Научная статья на тему 'Методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, на основе средств фитнеса'

Методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, на основе средств фитнеса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
923
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / LATE PRESCHOOL AGE CHILDREN / НАРУШЕНИЯ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА) / MUSCULOSKELETAL APPARATUS DISABILITY / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / СРЕДСТВА ФИТНЕСА / FITNESS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филимонова О. С.

Прогрессирующее ухудшение здоровья, физического состояния детей дошкольного возраста, на которое ежегодно указывает научный центр здоровья РАМН, обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования содержания дошкольного физического воспитания как практически здоровых, так и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цель настоящего исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. экспериментальная методика предусматривала использование на занятиях помимо традиционных средств физического воспитания адаптированных средств фитнеса с учетом морфофункциональных особенностей детей. Об эффективности разработанной методики судили по динамике показателей физического развития, функционального состояния, физических качеств. в целях совершенствования оценки уровня развития физических качеств были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования, по которым определялись интегральные и суммарные показатели. Наблюдение за дошкольниками с отклонениями опорно-двигательного аппарата показало снижение частоты проявления нарушений в данной системе. Более выраженный положительный эффект влияния коррекционной методики был выявлен в старшей группе, что подтверждается изучением динамики показателей физического и функционального развития. Достоверное преимущество данных практически здоровых детей, обнаруженное в начале эксперимента по всем показателям, за исключением морфометрических, сохранилось только в пробах Штанге, Генчи в обеих возрастных группах. Анализ возрастной динамики физических качеств продемонстрировал схожую картину. в коррекционных группах исследуемых выявлено достоверное преимущество темпов прироста интегральных показателей физических качеств, за исключением гибкости и выносливости в подготовительной группе. Таким образом, в процессе проведения педагогического эксперимента была разработана и внедрена в практику инновационная методика физического воспитания детей, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, эффективность которой подтверждается достоверными положительными изменениями физического состояния дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филимонова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training technique of late preschool age children having the musculoskeletal apparatus disability with the help of fitness

Progressive deterioration of health, physical state of preschool age children to which annually points scientific center of health of the Russian Academy of Medical Sciences causes need of further improvement of the content of preschool physical training both almost healthy and the children having deviations in a state of health. The purpose of the research was to develop and experimentally justify a technique of physical training of late preschool age children having functional musculoskeletal apparatus disability. The experimental technique provided use besides traditional means of physical training the adapted means of fitness taking into account the morphofunctional features of children. Effectiveness of the developed technique was judged by the dynamics of physical development indicators, the functional state, and physical qualities. For improvement of an assessment of physical qualities development level it was designed scales of a relative assessment of testing results by which integrated and total indicators were determined. Observing of preschool children with disability of the musculoskeletal apparatus showed decrease in frequency of deviations. More expressed positive effect of the correctional technique influence was revealed in the senior group that is confirmed by studying of dynamics of indicators of physical and functional development. Thus, in the course of carrying out pedagogical experiment it was developed and introduced in practice the innovative technique of physical training of the children having functional disability of the musculoskeletal apparatus. Reliable positive changes of a physical state of preschool children are confirmed the efficiency of this technique.

Текст научной работы на тему «Методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, на основе средств фитнеса»

УДК 373.203.71

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ФИТНЕСА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий О. С. Филимонова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Прогрессирующее ухудшение здоровья, физического состояния детей дошкольного возраста, на которое ежегодно указывает научный центр здоровья РАМН, обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования содержания дошкольного физического воспитания как практически здоровых, так и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цель настоящего исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. экспериментальная методика предусматривала использование на занятиях помимо традиционных средств физического воспитания адаптированных средств фитнеса с учетом морфофункциональных особенностей детей.

Об эффективности разработанной методики судили по динамике показателей физического развития, функционального состояния, физических качеств. в целях совершенствования оценки уровня развития физических качеств были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования, по которым определялись интегральные и суммарные показатели.

