ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ШОС
Мавзуна КАРИМОВА
кандидат экономических наук, завотделом проблем внешнеэкономических отношений Института экономики и демографии АН Республики Таджикистан
(Душанбе, Таджикистан)
Введение
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан (РК), КНР, Кыргызской Республикой (КР), Российской Федераци-
ей (РФ), Республикой Таджикистан (РТ) и Республикой Узбекистан (РУ).
Прообразом ШОС была «Шанхайская пятерка», участницами которой были все вышеперечисленные страны, за исклю-
чением Узбекистана. Это политическое объединение было основано в результате подписания Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области (Шанхай, 1996 г.) и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 г.). Таким образом был заложен механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, создались условия для установления поистине партнерских отношений между странами.
После включения в Организацию Узбекистана (2001 г.) «пятерка» превратилась в «шестерку» и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны (Индия, Иран, Монголия и Пакистан) имеют в Организации статус на-
блюдателя, а две (Беларусь и Шри-Ланка) являются партнерами по диалогу.
В ШОС входят два постоянных члена Совбеза ООН — «ядерные» Китай и Россия. Еще две ядерные державы — Индия и Пакистан имеют статус стран-наблюдателей. Индия и Китай к тому же принадлежат к самым быстро развивающимся экономикам мира и являются самыми населенными странами на планете1.
Экономика — одна из ключевых сфер взаимодействия государств ШОС, и развитию экономических связей придается особое внимание. Цель данной статьи — оценить состояние и перспективы экономического сотрудничества Таджикистана в рамках данной Организации.
1 [http://www.sectsco.org/RU/brief.asp].
ШОС в рамках региональной и глобальной политики
Хотя первоначальные задачи ШОС были связаны с развитием совместных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Центральной Азии (ЦА), деятельность Организации быстро приобрела и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет2. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание на пространстве ШОС зоны свободной торговли, а в краткосрочной перспективе — активная работа по созданию благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций.
Сотрудничество в рамках ШОС охватывает такие сферы, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации и многие другие отрасли экономики; входящие в Организацию страны широко взаимодействуют в научно-технической, культурной, образовательной, туристической и гуманитарной областях.
Сегодня ШОС играет роль одного из важнейших системообразующих факторов региональной и глобальной политики, в ее практической работе реально сопрягаются интересы всех стран-участниц. Бесспорно также, что история создания, развития и укрепления ШОС обогатила теорию и практику международных отношений, выдвинув множество новых, единственных в своем роде идей и концепций.
Страны, входящие в Организацию, имеют похожие обычаи, что во многом связано с Великим шелковым путем, на протяжении тысячелетий пересекавшим их территории; кроме того, их объединяет общее желание налаживать многосторонние контакты, углуб-
2 [http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?FOLDER_ID=1046].
лять взаимодействие между правительствами и НПО и развивать торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество.
14—15 июня 2011 года в Астане состоялось 11-е заседание Совета глав государств — членов ШОС. По итогам саммита была принята Астанинская декларация десятилетия ШОС, зафиксировавшая оценку деятельности Организации и подходы государств-членов к дальнейшему совершенствованию форм и механизмов практического сотрудничества, а также ориентиры совместной работы на ближайшую перспективу.
Государства ШОС располагают богатейшими запасами минерально-сырьевых и водно-энергетических ресурсов. На их долю приходится не менее 25% мировых запасов нефти, 30% мировых запасов газа и 50% разведанных запасов урана3. Все это требует углублять интеграционное взаимодействие в реальном секторе экономики. Кроме того, государства ЦА обладают огромным транзитным потенциалом, и его эффективное использование становится важным фактором в формировании глобальной коммуникационной инфраструктуры региона. Центральноазиатские страны имеют все условия для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности своих национальных экономик, формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг и успешного вхождения в мировое сообщество. Необходимое условие для реализации этих возможностей — углубление интеграционного взаимодействия государств ЦА, проведение согласованной экономической политики, а также сотрудничество в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом.
Ориентиры экономического сотрудничества были сформулированы в Совместной декларации о создании ШОС, подписанной в июне 2001 года. Одной из главных задач было определено наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудниче-ства4. Приоритетами торгово-экономического сотрудничества ШОС являются развитие транспортной инфраструктуры, энергетика, охрана окружающей среды и, особенно, решение проблемы водных ресурсов.
