ВестникВГУИТ, №3, 2015_
УДК 338.2
Соискатель А.И.Алёшин
(Институт проблем региональной экономики Российской академии наук) тел. (989) 1691873 E-mail: [email protected]
Applicant A.I. Aleshin
(Institute of Regional Economics Problems of the Russian Academy of Sciences) phone(989)1691873 E-mail: [email protected]
Механизм совершенствования управления деятельностью региона как организационное новшество
The mechanism of improving the management of the region as an organizational innovation
Реферат. Организационно-экономический механизм совершенствования управления инновационным, инвестиционным и экономическим видами деятельности регионального хозяйства, как комплексный инструментарий реализации и повышения уровня принимаемых управленческих решений, организационное новшество, позволяет менеджменту региона достигать планируемого экономического результата, целевых установок в процессе инновационных и экономических изменений состояния внешней среды. Структура статьи сформирована таким образом, чтобы раскрыть: сущность; функциональное назначение и целевую ориентацию механизма совершенствования управления видами деятельности региона, исходя из сложившихся тенденций, действующих правил и соблюдаемых принципов рационализации взаимодействия технологических элементов (методов, стратегий, предпринимаемых комплексных мер); классификационные признаки функции планирования системы управления деятельностью региона. Особенности формирования организационно-экономического механизма совершенствования управления видами деятельности региона состоят в способности механизма предусматривать меры влияния не только на уровень взаимодействия технологических элементов системы управления, но и на их классификационные характеристики в рамках устанавливаемых признаков. Вклад автора статьи состоит в раскрытии основного состава технологических элементов системы управления региональным хозяйством, дополняющих их количественных и качественных характеристик и определения организационно-экономических мер воздействия, повышающих уровень управляемости и экономические результаты деятельности региона.
Summary. Organizational-economic mechanism of innovation, investment and economic activities of the regional economy management improving as a comprehensive toolkit implement and increasing the level of management decisions, organizational innovation, allows the region management to achieve the planned economic results of targets in the process of innovation and economic change of the state of the external environment. The structure of the article formed to explain: the essence; functionality and target orientation mechanism for improving the management of activities in the region, based on current trends, existing rules and respect the principle of rationalizing the interaction between technological elements (methods, strategies undertaken comprehensive measures); classification features of the planning function of management of the region. Features of formation of the organizational-economic mechanism of management activities development in the region is the ability of the mechanism to provide measures of influence, not only on the level of interaction of technology management system elements, but also on the characteristics of their classification within the framework established by the signs. The contribution of the author is to reveal the basic structure of the technological elements of the management of the regional economy to complement their quantitative and qualitative characteristics and to determine the organizational and economic measures that increase the level of control and economic performance of the region.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, управление деятельностью региона, технологические элементы системы управления, классификационные признаки
Keywords: organizational and economic mechanism, management of activity of the region, technological elements of a control system, classification signs of elements
Решение конкретных производственно-хозяйственных проблем деятельности предприятий, отраслевых составляющих и в целом регионального хозяйства, связанных с повышением темпов экономического роста, эффективности производства, совершенствованием управления, в доминирующей степени зависит от такого комплекса технологических составляющих процесса управления, как предпринимаемые организационно-экономические, финансово-инвестиционные, маркетинговые и
иные меры, действия в рамках функций, методов, способов и стратегий управления текущей деятельностью и долгосрочным развитием структурных составляющих сферы услуг.
Технологический инструментарий
принятия обоснованного и экономически соответствующего ресурсному потенциалу управленческого решения в процессе деятельно-стиобъекта управления в условиях динамики изменений состояния внешней и внутренней
© Алёшин А.И., 2015
ВестникВГУИТ, №3, 2015'=
сред может быть применён менеджментом региона, исходя как из сложившихся тенденций, действующих правил и соблюдаемых принципов рационализации взаимодействия технологических элементов системы управления структурными составляющими и в целом регионального хозяйства, так и из использования организационного новшества, позволяющего на основе установления соответствий функциональных назначений и целевой ориентации каждого из технологических элементов на достижение планируемого экономического результата, эффективности производства, с учётом влияния изменяющихся инновационных и экономических состояний макро-, микросред, стадий жизненного цикла экономических видов деятельности региона количественным и качественным характеристикам поставленной перед региональным хозяйством целевой установки [1].
