Научная статья на тему 'Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа'

Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТВОРЧЕСКОГО ТИПА / PERSONALITY-ORIENTED PARADIGM OF EDUCATION / VARIETY EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CREATIVE TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Тамара Алексеевна, Токарева Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются возможности формирования образовательной среды творческого типа в современной гимназии. Описана модель вариативного образовательного процесса, способствующего развитию среды творческого типа. Представлены основные составляющие деятельности гимназии в этом направлении и некоторые результаты работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьева Тамара Алексеевна, Токарева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a model high school educational environment creative type

This paper discusses the possibility of forming such a creative learning environment in a modern gymnasium. A model of variable educational process, allowing the development of creative media types. The main components of the high school in this area and some of the results.

Текст научной работы на тему «Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.018.523

Т. А. Арефьева, Е. В. Токарева

J ^

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТВОРЧЕСКОГО ТИПА

Л___________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования образовательной среды творческого типа в современной гимназии. Описана модель вариативного образовательного процесса, способствующего развитию среды творческого типа. Представлены основные составляющие деятельности гимназии в этом направлении и некоторые результаты работы.

Ключевые слова: личностно ориентированная парадигма образования, вариативный образовательный процесс, образовательная среда творческого типа.

Abstract. This paper discusses the possibility of forming such a creative learning environment in a modern gymnasium. A model of variable educational process, allowing the development of creative media types. The main components of the high school in this area and some of the results.

Keywords: personality-oriented paradigm of education, creative types.

Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назревшее коренное изменение системы образования не может быть достигнуто в рамках традиционной модели обучения. Для реализации современных целей образования необходима смена фундаментальных основ обучения, его философско-методологической парадигмы. Новая парадигма инновационного обучения должна включать в себя новую образовательную идею, средства и способы ее претворения в жизнь.

В «Концепции модернизации российского образования», приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перед системой образования стоит задача обеспечить адаптацию личности к жизни в изменяющемся обществе, однако традиционными методами решить данную задачу не представляется возможным, поэтому возникает необходимость в новых стратегиях образования. Личностно ориентированная парадигма образования формирует новый взгляд на личность как цель образования. Личностная направленность образовательного процесса, демократизация педагогических отношений, формирование положительной Я - концепции как основы

variety educational process, educational environment of

внутреннего стимулирующего механизма личности (Я нравлюсь, Я способен, Я значу), способствующей успеху, эффективности деятельности, положительным проявлениям личности, ведёт к отказу от прямого принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях, где ученик воспринимается как объект образовательного процесса. Согласно личностно ориентированной парадигме в образовании должно произойти смещение акцентов. Оно должно стать ориентированным на формирование не только познавательных способностей, но и коммуникативных; развивать в ходе обучения не только интеллектуальные сферы сознания, но и эмоциональную, личностную, духовную, развивать потребности в непрерывном образовании. Условием практического воплощения требований к развитию образования в современных условиях модернизации российской образовательной системы выступает средовой подход и, соответственно, образовательная среда. Современная концепция средового подхода в образовании, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника, заключается в том, что среда целостно воздействует на школьника. Она является источником не только осознаваемой, но и бессознательно усваива-

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

Инновации в образовательных учреждениях

емой информации, причём значение имеет не столько объем информации, сколько ее смысловое содержание. Образовательное содержание учебного предмета, согласно средовому подходу, не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации и трактуется как средство их собственного самопроявления. (Ю. С. Мануйлов, А. В. Хуторской, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин). В отечественной и зарубежной педагогической науке накоплен большой опыт, кото-рый может быть использован в качестве базы для решения исследуемой проблемы: средовой подход к образованию (Л. И. Новиков, А. В. Мудрик, В. И. Козырь, В. А. Ясвин); теория вариативности (Я. А. Коменский, А. Г. Асмолов,

