составила от 3 до 3,5 кг, причем статистически значимой разницы между группами не выявили. Больше девочек, чем мальчиков, с МТ от 2,5 до 3 кг во всех группах, причем в 1-й и 3-й группах разница показателей статистически значима. Мальчиков с МТ выше 3,5 кг больше, нежели девочек во всех группах, причем в 3-й и 4-й группах разница показателей статистически значима. Крупных детей с МТ выше 4 кг больше среди мальчиков; статистически значимую разницу показателей отметили в 1-й и 2-й группах.
Характерным признаком экологического и социального неблагополучия является повышение частоты внутриутробной гипотрофии, характеризуемой массоростовым ИК1. Распределение детей по показателям ИК1 представлено в табл. 3. Выявили высокую частоту встречаемости внутриутробной гипотрофии у детей, в большей степени она характерна для девочек; разница показателей статистически значима во всех группах, за исключением 4-й. Следует отметить положительную динамику по снижению числа детей с ИК1 менее 60 за период наблюдения.
Таким образом, мы выявили, что наряду с общебиологическими закономерностями физического развития новорожденных детей в Республике Тыва имеются региональные особенности, которые могут быть обусловлены как этнической составляющей, так и влиянием неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов. За анализируемый период отмече-
на тенденция к снижению ДТ как у мальчиков, так и у девочек, что предполагает наличие процесса ретардации физического развития на внутриутробном уровне. Положительным моментом является снижение числа детей с внутриутробной гипотрофией, что, вероятно, связано с улучшением диспансерного наблюдения за беременными женщинами.
Литер атур а
1. Бабенко А. И., Денисов А. П. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2007. - № 5. - С. 18-20.
2. Беляков В. А., Жуков В. Н., Попова И. В. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2006. - № 1. - С. 22-24.
3. Величковский Б. Т., Баранов А. А., Кучма В. Р. // Вестн. РАМН. - 2004. - № 1. - С. 43-45.
4. Димитриев Д. а., Димитриев А. Д. Влияние факторов различной природы на антропометрические показатели при рождении. - Чебоксары, 2006.
5. Димитриев Д. А., Димитриев А. Д. // Гиг. и сан. - 2007. - № 1. - С. 76-79.
6. Лукина Г. П., Чижова Ж. г., Соколова М. В. // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - М., 2009. - С. 228-229.
7. Максимова Т. М., Белов В. Б., Лушкина Н. П. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2004. - № 5. - С. 6-11.
8. Яцык Г. в., Малкова И. И., Сюткина Е. В. // Рос. педиатр. журн. - 2007. - № 5. - С. 10-14.
Поступила 21.02.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:616.71/.74-057.874-084
Н. Б. Мирская, А. В. Ляхович, А. Н. Коломенская, А. Д. Синякина
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ И
заболеваний костно-мышечной системы у школьников
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, Москва
Выявленный недостаточный уровень информированности родителей о профилактике и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) отрицательно сказывается на состоянии этой системы у их детей.
Работа, направленная на повышение информированности родителей, стала неотъемлемой составляющей разработанного впервые медико-образовательного модуля, который явился основой концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний КМС у школьников. Внедрение медико-образовательного модуля в работу общеобразовательных школ при активном участии родителей позволило за 3 года снизить распространенность функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС у школьников на 50%.
Ключевые слова: родители, школьники, уровень информированности, функциональные нарушения и хронические заболевания КМС, профилактика и коррекция, концептуальная модель, медикообразовательный модуль
N. В. Mirskaya, A.VLyakhovich, А. N. Kolomenskaya, A. D. Sinyakina — PARENTS' PARTICIPATION IN THE PREVENTION AND CORRECTION OF DISORDERS AND DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM
in schoolchildren
Research Institute of Public Health and Public Health Care Management I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
The fact that parents are found to be inadequately aware of the prevention and correction of disorders and disorders of the musculoskeletal system (MSS) negatively affects its state in their children.
