Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / правовая культура / гражданское воспитание / правовоспитательная работа / гражданско-правовое сознание / legal education / legal culture / civic education / legal work / civil consciousness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П Д. Гаджиева, З М. Мирзаев, Ш С. Мейсуров

Рассмотрены наиболее существенные, на взгляд авторов, черты процесса воспитания гражданско-правовой культуры у представителей студенческой молодёжи. При этом особое внимание уделяется средствам внеурочной деятельности. Для этого в первую очередь дефиниции «правовоспитательная деятельность» даётся определение, наиболее адекватное современным реалиям, в которых российские вузы осуществляют образовательную деятельность. Далее определяются её цели и задачи на сегодняшний день. Демонстрируются модернизации, внесение которых будет способствовать оптимальному формированию правовой культуры студентов. Определяются ключевые педагогические условия, способствующие повышению эффективности соответствующего сегмента воспитательной работы. Предлагается ряд конкретных мер, которые, по мнению авторов, будут способствовать эффективному правовому воспитанию лиц, осваивающих образовательные программы российских вузов на современном этапе их существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CIVIL LAW CULTURE AMONG STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper considers the most significant features, in the authors’ opinion, of the process that is to form students’ civil law culture. At the same time, special attention is paid to the extracurricular activities. For this purpose, first of all, the definition of “legal educational activity” is given, which is the most adequate to the modern realities in which Russian universities carry out educational activities. Further, its goals and objectives for today are determined. Then modernizations are demonstrated, the introduction of which will contribute to the optimal legal culture formation in students. The key pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of the relevant educational work segment are determined. A number of specific measures are proposed, which, according to the authors, will contribute to the effective legal education of persons mastering modern Russian universities educational programs.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mirzaev Z.M., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University,

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Meisurov Sh.S., postgraduate, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

EDUCATION OF CIVIL LAW CULTURE AMONG STUDENTS BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The paper considers the most significant features, in the authors' opinion, of the process that is to form students' civil law culture. At the same time, special attention is paid to the extracurricular activities. For this purpose, first of all, the definition of "legal educational activity" is given, which is the most adequate to the modern realities in which Russian universities carry out educational activities. Further, its goals and objectives for today are determined. Then modernizations are demonstrated, the introduction of which will contribute to the optimal legal culture formation in students. The key pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of the relevant educational work segment are determined. A number of specific measures are proposed, which, according to the authors, will contribute to the effective legal education of persons mastering modern Russian universities educational programs.

Key words: legal education, legal culture, civic education, legal work, civil consciousness

ПД. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

З.М. Мирзаев, канд. юрид. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Ш.С. Мейсуров, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены наиболее существенные, на взгляд авторов, черты процесса воспитания гражданско-правовой культуры у представителей студенческой молодёжи. При этом особое внимание уделяется средствам внеурочной деятельности. Для этого в первую очередь дефиниции «правовоспитательная деятельность» даётся определение, наиболее адекватное современным реалиям, в которых российские вузы осуществляют образовательную деятельность. Далее определяются её цели и задачи на сегодняшний день. Демонстрируются модернизации, внесение которых будет способствовать оптимальному формированию правовой культуры студентов. Определяются ключевые педагогические условия, способствующие повышению эффективности соответствующего сегмента воспитательной работы. Предлагается ряд конкретных мер, которые, по мнению авторов, будут способствовать эффективному правовому воспитанию лиц, осваивающих образовательные программы российских вузов на современном этапе их существования.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, гражданское воспитание, правовоспитательная работа, гражданско-правовое сознание.

Актуальность темы нашего исследования может быть обоснована рядом существенных особенностей развития России и мира на настоящем этапе. Действительно, современное российское общество характеризуют динамичные изменения, фиксирующиеся во всех сферах его существования (Л.В. Веснина, Л.М. Волосникова, Э.В. Галажинский, В.И. Загвязинский, Л.Д. Плотников, ГН. Прозументова). С интенсификацией большинства процессов, происходящих в экономике, политике, общественной жизни и культуре, тесно связан рост социальной мобильности, а следовательно, и активности различных общественных групп деструктивной направленности. В первую очередь сказанное относится к среде учащейся молодёжи [1, с. 7-8].