A. В. Петровский, А. М. Цирульников); проектирование образовательной среды (В. А. Ясвин, В. И. Панов,

B. Я. Слободчиков, П. И. Третьяков и др.); идеи личност-но ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, Д. Г. Левитес, И. С. Якиманская и др.) и оптимизации обучения (Ю. К. Бабанский); исследования в области структуры деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. С. Выготский); теория современного урока (В. В. Давыдов, Ю. А. Ко-наржевский, Ю. С. Мануйлов, Г. К. Селевко, В. В. Гузеев и др.). Нам особенно близок вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен ученик, активен учитель, активна среда между ними) который позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, не разделяя воспитание и образование [1]. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Организованная учителем среда как совокупность отношений по осуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет в себе логику, направленность развития ребенка, как бы притягивая к себе многообразие форм деятельности, поведения, отношений между субъектами образовательного пространства. В этом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее не только как объект, но и как субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает управлять, определять других субъектов, требовать из изменений, проводит селекцию их состояний (Выготский Л.С)

Несмотря на многочисленные исследования учёных - педагогов, в теории и практике образовательных учреждений остаётся недостаточно разработанным вопрос условий развития образовательной среды, учитывающих соотношение содержательного изменения образовательного процесса и качественного своеобразия развивающейся личности школьника.

С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2, 3, 4, 5, 10, 11, 12] в числе ряда других направлений ведется и системная деятельность по изменению образовательной среды в ОУ сети [6, 7, 8, 9, 11].

Актуальность исследования обусловлена широким спектром противоречий между:

- необходимостью развития образовательной среды гимназии, создающей большие возможности развития всем субъектам образовательного процесса, и недостаточной разработанностью теоретико-методологического и технологического инструментария;

- повышением качества образования посредством применения прогрессивных методик и технологий в образовательном процессе и недостаточным уровнем готовности педагогических коллективов к их использованию;

- деятельностным характером учения, способствующим саморазвитию ученика, и недостаточной его включённостью в активный познавательный процесс, ограниченный традиционным объяснительно-иллюстративным способом преподавания;

- индивидуальным способом присвоения знаний и фронтальными формами обучения.

Таким образом, можно сформулировать ведущее противоречие между потребностями системы образования в реализации возможностей образовательной среды современных образовательных учреждений и крайне низким уровнем использования ресурсов, обеспечивающих ее развитие. Сформулированные противоречия послужили основанием для определения проблемы проекта: выявить основные условия развития образовательной среды современной гимназии. Решение этой проблемы и составляет цель проекта, реализуемого в МАОУ гимназии № 13. г. Екатеринбурга.

Объект исследования - гимназическая образовательная среда.

Предмет исследования - вариативный образовательный процесс как фактор развития гимназической образовательной среды.

Гипотеза исследования: вариативный образовательный процесс является фактором развития образовательной среды урока, если:

• каждому гимназисту предоставляется возможность выбора индивидуального образовательного маршрута с учётом его образовательных потребностей, реальных возможностей и индивидуальных особенностей;

• цели, содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы для учащихся за счёт реализации смыслообразующей функции мотивов;

• в процессе обучения обеспечивается переход от преподавания как трансляции знаний к преподаванию как организации рефлексивной самостоятельной

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

63

Инновации в образовательных учреждениях

деятельности учащихся, позволяющей создавать продукты собственной образовательной деятельности субъектам вариативного образовательного процесса,

• система отношений, возникающая в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса в гимназии, создаёт психологически комфортную обстановку, позволяющую каждому субъекту образовательной деятельности проявить свою субъектную позицию;

• перевод образовательной среды в новое качественное состояние нормативно задаётся комплексно-целевой программой, охватывающей все направления деятельности образовательного учреждения по развитию образовательной среды творческого типа.

Функции образовательной среды, в соответствии с «теорией возможностей» среды по Дж. Гибсону, заключаются в создании комплекса «возможностей» удовлетворения образовательных потребностей (обучения, развития, воспитания, социализации) гимназистов на основании проявления собственной активности при использовании ресурсов среды. «Возможность» в отличие от условий и влияний, представляет «особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, является в равной мере, как фактом среды, так и поведенческим фактом субъекта». (В. А. Ясвин). Тип образовательной среды определяется теми её условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности (или пассивности) ученика и его личностной свободы (или зависимости). Выделяют следующие типы образовательной среды: «догматический»- способствующий развитию пассивности и зависимости ребёнка; «карьерный» - способствующий развитию активности, но и зависимости ребёнка»; «безмятежный» - способствующий свободному развитию, но и обусловливающий пассивность ребёнка; « творческий» - способствующий свободному развитию активного ребёнка. Наибольшие возможности развития даёт «творческий тип» среды. В ней ученик свободно и активно развивается. Для создания таких возможностей необходимо насыщение образовательной среды ресурсами (личностными, информационными, технологическими, дидактическими, методологическими, кадровыми), имеющими кооперирующий характер. Чем больше насыщена среда ресурсами, тем больше она предоставляет возможностей для личностного роста каждому гимназисту.