Наблюдение за дошкольниками с отклонениями опорно-двигательного аппарата показало снижение частоты проявления нарушений в данной системе. Более выраженный положительный эффект влияния коррекционной методики был выявлен в старшей группе, что подтверждается изучением динамики показателей физического и функционального развития.

Достоверное преимущество данных практически здоровых детей, обнаруженное в начале эксперимента по всем показателям, за исключением морфоме-трических, сохранилось только в пробах Штанге, Генчи в обеих возрастных группах. Анализ возрастной динамики физических качеств продемонстрировал схожую картину. в коррекционных группах исследуемых выявлено достоверное преимущество темпов прироста интегральных показателей физических качеств, за исключением гибкости и выносливости в подготовительной группе.

Таким образом, в процессе проведения педагогического эксперимента была разработана и внедрена в практику инновационная методика физического воспитания детей, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, эффективность которой подтверждается достоверными положительными изменениями физического состояния дошкольников.

Ключевые слова: физическое воспитание; дети старшего дошкольного возраста; нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА); коррекция; средства фитнеса; физическое развитие; функциональное состояние; физическая подготовленность.

Введение. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает серьезную озабоченность у педагогической общественности Российской Федерации. Комплексные медицинские обследования, проводимые в различных регионах страны, свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья детей [2, с. 41-43; 5, с. 72-74]. При этом наиболее распространенными среди детей дошкольного возраста

являются болезни костно-мышечной системы и, прежде всего функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата [1, с. 25-27; 9, с. 85-88].

Многие ученые отмечают, что одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания является активная и сознательная деятельность самих детей, основанная на позитивных мотивах и, следовательно, на усилении их заинтересованности в ее осуществлении, что предполагает обязательный учет предпочтений дошкольников при выборе педагогами средств физического воспитания [4, с. 26-28; 8, с. 45-46].

Важным фактором, способствующим активному формированию устойчивой мотивации, интереса к занятиям физической культурой, по мнению специалистов, является применение инновационных средств физического воспитания [3, с. 33-35; 6, с. 4-8; 7, с. 88-111]. Одним из них является система фитнеса, эффективно использующаяся в процессе оздоровления взрослого населения. Однако анализ научно-методической литературы свидетельствует о незначительном количестве работ, в которых рассматриваются вопросы использования различных фитнес-программ в ходе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе ДОУ № 8 г. Краснодара, в нем приняло участие 112 детей старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проводится в течение года.

Методика проведения занятий по оздоровительной физической культуре основывалась на результатах предварительного исследования детей, выраженных в достоверно более низких функциональных показателях кардиореспираторной системы, снижении общей физической работоспособности дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, по сравнению с практически здоровыми сверстниками.

По темпам прироста физических качеств у детей старшей группы наибольшее отставание выявлено по интегральным показателям силы и ловкости, в подготовительной - ловкости, выносливости и силовых способностей, что учитывалось при планировании занятий.

Коррекционные педагогические воздействия осуществлялись в двух направлениях:

1) целенаправленное воздействие на наиболее слабо развитые физические качества (сила, выносливость, ловкость) и кардиореспираторную функциональную систему;

2) учет характера нарушения ОДА на основе комплекса коррекционныхупражнений.

Упражнения, направленные на развитие выносливости, проводились в исходном положении сидя на фитболе. Таким образом, минимизировалась ударная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, оказывалось вибрационное действие на соединительно-ткан-

ные структуры. Кроме того, большое внимание уделялось развитию данного физического качества во время коррекционных занятий в воде.

Ловкость также эффективно развивалась с применением больших гимнастических мячей. При этом использовались такие качества, как подвижность, неустойчивость мяча, осуществлялись приемы изменения характера, площади опоры, включались упражнения на координацию движений конечностями.

Традиционные коррекционные упражнения были изменены и дополнены с учетом использования средств фитнеса. Позные упражнения, направленные на выработку навыка правильной осанки, проводились в игровой форме в сочетании с ОРУ в исходном положении сидя на фитболе. Упражнения для укрепления мышечного корсета выполнялись с применением фитболов в качестве отягощений с целью развития поверхностных групп мышц живота и спины.

