Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
2. Берулава Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования // Гуманизация образования. - Сочи: Ин-т образоват. технологий РАО.- 2009.- № 3. -10-21 с.
3. Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2009. - № 1 (44).- 21-35с.
4. Берулава Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях информационного пространства/ Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2010. - № 3 (51). - 10-20с.
5. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании / /Школьные технологии. - 2005.- №2.- 66с.
6. Педагогическое проектирование: Учеб пособие для высш. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия.- 2005. -288 с.
7. Слободчиков В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. - М.: 1994. - 5-12с.
Профессиональное образование
Тяглова Е. В.
Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта
Преобразования, проводимые в системе высшего образования, глубоко затронули актуальные вопросы физкультурного воспитания студенческой молодежи. Его совершенствование на основе традиционных положений, когда в учебном процессе осуществляется решение задач преимущественно физического (телесного) характера, приводит к деформации жизненных ориентаций. На этапах совершенствования спортивного мастерства и высших спортивных достижений ведущей установкой становится материальное благополучие, понятие свободы трактуется как свобода от обязанностей перед обществом. В результате меняются спортивные ценности и сама профессиональная деятельность. «Убеждение - это позиция человека по отношению к каким-либо действиям» [5], в том числе и профессиональным.
К Маркс писал, что «только в рамках общественных связей и взаимодействий существует отношение людей к окружающему» [2], т. е. предметом осмысления являются объективно существующие общественные профессиональные отношения, а также собственное отношение будущего специалиста к тому, что он осмысливает (Я в профессии), и осознается им как
51
ISNN 1029-3388
ориентация на определенные социальные ценности. Следовательно, предметом профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта являются профессиональные отношения, как часть материального мира, выражающиеся реакцией на события, факты, готовностью действовать в соответствии с ориентацией на социальные ценности физической культуры, включающих в себя потребность и деятельную активность в постоянном физическом совершенствовании и здоровом стиле жизни.
Ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Система профессиональных ценностных ориентаций поддерживает постоянство направленности личности специалиста в области физической культуры и спорта через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию поведения, к приобщению и утверждению принципов активного и здорового образа жизни, духовнонравственной направленности и их практической реализации средствами физической культуры.
Профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта как система - образование чрезвычайно сложное. Сложность структуры профессионального мировоззрения обусловлена многогранностью профессиональных связей и отношением субъекта к познанным связям в соответствии с социальными ценностями физической культуры.
В защищенных ранее положениях [4] выделены следующие компоненты структуры мировоззрения: мировосприятие, миропонимание, мирооценивание, мироощущение.
Мировосприятие человеком предметов и явлений имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие мира осуществляется специалистом в области физической культуры и спорта путем придания определенного смысла, значимости, эмоциональной окраски каждому отраженному предмету и явлению, видению себя в профессии. Придание эмоциональной окраски осуществляется путем целостного восприятия, т.е. отражением предмета или явления в совокупности их свойств, во взаимосвязях с другими объектами или явлениями, не входящими в профессиональную деятельность: вид флага Российской Федерации, спортивного зала, зрителей, соперников.
Однако не все объекты спортсменом или тренером выделяются и осмысляются. Избирательность отражения зависит от потребностей, интересов, установок, от состояния психики личности. Одни спортсмены обращают больше внимания на соперников, другие сосредоточены на замечаниях тренера и т. д. Интересный и ценный для нашего исследования вывод сделан Н. Н. Волковым [1]: восприятие мира — это «не непосредственное пассивное отражение, законченное в голой данности образа, а процесс осмысленного, активного, чувственного предмета на основе его образа». Мировосприятие является, по существу, решением определенной задачи, которое исходит из раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем, чтобы истолковать их.
52
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
Деятельность истолкования включается в осмысление восприятия. По существу, находится ответ на вопрос: «Ради чего?» Мировосприятие специалиста в области физической культуры и спорта всегда направлено на возбуждение мыслительной и чувственной сферы.
Миропонимание —отражение окружающей действительности, изменяющееся под воздействием познавательной деятельности. Основной характеристикой миропонимания является его глубина — уровень проникновения мысли в сущность объекта или явления. Выражением этого процесса является полнота, разносторонность и существенность связей, вскрываемых в процессе познания.
Понимаются не объекты и явления как таковые в мире, а мысли, которые они выражают, то есть тот смысл, который заложен в них. Понять — значит обнаружить, раскрыть, извлечь и прочесть этот смысл или истолковать его. Поэтому процедура миропонимания специалиста в области физической культуры и спорта является поиском социальных ценностей, под которые удалось бы подвести профессиональную деятельность. Ценность физической культуры и спорта в этом случае выступает в качестве смысла проявлений жизни.
