СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АНАЛИЗ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ТАДЖИКИСТАНА С РОССИЕЙ И КИТАЕМ
Ходжимахмад УМАРОВ
профессор,
заведующий отделом Института экономики Академии наук Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)
АННОТАЦИЯ
За 20 лет независимости Таджикистана динамика его торгово-экономических связей с Россией и Китаем претерпела кардинальные изменения.
Доля России постепенно уменьшается, а Китая — растет; в товарообороте Таджикистана с этими странами
импорт заметно превышает экспорт. При этом товарные структуры импорта и экспорта существенным образом различаются. И Россия, и Китай имеют свою специализацию в экономике и осуществляют политику, направленную на установление неравноправных отношений с Таджикистаном.
КЛЮЧЕВЫЕ Таджикистан, Россия, Китай, торгово-экономические СЛОВА: связи, внешнеторговый оборот.
\ У
Введение.
Динамика торгово-экономических связей Таджикистана с Россией и Китаем за 20 лет независимости
Для формирования прогностических оценок и разработки перспективных направлений развития хозяйственной системы Таджикистана чрезвычайно важным представляется сопоставительный анализ эффективности его торгово-экономических отношений с различными странами мира. Речь идет в первую очередь о самых крупных внешнеэкономических партнерах Республики Таджикистан (РТ) — Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республике (КНР).
РФ и Таджикистан объединяет не только совместное членство в СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, но и почти 150-летнее нахождение в составе единого государства (вначале Российской империи, а затем СССР). За этот период произошла их экономическая взаимоинтеграция, сформировались общие политические и государственные институты, выросли потоки таджикских трудовых мигрантов в Россию и произошло заметное культурное сближение двух стран.
И до, и после революции Россия оказывала Таджикистану существенную помощь в преодолении многовековой социально-экономической отсталости. В советское время за счет централизованных государственных ресурсов в Таджикистан направлялись огромные материальные и финансовые средства, передовые технологии, научно-технические кадры и инженерный персонал. В результате за относительно короткий период Таджикистан, преодолев крайнюю отсталость, превратился в страну со средним уровнем экономического и социального развития.
Следует особо отметить, что оказание Таджикистану помощи осуществлялось согласно выработанной КПСС теоретической концепции выравнивания уровней экономического и социального развития стран, входящих в состав СССР. Главными донорами, помогавшими Таджикистану преодолевать технико-экономическую и социальную отсталость, фактически выступали РФ, Украина и Беларусь.
В советский период в Таджикистане были созданы такие наукоемкие отрасли, как машиностроение, электронная и электротехническая промышленность, а также производство редких и рассеянных металлов. Опережающими темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Были построены и введены в действие крупные электростанции (Нурекская и Байпазинская ГЭС, Душанбинская ТЭЦ и др.), быстрыми темпами реализовы-валась первая фаза масштабного проекта по формированию Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса.
Распад Советского Союза привел к экономической дезинтеграции постсоветского пространства и разрыву торговых и производственных связей между Россией и Таджикистаном; в стране начались процессы деиндустриализации и деурбаниза-ции. Коренным образом изменилась социально-политическая природа торгово-экономических отношений между Таджикистаном и Россией, которые приобрели рыночный характер.
На протяжении 20 лет после распада СССР в таджикско-российских экономических отношениях наблюдались резкие колебания. Об этом свидетельствуют данные о товарообороте между двумя странами, приведенные в табл. 1.
Если абсолютные показатели таблицы свидетельствуют о быстрых темпах роста внешнеторгового оборота между Таджикистаном и Россией, то
<в
3 (С
к
та
° О
е а
О 5
Ш 5
2 5
о <5
<¡5 о
У
о X
«о
со со
О!
го н о а о ю о о а го
ш
О С; н §
о) "о £
ю ч о §
а> сч
со
|-~7
а> сч
* £
О О-Ч о
о
I
8 *
5 ==
2 £
а Ч
о ^
«о со
01, 09
СО
■о
го
ш
О с;
Н 5
о) "о £
ю ч
О §
СО
ГС
н о а о <ъ X 3 0 н
ю о о о
X а
ш о
а го о ш ю о
ш о н к г го н г о ш о
с X
о ^
ч и о н
Л
о
Е
о
относительные отражают его резкие колебания. В 2004 году удельный вес торговли Таджикистана с РФ в общем объеме его внешнеторгового оборота упал до 14,3%. К 2010 году этот показатель достиг 24,9%, но все еще остается далек от уровня 1991 года, когда удельный вес России в общем объеме внешней торговли Таджикистана составлял 40,1%.
