Научная статья на тему 'Моральные ситуации в системе ценностей современной студенческой молодежи'

Моральные ситуации в системе ценностей современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моральные ситуации в системе ценностей современной студенческой молодежи»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 1. С. 132 - 138.

СОЦИОЛОГИЯ

Х.А. Ибрагимов, Б.П. Ибрагимова

МОРАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В последние годы в Республике Дагестан, как и во всей Российской Федерации в целом, проходит и проводится немало научных, научно-практических конференций республиканского, регионального, всероссийского, международного уровней по самым различным проблемам, встречающимся как в жизни отдельных региональных общностей, стран, так и мирового сообщества. При этом главной целью проводимых научных мероприятий, можно сказать, зачастую выступает не столько теоретическое осмысление обсуждаемых на них проблем (хотя, естественно, и оно занимает значительное место в решении возникших вопросов), сколько выработка практических рекомендаций по эффективному преодолению негативных явлений в политической, социальной, экономической, духовнонравственной сферах общественной жизни. Однако чтобы рекомендовать, следует иметь минимум представлений о реальном положении дел в интересующей проблемной сфере действительности. И одной из таких проблем нынешней российской действительности остаются вопросы становления личности, формирования и воспитания интересов, ценностей молодежи вообще, и студенческой молодежи в частности.

С конца ХХ - начала ХХ1 в. эти вопросы оказались в центре проблем развития общества в целом. По мнению исследователей, отсутствие их системного анализа, существование в отрыве от учебного процесса явились основой снижения общекультурного уровня выпускников, причиной возникновения проблем в ходе социализации.

В обобщенном виде суть ситуации предстает как парадоксальное сочетание невиданного ранее научно-технического прогресса и утраты духовных ценностей, требующее научного осмысления, что позволит диагностировать возможные социальные риски и опасности, а также рассмотреть прагматические пути их минимизации. Интерес к ценностной проблематике в социологии (культурологии) обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Изменения, происходящие в системе ценностей всего общества, принято в научных кругах рассматривать как результат изменений ценностей и ценностных ориентаций, предпочтений, составляющих данное общество социальнодемографических, этнических групп, классов, слоев и отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречия системы ценностей. Поэтому особую актуальность приобретает исследование ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части -студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя ин-

теллектуалов. Это, во-первых. Во-вторых, что не менее важно иметь в виду, - это существенные перемены в области российского общественного сознания в результате проведения политических, социальных и экономических реформ, происходящих на фоне глобальных изменений в базовых ценностях населения многих западных обществ, где в результате достигнутого высокого уровня благосостояния происходит постепенный сдвиг приоритета от «материалистических» ценностей (ориентированных на экономическую и физическую безопасность) к ценностям «пост-материальным» (самовыражения и качества жизни).

Значимость постиндустриальных ценностей усиливается в связи с возникновением глобальных проблем выживания человечества, когда на первое место выходят политика всеобщего ненасильственного мира; преобладание духовной, религиозной, национальной нетерпимости; движение к добровольному объединению этнических и национальных общностей при сохранении их самобытности на основе общечеловеческих ценностей.

Данный процесс и сложные социально-политические и экономические условия развития российского общества способствуют возникновению в ценностном сознания россиян двух разновекторных тенденций: актуализации материальных ценностей и стремлений к новым формам мировоззрения, гуманистическому отношению к окружающей действительности.

Особую актуальность в этих условиях приобретает сравнительное исследование социокультурных ценностей студенческой молодежи различных социальноэтнических культур. И в этой связи, можно сказать, социологический интерес к изучению социокультурных ценностей студенчества обусловлен, в частности, следующими причинами: во-первых, ценностные представления студенчества во всех сферах общественной жизни (политической, социальной, экономической, духовно-нравственной) находятся в процессе активного формирования. Следовательно, в ходе социсследования можно не только выявить детерминанты общих черт в ценностном сознании современной студенческой молодежи, но и проследить характер и значимость влияния социокультурных факторов на становление ценностной системы личности.

Во-вторых, студенчество является источником пополнения референтной группы, влияющей на формирование мировоззрения иных социальных групп.

