ЛИТЕРАТУРА
1. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепции, программа, организационнометодические основы. Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: АПКиПРО, 2001. 284 с.
2. Молодежь и патриотизм. Научно-методтеские материалы по проблемам гражданско-патриотического воспитания для работников сферы государственной молодежной политики. СПб.: Межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки кадров СПбГУАП, 2003. 65 с.
3. Платова Е.Э., Сафин Ф.Ю., Фортунатов В.В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / Под ред. проф. А.А. Оводенко. Спб.: ГУ АП, 2006. 112 с.
4. Специалист, гражданин, интеллигент: Методическое пособие. Опыт организации воспитательной работы в Петербургском государственном университете путей сообщения. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.120
5. А.А. Оводенко. Модели воспитания профессионалов: (на материалах воспитательной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения в контексте Болонского процесса). СПб.: ГУАП, 2010. 188с.
УДК 378.11 ББК73.8
СООТВЕТСТВИЕ КОНТЕНТА САЙТОВ ВУЗОВ НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНСОРЦИУМА ИНТЕРЕСАМ СТУДЕНТОВ СПбГУСЭ
И. А. Михеева
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Обострение конкурентной борьбы вузов за студентов и инвестиции в современных условиях наступления периода «демографического провала» - последствий неблагоприятных условий для прироста населения в 1990-е гг. - актуализируют проблему рекламирования образовательных услуг, использования наиболее эффективных средств информации и рекламы и, соответственно, создания и поддержания официальных сайтов вузов.
Наличие у любого российского вуза собственного сайта - совершенно обязательное условие его успешного позиционирования на рынке образовательных услуг. Преимущества веб-сайта как инструмента информационного обеспечения процесса вузовской деятельности связаны также с его относительной дешевизной, информационной мобильностью, общедоступностью.
На этапе проектирования или модернизации сайта чрезвычайно важно определение его целевой аудитории. Целе-
вой аудиторией сайта вуза являются потенциальные абитуриенты и их родители, студенты, преподаватели и аспиранты, представители вышестоящих органов государственного и муниципального управления, работодатели, выпускники, зарубежные коллеги и партнеры (в том числе потенциальные).
Основными целями создания и использования сайтов являются:
- предоставление целевым аудиториям сайта (вуза) оперативной и значимой информации о деятельности вуза, его успехах и достижениях, оказываемых образовательных услугах;
- предоставление доступа преподавателям, сотрудникам и студентам вуза к организационно-справочным ресурсам, необходимым для обеспечения их профессиональной (учебной) деятельности;
- формирование позитивного образа вуза как поставщика качественного образования и качественных специалистов, перспективного партнера для совместных научных исследований, интеллектуально-
го, инновационного и культурного центра.
В последнее время актуальным с точки зрения предназначения сайта становится и обеспечение интерактивного взаимодействия между вузом (его представителями) и посетителями («горячие линии», вопросы-ответы, форумы, голосования, опросы, и т.п.), а также между вузами.
Каким же в идеале должен быть вузовский сайт?
Для анализа сайта с точки зрения его соответствия поставленным целям можно использовать различные группы критериев, например:
1. «Информационное содержание»: полнота, актуальность и качество информационного содержания.
2. «Популярность»: «видимость»
сайта в поисковых системах, присутствие в каталогах, средняя посещаемость сайта, число ссылок (индекс цитирования).
3. «Удобство использования» («usability» - понятие, определенное в международном стандарте ISO 9241-11): степень достижения пользователями своих целей при посещении сайта с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью.
4. «Визуальное решение»: графическое (визуальное) решение сайта, обеспечивающее пользователя адекватными средствами достижения своих целей.
5. «Техническое решение»: группа критериев, примыкающая к usability, однако носящая чисто технологический и «закрытый от пользователя» характер и отражающая грамотность и корректность технологической реализации сайта, наличие системы мониторинга посещений, борьбы со спамом, и т.п. [1].
Примечательно, что одним из основных критериев открытости вуза для абитуриентов стала динамика отражения жизнедеятельности вуза в новостной полосе на сайте [2].
