Научная статья на тему 'Роль философии в системе высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта'

Роль философии в системе высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INCULTURATION / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ПАРАДИГМА / PARADIGM / СЦИЕНТИЗМ / SCIENTISM / АНТИСЦИЕНТИЗМ / ANTISCIENTISM / ТЕХНОКРАТИЗМ / TECHNOCRATISM / АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / HUMANIST PERSONALITY / HUMANITARIANIZATION / ANTHROPOLOGICAL CENTRALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битарова Л. Г., Мишустина Е. Л.

Статья посвящена проблемам философии в гуманитарном образовании специалистов физической культуры и спорта, ее роли в формировании профессиональных компетенций и разработке личностно-ориентированной парадигмы современного высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Битарова Л. Г., Мишустина Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PHILOSOPHY IN THE SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

The article is devoted to philosophical problems in the humanitarian education of specialists in the field of physical education and sport, to the role which philosophy plays in the forming professional competence. The elaboration of a personoriented paradigm of modern higher vocational education is exemplified in the article.

Текст научной работы на тему «Роль философии в системе высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта»

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Старший преподаватель Л. Г. Битарова, преподаватель Е. Л. Мишустина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Статья посвящена проблемам философии в гуманитарном образовании специалистов физической культуры и спорта, ее роли в формировании профессиональных компетенций и разработке личнос-тно-ориентированной парадигмы современного высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, гуманизация, гуманитаризация, инкультурация, антропоцентризм, парадигма, сциентизм, антисциентизм, технократизм, аксиология, гуманистическая личность.

Российскими учеными в последние десятилетия разработана теоретико-методологическая концепция реформирования высшего профессионального образования в стране, которая учитывает как мировую тенденцию, так и необходимость сохранения всего положительного, что было накоплено отечественной высшей школой в процессе ее исторического развития. Основой данной концепции являются положения философов, социологов, педагогов о сущности и роли образования (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, А. Г. Здравомыслов, И. Кант, В. В. Зеньковский, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, И. А. Ильин и др.) С их точки зрения, образование - это многозначное понятие, обозначающее сферу социокультурной практики, отраслевую систему, специально организуемый процесс и определенный результат деятельности; задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, духовности. Следовательно, образование отражает в себе развитие культуры в целом. В Философском энциклопедическом словаре указывается, что «образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, т. е. процесс формирования облика человека, где главным является не объем знаний, а их соединение с личными качествами» (1).

Некоторые авторы считают, что «образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, безверный и бесхарактерный - начинает злоупотреблять» (2).

В Новейшем философском словаре утверждается, что образование и воспитание - это единый процесс формиро-

вания личности. «Воспитание, в широком смысле слова, - это процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание); в узком смысле - это стихийное, естественно складывающееся воспитание, передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме, в конкретной культуре, создание условий для появления и выработки внутренней мотивации».

«Профессиональное образование - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности». Оно направлено на социализацию обучаемого и определяет цель: подготовку специалистов, востребованных в разных сферах жизни общества (3).

Таким образом, общее и профессиональное образование по-разному включены в процесс общественного развития. Общее образование - как главное средство инкультурации человека, участвует в повышении его культурного и интеллектуального потенциала. Профессиональное образование - как средство социализации человека, готовит квалифицированные кадры для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Особую роль в системе высшего профессионального образования занимает философия.

В концепции советского образования могущество человека определялось знанием естественно-научных законов природы и порядка в ней; носило технократический характер и привело к фрагментарной односторонности и узости профессиональной подготовки специалистов. Обучение было направлено на формирование механически-детерминистской картины мира, а воспитание - на выработку уверенности в том, что любая проблема имеет одно правильное решение. Сущность системы физического воспитания в рамках советской концепции также имела узконаправленный характер. Она состояла в максимальном слиянии физической культуры и трудовой деятельности, что принимало форму профессионально-прикладной физической подготовки и существовало параллельно с военно-прикладной подготовкой, выступая как средство повышения производительных сил всего населения (4).