Work increasing the parents ’ awareness has become an integral part of the first developed medicoeducational module which is the basis of a conceptual model to prevent and correct MSS disorders and diseases in schoolchildren. The introduction of the medicoeducational module into the work of comprehensive educational schools with the active participation of parents could reduce the prevalence of functional impairments and early diseases of MSS in schoolchildren by 50% during 3 years.
Key words: parents; schoolchildren; level ofawareness; functional impairments and chronic diseases of the musculoskeletal system; prevention and correction; conceptual model, medicoeducational module
59
[гиена и санитария 1/2012
Одним из самых значимых теоретических положений науки о здоровье является подтверждение детских ’’истоков” большей части или всех свойств здоровья человека независимо от времени их наиболее частой возрастной манифестации: детства, периода зрелости или пожилого возраста. Эта тесная привязанность особенностей здоровья к детскому периоду жизни отражает только один, но преобладающий по частоте и значению патогенез возникновения отклонений в состоянии здоровья [1].
Одним из показателей здоровья детей и подростков следует считать состояние их костно-мышечной системы (КМС). Нарушения КМС в детстве способствуют формированию вертеброгенной патологии взрослых с вторичными нарушениями функций ЦНС, сердца, легких, тазовых органов и др. [4, 5].
Нарушения КМС у детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, еще с XIX века относящихся к понятию ”школьные болезни”, актуальны и в настоящее время. Среди обследованных нами 2164 школьников младших, средних и старших классов общеобразовательных школ Москвы выявлены высокие ”нагруженность диагнозами” КМС (функциональные отклонения на одного обследованного в среднем составили 3,2, а хронические заболевания - 0,6) (табл. 1) и распространенность общей патологической поражен-ности КМС (3810,5%о) (табл. 2).
Большинство школьников младших классов уже имеют те или иные функциональные нарушения или начальные формы заболеваний КМС (3202,5 и 407,2% соответственно), распространенность которых с возрастом увеличивается и достигает максимальных величин в старших классах (3616,0 и 781,8% соответственно) (см. табл. 2).
Среди старшеклассниц-девочек распространенность и функциональных отклонений (3660,4%), и хронических заболеваний (828,3%) оказалась значительно выше, чем среди старшеклассников-мальчиков (3581,4 и 674,4% соответственно) (см. рис. 1) [2].
Мирская Н. Б. - врач-гигиенист, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, д-р мед. наук, зав. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)245-13-28); Ляхо-вич А. В. - д-р мед. наук, проф., зав. отд. проблем формирования общественного здоровья ([email protected]); Коломенская А. Н. - врач-педиатр, невролог, специалист по общественному здоровью и здравоохранению, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (akolomenskaya@mail. ru); Синякина А. Д. - специалист по общественному здоровью и здравоохранению, канд. биол. наук, вед. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи.
Вопросы возникновения и развития нарушений КМС неразрывно связаны с вопросами гигиенического обучения и воспитания детей и подростков. Поэтому необходимо, чтобы все, кто связан с процессом обучения и воспитания детей и подростков (родители, воспитатели, педагоги и др.), имели представление о нарушениях и заболеваниях КМС и методах их профилактики.
Материалы и методы
С целью определения информированности родителей о признаках правильной осанки, посадки за учебным столом и походки, а также степени участия родителей в контроле над выполнением детьми необходимых для правильного формирования КМС двигательных навыков нами была разработана анкета.
Родителям предлагалось ответить на вопросы, следят ли они за соблюдением правильной осанки, посадки за учебным столом и походки своих детей, а также из предложенных в анкете признаков осанки, посадки за учебным столом и походки выбрать правильные ответы (всего 9 вопросов и 40 вариантов ответов).
Анкета также включала вопросы, касающиеся информированности родителей о наличии у их детей функциональных нарушений и хронических заболеваний КМС, об используемых методах коррекции этих состояний, а также потребности родителей в знаниях о профилактике, коррекции и лечении нарушений и заболеваний КМС, имеющихся у их детей (всего 9 вопросов и 41 вариант ответов).