Очевидно, что в зависимости от первоочередной цели деятельности вуза, решения неотложных задач порой и определяются критерии для создания и оценки вузовского сайта. При этом можно констатировать, что контент российских
сайтов и сайтов зарубежных вузов различаются. Как, соответственно, и рейтинги сайтов. Именно этим объясняются совершенно разные позиции, занимаемые теми или иными вузами в разных рейтингах сайтов, которые оказывают огромное влияние на поток студентов и финансовых вложений в тот или иной вуз и даже в ту или иную страну [3].
Автор обращает внимание на более детальный анализ содержания вузовских сайтов на примере Национального науч-но-обр^овательного инновационно-
технологи-ческого консорциума вузов сервиса, который создан в июне 2009 года при участии большинства российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. Инициатором и головной организацией Консорциума выступил Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.
Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаимодействия состояла в повышении качества подготовки кадров для сферы сервиса.
Данная современная многоуровневая научно-обр^овательная структура в числе прочих задач призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение
сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций - членов Консорциума. Организуется взаимодействие вузов по вопросам академической мобильности студентов, грантовой деятельности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т.д. Используются дистанционные методы обучения и электронные образовательные ресурсы. Учебный процесс будет построен по модульному принципу. Это даст возможность организовывать длительные практики студентов, быстрее вписаться в пространство Болонского процесса.
Сегодня Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 165 тысяч студентов и работают более 7 тысяч преподавателей.
Таблица 1. Состав Национального научно-обрэдоватедьного инновационно-технологического
консорциума вузов сервиса (по состоянию на апрель 2012 г.)
№ п/п Наименование вуза
1 ВГУЭС Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
2 ВГУ Владимирский государственный университет
3 ВСГАО Восточно-Сиб^скм государственная академия образования
4 ДГТУ Дагестанский государственный технический университет
5 огис Омский государственный институт сервиса
6 ПГУС Поволжский государственный университет сервиса
7 РГУ им. СА.Есенина Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина
В СПбГУСЭ Санкт-Петерб^гс^ш государственный университет сервиса и экономики
9 СГУ Сочинский государственный университет
10 ТГУ Тверской государственный университет
11 УГАЭС Уфимская государственная академия экономики и сервиса
12 ЮРГУЭС Южно-Росстс^ш государственный университет экономики и сервиса
Таким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы: Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи и многих других [4].
Студенты вуза - это часть целевой аудитории сайта вуза. В связи с тем, что студенты - это активные посетители сайтов вузов, их мнение, подкрепленное аналитическим подходом к изучению уровня популярности и содержательной насыщенности контентов сайтов, достаточно интересно. Можно добавить, что студенты — наиболее активная аудитория и сетевых сообществ.
В ходе практических занятий в декабре 2012 г. по курсу «Социокультурное проектирование» студентам 5 курса дневного отделения ИТМЭО СПбГУСЭ для анализа сайтов 12 вузов Консорциума было предложено использовать уже апробированную методику, в составе которой представлены следующие критерии:
1. Работает ли сайт на основных браузерах:
- Microsoft Internet Explorer;
- Mozilla Firefox;
- Opera.
2. «Читабельность» информации на сайте:
• нежелательность использования разнообразных по размеру шрифтов;
• выравнивание (текст с выравниванием по левому краю читается гораздо проще, чем с выравниванием по правому или по ширине);
• размеры текстовых блоков (текстовые блоки не должны быть слишком широкими или слишком узкими).
3.Наличие «поиска» по сайту.
4. Навигация по сайту, разделение информации на следующие блоки:
• информация («Документы», «О нас», «История» и т.п.);
• структура (администрация, деканат, ученый совет);
• образование (специальности и направления, учебный план, расписание занятий);
• наука (конференции, научные школы, аспирантура и докторантура, диссертационные советы, архив диссертаций, проекты, публикации);
• издательская деятельность (периодические издания, их архив, контакты);
• абитуриентам (мероприятия, подготовительные курсы, правила поступления);
• студентам (мероприятия, студенческие приказы, переводы и восстановления);
• выпускники (клуб выпускников, группы выпускников разных лет и специальностей);
• ресурсы (библиотека, редакция газеты вуза);
• разное (любая другая, не входящая в блоки информация).
