Е. В. Тяглова. Специфика гуманитарной парадигмы в исследовании мировоззрения
5 См.: Платон. Филеб : в 3 т. СПб., 2007. Т. 3. С. 46
6 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики : в 8 т. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон, М., 2000. С. 534.
7 См.: Ассман Я. Культурная память. М., 2004. С. 55.
8 Аникин Д. А. Социальная память в свете информационного подхода // Вестн. Поволж. акад. гос. службы. 2007. № 12. С. 166.
9 См.: Krantz G. S. Brain Size and Hunting Ability in Earliest Man // Current Anthropology. 1969. Vol. 9, № 8. P. 450-451.
10 Ницше Ф. Весёлая наука : соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 675.
11 Луговая Е. К. Танец как язык и миф // Вестн. МГУ Сер. 6. 1991. № 3. С. 54-57.
12 См.: Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре // Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. С. 12.
13 См.: Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. С. 16.
14 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 27.
15 См.: Морина Л. П. Ритуальный танец и миф // Религия
и нравственность в секулярном мире / Материалы науч. конф. Санкт-Петербург. 28-30 ноября 2001 г. СПб., 2001. С.123-124.
16 См.: Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимо-сти. М., 1987. С. 10-11.
17 См.: Байбурин А. К. Указ. соч. С. 13.
18 Ницше Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 564-565.
19 См.: Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1986. С. 33.
20 См.: Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб., 2006. С. 22-23.
21 См.: Семенов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. 2005. № 3/4. С. 74-78.
22 См.: Ассман Я. Указ. соч. С. 95-96.
23 Лосев А. Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 351.
24 Амашукели А. В. Эстетика танца // Эстетика в интер-парадигмальном пространстве : перспективы нового века / Материалы науч. конф. Санкт-Петербург,
10 октября 2001 г. СПб., 2001. С. 10-13.
25 Сент-Экзюпери А. Цитадель. М., 2003. С. 79.
УДК 37.01
СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Е. В. Тяглова
Волгоградская государственная академия физической культуры E-mail: tiaglova@mail.ru
Статья посвящена специфике гуманитарной парадигмы в исследовании профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. Формирование профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта предполагает образование функциональной системы на основе ценностей физической культуры: здоровья, тела, движения, которые будет выражаться во всех сферах бытия. Ключевые слова: гуманитарность, профессионализм, мировоззрение, система, ценности.
Specific Character of Humanitarian Paradigm
in the Study of Professional World View
of Expert in the Field of Physical Culture and Sports E. V. Tyaglova
This article is dedicated to specific humanitarian paradigm in the study of professional ideology of expert in physical culture and sports. The
forming of professional ideology of expert in physical culture and sports supposes the formation of a functional system based on values of physical activities: health, body, movement, which will be shown in all spheres of life.
Key words: humanitarian, professionalism, world view, system.
В последние годы вопрос о педагогических парадигмах (как о самом понятии, так и о количестве парадигм и их содержательных характеристиках) является одним из важнейших предметов обсуждения среди учёных-педагогов. Согласно точке зрения Т. Куна, под парадигмами понимаются «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»1. Он же утверждает: «Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, - вся совокупность убеждений,
© Тяглова Е. В., 2012
ценностей, технических средств и т.д.»2 По образному высказыванию К. Бейли, «парадигма - это ментальное окно, через которое исследователь рассматривает мир» 3.
В современной педагогике дискутируется вопрос о том, можно ли относить понятие парадигмы к образовательной практике и понимать под ней подход к проектированию образовательных систем, базовую модель или стратегию образования. Принимая возможность такой трактовки, мы остановимся на понимании гуманитарной парадигмы как особой модели научно-исследовательской деятельности (в этом аспекте понятие парадигмы соотносимо с понятием методологии).
Исследователи волгоградской школы гуманитарно-целостного подхода выделяют три парадигмы - традиционную, гуманистическую и гуманитарную. Основанием для их выделения является понимание места человека в мире, аспекты его бытия - социальный, индивидуальнопсихологический и духовный.
Исследование феномена «профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта» на протяжении многих лет остаётся актуальной проблемой, имеющей ярко выраженный педагогический аспект. В современной педагогической науке предпринимаются попытки изучить более глубоко вопрос формирования профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта, однако анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит нас к выводу, что еще не выявлен в полной мере педагогический смысл данной категории, содержательные характеристики этого феномена.
