УДК 769.01 ББК 75.10 И 75
Ю.А. Иоакимиди
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: ioakimidi-julija@ rambler.ru
Н.А. Корохова
Кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по воспитательной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: Nafiset@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТУ
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования педагогической установки как компетенции профессионально-педагогической направленности специалиста по физической культуре и спорту, раскрыта ее структура.
Ключевые слова: компетенции, педагогическая установка, профессионально-педагогическая направленность, компоненты.
Yu.A. Ioakimidi
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: ioakimidi-julija@rambler.ru
N.A. Korokhova
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Health and Safety, Deputy Director for Education of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: Nafiset@mail.ru
PEDAGOGICAL ATTITUDE AS PROFESSIONAL COMPETENCE IN STRUCTURE OF THE PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF THE SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Abstract. This paper discusses the formation of pedagogical attitude as a competence of a professionally pedagogical orientation of the specialist in physical culture and sport, and discloses its structure.
Keywords: competences, pedagogical attitude, professionally pedagogical orientation, components.
Ускорение темпов общественного прогресса, интеграции науки и производства потребовали значительно более быстрых изменений в системе физкультурного образования, которое, являясь достаточно консервативным социальным институтом, не успевает за их развитием.
Одна из основных целей современного высшего физкультурного образования состоит в том, чтобы подготовить специалиста, способного не только адаптироваться к происходящим социальным переменам, но и плодотворному творческому участию в социальной жизни общества. Поэтому в стенах педагогического учебного заведения необходимо формировать такую личность учителя физической культуры, для которой характерны активно положительное отношение к своей профессии, понимание и внутреннее принятие ее целей и задач, относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов, стремление применять в жизни свои знания и удовлетворять духовные потребности в процессе этой деятельности. Данные характеристики личности являются содержанием профессиональной компетентности.
А.И. Зимняя дает следующее определение компетентности: «Актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и лич-ностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество». Данное понятие включает не только когнитивную и операциональную -технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представление, программы) действий, системы ценностей и отношений. Компетентность неизбежно включает в себя такие личностные новообразования, как уровень
притязаний, направленность, целе-полагание, эмоционально-волевую регуляцию, ценностно-смысловое отношение и др. [4].
Для успешной профессиональной деятельности зачастую важны не сами психологические свойства или качества работника, а их сочетание, способствующее достижению наилучших результатов. Эти качества и свойства личности непосредственно формируются в процессе обучения в вузе, то есть в студенческие годы. Как социальная группа, студенчество характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности [4].
Перед преподавателем вуза ставится сложная и ответственная психолого-педагогическая задача: формирование студента как субъекта учебной деятельности, формирование у него мировоззрения, что способствует его рефлексии, осознанию себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.
Как было отмечено, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Выделяют следующие личностные качества учителя по физической культуре: активность, вежливость, вдумчивость, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, инициативность, искренность,
любовь к воспитанникам, наблюдательность, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, принципиальность,
патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, порядочность, психологический такт, рефлексия, работоспособность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, способность заряжать своей энергией других людей, способность находить наилучшее применение каждому человеку, толерантность, тактичность, требовательность, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность, эмпа-тия и др. [9].
Кроме того, важной характеристикой педагога является наличие профессионально-педагогических установок, в числе которых установка на успех в деятельности; презентационные установки (на предъявление себя, своего образа и своих достижений окружающим), связанные с потребностью во внимании; установка на самообразование, саморазвитие, самораскрытие; установка на выражение любви к детям и заботе о них, потребность опекать; установка на служение ближнему (в широком смысле); установка на широкое социальное служение обществу, Родине [6].
