УДК 378
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Atalayeva N-P.G, Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Rashidova A.J., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF MOBILE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS. The article explores the main opportunities existing at the current Russian higher education development stage to optimize the preparing students-teachers for the implementation of mobile technologies in foreign language lessons process. To do this, the researchers consider the main advantages inherent in these technologies in the sense of rationalizing the educational process carried out in the modern Russian schools' educational space. The most significant problems that complicate the widespread introduction of mobile technologies in the foreign language teaching process to modern Russian schoolchildren are also studied. The specific knowledge, skills and abilities necessary for the development of a future foreign language teacher at the higher education stage for the successful application of mobile technologies in further professional activity are highlighted. The main ways of developing such competencies that can be implemented at the current the corresponding segment of the domestic education system development stage are demonstrated.
Key words: foreign language at school, mobile technologies in foreign language lessons, professional training of foreign language teachers, student, teacher.
П.Д. Абдурахманоеа, д-р филол. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Н-П.Г. Аталаееа. канд. пед. наук, зав. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АД. Рашидоеа, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье исследуются основные возможности, существующие на современной стадии развития отечественной системы ВО для оптимизации процесса подготовки студентов-педагогов к реализации мобильных технологий на уроках иностранного языка. Для этого сначала рассматриваются основные преимущества, присущие этим технологиям в смысле рационализации образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современных российских школ. Далее изучаются наиболее существенные проблемы, затрудняющие широкое внедрение мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку современных российских школьников. Выделяются конкретные знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у будущего учителя иностранного языка на ступени высшего образования для успешного применения мобильных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Демонстрируются основные пути развития таких компетенций, могущие быть реализованными на современной стадии развития соответствующего сегмента отечественной системы образования.
Ключевые слова: иностранный язык в школе, мобильные технологии на уроках иностранного языка, профессиональная подготовка учителей иностранного языка, студент, преподаватель.
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть обоснована фактом глубокого проникновения компьютерных и мобильных технологий во все сферы жизни человеческого общества. Не составляет исключения и образовательная система [1-5].
Соответственно, актуализируются и темы научных исследований, связанные с эффективной подготовкой будущих педагогов к использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности [2; 4; 6-9]. Сказанное не в последнюю очередь относится к вопросам обучения будущих учителей применению таких технологий на занятиях со школьниками по иностранному языку [5; 6; 10].
Рассмотрению ключевых аспектов данной составляющей проблемы интеграции мобильных технологий в образовательный процесс посвящена наша статья.
Её цель - исследование основных возможностей, существующих на современной стадии развития отечественной системы ВО, для оптимизации процесса подготовки студентов-педагогов к реализации мобильных технологий на уроках иностранного языка.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть основные преимущества, присущие мобильным технологиям в смысле рационализации образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современных российских школ;
- изучить наиболее существенные проблемы, затрудняющие широкое внедрение мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку современных российских школьников;
- выделить конкретные знания, умения и навыки, необходимые для выработки у будущего учителя иностранного языка на ступени высшего образования для успешного применения мобильных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности;
- продемонстрировать основные пути развития этих компетенций, могущие быть реализованными на современной стадии развития соответствующего сегмента отечественной системы образования.
При подготовке данной статьи были использованы такие методы, как анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую тематику, а также систематизация педагогического опыта авторов.
Научная новизна нашей статьи заключается в демонстрации некоторых возможностей для оптимизации процесса подготовки студентов-педагогов к реализации мобильных технологий на уроках иностранного языка, могущих быть реализованными на современной стадии развития отечественной системы ВО.
Теоретическая значимость состоит в определении системы знаний, умений и навыков будущих учителей, развитие которой представляется необходимым с
Таблица 1
Преимущества использования мобильных технологий при обучении школьников иностранному языку
Преимущества Описание
Возможность осуществлять эффективное построение и управление образовательной траекторией Применение мобильных технологий расширяет существующие на сегодняшний день потенции для индивидуализации учебно-воспитательного процесса [3; 5]
Экономия бюджета Использование мобильных технологий на учебных занятиях по иностранному языку позволяет снизить финансовые затраты на покупку, обслуживание и ремонт необходимой техники, так как большинство подобных технологий предусматривают использование обучающимися собственных устройств в образовательных целях [4, с. 45-46]
Лояльность, демократичность Использование учениками личных гадже-тов на уроках иностранного языка позволяет повысить уровень доверия между субъектами образовательных отношений
Рост эффективности образовательного процесса Учащиеся быстрее осваивают необходимые курсы в силу преимуществ, которые даёт работа с собственными устройствами [3; 7; 10]
точки зрения успешного применения ими мобильных технологий в профессиональной деятельности.
