Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, студентам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность Колледжа.
Литература
1. Зарецкая И.И. Управление процессом социализации личности - инновация в воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008 - №1.
2. Ковярова И.Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009 - №6.
3. Новиков А.Е. Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №4.
4. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии как инновационный подход в гражданском образовании. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2009. - №2.
5. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №1.
В статье авторы раскрывают основные аспекты реализации республиканского эксперимента по разработке и апробации интеркулътурной образовательной модели «Многоязычие и поликулътурностъ» в Центре детского творчества города Абакана Республики Хакасия. Акцент делается на организации массовых форм работы в рамках эксперимента как важном факторе воспитания культуры мира и толерантности у обучающихся.
Матросова Нина Николаевна,
методист, педагог дополнительного образования детей МОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Академик Международной Академии дополнительного образования
г Абакан, Республика Хакасия [email protected]
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА «МНОГОЯЗЫЧИЕ И ПОЛ И КУЛЬТУРНОСТЬ»
Какие можно использовать массовые формы работы с целью воспитания культуры мира и толерантности у обучающихся?
Ключевые слова: разработка и апробация интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поли культурность»; интеграция различных видов деятельности дополнительного образования детей: театра, музыки, иностранного языка, психологии, историко-культурных знаний; воспитание культуры мира и толерантности, гражданственности и патриотизма; функции массовых мероприятий: обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная; социальное партнерство.
Чтобы более уважать себя взаимно, народы должны только больше знать друг друга.
В.Ф. Малиновский
Первое десятилетие XXI века ООН и ЮНЕСКО объявили десятилетием толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания и т.п. Это тем более важно на фоне происходящих в стране в последнее время событий, связанных с проявлениями ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. Поэтому именно сегодня
стала активно идти речь о формировании толерантноориентированного образования. Воспитание культуры толерантности и согласия становится одной из центральных тем образования XXI века. В российском обществе активно идет формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.
Педагоги осознают, что это задача не на один год, ее претворение равносильно революционным изменениям в образовании. Цели и задачи воспитания культуры мира и толерантности закономерно связываются со всеми учебными предметами в школе и с различными развивающими курсами и вариативными программами в учреждениях дополнительного образования детей. Важнейшую роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков, как средства коммуника-
ции между людьми, представляющими разные страны и народы, а также изучение народных традиций и обычаев, активное участие школьников и педагогов в национально- культурной жизни того или иного региона.
Культурные будни Республики Хакасия окрашены в цвета разных национальностей и народов: хакасов и русских, немцев и поляков, украинцев и белорусов и т.д. Особенно ярко интернациональная мозаика бывает представлена на традиционных национальных праздниках, таких как: Тун - Пайрам, Очы Пайрам, Чыл Пазы, Рождество, Пасха; на Днях национальных культур и др. Хакасия - многонациональная республика. На ее территории проживает 106 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). Русских здесь проживает - 80,3 %, хакасов - 12 %, украинцев -1,5 %, немцев - 1,7 %, татар - 0,7 % и т.д. [1].
Обучающиеся Центра детского творчества г. Абакана представляют семьи разных национальностей и для них важно и значимо научиться осознавать себя частичкой большой Родины - России и малой Родины -Хакасии, и в то же время, ощущать сопричастность к проблемам всего человечества. Для нас же, педагогов, важно привить им чувство национального самосознания, гражданского патриотизма и интернационализма, искусству жить в мире непохожих людей и идей. Именно на это ориентирована деятельность детских творческих объединений, таких как: «География туризма» (педагог - Тюркина В.В.), студия «Art - Ландия» (педагоги -Завьялова Л.В., Маслова Г.А., Федорова Н.В,, Ярошенко О.В.), «Этническая психология» (педагог - Иванова Е.П.) и др. Эти объединения являются активными участниками республиканского эксперимента по разработке и апробации интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поликультурность» с 2005 года.