Большой контраст отмеченным колебаниям составляет динамика торговли между Таджикистаном и Китаем.
Торговые отношения между РТ и КНР начались лишь в 1993 году. В советское время Таджикистан получал немного китайских товаров, которые отличались высоким качеством и пользовались спросом. Их поступление регулировалось центральными плановыми и внешнеторговыми организациями СССР. После 1993 года торговля между Китаем и Таджикистаном стала развиваться последовательно и очень высокими темпами, о чем свидетельствуют данные табл. 2.
Вышеприведенные таблицы демонстрируют противоположные тенденции. За указанный период удельный вес России во внешнеторговом обороте Таджикистана снизился с 40,1% до 24,9%, а удельный вес КНР возрос с 0,1% до 17,8%. В абсолютном выражении объем товарооборота с Россией увеличился в 18,0 раз, а с Китаем — в 1 370,6 раза.
По удельному весу и абсолютным объемам торгового оборота КНР пока отстает от России. Тем не менее имеются все основания сделать вывод, что Китай в скором времени может занять место первого торгового партнера РТ. По состоянию же на 2010 год первые четыре места среди зарубежных торговых партнеров занимали Россия (с долей внешнеторгового оборота в 24,9%), КНР (17,8%), Турция (11,3%) и Казахстан (8,1%).
Эти тенденции можно отследить по материалам официальных источников, то есть данным Рос-статагентства. Однако статистика КНР по абсолютным объемам торговли между двумя странами свидетельствует о больших цифрах. Согласно китайским данным, объемы товарооборота между КНР и РТ еще в 2011 году превысили 2,2 млрд долл.
Если исходить из этих данных, то уже в настоящее время КНР занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Таджикистана. Иными словами, Китаю удалось заметно превзойти сложившийся уровень торговли Таджикистана с Россией, хотя товарные структуры экспорта и импорта этих стран существенным образом различаются.
Структура товарооборота между Таджикистаном и Россией
С точки зрения хода развития таджикско-российских отношений состояние торгового баланса между РТ и РФ вызывает обоснованную тревогу (см. табл. 3).
Данные таблицы свидетельствуют о весьма нежелательных тенденциях в российско-таджикских торговых отношениях. Прежде всего, прослеживается резко выраженная неравномерность торговли по годам. Колебания отмечаются не только на протяжении всего рассматриваемого периода, но и в краткосрочных временных отрезках. Необходимо обратить внимание и на то, что в 2010 году по сравнению с 2000 годом экспорт товаров в Россию снизился более чем в 2,5 раза, в то время как в отношении экспорта таджикских товаров в Китай наблюдается противоположная тенденция.
Что касается импорта из России, то здесь можно наблюдать стабильно высокий рост. В отличие от Китая, импорт из России состоит из товаров, считающихся базовыми, от них зависит развитие экономики Таджикистана и безопасность его населения. Среди этих товаров можно упомянуть горюче-смазочные материалы, пшеницу и муку, сахар, растительные масла и др.
В то же время в структуре торгового оборота между Таджикистаном и РФ растут серьезные диспропорции. С 1991-го по 2010 год объем экспорта Таджикистана в Россию возрос в 3,2 раза, а импорта — в 39,6 раза. Иными словами, импорт рос в 13,0 раз быстрее, чем экспорт. Таким образом, торговый баланс с Россией резко отрицателен; только в 2010 году импорт в 8,5 раза превзошел экспорт.
Возникновение подобной ситуации можно объяснить следующими причинами.
1. Таджикистан импортирует из России те товары, которые, как было отмечено выше, имеют для него жизненное значение. В силу географического положения Таджикистана они не могут импортироваться (по крайней мере, в
СО
(С ^
3
4
(С
к
о. о с
г
5 О
5 О.
те о О о-
ш Э
0
1 I-
о о о
<и
т о
о.
