Теория инновационной деятельности
тельного маршрута; усиление личностного потенциала каждого учителя; содействие молодому учителю в его профессионально-личностном становлении.
В заключение отметим, что рассмотренные нами теоретические аспекты профессионально-личностной позиции молодого учителя в современной школе задают требования к условиям, которые необходимо создать в школе для формирования активной жизненной позиции специалиста, начинающего свою педагогическую деятельность на основе соотношения внутренних и внешних горизонтов становления.
Литература
1. Аксенова Б.А. Становление личностной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 38 с.
2. Гогоберидзе А.Г Гуманитарный подход как методология исследования проблемы развития субъектной позиции студента педагогического вуза // Герценовские чтения - 2006. - Ч. 3: Исследование педагогического образования (педагогический аспект). - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 24-33.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров АЮ. Словарь по педагогике. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
4. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
7. Лучкина Т.В. Теоретические аспекты становления профессионально-личностной позиции молодого учителя// Образование и наука. Известия УрО РАО, 1(58), 2009, с.21-30
8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
9. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ин-т человека РАН, Независимый ин-т граждан. о-ва. - М., 2002. - 260 с.
10. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 284 с.
11. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Издат. дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 488 с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 384 с.
УДК 371
Дворянцева С. Е.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ
Аннотация. Автор знакомит читателей с подходами к управлению качеством образования гимназии в условиях инновационного развития. Раскрывает и обосновывает направления инновационных изменений: в области получения новых образовательных результатов учащихся; в области характеристик управляемого объекта; в области изменения характеристик управляющей системы гимназии. Автор делится опытом организации проектной деятельности в рамках проектов: «Поддержка и развитие чтения гимназистов», «Успешное чтение», «Библиотека гимназии (21 век)».
Ключевые слова: управление качеством образования, инновационные изменения новых образовательных результатов, управляемый объект, управляющая система, гимназия, проекты.
Abstract. The author introduces the approaches to quality management education school in terms of innovative development, reveals and substantiates the direction of innovation changes: in the production of new educational outcomes of students, the characteristics of a managed object, the changes in the characteristics of the control system school. The author shares his experience organizing the project activities under the project «Support and development of high-school students reading» «Successful reading» «The Library School (21)».
Keywords: quality management education, innovative new educational changes in the results, a managed object, the control system, high school, projects.
Основные направления развития московского образования определены Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Приоритетным национальным проектом «Образование», Националь-
ной образовательной инициативой «Наша новая школа», Городской целевой программой развития образования «Столичное образование - 5» и реализуемым в ее рамках проектом «Строим Школу будущего».
8
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
Теория инновационной деятельности
Главная задача образовательной политики в стране - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В соответствии со «Стратегией Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы» главная цель программы «Столичное образование - 5» - это комплексное обеспечение прав и интересов детства, включающее повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества, учитывающего способности каждого ребенка.
Изменение образовательных потребностей школьного образования и условий их реализации требует разработки системы, механизмов и процессов управления качеством образования. В реализации данной цели, направленной на повышение качества образования, главным является глубокое осознание этой проблемы, понимание того, что такое качество образования, чем оно определяется, от чего зависит, каковы механизмы управления качеством образования [2, 5, 6, 10].
Наибольшую актуальность проблема качества образования приобретает на фоне его вариативности. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы.
На основе изучения социосферного пространства своей деятельности (социального состава детей и родителей, их мотивированности, запросов, потребностей, желаний, динамики состояния здоровья обучающихся, диагностики знаний, развития уровня ведущих способностей, уровня профессионального опыта педагогов, опыта проектной и исследовательской деятельности, удовлетворенности психологическим климатом в образовательном учреждении, возможностей профессиональных и социальных партнеров и всех субъектов образовательного пространства) гимназия № 1583 Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы включилась в строительство Школы будущего - «Нашей новой школы», направив свои усилия на формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие смыслотворчества, самоопределения, самореализации личности гимназиста, ее ценностной сферы, на основе включения в преобразовательную деятельность учителей, учащихся, их родителей, представителей различных сфер общества и власти с целью обеспечения качественного образования повышенного уровня.
Основной механизм включения всех участников образовательного процесса, профессиональных и социальных партнеров в реализацию ключевой идеи -участие в разработке и осуществлении подпрограмм и прорывных проектов Программы развития гимназии.
Стратегия развития гимназии направлена на создание условий, в которых могут быть реализованы цели гимназического образования, задающие новое качество образовательных результатов учащихся и дея-
тельности педагогов в соответствии с компетентност-ной моделью выпускника.
