В целях развития мотивации взрослых обучающихся к изучаемому курсу, активизации их познавательной деятельности при реализации этих программ были продуманы, отобраны и реализовываются продуктивные модели, технологии обучения: имитационно-игровые, организационно-
мыслительные, проблемно-деловые, проблемно-творческие, проектно-прогностические, рефлексивные методики, кейс-методики и другие, которые предполагают на выходе конкретный интеллектуальный продукт. Это, в свою очередь, способствует обогащению и развитию аттрактивной образовательной среды, созданной и заданной аттрактивной природной и культурной средой.
Литература
1. Балханов, В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. - 234 с.
2. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных условиях. - Улан-Удэ: Изд-во Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 280 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994.
4. Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопросы философии. - 2001. - №6. - С.41.
5. Пригожин И., Стенгерс Э. Порядок из хаоса: пер. с англ. - М., 1986. - С.24-25.
Халудорова Любовь Енжаповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования. Е-mail: L.E.Khaludorova @ mail.ru
Khaludorova Lubov' Enzhapovna, саndidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy and psychology department of Republican Institute of Management and Education Stuff.
УДК 37.014.54
Н.М. Шадрина
СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В статье рассматриваются проблемы и перспективы перехода муниципальных образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения.
Ключевые слова: система финансирования, инвестиции, автономные образовательные учреждения, рынок образовательных услуг, качество и стоимость образовательной услуги.
NM Shadrina
THE FORMATION OF NEW ECONOMICAL MECHANISMS IN MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
The article deals with the problems and perspectives of municipal educational institution transformation into autonomous ones.
Keywords: system of financing, investments, autonomous educational establishments, market of educational services, quality and cost of educational services.
Существующая система бюджетного финансирования обеспечивает финансирование образовательных учреждений, в то время как основанием оценки качества образования являются условия, обеспечивающие эффективную разработку (преобразование) и реализацию образовательных программ. Этот механизм финансирования изначально не учитывает эффективность (с точки зрения качества образовательной услуги и образовательной программы) вложения как бюджетных, так и внебюджетных средств, тем самым исключает ответственность образовательного учреждения за качество образования и возможность адекватного бюджетного финансирования образовательной услуги.
Сегодня ситуация контроля за расходованием (тратой) бюджетных средств в образовательных учреждениях через финансирование учреждений по отдельным бюджетным кодам является тотальной, но не эффективной. Создается иллюзия, что руководство школы поставлено в ответственную ситуацию, когда нецелевое расходование бюджетных средств пресекается и за счет этого эффективность расходования средств увеличивается. Идет именно расходование средств, а не эффективное, выгодное их использование (трата с пользой) и уж тем более не инвестирование. Вполне очевидно, что инвестиции в образовательную сферу невозможны до тех пор, пока школа находится в ситуации безответственности за качество результата.
2011/1
Все вышеизложенное убеждает в правомерности тезиса о необходимости иных механизмов бюджетного и внебюджетного финансирования образования, такой схемы финансирования, позволяющей аккумулировать финансы, которые на данный момент разведены по отдельным бюджетным кодам. Их надо направлять на создание и реализацию конкретных образовательных программ в образовательных учреждениях (обеспечение сервисных условий их реализации, кадровое и интеллектуальное их насыщение). В этом случае возможен переход от потребительской позиции учреждения и его руководителя к ответственной эффективной самостоятельности. Такой подход направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и бюджетных, и внебюджетных средств.
Однако в настоящее время существует такая ситуация, когда привлекать внебюджетные средства в муниципальное образовательное учреждение невыгодно. Существующий механизм расходования внебюджетных средств создает препятствия в повышении эффективности инвестиций в образовательную сферу. Согласно требованиям бюджетного кодекса все внебюджетные средства образовательных учреждений должны сначала поступать в «вышестоящий» бюджет, чтобы потом вернуться (или не вернуться) в образовательное учреждение в зависимости от решения чиновников. Отметим, что схема расходования внебюджетных средств копирует систему бюджетного финансирования школ по бюджетным кодам, что фактически лишает школы какой-либо финансовой, хозяйственной самостоятельности, а также не позволяет принимать эффективные самостоятельные решения в профессиональных вопросах.
Таким образом, согласно бюджетному кодексу ОУ вынуждены перечислять в бюджет все внебюджетные средства, а уже потом по той же схеме получать (или не получать) их обратно. То есть фактически не происходит финансирование образования исходя из реальных потребностей, не происходит полного покрытия расходов на создание и реализацию образовательной программы ни за счет бюджетных, ни за счет внебюджетных средств. Средства, по некоторым кодам избыточные, не могут покрыть недостающие финансовые вложения и в силу несоразмерности, и в силу неподвижности и зависимости от чиновников.