Результаты и обсуждение
Анкетный опрос 788 родителей ранее обследованных школьников младших, средних и старших классов общеобразовательных школ Москвы выявил высокую степень участия родителей в контроле над соблюдением их детьми правильной осанки (93,9%), посадки за учебным столом (83,8%) и походки (72,1%), что свидетельствует о понимании большинством родителей необходимости формирования этих двигательных навыков для нормального развития КМС. Однако это делают не все. За правильностью посадки за учебным столом не следят 17,8% родителей школьников средних и 19,7% - старших классов. За правильностью походки не следят около 19% родителей младших школьников и более 30% родителей учащихся средних и старших классов (табл. 3).
Кроме того, все признаки правильной осанки указали только 21,3% родителей, все признаки правильной посадки за учебным столом - 31,5%, а все признаки правильной походки - всего лишь 8,6% (табл. 4).
Таблица 1
"Нагруженность диагнозами" школьников (количество функциональных отклонений и хронических заболеваний КМС в среднем на одного обследованного)
-е классы 2-4 -е классы 5- -8-е классы 9-11-е классы Итого
Показатель мальчики (п = 252) девочки (п = 216) всего (п = 468) мальчики (п = 254) девочки (п = 172) всего (п = 426) мальчики (п = 302) девочки (п = 356) всего (п = 658) мальчики (п = 344) девочки (п = 268) всего (п = 612) мальчики (п = 1152) девочки (п = 1012) Итого (п = 2164)
Функцио- нальные 3,0 3,2 3,1 3,3 3,2 3,2 3,0 2,9 2,9 3,6 3,7 3,6 3,2 3,2 3,2
отклонения
Хронические забо- 0,5 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,6 0,6 0,6
левания
60
Общая патологическая пораженность (в %о) КМС среди школьников
Таблица 2
Младшие класса (1-4-е) Средние классы (5-8-е) Старшие классы (9-11-е) Итого
Показатель мальчики (n = 506) девочки (n =388) всего (n = 894) мальчики (n = 302) девочки (n = 356) всего (n =658) мальчики (n = 344) девочки (n = 268) всего (n = 612) мальчики (n = 1152) девочки (n = 1012) всего (n = 2164)
Функциональные отклонения 3179,8 3232,0 3202,5 2966,9 2915,7 2939,2 3581,4 3660,4 3616,0 3243,9 3234,2 3239,4
Хронические заболевания 419,0 391,8 407,2 649,0 623,6 635,3 674,4 828,3 741,8 555,6 588,9 571,2
Общая патологическая пораженность 3581,0 3623,7 3609,6 3615,8 3539,3 3574,5 4255,8 4488,8 4357,8 3799,5 3823,1 3810,5
Функциональные нарушения Хронические заболевания
Рис. 1. Распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний КМС у школьников.
Недостаточный уровень информированности родителей о указанных показателях существенно снижает качество выполнения детьми двигательных навыков, что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии их КМС.
Более половины опрошенных родителей оказались не информированными о наличии у их детей функциональных нарушений и начальных форм заболеваний
КМС, а 66% родителей нуждаются в дополнительных знаниях о профилактике, коррекции и лечении таких состояний.
Основными источниками знаний для родителей по этой проблеме в настоящее время являются средства массовой информации - 20,3%. Далее по мере убывания следуют врач-ортопед - 18,8%, научно-популярная литература - 18,3%, школьный врач - 17,3% и врач-педиатр - 14,2%.
Недостаточный уровень информированности родителей явился, по-видимому, одной из причин, по которой в общей сложности около 40% школьников с нарушениями или заболеваниями КМС не занимаются коррекцией и лечением таких состояний. Кроме того, 18% школьников (26,9% девочек и 9,6% мальчиков) считают возможным не выполнять рекомендации врача.
С целью повышения уровня медицинских знаний родителей по профилактике и коррекции нарушений и заболеваний КМС школьников нами была разработана тематика обучающих семинаров и лекций, которые проводились на классных родительских собраниях. С родителями детей, у которых в результате профилактических медицинских осмотров были выявлены те или иные отклонения КМС, проводились индивидуальные беседы и медицинские консультации.