На основе анализа различных моделей образовательной среды: эколого-личностной, коммуникативно-ориентированной, антрополого-психологической, психодидактической сделан вывод, что образовательную среду составляют внутренние и внешние факторы по отношению к образованию. «Образовательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс, и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса» (И. С. Осмоловская). Образовательный процесс - это «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач» (Т. И. Шамова).

Таким образом, ведущий педагогический замысел инновационного развития гимназии заключается в создании в ней образовательной среды творческого типа для развития личности и учащегося, и родителей, и педагога. Образовательный процесс моделируется таким образом, чтобы каждый субъект образовательной деятельности оказался в благоприятных для его развития условиях. А образовательная среда в свою очередь выступала бы основным гарантом личной успешности в реализации поставленных учащимся и педагогом задач, успешности их развития по различным аспектам. Это образовательная среда, в которой наиболее значимыми ценностями являются такие, как «самоактуализация», «индивидуальность», «субъектность», «выбор», «творчество», «успех», «доверие».

Под образовательной средой творческого типа мы понимаем среду, которая в наибольшей степени обеспечивает развитие свободы и активности ребенка, дает максимум возможностей для приобретения детьми жизненного опыта, прежде всего социального. В центре всех процессов находится личность, определяемая через ее уникальность, гуманность, индивидуальный опыт. Образование личности происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению ее физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей. Это предполагает переход от информационно-объяснительных образовательных технологий к деятельностно - развивающей, которая предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов [5, 11, 12]. Существенную роль в этом направлении играет интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.

Вариативный образовательный процесс рассматривается в проекте как взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемая в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования (В.В. Пикан). Вариативный образовательный процесс выступает как альтернативная модель традиционному процессу обучения, позволяющая переосмыслить традиционные функции образования: трансляции готовых знаний; тотального контроля над ребёнком; видении в ученике только объекта воздействия. Она предполагает решение таких задач как, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личностной автономии.

Для решения поставленных в проекте задач был использован следующий комплекс методов исследования: педагогическое наблюдение, «кабинетное исследова-

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

Инновации в образовательных учреждениях

ние», структурно-содержательный и сравнительный анализы, опросные и тестовые психодиагностические методики, методики диагностики деятельностного компонента профессиональной компетентности учителей (П. И. Третьяков); диагностики адаптивности среды урока, разработанной на основании методики П. И. Третьякова, методики диагностики индекса удовлетворённости характеристиками образовательной среды (И. А. Баева), психолого-педагогический мониторинг

Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах гимназии опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения технологии проектного обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.

Именно проектные технологии способны изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:

• обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;

• самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;

• овладения школьниками опытом совместного решения проблем.

Образовательная среда гимназии развивается при следующих условиях: вариативность целей, содержания, использовании личностно ориентированных технологий, изменении позиции учителя и гимназиста в образовательном процессе, обеспечении субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, создании комфортных условий обучения, выборе индивидуального образовательного маршрута, создании субъектами продуктов собственной образовательной деятельности, принятии решения учеником в условиях выбора [13].

Вариативный образовательный процесс, его субъекты, создавая продукты собственной деятельности, изменяют качественные характеристики образовательной среды гимназии. Она становится адаптивной, коммуникативной, технологичной, информативной, рефлексивной, здоровьесберегающей, что создаёт большие возможности развития всем его субъектам.

В ходе работы над проектом была разработана модель вариативного образовательного процесса, выступающего фактором развития гимназической образовательной среды творческого типа. При разработке модели были использованы системный (к образовательному процессу); личностно ориентированный, определяющий образовательный процесс как деятельностную систему; мотивационный, деятельностный, рефлексивный подходы к деятельности гимназиста и учителя,