Парадигма советского образования привела к отрицанию приоритета духовно-нравственных начал при решении

практических задач и принижению роли философии в системе гуманитарной подготовки, что послужило причиной кризиса в высшем профессиональном образовании. Истоки этого кризиса ряд ученых справедливо усматривают в мировоззренческой основе традиционного европейского образования - философии Нового времени, для которой характерен сциентистский разрыв человека и общества с природой. В результате ход развития цивилизации привел к выделению функционера-профессионала, ориентированного на практику, но не нацеленного на гармоничное совершенствование личности, у которого не возникает нравственных сомнений по поводу принимаемых решений (В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи) (5).

Не увенчались успехом попытки выстроить систему образования и воспитания на принципах антропоцентризма, преследующего цель воспитания человека как свободного субъекта, «творца самого себя» Такой принцип философии господствовал в эпоху Возрождения и привел к «эгоцентризму» в современном мире. Высвобождая человека на всех уровнях от власти «целого» (социума, культуры, традиции), эта психология неизбежно привела к идеалам «сверхчеловека» (Ф. Ницше) и прагматическим установкам в системе воспитания «Цель оправдывает средства» (Пирс. Дьюи) (6).

Современная философия видит перспективу развития человека в формировании нового мышления, в реализации принципов целостности восприятия динамично меняющегося мира, культуры, совершенствовании личности. Образование - это область социальной жизнедеятельности, где идет становление профессионально-грамотной, духовно-зрелой, нравственно-свободной личности. Поэтому стратегической ориентацией современного образования выступает личность с присущими ей мотивами, потребностями и интересами. Новое направление философских исследований - философия образования, стремится глубоко исследовать «вечные» и современные проблемы, так как ее задача заключается в разработке парадигмы личност-но-ориентированного образования.

Многие исследователи отмечают наличие существенных проблем в теоретической и мировоззренческой плоскостях, касающихся качественных аспектов функционирования образовательных систем. В исследованиях отмечаются недооценка социокультурной функции образования, несоответствие его содержания реальным проблемам бытия человека и общества. Как подсчитали исследователи, больше всего времени (минимум 40 часов в неделю, по российскому законодательству) человек занимается профессиональной деятельностью. В связи с этим сегодня возникают острейшие системные противоречия между профессиональной деятельностью и культурой, что усугубляет проблемы профессионального образования (7). По мнению этих авторов, одно из наиболее глубоких таких противоречий состоит в понимании того, что профессиональная деятельность может быть независимой от культуры, этики, сферы нравственности. «А это значит, рассуждает А. И. Кравченко, - что профессиональная деятельность бывает в такой же мере свободной от гуманистических детерминант» (8). Второе системное противоречие обнаруживается в том, что профессиональная деятельность способна фальсифицировать духовность, если она ориентирована ложными, измышленными ценностями и идеалами. Следствием этого в образовательной практике современной России являются технократический уклон, абсолютизация значения профессионализма и недооценка роли нравственного воспитания, отсюда кризис всего гуманитарного образования.

Причина низкой эффективности современного образования - негуманность традиционных образовательных практик, которые не способны обеспечить дифференцированный подход к развитию личности в соответствии с ее индивидуальными потенциалами. В связи с этим гуманизация образования рассматривается как ведущее направление решения глобальной проблемы - утверждения в современном мире гуманистических ценностей. Гуманизация образования должна получить прочную теоретико-методологическую базу, которая может быть создана на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности. Гуманизация образовательных систем должна опираться на исследование человеческой активности, учитывать опыт европейской цивилизации и традиции отечественной культуры, особенности содержания российской духовности. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать философии.

Нередко в образовательной практике понятие «гуманизация образования» отождествляется с понятием «гуманитаризация образования». Н. А. Бердяев писал, что «русские всегда смешивали гуманизм с гуманитаризмом». Тому есть этимологические основания: слово «гуманизм» происходит от «Иитапиэ» (лат.) - человечный; гуманитарный - от «ИитапИав» человеческая природа, духовная культура. Гуманизация образования касается его содержания, организации, управления и процесса воспитания. Гуманитаризация образования относится только к процессу обучения: развитие традиционных направлений гуманитарной подготовки специалистов; насыщение негуманитарной сферы знания гуманитарными науками.

