ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4(38)
УДК 81.272
РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ
© К.С.Фатхуллова, В.Х.Хаева-Хаметзянова
В статье рассматриваются особенности развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся в полилингвальной среде. В ней также описывается положительный педагогический опыт учителей гуманитарной гимназии для одарённых детей. Развитие сети образовательных учреждений нового типа в республике вызвано социальными переменами в обществе. Их деятельность нацелена на развитие способности учащихся к коммуникации и взаимопониманию в полиэтническом обществе. Результат работы зависит от профессионализма каждого учителя, направленного на развитие личности учащегося, его природных данных.
Ключевые слова: гуманитарное образование, гимназии нового типа, полилингвальная среда, коммуникативная компетенция, педагогическое мастерство, инновационные методы.
Начало XXI века ознаменовалось появлением в нашей стране новых форм общеобразовательных учреждений, в том числе гимназий для одарённых детей, деятельность которых направлена на личностно-ориентированное образование, воспитание социально активной и самостоятельной личности, развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей и ключевых компетенций у учащихся. Гимназическое образование в России имеет богатую историю и традиции, так как классические гимназии, созданные в XIX веке, сыграли большую роль в расцвете русской культуры. Педагоги XX века внесли свой вклад в исследование проблем гимназического гуманитарного образования. Об этом свидетельствуют научно-педагогические работы Ю.К.Бабанского [1], И.Я.Лернера [2], М.И.Махмутова [3] и др. В трудах В.И.Андреева [4], А.И.Савенкова [5] и других авторов, изданных за последние годы, рассматриваются вопросы содержания школьного образования и организационно-педагогических основ обучения одаренных детей; определены теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях различных типов учебных заведений; выявлена система научных взглядов на проблему одаренности; определена совокупность условий психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей как системы средств, обеспечивающих индивидуальное самоопределение личности.
Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена противоречиями между:
- необходимостью развития творческих способностей одарённых детей и реализацией их познавательных возможностей и недостаточным
обновлением содержания образования и использованием инновационных технологий их обучения и воспитания;
- потребностью в совершенствовании образовательно-воспитательной среды и недостаточным созданием условий для адаптации одарённых учащихся к требованиям организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое сообщество понимает необходимость изменений в отечественной системе языкового гимназического образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе развития в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях [6: 5]. В соответствии с федеральным образовательным стандартом языковое образование в условиях школы предусматривает достижение следующих результатов:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающих эффективное овладение учебными предметами;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- формирование толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора, дальнейшее овладение общей речевой культурой [7].
Это, в свою очередь, требует внесения изменений в цели, содержание, методы и технологии обучения, в организацию учебно-воспитательной деятельности школьников, в систему контроля и оценки уровня их обученности. Все больше ощущается необходимость развития сети образовательных учреждений нового типа, учитывающих социальные перемены в обществе, так как своевременная реформа образовательной системы является одной из самых действенных мер для выживания всего человечества. Система образования - это базисный социальный институт, который определяет социально-экономический прогресс общества, его нравственно-психологическое состояние и культурное развитие. Одной из его функций является передача этнокультурных знаний, норм, ценностей, традиций, обеспечивающая этническую преемственность, сохранение и развитие этнической общности [8: 16].
Совет Европы в рамках проекта «Среднее образование для Европы» определил систему умений, которыми должны обладать сегодняшние выпускники школ: умение работать и сотрудничать в группе (в команде); умение свободно общаться на нескольких языках; умение решать проблемы, используя различные источники информации; умение использовать информационные компьютерные технологии; умение брать ответственность на себя при принятии решений и т.д. [9: 57].