Одно из направлений развития гимназии в раках реализации проекта Школы будущего - формирование инфраструктуры оценки качества образования и новых принципов управления школой на основе показателей качества. Гимназия № 1583 входит в состав городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Управление качеством образовательного процесса» (научные руководители Держицкая О. Н., директор Московского центра качества образования Департамента образования города Москвы; Татур А. О., к. ф.-м. н., Московский центр качества образования), работа в которой является логическим продолжением участия в ГЭП «Оценка качества образования» (2002-2005 гг.). В рамках ГЭП «Оценка качества образования» школа занималась апробацией и экспертной оценкой качества тестовых заданий, в том числе для проведения ЕГЭ, участвовала в оценке уровня общеучебных умений, создании комплектов проверочных материалов. В рамках ГЭП «Управление качеством образовательного процесса» гимназией разработан модуль «Управление качеством образования», рассматривающий качество как многофакторную педагогическую систему оценивания образовательного процесса по критериальному принципу.
Качество образования в гимназии складывается из качества образовательной среды, которая включает в себя качество ресурсов и качество процессов, а также качества результатов.
Качество ресурсов - это качество учебных планов и программ, качество научно-методического обеспечения, качество используемых форм и методов обучения, воспитания и развития, качество кадрового состава педагогов, качество материально-технической базы и др. [8, 9].
Качество процессов включает в себя функционирование образовательного учреждения в режиме развития, качество используемых образовательных технологий, качественную реализацию индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса, качество взаимодействия образовательного учреждения с внешней средой и пр. [10].
Качества результатов складывается из следующих компонентов:
- сформированность совокупных ключевых компетентностей;
- уровень обученности;
- физическое, психическое, нравственное здоровье обучаемых;
- освоение эмоционально-ценностных отношений;
- освоение способов деятельности, в том числе творческой;
- социальная адаптация;
- удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса.
Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды гимназии, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышения качества образования в целом.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
9
Теория инновационной деятельности
Для обеспечения качества образования гимназия осваивает новые модели обновления содержания образования, разработанные на инновационных площадках Москвы в рамках проекта Школы будущего, выстраивает систему управления качеством образования с учетом как качества организации образовательного процесса, так и с учетом качества образовательного результата.
Осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в рамках реализации программ городских экспериментальных площадок и программы развития гимназии предполагает:
1. В области получения новых образовательных результатов учащихся
Обретение компетентностей как осознанного умения адекватно применять имеющиеся знания и способы деятельности в решении учебных задач и в практической жизни. Среди важных компетентностей выделяются следующие:
• осознанное владение общими учебными умениями и навыками, включая исследовательские, проектные, информационные, умения самообразования, в частности, присвоение технологии работы с текстом как основы возникновения «полиглоссарной коммуникации и полиглоссарного мышления» (Громыко Ю. В.);
• способность публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, адекватно критиковать и принимать критику;
• способность адекватно оценивать учебные и жизненные ситуации, а также свои возможности;
• желание и умение строить свою жизненную карьеру;
• желание и умение быть лучшим. 2
2. В области характеристик
управляемого объекта
- создание в виде эпистемотеки банка пересекающихся учебных модулей, обеспечивающих изучение всего комплекса учебных программ, интеграцию общего и дополнительного образования;
- переход к освоению сценарно-деятельностных, интерактивных форм педагогической деятельности на основе создания мультимедийной телекоммуникационной мастерской;
- внедрение нового типа портфолио - цифрового, позволяющего проектировать развитие ребенка на протяжении всего курса обучения и осуществлять управление качеством образования;
- индивидуализацию образования на уровне индивидуального учебного плана и персональной образовательной программы на старшей ступени обучения в соответствии с «Законом об образовании», индивидуальными образовательными запросами гимназистов и возможностями гимназии;
- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;
- обретение педагогом компетентности в области работы с последними достижениями науки в области
своего предмета, ИКТ, использования проектных и исследовательских методов обучения, антропологизации процесса образования.
3. В области изменения характеристик управляющей системы гимназии
- возникновение новых позиций педагогов (педагог-игротехник, педагог-тьютор-сценарист и пр.);
- отработку сетевой модели организации методической службы гимназии;
- включение детей, родителей, педагогов, специалистов в анализ и перепроектирование среды гимназии в направлении создания единой системы здоровой школы;
- привлечение профессиональных и социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства гимназии.