Практическая значимость - в демонстрации основных путей развития таких знаний, умений и навыков, которые могут быть реализованными на современной стадии развития отечественного ВО.
Широкое применение мобильных технологий в ходе обучения школьников иностранному языку с определённой вероятностью может способствовать рационализации соответствующего процесса [1, с. 141]. Этому в немалой степени будут благоприятствовать их преимущества перед традиционными образовательными технологиями (табл. 1).
Несмотря на выявленные нами преимущества, использование мобильных технологий в процессе обучения школьников иностранному языку связано также с рядом объективных проблем (табл. 2).
Таблица 2
Проблемы, затрудняющие широкое внедрение мобильных технологий в процесс преподавания школьникам иностранного языка
Группа Проблемы
Некоторые учителя иностранного языка не готовы к пониманию мобильных технологий как к действенному средству преподавания в условиях современной школы [11, с. 90]
Педагогические Сегодня не каждый учащийся демонстрирует осознанное стремление к самостоятельному решению учебных задач при помощи мобильных устройств, многие школьники могут применять их только для развлечения [8, с. 16]
Не все педагоги способны на рациональный учёт особенностей реального и виртуального взаимодействия с учащимися в рамках учебных занятий
Зачастую со стороны учителей и руководства ОО недостаточно внимания уделяется вопросам планирования учебного процесса с использованием мобильных технологий [6; 9; 12-13]
Социальные Некоторые учащиеся не имеют собственных мобильных устройств либо технические характеристики их гаджетов не позволяют использовать все приложения, необходимые для успешного изучения иностранного языка
Не все родители согласны с перспективой широкого использования своими детьми мобильных устройств в ходе урочной и внеурочной деятельности
Физиологические Использование мобильных устройств вне школы способствует определённому снижению физической активности учащихся
Длительная работа с гаджетами может спровоцировать ухудшение зрения школьников [11; 14; 15]
Необходимость своевременной установки прикладных программ, предназначенных для выполнения учебных заданий, на устройства, принадлежащие участникам образовательного процесса
Необходимость обеспечения подключения устройств к скоростному Интернету [3; 6; 8; 12; 16]
Управление устройствами при групповой работе с учащимися класса
Технические Необходимость зарядки мобильных устройств
Возможные проблемы в ходе подключения мобильных устройств учителя и учеников к проектору или телевизору с целью визуализации проделанной работы [17, с. 14]
Затруднения, могущие возникнуть в ходе передачи данных с мобильных устройств учащихся на стационарные компьютеры или устройство преподавателя в силу проблем с совместимостью, технического состояния одного или нескольких устройств и др.
Естественно, что успешное обучение современных школьников иностранному языку подразумевает способность педагога избегать охарактеризованных выше проблем по ходу применения мобильных устройств в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен по возможности наиболее полно реали-зовывать их преимущества. Для этого у будущего учителя иностранного языка необходимо сформировать систему определённых знаний, умений и навыков (табл. з).
Формированию вышеперечисленных знаний, умений и навыков у будущих учителей иностранного языка будет способствовать развитие у них специфической линии поведения при выполнении учебных и профессиональных задач, подразумевающих широкое использование такого рода технологий [18, с. 162].
Таблица 3
Знания, умения и навыки современного педагога, необходимые для успешного использования мобильных технологий в процессе обучения школьников иностранному языку
Знания О наиболее значимых технических особенностях мобильных устройств
О перспективах совершенствования процесса преподавания иностранного языка в школе, связанных с расширением использования в нём мобильных технологий [1; 4; 16]
Об особенностях функционирования психики учащихся в ходе работы с гаджетами
Об основных возможностях, существующих для эффективного использования мобильных технологий на уроках иностранного языка [15; 17]
Умения Эффективно планировать проведение учебных занятий с использованием мобильных технологий
Пользоваться современными мобильными устройствами на уровне «уверенного пользователя»
Навыки Эффективного поиска информации, необходимой для проведения учебных занятий, и её продуктивного использования с применением мобильных устройств
Навыками организации индивидуальной и групповой работы школьников, в т. ч. с использованием мобильных технологий
Навыками дистанционного обучения школьников иностранному языку [5; 7; 9; 11]
Это представляется возможным, главным образом, в рамках практических и семинарских занятий с будущими учителями иностранного языка.
На таких занятиях могут быть организованы выступления студентов с позиций педагогов [3; 5; 6; 15; 16; 18]. При этом к выступлениям обучающихся могут предъявляться следующие обязательные требования:
- широкое и эффективное использование в ходе ответа различных дидактических средств, в т. ч. мобильных устройств;
- организация активного взаимодействия с аудиторией;
- проблемное изложение материала, подразумевающее широкое применение средств ИКТ и мобильных технологий [3, с. 218-219].