о
т сч"
со сч"
со со
а>,
|»7
£ ° О
* 5 о §
сч, 10
¿1 о
= х
2 5 ^ §
» £ I а
- п гс
I а
тг гс
- м
со ГВ
I а
- п со ГВ
I а
- п со (В I а
п (В I а
гс м ГС
а
тГ ГС
- п
п ГС
I а
сч I
- п сч (В + а
т- гс
- о
сч гс
I а
си
са о
о ? т
~ -0 X
о гс -т-
I- о
необходимых объемах) из других, ближе расположенных к нему стран. Например, Иран продает главным образом сырую нефть, так как не располагает достаточными производственными мощностями для производства бензина, дизельного топлива и смазочных материалов. Кроме того, отправке нефтепродуктов из Ирана в Таджикистан препятствует ряд факторов, связанных с техническими вопросами и межгосударственными отношениями.
В Таджикистане открыты месторождения нефти, но они залегают на большой глубине (4 500—6 000 м), и их эксплуатация пока представляется экономически неэффективной. Страна не располагает возможностями для ввоза и переработки сырой нефти; то же можно сказать и о зерновых культурах. Биоклиматические условия Таджикистана не позволяют в достаточном количестве производить пшеницу сильных и твердых сортов; в республике выращиваются, в основном, ее мягкие сорта. Кроме того, в структуре посевных площадей республики преобладают посевы хлопчатника, выращивание которого считается более эффективным, чем возделывание пшеницы. Поэтому и в настоящее время, и в долгосрочной перспективе Таджикистан будет завозить пшеницу из Казахстана и России, а возможно, и из Пакистана и Индии.
2. Таджикистан вывозит в Россию те продукты, которые она может получать и из других стран. Это фрукты, овощи, консервированные продукты, хлопковое волокно, табачное сырье, текстильные изделия и др. В последнее время российские торговые компании предпочитают закупать многие виды продукции, ранее импортировавшиеся из Таджикистана, в других странах. Следует также учесть, что товары, предлагаемые Таджикистаном, по своей значимости не могут быть сравнимы с теми, которые он приобретает у России.
Так, РФ импортирует из Таджикистана хлопковое волокно (в 2010 г. его поступление составило около 23 тыс. т). Если обратиться к данным начала 1990-х годов об объемах вывоза хлопка-волокна, то можно прийти к выводу, что возможности, имеющиеся сегодня у Таджикистана, используются в очень незначительной степени. Более того, российские торговые фирмы предпочитают импортировать дешевые товары (одежду, обувь, трикотаж и ткани) из Китая, вследствие чего уровень использования производственных мощностей в легкой промышленности Таджикистана резко упал. Текстильные, швейные, трикотажные и обувные предприятия Таджикистана, традиционно ориентированные на экспорт готовых товаров в Россию, не выдержали конкуренции с Китаем и попросту перестали существовать.
Более или менее удовлетворительным представляется экспорт в РФ репчатого лука, сухофруктов и арахиса. Однако по инициативе главного санитарного врача России в последнее время вводятся ограничения на ввоз пищевых продуктов из Таджикистана. По мнению таджикской стороны, подобное необоснованное «эмбарго» имеет политическую подоплеку и выступает инструментом давления России на правительство РТ.
3. Экономическая политика России в отношении бывших советских республик опирается, к сожалению, на неоклассическую концепцию свободной торговли. Несмотря на статус стратегического партнера Таджикистана, Россия, вместо того чтобы содействовать становлению и развитию в этой республике коммерческого цветоводства, предпочитает закупать голландские розы. Между тем Таджикистан со временем смог бы обеспечить крупномасштабные поставки цветов не только в азиатскую, но и в европейскую часть России. Та же ситуация сложилась и с производством парфюмерного и косметического масел, хлопчатобумажных и шелковых тканей, табачных изделий, виноматериалов, овощных и фруктовых консервов, соков и др.
