образовательном процессе [Текст] /А. Б. Кулакова . —
8. Магера, И. В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика : проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 1-8.
9. Максименко, И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона : дис. ... канд. экон. Наук. — Пермь, 2010.
10. Рубин, Я. И. Качество населения : о сущности и структуре понятия // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 87-91.
11. Русановский, В. А., Блинова, Т. В., Былина, С. Г. Молодежная безработица в России : межрегиональные сопоставления //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5(54). С. 29-35.
12. Сер, Л. Значение профессионального самоопределения вузовской молодежи для развития трудового потенциала российской экономики : Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 5.
13. Соколова, Д. В., Пеева, А. А. Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий //Проблемы развития территорий. 2015. № 3(77). С. 104-113.
14. Устинова, К. А. Взаимосвязь образовательной компоненты человеческого капитала и регионального развития //Проблемы развития территории. 2012. № 5 (61). С. 83-92.
15. Фещенко, В. С. Кациель, С. А. Интеллектуальный потенциал региона : рыночные тенденции и проблемы управления //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2005. С. 58-63.
16. Чередниченко, Г. А. Молодёжь после получения среднего образования : образовательные и профессиональные траектории // Социологический журнал. 2011. № 2. С. 49-75.
17. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г.
18. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2016 г. (по итогам обследования рабочей силы). — URL : http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/194.htm.
19. Народы Дагестана. 2012. № 1. С. 62.
20. Shultz, T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968. Vol. 6.
21. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y. : Columbia University Press, 1964.
22. Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. — N.Y. : Currency Doubleday, 1997.
23. Human Development Report 2016 [Электронный портал]. — URL : http://hdr.undp.org.
References:
1. Allyce, A. M., Arsakhanov, Z. A. Innovation and investment: regional aspect // Bulletin of the Dagestan state University. Series 2: Social Sciences. 2013. No. 5. S. 66-75.
2. Hajiyev, D. M. Some features of the criminalization of economic relations in the Republic of Dagestan // Criminology : yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 2 (41). P.42-47.
3. Gnevasheva, V. A., Zoidov K. Kh. Internal features of the formation of evolutionary models of the labor market in Russia in conditions of globalization of world economic relations // international scientific school - seminar System simulation social and economic processes"them. academician S. S. Shatalin (29 Sep. - 04 Oct. 2013), Voronezh. — Department of social Sciences, Central Economics and mathematics Institute Russian Academy of Sciences.
4. Dokholyan, S. V., Dokholyan, S. A. Modeling of socio-economic development of economic regions // Regional problems of transformation of the economy. 2011. No. 4. S. 1-21.
5. Dokholyan, S. V. Increase of competitiveness of economy of region on the basis of new approaches to the formation of the sectoral structure of industry // journal of Russian entrepreneurship. 2008. No. 8-2 (117). P. 130-134.
6. Zeer, E. F. Proforientacii : theory and practice [Text] : textbook. textbook for high schools / E. F. Zeer, A. M. Pavlov, N. O Gardeners. —
7. Kulakova, A. B. the Psychological aspect of motivation of educational activity of students in the educational process [Text]/A. B. Kulakov. —
8. Magera, I. V. the Problem of youth employment and unemployment in the context of the mismatch of the educational services market and labour market //Modern economy : problems, trends, prospects. 2012. No. 6. S. 1 -8.
9. Maksimenko, 1.1. Management of intellectual potential of the region. kand. Ekon. Sciences. — Perm, 2010.
10. Rubin, J. I. the quality of the population : on the essence and structure of the concept // the Sociological research. 1998. No. 9. S. 87-91.
11. Rusanivsky, V. A., Blinova, T. V., Bylina, S. G. Youth unemployment in Russia : interregional comparisons //Bulletin of Saratov state socio-economic University. 2014. No. 5(54). S. 29-35.
12. Gray, L. the Value of professional self-determination of University youth to the development of labor potential of the Russian economy : an HR REP. Personnel management. 2007. No. 5.
13. Sokolov, D. V., Smith, A. A. Professional orientation of schoolchildren as a factor of human potential development areas // Problems of development of territories. 2015. No. 3(77). P. 104-113.
14. Ustinova, K. A. the relationship of the educational components of human capital and regional development // problems of development of the territory. 2012. No. 5 (61). P. 83-92.
15. Feshchenko, V. S., Koziel, S. A. the Intellectual potential of the region, market trends and problems of management //the Bulletin of Omsk University. Series Economy"2005. P. 58-63.
16. Cherednichenko, G. A. Young people after secondary education : educational and professional trajectories //Sociological journal. 2011. No. 2. P. 49-75.
17. Data the national population census 2010
18. Employment and unemployment in the Russian Federation in August 2016 (based on labour force survey). — URL : http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/194.htm.
19. The Peoples Of Dagestan. 2012. No. 1. P. 62.
20. Shultz, T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. — N. Y., 1968. Vol. 6.
21. Becker, Gary S. Human Capital. — N. Y. : Columbia University Press, 1964.
22. Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. — N.Y. : Currency Doubleday, 1997.
23. Human Development Report 2016 [online portal]. — URL : http://hdr.undp.org.