5. Новости сайта (лента новостей).
6. Степень частоты обновления новостей (новизна информации).
7. Количество рекламы на сайте (если рекламы мало или ее нет вообще - это показатель того, что на сайт вузом выделяются денежные средства).
8. Версии сайта на других языках.
9. Контактная информация (обратная связь с вузом - как правило, это контактные телефоны и электронная почта, карта проезда к вузу).
10. Страница сайта только в единственном экземпляре.
11. Наличие страниц (сайтов) факультетов вуза.
12. Наличие сайта вуза в Международном рейтинге сайтов Webometrics.
Критерии составления рейтинга сайтов вузов здесь представлены достаточно подробно, хотя их могло бы быть больше с учетом, например, оценки дизайна сайта, наличия доменного имени и пр.
Оценка сайтов вузов Консорциума осуществлялась путем присвоения баллов:
«5» - «отлично» - сайт полностью соответствует заданному критерию;
«4» - «хорошо» - есть небольшие недочеты по заданному критерию;
«3» - «удовлетворительно» - отсутствуют 1-2 показателя по критерию;
«2» - «неудовлетворительно» - отсутствуют 3-4 показателя по критерию;
«1» - «плохо» - присутствует 1 показатель по критерию;
«0» - заданный критерий отсутствует (в критерии 3, 5, 7, 8, 10 ставятся баллы: если «да», то «5» баллов, если «нет», то «0» баллов).
Автор предлагает также рассчитывать агрегированный показатель и по весовому коэффициенту каждого из критериев оценки сайтов вузов. Весовой коэффициент — это числовой коэффициент, параметр, отражающий значимость, относительную важность, вес данного фактора, показателя в сравнении с другими факторами, оказывающими влияние на изучаемый процесс.
Для определения агрегированного показателя по весовому коэффициенту каждому из 12 критериев было присвоено определенное количественное значение в зависимости от их сравнительной характеристики. Сумма произведений рейтинга весовых показателей и их определенной ранее балльной оценки и дало в итоге агрегированный показатель оценки сайта вуза.
Итоговая таблица студенческого рейтинга сайтов вузов Консорциума выглядит следующим образом.
Таблица 2. Оценки сайтов вузов Консорциума по 12 критериям
№ Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 /место в рейтинге \^еЬоте1пс8/ Кол-во баллов Сумма агрег. показателя
Вес критерия 0,03 0,04 0,05 0,1 0,05 0,1 0,1 0,09 0,09 0,1 0,1 0,15
№ Вуз
1 ВГУСЭ 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 2074 место (0,75) 59 4,96
2 ВГУ 5 4 5 4 5 5 5 0 5 5 5 0 38 3,66
3 ВСГАО 5 4 0 4 5 4 5 0 2 2 0 0 31 2,24
4 ДГТУ 5 5 5 5 5 5 5 2 4 5 5 5 8726 место 56 4,64
5 огис 5 4 0 4 5 5 4 0 4 4 5 0 40 3,12
6 ПГУС 5 4 5 5 5 5 3 3 5 5 5 0 50 3,83
7 РГУ имени С.А.Есени- на 5 5 5 5 4 5 5 4 5 5 4 5 5166 место из 12000 57 4,76
8 СПбГУСЭ 5 5 4 5 5 5 5 5 5 4 5 5 7728 место из 12.006 на 19.12.2 011 58 4,85
9 СГУ 5 4 5 3 4 5 5 5 4 4 4 5 9133 место из 12.000 0 53 4,42
10 ТГУ 5 4 5 3 5 5 4 5 5 5 5 5 4668 место на 26.12. 2011 56 4,36
11 УГАЭС 5 4 5 4 5 3 5 3 5 5 5 0 49 3,73
12 ЮРГУЭС 5 4 5 4 5 5 4 2 4 0 5 5 7993 место из 12.000 48 3,9
Хотелось бы вкратце дать комментарии по выявленным студентами некоторым особенностям сайтов этих вузов -как положительным, так и отрицательным, которые нашли отражение, в том числе, и в начислении баллов за контент сайта. Но в основном эти комментарии относятся к самому сложному и показательному 4-му критерию - «Навигация по сайту».