Кроме того, была разработана Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС, рассчитанная на период до 2020 года. Конечная цель программы — создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
На пути сближения стран ШОС существуют некоторые препятствия. К ним можно отнести различия в глубине и масштабе экономических реформ; неодинаковый уровень экономического развития; значительные расхождения в национальных законодательствах; невозможность обеспечить свободную и взаимную конвертируемость национальных валют; отсутствие внутрирегиональных мер доверия в военных, пограничных и трансграничных вопросах; отсутствие режима свободной торговли; проблемы, связанные с использованием общих природных ресурсов.
Необходимость модернизации внешнеэкономической деятельности Таджикистана
Для обеспечения нормального и устойчивого экономического роста в РТ необходима качественная модернизация национальной экономики — сегодня таджикская эконо-
3 [http://www.sco-ec.gov.cn/crweЫscor/mfo/jmxs.jsp?col_no=344&siteid=scor].
4 [http://www.sectsco.org/RU/2001.asp].
Том 15 Выпуск 1 2012
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
мика неконкурентоспособна, а покупательная способность населения растет преимущественно за счет переводов трудовых мигрантов. В связи с этим в последнее время проявляется тенденция к росту импорта из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Сотрудничество со странами ШОС — одна из важных целей РТ, однако стартовые условия ее интеграции в мировое хозяйство объективно отличались от тех, которые существовали в других странах — членах Организации. Страна резко начала поднимать экономику, не имея продуманной стратегии интеграции в мировые рынки. Немало острых проблем породил и поспешный уход государства из внешнеэкономической сферы, где оно прежде было непосредственным и монопольным участником. Либерализация сопровождалась ухудшением структуры внешней торговли и обострением проблемы внешнего долга.
Усиление зависимости от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство — абсолютно закономерная тенденция для любой страны. В случае с Таджикистаном гипертрофия этой зависимости была вызвана прежде всего кризисным состоянием экономики и разрушением ее формальных регуляторов.
На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держались «на плаву» другие отрасли. Так, посредством экспорта реализуется более четверти ВВП РТ.
Рисунок 1
{Г
Динамика темпов роста ВВП, экспорта и импорта РТ (2003 г. = 100%)
450 1 400 350 300 250 200 150 100 50 0
V
---о
-+ —•
-1— 2001 2005 —1-1— 2007 -1- 2009 2010
импорт —+- ВВП
После либерализации внешней торговли основное место в структуре импорта заняли потребительские товары (в основном продовольствие, сырье для его производства и бытовая техника), а также средства связи и вычислительная техника. В 1990-х годах насыщение потребительского рынка привозными товарами было оправданным: импорт средств связи и компьютеров улучшил техническую базу образования и науки. Однако невнимание к отечественному производству (в том числе к производству продовольствия и промышленных потребительских товаров) серьезно сказалось на экономике страны.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Том 15 Выпуск 1 2012
Роль стран ШОС в экономике Таджикистана
Таджикистан поддерживает активную торговлю со странами ШОС. О роли и значении этой торговли в развитии экономики РТ свидетельствуют некоторые цифры. Так, в 2010 году доля стран ШОС в общем объеме импорта в Таджикистан занимала 60,34%. Причем 61,45% общего объема импорта стран ШОС в РТ составляет ввоз продукции из РФ; за ней следует Казахстан, а затем Китай.
Китай завозит в РТ в основном машины, оборудование и запчасти, недрагоценные металлы и изделия из них, а также продукцию химической промышленности.
Рисунок 2
Структура ввоза стран ШОС в РТ (в %)
Другие страны 39,66
Китай
8,96 Казахстан
11,02
Кыргызстан _ 0,58
Узбекистан 2,7
Россия 37,08
И с т о ч н и к: Рассчитано на основе статистического сборника «Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан» за 2011 год.
я
Из Казахстана РТ получает в основном продукты растениеводства и минеральные продукты. Из Кыргызстана — продукцию пищевой промышленности и животноводства, текстильные материалы и изделия, машины и оборудование, а также минеральные продукты. Из России — в основном минеральные продукты, продукцию химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Из Узбекистана — минеральные продукты и средства наземного, воздушного и водного транспорта.
Таджикистан полностью зависит от импорта из стран ШОС таких продуктов, как продукты растительного происхождения (90,6% от общего ввоза в страну), минеральные продукты (84,3%), древесина и изделия из нее (94,6%), изделия из камня или аналогичных материалов (82,0%) и недрагоценные металлы и изделия из них (70,7%).
