8. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2010 N 751. g. Moskva. Available at: https://rnk-concept.ru/ wp-content/uploads/2022/04/4-%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0-4-%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4-%D1%87%D0%B8%D1 %81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA.pdf
9. Saprykina G.V. Dialog kul'tur - uslovie razvitiya inoyazychnoj kommunikativnoj kul'tury studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta «Gumanitarnye nauki». 2018; № 4 (30): 21-26.
10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 g. № 996-r. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
11. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnoj teorii i tehnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk, 2020.
12. Ter-Minasova S.G. Yazyki mezhkul'turnaya kommunikaciya: uchebnoe posobie. Moskva: Graal', 2017.
13. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.
14. Holmogorov A.I. Edinyjimnogonacional'nyj. Riga: Liesma, 1970.
15. 'Etnografiya i mifologiya osetin. Kratkij slovar'. Sostaviteli A.B. Dzadziev, H.V. Dzucev, S.M. Karaev. Vladikavkaz, 1994.
Статья поступила в редакцию 08.11.22
УДК 378
Dobrovenskis D.V., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Solovyova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University
(Elekiroizolator, Russia)
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia);
Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The article discusses conceptual approaches that are used to improve the quality of education of future teachers. On the basis of scientific articles, the paper examines methods of teacher training in terms of innovation. Approaches to the organization of the educational process and how a teacher can effectively convey educational material in an era of an unlimited amount of information are analyzed. The researchers have identified several modern professions that appear in the educational space and what role these professions have in modern education. Hypotheses regarding the need to expand the influence of the teacher on the life of the student were also considered. As a theoretical justification, the work considers the trend towards the development of the personality of students, and also studied the social portrait of the student. The researchers also make assumptions about which approaches to training best meet modern requirements for a teacher.
Key words: modernization, modern educational programs, personality education, approaches, teaching methods.
Д.В. Добровенекие, аспирант, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,
E-mail: [email protected]
Н.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются теоретические подходы, которые используются для улучшения качества образования будущих педагогов. На основе научных статей были проанализированы методы подготовки учителей в условиях инноваций. Были исследованы подходы к организации учебного процесса и к тому, как педагог может эффективно доносить учебный материал в эпоху неограниченного количества информации. Мы выделили несколько современных профессий, которые появляются в учебном пространстве, и то, какую роль эти профессии играют в современном образовании. Также были рассмотрены подходы, обеспечивающие расширенное влияние педагога на жизнь ученика. В качестве теоретического обоснования была проанализирована тенденция к развитию личности учащихся и проанализирован социальный портрет школьника. В конце статьи были сделаны выводы, какие подходы, с точки зрения автора, в подготовке учителей являются наиболее эффективными в современных социокультурных условиях.
Ключевые слова: модернизация, современные образовательные программы, воспитание личности, подходы, методики преподавания.
Актуальность статьи заключается в необходимости быстро адаптироваться в условиях инноваций. Система образования не стоит на месте, и многие методы преподавания теряют свою эффективность. В эпоху, когда школьник может открыть Интернет и найти любую информацию, педагог должен стать путеводителем, помогая не только изучать, но и адаптироваться в обществе и самостоятельно развиваться. Для этого необходимы новые подходы в подготовке будущих преподавателей, которые помогут расширить влияние учителя и его профессиональные навыки.
Целью данной статьи является изучение современных подходов к подготовке будущих учителей.
Основные задачи статьи заключаются в следующем:
- рассмотреть общие образовательные тенденции подготовки будущих учителей;
- определить методы и подходы в образовательном процессе будущего педагога;
- изучить новые функции, которые выполняет педагог в современных социокультурных условиях.
- сделать прогнозы касательно изменения образовательной подготовки будущих учителей в современных условиях.
Научная новизна статьи заключается в изучении и сегментации различных подходов в подготовке будущего педагога в условиях новых, постоянно обновляющихся требований к качеству подготовки обучаемых в условиях общего образования.
Теоретическая значимость заключается в том, что были рассмотрены теоретические подходы и тенденции, которые применяются в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Практическая значимость заключается в том, что были показаны новые разновидности профессиональной педагогической деятельности, которые возникают в современных социокультурных условиях.
