4. Найденова З.Г. Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2010. - 40 с.
5. Куришкина Л.А. Управление развитием образовательного процесса в школе на основе идеи интеграции: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 205 с.
6. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. 2001. №5.
7. О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.mon.gov.ru (01.09.2010).
8. Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования в России. -М.: Изд-во РАГС, 1998.
9. Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. - М., 199б.
10. Воронин А.В. Развитие укрупненного колледжа в условиях реструктуризации сети профессиональных образовательных учреждений (на примере Москвы): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 242 с.
11. Пискунов П.И. Управление развитием колледжа в системе непрерывного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2004. - 197 с.
12. Корсаков С.В. Управление развитием колледжа на основе стратегического менеджмента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 22 с.
13. Торгай Н.З., Ястребкова Л.А. Тенденции современного развития российского образования // УРАГС. URL: http: //www.urags-chel.ru/index.php?option=com content&task=view&id=777&Itemid=100126
Хараев Александр Петрович, заместитель директора Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа.
Е-mail: [email protected]
Kharaev Aleksander Petrovich, deputy director of Ulan-Ude Engineering Teachers College.
УДК 574. (Б71.54)
Л.Е Халудорова
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ АТТРАКТИВНОЙ СРЕДЫ
В статье отражены основы развития нравственно-экологических ценностей педагога в условиях аттрактивной среды, представляющей собой такую природную культурную образовательную среду, которая не только привлекательна, но и является условием развития этих ценностей.
Ключевые слова: нравственно-экологические ценности педагога, аттрактивная среда, природная, культурная, образовательная среда.
L.E. Kha/udorova
DEVELOPMENT OF MORAL AND ECOLOGICAL VALUES OF PEDAGOGUE IN THE CONDITIONS OF ATTRACTIVE ENVIRONMENT
The bases of pedagogue’s moral and ecological values development are determined in attractive environment - natural, cultural and educational environment, which is a condition of these pedagogues’ values development.
Keywords: moral and ecological values of pedagogue, attractive environment, natural, cultural and educational environment.
В настоящей статье рассматривается проблема развития личности педагога, его нравственных и ценностей. Ни для кого не секрет, что человек в результате собственной деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. Об этом свидетельствует господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности «иметь» как можно больше, которая вошла в глубокий конфликт с потребностью человека - «быть», т.е. жить и развиваться вне зависимости от того, что он имеет. Суть экологического кризиса лежит в фундаментальных свойствах личности и его потребностях, что объясняет неготовность людей осознать эту опасность. Значит, экологические проблемы, вставшие перед современной цивилизацией, следует искать не во внешнем мире. Причины нужно искать во внутренних факторах, именно в человеке, в его мировосприятии, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки, способы самореализации. Это позволит отказаться от взгляда на природу как на источник сырья для развития материального производства.
Мы также отмечаем, что экологический кризис обостряется и суть его угрозы заключается в рас-
тущем давлении антропогенных факторов на биосферу, которое может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов. Это может породить «коллапс», т.е. резкое и стремительное ухудшение обстановки, что повлечет за собой еще более деструктивные процессы. Философское осмысление этих проблем, которые стали уже глобальными, показало, что они связаны с психологией общества потребления, его дегуманизацией, разобщением материальной и духовной культуры. Это дает основание говорить о том, что экологический кризис явился результатом технократического освоения природы и потребительского отношения к ее богатствам, и подобные экологические кризисы вызваны разрушительной деятельностью человека. К сожалению, такая реальность еще не осознана всерьез, экологический императив (система требований и предписаний, регламентирующих поведение и деятельность, не нарушающих природного равновесия) еще недостаточно сформулирован, поэтому не стал регулятором реальной жизнедеятельности человека. Отсюда мы понимаем и осознаем, что экологическая проблема является одной из основных проблем современности, поскольку от ее решения зависит само дальнейшее существование человечества.
