В работе представлен опыт разработки создания единого информационного пространства через информационную систему обеспечения учебного процесса РШМЕАХ18».
Создание единого информационного пространства, с точки зрения авторов, позволит изменить парадигму развития Колледжа, обновить управленческий инструментарий, рациональнее использовать интегрированные ресурсы самого образовательного учреждения и социальной сферы, сделает возможным и доступным качественное образование учащихся, позволит выстроить новые системы профессионального развития педагогических кадров и более гибко и разнообразно реагировать на формирующийся социальный запрос.
Мезенин Василий Александрович
кандидат экономических наук, доцент директор Колледжа, Чеганова Лариса Николаевна заместитель директора по научно-методической работе, Русаков Всеволод Васильевич заместитель директора методист по информационным технологиям
УрГЭУ г. Екатеринбург [email protected]
«СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «РШМЕАХ1Б»
Как создать условия для построения эффективной сбалансированной деятельности, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг через создание единого информационного пространства?
Ключевые слова: информатизация образовательного пространства, единая информационная среда, управление образовательным процессом.
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в образовательных учреждениях в частности, становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности.
Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения, Поэтому одним из элементов рационализации управленческого труда является повышение информационной культуры руководителей и, как прямое следствие этого, более высокое качество информационного обеспечения их деятельности.
Информационная культура общества предполагает «определенный уровень организационных информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, эффективность процесса создания, сбора, хране-
ния, переработки и передачи информации». Качественное изменение информационной культуры руководителей становится возможным и эффективным при информационном подходе к управлению, который предполагает усиление роли всевозможной и, в первую очередь, педагогической информации в деятельности администрации образовательных учреждений.
Накопленная мировая и российская практика внедрения информационных (и не только информационных) технологий показывают, что «поставить» в образовательное учреждение, что-либо «со стороны», тем более за государственные средства, вполне возможно, но при этом рассчитывать на дальнейшее использование этого «поставленного» однозначно нельзя. Поэтому, единственный способ добиться реального результата состоит в том, чтобы необходимость внедрения,
а, следовательно, его путей и методов исходила непосредственно «изнутри» самого образовательного учреждения,
В нашем учебном заведении разработан и апробируется Проект информатизации образовательного
пространства, в соответствии с которым проведена большая работа по внедрению И КТ в работу преподавателей, руководителей групп, администрации. Этому предшествовало:
• анализ обеспеченности программно-техниче-скими ресурсами;
• определение информационных ресурсов для обработки с помощью этого проекта;
• создание координационного совета.
Основная цель проекта - создание условий для
построения эффективной сбалансированной деятельности ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующихся на следующих принципах:
• четкого разделения сфер ответственности и принципов деятельности в области И КТ;
• максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала;
• гармоничного вхождения участников образовательного процесса в сферу И КТ;
• равноправное вхождение участников образовательного процесса в информационную сеть.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия служб образовательного учреждения на основе использования современных информационных технологий;
2. Обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования информационных технологий всеми участниками образовательного процесса;
3. Обеспечить повышение уровня переподготовки кадров на базе ИТ., общедоступных информационных ресурсов и баз данных;
4. Создание телекоммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающий публичный сектор информационной сети;
5. Привлечение студентов к разработке программных продуктов в рамках развития навыков в области “информационных технологий”
Основные мероприятия:
1. Разработка программных продуктов для использования в процессе управления ОУ, учебным и внеучебным процессом.
2. Создание локальной сети.
3. Поддержка электронных СМИ (УУеЬ-сайты как администрации ОУ, так и различных его кафедр и структурных подразделений).
Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта:
1. Создание единого информационного пространства ОУ;
2. Теоретическая и практическая подготовленность педагогов к использованию И КТ в собственной педагогической деятельности и образовательном процессе;
3. Активизация в процессе профессионального саморазвития педагогов;
4. Создание единой информационной системы по организации учебно-воспитательного процесса с использованием И КТ и инфраструктур;
5. Электронный документооборот;
6. Использование телекоммуникационных технологий для обмена информацией, обеспечение открытого доступа к информации участникам образовательного процесса.