Мирооценивание — «явление ценностного характера» [3], производящееся на основании той ценностной ориентации, которая задается потребностью и интересом. Наиболее существенными признаками для мирооценивания будущих специалистов в области физической культуры и спорта являются: объективность, осознаваемость и сопоставляемость. Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина [6] выделяют три момента для понимания оценки, в том числе, и объективной реальности.
Во-первых, это сопоставление реального образа с образом идеальным, т.е. с представлением о том, как это должно быть. Если спортсмен осознает окружающий мир в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ, то у него возникает высокая оценка данного явления.
Во-вторых, это интериоризация социальных реакций на данного человека. Иными словами, спортсмен или тренер склонны оценивать окружающий мир так, как оценивают его другие.
В-третьих, это пропускание объективной реальности через призму своей идентичности. Специалист в области физической культуры и спорта прилагает большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться со своей мирооценкой в структуру общества.
Мирооценивание профессионала в области физической культуры и спорта независимо от того, лежат ли в его основе объективные суждения о мире или интерпретации суждений других спортсменов, индивидуальные идеалы или культурные стандарты, всегда носит субъективный характер, поскольку осуществляется путем определения степени совершенства, значимости предметов и явлений для самого себя. При высокой мирооценке профессиональное мировоззрение специалиста приобретает большую устойчивость и гуманитарность, вследствие чего определяется значимость конкретных предметов и явлений для него.
53
ISNN 1029-3388
Мироощущение. Ощущение себя частью мира посредством связи сознания с окружающей действительностью, предполагает определенный характер профессиональной деятельности в области физической культуры. Мироощущение специалиста в области физической культуры и спорта характеризуется следующими свойствами:
• качеством — сущностной характеристикой, позволяющей отличать различные вариации ощущений соревновательной деятельности;
• интенсивностью — количественной характеристикой, определяемой силой действующего раздражителя как промежуточного результата профессиональной деятельности;
• продолжительностью — временной характеристикой, определяемой временем воздействия раздражителя (головокружением от успехов или раздражительностью от поражения).
Ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной профессиональной потребности, выражается в мотивации, желании и потребности к утверждению ценностей физической культуры и спорта.
Структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта выделяется нами на основании проявления функций: аффилиации (мировосприятие), гуманитаризации (миропонимание), ориентации (мирооценивание), регуляции (мироощущение) и устойчивости, активного взаимодействия функций в структуре мировоззрения субъекта.
Функция устойчивости: теоретически и эмпирически обоснованная готовность к социально ценным действиям по реализации определенной идеи, обеспечивающая защиту к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Поведение специалиста в области физической культуры и спорта с выраженной функцией устойчивости мировоззрения осуществляется по схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).
Когда в мировоззрении выражена функция устойчивости, все происходящее интерпретируется для ее подтверждения. В нашей практике очень часто встречаются студенты, у которых в мировоззрении функция устойчивости не проявляется. У них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, тем самым еще более разрушая логику поведения. В данных условиях специалист в области физической культуры и спорта чувствует полную беспомощность по отношению к трудным заданиям и к своему поведению в неординарной ситуации.
Чрезмерная выраженность функции устойчивости мировоззрения также носит негативный характер, проявляющийся в отношениях субъекта:
54
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
требовательны к себе и в то же время снисходительны к другим, своим воспитанникам или товарищам по команде. Такие студенты отстаивают свою независимость, не принимая замечаний тренера не только в отношении себя, но и других спортсменов.
Плодотворные результаты достигаются там, где есть «стремление человека быть в обществе других людей (аффилиация). В связи с чем мы выделяем в мировоззренческой позиции функцию аффилиации.
Функция аффилиации проявляется в трех последовательных стадиях. Первая — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида (соревнование), и это событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности психических процессов. На второй стадии определяется знак эмоций: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное; отрицательная, — когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. На третьей стадии контролируется степень эмоции.
По нашим наблюдениям, чрезмерная выраженность данной функции приводит к тому, что человек часто находится в состоянии обиды, гнева, раздражения. При этом он, естественно, не может созидать, выполнять целенаправленные мыслительные операции. Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, сломать, смять, разорвать, разрушить, чтобы дать выход отрицательному эмоциональному напряжению.
Неразвитость функции аффилиации предполагает неполноценное и не всеобъемлющее восприятие и осмысление научной картины мира, жизни и деятельности выдающихся спортсменов и общественных деятелей, что снижает и проявление функции устойчивости мировоззрения.