Специалист по физической культуре и спорту, несомненно, должен обладать всеми выше перечисленными качествами, поэтому на основе проведенного анализа специальной литературы, бесед и консультаций с высококвалифицированными учителями физической культуры, тренерами, учеными в сфере физической культуры и спорта, психологами и др. нами в структуре педагогической установки специалиста по физической культуре и спорту были выделены следующие наиболее значимые ее компоненты: готовность к саморазвитию, рефлексия, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач, эмпатия. Данные компоненты отражают специфику профессии учителя по физической культуре и тренера, их формирование
возможно осуществлять в процессе учебной деятельности в вузе, а также они определяют профессиональную направленность личности педагога. Специфика профессии специалиста по физической культуре и спорту заключается в том, что одним из результатов их труда является прирост показателей физического развития ребенка, от которого зависит здоровье, работоспособность и успешное участие, при условии занятий спортом, в соревнованиях [6].
Педагогическая деятельность учителя физической культуры, тренера направлена на формирование физической культуры ребенка, которая является компонентом общей культуры личности, поэтому без осмысления и анализа результатов собственной профессиональной деятельности и труда своих коллег, без постоянного пополнения собственного теоретического багажа, без способности педагога к эмпатии невозможно рассчитывать на эффективность процесса становления личности ребенка [6]. Педагог, имеющий оптимальный уровень развития выделенных нами доминирующих педагогических установок, постоянно стремится достичь в своей профессиональной деятельности более высоких результатов, то есть быть профессионалом.
Профессионализм закладывается в процессе общего и профессионального образования, и основным условием его сохранения и развития является непрерывное профессиональное самообразование и саморазвитие личности [1].
Готовность к саморазвитию -это установка, которая характеризует мобилизацию всех психофизиологических систем личности, которые обеспечивают эффективное выполнение им своей профессиональной деятельности. В процессе педагогической работы преподаватель постоянно испытывает необходимость в повышении своего профессионального мастерства, что, в
свою очередь, в сочетании с высоким уровнем притязаний способствует возникновению потребности в саморазвитии. И чем выше будет сформирована установка на саморазвитие, тем выраженнее будет направленность студентов на их профессиональную деятельность.
Саморазвитие выражается в том, что для общественного существования педагога как личности в качестве первой необходимости выступает потребность в информации, потребность занять определенную социальную позицию, овладеть теми ценностями, которые накопило человечество. Для того, чтобы та или иная ценность стала объектом потребности личности, необходима опосредованная деятельность общества и целенаправленная деятельность преподавателей вуза по созданию, организации и отбору этих объектов.
Таким образом, саморазвитие
- это деятельность личности, которая является целенаправленной, внутренне мотивируемой, структурированной самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату. Все сказанное подчеркивает необходимость специальной, учитывающей психологическую природу этого явления организации самостоятельной работы студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Саморазвитие личности непосредственно связано с ее рефлексивными способностями. Рефлексия является одним из ведущих «организмов» в сфере саморегуляции и саморазвития; это умение анализировать собственную деятельность и поведение, обеспечивать контроль и регулировку в системе «человек
- жизненные ситуации». Установка на рефлексию выводит человека из непосредственного сиюминутного временного пространства и заставляет его обратиться к прошлому с целью анализа уже произошедшего со стороны, извне, находясь «над
ситуацией». Делать выводы, создавать образы, объяснять смысл слов других людей человек учится через общение, через коммуникативные каналы. Активизация рефлексии при обучении приводит к тому, что обучаемый делает собственную деятельность объектом своего воздействия, он начинает целенаправленно изменять, совершенствовать или заново выстраивать ее [5].
У каждого человека имеется свой рефлексивный аппарат, который формируется в течение всей его жизни. Рефлексивные способности индивида изменяются, так как объем информации и практического опыта нарастает на протяжении всей его жизни, а сам рефлексивный аппарат основывается на работе со связями между сиюминутной ситуацией и уже произошедшими событиями.
В соприкосновении человека с обществом, с коллективом людей возникает рефлексия в области самосознания, и именно от этой формы зависит успешность общения конкретного человека. Рефлексия образа действий способствует освоению, выполнению или проверке правильности выполнения каких-либо действий на основе сравнения их с имеющимися в мировоззрении данного человека некой идеальной схемой или образом. Рефлексия может иметь конструктивный, творческий характер, когда в процессе выполнения определенных действий создается идеальный образец.