В качестве информационно-методического материала, которым обеспечивались родители, нами были подготовлены брошюры, памятки и листовки [3].
Работа, направленная на повышение информиро-
Таблица 3
Контроль со стороны родителей за соблюдением правильных осанки, посадки за учебным столом и походки школьниками (в %)
Контроль Родители школьников младших (1-4-е) классов (п = 192) Родители школьников средних (5-8-е) классов (п = 292) Родители школьников старших (9-11-е) классов (п = 304) Всего (п = 788)
За соблюдением правильной осанки:
да 95,8 ± 1,4 91,8 ± 1,6 94,7 ± 1,3 93,9 ± 0,9
нет 4,2 ± 1,4 8,2 ± 1,6 5,3 ± 1,3 6,1 ± 0,9
За соблюдением правильной посадки за учебным столом:
да 91,7 ± 2,0 82,2 ± 2,2 80,3 ± 2,3 83,8 ± 1,3
нет 8,3 ± 2,0 17,8* ± 2,2 19,7* ± 2,3 16,2 ± 1,3
За соблюдением правильной походки:
да 81,3 ± 2,8 69,9 ± 2,7 68,4 ± 2,7 72,1 ± 1,6
нет 18,8 ± 2,8 30,1* ± 2,7 31,6* ± 2,7 27,9 ± 1,6
Примечание. * -разница статистически достоверна (р < 0,05).
61
[гиена и санитария 1/2012
Таблица 4
Родители школьников, указавшие все признаки правильных осанки, посадки за учебным столом и походки (в %)
Показатель Родители школьников младших (1-4-е) классов (п = 192) Родители школьников средних (5-8-е) классов (п = 292) Родители школьников старших (9-11-й) классов (п = 304) Всего (п = 788)
Признаки правильной осанки 20,8 ± 2,9 26,0 ± 2,6 17,1 ± 2,2 21,3 ± 1,5
Признаки правильной посадки за учебным столом 29,2 ± 3,3 32,9 ± 2,7 31,6 ± 2,7 31,5 ± 1,7
Признаки правильной походки 8,3 ± 2,0 12,3 ± 1,9 5,3 ± 1,3 8,6 ± 1,0
ванности родителей, как и педагогов общеобразовательных школ, стала неотъемлемой составляющей разработанной нами впервые инновационной технологии - медико-образовательного модуля, который явился основой концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний КМС школьников, также разработанной нами впервые (см. рис. 2) [2].
Использование в работе со школьниками экспериментальной группы (п = 338) медико-образовательного модуля в течение 3 лет позволило достоверно снизить распространенность таких отклонений КМС, как асим-
метричное расположение лопаток (от 65,7 ± 2,6 до 41,6 ± 2,8%), крыловидные лопатки (от 22,5 ± 2,3 до 9,7 ± 1,7%), выпрямленная осанка (от 9,5 ± 1,6 до 3,9 ± 1,1%), лордическая осанка (от 8,3 ± 1,5 до 1,3 ± 0,6%), кифотическая осанка (от 7,7 ± 1,5 до 2,6 ± 0,9%), сколиоз (от 20,7 ± 2,2 до 14,9 ± 2,0%) и плоскостопие (от 47,9 ± 2,7 до 36,4 ± 2,7%), т. е. по 7 показателям из 14, что составило 50% (рис. 3).
