3. Gadzhieva P.D. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak neobhodimoe uslovie razvitiya obschestva. Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gatchina: Gosudarstvennyj institut 'ekonomiki, finansov, prava i tehnologij, 2019: 41-45.
4. Adaeva O.V. Organizaciya pravovogo vospitaniya v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Problemy 'ekonomiki i yuridicheskojpraktiki. 2020; T. 16, № 4: 107-110.
5. Adaeva O.V. Rol' pravovospitatel'noj deyatel'nosti kak obschegosudarstvennoj zadachi vo vzaimosvyazi s patrioticheskim vospitaniem. Modern Science. 2020; № 7-1: 95-98.
6. Mahasheva Ya.A. Nekotorye problemy pravovogo obrazovaniya buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 47-49.
7. Chestnihina A.D. Puti i sposoby formirovaniya pravovoj kompetentnosti studentov, obuchayuschihsya na medicinskih special'nostyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 145-146.
8. Rosenko N.I. Formirovanie 'ekonomiko-pravovoj kul'tury u studentov sredstvami elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Gumanitarnye nauki. 2021; № 3: 53-56.
9. Rosenko N.I. Formirovanie 'ekonomiko-pravovoj kul'tury u studentov vuzov v usloviyah distancionnogo obucheniya: iz opyta raboty. Innovacii vobrazovanii. 2020; № 4: 104-117.
10. Semenov K.B., Nikolaev M.V., Semenova A.S. Gendernye osobennosti grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya v cifrovom obschestve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 268-271.
Статья поступила в редакцию 31.05.23
УДК 378
Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educational Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Dudaev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION OF A HIGH SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF HYBRID LEARNING.
The article talks about the main features of pedagogical communication of a high school teacher under conditions of hybrid learning. To do this, at its beginning, some features of implementation of the educational process in a modern Russian university are considered. On this basis, the knowledge, skills and abilities of a modern teacher allowing for effective pedagogical communication importance is proved. Further, the pedagogical communication role in the educational process carried out in the modern higher school space is demonstrated. Its most significant functions are investigated. The main features of the modern teacher activity aimed at these functions implementation are determined. The system of the higher school pedagogical employee qualities, conducive to the effective implementation of such activities, is considered.
Key words: higher education, distance learning format, hybrid learning format, pedagogical communication, student, teacher
Н.У. Ярычев, д-р педагогических наук, д-р филос. наук, проф., зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики образовательной деятельности НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: [email protected]
Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье говорится об основных чертах педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Для этого в её начале рассматриваются некоторые особенности реализации образовательного процесса в современном российском вузе. На этом основании доказывается важность знаний, умений и навыков современного преподавателя, позволяющих осуществлять эффективное педагогическое общение. Далее демонстрируется роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве современной высшей школы. Исследуются наиболее значимые из числа его функций. Определяются основные черты деятельности современного преподавателя, направленной на реализацию этих функций. Рассматривается система качеств педагогического работника высшей школы, благоприятствующих эффективной реализации такой деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционный формат обучения, гибридный формат обучения, педагогическое общение, студент, преподаватель
Актуальность темы статьи объясняется тем, что образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современной высшей школы, характеризуется рядом черт, не находивших столь яркого выражения на предыдущих этапах её развития (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, А.М. Новиков, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, М.И. Шилова, Е.Н. Шиянов). Сегодня мы можем говорить о его новой архитектуре. Последней присущи следующие признаки:
- реализация в условиях гибридного обучения, которая, в свою очередь, предполагает интеграцию лекционно-семинарской системы и дистанционных образовательных технологий [1, с. 57];
- большее, чем прежде, доверие к обучающимся, требующее предоставления им определённой свободы по ходу образовательного процесса [2, с. 22];
- необходимость генерации принципиально нового образовательного пространства, в котором будущие профессионалы смогут осваивать материал в удобном для себя временном режиме (А.А. Азбель, Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, П.А. Морозова);
- широкое использование интерактивного контента, а также электронных ресурсов в образовательных целях [3, с. 52];
- повышенное внимание к процессам рефлексии и коммуникации между субъектами образовательных отношений, находящее своё выражение, прежде всего, через широкое привлечение студентов к планированию обучения, выбору его средств, форм и методов [4, с. 5].
Столь значительные изменения не могли не оказать ощутимого влияния на характер общения между участниками образовательного процесса [5, с. 119-120]. Его специфике применительно к педагогическому работнику посвящено наше исследование.
Таким образом, цель статьи - рассмотрение основных черт педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения.