ВГУСЭ (Владивосток)
4-й критерий. Отмечено, что, кроме обязательных, есть разделы Родителям (учебный процесс, СМС-уведомления, культура, здоровье, спорт, жизнь студентов), Выпускникам (послевузовское образование, старт карьера, культура, здоровье, спорт), Партнерам (региональные проекты, международное сотрудничество, видеоконференцсвязь, театр «Андеграунд», стратегическое партнерство), Ресурсы (библиотека, телефонный справочник, корпоративно-информационная среда, отчеты, хранилище полнотекстовых материалов, расписание, он-лайн тестирование, видеоматериалы, форумы).
Уникальность сайта, на взгляд студентки, заключается в том, что он переведен на английский и китайский языки и существует раздел «Родителям».
ВГУ (Владимир)
4-й критерий. В разделе Наука (конференции, научные школы, проекты, публикации) представлена устаревшая информация о проводимых конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Отсутствуют научные публикации.
В разделе Абитуриентам (мероприятия, подготовительные курсы, правила поступления) большим плюсом является информация о ценах на подготовительные курсы для абитуриентов.
В разделе Выпускники практически нет информации о выпускниках.
В разделе Разное отмечено, что имеется свое университетское телевидение.
ВСГАО ( Иркутск)
4-й критерий. В разделе Разное представлен подраздел Трудоустройство для студентов и выпускников, есть Менедж-
мент качества и Рейтинг факультетов по количеству абитуриентов.
9-й критерий. В меню нет раздела Контакты, они указаны в разделе Об академии, что очень неудобно. Также нет контактов ни на шапке сайта, ни внизу сайта. Отсутствует и схема проезда к вузу.
10-й критерий. Существует вторая страница сайта, что плохо. Второй сайт менее красочный и неполный, но страница нестарая, так как на ней обновляются новости.
ДГТУ (Дагестан, Махачкала)
4-й критерий. Есть необычные для других вузов подразделы.
Комитет по делам молодежи. КДМ является структурным подразделением вуза, объединяющим в 5 секторах студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников ДГТУ. Актив КДМ реализует свои проекты в следующих областях молодежной политики: развитие творческого и интеллектуального потенциала, реализация молодежных инициатив и научная «активизация», привлечение большего числа студентов к спорту, военно-патриотическое воспитание молодежи, вовлечение студентов в творческие объединения, кружки по интересам, по профилактике правонарушений и наркомании среди молодежи. КДМ осуществляет межфакультетское регулирование и координацию межвузовских связей в рамках молодежной политики.
Студенческий клуб университета, который состоит из 5 отделов: студия современного танца; студия национального танца; вокальная студия; КВН-студия; отдел технического обеспечения.
Первичная профсоюзная организация работников и студентов.
Научно-исследовательская лаборатория региональных экономических проблем при правительстве Дагестана (НИЛ-РЭП), которая была образована в 1996 г. на базе Дагестанского государственного технического университета как самостоятельное хозрасчетное предприятие.
8-й критерий. Сайт существует только на русском языке, хотя есть общие
сведения на английском языке в разделе международного сотрудничества.
9-й критерий. Нет карты проезда к вузу.
ОГИС (Омск)
4-й критерий. В разделе Наука (конференции, научные школы, проекты, публикации) представлена устаревшая информация о проводимых конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Отсутствуют научные публикации.
Абитуриентам (мероприятия, подготовительные курсы, правила поступления). Большим плюсом является информация о ценах на подготовительные курсы для абитуриентов.
Выпускники. О выпускниках очень много информации и фотографий в разделе История вуза.
Разное. Уникальность вуза и сайта в том, что на сайте представлен раздел по трудоустройству для студентов и выпускников, где можно посмотреть вакансии, заполнить резюме и в дальнейшем устроиться на работу по профессии. Здесь располагается информация отдела по содействию трудоустройству студентов и выпускников.
Его работа осуществляется по следующим направлениям:
• работа с выпускниками и студентами: по информированию, консультированию, профессиональному самоопределению, содействию в трудоустройстве;
• внутри вуза: взаимодействие с кафедрами и деканатами по вопросам содействия занятости студентов, в том числе и в их свободное время, и трудоустройства выпускников;
• внешняя деятельность: развитие партнерских отношений с работодателями и взаимодействие с административными структурами, службой занятости.