В качестве такого организационного новшества, на наш взгляд, может выступать организационно-экономический механизм совершенствования управления деятельностью региональной социально-экономической системы. Функциональное назначение организационно-экономического механизма состоит в том, чтобы наполнять конкретными ресурсо-обеспеченными мерами и действиями технологические составляющие процесса управления текущим функционированием и перспективным развитием региона [2].
Функциональные назначения таких технологических элементов системы управления региональным хозяйством как функции, методы, стратегии в организационно-экономическом механизме совершенствования управления экономической, инновационной и инвестиционной деятельностью призваны обеспечивать соблюдение и единство присущих им индивидуальных признаков, способствующих выражению свойств и функциональных возможностей того или иного технологического элемента системы управления.
В том случае, если в организационно-экономическом механизме совершенствования управления видами деятельности региона сформулированное и всесторонне обоснованное его функциональное назначение не соблюдается, то возникающее при этом снижение качественных и количественных характеристик взаимодействия технологических элементов системы управления существенно влияет на адекватность принимаемых управленческих решений реальным условиям изменяющихся экономических, инновационно-инвестиционных состояний
внешней и внутренней сред.
Вместе с этим, организационно-экономический механизм совершенствования (рационализации и гармонизации) управления
деятельностью регионального хозяйства выступает интегратором всех комплексных мер и действий, предпринимаемых менеджментом регионального хозяйства в рамках технологических составляющих процесса управления видами инновационной, инвестиционной и экономической деятельности.
Качественный характер интегрирования функциональных назначений и целевой направленности технологических элементов системы управления экономической, инновационной и инвестиционной деятельностью в организационно-экономическом механизме проявляется не только в высокой степени адаптации видов деятельности регионального хозяйства к изменениям инновационного, экономического состояния внешней среды, но и в соблюдении сбалансированности расходуемых объёмов ресурсного потенциала с экономическими результатами управления инновационной и инвестиционной деятельностью региона.
Излагаемые точки зрения ряда авторов в экономической литературе на решение проблем повышения уровня управления деятельностью локальной или региональной социально-экономической системой в основном состоят в изменении организационной структуры объекта управления, позволяющей оперативно и целенаправленно реагировать на: влияние факторов внешней среды на изменение соответствия объёмов ресурсопотребления с экономическими результатами; повышение конкурентоспособности продукции и в целом предприятия регионального хозяйства; соблюдение динамики эффективности используемых ресурсов, проектов инвестирования в основной капитал, технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые новшества [4]. В том случае, если данный подход к совершенствованию управления деятельностью региона является основным, то для решения поставленных организационно-экономических задач должен формироваться комплекс мер, отвечающий требованиям, предъявляемым к решению конкретной задачи совершенствования уровня управления региональным хозяйством, повышения эффективности управленческих воздействий на тот или иной вид деятельности региона.
В какой-то степени наполнение организационно-экономическими и иными мерами исполняемого конкретного управленческого решения о повышении уровня управляемости регионального хозяйства соответствует определению понятия «механизм», так как декларируемое управленческое решение реализуется на основе распределения для этой цели соответствующей доли ресурсного потенциала в составе конкретных мер и действий.
Вестпик<ВТУИТ, №3, 205_
Сущностное представление о механизме исполнения декларируемых положений федеральной, региональной нормативно-правовой регламентации состоит в том, что реализация законодательных положений субъектами управления региональным хозяйством, его структурными составляющими должна обеспечиваться посредством соблюдения определённых условий, правил и принципов в своей деятельности, обеспечения выполнения законодательных положений необходимыми объёмами ресурсов, организационными, стимулирующими, контрольными и иными мерами и действиями.
