36
февраль № 2/179/
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
A.M. Курганский, П.И. Храмцов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Благодаря этим функциям осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности человека. Нарушение же строения и функции стопы приводит к развитию заболеваний.
Наиболее часто встречающаяся деформация стопы у младших школьников связана с нарушением рессорной функции, которая в норме способствует ослаблению ударов при ходьбе, беге и прыжках, а также обеспечивает устойчивое равновесное положение тела. При деформациях стопы дети жалуются на
февраль № 2 /179/
ЗУивб
37
быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе, нарушается походка.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки.
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на состояние всего организма. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформаций стопы, начиная уже с детского возраста.
Цель исследования - изучить распространенность нарушений и деформаций свода стопы у учащихся начальной школы в разных условиях их обучения и воспитания.
Проведено массовое плантографическое обследование 1441 ребенка в возрасте 7-10 лет (763 мальчика и 678 девочек) и 183 учащихся 1-х и 4-х классов средней общеобразовательной школы и «Школы здоровья». Для проведения плантографического обследования использовали плантограф, позволяющий получать отпечатки стоп с последующим их анализом по методу Яролова-Яральянца и выделять группы детей с нормальным сводом стопы, уплощением и плоскостопием [3].
Полученные результаты массовых обследований детей позволили установить высокую распространенность нарушений и деформаций свода стопы. У 34,6 % учащихся начальной школы, т. е. у каждого третьего младшего школьника, выявлено уплощение свода стопы или плоскостопие. Уплощение свода стопы встречалось у 18,9 % детей, плоскостопие - у 15,7 % детей.
Установлены различия частоты встречаемости нарушений и деформаций свода стопы в зависимости от пола. Уплощение отмечено у 15,9 % девочек и 21,6 % мальчиков,
плоскостопие - у 13,7% девочек и 17,5% мальчиков. Нарушение и деформация свода стопы достоверно (р < 0,05) отмечались чаще у мальчиков (39,1 %), чем у девочек (29,6 %). Преобладание распространенности нарушений и деформаций свода стопы у мальчиков младшего школьного возраста по сравнению с девочками было отмечено также другими исследователями [1].
Для оценки эффективности влияния мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений и деформаций свода стопы у младших школьников, проведено сравнительное изучение особенностей их распространенности у учащихся средней общеобразовательной школы (начальные классы) и «Школы здоровья».
В «Школе здоровья» используется широкий арсенал профилактических и корригирующих средств в целях предупреждения и исправления нарушений свода стопы у младших школьников. В расписание занятий начальной школы включен час здоровья, в течение которого проводятся оздоровительные мероприятия (корригирующая гимнастика для укрепления мышц голени и стоп, хождение по массажным дорожкам, массаж голени и стоп, закаливающие процедуры и др.). Кроме того, в учебный процесс внедрены современные интегрированные технологии профилактики и коррекции отклонений здоровья [2]. Особое внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к детской обуви, в том числе сменной. Роль сменной обуви в формировании стопы значительна, поскольку основную часть времени дети проводят в школе. Особо актуальной эта проблема становится для учащихся школ полного дня.
В средней общеобразовательной школе (начальные классы) профилактические и корригирующие мероприятия не проводились.
Изучена распространенность нарушений и деформаций свода стопы у учащихся в начале и в конце их обучения в начальной школе в разных условиях обучения и воспитания.
38
ЗУивб
февраль № 2 /179/
Полученные данные свидетельствуют о более благоприятной динамике состояния свода стопы у учащихся начальных классов «Школы здоровья» по сравнению с младшими школьниками средней общеобразовательной школы. Исходные же показатели состояния свода стопы указывают на более выраженные ее нарушения и деформации у учащихся 1-х классов «Школы здоровья». Уплощение стоп отмечалось у 37,9 % учащихся, плоскостопие -у 18,3 %. У первоклассников средней общеобразовательной школы частота встречаемости уплощения и плоскостопия была более низкой, чем у учащихся «Школы здоровья», и составляла 9,1 и 13,6 % соответственно.
В конце обучения в начальной школе (4-е классы) распространенность уплощения свода стопы у учащихся средней общеобразовательной школы уменьшилась и составила 6,7 %, в то время как распространенность плоскостопия увеличилась до 17,8 %.
Мероприятия по профилактике и коррекции нарушений и деформаций стопы у учащихся, систематически проводимые в «Школе здоровья», позволили снизить в два раза частоту встречаемости уплощения свода стопы - с 37,9 до 18,9% (р < 0,01), а плоскостопия - с 18,3 до 10,3% (р<0,05). Эти данные отражают положительную динамику состояния свода стопы у учащихся начальных классов «Школы здоровья» и подтверждают эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий.
Таким образом, проведенные исследования позволили оценить распространенность нарушений и деформаций свода стопы у младших школьников и выявить особенности их динамики в процессе обучения в начальной школе в зависимости от условий обучения и воспитания. Организация обучения, воспитания и оздоровления в «Школе здоровья» позволяет снизить распространенность нарушений и деформаций свода стопы у детей за счет систематического проведения интегрированных в учебный процесс профилактических и оздоровительных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов B.JL, Веселов Н.Г., Мирзоева И.И. Организация ортопедической и травматологической помощи детям. Л.: Медицина, 1988. 240 с.
2. Кучма В.Р., Храмцов П.И., Сотникова E.H. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе //Гигиена и санитария. 2006. №3. С. 61-64.
3. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада и школы: Методическое пособие (под ред. Г.Н. Сердюковской). М., 1995.