В таких условиях естественным представляется внесение изменений в процесс формирования профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов на ступени высшего образования (Н.В. Бородина, И.А. Ерина, А.В. Захаров, И.А, Иванов, Л.Д. Плотников, И.Р Позднякова, Ю.В. Сорокопуд). В частности, возрастает важность формирования у них гражданско-правовой культуры [2, с. 112].

В свою очередь, большинству современных педагогов-исследователей и практиков ключевой составляющей процесса формирования правового сознания студенческой молодёжи представляется правовоспитательная деятельность (А.В. Захаров, Е.Г Огольцова, Т.В. Палецкая Л.Е. Сикорская). Специфика последней подразумевает широкое использование средств внеурочной работы. Их использованию в данном качестве посвящена статья [3, с. 42-43].

Таким образом, её цель - освещение процесса воспитания гражданско-правовой культуры у студенческой молодёжи средствами внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели авторами решаются следующие задачи:

- дать определение понятию «правовоспитательная деятельность», наиболее рациональное с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи;

- определить цели и задачи такой деятельности в современных условиях;

- выявить, внесение каких модернизаций в процесс организации вузовского образования будет способствовать оптимальному формированию правовой культуры студентов;

- определить педагогические условия, способствующие повышению эффективности соответствующего сегмента воспитательной работы;

- предложить конкретные меры, которые, по мнению авторов, будут способствовать эффективному правовому воспитанию студентов.

При подготовке статьи использовались следующие методы исследования:

- изучение научно-исследовательской литературы, посвящённой соответствующей тематике;

- анализ собственного педагогического опыта авторов;

- опрос студентов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Её научная новизна заключается в том, что были определены цели и задачи правовоспитательной деятельности, релевантные условиям функционирования большинства современных российских вузов.

Теоретическая значимость состоит в определении ключевых педагогических условий, способствующих повышению её эффективности.

Практическая значимость заключается в выявлении конкретных мер, каковые, по мнению авторов, будут способствовать эффективному правовому воспитанию студентов.

Дефиниция «правовоспитательная деятельность» может быть истолкована как управляемый целенаправленный процесс организационно-идеологического воздействия организации ВО на сознание и поведение студентов [4, с. 107-108]. Реализуя его, педагоги и администрация вузов должны в обязательном порядке учитывать влияние следующих факторов:

- особенности социальной среды;

- саморазвитие обучающихся (Л.М. Волосникова, М.Ш. Гунибский, Л.Д. Плотников, С.В. Стецура, Т.В. Худойкина).

Основная цель данного процесса - преобразование правовых идей и требований нормативно-правовых актов в личные убеждения представителей учащейся молодёжи [5, с. 96]. С данной трансформацией, в свою очередь, связаны формирование у них правовой культуры, организация взаимоотношений будущих профессионалов с окружающими на основе принципа законности [6, с. 47].

Важнейшая задача рассматриваемой деятельности, осуществляемой в пространстве современной организации высшего образования, - формирование у обучающихся корректного восприятия правовых явлений, ценностей и норм (Р.З. Симонян, М.А. Соболева, Ю.Г Татур). Этого, в свою очередь, можно добиться лишь в результате выполнения второй задачи. Состоит она в организации и проведении систематической целенаправленной деятельности по привитию обучающимся правовых убеждений, правовой идеологии, а также навыков соответствующего им поведения [4, с. 109].

Решение этих задач представляется в полной мере возможным только в случае комплексной модернизации воспитательной работы, осуществляемой в стенах современного российского вуза [1, с. 70-71]. Последняя, в свою очередь, предполагает организацию правового пространства внутри учреждения ВО. Это пространство представляет собой уклад жизни вуза, определяющий, какие нормы и правила будут усваиваться и закрепляться в поведении представителей студенческой молодёжи [3, с. 44]. Именно характеристики правового пространства, а не организация курсовых мероприятий, оказывают решающее влияние на становление у будущих профессионалов системы жизненных ценностей (О.Е. Беркович, И.А. Киселева, М.В. Кларин, В.В. Лысенко, Е.Б. Матрешина, М.А. Соболева, Т.В. Худойкина).