Описание инновации
Осуществить комплексную информатизацию процесса управления образования целесообразно путем создания основополагающих информационных систем, Информационная система - это взаимосвязанная совокупность технических и программных средств, методов, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. При этом для того, чтобы обеспечить функционирование информационных систем учреждения на всех уровнях управления и их взаимодействие между собой необходимо определить такие информационные системы, которые охватывали бы весь управленческий процесс в целом. В управлении Колледжа, на наш взгляд, целесообразно
выделить следующие основополагающие объекты информационной системы: кадры, контингент, учебный процесс, воспитательный процесс, бухгалтерия. Каждая из этих систем решает свои задачи и обрабатывает свои информационные потоки.
Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Участниками, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования единого информационного пространства образовательного учреждения, являются следующие устойчивые группы: Администрация; Преподаватели; Учащиеся;
Родители.
Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет разделить основные производственные процессы учреждения на три большие группы:
1. Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом, как базовым производственным процессом образовательного учреждения.
2. Административное управление образовательного учреждения и обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми внешними и внутренними формами отчетности.
3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.
г Пла-ироо»**
ойр яаааэ тл к чага ПМЩЙМАИ утра* па мшил ни
Формируя иерархическую модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков, можно получить следующую наглядную схему ее отражения:
Мачноддодамм'
І сгЦрл за ня тшж чого
V УЧрвчиЖчЩ
X
Следовательно, можно сделать вывод о том, что информационные связи основных групп участников представляют собой информационные потоки, которые делятся на три основных группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы библиотеки, медицинского и социально-педаго-гического обслуживания, организации питания и другие.
Детальный анализ схемы модели взаимодействия информационных потоков позволяет сделать следующие выводы:
1. Основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа.
2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению учебным процессом.
3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.
Иными словами, в самом общем виде, формирование информационного пространства образовательного учреждения происходит следующим образом:
1. Формируется базовая информация образова-
РШМЕДХГС І.4исагіІ4»і £п|л-р/М*п ¥у»«іі шыЫу'.Ш ЕЛ
О &
Г чей №»•
-дЭ ІшГ* 3 Ф
Ршк«н 0м*« □ 11
еъ «а -й
к**~- !*тл>ч-и
ва
Гь^ііігін ИжДра» в її»
Т*с?»і
1^-. мм
Чп (ШЛ дц і ч\*ь.і пмі
I С«ГРН0 №Ч№Ч
Е^ропчр м-1 ОіХі"йн
ИгЩ' ом В р?рч ■ и^-:гчц За« N в|»^ Р *ихе«
|И ічйИ. НгіШ £.— .... ■
11ПГЛТ ггт ■-ЖЛ И лап* П>«7|\ВпЛ І ЛІЧті ГіГГп'ГШЛ А|Н ГЛЦ&апЬ
Г різнім Анн# Нгдам I і**-, г- [У-ИТ-Ы11-«Г ш .****, ІІ|-*ЧЬ ІШ А1
ИасчтИіл-ч а.*»-1жсу!*»и ИімЧ^іи' Р'лґчч'чр™** г — ПзчеЛн»«*Я«в ГЫш
ПіятиГ«г«л4 ҐфННА Гли Я* Г'-рлл. М ^Ы4П гы £тг^^г^н Иццл Ьмешм
с
Ч«і ііічИ ъз Ь']^С{:М І4|МН Пжгячч Ихр.учва.^мщ'і* і Кґссотч II Т^ТСЛГ пі ДмтС-аСмИ Алг і
и
-I
Главное окно
тельного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа.
2. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка и хранение.
3. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.
5. На основе, обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.
В колледже разработана и внедрена собственная информационная система (ИС) обеспечения учебного процесса «РР?1МЕАХ18».
На сегодня созданы следующие модули ИС «РК1МЕАХ18»:
1) Люди
Модуль отвечает за хранение личных данных всех людей, зарегистрированных в системе (Студенты, Сотрудники, Преподаватели и пр.).
Основные типы личных данных - ФИО, паспорт, телефоны, место жительства, образование, место работы, родственные связи с другими людьми, зарегистрированными в системе, а также коды идентификации, фотографии и многое другое.