С данной целью коррелируют следующие задачи:
- продемонстрировать роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве современной высшей школы;
- рассмотреть его функции;
- определить основные черты деятельности современного преподавателя, направленной на реализацию этих функций;
- продемонстрировать систему качеств педагогического работника высшей школы, благоприятствующих эффективной реализации такой деятельности.
Методы исследования, использовавшиеся при решении вышеперечисленных задач, включали рефлексию педагогического опыта авторов и анализ специальной литературы, затрагивающей интересующую нас тематику.
Научная новизна статьи заключается в определении той роли, которую продуктивное педагогическое общение играет в процессе подготовки молодых специалистов на современном этапе развития высшей школы высшей школы
Таблица 1
Функции педагогического общения преподавателя высшей школы
Функции Характеристика
Организационная Эффективное педагогическое общение обеспечивает оптимальную организацию совместной активности будущих профессионалов, с одной стороны, преподавателя - с другой, это достигается путём установления взаимной личностной информированности и, следовательно, общей ответственности за образовательные результаты (А. Бандура, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, К.Е. Зискин, Н.А. Зоркая, В.А. Петровский)
Информационно-обучающая Результативность педагогического общения прямо пропорциональна эффективности демонстрации связей, существующих между изучаемой дисциплиной и реалиями осуществления студентами их профессиональной деятельности в будущем [2, с. 24]
Конструктивная Правильно организованное взаимодействие между преподавателем и учащимися позволяет сформировать у них более глубокое понимание изучаемого предмета
Контрольно-оценочная По ходу педагогического общения осуществляется само- и взаимоконтроль обучающего и обучаемых [5, с. 125]
Коммуникативно-стимулирующая Педагогическое общение позволяет гармонизировать сочетание различных, включая инновационные, форм учебно-познавательной деятельности [1, с. 42-43]
Эмоционально-коррегирующая Продуктивное взаимодействие между участниками образовательного процесса позволяет реализовать принципы «победного обучения» и «открытых перспектив» во время его реализации (Т.Н. Бояк, И.Т Касавин, Е.В. Красавина)
Её теоретическая значимость состоит в демонстрации системы качеств педагогического работника высшей школы, способствующих эффективной эффективному педагогическому общению.
Практическая значимость заключается в выявлении основных черт деятельности современного преподавателя, направленной на реализацию основных функций педагогического общения.
Педагогическое общение преподавателя высшей школы - основной инструмент внешней реализации его профессионально-педагогической деятельности. Достаточный уровень его эффективности позволяет успешно решать одну из ключевых задач, стоящих перед преподавателем по ходу осуществления аудиторной работы. Эта задача заключается в утверждении себя как авторитетного участника педагогического процесса. В свою очередь, в полной мере сформированный авторитет обеспечивает ему доверие со стороны обучающихся, а также формирование у них устойчивого интереса к изучаемой дисциплине [6, с. 63].
Современным педагогам известны шесть основных функций оптимального педагогического общения (табл. 1).
В ходе реализации профессионально-педагогической деятельности в условиях современной высшей школы педагог может существенно повысить эффек-
- поощрение распространения среди обучающихся практики обращения за помощью к преподавателю или товарищам [8, с. 210];
- создание щадящей обстановки при ответах студентов, характеризующихся ярко выраженной коммуникативной заторможенностью (Б.В. Дубин, И.А. Зимняя, И.Т. Касавин, И.Н. Потапова, Е.А. Седова);
- поощрение устных ответов студентов по их инициативе;
- придание ценности попыткам активного участия студентов в образовательном процессе [6, с. 66].
Современные педагоги, осуществляющие профессиональную деятельность по программам ВО, зачастую вынуждены работать в условиях гибридной формы обучения, т. е. вести занятия как в аудиторном, так и в дистанционном форматах [4, с. 7]. Таким образом, необходимой чертой их профессионального портрета является наличие системы знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное педагогическое общение на занятиях, проводимых в дистанционном формате (РР Каримов, ПЮ. Каримова, Т.Е. Исаева). Соответствующие знания касаются в основном ключевых особенностей таких занятий (табл. 2).