Корригирующие симметричные и асимметричные упражнения с использованием фитболов в качестве опоры в исходных положениях лежа спиной, животом и боком на мяче, лежа на спине, на боку, ноги на мяче. В эту группу вошли упражнения системы Пилатеса, способствующие укреплению глубоких мышц, модифицированные с учетом особенностей занятий с детьми. Согласно принципам системы, упражнения выполнялись плавно, без пауз и остановок, с применением визуализации (зрительных образов). Облегчение при выполнении упражнений достигалось путем применения фитболов. Эта группа сочеталась с упражнениями, направленными на увеличение подвижности позвоночника.

Обязательной составляющей каждого занятия являлись дыхательные упражнения фитнес-йоги, так как по первичным исследованиям было получено выраженное отставание показателей, характеризующих функцию внешнего дыхания (пробы Штанге, Генчи).

Коррекционные занятия дополнялись комплексами аквааэробики. Во время занятий в воде обеспечивалось облегчение выполнения медленных и плавных движений, что способствовало эффективному выполнению комплексов коррекционных упражнений.

Для коррекции плоскостопия проводились специальные занятия с фитболами, а также в бассейне с элементами аквааэробики. Укреплялись продольные и поперечные своды стопы, мышцы голени и бедра, включались базовые элементы программы «Пилатес». Во время занятий исключались такие упражнения, как бег, прыжки, скручивание позвоночника, махи, удары ногами, интенсивные вращательные и высокоамплитудные движения. Принцип индивидуализации реали-зовывался посредством использования упражнений с учетом специфики вида нарушения осанки.

Результаты исследования. Для оценки эффективности разработанной методики было проведено сомато-скопическое исследование на наличие отклонений в состоянии ОДА детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уменьшения количества нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего

дошкольного возраста

вид нарушения опорно-двигательного аппарата Ста ршая группа Подготовительная группа

до экспер. (П=24) послеэкспер. (П=12) % до экспер. (П=33) после экспер. (П=21) %

Крыловидные лопатки 3 1 8 6 3 9

Поясничный гиперлордоз 4 2 8 3 1 6

Сутулость 3 1 8 4 2 6

Плоская спина 2 1 4 3 2 3

Асимметрия плечевого пояса 5 2 10 6 4 6

Сколиотическая осанка 3 1 8 4 2 6

Уплощенная стопа 6 3 12 8 5 9

Продольное плоскостопие (1-2 степень) 3 1 8 4 2 6

Примечание: % - снижение количества диагностируемых нарушений ОДА. Таблица 2

Достоверность различий и темпы прироста показателей физического и функционального развития практически здоровых детей и детей, имеющих нарушения ОДА

Показатели Пол Старшая гр; ппа Подготовительная группа

до экспер. после экспер. Т пр. гр.1 Т пр гр. 2 до экспер. после экспер. Т пр. гр.1 Т пр гр. 2

P P % % P P % %

Длина тела (см) м >0,05 >0,05 3,5 3,3 >0,05 >0,05 5,7 6,1

д >0,05 >0,05 3,2 3,4 >0,05 >0,05 5,6 5,8

Вес тела (кг) м >0,05 >0,05 10,7 12,3 >0,05 >0,05 5,7 5,2

д >0,05 >0,05 11,4 12,1 >0,05 >0,05 5,7 5,4

ОГК (см) м >0,05 >0,05 2,4 4,6 <0,05 >0,05 2,8 4,3

д >0,05 >0,05 2,7 3,2 <0,05 >0,05 2,4 4,0

Проба Штанге (с) м <0,001 <0,01 8,9 20,2 <0,001 <0,01 12,4 19,7

д <0,001 <0,01 8,1 21,0 <0,001 <0,01 10,9 18,6

Проба Генчи (с) м <0,001 <0,01 8,2 19,5 <0,001 <0,01 14,6 23,2

д <0,001 <0,01 10,6 21,3 <0,001 <0,01 10,1 22,7

Проба Руфье (балл) м <0,05 >0,05 -15 -25 <0,001 >0,05 -15 -29,5

д <0,05 >0,05 -18 -24 <0,001 <0,05 -13 -23,4

PWC абс. (кгхм/мин) м >0,05 >0,05 10,2 23,9 <0,05 >0,05 17,0 29,3

д >0,05 >0,05 9,2 24,5 <0,05 >0,05 11,7 22,2

Примечание: выделены достоверные значения Р;

гр. 1 - практически здоровые дети, гр. 2 - дети, имеющие нарушения ОДА.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате внедрения экспериментальной методики произошли положительные изменения во всех группах детей.