В процессе нашей профессиональной деятельности мы исходим из убеждения, что для решения этой проблемы современному обществу нужен человек творческий и инициативный, готовый и способный нести ответственность за собственное благополучие и за благополучие общества в целом. Одним из механизмов решения этой проблемы, на наш взгляд, является достижение нового качества экологического образования. Новое качество экологического образования означает качество образования сегодняшнего и завтрашнего дня. Оно должно способствовать развитию умений ориентироваться в актуальных проблемах развития человека, общества, природы; обосновать свою точку зрения с помощью экологически ориентированной научной аргументации; использовать понятия и термины для объяснения окружающих природных явлений; соотносить различные точки зрения на экологические явления и события; самостоятельно и критично мыслить; инициировать выбор собственной жизненной позиции. Это именно те качества, которые способствовали бы пониманию реальной экологической обстановки и ориентировали бы на решение обозначенной проблемы. Таким образом, экологическое образование должно стать фактором выхода из системно-глобального кризиса цивилизации и выживания человечества, в котором, безусловно, важную роль играет педагог. Это подтверждают итоги многолетней исследовательской целенаправленной работы с учителями разных предметов во время прохождения ими курсов повышения квалификации. К примеру, с целью выявления понимания и отношения педагогов к рассматриваемой выше экологически ориентированной проблеме был проведен опрос: как педагоги относятся к современной тенденции экологизации всех образовательных областей; согласны с мнением, что сегодня от них в первую очередь зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете; как часто они сами инициируют экологически ориентированную деятельность. Затем состоялось обсуждение этих вопросов и ответов, которое было организовано в разных активных формах и видах образовательной деятельности. Результаты этих размышлений говорят о понимании учителями-предметниками важности идеи экологизации всех общеобразовательных предметов. Вместе с тем выявлено, что в экологизации учебного предмета в большей степени заинтересованы учителя начальных классов, биологии, географии, химии, реже -учителя литературы, истории, физики, математики, иностранных языков, практически не заинтересованы учителя физкультуры и технологии. Также педагоги осознают значимость проблемы сохранения человека на планете, но не все умеют достаточно глубоко объяснить, обосновывать и убедить окружающих. Большинство педагогов принимают активное участие в запланированной экологически ориентированной деятельности, нежели сами инициируют эту деятельность. Также по результатам опроса видно, что необходимо развивать в педагогах нравственно-экологические ценности, т.е. систему ценностей, в которой в неразрывном единстве представлены знания общечеловеческих, этно-экологических нравственных ценностей, убеждения в необходимости и преемственности этих знаний и поведения, направленного на реализацию этих знаний и убеждений. Отсюда становится очевидным, что развитие нравственно-экологических ценностей личности педагога определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственно-экологических ценностей, с другой - потребностями самой личности в духовном как необходимом условии его жизнедеятельности. Таким образом, эффективность экологического образования зависит от системы нравственных норм (ценностей, мотиваций и приоритетов) прежде всего педагогов. Создание такой системы возможно, на наш взгляд, только на основе эволюционного изменения профессионального мышления педагога, который может оперировать иными, т.е. новыми категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях в совместной деятельности с учащимися. С другой стороны, это обу-
словлено тем, что уровень квалификации педагогов, занимающихся вопросами экологии, не всегда отвечает требованиям изменяющихся социально-экономических условий и нет достаточного научного обоснования приоритетности развития экологической компетентности в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Следовательно, появляется необходимость в образованных, нравственных, предприимчивых педагогах, владеющих не только знаниями, но и способных, готовых помочь учащимся преодолевать стереотипы в окружающей действительности, чувствовать, понимать и решать те или иные экологические проблемы, проявлять гибкость мышления. Под такими качествами мы подразумеваем ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение в окружающей природной среде. Это, в свою очередь, является нравственной стороной бытия, т.е. совокупностью принципов и норм поведения педагогов по отношению к проявлениям учащихся, себе, друг к другу, обществу и природе. Именно в этом случае подготовленные педагоги помогут учащимся осознать, что важно жить в гармонии не только с собой, между собой, но и с природой, тогда можно говорить о положительных сдвигах в социуме, укреплении подлинных нравственных ценностей, переоценке мнимых жизненных ориентиров и установок. Безусловно, это связано с тем, что самая серьезная угроза человеческому развитию заключается в сложившихся тенденциях взаимодействия общества и природы, разрушающих как внешнюю окружающую среду, так и биологическую основу человека как живого существа. Таким образом, эти сложные задачи могут решать педагоги с высокими нравственными устоями и принципами, т.е. определенными ценностными ориентирами. Эти ориентиры, на наш взгляд, задает не только система образования, ее стратегии, не только сам человек, но и окружающая его социоприродная среда.