1) Абитуриенты
Модуль включает в себя два автоматизированных рабочих места (АРМ):
АРМ «приемная комиссия»: Прием документов, запись личных данных, подготовка форм заявления, описи, экзаменационных листов, ведомостей и пр.
Модуль «Студенты»
АРМ «секретарь приемной комиссии»: получение статистики по приему документов, автоматическое построение и вывод рейтингов с учетом альтернативных специальностей, подготовка протоколов и приказов о зачислении и пр.
2) Учебный план
Модуль отвечает за хранение государственных стандартов по специальностям, также является средой для построения рабочих учебных планов (РУП), разделяя их по потокам (год приема), специальностям, формам обучения. Модуль также отвечает за распределение и контроль учебной нагрузки на преподавателей и на студентов.
■шатии * ш ■
-------3
І I
,—
Модуль абитуриенты - автоматическое построение рейтинга
3) Студенты
Модуль хранит распределение студентов по группам, оценки студентов (экзаменационные ведомости) и другую сопутствующую информацию. Отвечает также за отчисление и восстановление студентов, печать различных отчетов (от списка групп до студенческих билетов и бланков дипломов).
4) Деньги
Модуль хранит данные об оплате студентами своего обучения, а также обеспечивает всю необходимую отчетность и статистику по оплате для деканата.
5) Изображения
Модуль реализует хранение копий всех документов личного дела. Копирование производится на стадии приема документов у абитуриентов. Это позволяет «поднимать» точные копии документов студентов (абитуриентов) не покидая рабочее место из любой точки сети Колледжа.
6) Расписание
Модуль отвечает за составление и хранение расписаний учебных занятий. При составлении расписания учитывается: аудиторный фонд с количеством мест в аудиториях, преподаватели, возможность выставления дисциплин на поток, учет недельной нагрузки студентов, прогноз будущей средней нагрузки по каждой дисциплине с учетом РУП. Также ведутся работы по организации учета посещаемости занятий.
В рамках модуля создана терминальная программа вывода расписания Online на монитор, установленный в холле Колледжа УрГЭУ.
Также организован вывод расписания на сайт Колледжа.
7) Тестирование
Модуль позволяет составлять пакетные тесты по различным дисциплинам (для этого создана специальная среда разработки), а также проведение тестирования через терминалы в компьютерном классе или через интернет. Организовано хранение результатов в БД.
8) Библиотека
Модуль хранит данные обо всем книжном фонде библиотеки колледжа, обеспечивает автоматизированную выдачу и поиск книг в
библиотеке, ведет статистику. Идентификация студентов и книг организована за счет внедрения штрих - кодирования.
9) SMS оповещение Программно-аппаратный комплекс, для рассылки SMS-сообщений студентам и их родителям. Позволяет рассылать короткие сообщения о пропусках занятий, задолжностей по оплате и прочей срочной информации.
Ведется разработка новых модулей: Профильное обучение - модуль обеспечения учебного процесса для слушателей профильных классов. Модуль обеспечит учет всех слушателей профильных классов Колледжа в г. Екатеринбурге и области, позволит централизованно составлять интегрированные учебные планы совместно со школьными, учитывать нагрузку преподавателей и школьников, также модуль будет помогать методистам, составлять расписание.
Колледж Online - этот модуль позволит студентам иметь личный кабинет на сайте Колледжа. После авторизации студента на сайте (имя пользователя + пароль) он сможет получить доступ к следующей информации: собственные личные данные (для контроля их правильности со стороны студена), список собственной группы (с фотографиями, ролями), посеместро-вый учебный план (с указанием преподавателей, их фотографий, званий и пр.), пропуски занятий, данные по оплате (оплата, задолжности и пр.), данные по академической успеваемости и т.п.
Курсы переподготовки - модуль обеспечения учебного процесса для курсов переподготовки. (Составление учебных планов, распределение нагрузки на преподавателей, вывод необходимой отчетности).
Кц« | П»дг«♦» J Да6і«»» I Чшв» [ Wcta>— I
Модуль - Изображения (копия аттестата)
Поелкн-іьс м
Грг-іріііі і ап Ілт..