С учетом этих приоритетных задач в Республике Татарстан создана единая сеть гуманитарных гимназий-интернатов для одарённых детей. Первая такая гимназия была открыта в 2011 году в с.Актаныш Актанышского муниципального района [10]. Актуальность создания новых типов гимназий обусловлена тем, что мир стремительно меняется и система образования призвана быть той движущей силой, которая способствует социально-экономическому росту республики. Языковая подготовка современных школьников должна отвечать изменяющимся потребностям времени, включающим в себя прежде всего формирование и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции: языковой, речевой и социокультурной. Школьная система языкового образования должна обеспечивать способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В данной статье мы анализируем положительный опыт педагогического коллектива гуманитарной гимназии-интерната для одарённых детей Актанышского муниципального района.
Миссия гуманитарной гимназии-интерната заключается в создании конкурентоспособного образовательного учреждения, отвечающего требованиям времени в условиях рыночных отношений. Стратегическая цель гимназии-интерната -подготовка в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов интеллектуально и творчески развитых учащихся, обладающих такими личностными качествами, как уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Основные образовательные задачи гимназии-интерната заключаются в следующем:
- развитие познавательных способностей учащихся путем углубленного изучения учебных предметов;
- обеспечение индивидуализации обучения;
- создание научно-методической и материально-технической базы для организации профильного обучения по социально-гуманитарному и филологическому направлениям; усиление профориентационной работы со школьниками;
- развитие гимназии-интерната как ведущего образовательного учреждения;
- использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.
Задачи в области творческого развития:
- определение педагогическим коллективом основного направления в образовательной и воспитательной деятельности;
- создание конкурентоспособной системы обучения, призванной воспитать у учащихся лидерские качества в условиях национальной школы.
Педагогическая работа учителей гимназии с одарёнными детьми направлена на прочное усвоение предметных знаний учащимися, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В первой половине дня школьники углублённо изучают такие предметы, как татарский язык и литература, русский язык и литература, английский язык, история, обществознание. Результативность работы педагогического коллектива во многом зависит от отношения каждого учителя к организации учебно-воспитательного процесса, от его профессионализма, направленного на развитие личности учащегося, его природных данных. Учителя гимназии не только передают предметные знания учащимся, но и принимают самое активное участие в их интеллектуальном, психическом, эмоциональном, социальном становлении. Они адекватно воспринимают способности каждого гимназиста и дают ему возможность про-
явить себя, обогащают знания учащихся дополнительными сведениями по своему предмету, постоянно находятся в поиске новых форм и методов работы, проявляют ответственность за дальнейшее развитие одарённости школьников и их творческий дух. Высокая профессиональная компетентность, разносторонность интересов, постоянное самосовершенствование особенно важны для педагогов гимназии, так как от этого зависят результаты работы с одарёнными детьми. Каждый учитель изначально должен быть готов к позитивным результатам в своей деятельности, восприимчив к способностям каждого ребёнка, должен видеть свои недочёты в работе и уметь их устранять.
Гимназическое образование предусматривает тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями. В этом направлении накоплен определенный педагогический опыт сотрудничества гуманитарной гимназии с Институтом филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. В течение учебного года профессорско-преподавательский состав ИФМК КФУ проводит уроки татарского языка и литературы, русского языка и литературы, английского языка в онлайн-режиме. Такие занятия способствуют углублению знаний учащихся и развивают у них умения ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, формируют положительную мотивацию и устойчивый учебно-познавательный интерес к изучаемым предметам.
При работе с одарёнными детьми учителя опираются на методы проблемно-исследовательского и развивающего обучения, создают проблемные ситуации, которые стимулируют интеллектуальную деятельность учащихся. С этой целью в гимназии реализуются следующие экспериментальные программы: «Формирование у гимназистов способностей к проектно-исследовательской деятельности средствами национальной культуры и этнопедагогики»; «Учимся проектированию»; «Интеллект» (программа научного кружка гимназистов); «Школа лидерства».