При анализе выступлений будущих педагогов особое внимание следует уделять их умению использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения, в т. ч. с применением мобильных технологий [8; 14; 18].
Подводя итоги исследования, прежде всего следует отметить, что в силу глубокого проникновения компьютерных и мобильных технологий во все сферы жизни человеческого общества существенные трансформации претерпела российская образовательная система.
Соответственно, возросла и важность вопросов, связанных с эффективной подготовкой будущих педагогов к использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности. Сказанное в полной мере относится к вопросам обучения будущих учителей применению таких технологий на занятиях со школьниками по иностранному языку.
Широкое применение мобильных технологий в данном процессе с определённой вероятностью может способствовать его рационализации благодаря их преимуществам перед традиционными образовательными технологиями.
В число этих преимуществ входят следующие: возможность осуществлять эффективное построение и управление образовательной траекторией; экономия бюджета; лояльность и демократичность; рост эффективности образовательного процесса.
Использование мобильных технологий в процессе обучения школьников иностранному языку связано также с рядом объективных проблем педагогического, социального, физиологического и технического характера.
Успешное обучение современных школьников иностранному языку подразумевает способность педагога избегать охарактеризованных выше проблем по ходу применения мобильных устройств в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен по возможности наиболее полно реализовывать их преимущества. Для этого у будущего учителя иностранного языка необходимо сформировать систему определённых знаний, умений и навыков.
Её развитие представляется возможным, главным образом, в рамках практических и семинарских занятий. В рамках последних могут быть организованы выступления студентов с позиций педагогов. К ним могут предъявляться следующие требования: широкое и эффективное использование в ходе ответа различных дидактических средств, в т. ч. мобильных устройств; организация активного взаимодействия с аудиторией; проблемное изложение материала, подразумевающее широкое применение средств ИКТ и мобильных технологий.
При анализе таких выступлений особое внимание следует уделять умению студентов использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения, в т. ч. с применением мобильных технологий.
Библиографический список
1. Cмолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. Воронеж: Воронежский государственный университет:, 2019: 135-143.
2. Лыткина C.I Организационно-педагогические установки применения интерактивного сопровождения педагогической практики студентов физкультурного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 65-67.
3. Капина A.A. Использование мобильных приложений на занятиях по иностранному языку. Образование. Наука. Культура: материалы Международного научного форума. Гжель: Гжельский государственный университет, 2020: 217-219.
4. Капина A.A. Образовательные возможности магистратуры в подготовке будущих учителей к применению мобильных технологий в учебном процессе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 43-47.
5. Капина A.A. Практические механизмы формирования готовности будущих учителей к применению мобильных технологий в условиях магистратуры. Высшее образование сегодня. 2021; № 7-8: 31-35.
6. Насырова Э.Ф., Насыров РИ. Игровые технологии как средство развития инновационного мышления студентов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 51-53.
7. Кузнецова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 94-96.
8. Aсташина Н.И., ^мусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения. АНИ: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 1: 15-18.
9. Гедрих И.В. Разработка и применение мультимедийных и интерактивных материалов при обучении иностранному языку. Инновационная наука. 2017; № 1: 144-147.
10. Куличенко Ю.Н., Попова О.Ю., Линькова Ю.И. Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Мир науки, культуры и образования. 2019; № 4 (59): 30-33.
11. Хамдамова СО. Эффективность использования мультимедиа и гипермедиа на занятиях английского языка. Вопросы науки и образования. 2018; № 8 (20): 89-91.
12. Шарифбаева Х.Я. Применение мобильных технологий в сфере образования. Проблемы педагогики. 2018; № 2 (34): 106-107.
13. Шамсиддинова Э.М., Варга В.В. Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах. Наука, образование и культура. 2017; Т. 1, № 5 (20): 66-67.
14. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий. Карельский научный журнал. 2017; Т. 6, № 4: 76-81.
15. Итинсон KC. Применение мультимедийных средств при изучении дисциплины иностранный язык. Региональный вестник. 2020; № 2 (41): 56-57.
16. Aнтропова М.Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat). Crœs-curtural Studies Education and science. 2018; Vol. 3: 218-224.
17. Фахрутдинова Д.Р Мобильные технологии в обучении иностранному языку. Проблемы современной лингводидактики. 2017; № 13: 13-18.
18. Cухорукова Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к использованию смартфона на уроке. Образование. Технологии. Качество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Перо, 2019: 160-165.
