108
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Медицина. Фармация. 2014. №24 (195). Выпуск 28/1
УДК 613.954
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА
В статье представлены результаты исследований состояния костно-мышечной системы у 94 детей старших и подготовительных компенсирующих групп в динамике учебного года. Отсутствие положительной динамики состояния осанки и стоп у детей старших групп свидетельствует о недостаточности времени корригирующих воздействий в течение одного учебного года для установления позитивных эффектов.
Ключевые слова: костно-мышечная система, дошкольники старших и подготовительных групп, учебный год.
Введение. В последние годы отмечаются отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Рост заболеваемости выявлен практически по всем классам болезней. Наиболее высокие темпы роста характерны для патологии костно-мышечной системы - в 2,6 раза за последние десять лет. Многолетние данные свидетельствуют о стабильной негативной динамике функциональных нарушений и заболевании КМС у детей вне зависимости от пола и возраста [1, 3].
Состояние костно-мышечной системы (КМС) является важным индикатором здоровья детей, что подтверждается включением показателей о распространенности нарушений осанки, деформаций позвоночника и стоп в официальные статистические отчеты о результатах медицинских осмотров детей [2].
С целью повышения эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья организуются компенсирующие группы. В настоящее время отсутствуют достоверные данные о состоянии КМС у детей компенсирующих ортопедических групп в динамике учебного года, которые могли бы служить одним из объективных критериев эффективного воздействия на детский организм комплекса корригирующих мероприятий.
Учитывая, что нарушения осанки, деформации позвоночника и стоп являются достаточно устойчивыми состояниями, актуальным является оценка их чувствительности к корригирующим воздействиям и продолжительности этих воздействий для выявления положительных изменений. Это может быть установлено на основе сравнительной дифференцированной оценки состояния КМС у дошкольников старших (один год воздействий) и подготовительных (два года воздействий) групп.
Цель исследования состояла в сравнительной оценке состояния КМС у детей старших и подготовительных групп в процессе реализации оздоровительно-корригирующих мероприятий в динамике учебного года.
Материалы и методы. Комплекс мероприятий, направленных на коррекцию нарушений осанки и деформаций стоп, был реализован в новой технологии «Календарь здоровья» [5].
Под наблюдением в течение учебного года находилось 94 ребенка, из них 54 ребенка старших и 40 детей подготовительных групп.
Оценка состояния осанки, позвоночника и стоп проводилась с использованием общепринятых методик. Осмотр учащихся проводился в медицинском кабинете школы при достаточном естественном или искусственном освещении. Перед началом осмотра были проанализированы медицинские карты учащихся. Для обследования стоп использовался плантограф. Нарушения осанки выявляли визуальным методом с использованием модифицированного теста Е. Рутковской. Оценка состояния осанки проводилась с учетом особенностей нормальной осанки детей и подростков [4].
Результаты. Установлено, что в начале и в конце учебного года у детей старших групп нормальная осанка отмечалась, соответственно, у 11,1% и 12,0% детей (р>0,05), незначительные нарушения осанки - у 59,2% и 56,0% (р>0,05), выраженные нарушения осанки - у 29,7% и 32,0% детей (р>0,05). ^
У детей подготовительных групп в начале учебного года не было выявлено ни одного ребенка с нормальной осанкой, в конце учебного года количество таких детей существенно увеличилось и составило 30,8%. Незначительные нарушения осанки в начале и в конце учебного года установлены, соответственно, у 57,5% и 33,3% детей (р<0,05); выраженные нарушения осанки - у 42,5% и 35,9% (р>0,05). Деформаций позвоночника у детей старших и подготовительных групп не было выявлено.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об отсутствии положительной динамики состояния осанки у детей старших групп, несмотря на проводимые корригирующие мероприятия. У
П.И. ХРАМЦОВ Н.О. БЕРЕЗИНА
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва
e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ || Серия Медицина. Фармация. 2014. № 24 (195). Выпуск 28/1
109
детей же подготовительных групп отмечена достоверная положительная динамика состояния осанки за исключением выраженных ее нарушений.
Нормальный свод правой стопы у детей старших групп в начале и в конце учебного года отмечался, соответственно, у 17,0% и 16,7% детей (р>0,05), уплощение - у 42,6% и 40,4% (р>0,05), плоскостопие - у 2,1% и 11,9% (р<0,001), плоско-вальгусная установка стоп - у 38,3% и 28,6% (р>0,05) детей. Нормальный свод левой стопы в начале и в конце учебного года отмечался, соответственно, у 19,1% и 19,0% детей (р>0,05), уплощение - у 44,4% и 40,4% (р>0,05), плоскостопие - у 2,1% и 9,5% (р<0,001), плоско-вальгусная установка стопы - у 34,0% и 28,6% (р>0,05) детей.
У детей подготовительных групп нормальный свод правой стопы в начале и в конце учебного года выявлен, соответственно, у 42,8% и 46,9% детей (р>0,05), уплощение - у 37,1% и 25,0% (р>0,05), плоскостопие - у 11,4% и 15,6% детей (р>0,05), плоско-вальгусная установка стопы - у 8,7% и 9,4 (р>0,05); Нормальный свод левой стопы в начале и в конце учебного года выявлен, соответственно, у 34,3% и 59,4% детей (р<0,01), уплощение - у 40,0% и 15,6% (р<0,01), плоскостопие - у 17,1% и 12,5% детей (р>0,05), плоско-вальгусная установка стопы - у 8,6% и 9,4 (р>0,05).
В конце учебного года у 2,4% детей старших групп и у 3,1% детей подготовительных групп выявлена полая стопа (слева и справа), хотя в начале учебного года такого вида деформации стопы не отмечалось.
Таким образом, выявлен высокий исходный уровень распространенности деформаций стопы и отрицательная динамика плоскостопия у детей старших групп. Более благоприятная динамика состояния стоп (особенно левой стопы) отмечена у детей подготовительных групп.
Выводы.
1. Несмотря на проводимые корригирующие мероприятия положительной динамики состояния осанки и стоп в течение учебного года у детей старших групп не установлено. Достоверная положительная динамика состояния осанки (за исключением выраженных ее нарушений) и стоп отмечена только у детей подготовительных групп.
2. Отсутствие положительной динамики состояния осанки и стоп у детей старших групп свидетельствует о недостаточности времени корригирующих воздействий в течение одного учебного года для установления позитивных эффектов.
Литература
1. Баранов, А.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Иванова, Р.Н. Терлецкая, С.А. Косова //Российский педиатрический журнал, 2012. - № 6. - С. 4-9.
2. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые Подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 432 с (издание 2-е).
3. Онищенко, Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Г.Г. Онищенко / / Гигиена и санитария. 2004. - №4. - С. 3 - 5.
4. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. Под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2012. - 181 с.
5. Храмцов, П.И. Здоровьеформирующие ресурсы современного детского сада / П.И. Храмцов, М.М. Цапенко / / Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья, 2012. - № 1. - С. 13-19.
COMPARATIVE EVALUATION OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM FOR PRESCHOOLERS OF SENIOR AND PREPARATORY GROUPS DURING THE SCHOOL YEAR
P.I. KHRAMTSOV N.O. BEREZINA
Research Institute of Hygiene and Health care of children and adolescents FSBI "Scientific Center of Children's Health", Moscow
e-mail: [email protected]
The article presents results of research status of the musculoskeletal system for 94 children of senior and preparatory compensating groups in the dynamics of the school year. The lack of positive dynamics of posture and feet for children senior groups indicates a failure time corrective actions in the course of one school year to establish the positive effects.
Key words: musculoskeletal system, preschooler of senior and preparatory groups, school year.