В процессе экспериментальной и инновационной деятельности гимназией апробированы и разработаны:
• Программа поддержки и развития чтения гимназистов в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения» на 2007-2010 гг., целью которой является обеспечение условий повышения культурной компетентности педагогов и учащихся гимназии. Задачами программы являются:
1. Развитие социокультурного пространства чтения и укрепление основных связей в инфраструктуре поддержки и развития чтения (библиотеки - образовательные учреждения - учреждения дополнительного образования - вузы - научно-методические учреждения - зарубежные партнеры).
2. Развитие системы популяризации чтения.
3. Обеспечение научно-методического сопровождения работы педагогических кадров, реализующих систему популяризации чтения, в рамках деятельности городской экспериментальной инновационной сетевой площадки по формированию филологического и этнокультурного миростоличного образования «Пушкинское слово».
4. Создание системы эффективных механизмов координации и кооперации усилий участников, реализующих политику в области чтения.
• Проект «Успешное чтение» реализуется в условиях сотрудничества гимназии с Фондом поддержки образования (г. Санкт-Петербург) в рамках «Гимназического союза России». Цель проекта - создание в гимназии условий для развития читательской культуры гимназистов, без которой невозможно осуществление качественного образования.
ГОУ гимназия № 1583 в рамках «Гимназического союза России» участвует в проекте «Библиотека гимназии (21 век)», который также реализуется в условиях сотрудничества с Фондом поддержки образования города Санкт-Петербурга. Необходимость новой роли библиотеки гимназии обусловлена современной концепцией образования, ставящей задачу получения метазнания, т. е. знания о знаниях. Проект направлен на повышение качества образования в гимназии посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства
10
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
Теория инновационной деятельности
Одно из управленческих решений - расширение интегративных связей основного и дополнительного образования, в том числе через создание структурного подразделения гимназии «Центр поддержки одаренных детей». [1,3, 4, 7].
100% учащихся охвачены различными формами в рамках дополнительного образования: они занимаются в хореографическом коллективе «Школьные звезды», секции шахмат, спортивных игр, кружках бисероплетения, выразительного чтения,хоровом ансамбле, туристическом клубе «Ветер странствий», клубе «Юный правовед», Школе живописи Андрияки и т. д. Все занятия системы дополнительного образования ведутся высококвалифицированными специалистами. Широта первичного охвата, основанная на различных организационных формах (кружки, клубы, студии, школа живописи и т. д.), - часть модели системы, разработанной в гимназии и ориентированной на развитие, которая обеспечивает условия раскрытия одаренности учащихся.
В гимназии действует Школьная Академия Наук, которая включает в себя научное общество учащихся «Поиск» с подразделениями «Лингва», «Вдохновение», «Эрудит», математический клуб «Пифагор», клуб «Юный правовед». Ее назначение - активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц. Сотрудничество с вузами осуществляется на основе «Программы социального партнёрства», цель которой - определение приоритетов в обеспечении взаимодействия с вузами столичного мегаполиса, создание условий для повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся, интеграции и координации деятельности педагогов школы, совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, повышения эффективности связей с социальными партнерами для решения образовательных проблем.
С 2007 года одним из социальных партнеров в разработке и реализации образовательной политики гимназии является фонд «Гимназический союз России».
Среди направлений развития инфраструктуры гимназии важное место занимают:
- построение электронной (модульной) школы, использующей мультимедийные, телекоммуникационные, интерактивные технологии;
- формирование новой информационной культуры и работа школы в гипермедиасреде со знаниями и образцами деятельности.
Одним из условий и действенных средств повышения качества образовательного процесса в гимназии является совершенствование информационной среды. Для развития информационно-образовательной среды задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный образовательным учреждением.
Создание единой образовательной информационной среды гимназии обеспечивает:
- доступ учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по различным областям знаний;
- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;
- методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей гимназии;
- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;
- повышение качества обучения в образовательном учреждении;
- развитие творческой активности учащихся;
- совершенствование системы управления в гимназии.
Реализация этих направлений позволяет фиксировать в гимназии степень обновления содержания образования и способствует возможности учащегося выбирать и осваивать определенное содержание образования, обеспечивая его высокое качество. Ресурсы информационных технологий дают возможность организовать в виде эпистемотеки банк учебных модулей, сформировать индивидуальные учебные программы и организовать работу учащегося по индивидуальному учебному плану, в перспективе создать в гимназии лабораторию дидактического дизайна, мультимедийную телекоммуникационную мастерскую (МТМ).