Так, объемы экспорта таджикского картофеля в Россию составили всего 62 т, свежих томатов — 169 т, консервированных овощей и фруктов (включая томаты) — 604 т, фруктовых и овощных соков — 353 т, табачного сырья — 84 т, растений, используемых в парфюмерных и фармацевтических целях, — 397 т. Между тем поставки некоторых видов продукции без особых усилий можно было бы увеличить в десятки и сотни раз (например, Таджикистан мог бы легко организовать поставки раннего картофеля в Россию в объемах от 50 до 100 тыс. т).
4. Экспорт таджикских товаров в Россию страдает из-за ограничительной политики Узбекистана в отношении их транзита. По этой причине винодельческая и табачная промышленность, цитрусоводство, а также отдельные подотрасли химической промышленности РТ пришли в состояние глубокого упадка.
В данном контексте наиболее ярким примером является экспорт в Россию взрывчатых материалов, известных как аммонал, которые еще в советское время производились на Исфаринском химическом заводе. Эти материалы обычно используются в строительстве, горнодобывающей промышленности, при сносе сооружений и т.д. С первых дней обретения Таджикистаном независимости Узбекистан заблокировал транспортировку аммонала через свою территорию по железной дороге. При этом узбекские власти ссылались на опасность взрыва во время транспортировки, хотя, согласно техническим нормам, подобная возможность полностью исключается.
В результате действий узбекских властей производство аммонала сократилось до минимума, а уровень использования производственных мощностей Исфаринского химического завода снизился до 1,8—2,5%; ущерб, нанесенный Таджикистану, превысил 2 млрд долл. Из-за хронических задержек с поставками аммонала из Таджикистана в России было построено новое предприятие по его производству.
Аналогичная ситуация сложилась и в таджикском виноделии (эта отрасль специализировалась на производстве первичных виноматериалов и вывозе их в восточные районы России) и цитрусоводстве. Из-за искусственно созданных узбекскими властями барьеров вывоз этих товаров из Таджикистана стал невозможен. Узбекские таможенники, ссылаясь на возможный трафик наркотиков, специально затягивали проверку вагонов с плодоовощной и цитрусовой продукцией из Таджикистана на срок 7—10 дней. За это время виноград и лимоны успевали прийти в полную негодность. В конце концов цитрусоводство как самостоятельная отрасль сельского хозяйства Таджикистана перестало существовать. Что касается виноградарства, то небольшие объемы его продукции экспортируются в Афганистан и Пакистан.
На пути транзита товаров из Китая в Таджикистан через территорию Узбекистана также существуют почти непреодолимые барьеры. Таможенные власти Узбекистана создают препятствия, которые приводят к банкротству торговцев-челноков из Таджикистана, импортирующих китайские товары в свою страну. Так, в декабре 2009 года на узбекско-казахстанской границе были задержаны фуры с товарами, предназначенными для предпраздничной новогодней торговли в Таджикистане. В результате двухмесячной задержки (до февраля 2010 г.) таджикские торговцы полностью разорились, так как не смогли реализовать закупленную продукцию и вернуть банковские кредиты.
Структура товарооборота между Таджикистаном и Китаем
В динамике структуры товарооборота между Китаем и Таджикистаном прослеживаются противоположные тенденции, что отражено в данных табл. 4.
I <э |-~7 01, Со" сч —^ - п т <® + а
о> о о О! ■о о <о ш сч со ГС - п Т " + а
00 о о О! «о со о> 00 . ^ 5 7 £
о о О! -. со" -. ю О! ГС п ™ 1 ^
ш о о О! <э <э М ^ а> ¡в ? 8 1 Л
ю о о О! ю И9 0|2 о> Я. ГС » й 1 Л
^ о о О! (О -0 |-~7 ю п 3 - п ор ГС 1 а
о о О! ■о <о сч - П ГС 1 а
О! о о О! 0|2 |-~7 00 3 - п п ГВ 1 а
о о О! <э «о п 3 ~ п ГС 1 а
о о о О! .- - п п ГС 1 а
00 о> о> о> <э ГС а> м + £
ю о> о> «о ■о о ? 3 + а
о> о> 0- <э ш ГС о « т- ГС 1 ср
н и О О * 5 о § о = х 2 5 ^ § Торговое сальдо< ^ (-)
Данные табл. 4 демонстрируют очень большие скачки в торговле между двумя странами. В 1993 году импорт превысил экспорт в 106 раз. Но уже в 1995 году экспорт превысил импорт в 14,0 раза. С 2000 по 2008 год включительно отмечалось превышение импорта над экспортом; однако и в развитии этой тенденции наблюдались резкие изменения.