В-третьих, изучение социокультурных ценностей дагестанского студенчества представляет прогностический интерес, так как с включением студентов в производственный процесс их ценности будут в значительной степени определять как ценностные приоритеты развития дагестанского общества в ближайшем будущем во всех сферах жизнедеятельности, так и в определенной мере степень и характер взаимодействия дагестанских сообществ (общностей).

Когда мы говорим о ценностях студенческой молодежи различных социальноэтнических культур, то в нашем случае речь идет о студентах вузов двух субъектов Российской Федерации - Республики Бурятия и Республики Дагестан и студентах вузов Америки (США), то есть о бурятах и, главным образом, дагестанцах: аварцах, даргинцах, кумыках, лезгинах, лакцах, в том числе и русских, обучающихся в вузах Дагестана и Бурятии, а также о студентах вузов США, которых мы условно называем американцами.

Учитывая вышеизложенное и во избежание излишних сомнений относительно проблемы (или вопросов) валидности, неизбежной при любом исследовании, мы за основу взяли апробированную до нас методику. Проще говоря, исследова-

ние осуществлено по вопроснику (анкете), разработанному для сравнительного международного (российского и американского) социологического исследования ценностей современного студенчества и адаптированному к реалиям Республики Дагестан.

Опрос проводился (март-апрель 2008 г.) среди студентов вузов: ДГУ, ДГПУ, ДГТУ, МФМАДИ, ДГСХА, ДГМА и Института теологии и религиоведения (ИТиР).

Объем выборки составил 536 человек. Отбор респондентов осуществлялся по основным социально-демографическим показателям. Была применена трехступенчатая выборка: вуз - факультет - курс. Среди опрошенных студентов юноши составляют 46 %, девушки - 54%; представители гуманитарных специальностей -50 %, технических - 27 %, естественных - 23 %. Национальный состав респондентов: аварцев - 37%, даргинцев - 17 %, кумыков - 11 %, лезгин - 12 %, лакцев -10 %, русских - 5 %, других - 8 %. По месту рождения: 41 % - город, 49 % - село и 8 % респондентов из поселка городского типа.

Распределение выборки по высшим учебным заведениям: ДГУ - 26%, ДГПУ - 19 %, ДГТУ - 14 %, МФМАДИ - 14 %, ДГСХА - 7 %, ДГМА - 15 %, ИТиР - 5 %.

Выборка репрезентативна для обоснования необходимых выводов и обобщений. Данные нашего исследования коррелируются с аналогичными исследованиями, проведенными в феврале-мае 2001 г. в Бурятии и Америке (см.: табл. 1). Опрошенные студенты принадлежат к одной социально-демографической группе (возраст от 17 до 24 лет), что позволяет с определенной степенью уверенности судить по результатам исследования о всей совокупности студенческой молодежи Дагестана.

В данном сообщении мы ограничимся иллюстрацией мнений студентов относительно некоторых моральных ситуаций, с которыми взрослый человек, живущий в XXI в., может столкнуться в своей жизни, по крайней мере, иметь о них свое представление. Перечень из 21 ситуации, относительно которых респондент должен был высказать свое мнение, представлен в таблице 2. Представленные ситуации выражают две группы моральных отношений, которые можно обозначить как гражданская мораль (civil mores) и моральная терпимость (moral toleranse).

Гражданская мораль опирается на такие фундаментальные качества и добродетели, как честность, цельность, законопослушание и предполагает «решительное непринятие поступков, трактуемых законом как нарушения или преступления». Она заключается в выражении отношения к таким поступкам, как уклонение от уплаты налогов, незаконное получение государственных пособий, покупка краденых вещей, (когда известно, что они были украдены), бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.

Моральная терпимость свидетельствует о признании допустимости поступков, традиционно воспринимаемых, в особенности с точки зрения религии, греховными (Руковишников и др., 1998. с. 90-91).