Так, именно в правовом пространстве вуза может быть сформирован позитивный социальный опыт личности, а значит, и оптимизирован процесс её гражданского становления [6, с. 48-49]. Основу последнего должны составить демократические ценности и уважение к правам человека. Это позволит установить доверительные, непринужденные отношения между субъектами образовательных отношений [2, с. 113].

Анализ проведённого нами опроса студентов 1-4 курсов факультета управления и права ФГБОУ ВО ДГПУ позволяет сделать вывод о том, что каждое образовательное учреждение представляет собой миниатюрное государство. Последнее создаёт условия, необходимые для развития правовой культуры обучающихся. Опираясь на результаты анкетирования, которым было охвачено свыше ста студентов разных возрастных групп, авторы выявили следующие педагогические условия, обеспечивающие её эффективное формирование:

- широкое вовлечение будущих профессионалов в деятельность органов студенческого самоуправления;

- использование социального проектирования как средства развития правовых знаний обучающихся;

- создание педагогом или куратором «ситуации успеха» [5, с. 97].

Таким образом, участие студентов в самоуправлении позволяет им приобрести социальный опыт, а значит, и расширить возможности для складывания у них правовой культуры [4, с. 109]. Проявляя активность в составе соответствующих структур, лица, осваивающие образовательные программы вузов, получают возможности для:

- планирования и организации собственной внеаудиторной работы [7, с. 145-146];

- подведения итогов соответствующей деятельности и дальнейшей её коррекции [8, с. 54-55];

- непосредственного участия в решении вопросов студенческой жизни [9, с. 110].

Так, за последние два года по инициативе студенческого актива в нашем вузе были организованы и проведены следующие мероприятия:

- интеллектуальная игра брейн-ринг на тему «Россия - родина моя», которая включала в себя следующие номинации: «История моего края»; «Необъятная родина»; «Они прославили страну»

- интеллектуальная игра на тему «Знатоки права».

При этом участники образовательного процесса принимали во внимание тот факт, что отношение к правовому воспитанию как к целенаправленной деятельности не должно отрывать его от социальных условий, т. е. объективной основы [10, с. 268]. В условиях становления и развития современного правового государства он является одной из составляющих сторон процесса формирования личности [8, с. 56]. Следовательно, реализуясь в конкретных условиях реальной

Библиографический список

деятельности, правовое воспитание может быть действенным лишь в случае, если оно осуществляется с учётом этого влияния [10, с. 270].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современное российское общество характеризуется динамичными изменениями практически во всех сферах его жизни. Это, в свою очередь, ведёт к росту социальной мобильности, следовательно, и активности различных общественных групп деструктивной направленности. В первую очередь сказанное относится к среде учащейся молодёжи.

Соответственно, необходимо внесение изменений в процесс формирования профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов на ступени высшего образования. В частности, возрастает важность развития у них гражданско-правовой культуры.

Большинству современных педагогов-исследователей и практиков ключевой составляющей процесса формирования правового сознания студенческой молодёжи представляется правовоспитательная деятельность.

Она представляет собой управляемый целенаправленный процесс организационно-идеологического воздействия вуза на сознание и поведение студентов. Реализуя его, педагоги и администрация вузов должны в обязательном порядке учитывать влияние следующих факторов: особенности социальной среды; саморазвитие обучающихся.

Ведущая цель правовоспитательной деятельности состоит в преобразовании правовых идей и требований нормативно-правовых актов в личные убеждения представителей учащейся молодёжи. С данной трансформацией, в свою очередь, связаны формирование у них правовой культуры и организация взаимоотношений будущих профессионалов с окружающими на основе принципа законности.

При этом главной задачей такой деятельности является формирование у обучающихся корректного восприятия правовых явлений, ценностей и норм. Этого, в свою очередь, можно добиться лишь в результате выполнения второй задачи. Состоит она в организации и проведении систематической целенаправленной работы по привитию обучающимся правовых убеждений, правовой идеологии, а также навыков соответствующего им поведения.

В полной мере решение обеих задач возможно только в случае комплексной модернизации воспитательной работы, осуществляемой в стенах современного российского вуза. Последняя предполагает организацию правового пространства внутри учреждения ВО.