оптимизационный к организации и реализации образовательного процесса; средовой, ресурсный подходы к образовательной среде гимназии. Модель включает целевой, структурно- содержательный компонент и технологический компоненты. Постановка цели включает: целеполагание (выявление потребностей и познавательных интересов субъектов образовательного процесса, подлежащих удовлетворению, и выбор ресурсов, реализация которых при наименьшей затрате сил и средств даёт наибольший эффект). Вариативный образовательный процесс предполагает, что ученик сам может ставить познавательные проблемы и выбирать способы их решения. Структурно-содержательный компонент включает содержание учебного материала, как базовой части (образовательный стандарт), так и вариативной составляющей, включающей расширенное и углублённое содержание учебного материала в целях удовлетворения образовательных потребностей отдельных групп учащихся, проявляющих интерес в конкретной области знаний (ученик вправе сам решить какие аспекты он будет расширять и углублять). Вариативность информации, отражающая разные точки зрения, разные подходы к решению одних и тех же проблем предполагает выбор источников информации, включая библиотечный фонд, виртуальное пространство и ИКТ. Продуктивность деятельности учащихся предполагает максимально полное использование информационных ресурсов, создание информационных пространств, в которых ученики могут осуществлять интерактивное взаимодействие с учителем и между собой для решения учебных задач. Обеспечение учебной деятельности иллюстрационным, анимационным материалом, электронными учебниками позволяет организовать образовательный процесс для учеников с различными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения. Средством практического достижения цели и реализации содержания в процессе взаимодействия учителя и ученика выступают технологии. «Образовательная технология представляет способ совместного проектирования, поэтапного осуществления образовательной деятельности с учётом имеющихся ресурсов образовательной среды путём выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов образования всем учащимся» (В. В. Пикан).

Основные тенденции в использовании современных технологий в образовательном процессе состоят в переходе от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоение; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от обучения как передачи знаний ученику к продуктивному обучению как «приращению знаний» в процессе создания собственных образовательных продуктов; от преподавания как трансляции знаний к преподаванию как организации рефлексивной самостоятельной

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

65

Инновации в образовательных учреждениях

образовательной деятельности учащегося; от ориентации на «усреднённого ученика» к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Технологический компонент включает совокупность моделей образовательного процесса, представленных комбинациями личностно ориентированных технологий обучения. Их особенность в том, что они меняют позицию учителя и ученика (учитель не информатор, а организатор учения школьника; ученик - субъект образовательного процесса), индивидуализируют образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяют сочетать индивидуальную, групповую, коллективную познавательную деятельность, организовать интерактивную образовательную деятельность. Технологизация обучения предусматривает гарантированное достижение поставленных учебных целей, создаёт возможность гимназистам проявить познавательную активность.

Среди основных условий реализации изменений в рамках проекта следует выделить:

• Мотивирование педагогического коллектива на развитие инновационных процессов в гимназии;

• Стимулирование стремления к саморазвитию у значительного количества членов педагогического коллектива;

• Интеграцию основного и дополнительного образования;

• Развитие направлений деятельности научного общества учащихся;

• Участие гимназистов в интеллектуальных конкурсах регионального и всероссийского уровней;

• Возможность прохождения личностных образовательных проб с использованием лабораторных баз ВУЗов.

Деятельность Гимназии в рамках проекта выстраивается по следующим направлениям:

1 направление направлено на формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, личностного, социального и профессионального самоопределения личности и включает:

• актуализацию личностно-ориентированной модели обучения, способствующей формированию ценностно-смысловой системы личности;

• создание деятельностной среды на уроке, направленной на саморазвитие, самопознание и творческую самореализацию;

• развитие мотивационной средыа которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, ориентирует на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений;

• воспитание духовно-нравственной личности, способной к нравственной саморегуляции, деятельностному созиданию, успешной социальной адаптации.

Результаты деятельности педагогического коллектива в данном направлении можно проследить в ходе итоговой и промежуточной аттестации. Гимназисты показывают не только высокий уровень предметной составляющей образованности, но и деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих. В течение

нескольких лет научно-педагогические кафедры гимназии заполняют информационные карты, которые позволяют анализировать результаты экзаменов. В информационных картах отражена информация о составляющих содержания образования, а также об уровне образованности, соответствие экзаменационной оценки годовой. Гимназисты демонстрируют на экзаменах разнообразные умения, владение такими операциями, как анализ и синтез, установление причинно-следственных связей и оценка явлений. В целом учащиеся они показывают достаточную компетентность в области выбранных предметов, сформированность специальных и общеучебных умений и навыков, мотивацию к продолжению образования и осознанное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Так, в 2011 году 76% учащихся 9 классов продемонстрировали «высокий» (проблемный, творческий) уровень образованности (в предыдущие годы - 78% и 80%), 22% учащихся - «средний» (процессуальный). 68% учащихся 9 классов на «высоком» уровне и 26% учащихся 9 классов на «среднем» уровне владеют знаниями, адекватными современному уровню развития науки (предметно-информационная составляющая) (в прошлом году - 73%):