ЛГУ С (Тольятти)
В 2009 г. по итогам конкурса «Золотая медаль "Европейское качество"». Поволжский государственный университет сервиса стал лауреатом в номинации «100 лучших вузов России», а ректор вуза д.э.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Лидия Ивановна
Ерохина была удостоена почетного звания «Ректор года-2009». Такое решение принял оргкомитет Международной академии качества и маркетинга и Независимый общественный совет.
4-й критерий. В разделе Наука (конференции, научные школы, проекты, публикации) отсутствуют научные публикации.
Выпускники. Нет информации по выпускникам.
Разное. На сайте представлен раздел для работодателей. Также есть карта сайта.
7-й критерий. Есть реклама, ее достаточно много, и это плохой показатель.
8-й критерий. На английском языке отражено не все содержание сайта.
РГУ имени С.А.Есенина (Рязань)
4-й критерий. Студенты отмечают, что здесь представлена вся необходимая информация, она легко доступна, разделена на удобные блоки. В разделе Партнерам представлена информация, адресованная различным организациям. Указано, что в университете реализуется множество проектов социальной направленности, как, например, «Ассоциация детей-с^от», «Волонтерские отряды», «Здоровье и спорт», «Интеллектуальный перекресток Рязани».
По Международному сотрудничеству осуществляются проекты
«Академическая мобильность»,
«Зарубежные партнеры», «Институт
Конфуция».
На территории университета действует Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Святой мученицы Татианы, студенческий театр «Переход».
Указаны ссылки на страницы этого вуза в социальных сетях twitter, livejournal, facebook, vkontakte.
СПбГУСЭ (Санкт-Петербург)
В целом сайт получил высокую оценку. И, тем не менее, студентка отмечает некоторые недостатки.
3-й критерий. Есть поиск по сайту, но он расположен не самым удачным образом. Чтобы сделать его более замет-
ным, его необходимо переместить в верхний правый угол.
4-й критерий. Нет научных публикаций преподавателей, нет подраздела Родителям.
10-й критерий. Официальная страница сайта существует в единственном экземпляре, однако при наборе названия нашего университета в поиске можно увидеть несколько различных страниц, что может вызвать путаницу.
СГУ (Сочи)
4-й критерий. В подразделе Выпускники упомянуты известные выпускники вуза. В Разном много информации об организации волонтерской деятельности для Олимпиады 2014 года.
8-й критерий. Версии сайта на других языках: есть версия на английском языке, и она более интересная, чем на русском языке.
11-й критерий. Наличие страниц факультетов - мало информации.
ТГУ (Тверь)
В шапке меню абитуриентам адресованы on-line консультации по ЕГЭ.
4-й критерий. Раздел Навигация не представлен полноценно.
В подразделе Трудоустройство про выпускников ничего не сказано.
Но уникальность сайта состоит в том, что у университета есть богатый видеоархив, который находится в свободном доступе для любого абитуриента, который при выборе того или иного факультета может посмотреть видеорекламу факультета. Сайт разработан в отделе информационных технологий ТвГУ совместно со службой информации и связей с общественностью.
В Разделе Наука, кроме многих других показателей, находятся отчеты о результатах проведения «Недели науки», научные публикации преподавателей, Положение о рейтинговой системе оценки научной деятельности кафедр ТвГУ.
УГАЭС (УФА)
2-й критерий. Есть небольшие недочеты по заданному критерию: текстовые блоки имеют маленький шрифт, читать неудобно, на сайте использованы слишком яркие цвета для текста (синий и ярко желтый).
4-й критерий. Уникальным можно считать раздел СМИ об академии, где можно узнать много интересных фактов. Также существует электронная библиотека для студентов.
8-й критерий. Сайт только на русском языке - это его недостаток.