Решение данной проблемы возможно через создание модели новой организационно-правовой формы образовательного учреждения, которая позволила бы повысить эффективность использования бюджетных средств путем усиления ориентации учреждения на потребности населения. Другой формой может стать привлечение инвестиций в сферу образования и расширение источников финансирования текущей деятельности муниципальных образовательных организаций, создание благоприятных условий для решения задачи оптимизации численности и состава ее работников, создание более четких условий для соучастия населения в оплате образовательных услуг.
В Республике Бурятия одним из первых в этом направлении стал проект муниципального автономного образовательного учреждения «Прогимназия №108». Необходимость перехода была обусловлена полным исчерпанием ресурса, что привело к пониманию того, что дополнительные улучшения деятельности прогимназии без смены формы учреждения невозможны. При смене типа учреждения автономное учреждение осуществляет владение имуществом на правах оперативного управления, самостоятельно распоряжается иным имуществом, приобретенным на доходы от собственной деятельности. Доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей.
Следует отметить, что в данном случае становится достаточно прозрачным механизм формирования заказа (задания) для муниципального автономного образовательного учреждения. Окончательное формирование заказа происходит на уровне учредителя, что дает существенное преимущество: в рамках муниципалитета более ясно просматриваются перспективы рынка труда, что значительно повысит как отдачу предлагаемых муниципальным автономным образовательным учреждением образовательных программ, так и их востребованность на рынке образовательных услуг.
Перед принятием такого ответственного решения был проведен анализ сильных и слабых сторон учреждения, в результате которого было выявлено следующее:
1. Сильные стороны образовательного учреждения: наличие внутришкольной нормативноправовой базы деятельности прогимназии, долговременное конкурентное преимущество в качественной подготовке учащихся, наличие высокопрофессионального коллектива педагогов дошкольного и начального образования, наличие апробированных авторских программ (в том числе сетевых), широкий спектр дополнительных образовательных услуг, качество научно-методической работы, регулярное повышение квалификации педагогических кадров, опыт грантовой, проектной, экспериментальной работы. Наличие сплоченного коллектива единомышленников, работоспособность коллектива
(ср. возраст - 35 лет), организация на базе учреждения общественно-государственных институтов управления (управляющий совет, попечительский совет), взаимодействие и сотрудничество с вузами, другими образовательными учреждениями и общественными организациями. Отметим, что прогимназия раздельного обучения в форме комплекса школа - сад на сегодняшний день является единственной в республике.
Вышеперечисленные преимущества дают возможность грамотного продвижения образовательных услуг (их рекламы, высококачественной реализации) для педагогического сообщества: это распространение педагогического опыта в виде методических материалов, проведение семинаров, мастер -классов (выездных, на базе прогимназии), методических конференций. Новые возможности на рынке для нашей школы - применение интернет-технологий для организации дистанционного обучения педагогов. Основной слабой стороной учреждения является его значительная удаленность от города.
Комбинация сильных и слабых сторон позволила принять единственно правильное в данной ситуации решение в пользу перехода прогимназии в автономное учреждение.
Как и при всяком начинании, переход в новый статус сопряжен с определенными рисками. Прежде всего, это риск быть подвергнутым многочисленным проверкам со стороны контролирующих органов, проверяющих деятельность учебных заведений на предмет обоснованности привлечения дополнительной финансовой прибыли и ее эффективного расходования. Есть доля рисков, связанных с уменьшением объемов бюджетного финансирования. Риски возникают и тогда, когда появляется необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, а ограниченность полномочий руководителя и отсутствие субсидиарной ответственности учредителя не позволяют принимать решения по крупным сделкам. Определенные риски связаны с увеличением документооборота, ужесточением требований к отчетности и публичности отчета, с необходимостью ежегодного получения аудиторского заключения.
Вместе с тем названные риски не носят исключительного характера, при переходе в муниципальное автономное образовательное учреждение конкурентное преимущество может быть использовано в освоении неохваченных перспективных рынков или новых сегментов рынка.
В связи с этим началось активное сотрудничество с другими субъектами Федерации, имеющими опыт создания рынка образовательных услуг, в котором участвуют образовательные учреждения различных форм собственности.