• Знание правил, законов, понятий, фактов, задач - 71% и 28%;

• Знание алгоритмов разборов, приёмов учебной работы - 78 и 22%;

• Понимание основных научных закономерностей, установление связей - 74% и 26%.

70% выпускников 9 классов на «высоком» уровне и 30% - 9 классов на «среднем» - освоили частично-поисковые и коммуникативные виды деятельности, что способствует самоопределению и самореализации личности (деятельностно-коммуникативная составляющая) (в прошлом учебном году - 67% и 25%):

• Умение строить монологический ответ (коммуникативная компетентность) - 70% и 30%;

• Умение работать с различными источниками знаний (информационная компетентность) - 72% и 28%;

• Умение сравнивать, анализировать, обобщать (деятельностная компетентность) - 72% и 28%.

72% 9 классов на «высоком» уровне и 28% 9 классов на «среднем» - обладают способностью интегрироваться в современное общество и мировую культуру (ценностно-ориентационная составляющая). (В 2009-2010 учебном году - 72% и 25%.)

• Понимание значения тех или иных явлений, событий, теорий - 72% и 28%;

• Формирование отношений к мировоззренческим идеям как результат понимания - 70% и 30%.

78% выпускников 9 классов обладают высоким уровнем рефлексивной культуры:

• Способность к самоцелеполаганию, самоосмыслению - 73% и 27%;

• Способность к самоорганизации и самооценке - 86% и 14%;

• Способность к самоанализу, самоопределению и самореализации демонстрирует 82% и 18%

66

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

Инновации в образовательных учреждениях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 направление связано с эффективным развитием исследовательской культуры педагогов и учащихся, способной влиять на качество гимназического образования и его социально-культурный результат и включает:

• развитие ИКТ-компетентности педагогов как эффективное средство формирования исследовательской культуры учащихся;

• активное внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов;

• совершенствование форм организации исследовательской деятельности педагогов и учащихся, активное развитие системы партнерства с ведущими ВУЗами города и страны;

• реализация внутригимназической программы повышения квалификации педагогов в области исследовательской деятельности.

Системная организация исследовательской деятельности в гимназии избрана важным средством решения воспитательных, образовательных и управленческих проблем в гимназии, так как образовательное учреждение с 2006 года разрабатывает вопросы формирования индивидуальной траектории развития своих воспитанников через занятия исследовательской деятельностью, участие в интеллектуальных мероприятиях различного уровня.

Педагогический коллектив гимназии реализует свое назначение, разрабатывая рациональный механизм вовлечения учащихся в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, который будет способствовать развитию у них интереса к продолжению обучения в высшей школе. В данной ситуации коренным образом изменяется роль педагога: он превращается из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее. Оценка качества и эффективности учебных занятий по различным проблемам показала, что:

• «высоким» уровнем качества преподавания отличаются 77% уроков, посещённых управленческим персоналом гимназии в 2011 году, что на 3% выше чем в прошлом;

• на 95% уроков осуществляется рефлексивный подход в обучении (данный показатель стабильно высокий из года в год);

• на 80% уроков осуществляется планирование целей обучения с учётом разных уровней сложности материала и разных уровней познавательной самостоятельности учащихся (данный показатель стабильно высокий);

• на 28% увеличилось число педагогов, апробирующих новые инновационные подходы к организации образовательной деятельности;

• на 36% увеличилось число учителей, владеющих компьютерной техникой по сравнению с 2008 г.;

• 79% учителей систематически используют современные образовательные технологии в учебном и воспитательном процессах;

• 100% учителей прошли повышение квалификации в области современных образовательных технологий.

Апробирована работа учителей в режиме новой системы оценивания достижений учащихся и педагогов (на кафедрах разработаны информационные карты), осуществлён анализ результатов этой работы, подтверждающий формирование ключевых компетенций.