Подходы к обучению школьников постоянно совершенствуются. Этому способствуют различные факторы: новое поколение требований ФГОС ВО, новый взгляд на «индикатор развития человеческого потенциала», одним из важнейших компонентов которого является «политика качества» в образовании. Вся система обучения выходит на новый уровень идей, задач и принципов. В педагогике возникают новые узкие направления, происходит стандартизация подготовки будущих преподавателей. Всё это осуществляется как ответная реакция на некоторые негативные факторы, которые замедляют развитие образования: меньше рабочих часов, обилие обучающей литературы «старой» школы и, напротив, недостаточное количество учебников о современном подходе к обучению, который в большей степени отталкивается от идеи развития индивидуальности учащегося [1-8].
Таким образом, наблюдается тенденция к необходимости повышения качества образования педагогов. В этой связи возможны следующие направления работы с педагогами:
1. На специальных организованных образовательных курсах необходимо обеспечить знакомство педагогов с новыми прогрессивными методиками преподавания.
2. В теоретической части образовательных курсов необходимо освещать современные тенденции преподавания, основанные на необходимости межпредметной интеграции учебного материала, междисциплинарности преподаваемых знаний и возможности их применения в современных условиях.
3. Создавать условия для вовлечения педагога в научную и поисковую деятельность, усиливая теоретическую подготовку по методике проведения ис-
следовательской деятельности в образовательных организациях в процессе повышения квалификации и создавая организационные условия для проведения исследовательской работы в самих учреждениях образования.
Тем самым в ходе профессиональной подготовки будущего педагога вначале идёт погружение в саму педагогическую науку, осмысление её теоретических основ, затем происходит их интеграция и практических навыков преподавания в процессе освоения профессиональной педагогической деятельности. В результате осуществляется поиск решения существующих проблем в процессе преподавания в современных социокультурных условиях и практическая работа начинающего педагога над созданием обучающего материала для школьников.
Как и много лет назад, преподаватель остается ключевой и значимой фигурой во всей системе обучения. Однако в современном процессе образования к традиционной методике добавляются и новые подходы. Вся информационная система 21 века характеризуется такими тенденциями, как глобализация, цифро-визация, переход в виртуальную реальность. Педагог начинает конкурировать за право влиять на то, в какую сторону будет развиваться подрастающее поколение. Соответственно, большую роль в образовании играет воспитание учащегося не с точки зрения характера и поведения, а с точки зрения знаний «вне предмета», способности адаптироваться к быстро развивающемуся миру, развиваться и реализовываться, познавать себя и нести социальную ответственность. Педагог должен готовиться не только передавать знания, но и отвечать на современные тенденции общества при подготовке своего учебного плана. Учитель уже не просто преподает предмет - он «воспитывает». При этом задача своевременного педагога - освоение прогрессивных методологических подходов в сфере образования.
В последнее время идёт активная реализация в образовательную практику подготовки будущих педагогов различных профилей следующих ведущих методологических подходов: компетентностного, личностно-деятельностного, междисциплинарного, системного, полисубъектного.
Вышеобозначенные подходы не являются последним трендом в педагогической науке, но они по-прежнему активно апробируются в образовательном процессе, идёт поиск эффективных практических механизмов их реализации в процессе преподавания различных дисциплин. Данные подходы отличаются в первую очередь характером процесса обучения, а также целями и методами, которые для них используются.
Для современной подготовки преподавателей наиболее эффективным считается именно компетентностный подход. Такой подход не только формирует необходимые для эффективного преподавания компетенции, но и знакомит учителя с психологической стороной обучения, методами воспитания учеников, с актуальными тенденциями подхода к ним.