Гы. і я )■ і тур л і туе..
инмгышмй Я.Ш Нігн_
Ппфчшгшм Ел|1П_
Маггимнк) ЙШ|_
Иморм* «ПІІ-
ІМіЦСЕ ІПІІ ІІІМІІІГ "кл »__
Гмнфяфш Л£*1_
«ІІМСІ т*..
К пипа Дп ні—
Пшімн
• НАПФСІЗД «улыу- 1*41 ~
»2
П)
ЛЗ*
Ї0*
НЇ
Окно модуля «Расписание»
Критерии оценки успешности реализации программы информатизации
1. готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ-компетентность работников образования);
2. изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение «процессов», регламентов, процедур, работы Колледжа);
3. изменения в методах и организационных формах работы студентов, отдельных педагогов и педагогического коллектива Колледжа в целом (распространение ИКТ-поддержанных методов и организационных форм учебной работы);
4. изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у студентов умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);
5. изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и Колледжем в целом (поддержка этих процессов средствами И КТ, включая базы данных, автоматизированный учет и т.п.),
6. изменения во взаимодействии с ближайшим окружением Колледжа (родители, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации). Ближайшая перспектива - создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства,
который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.
Актуальными задачами на сегодняшний день являются:
• совершенствование и наполнение информационного пространства Колледжа учебным и информационным материалом;
• более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
• переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
• создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
• создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:
• Изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.
• Высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.
• Активизации познавательной деятельности студентов и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, студентам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность Колледжа.
Литература
1. Зарецкая И.И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008 - №1.
2. Ковярова И.Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009 - №6.
3. Новиков А.Е. Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №4.
4. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии как инновационный подход в гражданском образовании. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №2.
5. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №1.
В статье авторы раскрывают основные аспекты реализации республиканского эксперимента по разработке и апробации интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поликультурность» в Центре детского творчества города Абакана Республики Хакасия. Акцент делается на организации массовых форм работы в рамках эксперимента как важном факторе воспитания культуры мира и толерантности у обучающихся.
Матросова Нина Николаевна,
методист, педагог дополнительного образования детей МОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Академик Международной Академии дополнительного образования
г Абакан, Республика Хакасия [email protected]
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА «МНОГОЯЗЫЧИЕ И ПОЛ И КУЛЬТУРНОСТЬ»
Какие можно использовать массовые формы работы с целью воспитания культуры мира и толерантности у обучающихся?
Ключевые слова: разработка и апробация интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поли культурность»; интеграция различных видов деятельности дополнительного образования детей: театра, музыки, иностранного языка, психологии, историко-культурных знаний; воспитание культуры мира и толерантности, гражданственности и патриотизма; функции массовых мероприятий: обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная; социальное партнерство.
Чтобы более уважать себя взаимно, народы должны только больше знать друг друга.
В.Ф. Малиновский
Первое десятилетие XXI века ООН и ЮНЕСКО объявили десятилетием толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания и т.п. Это тем более важно на фоне происходящих в стране в последнее время событий, связанных с проявлениями ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. Поэтому именно сегодня
стала активно идти речь о формировании толерантноориентированного образования. Воспитание культуры толерантности и согласия становится одной из центральных тем образования XXI века. В российском обществе активно идет формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.
Педагоги осознают, что это задача не на один год, ее претворение равносильно революционным изменениям в образовании. Цели и задачи воспитания культуры мира и толерантности закономерно связываются со всеми учебными предметами в школе и с различными развивающими курсами и вариативными программами в учреждениях дополнительного образования детей. Важнейшую роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков, как средства коммуника-
ции между людьми, представляющими разные страны и народы, а также изучение народных традиций и обычаев, активное участие школьников и педагогов в национально- культурной жизни того или иного региона.
Культурные будни Республики Хакасия окрашены в цвета разных национальностей и народов: хакасов и русских, немцев и поляков, украинцев и белорусов и т.д. Особенно ярко интернациональная мозаика бывает представлена на традиционных национальных праздниках, таких как: Тун - Пайрам, Очы Пайрам, Чыл Пазы, Рождество, Пасха; на Днях национальных культур и др. Хакасия - многонациональная республика. На ее территории проживает 106 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). Русских здесь проживает - 80,3 %, хакасов - 12 %, украинцев -1,5 %, немцев - 1,7 %, татар - 0,7 % и т.д. [1].