Достижения гимназистов в интеллектуальных мероприятиях

Уровень мероприятия Количество призовых мест

2008-09 2009-10 2010-11

Районный тур олимпиад 32 29 58

Районный тур НПК 17 16 10

Городской тур олимпиад 5 6 9

Городской тур НПК 4 4 1

Областной тур олимпиад 3 7 5

Областной тур НПК 2 1 -

Открытые олимпиады школ города 21 21 25

Районные интеллектуальные конкурсы и мероприятия 20 35 20

Городские конкурсы и турниры 67 69 25

Региональные конкурсы и турниры 2 33 19

Всероссийские конкурсы и олимпиады 10 17 45

Лауреаты премии Губернатора Свердловской области 1 1 -

Лауреаты премии Президента РФ 1 - -

В ходе подготовки и представления результатов исследовательской деятельности более 98% учащихся показали высокий и средний уровень сформированно-сти теоретических и практических навыков исследовательской деятельности.

Мониторинг самооценки участников НПК разного уровня 8-10 классов показал, что

• 98% гимназистов изучили дополнительную литературу, углубили знания в выбранных областях исследования;

• 88% участников НПК в ходе подготовки презентационных материалов и оформления работы закрепили навыки работы с компьютером; (по итогам 2009-2010 учебного года данный показатель составил 84%);

• 97% учащихся, выступавших с исследованиями естественно-научного профиля (физика, химия), научились работать на новом оборудовании, познакомились с современными технологиями в науке и промышленности; (по данным прошлого учебного года показатель составил 82%);

• Более 94% ребят освоили принципы календарного планирования в исследовательской деятельности, получили удовлетворение от процесса и результатов

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

67

Инновации в образовательных учреждениях

исследования. Этот показатель соответствует данным 2009-2010 учебного года.

3 направление. Развитие языковых и межкультурных компетенций личности.

1. Создание условий для личностного саморазвития учащихся и повышения качества лингвистического образования посредством повышения мотивации учащихся, их заинтересованности в интеллектуальной и социальной деятельности.

2. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе системного и функционального подхода.

3. Разработка подпроектов инновационного развития кафедры лингвистической культуры в рамках концепции лингвистического образования в гимназии.

Уровень обучения английскому языку в гимназии в течение ряда лет остается на качественном уровне 86-88%. Количество «отличных» отметок составляет 38% от общего количества отметок «высокого и повышенного» уровня.

Этому способствовали следующие факторы:

• Итоговый контроль в течение ряда лет проводится по всем навыкам и умениям, что способствует более качественной работе учителей.

• Преподавание английского языка ведется по отечественным УМК для школ с углубленным изучение английского языка, а также используются аутентичные учебные пособия высокого методического качества.

• Учителя привлекают обширный дополнительный материал для развития всех навыков и умений. В гимназии создана богатая методическая библиотека по всем направлениям. Гимназия является ресурсным центром Британских издательств Лонгман и Макмиллан.

• 69% учителей кафедр лингвистического блока имеют высшую категорию.

• Педагоги кафедр работают над развитием как своего творческого потенциала (освоение новых форм и приемов работы, широкое использование компьютерных технологий на уроках и внеурочное время, постоянная работа по повышению своего профессионального уровня), так и творческого потенциала учащихся.

• Коррекция системы контроля качества образования, комплекса показателей для оценки результатов позволили более качественно, расширенно и объективно оценить результаты образования, обеспечив тем самым эффективное информационное отображение состояния образования по иностранным языкам.

4 направление. Обеспечение соответствия результатов образовательной деятельности гимназии социальному заказу.

1. Совершенствование информационной модели реестра качества образования, объединяющей информацию по разным элементам системы оценки качества образования, включающего в себя сведения:

• По объектам анализа: ребенок, школа, учитель, родитель.

• По показателям оценки качества образования:

- условия образовательного процесса

- образовательный процесс

- образовательные результаты

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов через внедрение электронных профессиональных портфолио.