В качестве методической базы используются различные кейсы и исследования, которые показывают эффективные методики преподавания (с помощью обратной связи, работы в группах, на проектах и т. д.) Основная цель такой подготовки - накопление релевантного опыта, который позволит педагогу связать все дисциплины, которые он проходит, в единое целое, чтобы суметь интегрировать свой опыт в создание эффективной учебной программы. Такая программа, в свою очередь, сможет не только дать эффективный учебный результат, но и будет отвечать современным тенденциям в образовании и требованиям, которым должен соответствовать педагог. А именно - создать такой образовательный процесс, при котором ребенок не только получит необходимые знания, но и обучится самообразованию, вырастет как личность и разовьет в себе навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе в целом.
Тем самым компетентностный подход наиболее полно отвечает целям развития образования на современном этапе - развитие навыков, помощь в самореализации и самоопределении, развитие личности и социализации. В данном подходе ключевую роль играют такие личностные образования, как компетентность и метакачества. Таким образом, будущий преподаватель не только качественно усваивает теоретическую базу, но и развивается как личность, профессионал в различных условиях работы.
Одним из современных прогрессивных подходов обучения в условиях профессионального образования является контекстный (А.А. Вербицкий) [9].
Данный подход предполагает обучение на основе контекста будущей профессиональной деятельности: в учебе активно используется методика погружения (ситуации, кейсы, творческие мастерские, игры). Важным этапом обучения является и рефлексия: как саморефлексия, так и дискуссии в классе. Обучающийся привыкает к важности самовыражения через творчество, создание собственного портфолио. Обучение перетягивается в сторону практики. Чтобы этот процесс происходил легко и естественно, необходимо создать удобную учебную среду, в которой будут все необходимые элементы для проведения интерактивных мероприятий.
В личностно-деятельностном подходе особое значение приобретает не количество получаемой информации, а процесс раскрытия потенциала будущего учителя, его умение усваивать знания и применять их на практике - в процессе преподавания.
В современных реалиях меняется не только педагог изменения происходят и у получателей знаний - учеников. Информатизация и глобализация влияет на детей и подростков, меняет их, соответственно, меняются формы и методы взаимодействия и обучения, исходя из особенностей психики и восприятия информации учениками. Основная задача школы - не просто дать знания, а научить ребенка учиться, помочь ему самостоятельно внедриться в собственный учебный процесс, регулировать его. Современные подростки могут легко и быстро находить информацию, ведь она 24 на 7 находится в свободном доступе. Но огромное количество информации негативно сказывается на умении фильтровать, систематизировать и использовать информацию в учебном процессе. Для ребенка не составит труда изучить новую социальную сеть или любой интернет-ресурс, но современный педагог должен научить системно обрабатывать тонны материала, выискивать необходимую базу, а главное - сформировать свою позицию и отношение к тому, что ученик прочитал в Интернете.
Нами были выделены конкретные действия, которые педагог может применить уже сейчас в образовательном процессе. В первую очередь в условиях постоянного инновационного развития важно не находиться в стагнации, так как без изменений легко потерять свою конкурентоспособность, профессионализм, потенциал и профессиональную устойчивость. Современный педагог постоянно развивается, реорганизовывает свой обучающий процесс, развивает потенциал. Педагогу необходимо сформировать конкретные цели, благодаря которым он сможет построить свой план обучения и следовать ему. В своей деятельности учитель реализовывает свои индивидные профессиональные задатки, раскрывает личностные способности и внедряет в процесс обучения свои знания и навыки. Важно, что педагог больше не созерцатель, он созидатель. Тем самым при подготовке такого учителя основной задачей является развитие индивидуальности, адекватной оценки своих способностей и критического мышления. Требуется откат от традиционной системы подготовки педагога, так как ранее полученные знания теряют актуальность, необходима наработка актуального опыта в современном информационном поле.
В современную эпоху развития отечественной системы образования педагог становится многозадачным, появляются новые ответвления профессии: координатор учебной деятельности обучаемых, тьютор и т. д.
Согласно атласу современных профессий [10], помимо уже популярных педагогических видов профессиональной деятельности, таких как тьютор, появляются и такие инновационные педагогические профессии, как:
1. Ментор образовательных стартапов - это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, которые можно реализовать в области образования, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.
2. Игромастер - разработчик образовательных игр (на любые темы). Такие игры могут использоваться для погружения в обучающую среду с практической точки зрения.