В экспериментальной группе после внедрения модуля увеличилось число школьников, не имеющих патологических состояний КМС (2,6 ± 0,9% против 1,2
1
Мониторинг Уроки здоровья в Физкульт-минутки на
здоровья рамках предмета ОБЖ, уроках, переменах,
Профилактические биологии и межпредметно дома (комплексы
осмотры Методическая разработка упражнений)
Диагностика (с использованием Подвижные игры на
нарушений и ситуационных задач) по переменах и во
заболеваний КМС у профилактике заболеваний внеурочное время
учащихся КМС у школьников Методика упражнений
Коррекция Лекции и семинары для "Профилактика болей в
функциональных учителей и блиц-лекции спине"
нарушений КМС для родителей (компьютерная версия)
Связь с детской Научные, научно-популярные и Комплексы
ПОЛИКЛИНИКОЙ и методические разработки упражнений
специализированными (статьи, брошюры, буклеты, для профилактики
отделениями ЛПУ памятки и др.) нарушений осанки,
Врачебно- Индивидуальные консультации сколиоза,
физкультурный родителей, имеющих детей с плоскостопия
диспансер нарушениями КМС
Ожидаемые результаты:
- представление о здоровье;
-повышение уровня знаний;
-формирование идеологии здоровья;
-формирование ценностных ориентаций учителей в отношениии к здоровью школьников;
-снижение фукциональных нарушений и заболеваний КМС
Рис. 2. Концептуальная модель профилактики и коррекции нарушений и заболеваний КМС у школьников
62
Рис. 3. Нарушения и заболевания КМС у учащихся экспериментальной группы до и после внедрения медико-образовательного модуля (р < 0,05).
± 0,6%), а на одного обследованного стало в среднем приходиться несколько меньше функциональных нарушений (2,6 против 2,9) и заболеваний (0,5 против 0,7).
Внедрение модуля изменило ранговое распределение выявленных нарушений КМС. Так, произошло перемещение плоскостопия со 2-го места на 3-е, что отражает существенное снижение его распространенности.
Сравнительный анализ исходного уровня показателей состояния КМС учащихся контрольной группы (п = 318) (в работу с которыми медико-образовательный модуль внедрен не был) с данными состояния их КМС спустя 3 года показал достоверное увеличение распространенности таких отклонений КМС, как отсутствие строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса (от 50,9 ± 2,8 до 79,4 ± 2,3%), асимметричное расположение лопаток (от 53,5 ± 2,8 до 61,1 ± 2,8%), сколиотическая осанка (от 3,8 ± 1,1 до 16,0 ± 2,1%), сколиоз (от 15,1 ± 2,0 до 29,4 ± 2,6%), остаточные явления рахита в виде деформации грудной клетки (от 30,2 ± 2,5 до 45,8 ± 2,8%) и остаточные явления рахита в виде Х- или О-образной деформации ног (от 35,2 ± 2,7 до 46,4 ± 2,8%), т. е. по 6 показателям из 14 (рис. 4).
В контрольной группе спустя 3 года число школьников, не имеющих нарушений или заболеваний КМС, почти не изменилось (1,0 ± 0,6% против 0,6 ± 0,4%), а на одного обследованного стало в среднем приходиться больше функциональных нарушений (3,6 против 3,3) и заболеваний КМС среди девочек (0,8 против 0,5).
Сравнительный анализ показателей состояния КМС учащихся экспериментальной и контрольной групп выявил в экспериментальной группе достоверное снижение распространенности скручивания туловища вокруг вертикальной оси (от 36,6 ± 2,8 до 21,4 ± 2,3%), отсутствия строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса (от 79,4 ± 2,3 до 46,7 ± 2,8%), асимметричного расположения лопаток (от 61,1 ± 2,8 до 41,6 ± 2,8%),
Рис. 4. Нарушения и заболевания КМС у учащихся контрольной группы, исходный уровень и спустя 3 года (Р < 0,05).
выпрямленной осанки (от 13,4 ± 1,9 до 3,9 ± 1,1%), сколиоза (от 29,4 ± 2,6 до 14,9 ± 2,0%), уплощенной стопы (от 40,8 ± 2,8 до 33,1 ± 2,7%), плоскостопия (от 44,8 ± 2,8 до 36,4 ± 2,7%), остаточных явлений рахита в виде деформации грудной клетки (от 45,8 ± 2,8 до 26,6 ± 2,5%) и в виде Х- или О-образной деформации ног (от 46,4 ± 2,8 до 35,1 ± 2,7%), т. е. по 9 показателям из 14, что составило 64% (рис. 5).
Проведенные исследования позволили научно обосновать и доказать, что разработанная концептуальная модель, основой которой является инновационная технология - медико-образовательный модуль, внедренный в работу ряда общеобразовательных школ Москвы, при
Рис. 5. Нарушения и заболевания костно-мышечной системы учащихся экспериментальной и контрольной групп (р < 0,05).