Как видно из ответов на вопрос «Какие из поступков являются, на ваш взгляд, допустимыми?», лакцы и русские не допускают управления автомобилем в нетрезвом состоянии, русские - убийства и секса с несовершеннолетними. Студенты технического университета (ДГТУ) - мусорить в общественном месте, сваливать отходы в неположенном месте. Студенты ДГСХА считают не допустимым управление автомобилем в нетрезвом состоянии; для студентов медицинской академии - это убийство по политическим мотивам и употребление наркотиков. Особняком выделяются студенты Института теологии и религиоведения (ИТиР).

Из числа студентов (25 человек), попавших в выборку - от 1-го до 4-х человек -считают допустимыми бесплатный проезд в общественном транспорте; получение больничного листа или нахождение на больничном листе без должного состояния; сопротивление милиции и развод. Все остальные поступки, по их мнению, недопустимы, хотя за исключением шести разновидностей поступков (как покупка краденых вещей...; управление автомобилем в нетрезвом состоянии; употребление наркотиков; самоубийство; гомосексуализм и проституция), считаются иногда допустимыми (см.: табл. 3).

В целом по всей выборочной совокупности, по мнению дагестанского сту -денчества, доминирующими допустимыми поступками оказались бесплатный проезд в общественном транспорте (32 %); сопротивление милиции (18 %) и развод (25 %).

Интересно то, что и по опросу российских студентов, проведенному в Бурятии, получены аналогичные результаты по этим же поступкам. Абсолютно допустимыми являются, на их взгляд, бесплатный проезд в общественном транспорте (41 %), сопротивление милиции - (16 %) и развод - (45 %). Такие поступки, как развод - (45 %), присвоение найденных вещей, денег допустимыми считает 31 % респондентов; относительно гомосексуализма (26 %), эвтаназии (18 %), аборта (19%), проституции (21 %), обнаруживается значительное расхождение мнений. Число дагестанского студенчества, считающего допустимыми такие действия, составляет незначительный процент (см.: таб. 2). В этом плане примечателен следующий факт, обнаруженный по опросу студентов американских вузов. Из предложенной 21 моральной ситуации более 50% из их числа считают эти ситуации иногда допустимыми. Таковы: покупка краденых вещей, убийство по политическим мотивам, мусорить в общественном месте., угон автомобиля шутки ради (покататься), управление автомобилем в нетрезвом состоянии, получение больничного листа или нахождение на больничном листе без должного состояния, сопротивление милиции (полиции), уклонение от уплаты налогов, самоубийство, убийство, проституция.

Естественно, исследовательская работа должна прийти к установлению факторов и причин, объясняющих ту или иную степень проявления того или иного действия среди современного дагестанского студенчества. В целом же результаты исследования, полагаем, послужат информационной базой в работе преподавателей вузов по формированию социально зрелой личности в РД.

БИБЛИОГРАФИЯ

Рукавишников В.О., Холман Л., Эстер П. Мораль в сравнительном измерении // СОЦИС. 1998. № 6.

Таблица 1

Распределение выборок по полу, специальности, национальности, месту рождения и вузам.

Регион Параметры Республика Дагестан Бурятия Америка

а/ч % а/ч % а/ч %

536 100 500 100 500 100

Выборка:

1. Юноши 244 46 165 33 220 44

2. Девушки 292 54 335 67 280 56

Специальность:

1. Гуманитарная 226 50 265 53 275 55

2. Техническая 149 27 125 25 120 24

3. Естественная 121 23 110 22 105 21

Национальность:

1. Русские 25 5 225 45

2. Аварцы 199 37

3. Даргинцы 90 17

4. Кумыки 60 11

5. Лезгины 63 12

6. Лакцы 54 10

7. Другие 45 8 15 3

8 Буряты 260 52

Место рождения:

1. Город 222 41

2. Село 265 49

3. Пос. гор. типа 40 8

Е 5УЗ:

1. ДГУ 138 26

2. ДГПУ 103 19

3. ДГТУ 76 14

4. МАДИ 73 14

5. ДГСХА 36 7

6. ДГМА 85 15

7. ИТиР 25 5

Таблица 2

Ответы на вопрос: Какие из поступков являются, на Ваш взгляд, допустимыми, иногда допустимыми, недопустимыми? (в %)

Регион Поступки Допустимы Иногда допустимы Недопустимы

Б1 А Д Б А Д Б А Д

Покупка краденых вещей, которые, как Вы знаете, были украдены 7 - 6 39 44 24 54 56 65