В настоящее время в прогимназии накоплен достаточно большой опыт оказания платных, безвозмездных (на грантовой основе) услуг разным категориям населения (детям, педагогам ДОУ, педагогам начальных школ, психологам, управленцам системы образования, родителям, студентам). Наше учреждение доказало свою конкурентоспособность именно высоким качеством образовательной услуги. Внешняя экспертиза качества предоставляемой прогимназией образовательной услуги осуществлялась на уровне гражданской экспертизы Республики Бурятия, профессиональной оценки Институтом образовательной политики «Эврика» (г. Москва), Бурятским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Министерством образования и науки РБ. Эти факты свидетельствуют о том, что переход в автономное образовательное учреждение не только не снизил качество предоставляемых услуг, но во многом способствовал повышению конкурентного преимущества прогимназии, а именно:
- известности и авторитета учреждения в республике;
- появлению возможности наращивания базового пакета образовательных услуг;
- формированию коллектива профессионалов, способных гибко реагировать на возникающие запросы в области образовательных услуг;
- эффективности и производительности процессов оказания услуг, подтвержденных системой мониторинга качества оказания услуг;
- сформированностью пакета нормативных документов и соответствующих лицензий.
Потенциальными потребителями образовательных услуг, предлагаемых прогимназией №108, являются три основные категории населения республики:
1. Педагогическое сообщество республики и г. Улан-Удэ, представляющее разные уровни образования (дошкольное, начальное, дополнительное), а также педагоги-психологи, управленцы системы образования. Взаимовыгодное сотрудничество с данной категорией потребителей возможно при наличии востребованных образовательных программ и соответствующих законодательству документально оформленных платных услуг по данным программам. В прогимназии разработаны такого рода программы, в том числе и сетевые. Цена на образовательную услугу для данной категории потреби-
2011/1
телей не отличается от цен других учебных заведений.
2. Родители.
3. Дети того микрорайона, где расположена прогимназия.
В качестве преимуществ можно отметить достаточную платежеспособность потребителей услуг в микрорайоне, который в социальном отношении представляет собой благополучный район, где население (89%) представлено преимущественно лицами трудоспособного возраста с высшим и среднеспециальным образованием, госслужащими, заинтересованными в получении детьми образования высокого качества, их всестороннем развитии.
Наличие управляющего совета прогимназии позволяет в качестве потенциальных потребителей образовательных услуг привлечь органы государственной власти и местного самоуправления, отраслевые учреждения г. Улан-Удэ, бизнес-сообщество, общественные организации. Для данной категории потребителей прогимназия имеет возможность предоставлять услуги тренеров-психологов, типографии, аренду помещений, в том числе спортзала, актового зала, информационные услуги (интернет-ресурсы, размещение информации на сайте и т.п.). Таким образом, благодаря разнообразию предоставления услуг появляется возможность внедрять гибкую ценовую политику для разных категорий населения с учетом их платежеспособности.
Переход в МАОУ предполагает расширение экономической самостоятельности организации при изменении системы ее финансирования (в том числе бюджетных схем финансирования), что позволит обеспечить ее нормальное функционирование. То есть, с одной стороны, о сохранении целей деятельности учреждения (сохранении выполнения определенного набора функций по предоставлению образовательных услуг), с другой - об обеспечении его финансовой стабильности как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, актуализирует проблему овладения и управленцами, и педагогами новыми видами деятельности как знание финансовых механизмов, умение составить бизнес-план своей деятельности и т.п.
Исходя из сравнительной характеристики муниципального бюджетного образовательного учреждения и муниципального автономного прослеживается достаточно большое преимущество второго по сравнению с первым. Следует отметить, что в данном случае становится прозрачным механизм формирования задания для муниципального автономного образовательного учреждения, что дает существенное преимущество; а именно: в рамках муниципалитета более ясно просматриваются перспективы рынка труда, что значительно повысит как эффективность предлагаемых МАОУ образовательных программ, так и их востребованность на рынке образовательных услуг. При реализации поставленных задач по переводу МАО в МАОУ мы предполагали достижение таких результатов, как создание новых экономических механизмов, повышение оплаты труда, конкурентоспособность на рынке социальных услуг, влияние гражданских институтов на образование, формирование гражданского заказа системе образования.
Таким образом, переход прогимназии в МАОУ создал реальную возможность устойчивого развития и финансовой стабильности учреждения при отсутствии конкурентов на рынке образовательных услуг дошкольного и начального образования, административной зависимости, особенности госрегу-лирования. Опыт перехода в автономное образовательное учреждение, приобретенный прогимназией, можно экстраполировать в другие образовательные учреждения. По мере увеличения АОУ появится возможность через отработку механизма финансирования определить стоимость муниципальной услуги, закрепить ее на законодательном уровне. Это позволит отработать механизм привлечения инвестиций в образовательное учреждение, повысить конкурентоспособность системы образования в целом.
Шадрина Наталья Максимовна, директор прогимназии №108 г. Улан-Удэ, тел. (301-2) 457183.
Shadrina Nataliya Maksimovna, director of Ulan-Ude pro-gymnasium №108.