Основной целью реализации проекта Центра детского творчества является использование интеграции различных видов деятельности дополнительного образования детей: театра, музыки, иностранного языка, психологии, историко-культурных и иных знаний для воспитания творческой личности, готовой к жизни в многонациональном обществе. В ходе реализации проекта были выделены два основных направления деятельности. Первым направлением стала интеграция отдельных дисциплин дополнительного образования,
таких как: театр, музыка, иностранные языки, страноведение, хореография, туризм, краеведение, география, экономика, этническая психология и др. Второе направление учебно-воспитательного процесса - массовые мероприятия, которые являются естественным продолжением учебных занятий и которые позволяют осуществлять подготовку и проведение совместных проектов детских творческих объединений [3].
Активное включение в учебно - воспитательный процесс массовых форм работы, таких, как: лингво -страноведческие конкурсы и викторины, фольклорно -страноведческие фестивали и праздники и др. способствует реализации поставленной цели и выполнению задач экспериментальной деятельности. Массовые мероприятия, в первую очередь, являются естественным и желанным развитием, расширением, углублением тех знаний, умений и навыков, которые дети приобретают на занятиях. Они способствуют развитию умений и навыков взаимодействия носителей разных культур, воспитанию культуры межнациональных отношений, готовности к взаимному сотрудничеству [3].
Массовые мероприятия, организуемые в рамках эксперимента, выполняют несколько основных функций:
• обучающую - развитие общеучебных умений и навыков
• развивающую - гармоничное развитие личностных качеств
• воспитательную - развитие качеств юного гражданина и патриота своей Отчизны, привитие навыков общения на принципах толерантности и др.
• коммуникативную - объединение обучающихся для проведения общего дела, установление эмоциональных контактов и др.
• релаксационную - снятие психофизического и эмоционального напряжения [4]
Центр детского творчества, начиная с 2005 года, предоставляет широкую возможность для участия в таких мероприятиях школам города и республики, не ограничивая их круг только участниками эксперимента.
По итогам реализации эксперимента «Многоязычие и пол и культурность» учреждение представляет такой итоговый методический продукт, как подборка массовых форм работы фольклорно - страноведческой и лингво - страноведческой направленности:
• фольклорно - страноведческие праздники Рождества и Рождественские Фестивали по традициям и обычаям народов, живущих в Хакасии и народов мира - ежегодное проведение
• городской конкурс «Мои друзья в далекой стороне» - 2006 г.
• фольклорно - страноведческий праздник Пасхи по традициям и обычаям народов мира - 2006 г.
• городской конкурс страноведческих проектов «Мир, в котором мы живем» - сентябрь-ноябрь 2007 г
• городской фольклорно-страноведческий праздник «Хоровод друзей» - февраль 2008г.
• городской праздник «Нас много в мире этом» -апрель 2008 г.
• открытый межмуниципальный лингво - страноведческий конкурс - викторина «Семь чудес моей малой Родины» - январь - март 2009 г.
• открытый лингво - страноведческий конкурс «Дорогами Великой Победы» - январь - март 2010 г.
Такие мероприятия, в первую очередь, способствуют созданию условий для синхронизации учебной и внеурочной деятельности учащихся в поликультурном образовательном пространстве и становятся средством развития социокультурной компетентности обучающихся.
Массовые мероприятия позволяют объединить всех участников эксперимента и дать им возможность:
• взаимодействовать на принципах сотворчества, сотрудничества, содружества в поликультурной образовательной среде;
• реализовать творческие способности воспитанников и педагогов;
• проявить приобретенные знания, умения, навыки по интегрированным предметам в рамках экспериментальной площадки;
• увидеть перспективы дальнейшего развития интеграции различных видов деятельности дополнительного образования
При проведении в рамках эксперимента фестивалей, праздников и конкурсов, в их содержание обязательным компонентом включаются номинации, предполагающие изучение, исследование и описание исторических и культурных фактов, связанных, в том числе, с региональной направленностью.
При подготовке к Рождественским и весенним фольклорно-страноведческим праздникам и фестивалям, лингво-страноведческим конкурсам и викторинам, учащиеся имеют возможность представить свои творческие работы в номинациях:
> символы, атрибуты и персонажи зимних и весенних праздников народов, живущих в Хакасии и народов мира (конкурс изделий декоративно -прикладного искусства и др.)
> фотографии сюжетов национально-культурных мероприятий, праздников, фотозарисовки природы и др.