Что же касается экспорта РТ в страны ШОС, то в 2010 году его доля составила 48,9%.
Основную массу товаров РТ вывозит в Китай. 93,16% из общего объема экспорта в Китай составляют недрагоценные металлы и изделия из них, 4,38% — минеральные продукты. Доля экспорта живого скота и продуктов животного происхождения в страны ШОС составила 65,9% , продукции растительного происхождения — 83,3%, готовых пищевых продуктов — 79,6%.
Рисунок 3
Структура вывоза в страны ШОС из РТ (в %)
Роль Китая в экономике Таджикистана
За 10-летний период только с КНР было подписано свыше 70 соглашений; Китай входит в первую тройку торговых партнеров РТ и является ключевым инвестором в экономику страны.
С 2006 года отмечен бурный рост торгово-экономического сотрудничества: Китай завозит к нам в основном машины, оборудование, запчасти, недрагоценные металлы и изделия из них, а также продукцию химической промышленности.
При поддержке правительства Китая в Таджикистане удалось реализовать ряд крупных национальных проектов, которые стали ярким символом таджикско-китайской дружбы и сотрудничества. Многие китайские компании развернули в Таджикистане долгосрочную деятельность.
Открытие осенью 2004 года автомобильного сообщения между КНР и РТ через перевал Кульма, а также начало реализации Пекином достаточно масштабной программы кредитования таджикской экономики не только привели к резкому увеличению масштабов торгового оборота, но и фактически дали толчок реальному экономическому проникновению Китая в Таджикистан. Китай стал активно использовать тактику кредитования таджикской экономики. Причем льготные кредиты, предоставляемые республике на те или иные социально значимые проекты, осваиваются, как правило, самими же китайскими компаниями. Таким образом, на сегодняшний день КНР является крупнейшим кредитором РТ, существенно опережая финансовые структуры других стран5.
5 См.: Парамонов В., Строков А., Столповский О. Экономическое присутствие Китая в Таджикистане. Изучение общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Информационно-аналитический центр, 23 июня 2009 [http://www.ia-centr.ru/expert/5038/].
Таблица 1
Внешнеторговое сотрудничество РТ с КНР
Структура экспорта Таджикистана в страны ШОС по товарным группам за 2010 год (в %) Структура импорта Таджикистана из стран ШОС по товарным группам за 2010 год (в %)
Доля данной группы товаров в общем объеме экспорта Таджикистана в страны ШОС Доля Китая в общем объеме экспорта данной группы товаров в страны ШОС из Таджикистана Доля данной группы товаров в общем объеме импорта Таджикистана из стран ШОС Доля Китая в общем объеме импорта Таджикистаном данной группы товаров из стран ШОС
< Всего V 100 100 100 > 100
Живые животные и продукты животного происхождения 0,03 0,00 1,77 0,07
Продукты растительного происхождения 4,99 0,12 8,28 1,52
Жиры и масла животного или растительного происхождения 0,00 0,00 2,74 0,00
Готовые пищевые продукты 0,30 0,00 5,74 0,38
Минеральные продукты 4,55 4,38 24,37 1,09
Продукция химической промышленности 0,25 0,00 20,50 13,40
Пластмассы и изделия из них 0,02 0,01 1,23 2,44
Кожсырье и кожа 0,26 0,29 0,03 0,14
Древесина и изделия из древесины 0,07 0,01 4,59 2,52
Бумага и картон, изделия из них 0,03 0,00 1,17 2,44
Текстильные материалы и текстильные изделия 19,52 0,50 1,21 2,56
Таблица 1 (продолжение)
Структура экспорта Таджикистана в страны ШОС по товарным группам за 2010 год (в %)
Структура импорта Таджикистана из стран ШОС по товарным группам за 2010 год (в %)
мо ен
в пм 2° аиа тет
к
Обувь, головные уборы
0,03
0,00
0,20
0,38
Изделия из камня или аналогичных материалов
0,00
0,00
2,05
2,85
Недрагоценные металлы и изделия из них
63,38
93,16
6,13
19,52
Машины, оборудование и запчасти
1,07
0,38
11,01
38,00
Средства наземного, воздушного и водного транспорта
2,42
0,19
7,19
7,57
Приборы, оптические
аппараты и
часы
0,14
0,08
0,76
1,90
Разные промышленные товары
0,04
0,00
0,70
2,49
Произведения искусства
0,12
0,00
0,06
0,00
Прочее
0,01
0,00
0,26
у
0,72
И с т о ч н и к: Рассчитано на основе статистического сборника «Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан» за 2011 год.