Деидеологизация российского общества в конце 20 века выразилась в кризисе европейского университета и гуманитарного образования всего европейского сообщества. Немецкому идеализму европейский университет обязан тем, что, начиная с 18 в. и кончая нашим временем, в его стенах роль законодателя мод и главы всех наук играла философия. Утрата к концу 20-го века философией лидирующего положения привела к спонтанному возвращению к метафизике, обострению проблемы сциентизма и антисциентизма. В 20 веке, как отмечает испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, главной обязанностью университетов и отличительной особенностью европейской высшей школы в целом стала подготовка профессиональных кадров. В результате этого «средний европейский человек оказался вне культуры; он является новым варваром, отставшим от современной цивилизации, архаичным и примитивным в противоположность своим проблемам. Этот новый варвар-профессионал; он более учен, чем когда бы то ни было прежде, но в то же время и более бескультурен... («Миссия университета», 1930) По мнению данного автора, путь «из джунглей и хаоса бескультурья» лежит через «культурный синтез идей» на уровне своего времени, куда он включал и философию. Немецкий философ М. Хайдеггер в труде «Время и бытие» отличительной чертой современного ему профессионального образования считал его ограниченность логико-рассудочным, формально-информативным, операционально-технологическим уровнем и оторванность от питательной почвы культурно-содержательных, духовно-нравственных смыслов и ценностей. Исследователь был убежден, что в результате этого профессиональное образование поставляет техницистское мировоззрение, односторонне прагматические установки, что несет угрозу отдельной личности и низводит ее до уровня функционера технократической системы (9).

В конце 19 в. стремление постичь взаимосвязь философских основ развивающихся естественных, социально-

гуманитарных и технических наук вызвало необходимость возникновения нового раздела философии - философии науки. Такая необходимость в первую очередь определялась остротой борьбы между двумя концепциями в оценке самой науки - сциентизмом и антисциентизмом. С другой стороны, философия, опираясь на диалектико-материалистичес-кие позиции, сформировала свою практическую значимость в разработке методологии социального и научно-технического познания, что укрепило ее роль в системе высшего профессионального образования. Укрепление роли философии в системе подготовки специалистов предполагает, в первую очередь, всестороннее интеллектуальное развитие профессионально подготовленного специалиста, во-вторых, развитие его как личности со сформировавшейся философской культурой, соответствующей уровню развития общества, его материальным и духовным ценностям.

Перемены, происходящие в нашем обществе, создали предпосылки для повышения эффективности высшего образования, поднятия его роли на более высокий гуманистический уровень, что активизирует роль философии в системе гуманитарных знаний.

Практически в каждом вузе физической культуры и спорта есть кафедра философии, осуществляющая помимо преподавания стандартных курсов (философии, культурологии, этики, эстетики, логики, политологии и т. д.) прием экзаменов в аспирантуру и чтение аспирантам нового курса по философии науки, что подразумевает сдачу в дальнейшем экзамена на получение кандидатского минимума. Структура философского знания: онтология, теория познания, история философии, логика, философия науки - выступает методологическим базисом гуманитарного образования будущих специалистов.

Проведенный анализ литературы показал, что в современной теории и методике педагогического образования в высшей школе недостаточно разработана методология исследования проблем профессионального становления, интеллектуального и духовного роста личности будущего специалиста. Многие исследователи считают, что теоретические и мировоззренческие проблемы высшего профессионального образования связаны с отсутствием единой концепции преподавания гуманитарных дисциплин в вузах (10).

В современных условиях назрела необходимость разработки новой концепции профессионального становления личности будущего специалиста, где особая роль отводится философии как методологическому базису гуманитарных наук.

Философия, интегрируя фундаментальные формы деятельно-практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру, способствует формированию новых гуманных смысложизненных ориентиров человечества, которые облегчат преодоление кризисных явлений в системе высшего профессионального образования. Философия способна осуществлять теоретико-методологический анализ проблем высшего образования благодаря следующим функциям:

- мировоззренческая - предусматривающая выявление и всестороннее использование философского анализа содержания концептуальных структур с физической реальностью, способствующая формированию новых гуманных смысложизненных ориентиров человечества. Это помогает перевести студента из объекта обучения в субъект деятельности, что создаёт условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования;

- гносеологическая - сосредоточила внимание на рас-

ширении спектра практического использования межпредметных связей в системе высшего профессионального образования, предусматривает корреляцию учебных программ в соответствии с современным уровнем научно-технического знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном и планетарном уровнях;

- аксиологическая - дает оценку имеющимся путям познания и формам деятельности с позиции их соответствия гуманистическим идеалам и этическим принципам, эстетическому осмыслению прекрасного, красоты в спорте, предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности за счет использования произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, иллюстрирующих общекультурную значимость изучаемых явлений и законов;

- методологическая - нацелена на широкое использование активных методов формирования философского мировоззрения специалистов физической культуры и спорта, а также разработку нестандартных теоретико-методологических основ, направленных на формирование поискового, вариативного мышления и способности к нестандартным решениям специалиста, обладающего высоким инновационным материалом.