Таким образом, при проведении дистанционных занятий преподаватель должен стремиться к созданию «эффекта личного присутствия» на них
Таблица 2
Особенности организации и проведения учебных занятий в дистанционном и гибридном форматах
Группа особенностей Описание
Лингвистические Преподаватель ни в коем случае не должен становиться комментатором мультимедийных материалов, ему следует стремиться к сохранению академического характера занятий [10, с. 213]
Дидактические При проведении онлайн-занятий преподавателю следует помнить, что он может столкнуться с эффектом «чёрного экрана», при котором не сможет видеть студентов и, следовательно, судить об их реакции, например, на объяснение нового материала, а равно - и о степени удовлетворенности проведённым занятием [7, с. 24-25]
Организационные В ходе проведения учебных занятий в дистанционном и гибридном форматах применение различных мультимедийных материалов, как правило, носит более широкий, системный характер. Несколько повышается и уровень интерактивности аудитории. Следовательно, преподаватель должен стремиться к всестороннему поддержанию постоянного контакта с ней
Психологические Необходимо учитывать, что дистанционное педагогическое взаимодействие может восприниматься его участниками как общение «в пустоту». Следовательно, увеличивается шанс возникновения чувства неудовлетворённости его результатами. Для ликвидации подобных негативных последствий необходима интенсивная стимуляция контактов между субъектами образовательных отношений [8, с. 136]
тивность своего взаимодействия с обучаемыми. Для этого ему следует уделять повышенное внимание ряду её аспектов.
Например, большое значение имеет способность преподавателя владеть устной речью и голосом [7, с. 22]. Так, громкий голос, перекрывающий все голоса в аудитории, может быть признаком силы и уверенности педагогического работника (А.В. Аникина, В.Ф. Анурин, Л.Д. Гудков, И.Н. Ларикова, О.К. Шиманская, ГС. Широкалова). Кроме того, немалое значение имеют интонация и её изменения. Устная речь, лишённая интонационных окрасок, действует на студентов усыпляюще, ведёт к редукции их внимания и интереса. Выразительная речь, напротив, способствует привлечению слушателей к поддержанию их активности на учебных занятиях, проводимых как в аудиторной, так и в дистанционной формах [8, с. 398-399]. К тому же необходимо принять во внимание, что интонация позволяет точнее передавать состояние говорящего, чем собственно речь.
Установлению оптимального педагогического общения с высокой вероятностью будет способствовать широкое применение в профессионально-педагогической деятельности следующих коммуникативных приёмов:
- недопущение на аудиторных и дистанционных занятиях таких действий студентов, которые могут мешать их товарищам проявлять творческую активность [9, с. 173];
[11, с. 32]. В полной мере достигнуть такового поможет наличие у него системы умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять ряд действий (табл. 3).
Таблица 3
Действия преподавателя при организации и проведении занятий в дистанционном и смешанном формате
№ п/п Действия
1. Сопровождение педагогом собственных действий необходимыми комментариями, что особенно важно при работе с мультимедийными материалами [1, с. 77]
2. Опрос учащихся по различным аспектам преподаваемого материала в ходе дистанционного занятия
3. Обязательная проверка подключения студентов перед началом и в ходе занятий, оперативное устранение возможных проблем [5, с. 127]
Также отметим важность сформированности у педагога некоторых профессионально важных качеств. К ним относятся:
- достаточный уровень развития речевой культуры;
- осознанный интерес к людям и работе с ними;
- наличие потребности в конструктивном профессиональном общении [10, с. 101];
- гибкость мышления, позволяющая изменять речевые воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей студентов;
- способность поддерживать обратную связь во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса [11, с. 34];
- умение прогнозировать различные ситуации, могущие возникнуть по ходу осуществления профессионально-педагогической деятельности в смешанном и дистанционном форматах [3, с. 51];
- развитое чувство эмпатии;
- способность к импровизациям, умение применять весь спектр средств воздействия [8, с. 346].
Таким образом, отметим, что образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современной высшей школы, характеризуется рядом черт, не находивших столь яркого выражения на предыдущих этапах её развития. Более того, на сегодняшний день мы с определённой долей уверенности можем говорить о его новой архитектуре.
Подобные трансформации не могли не повлиять на характер общения между участниками образовательного процесса.
Это, последнее, представляет собой основной инструмент внешней реализации профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя высшей школы. Достаточный уровень развития данной характеристики позволяет успешно решать одну из ключевых задач, стоящих перед ним. Эта задача заключается в утверждении себя как авторитетного
Библиографический список
участника педагогического процесса. В свою очередь, в полной мере сформированный авторитет обеспечивает доверие со стороны обучающихся, а также формирование у них устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Современным педагогам известны организационная, информационно-обучающая, конструктивная, контрольно-оценочная, коммуникативно-стимулирующая и эмоционально-коррегирующая функции оптимального педагогического общения.
