Научная статья на тему 'Возможности информационного пространства внеучебной деятельности'

Возможности информационного пространства внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / UNIFIED INFORMATION SPACE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

В статье рассматривается тема включения новейших технологий во все формы, направления и уровни воспитательной внеучебной деятельности. Утверждается, что создание единого информационного внеучебного пространства предоставляет дополнительные возможности для решения актуальных воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Capabilities of the Information Space of Extra-curricular Activities

The article considers the issue of high technologies application in all forms, trends and levels of educational extra-curricular activity. It is affirmed that the development of a unified information extra-curricular space provides additional opportunities for the solution of pressing educational challenges.

Текст научной работы на тему «Возможности информационного пространства внеучебной деятельности»

Возможности информационного пространства внеучебной деятельности

А. Б. Денисова (Московский технический университет связи и информатики)

В статье рассматривается тема включения новейших технологий во все формы, направления и уровни воспитательной внеучебной деятельности. Утверждается, что создание единого информационного внеучебного пространства предоставляет дополнительные возможности для решения актуальных воспитательных задач.

Ключевые слова: воспитательная внеучебная деятельность, информационные технологии, коммуникационные технологии, единое информационное пространство, учебные заведения.

Воспитательная деятельность входит в структуру различных направлений деятельности учебного заведения и реализует, по Т. Парсонсу, функциональный императив интеграции (Парсонс, 1994). Сферы внеучебной деятельности возникают на стыке взаимодействий различных направлений и видов деятельности учебных заведений, и их совокупность существует как самостоятельная социальная система, имеющая разветвленные внешние и внутренние связи и обладающая обратными связями. Именно в рамках этой системы происходит формирование новых качеств и навыков будущего специалиста и активного члена социума через освоение социальных ролей, овладение разнообразными видами и формами деятельности, что дает некий новый интегральный результат образовательного процесса в целом.

Вопросы организации воспитательной вне-учебной работы являются сегодня особенно актуальными, так как большинство студентов находятся в стенах вуза лишь во время учебного процесса, а свободное время предпочитают проводить на улице, получая много негативной информации, влияющей на формирование жизненных устоев.

Наряду с природным, социальным, культурным пространствами информационное пространство начинает занимать значительное место как в повседневности, так и в профессиональной сфере. Современные дети с раннего возраста включаются в процесс освоения новейших технологий, приобщаются к коммуникационным средствам. Чтобы вне-учебная работа вуза не стала формальным атавизмом и могла конкурировать с огромным

количеством развлечений, зрелищ и мероприятий, предлагаемых внешней средой, необходимо совершенствовать и модифицировать ее формы, учитывая то, что на использование компьютерной, телекоммуникационной техники современное поколение откликается более активно.

Несмотря на то что основные формы вне-учебной воспитательной деятельности долгое время остаются неизменными: смотры, конкурсы, конференции, соревнования, фестивали, круглые столы, мастер-классы научной, творческой, спортивной, общекультурной направленности, сегодняшнее состояние научно-технического прогресса предоставляет нам возможности использования огромного арсенала технических средств, которые повышают индивидуализацию и личностно-ориентированную направленность педагогического воздействия, открывая новые технологические варианты воспитания и изменяя интеграционные взаимосвязи элементов образовательного процесса в целом. Включение продуктов технического прогресса во внеучебную сферу делает более привлекательными традиционные формы воспитания. Возрастающая информационная составляющая любого мероприятия позволяет сделать воспитательный процесс более насыщенным и активизировать воспитательную работу в новых условиях существования человека.

Роль информационных процессов во всех видах деятельности только растет, а это значит, становится более важной работа по освоению этой информации человеком и возрастает зависимость эффективности деятельности от использования информационных технологий.

Коммуникативная и информационная компетенции — важнейшие средства социализации, адаптации и самореализации в современном мире, характеризующемся стремительными изменениями информационных потоков, используемых технологий и необходимостью умения ориентироваться во всем этом. Воспитательное пространство вуза, насыщенное информационными средствами, будет способствовать адаптации студента в измененном информационном мире, формировать его информационную культуру.

Использование инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной внеучеб-ной деятельности позволяет более эффективно решать целый спектр задач:

— ИКТ предоставляют широкие возможности в индивидуализации подхода;

— ИКТ формируют когнитивный, технологический (навыки применения информационных технологий), аксиологический (мотивационно-ценностный) и личностный (эмоциональный) компоненты информационной культуры личности;

— использование ИКТ в любом направлении внеучебной деятельности повышает мотивацию;

— визуализация материала повышает его наглядность, возможность пространственновременной трансформации и более глубокого проникновения в сущность образов, происходит комплексное воздействие на различные органы чувств и как следствие — усиление эмоционального фона происходящего;

— новейшие технологии позволяют подавать материал в игровой форме, что обеспечивает легкость и привычность процессов организации внеучебных мероприятий и их восприятия;

— возрастающие интерактивные возможности ИКТ расширяют и усиливают активные методы и формы внеучебной деятельности (различные формы совместных сетевых проектов, включающих поисковые системы и экспертную поддержку руководителя, интерактивные игры, мастер-классы, заочные конкурсы, опросы, голосования), упрощают совместную работу в режиме онлайн;

— происходит активизация самостоятельной деятельности с максимально широким спектром возможностей ее применения;

— обеспечивается неограниченная зона коммуникации и контактов независимо от пространственного расположения и разности временных поясов, при возможности анонимности общения (что часто очень важно для молодых людей в процессе адаптации и социализации);

— инфокоммуникационные технологии доступны вне зависимости от времени;

— ускоряются и сокращаются организационно-управленческие операции (сбор, хранение, обработка и документирование, оформление результатов в наглядной форме (диаграммы, графики, таблицы, презентации), интерактивный диалог, рассылка, регистрация и др.).