> народный костюм (рисунки, эскизы, изделия)
> литературное творчество (сочинения, эссе, стихотворения, песни, рифмовки, переводы с иноязычных текстов - по теме)
> сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий: праздников, фестивалей, классных часов, капустников и др.
> кроссворды, ребусы, сканворды (по теме)
Основные цели и задачи таких мероприятий направлены на воспитание у детей и подростков гражданственности и патриотизма, культуры мира и толерантности; расширение страноведческого кругозора обучающихся, углубление знаний о культурных ценностях народов, их традициях и обычаях; развитие у школьников способности к творчеству, самостоятельной практической деятельности в процессе изучения языков, культуры народов Республики Хакасия, России и народов мира [1].
Большую роль в повышении статуса проводимых мероприятий играет социальное партнерство, установленное Центром детского творчества с различными образовательными, культурными, национально - культурными и другими учреждениями и общественными организациями, со средствами массовой информации.
Так, в течение многих лет принимают самое активное участие в разработке сценариев, в организации и проведении лингво-страноведческих конкурсов и викторин преподаватели и студенты кафедры немецкого языка Института
филологии Хакасского государственного университета им.
H.Ф.Катанова (заведующая кафедрой - Амзаракова ИЛ.), члены Союза учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края (президент - Амзаракова И.П.). Активное сотрудничество установлено с Центром немецкой культуры г. Абакана (директор - Курохтина О.А.).Информационно - методическую поддержку (предоставление литературы, призового фонда, подготовка тематических стендов и др.) оказывает коллектив Республиканской детской библиотеки (директор - Чистанова А.А.). Информационные и иллюстративные материалы для подготовки страноведческих викторин и конкурсов, страноведческих праздников и фестивалей предоставляют зарубежные коллеги из Германии (Jurgen Rupp - Denzlingen; Wolfgang Wulker - Freiburg; Walter Buhler - Kondringen) и Австралии (Pauline Hibbard - Dunbible).Расширить географические границы проведения массовых мероприятий, проводимых Центром детского творчества в рамках эксперимента «Многоязычие и поликультурность» помогает Межрегиональная молодежная организация «Дом Мира» (президент - Чебанов В.Н., г Владимир) и Союз детей и подростков «Дружба - Ынархас» г. Абакана (заведующая отделом по работе с детьми и юношеством - Бугаева И,А.).Важная роль отводится привлечению к информационному обеспечению экспериментальной деятельности в данном направлении средствам массовой информации. Так, журналисты республиканских газет «Хакасия» и «Хабар», городской газеты «Абакан» и др. не только освещают проведение фестивалей, праздников и конкурсов, тем самым, способствуя продвижению информации об эксперименте в социум, но и сами активно участвуют в их подготовке и проведении (публикуют положения о конкурсах, предоставляют призы и сувениры, участвуют в работе жюри, награждают победителей грамотами и дипломами своих изданий и др.). Такие интеграционные связи способствуют повышению социального статуса экспериментальной площадки Центра детского творчества, а значит, в целом, статуса эксперимента по разработке и апробации интеркультурной образовательной модели «Многоязычие и поликультурность».
Одним словом, практическим результатом такой работы становится не только расширение страноведческого кругозора обучающихся, развитие мотивации к изучению языков и культур народов, формирование таких качеств как гражданственность, патриотизм, толерантность, но и активизация участия детей, подростков и молодежи в национально-культурной жизни региона. Думается, что в установлении добрососедских отношений между народами республики, во взаимном толерантном отношении представителей разных диаспор, проживающих и Хакасии есть и наш вклад - вклад педагогов системы дополнительного образования детей Республики Хакасия.
Литература
I. Матросова Н.Н. Развитие этнокультурного и творческого потенциала детей// Теория и практика дополнительного образования. 2009.-№4.- С.58-61
2. Методические рекомендации по организации учебно -воспитательного процесса в ОУ, реализующего модель «Многоязычие и пол и культурность».- Абакан: Редакцион-но - издательский отдел ХРИП К и ПРО «Роса», 2006.- 64 с.
3. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ под ред. В.В. Петру-синского. - М.: ГЦ «ЭНРОФ», 1994. -135 с.