Ранее в педагогических исследованиях проблема формирования профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта освещалась как неотъемлемая часть идеологического и политического воспитания. Такая тенденция прослеживается в научных трудах при рассмотрении традиционной парадигмы воспитания (Ю. К. Бабанский, И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый, Г. И. Школьник, Э. И. Моносзон, Р. Правдик, Р. М. Рогова). При этом акцент делался на вооружении студентов прочными философскими основами диалектического материализма, правильной ориентации в вопросах внешней и внутренней политики, усвоении духовно-нравственных ценностей, выработке научного сознания. Такое понимание феномена профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта, на наш взгляд, обедняет содержание этого понятия и существенно ограничивает круг педагогических средств, направленных на формирование этого мировоззрения.
Профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта
в гуманистической парадигме (О. С. Газман, Р. А. Арцишевский, М. Г. Ашманис, А. С. Богомолов, Э. В. Ильенков, А. А. Касьян, Е. И. Кукушкина, В. М. Гайдулина, Е. П. Бельчикова, Р. Г. Мухамедзянова, В. И. Петрова, Н. И. Монахов) преимущественно понимается как область нравственного, эстетического и политического сознания.
Телесное бытие людей порождается той или иной физической деятельностью, теми ценностями, которые в качестве векторов направлены на физическое совершенство. Личностные ценности физической культуры - это выработанные в межсубъектном опыте и принятые смыслы главных атрибутов физической культуры в форме личностных ориентиров в профессиональной и других видах деятельности 4.
Основным ценностным ориентиром гуманитарной парадигмы выступают отношения как проявление подлинно человеческой сущности, как то, что придаёт устойчивость бытию человека в мире (в отличие от знаний - в традиционной парадигме и умений - как способа самореализации человека в гуманистической парадигме). Основным лозунгом гуманитарной парадигмы является «воспитание человеческого в человеке», т.е. помощь человеку в становлении такой системы отношений к самому себе, к миру и с миром, которая помогает ему обрести смысл собственного бытия. В этой связи основными понятиями гуманитарной парадигмы выступают «ценности» и «смыслы». Для нашего исследования важно отметить следующие ключевые моменты данной парадигмы:
- формирование профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта предполагает образование функциональной системы на основе ценностей физической культуры: здоровья, тела, движения, которые будет выражаться во всех сферах бытия; именно доминирующая мотивация «вытягивает» в аппарате акцептора результатов действия весь накопленный опыт до конечного, удовлетворяющего лежащую в основе потребность результата, создавая определенную модель или программу поведения5;
- признание в качестве ведущей функциональной системы общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты и др.; иерархия функциональных систем включает прежде всего иерархическое взаимодействие результатов их действия, когда результат деятельности одной системы входит в качестве компонента в результат деятельности другой6;
- эмоциональный характер формирования, который выражается, прежде всего, в проявлении богатой палитры в различных сферах бытия; эмоции как субъективные переживания возникли в ходе эволюции для обеспечения наиболее успеш-
Е. В. Тяглова. Специфика гуманитарной парадигмы в исследовании мировоззрения
ного и быстрого удовлетворения потребностей организма, что позволяет надежно и адекватно оценить свои внутренние состояния и возникшую потребность и быстро выстроить адекватную форму реагирования7;
- умение общаться (взаимодействовать) с другими, быть с Другим в диалоге; рефлексии при встрече с другими.
Все вышесказанное обусловливает необходимость и актуальность разработки новых перспективных направлений в системе формирования профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта, это и является проблемой исследования. В ходе её решения нами были выявлены противоречия между:
- потребностью современных учреждений физической культуры и спорта в специалистах, обладающих сформированным профессиональным мировоззрением, и недостаточной готовностью выпускников решать социодидактические задачи профессиональной деятельности;
- интегративной природой профессионального мировоззрения и отсутствием научно-методического обеспечения и системного знания по его формированию;
- объективно растущей потребностью в создании обучающимися образовательного маршрута для определения своего места в профессиональном мире и низким развивающим потенциалом традиционной вузовской системы.
Целью исследования является разработка концептуального замысла и методического инструментария, условий и средств формирования профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. В качестве инструментального исследовательского подхода в рамках гуманитарной педагогической парадигмы выступает гуманитарно-целостный подход (Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, Л. М. Лузина и др.), предполагающий выявление содержательных характеристик (структуры и функций) профессионального мировоззрения. Философско-антропологическое понятие сущностных характеристик человека находит свое отражение в смысле бытия. Смыслом обладает только человеческий мир. Отсутствие смысла означает отсутствие целей и сознательного контроля. Человек «делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания»8 и является субъектом по отношению к себе, к своей деятельности. Применение данного подхода позволило нам выявить функции феномена, одной из них является устойчивость. Это теоретически и эмпирически обоснованная готовность к социально ценным действиям по реализации определенной идеи, обеспечивающая защиту от фрустрирующего и стрессогенного воздействий трудных ситуаций. Поведение субъекта
с устойчивым мировоззрением осуществляется по схеме: задача - актуализируемый ею мотив -осуществление действий, ведущих к его реализации - осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - поиск способа преодоления трудности - понижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения). Устойчивость мировоззрения обеспечивает каждому индивиду полноценное включение в жизнь общества, самовыражение и самореализацию. Плодотворные результаты достигаются там, где есть стремление человека быть в обществе других людей (аффилиация), в связи с этим мы выделяем в мировоззрении функцию аффилиации.