На начало эксперимента в старшей группе наблюдались нарушения осанки у шестнадцати детей, деформации стоп - у пяти, сочетанные отклонения - у четырех обследованных. В подготовительной группе результаты обследования выявили у двадцати одного ребенка нарушения осанки, у шести - деформацию стоп и столько же составили сочетанные отклонения.

На конец эксперимента сочетанных нарушений у дошкольников обеих возрастных групп не обнаружено, частота проявления отклонений в осанке снизилась в среднем на 7,6 % в старшей группе и на 6 % в подготовительной; диагноз «уплощенная стопа» - на 9-12 %. Продольное плоскостопие сохранилось у одного ребенка в старшей группе и у двух - в подготовительной. Однако был выявлен переход из второй в первую степень у двух детей подготовительной группы. Таким образом, следует отметить, что в старшей группе получен более выраженный положительный эффект от внедряемой методики.

Таблица 3

Достоверность различий и темпы прироста показателей физической подготовленности практически здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей, имеющих нарушения ОДА

Показатели Пол Старшая г руппа Подготовительная группа

до экспер. после экспер. Т пр. гр.1 Т пр гр. 2 до экспер. после экспер. Т пр. гр.1 Т пр гр. 2

P P % % P P % %

Сила м <0,01 >0,05 12,7 15,5 <0,01 <0,01 9,8 12,5

д <0,01 >0,05 9,7 11,8 <0,01 <0,01 7,7 9,7

Выносливость м >0,05 >0,05 6,1 7,3 <0,01 <0,01 7,8 6,9

д >0,05 >0,05 5,4 6,7 <0,01 <0,01 5,7 5,5

Быстрота м >0,05 >0,05 9,6 10,0 <0,01 >0,05 12,3 13,0

д >0,05 >0,05 8,5 9,5 <0,01 >0,05 10,0 12,5

Гибкость м >0,05 >0,05 6,2 7,8 >0,05 >0,05 6,5 5,8

д >0,05 >0,05 10,7 10,8 >0,05 >0,05 9,7 9,5

Ловкость м <0,01 >0,05 18,2 19,2 <0,001 >0,05 12,9 15,8

д <0,05 >0,05 15,8 18,8 <0,001 >0,05 11,2 14,4

Суммарный показатель м <0,01 <0,05 11,1 12,5 <0,001 <0,01 10,0 11,2

д <0,01 <0,05 10,1 11,7 <0,001 <0,01 8,8 10,4

Примечание: выделены достоверные значения Р;

гр. 1 - практически здоровые дети, гр. 2 - дети, имеющие нарушения ОДА.

Исследование физического развития детей с нарушениями ОДА не выявило достоверных различий по сравнению с практически здоровыми детьми по мор-фометрическим показателям, за исключением данных окружности грудной клетки в начале эксперимента в подготовительной группе (табл. 2).

В пробах, связанных с задержкой дыхания на вдохе и выходе, наблюдается стабильное преобладание абсолютных показателей практически здоровых детей (Р<0,001). Однако разница в данных от начала к концу эксперимента сократилась на 1-0,5 с, а годичные изменения были достоверно выше в группах детей с нарушениями ОДА на 4,5-1,1%.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, а также общая физическая работоспособность улучшились к завершению формирующего эксперимента во всех исследуемых группах. Более значительные изменения обнаружены в пробе Руфье как у девочек, так и у мальчиков старшей коррекционной группы. В тесте PWC150 процентные приросты выше в подготовительной группе, а по абсолютным прибавкам примерно равны показателям практически здоровых детей.