63
[гиена и санитария 1/2012
активном участии родителей позволила за 3 года снизить распространенность функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС школьников на 50%.
Таким образом, систематический медицинский контроль над состоянием КМС школьников, а также объединение усилий школьного коллектива и родителей позволили получить положительный результат в работе по профилактике и коррекции нарушений и заболеваний КМС школьников.
Литер атур а
1. Воронцов И. М. // Здоровье нации - здоровый город: Материалы Международного форума “Здоровье нации - здоровый город. Роль бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни городской среды обитания”. - М., 2005. - С. 65-73.
2. Мирская Н. Б. Инновационные технологии реализации концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников: Ав-тореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2010.
3. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков: Учебное пособие для медицинских работников / Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В. и др./ Под ред. А. В. Ляховича. - М., 2009.
4. Ульрих Э. в., Мушкин А. Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. - СПб., 2002.
5. Филгус Т. А., Игошев В. Ф., Иванович В. А. Динамическая системная оценка опорно-двигательного аппарата девочек и девушек - гарантия сохранения репродуктивного потенциала // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2002. - С. 188-190.
Поступила 01.03.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 616.955:373.1
М. И. Степанова, 3. И. Сазанюк, М. А. Поленова, А. С. Седова, И. Э. Александрова, И. П. Лашнева, Т В. Шумкова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ УрОКОв в шКОлЕ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
По результатам гигиенической оценки установлено, что обучение с использованием инновационных способов составления расписания школьных уроков снижает утомительность образовательной нагрузки, оптимизирует психосоматическое состояние и режим дня учащихся.
Ключевые слова: школьники, функциональное состояние организма, педагогические технологии, расписание уроков, профилактика переутомления, здоровьесбережение
М. I. Stepanova, Z. I. Sazanyuk, М. A. Polenova, A. S. Sedova, I. Е. Aleksandrova, I. Р. Lashneva, Т. V. Shumkova — HYGIENIC ASSESSMENT OF INNOVATION PROCEDURES FOR LESSON SCHEDULING AT SCHOOL
Research Institute of Hygiene and Health Care in Children and Adolescents, Research Center of Children’s Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Hygienic assessment has established that education, by using innovation procedures for school lesson scheduling, diminishes the weariness of a schooling load and optimizes the pupils ’psychosomatic status and school routine.
Key words: schoolchildren, body’s functional status, pedagogical technologies, lesson schedule, weariness prevention, health promotion
Характерной чертой современного школьного образования становится не только возрастание объемов и интенсивности учебных нагрузок, но и использование инновационных педагогических технологий и режимов обучения, в том числе не предусмотренных современными нормативно-методическими документами в области санитарного законодательства. Актуальность гигиенической оценки данных инноваций связана с выявлением их здоровьесберегающего эффекта, предваряющим массовое тиражирование в школах, что позволит
Степанова М. И. - д-р мед. наук, зав. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Сазанюк 3. И. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Поленова М. А. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Седова А. С. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Александрова И. Э. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Лашнева И. П. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Шумкова Т. В. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]).
в значительной мере снизить риск возможного неблагоприятного влияния этих технологий на здоровье детей и подростков в ходе учебной деятельности [1-3].
Цель работы заключалась в установлении адекватности инновационных подходов в составлении расписания учебных занятий возрастным и функциональным возможностям организма учащихся школьного возраста.
В работе применялся комплекс гигиенических, физиологических, а также статистических методов исследования. Оценивалась динамика функционального состояния ЦНС учащихся, вегетативного обеспечения их учебной деятельности, психофизиологических реакций на учебную нагрузку, а также таких показателей функционального состояния организма, как самочувствие, активность, настроение; изучался суточный бюджет времени школьников.
Исследования выполнялись в условиях естественного гигиенического эксперимента в динамике учебного дня, недели и учебного года. Под наблюдением находились учащиеся начальных и средних классов школ Смоленска и Москвы.
Одна из оцениваемых педагогических инноваций
64