4
На фоне масштабов экономики республики китайское экономическое присутствие в Таджикистане представляется существенным и сводится в основном к торговле (включая «челночную») и оказанию финансовой помощи в виде льготных кредитов и грантов. Большая часть китайских финансов в экономике Таджикистана представлена кредитами
(более 600 млн долл.). Прямые инвестиции Китая в экономику Таджикистана невелики и составляют менее 50 млн долл.6
Главными отраслями экономики РТ, куда ориентированы финансовые ресурсы Китая, являются электроэнергетика (строительство Зеравшанской ГЭС и Нурабадской ГЭС-2, а также высоковольтных линий электропередачи «Лолазор — Хатлон» и «Юг — Север»); транспорт (реконструкция автомобильной трассы Душанбе — Худжанд — Ча-нак, строительство автомобильных туннелей Шахристан и Шар-Шар); горнодобывающая промышленность (освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе, строительство заводов по производству фтористого алюминия и криолита), а также проекты в сфере телекоммуникаций7.
Таким образом, перспективы развития экономического сотрудничества Таджикистана с наиболее сильной экономикой ШОС при сохранении его текущего характера весьма неоднозначны. С одной стороны, Таджикистан нуждается в китайских финансах и товарах, с другой — масштабы китайского экономического проникновения в РТ таковы, что могут привести к формированию зависимости Таджикистана от Китая.
3аключение
Таджикистан придает большое значение взаимодействию в рамках Шанхайской организации сотрудничества и видит в ней одну из важнейших региональных организаций. В рамках ШОС сделано многое для решения региональных вопросов, организации экономического сотрудничества, а также развития других направлений взаимодействия, которые поэтапно охватывают все сферы взаимоотношений государств — членов Организации.
15 июня 2011 года, выступая на расширенном заседании Совета глав государств — членов ШОС в Астане, президент РТ Э. Рахмон сделал акцент на необходимости гармонизировать инвестиционное законодательство стран-участниц. В частности, было отмечено, что для усиления инвестиционного сотрудничества стран ШОС целесообразно усовершенствовать законодательство всех членов Организации, улучшив условия для размещения и защиты иностранных инвестиций, а также регламентировать и строго соблюдать особый правовой режим хозяйствования для свободных экономических зон. Для изучения данного вопроса было предложено создать специальную рабочую группу. Осуществление таких мер позволило бы реализовать крупные совместные проекты на специальных свободных экономических зонах в Таджикистане. Причем речь шла о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленными, научными и технологическими парками)8.
Другим стратегически оправданным направлением является реализация преимуществ транспортно-географического положения РТ и потенциала ее приграничных территорий. Создание в ГБАО и Согдийской области широкой сети свободных экономических зон и зон приграничной торговли притянуло бы колоссальные потоки товаров и капиталов стран ШОС, которые в настоящий момент направляются в зарубежные страны.
6 Там же.
7 Там же.
8 См.: Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на расширенном заседании Совета глав государств — членов ШОС (Астана, 15 июня 2011 г.) [http://www.president.tj/rus/novostee_ 150611.html].
Учитывая сырьевую ориентацию большинства стран ШОС и опираясь на первичный сектор их экономик, необходимо более активно использовать возможности региона по развитию отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также расширять взаимодействие в инновационной сфере. Совместное инвестирование в производства, перспективные для рынка ШОС, может быть одним из важнейших инструментов создания благоприятного климата для региональной интеграции. Реализация важных региональных проектов в приоритетных сферах экономики помогла бы ускорить выполнение Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества.
Необходимо также развивать приграничную инфраструктуру и формировать трансконтинентальные транспортные коридоры (в том числе железнодорожные).
В Таджикистане исходят из того, что новый этап в развитии ШОС должен ознаменоваться стремлением государств-членов к реализации совместных экономических программ, направленных, в частности, на поддержку и стимулирование слабых национальных экономик. Наряду с созданием благоприятных инвестиционных, социально-экономических и транспортных условий необходима также реализация важнейших идей регионального экономического сотрудничества; это станет существенным фактором снижения социальной напряженности и стабилизации ситуации в Центрально-Азиатском регионе.
На наш взгляд, важно сосредоточиться на проектах, связанных с мелиорацией и водным хозяйством региона и направленных на расширение сотрудничества в сфере сельского хозяйства, гидроэнергетики, а также на реализации трансрегиональных транспортных проектов.