Особенностью наших научных поисков является то, что мы рассматриваем проблему охраны жизнеспособности своей малой родины, региона, озера Байкал, признанного ЮНЕСКО участком Всемирного наследия, именно в рамках принятой в качестве повестки дня на ХХ1 в. концепции устойчивого развития, новой экологической этики как мировоззрения и образа жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что обостряется проблема сохранения уникальной природы этой территории из-за наметившихся тенденций ее разрушения: интенсивной эксплуатации и загрязнения природных ресурсов; равнодушного и потребительского отношения взрослых и детей к природе. С другой - становится актуальной проблема развития нравственно-экологических ценностей населения и, прежде всего, педагогов, так как само природное окружение является той социально-природно-культурной средой, которая оказывает огромное влияние на решение обозначенной проблемы. Таким образом, в условиях Байкальского региона приоритетной ценностью становится природный, культурный и образовательный потенциал, окружающий человека. В этой связи появляется необходимость эффективного решения предполагаемых задач не только технологично и прагматично, но и привлекая этот потенциал, основываясь на внутренних ресурсах человека, т.е. ценностного, нравственного отношения к окружающей среде и ее качественного преобразования.
Актуализация проблематики наших научных поисков также связана с тем, что нравственноэкологическая ценность является не только ключевой, содержательной или обязательной составляющей общей культуры педагога, но и приоритетной, базисной. Следовательно, нравственноэкологическая ценность, на наш взгляд, может быть составляющей личностной ценности (личная включенность и причастность к решению экологических проблем, к адекватным действиям по преобразованию существующей социоприродной действительности); социальной ценности (включенность и предпочтительность толерантного взаимодействия в системе «человек - природа - общество»). Значит, нравственно-экологическая ценность - это смысловой ряд, включающий в себя не только когнитивную, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Нравственно-экологическая ценность педагога может проявиться и в том, что педагог не будет ждать рецептов, инструкций, а вступит в изменяющуюся жизнь с уже сложившимся не только творческим, проектно-конструктивным, но и духовно-личностным опытом для решения разного рода экологических проблем, устойчивого развития общества, окружающего мира. Таким образом, актуальной становится проблема взращивания и развития нравственно-экологических ценностей педагога, которые станут основой в их дальнейшей совместной деятельности с детьми и взрослыми. Для решения этой проблемы нами создана такая эффективная образовательная (открытая) среда, которая взаимодействует и обменивается различными ресурсами с другими социальными системами. Это открытое образование дает новое качество процесса и результата. Такую среду мы называем аттрактивной. Согласно нашей точке зрения понятие «аттрактивная среда» происходит от слова «аттракция» («притягивать, привлекать»). Значит, эта среда должна быть очень привлекательной, притягивающей во всех
отношениях и дающей определенные позитивные эффекты. В условиях нашего региона для этого есть значительные естественные (аттрактивные) предпосылки: окружающая природная среда и сохранившаяся эколого-этническая культура. Используя этот потенциал, погрузившись в эту среду, мы создали такое инновационное образовательное пространство, в котором предполагается развитие нравственно-экологических ценностей педагогов, влияющих на устойчивое развитие Байкальского региона. Отсюда, привлекательной является не только естественная (природная и культурная) среда, но и созданное инновационное образовательное пространство тоже становится привлекательным. С другой стороны, аттракция как вид деятельности становится не только способом «притягивания», «привлечения», но и своеобразным «каналом эволюции», т.е. аттрактором [5]. Аттрактор также помогает определять новые ценности, задающие новые цели, принимать устойчивые решения, притягивать позитивную динамику, создавать эффекты, вызывающие особый интерес, производить интеллектуальный эколого-ориентированный продукт в виде инициатив и инноваций. Таким образом, в нашем понимании с аттракцией связано новое качество процесса, а с аттрактором - новое качество результата.