Однако действующие трактования понятия «механизм» в обеспечении исполнения нормативно-правовых положений, предпринимаемых управленческих решений, хотя и имеют под собой реальную основу в трансформации декларируемых ими рекомендуемых положений в процессе управления деятельностью регионального хозяйства, что формально соответствует представлению о понятии «механизм реализации нормативно-правовых регламента-ций и принимаемых управленческих решений», но, на наш взгляд, не в полной мере раскрывают сущность понятия «организационно-экономический механизм управления» соответствующим видом деятельности (инновационно-инвестиционным, экономическим) региона.
В отличие от общей логико-вербальной характеристики понятия «механизм», более адекватной формой его содержательного выражения может выступать его такое определение, как «Комплексный инструментарий реализации принимаемых управленческих решений, нормативно-правовых положений по соблюдению установленных регламентаций деятельности региона, его структурных составляющих посредством организационно-экономических и иных мер, способов, методов, стратегий текущего функционирования и перспективного развития на основе соблюдения функциональных назначений и целевой ориентации технологических элементов влияния системы управления на достижение экономических результатов, уровня эффективности функционирования объекта совершенствования (управления)».
Общая содержательная характеристика понятия «организационно-экономический механизм», исходя из постановки и решения конкретной задачи рационализации и гармонизации взаимодействия отдельных элементов системы управления, должна детализироваться и расширяться с учётом особенностей деятельности регионального хозяйства, его структурных составляющих. Так, например, в организационно-экономическом механизме, направленном на совершенствование управления инновационной
и инвестиционной деятельностью региональной социально-экономической системы должны быть предусмотрены не только основные технологические элементы системы управления (функции, комплексные меры, способы, методы и стратегии развития), но и основные характеристики их классификационных признаков.
Для признака «функциональное воздействие» должны быть выделены такие основные функции влияния системы управления на экономическую и инвестиционно-инновационную результативность деятельности регионального хозяйства, как планирование, организация, регулирование, стимулирование, прогнозирование, контроль и учёт.
В соответствии с классификационным признаком «ресурсно-трудовое влияние» в таком технологическом элементе системы управления деятельностью региона, как методы управления следует выделить такие их виды, как экономический, социально-психологический, организационно-распорядительный, кластерно-технологический. Классификационным признаком, характеризующим виды предпринимаемых мер и действий менеджментом региона, его структурных составляющих, выступает «меры регулирования деятельности». При этом, в зависимости от видов деятельности регионального хозяйства, регулирующими мерами, определяющими направления и характер видов деятельности, а также устранение отклонений экономических результатов от общего принятого курса развития региональной социально-экономической системы, для рассматриваемого классификационного признака выступают организационно-экономические, инновационно-научные, финансово-инвестиционные, социальные и маркетинговые комплексные меры.
Для классификационного признака «стратегическая ориентация на средне-, долгосрочное развитие» основными характеристиками влияния в системе управления долгосрочным социально-экономическим развитием на достижение планируемых экономических результатов выступает базовая (обобщающая) стратегия и дополняющие её, определяющие целевую направленность обобщающей стратегии, частные (функциональные) стратегии.
Формирование организационно-
экономического механизма совершенствования управления видами деятельности региона, в том числе инновационной и инвестиционной деятельностью, рационализирующего взаимодействие технологических элементов системы управления, должно включать весь состав характеристик - составляющих классификационных признаков воздействия технологических элементов системы управления деятельностью
&естнщ.<ВТУМТ, №3, 205
регионального хозяйства на достижение экономических результатов и соблюдения положительной динамики эффективности используемых ресурсов региона [3].
Кроме того, классификационное расширение и дополнение характеристик - составляющих технологических элементов системы управления видами деятельности регионального хозяйства, на наш взгляд, способствует возрастанию роли создаваемого организационно-экономического механизма совершенствования управления деятельностью региональной социально-экономической системы, повышению уровня её управляемости, обоснованности принимаемых решений по соблюдению темпов экономического роста в процессе расширения состава и усиления конкурентных преимуществ инновационно-инвестиционного и организационно-экономического характера [5].