3. Тренер по майнд-фитнесу - педагог который тренирует память, внимание и другие когнитивные навыки учеников с помощью специальных приложений и онлайн-игр.
4. Экопроповедник - педагог по обучению качественному образу жизни, по заботе об окружающей среде, осознанному потреблению благами окружающей среды.
Образовательная среда отходит от консервативной модели. Переосмысляется процесс обучения, и специалисты в области образования становятся все более и более востребованными. Особенно это касается педагогов, разбирающихся в 1Т-сфере. И это неспроста, ведь онлайн-формат обучения вышел на новый уровень популярности (онлайн-пространства, курсы, симуляторы). Также наблюдается индивидуализация образования, обучающийся может выстраивать собственное расписание и больше не зависеть от группы. 1Т-сфера позволяет адаптировать обучающий процесс, исходя из особенностей и потребностей конкретной личности.
Теперь обучающийся имеет возможность выбирать формат, ритм и темп обучения, даже вне зависимости от того, в каком городе он находится. Из-за того, что в обучение внедряется все больше и больше форматов, и самообразование становится более практическим и предметным, развиваются и новые профессии в сфере педагогики. Учитель делается создателем траектории образования. Он может самостоятельно продумывать онлайн-курсы, а также участвовать в развитии полноценных электронных образовательных платформ. Соответственно, он может и развивать методики современного образования, которые положительно скажутся на когнитивных способностях учеников, и помогут им не только участвовать в учебном процессе, но и непосредственно влиять на него.
Современные тенденции к обучению педагога предполагают, что каждый студент - будущий педагог должен, прежде всего:
1. Определить личную мотивацию в профессиональной деятельности, найти собственную ценность.
2. Овладеть навыками критической оценки собственной профессиональной деятельности, уметь оперативно вносить корректировки, делать процесс динамичным.
Таким образом, современные тенденции постепенно меняют процесс обучения. При этом уровень преподавательской деятельности должен вырасти с уровня «рассказать о чем-то» до уровня «самоорганизация и управление учебным процессом, создание стратегии донесения знаний, обладание релевантными навыками во всей сфере». Но что самое главное - предмет, который преподает учитель, начнет влиять на личность ученика, станет частью его развития как части общества.
Педагогическое образование должно максимально коррелировать с будущей профессиональной деятельностью. Только таким образом гарантирован прогресс стандартов образования и всех образовательных процессов в школах 21 века. Это будет невозможно, если в школах будут возникать проблемы, связанные с чрезмерной формальностью в методиках обучения, когда цель состоит не в создании здоровой и эффективной среды для развития ребенка как личности, а просто в донесении информации. Также необходимо заниматься оптимизацией самого рабочего процесса преподавателя: отходить от неэффективных задач в сторону более целевых. Необходимо и пересматривать цели работы с детьми: работать не на цифры (ЕГЭ, общий балл), а на потенциал учеников как
Библиографический список
части общества и будущих профессионалов. Нельзя равнять все учебные заведения под один образец, нужно учитывать творческие особенности учащихся, внеучебную деятельность, которую может позволить школа, а также индивидуальность самих педагогов.
Обстановка вокруг учителя играет немаловажную роль в процессе обучения. На данный момент уже не представить школу без компьютеров, Интернета и гаджетов. И если раньше урок по скайпу казался чем-то диковинным, сейчас дистанционное обучение стало частью нормальной педагогической деятельности. Современный учитель должен уметь не только грамотно и интересно выстраивать урок, но и адаптировать его под современные он-лайн-условия.
Соответственно, в профессиональную подготовку будущих учителей добавляются дисциплины, касающиеся онлайн-обучения, информационных технологий, Интернета и др. И помимо этого важнейшей целью становится обучить педагога организовывать уроки в условиях низкой заинтересованности, неравномерных технических возможностей и в отсутствии строгих временных рамок у учеников.
1. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография. Казань: ЦИТ, 2010: 50-67.
2. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование. 2018; № 22 (3): 61-73.
3. Ларионова И.А. Структура и смысл решения педагогической задачи. Мир образования - образование в мире. 2007; № 4 (28): 30-34.