По ходу реализации профессионально-педагогической деятельности в условиях современной высшей школы педагог может существенно повысить эффективность своего взаимодействия с обучаемыми. Для этого ему следует уделять повышенное внимание ряду её аспектов. Например, большое значение имеет способность преподавателя владеть устной речью и голосом. Кроме того, установлению оптимального педагогического общения с высокой вероятностью будет способствовать широкое применение в профессионально-педагогической деятельности ряда коммуникативных приёмов.
Так как современные педагоги, осуществляющие профессиональную деятельность по программам ВО, зачастую вынуждены работать в условиях дистанционной или гибридной форм обучения, необходимой чертой их профессионального портрета является наличие системы знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное педагогическое общение на занятиях, проводимых в дистанционном формате.
Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно во время общения, конструктивного взаимодействия лучше раскрывается и развивается человеческий потенциал студенческой молодёжи, тем самым развиваются так называемые «гибкие навыки» будущих специалистов.
Важна также сформированность у педагога некоторых профессионально значимых качеств.
1. Ахаян А.А., Батракова И.С., Боровик Л.К. и др. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки». Санкт-Петербург: Астерион, 2022; Ч. 1.
2. Султанбаева К.И. Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы. Вестник Тувинского государственного университета. 2016; № 4 (31): 20-25.
3. Куджиева О.А. Развитие коммуникативной компетенции как часть профессиональной подготовки студентов вуза. Проблемы преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань: Концепция, 2016: 50-54.
4. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.
5. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. 2018; № 2: 112-127.
6. Волков Д.А. Будущее рождается в диалоге. СоциоДиггер. 2021; Т. 2; № 9 (14): 60-67.
7. Добрых А.В. Проблемы и перспективы реализации православных миссионерских и социально-культурно-просветительских стратегий, ориентированных на трансляцию современной молодёжи социальных терминальных ценностей высшего порядка (опыт осмысления ряда современных научных подходов). Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 21-25.
8. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
9. Каримов РР, Каримова Г.Ю. Особенности проведения лекционных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. E-Scio. 2022; № 7 (70): 172-176.
10. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России. Кисловодск: Магистр, 2015.
11. Кантышева А.А. Необходимость изменения методов обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе в связи с цифровой трансформацией образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 32-35.
12. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2013.
References
1. Ahayan A.A., Batrakova I.S., Borovik L.K. i dr. Proektirovanie invariantnyh modulej obrazovatel'nyh programm magistratury po napravleniyu «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». Sankt-Peterburg: Asterion, 2022; Ch. 1.
2. Sultanbaeva K.I. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. VestnikTuvinskogogosudarstvennogouniversiteta. 2016; № 4 (31): 20-25.
3. Kudzhieva O.A. Razvitie kommunikativnoj kompetencii kak chast' professional'noj podgotovki studentov vuza. Problemy prepodavaniya professional'no orientirovannogo inostrannogoyazyka v vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ryazan': Koncepciya, 2016: 50-54.
4. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.
5. Korenev A.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obschenii. Rhema. 2018; № 2: 112-127.
6. Volkov D.A. Buduschee rozhdaetsya v dialoge. SocioDigger. 2021; T. 2; № 9 (14): 60-67.
7. Dobryh A.V. Problemy i perspektivy realizacii pravoslavnyh missionerskih i social'no-kul'turno-prosvetitel'skih strategij, orientirovannyh na translyaciyu sovremennoj molodezhi social'nyh terminal'nyh cennostej vysshego poryadka (opyt osmysleniya ryada sovremennyh nauchnyh podhodov). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 21-25.
8. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.
9. Karimov R.R., Karimova G.Yu. Osobennosti provedeniya lekcionnyh zanyatij s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. E-Scio. 2022; № 7 (70): 172-176.
10. Yarychev N.U. Dialog pokolenij v kul'turno-civilizacionnoj sisteme sovremennoj Rossii. Kislovodsk: Magistr, 2015.
11. Kantysheva A.A. Neobhodimost' izmeneniya metodov obucheniya grammatike anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze v svyazi s cifrovoj transformaciej obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 32-35.
12. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 31.05.23
УДК 37.018.1
lohvidov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia), E-mail: [email protected] Kozlova N.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia), E-mail: nadin240680@rambler. ru
FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG THE CHILDREN OF THE ORPHANAGE. The article is dedicated to the problem of forming family values among the pupils of the orphanage. The inability to establish strong and warm relationships with other people, communication problems and low self-esteem are not uncommon manifestations of the problem. This aspect can be dangerous both for the child himself and for the people around him. Children from orphanages, in most cases,