В практику работы гимназии входит принцип сочетания административного и общественного контроля внутри ОУ с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса. Педагогами гимназии уделяется большое внимание адекватному подбору методов — приёмов, процедур, операций эмпирического и теоретического познания, изучению явлений действительности. Для каждого этапа исследования определяются комплекс методов и методик, которые сопровождаются выполнением определённых требований: используются методы проблемно-ориентированного и сравнительно-ретроспективного анализа, позволяющие выявить эволюцию проблемы и прогнозировать её дальнейшее развитие. Решению вопросов рационализации процессов оперативного управления способствуют проводимые в ОУ недели диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) (по П. И. Третьякову). Как показывает практика, этот комплексный метод является одним из оперативных для осуществления эффективной деятельности гимназии по управлению качеством образования. В гимназии приобретается опыт самооценки достижений педагогами и обучающимися, а также внешней оценки (родители, общественность, партнеры).

Анкетирование родителей в 2010-2011 уч. году показало, что 59% считают, что их дети смогли полностью реализовать свои способности на уроках; 77% - отмечают удовлетворённость детей занятиями в гимназии. Среди учебных предметов, способствующих реализации детей, названы такие как русский язык, английский язык, обществознание, математика, физика, химия, биология, история, второй иностранный язык, физическая культура.

72% родителей, 61% учащихся, 67% педагогов отмечают улучшение качества преподавания в 2010-2011 уч. году по сравнению с прошлым периодом;

80% родителей, 67% учащихся, 88% педагогов отмечают удовлетворенность отношениями между детьми и педагогами.

Опыт профессионального обсуждения и анализа результатов в образовательном процессе позволил сделать необходимым профессиональный рост учителя и создал для этого необходимые условия. Актуализировались такие понятия, как компетентность, творческая инициатива, аналитический подход к собственной деятельности. Диалогизация образовательного процесса актуализировала рефлексивный подход в обучении, метод проектов, расширила субъектные функции учителя, пробудила его активность; позволила перейти педагогу из позиции исполнителя в позицию организатора своей деятельности и соорганизатора учебного процесса. Групповое обсуждение - привычная форма в образовательном процессе гимназии.

Одним из важных промежуточных итогов деятельности гимназии в рамках проекта стала разработка ма-

68

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

Инновации в образовательных учреждениях

трицы деятельности по формированию творческой среды гимназии, включающей:

• совершенствование психологической атмосферы в гимназии в интересах формирования творческой среды;

• исследование уровня развития межличностных отношений гимназистов в рамках образовательного процесса и вне его (уровень авторитетности учителей, степень взаимопонимания и поддержки в классе и группах детей, уровень сплоченности коллектива);

• изучение степени профессиональной компетентности членов педагогического коллектива (профессиональные качества, творческий потенциал, стремление к профессиональному росту);

• создание научно-методических условий формирования творческой среды;

• обеспечение материально-технических условий организации творческой среды.

Создание образовательной среды творческого типа немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому одной из задач гимназии является поддержание мотивационной среды в педагогическом коллективе, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников. В 2008-2011 уч. году 67,7% педагогов повысили уровень профессионального мастерства.

В ходе реализации Проекта произошли серьезные изменения профессиональной компетентности педагогов:

• на 23% увеличилось число педагогов, разрабатывающих и реализующих педагогические инновации, что является достаточным потенциалом для реализации новых педагогических задач.

• Возросла профессиональная компетентность, обусловленная изменениями в организации образовательной деятельности, используемых технологиях, методах и приемах, что позволяет реализовать в гимназии новые грани педагогического взаимодействия.

• Наблюдается рост качества аналитической и проектировочной деятельности педагогов, что способствует интеграции исследовательской деятельности учащихся и педагогов, переводя совместное творчество на уровень самообразования через активизацию проектирования и научного исследования.

• На 32% увеличилось количество педагогов, использующих в учебном процессе новые информационные технологии.

• Скорректировано 80% рабочих программ с целью увеличения исследовательской и проектной составляющих в формах самостоятельной работы учащихся.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.С.57

2. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие //Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

3. Давыдова Н. Н., Суслов А. а. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45

4. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 11. С. 23-32.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию.//Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2011, № 5, с. 56-63

6. Журавлева А. в., Давыдова Н. Н. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях ОУ// Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2011.

7. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективности. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.- № 1.

8. Окуненко Л. А. Заплатина Е. А. Творческий проект в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 1.

9. Свиридова Е. М. Планирование индивидуальной траектории деятельности ученика в малой группе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.-№ 1.

10. Сиденко А. с. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012, с. 56-64

11. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2.

12. Сиденко А. С., Болмазова Е. В., Сиденко Е. А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 1.

13. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО № 11 (79), 2010 г, с. 3-12.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.