ЮРГУЭС (г. Шахты Ростовской области)
По сертификату Международной компания ШБ (Великобритания) ЮРГУЭС - высококлассное учебное заведение с международным опытом; выпускники вуза получают вместе с дипломом международный сертификат 1Е8 на английском языке по 11 образовательным программам (признан на международном уровне); востребованность выпускни-
ков ЮРГУЭС составляет 98 %; фирмой
- мировым лидером в области компьютерной техники - ЮРГУЭС отнесен к 50 ведущим университетам 35 стран мира по направлению «Беспроводные коммуникации».
4-й критерий. Нет информации о расписании.
7-й критерий. На сайте есть несколько рекламных баннеров
8-й критерий. Сайт только на русском языке, но есть общая информация о вузе на английском и немецком языках
9-й критерий. Нет карты проезда к университету
В этом обзоре представлены лишь некоторые характеристики сайтов, которые в глазах студентов являются или плюсами, или их минусами. Но для более объективной и полноценной характеристики сайтов их можно проанализировать и с позиций других целевых групп - абитуриентов и их родителей, преподавателей и аспирантов, представителей органов государственного и муниципального управления, работодателей, выпускников, отечественных и зарубежных коллег и партнеров.
Данный рейтинг сайтов несопоставим по ряду позиций с глобальным рейтингом Webometrics [5], но, тем не менее, он достаточно информативен и дает представление об отношении руководства вузов Консорциума к своему пози-
2.
4.
5.
ционированию на рынке образовательных услуг (но с позиций студентов).
К общим недостаткам относится отсутствие расписания, отсутствие карт проезда к вузу (наверное, и для студентов
- владельцев автомобилей), отсутствие научных публикаций ППС вузов (кроме сайта ТГУ). Студентов-выпускников
особенно интересуют разделы, связанные с их трудоустройством.
Еще раз подчеркнем, что особую роль в условиях интернационализации образования начинают играть версии сайта, переведенные на иностранные
языки, в первую очередь английский. На языке международного общения должна быть представлена не только главная страница, но и разделы, посвященные исследовательской работе, научным публикациям. Но это наполнение и является одной из важнейших проблем разработки сайтов всех отечественных вузов.
А в целом подобные обзоры сайтов дают богатую пишу для совершенствования всей работы вузов, которая тем или иным образом находит, как в зеркале, отражение в содержании своих сайтах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полтавец А.В.. Оценка и оптимизация официального веб-сайта вуза как многофункционального инструмента обеспечения вузовской деятельности / УАГС. URL: ww.government.nnov.rU/_data/objects/0004/6433/1.doc (дата обращения 03.04.12).
Симонов С.В. Продвижение сайтов российских вузов в рейтинге \¥еЬотеМсБ. URL:
http://www.reitor.m/ru/observatory/recearch/mdex.php?id19=756(дaтa обращения 03.04.12).
Михеева Н.А. Сайт вуза как современный способ его позиционирования на рынке образовательных услуг// Современные проблемы социологии: Сб.научн. тр. преподавателей и аспирантов кафедры «Социология» / Под ред. Р.А.,Костина, С.И. Бояркиной. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. С. 180-189.
Сайт СПбГУСЭ. URL: http://service.in.spb.ru/konsorcium-vuzov-servisa-istorija-konsorciuma/(дaтa обращения 21.02.2012).
Международный рейтинг сайтов вузов Webometrics. URL: http://www.webometrics.info
http://service.iaspb.ru/konsorcшm-vuzov-semsa-istorija-konsorcшma/(дaтa обращения 21.02.2012).
УДК 303.7 ББК 6/8; 87
СТРАТЕГИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А.В.Львов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Несмотря на тысячелетнюю историю педагогической мысли и практики, система образования (далее СО), как социальный институт, берет свое начало значительно позже. Э. Дюркгейм, к примеру, полагал, что основными признаками образовательного института являются юридический контроль, непрерывность и гомогенизация обучения, но главное -юридическое подтверждение этого обучения (диплом), а значит, система образования появилась вместе со средневековым университетом. М. Вебер отсчиты-
вал историю системы образования с момента возникновения института педагогической подготовки: специальная организация готовит гвардию специалистов, возлагая на них полномочия по воспитанию носителей определенного (легитимного) культурного типа.
Нас интересует российская образовательная действительность, ее исторический путь, основные признаки и общие принципы функционирования. Указав ряд очевидных характеристик, мы попробуем предположить их историко-