Несомненно, рефлексия приносит пользу как интеллектуальный процесс, однако это не всегда так. Рефлексия возвращает человека в прошлое и заставляет критически анализировать происходящее, вместе с тем прерывает прямое течение жизни, останавливает сам процесс, затягивает время. Чрезмерная потеря времени может привести к потере эффективности, в результате чего последствия могут быть самыми разными. Перенасыщение размышлений контрольной рефлексией
может привести к снижению количественного уровня творческих решений, так как на них не хватит времени.
Педагогическая рефлексия - это обращенность сознания на самого себя. Иными словами, это способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе [5]. Н.М. Борытко считает, что «педагогическая рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление учителем себя и своей профессиональной деятельности в целом как способа осуществления своего целостного «Я». Профессиональная рефлексия обеспечивает готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмыслить стереотипы своего профессионального и личностного опыта» [2: 85].
Наличие рефлексивных умений - одно из главных условий успешной профессионально-педагогической деятельности, поэтому необходимо формировать у будущих учителей по физической культуре и тренеров установку на рефлексию. Именно она является связующим звеном между рефлексивными умениями и их практической реализацией.
Любая деятельность, в том числе и педагогическая, направлена на достижение успеха. В зависимости от того, насколько мотивирована эта деятельность, будет зависеть ее эффективность и результативность. Среди профессиональных потребностей наибольшее влияние на развитие личности оказывает потребность в достижении, которая определяет стремление человека к улучшению результатов своей деятельности.
По мнению А.К. Марковой, «для успешной профессиональной
деятельности чрезвычайно важна мотивация успеха, настрой на позитивные результаты своего труда» [7: 70]. Достижение успеха - это мотив личности, проявляющийся в стремлении к успеху, что является особенно важным качеством для успешной деятельности учителя по физической культуре и тренера. В теории личности г. Мюррея данный термин употребляется в исходном значении, как стремление к преодолению препятствий, выполнению того, что представляется трудным.
Мотивация (или потребность) достижения - одна из разновидностей трудовой мотивации, связанная с потребностью личности добиваться успеха и, в меньшей степени, избегать неудач. Формирование мотивации достижения тесно связано с социализацией личности и может проявляться как «стремление к повышению уровня собственных возможностей» [3].
Лица с высоким уровнем мотивации достижения отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении поставленных целей; неудовлетворенностью достигнутым; склонностью сильно увлекаться своей работой; переживанием радости от успеха в работе; неспособностью плохо работать; потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении обычных дел; неудовлетворенностью легкой работой, успехом; отсутствием духа нездоровой конкуренции; готовностью принять помощь и оказать ее другим. Эти отличительные характеристики являются хорошим ориентиром для формирования адекватной и высокой мотивации достижения, необходимой для формирования профессионала-учителя, и показателями ее оценки.
Данный компонент педагогической установки необходимо развивать у студентов физкультурных вузов, так как у них чаще является доминирующей тренировочная направленность, что выражается в достижении успеха в спортивной
деятельности, и почти отсутствует мотивация к достижению успеха в педагогической деятельности.
В противовес рассмотренному компоненту педагогической установки мы ставим компонент избегания неудачи, то есть исключение попыток решать задачи, в которых имеется вероятность потерпеть неудачу. Если высокий уровень развития мотивации достижения успеха способствует стимуляции внутренних факторов, побуждающих к действию, то этот же уровень избегания неудач связан с повышенным чувством самосохранения и с отказом принятия ответственных решений. А поскольку специалист по физической культуре и спорту в процессе своей педагогической деятельности постоянно сталкивается со всевозможными трудностями, необходимо еще в процессе обучения в вузе формировать у студентов теоретическую установку на достижение успеха. При этом необходимо, чтобы установка на избегание неудач была развита на среднем уровне, так как именно она обеспечивает готовность личности к преодолению трудностей в своей педагогической деятельности [5].
Любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без которой невозможна эффективная педагогическая деятельность. Простое взаимодействие учителя и учащегося основано на эмпатии, на безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Преподаватель должен обладать способностью к работе и общению с детьми. Эмпа-тия (сопереживание) - это умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других; предполагает уменьшение дистресса другого, оказав ему помощь. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально
обусловленным [6]. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании.
Организуемый тренером и учителем физической культуры педагогический процесс направлен на физическое развитие и спортивное совершенствование ученика, а это нелегкий труд, требующий максимального проявления физических и психических возможностей ребенка. Очень часто дети, находясь под влиянием авторитета педагога, боятся пожаловаться на плохое самочувствие, что может привести к получению травмы на уроке, или симулируют болезнь и отказываются от выполнения заданий. Для исключения подобных ситуаций необходимо, чтобы у педагога была развита эмпатия, что позволит установить контакт с ребенком и взаимодоверительные отношения.
Установка на эмпатию также должна формироваться в процессе обучения в вузе. Необходимо постоянно ориентировать студентов на их будущую работу с детьми. Весь процесс обучения в настоящее время ориентирован на гуманизацию отношений, в результате чего установка на любовь к детям является не только необходимым условием работы специалиста по физической культуре и спорту, но и позволяет преподавателю в процессе своей профессиональной деятельности успешно учитывать мировые тенденции в системе образования.
Таким образом, педагогическая установка является профессиональной компетенцией в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту. В структуре педагогической установки мы выделяем готовность к саморазвитию, рефлексию, мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач, эмпатию. Выявленные
установки на педагогическую деятельность, с нашей точки зрения, являются наиболее значимыми для личности учителя по
физической культуре и тренера, обеспечивают рост профессионализма педагога и становление его как профессионала.
Примечания:
1. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2008. Вып. 5. С. 26-31.
2. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
3. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2002. 384 с.
5. Иоакимиди Ю.А. Педагогическая рефлексия как компонент профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту: метод. указания. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 60 с.
6. Иоакимиди Ю.А. Формирование педагогической установки как детерминанта профессионально-педагогической направленности специалиста по физической культуре и спорту: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп. 2005. 164 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
8. Хазова С.А. Акмеологическая направленность личности как детерминант развития конкурентоспособности // Гуманитарные и социальные науки. Ростов н/Д, 2011. Вып.1. URL: http://www.hses-online.ru/2011/02/13_00_08/21.pdf
9. Хазова С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2008. № 12. С. 64-68.
References:
1. Begidova S.N., Khazova S.A. The acmeological approach in vocational training of future experts // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2008. Iss. 5. P. 26-31.
2. Borytko N.M. A teacher in the spaces of modern education: a monograph / N.M. Borytko. Volgograd: Peremena, 2001. 214 pp.
3. Derkach A., Zazykin V. Aсmeology: a manual. SPb.: Piter, 2003. 256 pp.
4. Zimnyaya I.A. Educational psychology: a textbook for higher schools. - 2nd ed., enl., corr. and rev. / I.A. Zimnyaya. M.: Logos, 2002. 384 pp.
5. Ioakimidi Yu.A. Pedagogical reflection as a component of professional work of the expert in physical training and sports: method. instructions. Maikop: ASU publishing house, 2009. 60 pp.
6. Ioakimidi Yu.A. Formation of pedagogical orientation as the determinant of professional and pedagogical orientation of the expert in physical training and sports: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop. 2005. 164 pp.
7. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996. 308 pp.
8. Khazova S.A. Acmeological orientation of the personality as a determinant of competitiveness // Humanities and Social Sciences. Rostov-on-Don, 2011. Issue 1. URL: http://www.hses-online.ru/2011/02/13_00_08/21.pdf
9. Khazova S.A. Personal qualities of the competitive specialist in physical culture and sports // Theory and Practice of Physical Culture. 2008. No. 12. P. 64-68.