Например, в 2008 году по сравнению с 2007 годом объемы экспорта выросли почти в 10,0 раз, а между 2008—2009 годами — почти в 5,0 раз. В целом, за 2007—2010 годы объемы экспорта из Таджикистана в Китай возросли в 53,7 раза. Причина заключается в том, что в указанный период КНР многократно увеличила объемы закупок первичного алюминия из Таджикистана.
В указанные годы в структуре таджикского экспорта в Китай преобладали минерально-сырьевые товары; в 2010 году к ним добавился свинцово-цинковый концентрат, который поставляет Алтын-Топканское горно-перерабатывающее предприятие. С 2009 года соотношение между экспортом и импортом в таджикско-китайской торговле резко изменилось. Вследствие этого торговый баланс Таджикистана стал положительным, что, безусловно, можно считать позитивной тенденцией.
Тем не менее возникает вопрос, насколько устойчив рост доли экспорта Таджикистана в его торговом обороте с Китаем. Ответить на него непросто. Более того, как уже отмечалось выше, в последние годы появились серьезные сомнения в достоверности данных таджикской таможенной статистики.
В связи с этим изменения в соотношении экспорта и импорта товаров в торговле между КНР и Таджикистаном нуждаются в глубоком анализе. При его проведении должны быть использованы статистические данные обеих стран, а также материалы исследований контрабандных перевозок через таджикско-китайскую границу.
Что касается таджикско-российской торговли, то здесь недоучета или расхождения статистических данных почти не наблюдается. Однако в анализе торговли между Россией и Таджикистаном существуют другие проблемы. Чтобы сократить объемы приграничных налогов, импортеры товаров из России предпринимают попытки занизить их таможенную стоимость. В ответ таможенные власти Таджикистана производят ценовую корректировку и определяют реальную стоимость импортируемых товаров, включающую их производство, погрузоч-
но-разгрузочные работы и транспортировку до конечной станции назначения. Такие действия вполне оправданы, поскольку занижение стоимости товаров, экспортируемых в Россию из Таджикистана, чревато значительными недопоступлениями налогов в государственный бюджет республики.
По всей вероятности, та же проблема существует и в связи с импортом товаров из Китая; наши предварительные расчеты показывают, что только в 2012 году недобор средств в государственный бюджет мог составить 393 млн долл.
Направления торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с Россией и Китаем
Если сравнивать направления экономического сотрудничества России и Китая с Таджикистаном, то можно заметить существование определенной специализации. В последнее время Россия ориентируется на строительство ГЭС, поиски нефти и газа, а КНР — на создание объектов физической инфраструктуры. Однако в последнее время претендовать на участие в развитии гидроэнергетики и в геологической разведке углеводородных ресурсов Таджикистана начал и Китай, хотя его старания не всегда приносят плоды.
К сожалению, как Россия, так и Китай при планировании экономического сотрудничества зачастую руководствуются своими узкоэгоистичными и геополитическими интересами. В целом можно отметить, что обе страны осуществляют в отношении Таджикистана неравноправную политику.
Реальные намерения России и Китая, а также их институциональные возможности в экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Таджикистаном выражаются по-разному. Объединяющим же моментом для этих двух стран является абсолютное преобладание государственных инвестиций в Таджикистан. Частный сектор Китая и России пока воздерживается от вложения средств в таджикскую экономику, что связано с неблагоприятным инвестиционным климатом в стране.
Что касается государственных инвестиций, то в этом плане Россия значительно уступает Китаю, валютно-золотые запасы которого давно превысили сумму в 3 трлн долл.
В настоящее время государственный долг Таджикистана Китаю приближается к 2 млрд долл., что представляет значительный риск для экономической безопасности страны. Несвоевременное возвращение Таджикистаном иностранных кредитов может повлечь за собой территориальные требования к нему со стороны Китая. Предоставляя Таджикистану кредиты, Китай прекрасно знает, что тот будет испытывать трудности с их возвращением. Тем не менее КНР поощряет получение Таджикистаном новых кредитов. В настоящее время обе страны ведут переговоры о некоторых инфраструктурных проектах, призванных обеспечить более высокую транспортную взаимодоступность; они будут осуществляться за счет китайских кредитов.