На начало исследований физической подготовленности дошкольников в старшей группе были обнаружены достоверные различия между данными практически здоровых и детей, имеющих нарушения ОДА, по интегральным показателям силы, ловкости у дошкольников обеих групп, выносливости и быстроты в подготовительной группе (табл. 3).

На конец эксперимента исходные различия сохранились в старшей группе только по суммарному показателю, в подготовительной, кроме того, по интеграль-

ному значению силы и выносливости, которые имели наиболее низкий исходный уровень.

Соответственно, абсолютные значения результатов контрольных тестирований были также достоверно выше в группах практически здоровых детей (Р<0,05-0,01). При этом в коррекционной группе исследуемых выявлено достоверное преимущество темпов прироста интегральных показателей физических качеств за исключением гибкости во всех группах, выносливости - у детей подготовительной группы обоего пола, силы у девочек. Максимальное превосходство силовых способностей и выносливости наблюдалось в старшей группе: у мальчиков 2,7% - сила, 1,2% - выносливость, у девочек 1,1-1,8%. В подготовительной группе преобладали различия по качеству быстроты, равные 1,61,9%, а также ловкости - 3,6-4,1%. Полученные данные объясняются значительно более низким исходным уровнем физического состояния детей подготовительной группы, имеющих нарушения ОДА.

Выводы. В результате проведенного исследования выявлены существенные изменения физического состояния детей старшего дошкольного возраста. На конец эксперимента сохранилось достоверное преимущество абсолютных показателей практически здоровых детей только по двум характеристикам физического и функционального развития в старшей группе и по шести в подготовительной. Так же выявлено снижение количества диагностируемых нарушений опорно-двигательного аппарата у детей обоих возрастных групп.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной методики физического воспитания детей дошкольного

возраста, что соответственно обуславливает актуальность дальнейшего внедрения средств фитнеса в физическое воспитание детей различных половозрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондарь, Е. М. Биостатические показатели тела старших дошкольников с различными нарушениями осанки / Бондарь Е. М. // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 4. - С. 25-27.

2. Власова, И. А. К вопросу о физическом здоровье детей / И. А. Власова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2011. - № 1-2. - С. 41-43.

3. Горбунов, С. А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С. А. Горбунов, С. С. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 5. - С. 33-35.

4. Долматова, Т. Н. Индивидуально-дифференцированный подход в реабилитации детей со сколиозом 1-2-й степени / Т. Н. Долматова, К. М. Погосян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 26-28.

5. Иваницкий, В. Н. Современные технологии коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста / В. Н. Иваницкий, С. Б. Нарзулаев, Н. А. Петухов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. -С. 72-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козырева, О. В. Оздоровительные технологии в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и во внешкольных организациях / О. В. Козырева // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - № 2. - С. 4-8.

7. Хромова, А. В. Фитбол-гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста / А. В. Хромова, С. А. Яшина // Детский тренер. - 2014. -№ 2. - С. 88-111.

8. Чернышенко, Ю. К. Возрастная динамика мотивов и потребностей детей 6-10 лет в различных видах физ-культурно-спортивной деятельности / Чернышенко Ю. К., Баландин В. А. // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 45-46.

9. Юрина, И. С. Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей дошкольного возраста средствами и методами ЛФК / Юрина И. С., Кротова В. Ю. // Культура физическая и здоровье. - 2014. - № 1. - С. 85-88.

PHYSICAL TRAINING TECHNIQUE OF LATE PRESCHOOL AGE CHILDREN HAVING THE MUSCULOSKELETAL APPARATUS DISABILITY WITH THE HELP OF FITNESS

Filimonova O., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sports Improving Technologies Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Progressive deterioration of health, physical state of preschool age children to which annually points scientific center of health of the Russian Academy of Medical Sciences causes need of further improvement of the content of preschool physical training both almost healthy and the children having deviations in a state of health. The purpose of the research was to develop and experimentally justify a technique of physical training of late preschool age children having functional musculoskeletal apparatus disability. The experimental technique provided use besides traditional means of physical training the adapted means of fitness taking into account the morphofunction-al features of children.