Философия в системе гуманитарного образования занимает особое место. Основоположник научной системы физического образования П. Ф. Лесгафт считал, что «без философии нет науки. Без теории и философии всякая практика грубеет и превращается в безобразное ремесло» (11).

Вопросы метода, образы человека, теории государства и общества, модели исторического развития - все это традиционно философские проблемы. Она способствует расширению кругозора, формирует гуманитарное мышление, без которого нельзя осмыслить современные тенденции быстроменяющегося мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 2001. - С. 196.

2. Ильин И. А. Философия образования. - М., 2003. - С.

205

3. Новейший философский словарь. - М., 2002. - С. 43

4. Наталов Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

- Краснодар, 2005. - Т.2. - С. 88.

5. Кузнецов В. Г., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. - М., 2005. - С. 297.

6. История философии / под. ред. Кохановского В. П., Яковлева В. П. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 715.

7. Беляева Е. В. Педагогические условия развития культуры профессионального мышления у студентов педагогического вузах. // Качество, инновации, образование.

- 2007. - № 9. - С.16.

8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология в трех томах. - М., 2002. - Т. 2. - С. 236.

9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. - СПб., 2005. - С. 265.

10. Николаев Ю. М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11.

- С. 15.

11. Наталов Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

- Краснодар, 2005. - Т.2. - С. 71.

THE ROLE OF THE PHILOSOPHY IN THE SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

L. Bitarova, Senior Teacher, E. Mishustina,a Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

The article is devoted to philosophical problems in the humanitarian education of specialists in the field of physical education and sport, to the role which philosophy plays in the forming professional competence. The elaboration of a person-oriented paradigm of modern higher vocational education is exemplified in the article.

Key words: higher vocational education, humanization, humanitarianization, inculturation, anthropological centralism, paradigm, scientism, antiscientism, technocratism, axiology, humanist personality.

ЦЕННОСТНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СПОСОБНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преподаватель В. С. Матвеев, преподаватель А. А. Левченко Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье представлена сравнительная характеристика жизненных ценностей разных групп студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Установленные различия в уровне значимости ряда жизненных ценностей указывают на необходимость и пути коррекцион-ной работы в процессе подготовки к практике в качестве отрядных вожатых детских лагерей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, личностные качества студентов, педагогическая профессия, жизненные ценности, отрядные вожатые детских лагерей.

Введение. В процессе профессиональной подготовки трансформация целей, задач и содержания обучения сопровождается изменением требований к личностным качествам студентов. Многие черты личности обучающихся, которые благоприятствуют обучению в вузе, могут стать помехой в последующей практической работе педагога.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о наличии трех основных уровней развития морального суждения: «доконвенционального», т. е. игнорирующего традиции и социальные требования, «конвенционального» - основанного на договоренности людей между собой о правилах поведения, и «постконвенционального» - ори-

ентированного на высокие нравственные принципы, которые могут и не поддерживаться обществом в целом. Оказалось, данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что большинство людей находится на конвенциональном уровне морального развития, дети и правонарушители - на доконвенциональном и лишь некоторые этически развитые люди, имеющие альтруистическую профессию, могут достигать уровня постконвенционального (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2001). Педагоги, как правило, относятся к последнему уровню, однако закономерно возникает вопрос о степени их соответствия высшему уровню жизненных ценностей.

С позиций теории психоанализа человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, личностные ориентации по отношению к другим людям, которых и придерживается впоследствии:

- движение к людям, когда главным является любовь со стороны других, а все остальные цели подчинены желанию ее заслужить;

- движение против людей, при котором господствует «философия джунглей»: жизнь есть непрекращающаяся борьба за существование, в том числе и с другими людьми;

- движение от людей, характеризующееся потребностью в независимости и неприкосновенности, отвращаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.