К реализации данного проектного решения должны быть готовы все участники образовательного процесса, и в первую очередь - педагоги. Качественное образование повышенного уровня не может быть обеспечено без учителя, обладающего новым профессионализмом, -учителя Школы будущего. Педагогический коллектив гимназии № 1583, являющейся членом Гимназического Союза России, обладает достаточным потенциалом, чтобы реализовать проект строительства Школы будущего - нашей новой школы - в своем образовательном учреждении и осуществлять определенную помощь в рамках сетевого взаимодействия педагогам других образовательных учреждений в округе, в городе и в регионах страны.
Определение приоритетов в содержании непрерывного образования педагогов, создание условий для повышения эффективности и качества профессиональной культуры учителя с учетом его индивидуальных особенностей, запросов и интересов, совершенствования управления образовательным процессом взрослых - задача, на решение которой направлена деятельность методической службы гимназии.
Главным результатом названной деятельности является создание условий для развития профессиональной культуры каждого учителя на основе:
- повышения эффективности обучения взрослых;
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
11
Теория инновационной деятельности
- поиска оптимального соотношения между курсовой подготовкой и развитием профессиональной культуры в межкурсовой период;
- достижения качественно нового уровня индивидуализации образования педагогов;
- расширения возможностей для творческой и исследовательской работы учителя.
Реализовать изложенные положения возможно при наличии гибкой организации работы с учителем. Организация модели вариативной методической службы в гимназии - одна из ведущих управленческих задач повышения качества образовательного процесса.
Вариативная модель методической службы в гимназии основана на реализации дифференцированного подхода, учитывающего уровень готовности педагогов к проектированию собственной инновационной деятельности, различия в профессиональных запросах педагогических кадров, различия в условиях подготовки педагогов к инновационной деятельности и, наконец, различия в типах и уровнях творческой инновационной деятельности педагогов. Поэтому новым ориентиром в научно-методической работе становится процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и развитие таким образом педагогической компетенции и педагогического творчества.
Формирование проблемного сознания учителей -одна из ведущих задач, направленных на развитие познавательной деятельности педагогического коллектива. Основными формами организации методической работы выступают педагогические чтения, теоретические и научно-практические семинары, методический консалтинг, модульные курсы, ролевые игры, дискуссии, заседание научно-методического совета, кафедры, методического объединения, тематические педсоветы, мастер-классы, научно-практические конференции, фестивали, аукционы, ярмарки педагогических идей, творческие отчеты учителей, подготовка методических сборников.
Научно-методическая, экспериментальная, исследовательская деятельность - важные направления работы педагогического коллектива. Организация научно-методического сопровождения обеспечивается через сотрудничество с научнометодическими учреждениями, вузами, научными учреждениями.
Управление качеством образования включает целый ряд функций:
• контроль качества;
• мотивация;
• организация;
• планирование, проектирование;
• анализ;
• исследование качества.
Для достижения нового качества гимназического образования широко используются горизонтальные
связи между уровнями управления, то есть реализуется партисипативный подход к роли субъекта управления, согласно которому в управлении жизнью гимназии участвует не только администрация, но и весь педагогический коллектив (через педсоветы, работу кафедр и методических объединений, ученическое самоуправление). Функция ответственности распределяется между руководителями, учениками, родителями, учителями.
Управление в гимназии носит опережающий характер, согласно которому субъекты управления осуществляют прогностическую деятельность, чтобы рассчитать реально достижимые цели (результаты), своевременно предвидеть трудности и реагировать на них до того, как их действие может негативно сказаться на педагогической деятельности. Управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место. Гуманизация в управлении осуществляется через индивидуальный, личностно ориентированный подход, личное стимулирование, уважение и доверие к человеку, раскрытие творческого потенциала работников гимназии.
Литература
1. Алёшина А.А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
2. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.
3. Заславская О.В. Одаренные дети. Новые подходы в их обучении Социальная сфера: региональная политика, механизмы действия, их результативность: Молодежь как фактор будущего. Вып. IV. Тула, 1996.
4. Клепиков В.Н. Неявная математическая одарённость школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
5. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.
6. Сиденко Е.А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №4.
7. Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности / В.Д. Шадриков. - М.: Магистр, 1998. - 148с.
8. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
9. Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
10. Яшина Г.А., Минашкин А.В. Основные пути развития новой школы и деятельность школы здоровья. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2011. - №4.
12
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5