Убийство по политическим мотивам 8 — 7 27 24 13 65 76 76

Мусорить в общественном месте, сваливать отходы в неположенном месте 2 - 5 14 12 13 84 88 77

Дача(получение)взятки 11 4 13 44 36 38 45 60 43

Угон автомобиля «шутки ради» (покататься) 4 — 8 22 4 28 74 96 58

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии 6 — 4 32 20 22 62 80 69

Употребление наркотиков 3 12 3 11 22 4 86 66 86

Бесплатный проезд в общественном транспорте 41 12 32 50 40 45 9 48 17

Получение больничного листа или нахождение на больничном листе без должного состояния 17 — 15 54 20 49 29 80 28

Сопротивление милиции 16 — 18 55 38 48 29 62 30

Присвоение найденных вещей, денег 31 12 10 42 48 33 27 40 50

Уклонение от уплаты налогов 13 — 10 40 24 29 47 76 54

Ложь ради собственных интересов 19 4 13 61 60 38 20 36 42

Самоубийство 7 — 6 15 20 9 78 80 79

Развод 45 28 25 43 52 48 12 20 23

У бийство 2 — 6 16 16 12 72 84 77

Аборт 19 12 10 46 36 31 35 52 54

Секс с несовершеннолетними 13 6 6 26 32 14 61 62 73

Эвтаназия 18 4 6 31 36 20 51 60 63

Г омосексуализм 26 44 4 15 16 5 59 40 84

Проституция 21 — 5 25 20 14 54 80 76

1 Примечание: Б (Бурятия), А (Америка), Д (Дагестан).

Таблица 3

Какие из поступков являются, на Ваш взгляд, допустимыми?

(в % от числа опрошенных)

Параметры в абс .ч. и % Поступки Пол ациональность В УЗ

244 292 199 90 60 63 54 25 45 138 103 76 73 36 85 25

Покупка краденых вещей, которые, как Вы знаете, были украдены 7 5 5 7 3 10 6 4 10 7 6 7 4 17 2 -

Убийство по политическим мотивам 10 6 4 16 3 8 6 4 15 9 3 12 13 17 - -

Мусорить в общественном месте, сваливать отходы в неположенном месте 4 7 3 7 12 2 6 16 7 13 4 - 4 8 1 -

Дача (получение) взятки 12 15 7 18 22 18 11 12 17 16 13 11 14 17 15 -

Угон автомобиля «шутки ради» (покататься) 9 8 5 12 7 14 4 4 17 11 11 9 6 14 2 —

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии 3 5 4 1 10 5 — — 5 6 6 3 4 — 2 —

Употребление наркотиков 2 5 3 3 5 3 2 4 2 7 3 1 1 8 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесплатный проезд в общественном транспорте 31 34 32 40 18 37 33 20 39 32 36 32 32 22 40 22

Получение больничного листа или нахождение на больничном листе без должного состояния 16 14 11 16 18 21 11 12 24 16 13 22 15 14 14 4

Сопротивление милиции 21 15 19 23 13 22 16 8 5 21 15 12 21 25 22 4

Уклонение от уплаты налогов 14 8 8 11 8 13 13 4 15 7 10 13 13 17 13 -

Ложь ради собственных интересов 12 14 9 17 15 14 20 16 12 13 14 15 11 19 14 4

Самоубийство 5 7 5 10 7 5 6 8 - 7 8 4 7 8 2 -

Развод 18 31 22 27 32 24 24 40 27 36 25 24 14 25 25 8

Убийство 5 5 3 7 8 8 2 - 10 7 5 1 8 11 1 -

Аборт 6 13 4 13 13 16 6 24 10 15 11 3 6 8 14 -

Секс с несовершеннолетними 9 4 4 11 5 8 9 - 2 4 3 4 11 19 7 -

Эвтаназия 6 6 1 3 7 11 13 12 15 6 6 13 4 6 4 -

Г омосексуализм 2 6 2 3 3 6 6 20 2 7 1 3 4 6 5 -

Проституция 7 0 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.