References
1. Smolina L.V. Mobil'nye prilozheniya dlya izucheniya anglijskogo yazyka kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty obuchayuschihsya. Innovacionnye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze i shkole: realizaciya sovremennyh FGOS. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 135-143.
2. Lytkina S.T. Organizacionno-pedagogicheskie ustanovki primeneniya interaktivnogo soprovozhdeniya pedagogicheskoj praktiki studentov fizkul'turnogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 65-67.
3. Kapina A.A. Ispol'zovanie mobil'nyh prilozhenij na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Obrazovanie. Nauka. Kultura: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel': Gzhel'skij gosudarstvennyj universitet, 2020: 217-219.
4. Kapina A.A. Obrazovatel'nye vozmozhnosti magistratury v podgotovke buduschih uchitelej k primeneniyu mobil'nyh tehnologij v uchebnom processe. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 43-47.
5. Kapina A.A. Prakticheskie mehanizmy formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k primeneniyu mobil'nyh tehnologij v usloviyah magistratury. Vysshee obrazovaniesegodnya. 2021; № 7-8: 31-35.
6. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo razvitiya innovacionnogo myshleniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 51-53.
7. Kuznecova Yu.V. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 94-96.
8. Astashina N.I., Simuseva M.V. K voprosu ob ispol'zovanii interaktivnyh metodov obucheniya. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2017; T. 6, № 1: 15-18.
9. Gedrih I.V. Razrabotka i primenenie mul'timedijnyh i interaktivnyh materialov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Innovacionnaya nauka. 2017; № 1: 144-147.
10. Kulichenko Yu.N., Popova O.Yu., Lin'kova Yu.I. Ispol'zovanie mul'timedijnyh prezentacij v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2019; № 4 (59): 30-33.
11. Hamdamova S.O. 'Effektivnost' ispol'zovaniya mul'timedia i gipermedia na zanyatiyah anglijskogo yazyka. Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018; № 8 (20): 89-91.
12. Sharifbaeva H.Ya. Primenenie mobil'nyh tehnologij v sfere obrazovaniya. Problemy pedagogiki. 2018; № 2 (34): 106-107.
13. Shamsiddinova 'E.M., Varga V.V. Vozmozhnosti i problemy ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij v vuzah. Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2017; T. 1, № 5 (20): 66-67.
14. Rubcova E.V. Povyshenie kachestva obrazovatel'nogo processa (kommunikativnoj napravlennosti obucheniya) inostrannyh uchaschihsya s pomosch'yu informacionnyh komp'yuternyh tehnologij. Karel'skij nauchnyjzhurnal. 2017; T. 6, № 4: 76-81.
15. Itinson K.S. Primenenie mul'timedijnyh sredstv pri izuchenii discipliny inostrannyj yazyk. Regional'nyj vestnik. 2020; № 2 (41): 56-57.
16. Antropova M.Yu. Mobil'nye tehnologii v uchebnom processe (na primere kitajskogo Wechat). Sross-curtural Studies Education and science. 2018; Vol. 3: 218-224.
17. Fahrutdinova D.R. Mobil'nye tehnologii v obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy sovremennojlingvodidaktiki. 2017; № 13: 13-18.
18. Suhorukova E.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu smartfona na uroke. Obrazovanie. Tehnologii. Kachestvo: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Pero, 2019: 160-165.
Статья поступила в редакцию 11.11.22
УДК 37.01
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
Dzhioeva F.Kh., teacher (Russian Language, Literature), Secondary School No. 1 of Nogir Village, Republic of North Ossetia-Alania (Russia),
E-mail: [email protected]
THE PLACE AND ROLE OF LANGUAGE TEACHING IN MULTICULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The paper reveals the essence of a concept of multicultural education, examines its place in the pedagogical process of modern secondary schools and the personal development of students. Particular attention is paid to the role of language in the assimilation of both native and other ethnic cultures. After all, it is with the help of linguistic means that thoughts and feelings, characteristics and moods are translated, the expression of emotional states of subjects of interpersonal and intercultural interaction is carried out. The individual develops a desire to understand the content of the contacting cultures and the possibility of communication in the language of any of them. It is language acquisition that serves as a sure means of studying the culture of its native speakers, thus creating conditions for dialogue and polylogue of cultures. The conclusion is made about the need for constructive interaction and mutual enrichment of cultures in contact in the educational space, which is the most important determinant factor of the formation and self-determination of a developing personality.
Key words: multicultural education, ethnic culture, dialogue of cultures, interaction of cultures, language learning, linguistic personality.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
Ф.Х. Джиоева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, с. Ногир, E-mail: [email protected]