КНР имеет благоприятные возможности для развития торгово-экономических отношений с Таджикистаном и в географическом плане. В настоящее время поставки товаров из Китая осуществляются через пограничный перевал Кульма, открытый круглый год. Кроме того, значительная часть китайских товаров поступает в Таджикистан через Кыргызстан, на юге которого непрерывно функционирует дорога из КНР. Нынешний график работы этих дорог несколько смягчает жесткий режим транзита, введенный Узбекистаном для ввоза китайских товаров в Таджикистан.
Проблемы в отношениях Таджикистана с великими державами — стратегическими партнерами
Несмотря на то что и Россия, и Китай являются стратегическими партнерами Таджикистана, они занимают пассивную позицию по отношению к такому крупнейшему проекту, как достройка Рогунской ГЭС. Как известно, этот проект был разработан еще в 1970—1980-х годах коллективом Всесоюзного института «Гидропроект» им. С. Жука. За последние годы специалисты этого института, приняв во внимание новейшие достижения российской и мировой науки, внесли в проект строительства Рогунской ГЭС значительные изменения.
В данной связи необходимо упомянуть, что этот проект встретил ожесточенное недовольство Узбекистана. Между тем российское политическое руководство хорошо осведомлено о том, что эксперты с мировым именем, как российские, так и зарубежные, считают несостоятельными любые доводы против строительства Рогунской ГЭС.
Весьма любопытен тот факт, что Россия, обладающая огромным влиянием на Узбекистан, не предпринимает никаких шагов, чтобы преодолеть или хотя бы ослабить сопротивление этой республики строительству Рогунской ГЭС. Правительство РФ не стремится также взять на себя роль арбитра или посредника в вопросах, касающихся транзита таджикских товаров через территорию Узбекистана и осуществляемой им необъявленной экономической блокады. Более того, Таджикистан не смог заручиться союзнической поддержкой России в своих сложных отношениях с Узбекистаном, даже несмотря на то, что он (в отличие от Узбекистана) является членом ЕврАзЭС и ОДКБ.
Аналогичную позицию по отношению к таджикско-узбекским спорам и развитию гидроэнергетики в РТ занял и Китай. Между Таджикистаном и Китаем было подписано соглашение об участии последнего в строительстве Яванской ГЭС в Зеравшанской долине; в 2010 году специалисты из КНР приступили к проектно-изыскательским работам.
Однако достаточно было лишь одного выступления узбекского лидера против строительства Яванской ГЭС, чтобы китайцы прекратили работы. Правительство КНР призвало обе страны уладить свои разногласия и заявило, что только после достижения между ними компромисса в вопросе, касающемся строительства названной ГЭС, оно разрешит китайским фирмам участвовать в возведении этого сооружения. В ходе поездки президента Таджикистана в КНР в мае 2013 года были подписаны документы о стратегическом партнерстве РТ и КНР. Однако вряд ли этот новый «статус» позволит Таджикистану решить тяжелейшие проблемы с Узбекистаном, препятствующие развитию РТ.
В этой связи было бы уместно коснуться еще одной проблемы, связанной с экономическими отношениями Таджикистана и Китая. Речь идет о таджикских производителях, которые не выдерживают конкуренции с китайскими товарами. Массовый импорт дешевых китайских товаров позволяет большинству населения Таджикистана с невысокими доходами сводить концы с концами. Однако китайские товары отличаются низким качеством и многие их виды опасны для здоровья. Но самое печальное заключается в том, что наплыв дешевых китайских товаров привел к почти полной остановке предприятий легкой промышленности Таджикистана и росту безработицы в стране. В результате граждане Таджикистана вынуждены искать работу за рубежом. К сожалению, и правительство Таджикистана, и правительство Китая предпочитают обходить эту ситуацию молчанием.