Effectiveness of the developed technique was judged by the dynamics of physical development indicators, the functional state, and physical qualities. For improvement of an assessment of physical qualities development level it was designed scales of a relative assessment of testing results by which integrated and total indicators were determined.

Observing of preschool children with disability of the musculoskeletal apparatus showed decrease in frequency of deviations. More expressed positive effect of the correctional technique influence was revealed in the senior group that is confirmed by studying of dynamics of indicators of physical and functional development.

Thus, in the course of carrying out pedagogical experiment it was developed and introduced in practice the innovative technique of physical training of the children having functional disability of the musculoskeletal apparatus. Reliable positive changes of a physical state of preschool children are confirmed the efficiency of this technique.

Keywords: physical training, late preschool age children, musculoskeletal apparatus disability, correction, fitness, physical development, functional state.

References:

1. Bondar' E.M. Biostatic indicators of a body of the senior preschool children with various violations the Bearing. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical training of students], 2012, no. 4, pp. 25-27 (in Russian).

2. Vlasova I.A. To a question about physical health of children. Fizkul'tura v profilaktike, lechenii i reabilitatsii [Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation], 2011, no 1-2, pp. 41-43 (in Russian).

3. Gorbunov S.A., Gorbunov S. S. Realization of innovative approaches in system of physical training. Teoriia iprak-tika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2010, no. 5, pp. 33-35 (in Russian).

4. Dolmatova T.N., Pogosian K.M. The individual differentiated approach in rehabilitation of children with scoliosis of the 1-2nd degree. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, ob-razovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2012, no. 2, pp. 26-28 (in Russian).

5. Ivanitskii V.N., Narzulaev S.B., Petukhov N.A. Modern technologies of correction of violations of the musculoskeletal device at children of preschool age. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2014, no. 4, pp. 72-74 (in Russian).

6. Kozyreva O.V. Improving technologies in preschool and school educational institutions and in the out-of-school organizations. Fizkul'tura v profilaktike, lechenii i reabilitatsii [Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation], 2010, no. 2, pp. 4-8 (in Russian).

7. Khromova A.V., lashina S.A. Fitbol-gimnastik in prevention of violations of a bearing at children of preschool age. Detskii trener [Children's trainer], 2014, no 2, pp. 88111 (in Russian).

8. Chernyshenko lu.K., Balandin V.A. Age dynamics of motives and needs of children of 6-10 years for different types of sports and sports activity. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2004, no. 8, pp. 45-46 (in Russian).

9. lurina I.S., Krotova V.lu. Prevention and correction of violations of a bearing at children of preschool age means and LFK. Kul'tura fizicheskaia izdorov'e [Physical culture and health], 2014, no 1, pp. 85-88 (in Russian).

УДК 796.325

КРИТЕРИИ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Е. Н. Потёмкина, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь.

Контактная информация для переписки: 299057, Россия, г. Севастополь, проспект Октябрьской революции, д. 59, кв. 93.

Исследование проводилось с целью определения оптимальных параметров и критериев интенсивности тренировочно-игровых заданий для студентов, занимающихся волейболом, в формате учебных занятий.

в исследовании участвовали студенты университета (п = 81; возраст 18±1 год; масса тела 69,1 ±0,4; длина тела 177,5±0,4; МПК (мл/мин/кг) 51,5±0,24). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, физиометрия, контрольные испытания, математическая статистика.

в результате проведена классификация упражнений волейбола по уровню координационной сложности. Определены

реакции сердечно-сосудистой системы организма студентов при выполнении упражнений волейбола. Разработаны тренировочно-игровые задания волейбола с разным уровнем координационной сложности. Рассчитано соответствие между интенсивностью упражнений волейбола с разным уровнем координационной сложности и зонами метаболической мощности нагрузки (МПК%). Рассчитаны параметры интенсивности тренировочно-игровых заданий для студентов, занимающихся волейболом, в формате учебных занятий (продолжительность задания, время и характер отдыха, количество серий в одном задании).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.