Аффилиация - возбуждение не только разума, но и чувства, не оставляющее человека безразличным к судьбам других людей, мира. «При этом общество других людей позволяет личности проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку»9. Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Мировоззрение - не разрозненные знания, а их система, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные студентами системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретного применения. Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний.
Эмоциональные переживания могут происходить с различной силой: чем они интенсивнее, тем устойчивее формируется система знаний о мире и своем месте в нем. В свою очередь, ярко выраженная функция устойчивости мировоззрения определяет более высокий уровень возбуждения не только разума, но и чувств. Положительное эмоциональное состояние побуждает обращаться к своему личному опыту, соотносить полученные с ним знания, осмысливая их. При этом выделяется такая функция мировоззрения, как гуманитаризация, которая понимается нами как создание и совершенствование научной картины, привнесение в мировоззрение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества. В основе лежит диалектикоматериалистический способ отбора и упорядочения информации. Данная функция привносит в мировоззрение идеи гуманизма, позволяющие осмыслить и гармонизировать взаимоотношения между природой, обществом и человеком. Про-
Философия
43
явление этой функции позиции предполагает движение от непосредственного, чувственного постижения действительности к абстрактному, понятийному мышлению с последующим восхождением от абстрактного к конкретному. Таким образом, предмет постигается глубоко и всесторонне, на основе социокультурного наследия. При этом обнаруживается связь с функцией аф-филиации. Чем более эмоционально постигается определенный предмет, тем более гуманитаризо-ванной становится в сознании учащегося научная картина мира. Благодаря этому вскрываются взаимосвязи между явлениями, определяющими данный объект со всех сторон, что способствует повышению устойчивости мировоззренческой позиции. Формируются систематизированные, целостные представления о закономерностях развития природы, общества, человека, которые являются основой научного понимания мира и человека в нем, что «предусматривает усвоение требований общества к нравственному облику человека, моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества, критериев истинности морали, способов познания и оценки нравственных явлений»10.
Выбор значимой информации в образовательной и житейской деятельности приводит к обобщению и нравственной оценке получаемых знаний, определению образцов поведения и, в итоге, к постановке жизненных целей, что соответствует функции ориентации профессионального мировоззрения. Эта функция формирует у субъекта систему представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочную деятельность. Именно устойчивые ценности человека выражают ориентацию и характеризуют его в человеческом плане.
Отношения субъекта основаны на понимании человека как высшей ценности и направлены на удовлетворение его потребностей: познавательных, эстетических, практических, оценочных. При достаточном проявлении функции гуманитаризации ориентация проявляется в многообразных отношениях к человеку, обществу, к духовным ценностям, к деятельности на основе принципов гуманизма. Эмоциональный характер таких отношений приводит к осознанию своей значимости, признанию важности своей деятельности, что, в свою очередь, способствует самоутверждению, устойчивости мировоззренческой позиции.
Ценностные ориентации субъекта определяют направления поиска собственного поведения, способного удовлетворить его потребности, побуждают к действию, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия, что соответствует функции регуляции. В. С. Швырев и Э. Г. Юдин выделяют влияние данной функции на
рационально-логическую сферу мировоззрения: при возможном проектировании полученного «наукой результата на свой внутренний мир» он обретает «не только объективное, но и субъективное значение»11.
Функция регуляции определяет развитие у студента элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения: он выясняет объективные, социальные последствия возможных вариантов своей деятельности, стремится понять, что может дать эта деятельность ему лично, насколько она соответствует его мировоззренческим ценностям, т. е. каково его место в этом мире, в какой деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности. Субъект, овладевая целостным представлением о мире, где его система взглядов опирается на единство сознания и переживания, осуществляет выбор поступка, той или иной линии поведения.
Механизм регуляции имеет несколько фаз: возникновение побуждения и постановка цели; стадия обсуждения и борьбы мотивов; принятие решения; исполнение. Побуждение желания действовать порождает борьбу мотивов (если желания непомерны) и приводит к принятию решения. Для принятия решения субъекту необходимо: наличие разумных оснований для осуществления акта; сила внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов; темперамент. Заключением данного процесса является исполнение. Принять решение - это не значит сиюминутно его исполнить. При яркой выраженности функции регуляции на этой стадии осуществляется планирование, определяется успешность и скорость исполнения. В стрессовых ситуациях эмоциональное напряжение частично снижает проявление функции регуляции, но сохраненные в сознании обстоятельства ситуаций, последовательность событий и собственные действия способствуют проявлению соответствующего поведения.