Лишь внутри него может быть сформирован позитивный социальный опыт личности, а значит, оптимизирован процесс её гражданского становления. Основу последнего должны составить демократические ценности и уважение к правам человека. Это позволит установить доверительные, непринужденные отношения между субъектами образовательных отношений.

Можно выделить следующие педагогические условия, обеспечивающие её эффективное формирование: широкое вовлечение будущих профессионалов в деятельность органов студенческого самоуправления; использование социального проектирования как средства развития правовых знаний обучающихся; создание педагогом или куратором «ситуации успеха».

Участие студентов в самоуправлении позволяет им приобрести социальный опыт, а значит, и расширить возможности для складывания у них правовой культуры. Проявляя активность в составе соответствующих структур, лица, осваивающие образовательные программы вузов, получают возможности для: планирования и организации собственной внеаудиторной работы; подведения итогов соответствующей деятельности и дальнейшей её коррекции; непосредственного участия в решении вопросов студенческой жизни.

1. Калимуллин А.М., Гафуров И.Р, Закирова ГШ. Технологии подготовки учителей в классическом университете. Казань: Казанский университет, 2019.

2. Никитин М.Ю., Карабулатова И.С., Пахоменкова О.М. Маркеры лингвоконфликтогенности современного массмедийного дискурса России в эпоху постправды. Вестник РосНОУ. Серия: Человек в современном мире. 2022; № 2: 110-116.

3. Гаджиева П.Д. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи как необходимое условие развития общества. Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2019: 41-45.

4. Адаева О.В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. Проблемы экономики и юридической практики. 2020; Т. 16, № 4: 107-110.

5. Адаева О.В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием. Modern Science. 2020; № 7-1: 95-98.

6. Махашева Я.А. Некоторые проблемы правового образования будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 47-49.

7. Честнихина А.Д. Пути и способы формирования правовой компетентности студентов, обучающихся на медицинских специальностях. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 145-146.

8. Росенко Н.И. Формирование экономико-правовой культуры у студентов средствами электронной информационно-образовательной среды вуза. Гуманитарные науки. 2021; № 3: 53-56.

9. Росенко Н.И. Формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов в условиях дистанционного обучения: из опыта работы. Инновации в образовании. 2020; № 4: 104-117.

10. Семенов К.Б., Николаев М.В., Семенова А.С. Гендерные особенности гражданского воспитания учащихся в цифровом обществе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 268-271.

References

1. Kalimullin A.M., Gafurov I.R., Zakirova G.Sh. Tehnologiipodgotovki uchitelej v klassicheskom universitete. Kazan': Kazanskij universitet, 2019.

2. Nikitin M.Yu., Karabulatova I.S., Pahomenkova O.M. Markery lingvokonfliktogennosti sovremennogo massmedijnogo diskursa Rossii v 'epohu postpravdy. Vestnik RosNOU. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2022; № 2: 110-116.

3. Gadzhieva P.D. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak neobhodimoe uslovie razvitiya obschestva. Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya: sbornik nauchnyh trudov po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gatchina: Gosudarstvennyj institut 'ekonomiki, finansov, prava i tehnologij, 2019: 41-45.

4. Adaeva O.V. Organizaciya pravovogo vospitaniya v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Problemy 'ekonomiki i yuridicheskojpraktiki. 2020; T. 16, № 4: 107-110.

5. Adaeva O.V. Rol' pravovospitatel'noj deyatel'nosti kak obschegosudarstvennoj zadachi vo vzaimosvyazi s patrioticheskim vospitaniem. Modern Science. 2020; № 7-1: 95-98.

6. Mahasheva Ya.A. Nekotorye problemy pravovogo obrazovaniya buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 47-49.

7. Chestnihina A.D. Puti i sposoby formirovaniya pravovoj kompetentnosti studentov, obuchayuschihsya na medicinskih special'nostyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 145-146.

8. Rosenko N.I. Formirovanie 'ekonomiko-pravovoj kul'tury u studentov sredstvami elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Gumanitarnye nauki. 2021; № 3: 53-56.