4. Дьячковская Е.Н., Егорова РИ. Реализация дистанционных образовательных технологий в условиях удаленного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-4: 95-97.
5. Асадуллин РМ., Арасланова А.Т., Бахтиярова В.Ф., Набиева Т.В. Теоретические аспекты подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности в условиях трансформации профессионального образования. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 6: 58-67.
6. Остякова Г.В., Ковязина И.В. Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления. Современное педагогическое образование. 2020; № 5: 172-176.
7. Грицкевич Н.К., Решотка Ю.Н., Рождественская А.Н. Развитие профессионального самоопределения обучающихся в условиях современной образовательной среды. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019; № 5 (27): 142-149.
8. Гордеева И.В., Царик И.А. Инновационная подготовка будущего учителя к воспитательной работе: теоретико-методологические основания. Научные труды республиканского институты высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2022; № 22 (4): 56-61.
9. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. Москва, 2017.
10. Атлас новых профессий 3.0. Москва: Альпина ПРО, 2021.
References
1. Andreev V.I. Konceptuai'nayapedagogicheskaya prognostika: monografiya. Kazan': CIT, 2010: 50-67.
2. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye instrumenty i cifrovaya kompetentnost': analiz suschestvuyuschih problem i tendencij. Otkrytoeobrazovanie. 2018; № 22 (3): 61-73.
3. Larionova I.A. Struktura i smysl resheniya pedagogicheskoj zadachi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2007; № 4 (28): 30-34.
4. D'yachkovskaya E.N., Egorova R.I. Realizaciya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v usloviyah udalennogo obucheniya. Probiemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-4: 95-97.
5. Asadullin R.M., Araslanova A.T., Bahtiyarova V.F., Nabieva T.V. Teoreticheskie aspekty podgotovki uchitelya kak sub'ekta pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah transformacii professional'nogo obrazovaniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnai. 2015; № 6: 58-67.
6. Ostyakova G.V., Kovyazina I.V. Deyatel'nost' klassnogo rukovoditelya v sovremennyh usloviyah: problemy i puti preodoleniya. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 5: 172-176.
7. Grickevich N.K., Reshotka Yu.N., Rozhdestvenskaya A.N. Razvitie professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah sovremennoj obrazovatel'noj sredy. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogicai Review. 2019; № 5 (27): 142-149.
8. Gordeeva I.V., Carik I.A. Innovacionnaya podgotovka buduschego uchitelya k vospitatel'noj rabote: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya. Nauchnye trudy respubiikanskogo instituty vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; № 22 (4): 56-61.
9. Verbickij A.A. Teoriya i tehnoiogii kontekstnogo obrazovaniya. Moskva, 2017.
10. Atias novyh professij 3.0. Moskva: Al'pina PRO, 2021.
Статья поступила в редакцию 02.11.22
УДК 37.09
lohvidov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia),
E-mail: [email protected]
Koretskaya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPROVING TEACHING METHODS IN PRIMARY SCHOOL. The article is dedicated to the improvement of teaching methods. The authors note the relevance of the study, since recently the chosen topic has not been enough studied. Improving the quality of education, improving educational technologies, improving the effectiveness of training sessions are urgent pedagogical problems in connection with the introduction of specialized training in schools, the use of a rating system of control and self-control with the use of tests, computerization of training sessions, the focus of training on self-education and the introduction of self-assessment methods of knowledge, rationalization of monitoring the success of training, strengthening the effectiveness of feedback in training. It is the lesson that allows you to conduct classes according to a certain program, a firm schedule, with a permanent composition of students under the guidance of a teacher, while using individual and collective methods of teaching. The lesson creates favorable conditions for students to master the system of scientific knowledge.
Key words: teaching methods, student, teaching system, efficiency, methodical commission, educational institution, lesson, personality, practical activity, collectivism.
B.В. Иохеидое, канд. пед. наук, доц., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки,
E-mail: [email protected]
C.В. Корецкая, канд. пед. наук, доц., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки,
E-mail: [email protected]