Наряду с определенной автономией исследуемые функции тесно взаимосвязаны и взаимо-обусловленны. Функция аффилиации возбуждает не только разум, но и чувства. Функция гуманитаризации высвечивает пространство восприятия научных знаний и личностных ценностей физической культуры. Функция ориентации определяет выбор образцов поведения и постановку жизненных целей. Функция регуляции регулирует рационально-логическую сферу мировоззрения и трансформирует поведение в соответствии с выбранными образцами. Функция устойчивости является качественным показателем мировоззренческой позиции и наиболее ярко проявляется в отстаивании правильности своего выбора.
Выделение данных функций позволяет конкретно определить профессиональное миро-
воззрение специалиста в области физической культуры и спорта как суперсистему, складывающуюся из частных функциональных систем, формирующихся и совершенствующихся в процессе индивидуальной жизни. Полезным приспособительным результатом и системообразующим фактором таких функциональных систем является состояние комфортного пребывания в различных профессиональных условиях, т.е. определения своего места в мире.
Примечания
1 Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. C. 195.
2 Там же. С. 195.
3 Baily K. D. Methods of Social Research. N.-Y. ; London, 1982. P. 25.
4 См.: Савельев М. Ю. Формирование личностных ценностей физической культуры у будущих специалистов
сферы образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. С. 7-8.
5 См.: Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. М., 1984. С. 26.
6 См.: Анохин П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопр. психологии. 1974. № 4. С. 21-29.
7 См.: Судаков К. В. Указ. соч. С. 38.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. : в 39 т. 2-е изд. М., 1956. Т. 42. С. 93.
9 Психология : словарь. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. А. В. Петровского [и др.]. М., 1990. С. 34.
10 Моносзон Э. И., Рогова Р. М. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1984. С. 13-18.
11 ШвыревВ. С., Юдин Э. Г. Мировоззренческая оценка науки : критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма. М., 1973. С. 5.
УДК 1(470) (091)
ЛОГОС И ДАО: ОТ МЕТАФИЗИКИ ДО АНТРОПОЛОГИИ
В. А. Фриауф
Саратовский государственный университет E-mail: friaufva@inbox.ru
В статье сопоставляются первичные имена традиции Логоса и числовая матрица контртрадиции. К лестнице первичных имён, согласно авторской гипотезе, принадлежит также метафизическая и одновременно антропологическая метафора Дао. Логоцентристская русская Идея и китайская традиция Дао - каково их подлинное соотношение? Герменевтическое прояснение метафизики и антропологии этих традиций составляет содержание предлагаемой статьи.
Ключевые слова: Логос, Дао, археограмма мировой культуры, первичные имена, матрица числовых репрезентаций, русская Идея, И цзин - Книга Перемен.
Logos and Tao: from Metaphysics to Anthropology
V. A. Friauf
The article compares the primary names in Logos tradition and numeric matrix of antitradition. Tao as a metaphysical and also anthropological metaphor, according to the author's opinion, belongs to primary names' ladder. How does logocentric «Russian idea» relate to the Chinese tradition of Tao? Hermeneutic clarification of metaphysical and anthropological content of these traditions is the maintenance of the article.
Key words: Logos, Tao, arheogramma of the world culture, primary names, numeric matrix representations, Russian idea, I Ching - Classic of Changes.
Итак, если Логос и Дао имманентны миру, то предназначены выполнять какую-то функцию. Скажем, Логос - цель Бытия, его реализация - бытие в Истине: идеальный порядок, Космос, когда всем хорошо. А Дао - Путь к этой цели; следуя Дао, проходя цикл за циклом, «мир идет к Добру», или к реализации собственной Энтелехии. Но Цель и Средство едины, вместе, сообща выполняют мировой замысел, т.е. они не противоречивы, дополняют друг друга: если Логос - жизнь согласно Разуму (Ноосфера), то Дао - средство ее достижения. Потому Дао и называют «моральным законом», от которого нельзя отступить ни на шаг ни вправо, ни влево1. Цитату из книги Т. П. Григорьевой я привожу уже потому, что эта книга - чуть ли единственная в России работа, в которой посредством философского анализа сопоставляются такие, казалось бы, далёкие друг от друга традиции, как античный принцип Логоса и китайская духовная традиция, которую принято номинировать малопонятным термином - Дао. Вместе с тем можно специально отметить: в этой статье мало общего с идеями книги Григорьевой - у нас разные методологические принципы анализа и, соответственно, разные теоретические результаты.
© Фоиоуф В. А., 2012