Классификационными характеристиками, дополняющими технологические элементы системы управления текущим функционированием и перспективным развитием региона, например, у функции планирования (технологический элемент - функции управления), являются такие её методы, определяющие уровень адекватности тенденциям развития и реальности достижения экономического результата, эффективности используемых ресурсов, как: балансовый (обеспечение соответ-
ЛИТЕРАТУРА
1 Евменов А.Д., Кроливецкий Э.Н., Мор-щагина Н.А. Совершенствование технологии управления телекоммуникационными предприятиями: монография. СПб.: Изд-во "Студия "НП-Принт", 2013.
2 Кроливецкий Э.Н., Панарин А.А. Формирование имитационной модели управления экономическим развитием профессионального образования // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 2(18). С. 70-72.
3 Панарин А.А. Эффективность функционирования системы управления экономическими и инновационными изменениями профессиональных учебных заведений // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 2(19). С. 124-128.
4 Неретин О.П. Формирование механизма взаимодействия и моделирования процесса стратегического влияния групп поддержки социально-экономического развития учреждений культуры: монография. СПб.: Изд-во "Студия "НП-Принт", 2012.
5 Рогова И.Н. Совершенствование операционной деятельности - необходимое условие повышения конкурентоспособности российских предприятий в условиях МЭО // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 8 (28). С. 152-154.
ствия объёмов потребления ресурсов регионального производства планируемым экономическим результатам); оптимальный (определение условий производства объёмов располагаемых ресурсов, соответствующих целевому функционалу - максимизации экономического результата по каждому виду выпускаемой продукции, оказываемых услуг); эталонный (бенчмаркинг) - метод планирования социально-экономического развития региона, применяемый в соответствии с тенденциями развития и величинами изменения экономических результатов административно-территориального образования близкого по объёмам ресурсообес-печенности и видами производственно-хозяйственной деятельности к региону планируемой деятельности; прогностический, способствующий на основе точных и адекватных ретроспективным тенденциям оценок прогноза обеспечению практической значимости планирования и реальности достижения экономических результатов, эффективности регионального производства; имитационный, позволяющий на основе схематичного и последовательно-технологического представления процесса достижения планируемых экономических результатов, эффективности регионального производства обосновывать реальность их достижения в средне-, долгосрочном периодах при наличии ресурсов и организации их эффективного использования.
REFERENCES
1 Evmenov A.D., Krolivetskii E.N., Morschagi-na N.A. Sovershenstvovanie teckhnologii upravlenia telekommunikatsionnimi predpriatiami. [Improving the management of telecommunication technology enterprises]. Saint-Petersburg, NP-Print, 2013. (In Russ.).
2 Krolivetskii E.N., Panarin A.A. Formation of a simulation model of economic development management professional education. Vestnik RAEN. [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences], 2014, no. 2 (18), pp. 70-72. (In Russ.).
3 Panarin A.A. The effectiveness of the system of economic management and innovative changes in vocational schools. Vestnik RAEN. [Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences], 2015, no. 2 (19), pp. 124-128. (In Russ.).
4 Neretin O.P. Formirovanie mechanizma vzai-modeisvia I modelirovania processa strategicheskogo vliania group padderzki socialno-economicheskogo razvitia uchrezdenii kulturi. [Formation of the mechanism of interaction and process modeling strategic influence groups support the socio-economic development of cultural institutions]. Saint-Petersburg, NP-Print, 2012. (In Russ.).
5 Rogova I.N. Improving operating performance - a necessary condition for improving the competitiveness of Russian enterprises in the ERI. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Novie gummanitarnie issledovania. [Herald of Oryol State University. Series: New humanitarian research], 2012, no. 8(28), pp.152-154. (In Russ.).