ИНФОРМАЦИЯ
Список опубликованных работ в журнале «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». - 2010. - №№1-6
Арькова О.В. О Первые шаги в реализации стандартов второго поколения во внеурочной деятельности, № 3.
Аюбашева С.И., Давыдова Н.Н., Ивонин А.О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проект но-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности, №3.
Бабий Е.А. Инновации сегодня - стандарт завтра, №5.
Басик Н.Ю., Савина О.О., Смирнова О.М. Интеграция психологии и обществознания в основной школе, № 3.
Беляева Е.Б. Компьютерная игра на уроках английского языка в начальной школе, № 2.
Беляева Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе, №6
Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам, № 1.
Борщеговский Г.М. Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся МОУ, №2.
Боякинова Г.Н. Освоение способа измерения длины, №3. Бродский Ю.С. Методологические основы гармонического сочетания традиций, опыта и новаций как фактор успешного развития образования, № 5.
Валамина О.В., Давыдова Н.Н. Реализация модели обществен но-акгивной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин», №6.
Вальдман И.А. Информирование в целях подотчётности, № 1. Васильева С.В., Балебанова Е.В., Мелендер А.С. Опыт использования проектной деятельности в системе дополнительного образования, № 5.
Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-по-знавательной компетентности учащихся, № 1.
Воровщиков С.Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов, № 6.
Воронцов А.Б. Краткие методические рекомендации для написания основной образовательной программы начального общего образования, № 3.
Галь ко вс кая И. В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности, № 5.
Гладик В.А. Методологические основы деятельности управляющего совета как демократичного органа внутришкольного управления, № 1.
Гладик В.А. Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности», № 1.
Голубовская Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий, №5.
Гольдинштейн Л.В. Исследовательские проекты по химии во внеурочное время, № 6.
Горшкова О.Л. Предлоги - служебная часть речи. Конспект урока, № 3.
Григорян Т.Н. Презентация - как один из этапов проектной деятельности, № 6.
Грищенко В.Н. Социальный характер воспитания: актуальность воспитания, № 3.
Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновацион-но-активных образовательных учреждений, №1.
Давыдова Н.Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ уральского региона, №4.
Давыдова Н.Н., Пермякова И.Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях само развивающегося образовательного учреждения, № 1.
Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности, № 3.
Давыдова Н.Н., Решетняк Л.В. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса, № 1. Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся с использованием рабочей тетради, № 4.
Дельгас Г.В. Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития ДОУ, № 2.
Деревянных С. Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях, № 5.
Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники, № 2.
Дудникова Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников, № 3.
Дюков В.С., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Основания для разработки стратегии развития школ, №6
Ермолова Н.А., Новикова О.С. Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования, №4.
Есенкова Т.Ф., Зарубина В.В., Данилов С.В. Инновационная деятельность образовательных учреждений, участников областной Программы развития инновационных процессов как ресурс развития системы образования Ульяновской области, № 2. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ, №3 Журавлева А.В., Давыдова Н.Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компе-тентностного образования, № 4.
Загвязинекий В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России, № 5.
Загвязи некий В.И. Теория обучения в актуальных вопросах и ответах, № 3.
Закиева Л.В. Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы», №6
Зворыгина Л.Ю., Давыдова Н.Н., Штейнберг О.Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии, № 3. Измалкова Н.Н. Школьная служба мира и дружбы, № 3.
Ильина Л.В. Практическая направленность уроков через проектную деятельность как средство формирования и развития у школьников способов мышления,№ 2.
Ишмухаметов Р.Р., Галанов А.Б. Развитие профессиональных компетенций учителя - основа повышения качества образования, № 6.
Ка раба нова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны, № 2.
Клепиков В.Н. Система общешкольных интегрированных конференций, №4.
Клепиков В.Н. Технология создания ученических интегративных мини-текстов, № 3.
Ковалева Г. С. О международной программе Р18А-2009 и одном из результатов по критерию: читательская грамотность, № 6. Ковылева Ю.Э. Мониторинг условий достижения образовательных результатов в современной школе, № 4.
Коловерова М.Д. Развитие англоязычной компетентности учащихся с использованием краеведческого материала на всех ступенях обучения, № 2.