Специалист в области физической культуры и спорта открыт миру, его переживания спортивного результата и своей спортивной деятельности являются реальностью, а совместная деятельность команды создает общность эмоциональных переживаний, формирует гуманное отношение к другим.
При этом выделяется следующая функция мировоззренческой позиции — гуманитаризации, которая понимается нами как создание и совершенствование научной картины, привнесение в профессиональное мировоззрение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества. В основе лежит диалектико-материалистический способ отбора и упорядочения информации. Данная функция позволяет привнести в мировоззрение идеи гуманизма, позволяющие осмыслить и гармонизировать взаимоотношения между природой, обществом и человеком.
Чрезмерное развитие функции гуманитаризации также сказывается негативно на индивидуально — личностном развития будущего профессионала в области физической культуры и спорта. В этом случае в сознании юноши не
55
ISNN 1029-3388
формируется целостная научная картина мира из-за недополучения естественно — научных знаний. Такие студенты слишком чувствительны, нервозны, с ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию и в то же время не способны к осуществлению этих процессов.
Выбор значимой информации в образовательной и житейской деятельности приводит к обобщению и нравственной оценке получаемых знаний; определению образцов поведения и в заключение постановки жизненных целей, что соответствует функции ориентации мировоззрения.
Посредством проявления функции ориентации субъект формирует систему представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочную деятельность. Именно устойчивые ценности человека выражают ориентацию и характеризуют его в личностном плане.
Выраженная функция ориентации включает в себя мировоззренческий поиск, т.е. осознание субъектом себя частицей спортивного сообщества, выбор своего социального положения в будущем и способов его достижения. Объединяя всю совокупность ценностных отношений человека к спорту и физической культуры, профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта интегрирует все свойства и качества индивида, определяя при этом мировоззренческую ориентацию его как субъекта на формы гражданского поведения и деятельности.
Функция регуляции определяет развитие элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения. Студент желает выяснить объективное, социальное последствие возможных вариантов своей профессиональной спортивной деятельности деятельности, понять, что может дать эта деятельность ему лично, насколько соответствует она его мировоззрению: каково именно его место в спортивном мире, в какой спортивной деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Чем устойчивее мировоззрение субъекта в отношении некоторого вопроса или изучаемого явления, тем легче он ориентируется в отношении выбора своего поведения, а значит эмоциональнее будет восприятие данного объекта, следовательно, и регуляция собственного поведения будет сопровождаться меньшими усилиями. Высшей формой проявления выраженности функции регуляции позиции является регуляция как не один из вариантов предложенного поведения, а сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением, где путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Такой акт не осуществляется мгновенно, для его проявления требуется ярко выраженная устойчивость, подкрепленная гуманными ценностными ориентациями, прочувствованными и выношенными самим субъектом.
Практика занятий физической культурой и спортом требует сегодня более высокого уровня теоретического осмысления не только механизмов двигательных
56
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
действий, но и педагогических принципов руководства по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. Знание предмета и структуры профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта может стать ориентиром в отборе содержания высшего профессионального образования, являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса учреждений по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка.- М. -1950. - 382-383 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 6ю- 441 с.
3. Моносзон Э И., Рогова Р. М. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников. // Педагогика.- 1984. - 13 — 183 с.
4. Тяглова Е. В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Тяглова Елена Викторовна. - Волгоград. - 2003. - 158 с.
5. Филатов В. И. Мировоззрение. Бытие. Человек. Омск — 2002.- 5 с.
6. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение.- 1991. - 16 — 181с.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Тлиш М.М.
Научное обоснование принципов коммуникативной компетенции врача в рамках реабилитационных программ для больных зудящими дерматозами
Обсуждая приоритеты обучения менеджеров, обеспечивающих подбор профессиональных кадров здравниц и учреждений здравоохранения, следует подчеркнуть высокую социальную значимость (в условиях отказа государства от обязательного ранее направления выпускников медицинских вузов в муниципальные ЛПУ) приобретает парадигма «информация-образование-коммуникативность» как методологический инструментарий совершенствования политики в сфере здравоохранения. При этом следует выделить возрастающую роль коммуникативной компетенции врача, особенно в тех ситуациях, где патогенез заболеваний сопряжен с повышенным уровнем тревоги, что в 90% случаев относится к больным, страдающим зудящими дерматозами. Обсуждая эту проблему, известный московский маркетолог Р.С. Морева (2009) указывает, что
57