С точки зрения синергетики будущее оказывает влияние сейчас, в некотором смысле оно существует в настоящем. В этом контексте аттракторами можно назвать будущие состояния, которые «пред-даны, пред-заданы», т.е. выглядят как «память о будущем», как «воспоминание о будущей активности» [3]. Это говорит о том, что влияние будущего существует в сложных (природных и созданных человеком) системах вообще, а не только в человеческой деятельности. Таким образом, если будущее существует в настоящем, то, на наш взгляд, в настоящем присутствует прошлое. Отсюда, природная среда может быть пред-задана и культурная среда пред-дана. Одновременно с этим может создаваться аттрактивная образовательная среда с целью решения задач «завтрашнего дня» с весьма широкой перспективой высокого качества образования, способствующего эффективному (взаимовлияющему, взаимопроникающему) развитию системы «человек-природа-общество». Говоря по-иному, будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует, изменяет настоящее ее состояние. При этом наше сознание не будет отставать от бытия, образование от жизни, а будет опережать. Имея такую аттрактивную, т.е. уникальную потенциальную возможность окружающей среды, можно создать множество «каналов эволюции» в образовательном пространстве. И, в свою очередь, это пространство способно не только сохранить, преумножить имеющееся, но и прогнозировать позитивное будущее. Все эти процессы невозможны без глубинной нравственно-экологической основы. Следовательно, предзаданная аттрактивная среда порождает аттракторы в виде каналов эволюции, которые, порождают другую, тоже аттрактивную среду. В точке перехода системы в новое качество заложен целый спектр возможных путей ее дальнейшей эволюции. Хотя выбор пути осуществляет сама система, он во многом определяется условиями, в которых находится система. Зная это, можно попытаться вывести систему на тот аттрактор, притяжение которого обеспечит системе «общество - природа» самосохранение и выживание человечества. Такая аттрактивная среда помогает педагогам порождать интеллектуальные решения и инициативы, которые основываются на их нравственноэкологических ценностях. Именно педагог с новым мышлением может «реализовать будущее не только в запросах сегодняшнего, но и в составе опыта прошлого, входящего в современность» [1, с.7; 4, с.41]. Обобщая сказанное, можно утверждать, что эффективное развитие нравственноэкологических ценностей педагога возможно при разумном сочетании и взаимообогащении ценностей прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, педагог с новым мышлением, способным ориентироваться в любой неопределенной и неравновесной ситуации, в первую очередь взращивает и развивает в себе нравственно-экологические качества в виде таких ценностей, как новая культура потребностей, новая этика поведения и отношения к действительности: культуре, обществу, природе, самому себе. Это также подтверждается тем, что «настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, а человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями, поэтому необходимо в корне изменить отношение к социально-педагогическим проблемам современной экологии» [2, с.24]. Таким образом, разработанная нами концепция развития нравственно-экологических ценностей педагога содержит в себе ключевые идеи для решения вышеобозначенных проблем.
Концепция развития нравственно-экологических ценностей создает базу педагогического проектирования и развития этих ценностей не только в условиях дополнительного профессионального образования, но и в целом экологически ориентированного образования в Байкальском регионе. В связи с этим в условиях дополнительного профессионального образования, т.е. в институте кадров управления и образования, создана именно такая аттрактивная образовательная среда. Содержание дея-
тельности в этой образовательной среде реализуется через внедрение образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, авторских курсов. В данном случае мы исходили из понимания, что необходимо системное совершенствование образовательного процесса, в целом, и экологически ориентированного процесса, в частности. При этом экологически ориентированное образование стало «сквозным» во всех образовательных программах, реализующихся в институте, т.е. вне зависимости от предметной составляющей. Это способствует преобразованию традиционной образовательной среды в аттрактивную эколого-образовательную среду. Таким образом, в образовательную стратегию института включен такой аспект, как развитие нравственноэкологических ценностей педагога. В связи с этим были изучены образовательные потребности педагога для создания экологически ориентированной образовательной среды; определены конкретные экологически ориентированные цели и задачи обучения, позволяющие достичь реальных результатов, адекватных экологически ориентированным целям и задачам региона, государственному и социальному заказу в целом. Также в образовательный процесс мы внедряем авторскую программу профессиональной переподготовки по экопедагогике и программу повышения квалификации по подготовке экотьюторов. В этих программах идея развития нравственно-экологических ценностей педагога в условиях Байкальского региона является системообразующей. В основу разработки этих двух программ легло содержание научно-практического пособия «Экопедагогика» и рабочей тетради к данному пособию. Именно этот научно-практический комплект, разработанный нами, отвечает не на частные вопросы педагогики и экологии, а на вопросы о том, как устроен мир, какое место в этом мире мы занимаем, что в этом мире является наиболее важным и почему мы действуем именно так, а не иначе. Таким образом, педагог, обучаясь по ним, понимает роль экологизации не только того учебного предмета, который преподает, но и роль экологизации в целом, идеологии образования, его ориентиров и стратегий, раскрывает в себе некоторые аспекты экологических знаний для взращивания и в дальнейшем развития собственной экологической картины мира. Экотьютор учится проектировать, анализировать, рефлектировать собственную деятельность, организовывать совместную экологически ориентированную деятельность с взрослыми и детьми. В итоге