Во второй половине дня гимназистам предоставлена возможность дополнительно изучать ещё один иностранный язык (турецкий, арабский или французский). Наряду с образовательными программами особое внимание в гимназии отводится организации различных творческих кружков («Сейлэм теле» - «Устная речь», «Театр», «Татар журналистикасы» - «Татарская журналистика», «Кинематография», «Татар халык биюлэре» -«Татарские народные танцы», «Вокал», «Эстрада
биюе» - «Эстрадный танец»), а также проведению конкурсов («Озын толым» - «Длинная коса», «Татар егете» - «Татарский парень», «Сылу-кай» - «Красавица»), которые способствуют повышению коммуникативной культуры и творческого потенциала школьников. Гимназисты вправе гордиться своими победами: школьная газета «GYMNASIUM» была признана лучшей в Республиканском конкурсе проектов «Школа после уроков» (2012); Интернет-портал гимназии «Мирасыбыз» («Наше наследие») стал победителем в VIII Республиканском конкурсе «50 самых лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании» (2013). Все эти мероприятия в совокупности образуют целостную систему, направленную на развитие деятельностных и коммуникативных
способностей учащихся, становление
нравственных ценностей. Участие в них воспитывает у гимназистов самостоятельность и способность к совместному решению поставленных задач. В гимназии придают особое значение изучению, распространению и обобщению передового педагогического опыта путем проведения мастер-классов, научно-
практических конференций, семинаров, «круглых столов» для учителей общеобразовательных школ республики. Стало традиционным проведение следующих республиканских мероприятий: научно-практической конференции для школьников «Туган телем - шагыйрьлэр теле» («Родной язык - язык поэтов»); научно-практической конференции для учителей «Гамил Афзаловские учения»; Республиканского семинара учителей английского языка и т. д.
Статус гуманитарной гимназии требует от учителей методического мастерства, использования в учебном процессе инновационных технологий для развития коммуникативной компетенции учащихся. Учителя татарского языка используют для этого возможности дистанционной онлайн-школы «Ана теле» [11: 277]. Учитывая тот факт, что в гимназии обучаются дети не только из районов Татарстана, но и из различных регионов России, а также из стран ближнего зарубежья, онлайн-школа предоставляет им возможности для самообучения, самосовершенствования и саморазвития в языке. Кроме того, использование в образовательном процессе он-лайн-курсов дает возможность повысить интерес и мотивацию к изучению языков, усилить познавательную активность учащихся.
Системная и последовательная работа по реализации поставленных целей дает свои результаты. Учащиеся гимназии-интерната из года
в год становятся победителями и призёрами различных олимпиад. Например, в 2013/2014 учебном году в республиканских олимпиадах по татарскому языку и литературе, истории и по английскому языку восемь учеников получили призовые места, двое из них стали победителями всероссийского тура.
Обобщая передовой опыт деятельности гуманитарной гимназии, можно утверждать, что она считается инновационным образовательным учреждением, так как педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении и учебно-воспитательный процесс строится с учетом современных педагогических требований: индивидуализации обучения и воспитания; создания необходимых условий для всестороннего развития каждого гимназиста; создания комфортной психологической атмосферы; учёта и защиты интересов и потребностей обучающихся; повышения качества гуманитарного образования; усиления технологизации языкового образования. Оптимально организованный учебно-воспитательный процесс преподавания гуманитарных дисциплин готовит личность гимназиста к адекватному восприятию мира, осознанному отношению к существующим стереотипам, способствует выработке собственной линии поведения в полилингвальной среде.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что педагогический опыт гуманитарных гимназий для одарённых детей требует дальнейшего серьезного изучения и дидактического осмысления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках гранта №14-16-16009 а(р) «Сетевое полилингвальное обучение одарённых детей».
1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
3. Махмутов М.И. Современный урок. - 2-е изд, испр. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.
5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 232 с.
6. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК / Под науч. ред. А.А.Волкова. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: edu.ru (дата обращения 8.06.2014)
8. Языки в системе образования Республики Татарстан: по материалам этносоциологического исследования / Р.Н.Мусина и др. - Казань: Татар. кн. изд., 2011. - 158 с.
9. Актуальные вопросы языкового образования / Под общ. ред. Ф.Л.Ратнер. - Казань: Изд. Казанск. ун-та, 2008. - 76 с.