9. Rosenko N.I. Formirovanie 'ekonomiko-pravovoj kul'tury u studentov vuzov v usloviyah distancionnogo obucheniya: iz opyta raboty. Innovacii vobrazovanii. 2020; № 4: 104-117.

10. Semenov K.B., Nikolaev M.V., Semenova A.S. Gendernye osobennosti grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya v cifrovom obschestve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 268-271.

Статья поступила в редакцию 31.05.23

УДК 378

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educational Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Dudaev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION OF A HIGH SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF HYBRID LEARNING.

The article talks about the main features of pedagogical communication of a high school teacher under conditions of hybrid learning. To do this, at its beginning, some features of implementation of the educational process in a modern Russian university are considered. On this basis, the knowledge, skills and abilities of a modern teacher allowing for effective pedagogical communication importance is proved. Further, the pedagogical communication role in the educational process carried out in the modern higher school space is demonstrated. Its most significant functions are investigated. The main features of the modern teacher activity aimed at these functions implementation are determined. The system of the higher school pedagogical employee qualities, conducive to the effective implementation of such activities, is considered.

Key words: higher education, distance learning format, hybrid learning format, pedagogical communication, student, teacher

Н.У. Ярычев, д-р педагогических наук, д-р филос. наук, проф., зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. теории и методики образовательной деятельности НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: [email protected]

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье говорится об основных чертах педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Для этого в её начале рассматриваются некоторые особенности реализации образовательного процесса в современном российском вузе. На этом основании доказывается важность знаний, умений и навыков современного преподавателя, позволяющих осуществлять эффективное педагогическое общение. Далее демонстрируется роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве современной высшей школы. Исследуются наиболее значимые из числа его функций. Определяются основные черты деятельности современного преподавателя, направленной на реализацию этих функций. Рассматривается система качеств педагогического работника высшей школы, благоприятствующих эффективной реализации такой деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционный формат обучения, гибридный формат обучения, педагогическое общение, студент, преподаватель

Актуальность темы статьи объясняется тем, что образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современной высшей школы, характеризуется рядом черт, не находивших столь яркого выражения на предыдущих этапах её развития (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, А.М. Новиков, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, М.И. Шилова, Е.Н. Шиянов). Сегодня мы можем говорить о его новой архитектуре. Последней присущи следующие признаки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализация в условиях гибридного обучения, которая, в свою очередь, предполагает интеграцию лекционно-семинарской системы и дистанционных образовательных технологий [1, с. 57];

- большее, чем прежде, доверие к обучающимся, требующее предоставления им определённой свободы по ходу образовательного процесса [2, с. 22];

- необходимость генерации принципиально нового образовательного пространства, в котором будущие профессионалы смогут осваивать материал в удобном для себя временном режиме (А.А. Азбель, Л.С. Илюшин, Е.И. Казакова, П.А. Морозова);

- широкое использование интерактивного контента, а также электронных ресурсов в образовательных целях [3, с. 52];

- повышенное внимание к процессам рефлексии и коммуникации между субъектами образовательных отношений, находящее своё выражение, прежде всего, через широкое привлечение студентов к планированию обучения, выбору его средств, форм и методов [4, с. 5].

Столь значительные изменения не могли не оказать ощутимого влияния на характер общения между участниками образовательного процесса [5, с. 119-120]. Его специфике применительно к педагогическому работнику посвящено наше исследование.

Таким образом, цель статьи - рассмотрение основных черт педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения.

С данной целью коррелируют следующие задачи:

- продемонстрировать роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве современной высшей школы;

- рассмотреть его функции;

- определить основные черты деятельности современного преподавателя, направленной на реализацию этих функций;

- продемонстрировать систему качеств педагогического работника высшей школы, благоприятствующих эффективной реализации такой деятельности.

Методы исследования, использовавшиеся при решении вышеперечисленных задач, включали рефлексию педагогического опыта авторов и анализ специальной литературы, затрагивающей интересующую нас тематику.

Научная новизна статьи заключается в определении той роли, которую продуктивное педагогическое общение играет в процессе подготовки молодых специалистов на современном этапе развития высшей школы высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.