Таким образом, получается, что в течение 20 лет не китайцы инвестировали в реальный сектор экономики Таджикистана, а Таджикистан инвестировал в развитие легкой промышленности, автомобилестроения и производство строительных материалов Китая. Несмотря на коммунистическую риторику, Китай использовал в отношении Таджикистана (равно как и некото-
рых других стран) неолиберальную концепцию свободной торговли, заранее зная, что в результате отсутствия равных условий для конкуренции многие отрасли соседней страны будут обречены на гибель. Это заставляет более внимательно изучать торгово-экономические отношения Таджикистана и Китая и уже сейчас сделать вывод о необходимости их пересмотра, так как они грозят возникновением новых рисков безопасности хозяйственной системы РТ.
Заключение
Анализ торгово-экономических отношений Таджикистана с Россией и Китаем показывает, что они неравноправны и нуждаются в существенном улучшении с точки зрения соблюдения национальных интересов Таджикистана.
Россия пытается сохранить по отношению к Таджикистану позицию сюзерена, но в то же время во внешнеэкономическом секторе опирается на политику неолиберализма и монетаризма. При возникновении любого вопроса руководители России ссылаются на то, что все регулируется рынком.
Кстати сказать, прорыночная политика проводится и внутри Союзного государства России и Беларуси, и внутри ЕврАзЭС. Такая политика не предусматривает мер по повышению темпов экономического роста отдельных стран и социальному развитию отсталых регионов. Кроме того, в ее цели не входит выравнивание уровней экономического и социального развития отдельных стран, входящих в экономическое сообщество. В результате те проблемы, которые привели к кризису ЕС, в наихудшем виде проявляются в ЕврАзЭС.
Можно с уверенностью сказать, что царская Россия намного лучше относилась к Центральной Азии (ЦА), чем нынешняя РФ к тем странам, которые продолжают на нее ориентироваться. Заметно укрепив в последние годы свое присутствие в ЦА, Россия все еще не может освободиться от наставлений А. Солженицына поскорее избавиться от «подбрюшья» (т.е. от ЦА).
На наш взгляд, весь комплекс отношений между Россией и ЦА не адекватен требованиям времени и нуждается в пересмотре. Абсолютное большинство подписанных между Таджикистаном и Россией соглашений работают не в полной мере. Этим обстоятельством очень искусно пользуется Китай, стремящийся заполнить оставленный Россией вакуум.
Признавая экономические выгоды от сотрудничества с Китаем, нельзя не видеть и сопутствующих ему опасностей. Среди них можно перечислить следующие: наращивание и использование КНР своих конкурентных преимуществ при проведении торгово-экспансионист-ской политики, безразличие к производственной кооперации, территориальные претензии к странам-соседям и т.д.
Основная часть населения Таджикистана все еще надеется на восстановление и быстрое развитие отношений с Россией по всем направлениям. Россия до сих пор рассматривается в Таджикистане как политическая опора широкомасштабной двусторонней производственной кооперации и сотрудничества в развитии человеческого капитала. Производственная кооперация должна включать в себя осуществление совместных мероприятий по строительству средних и крупных ГЭС, восстановлению горнорудной отрасли, развитию инфраструктуры сельского хозяйства и реабилитации обрабатывающих отраслей промышленности. В области человеческого капитала необходимо усилить сотрудничество в сфере образования и здравоохранения, а также создать благоприятные условия для трудовых мигрантов — выходцев из Таджикистана.
Денежные переводы таджикских трудовых мигрантов на родину с каждым годом увеличиваются. Значительная часть этих сумм (от 30 до 45%) идет на покупку китайских товаров. Отсутствие политики импортозамещения приводит к тому, что население Таджикистана фак-
тически тратит эти деньги на инвестирование промышленности Китая, а не на покупку отечественных товаров.
Несомненно, эта ситуация неприемлема и ее надо полностью изменить; Таджикистан должен настаивать на пересмотре всей системы внешнеэкономических связей на всесторонней, равноправной и взаимовыгодной основе.
Во взаимоотношениях с Россией и Китаем Таджикистан находится в слишком уязвимом положении, и экономические «гиганты» должны это понимать. Поэтому центральная задача Таджикистана заключается в отстаивании им своих национальных интересов.
А пока РФ и КНР реализуют в Таджикистане свои эгоцентрические устремления, от которых страдает социально-экономическое развитие страны.