10. Государственное автономное общеобразовательное учреждение "Гуманитарная гимназия-интернат для одарённых детей" //URL edu.tatar.ru/ ak-tanysh/gimnaziya ((дата обращения 8.06.2014)
11. Замалетдинов Р.Р., Фатхуллова К.С., Юсупова А.Ш. Из опыта использования мультимедийных технологиий в обучении татарскому языку // Филология и культура. Philology and culture. -2013. - № 3 (33). - С. 277 - 281.
DEVELOPING STUDENTS' GIFTEDNESS IN A POLYLINGUAL ENVIRONMENT
K.S.Fathullova, V.H.Haeva-Hametzyanova
This article discusses the features of the intellectual, communicative and creative abilities development of pupils in a polylingual environment. It also describes positive educational experiences of teachers at humanitarian high schools for gifted children. Social changes in the country promoted the development of educational institutions of a new type. Their work aims to develop students' ability for communication and mutual understanding in a multiethnic society. The result of the work depends on the professional qualities of every teacher, who strives for developing their student's personality and natural abilities.
Key words: Humanities, school of a new type, polylingual environment, communicative competence, pedagogical skills, innovative methods.
1. Babanskij Ju.K. Intensifikacija processa obuchenija. - M.: Znanie, 1987. - 80 s. (In Russian)
2. Lerner I. J a. Process obuchenija i ego zakonomer-nosti. - M.: Znanie, 1980. - 96 s. (In Russian)
3. Mahmutov M.I. Sovremennyj urok. - 2-e izd, ispr. -M.: Pedagogika, 1985. - 184 s. (In Russian)
4. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlja tvor-cheskogo samorazvitija. - 2-e izd. - Kazan': CIT, 2000. - 608 s. (In Russian)
5. Savenkov A.I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole: Ucheb. posobie dlja stud. vuzov. - M.: izd. centr «Akademija», 2000. - 232 s. (In Russian)
6. Vvedenie FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija kak faktor modernizacii sistemy obrazovanija SK / Pod nauch. red. A.A. Volkova. - Stavropol': GBOU DPO SKIRO PK i PRO, 2012. - 170 s. (In Russian)
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija // URL: edu.ru (data obrashhenija 8.06.2014) (In Russian)
8. Jazyki v sisteme obrazovanija Respubliki Tatarstan: po materialam jetnosociologicheskogo issledovanija /
R.N.Musina i dr. - Kazan': Tatar. kn. izd., 2011. -158 s. (In Russian)
9. Aktual'nye voprosy jazykovogo obrazovanija / Pod obshh. red. F.L.Ratner. - Kazan': Izd. Kazansk. un-ta, 2008. - 76 s. (In Russian)
10. Gosudarstvennoe avtonomnoe obshheobrazovatel'noe uchrezhdenie "Gumanitarnaja gimnazija-internat dlja odarjonnyh detej" //URL edu.tatar.ru/aktanysh/ gim-naziya ((data obrashhenija 8.06.2014) (In Russian)
11. Zamaletdinov R.R., Fathullova K.S., Jusupova A.Sh. Iz opyta ispol'zovanija mul'timedijnyh tehnologiij v obuchenii tatarskomu jazyku // Filologija i kul'tura. Philology and culture. - 2013. - № 3 (33). - S. 277 -281. (In Russian)
Фатхуллова Кадрия Сунгатовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей лингвистики, лингвокультурологии и переводоведения Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Fathullova Kadriya Sungatovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of General Linguistics, Cultural Linguistics, and Translation Theory, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Хаева-Хаметзянова Венера Хаматнасыховна - заместитель директора по инновационной деятельности ГАОУ "Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей".
423740, Россия, с.Актаныш, ул.Аэропортовская, 3а. E-mail: [email protected]
Haeva-Hametzyanova Venera Hamatnasyhovna - Deputy Director for innovation at «Humanitarian Boarding School for Gifted Children».
3а Aeroportovskaya Str., Aktanysh, 423740, Russia. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 23.07.2014