именно экотьютор становится истинным носителем нравственно-экологических ценностей, поскольку содержание его деятельности определяется совокупностью идей и направлений, суть которых заключается в смене знаниевой парадигмы на ценностную. Это означает, что в институте обучение педагогов начинается не как обычно, с передачи, трансляции определенного объема готовых знаний, а, наоборот, с выявления, оформления нравственных потребностей педагогов, формирования нравственных отношений к природе, окружающей среде, развития нравственно-эмоциональных чувств в экологически ориентированной деятельности. Затем из активного инициирования экологически ориентированной деятельности вытекают определенные знания, необходимые для экологически сообразной деятельности. Именно в такой логике развиваются нравственно-экологические ценности, которые становятся основой экологоэтической позиции педагога. Такая позиция, безусловно, способствует преобразованию имеющейся образовательной среды в аттрактивную образовательную среду, где содержанием образования становится не только усвоение материала, но и развитие соответствующих способностей, необходимых в заданной естественной аттрактивной природной и этнокультурной среде Байкальского региона. К таким способностям можно отнести умение педагога осмысливать современное состояние образовательного пространства с точки зрения философских, социальных, культурологических оснований, позиционировать себя в современной неравновесной, неоднородной, нелинейной образовательной ситуации, внедрять в собственную систему обучения ресурсные, конвертируемые на современном рынке труда способы экологически ориентированной образовательной деятельности. На основе такого систематического экологически ориентированного обучения развивается экологическое мышление, основными критериями которого являются опора на гуманистические (экологически ориентированные) ценности при выборе способов действий и решений; видение альтернативы в экологически ориентированных способах действий и решений; прогнозирование последствий этих действий и решений в контексте «природа-мир-человек»; открытость, гибкость, критичность мышления; рефлексивное осмысление собственного опыта в формате опыта человечества. Действительно, такой педагог является носителем нравственно-экологических ценностей. Сегодня, в условиях так называемого «общества знаний», институт становится площадкой не только получения образования, но и интеллектуального производства, сбыта интеллектуальных продуктов. Ведь это интеллектуальное производство в виде экологически ориентированных инициатив, прежде всего, связано с сохранением, безопасностью социально-экономического состояния Байкальского региона.
В целях развития мотивации взрослых обучающихся к изучаемому курсу, активизации их познавательной деятельности при реализации этих программ были продуманы, отобраны и реализовываются продуктивные модели, технологии обучения: имитационно-игровые, организационно-
мыслительные, проблемно-деловые, проблемно-творческие, проектно-прогностические, рефлексивные методики, кейс-методики и другие, которые предполагают на выходе конкретный интеллектуальный продукт. Это, в свою очередь, способствует обогащению и развитию аттрактивной образовательной среды, созданной и заданной аттрактивной природной и культурной средой.
Литература
1. Балханов, В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. - 234 с.
2. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных условиях. - Улан-Удэ: Изд-во Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 280 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994.
4. Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопросы философии. - 2001. - №6. - С.41.
5. Пригожин И., Стенгерс Э. Порядок из хаоса: пер. с англ. - М., 1986. - С.24-25.
Халудорова Любовь Енжаповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования. Е-mail: L.E.Khaludorova @ mail.ru
Khaludorova Lubov' Enzhapovna, саndidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy and psychology department of Republican Institute of Management and Education Stuff.
УДК 37.014.54
Н.М. Шадрина СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В статье рассматриваются проблемы и перспективы перехода муниципальных образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения.
Ключевые слова: система финансирования, инвестиции, автономные образовательные учреждения, рынок образовательных услуг, качество и стоимость образовательной услуги.
N.M. Shadrina
THE FORMATION OF NEW ECONOMICAL MECHANISMS IN MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
The article deals with the problems and perspectives of municipal educational institution transformation into autonomous ones.
Keywords: system of financing, investments, autonomous educational establishments, market of educational services, quality and cost of educational services.
Существующая система бюджетного финансирования обеспечивает финансирование образовательных учреждений, в то время как основанием оценки качества образования являются условия, обеспечивающие эффективную разработку (преобразование) и реализацию образовательных программ. Этот механизм финансирования изначально не учитывает эффективность (с точки зрения качества образовательной услуги и образовательной программы) вложения как бюджетных, так и внебюджетных средств, тем самым исключает ответственность образовательного учреждения за качество образования и возможность адекватного бюджетного финансирования образовательной услуги.
Сегодня ситуация контроля за расходованием (тратой) бюджетных средств в образовательных учреждениях через финансирование учреждений по отдельным бюджетным кодам является тотальной, но не эффективной. Создается иллюзия, что руководство школы поставлено в ответственную ситуацию, когда нецелевое расходование бюджетных средств пресекается и за счет этого эффективность расходования средств увеличивается. Идет именно расходование средств, а не эффективное, выгодное их использование (трата с пользой) и уж тем более не инвестирование. Вполне очевидно, что инвестиции в образовательную сферу невозможны до тех пор, пока школа находится в ситуации безответственности за качество результата.