Обучающиеся Центра детского творчества г. Абакана представляют семьи разных национальностей и для них важно и значимо научиться осознавать себя частичкой большой Родины - России и малой Родины -Хакасии, и в то же время, ощущать сопричастность к проблемам всего человечества. Для нас же, педагогов, важно привить им чувство национального самосознания, гражданского патриотизма и интернационализма, искусству жить в мире непохожих людей и идей. Именно на это ориентирована деятельность детских творческих объединений, таких как: «География туризма» (педагог - Тюркина В.В.), студия «Art - Ландия» (педагоги -Завьялова Л.В., Маслова Г.А., Федорова Н.В,, Ярошенко О.В.), «Этническая психология» (педагог - Иванова Е.П.) и др. Эти объединения являются активными участниками республиканского эксперимента по разработке и апробации интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поликультурность» с 2005 года.
Основной целью реализации проекта Центра детского творчества является использование интеграции различных видов деятельности дополнительного образования детей: театра, музыки, иностранного языка, психологии, историко-культурных и иных знаний для воспитания творческой личности, готовой к жизни в многонациональном обществе. В ходе реализации проекта были выделены два основных направления деятельности. Первым направлением стала интеграция отдельных дисциплин дополнительного образования,
таких как: театр, музыка, иностранные языки, страноведение, хореография, туризм, краеведение, география, экономика, этническая психология и др. Второе направление учебно-воспитательного процесса - массовые мероприятия, которые являются естественным продолжением учебных занятий и которые позволяют осуществлять подготовку и проведение совместных проектов детских творческих объединений [3].
Активное включение в учебно - воспитательный процесс массовых форм работы, таких, как: лингво -страноведческие конкурсы и викторины, фольклорно -страноведческие фестивали и праздники и др. способствует реализации поставленной цели и выполнению задач экспериментальной деятельности. Массовые мероприятия, в первую очередь, являются естественным и желанным развитием, расширением, углублением тех знаний, умений и навыков, которые дети приобретают на занятиях. Они способствуют развитию умений и навыков взаимодействия носителей разных культур, воспитанию культуры межнациональных отношений, готовности к взаимному сотрудничеству [3].
Массовые мероприятия, организуемые в рамках эксперимента, выполняют несколько основных функций:
• обучающую - развитие общеучебных умений и навыков
• развивающую - гармоничное развитие личностных качеств
• воспитательную - развитие качеств юного гражданина и патриота своей Отчизны, привитие навыков общения на принципах толерантности и др.
• коммуникативную - объединение обучающихся для проведения общего дела, установление эмоциональных контактов и др.
• релаксационную - снятие психофизического и эмоционального напряжения [4]
Центр детского творчества, начиная с 2005 года, предоставляет широкую возможность для участия в таких мероприятиях школам города и республики, не ограничивая их круг только участниками эксперимента.
По итогам реализации эксперимента «Многоязычие и пол и культурность» учреждение представляет такой итоговый методический продукт, как подборка массовых форм работы фольклорно - страноведческой и лингво - страноведческой направленности:
• фольклорно - страноведческие праздники Рождества и Рождественские Фестивали по традициям и обычаям народов, живущих в Хакасии и народов мира - ежегодное проведение
• городской конкурс «Мои друзья в далекой стороне» - 2006 г.
• фольклорно - страноведческий праздник Пасхи по традициям и обычаям народов мира - 2006 г.
• городской конкурс страноведческих проектов «Мир, в котором мы живем» - сентябрь-ноябрь 2007 г
• городской фольклорно-страноведческий праздник «Хоровод друзей» - февраль 2008г.
• городской праздник «Нас много в мире этом» -апрель 2008 г.
• открытый межмуниципальный лингво - страноведческий конкурс - викторина «Семь чудес моей малой Родины» - январь - март 2009 г.
• открытый лингво - страноведческий конкурс «Дорогами Великой Победы» - январь - март 2010 г.