Информатизация воспитательного процесса должна идти в двух направлениях — инструментально-технологическом (как средство автоматизации процессов, сокращающее временные и энергетические затраты) и содержательном, формирующем информационную культуру (в том числе способность человека использовать средства ИКТ), новое мировоззрение, ориентированное на проблемы информационного общества.

Несмотря на то что информатизации подвергаются все виды деятельности образовательных учреждений, тем не менее это пока еще разрозненные процессы, не поддающиеся единой организационной линии. Создание единого информационного пространства вуза — сложная задача, решение которой упирается не столько в проблему технической оснащенности и возрастающей стоимости обучения по сравнению с традиционными технологиями (относительная дешевизна и распространение индивидуальных технических средств, появление бесплатного программного обеспечения, распространение «облачных сервисов» делают эту проблему решаемой), сколько в проблему формирования готовности и мотивации преподавателей и сотрудников осуществлять эксплуатацию систем, средств и ресурсов в профессиональной деятельности, осваивать новые методики преподавания, менять отработанные годами схемы работы с информацией. Уровень информатизации напрямую зависит от уровня ИКТ-компетентности сотрудников. Поэтому возникает необходи-

мость повышения их информационной грамотности, профессиональной переподготовки для понимания используемых технологий, создания и издания новых учебников и пособий при недостаточности методик использования ИКТ в образовании и отсутствии специалистов (часто даже на уровне штатного расписания), осуществляющих техническое обслуживание. Объемы информационного контента образовательного учреждения предполагают большое количество исполнителей, которые регулярно и осмысленно будут обновлять содержание закрепленных за ними участков, координируемых как содержательно, так и технически единым центром, что влечет за собой создание и финансирование некой дополнительной структуры.

Внеучебная деятельность, как более узкая сфера, сосредоточенная часто в едином центре и замыкающаяся на одном отделе или даже человеке, постоянно подпитывающаяся тенденциями молодежной среды, дает возможность воплотить идею единого информационного пространства на отдельно взятом достаточно большом направлении работы образовательного учреждения, что в дальнейшем может распространиться на всю вузовскую систему.

Отсутствие единообразия и системного подхода в разработке, внедрении и эксплуатации ресурсов, психолого-педагогические, технологические проблемы затрудняют использование преимуществ интернет-среды в воспитательном процессе. Только четкая структура взаимосвязанных и взаимодействующих ИКТ-элементов внеучебного процесса, регулярно выверяемая мониторингом (с целью выяснения необходимости применения тех или иных средств), подчиненная единой цели (концепции), переведет информатизацию внеучебной работы вуза из суммативной системы на качественно новый современный этап, делающий возможным конкуренцию внеучебной деятельности с внешними вариантами проведения свободного времени. Теоретическое изучение данной проблемы, систематизирующее информационные ресурсы, обеспечит возможности интенсификации различных направлений внеучебной деятельности.

Если информационно-образовательная среда вуза предполагает педагогическое пространство с программно-телекоммуникационным обеспечением, на базе которого ведется, информационно поддерживается и электронно документируется учебный процесс (Атана-сян, Григорьев, Гриншкун, 2007), то одной из важных составляющих внеучебного процесса, кроме автоматизации организационноуправленческих операций, является его виртуализация, подразумевающая собой перенос реальных, первичных ресурсов в инфокомму-никационное пространство, создание единой базы данных с обеспечением доступа к ней всех участников процесса, налаживание коммуникативных каналов связи для общения всех задействованных в учебно-воспитательном процессе лиц и оперативной передачи информации.

Итак, виртуальное внеучебное пространство воспитательного процесса, модернизирующее систему воспитательной работы на основе ИКТ, должно содержать:

— информационные ресурсы (информация на определенных носителях, базы данных), раскрывающие информационную составляющую внеучебной деятельности в целом, в том числе нормативную базу, методическое обоснование, на основании которых происходит содержательная проработанность информационных ресурсов и средств, от качества и уровня которых напрямую зависит качество внеучебной деятельности и ее воспитательный эффект;

— организационно-управленческие средства и организационный центр, отвечающий за функционирование и развитие виртуального пространства, обеспечивающий инфопроцес-сы, регулирующий потоки информации;

— методические ресурсы;

— программно-техническое обеспечение (телекоммуникационные ресурсы, совокупность технических и программных средств);

— коммуникативные средства, создающие возможность общения и оперативной передачи информации.

Чтобы выделенная нами область образовательной деятельности — воспитательная вне-учебная среда — работала, соответствовала

современному этапу развития общества, она должна быть многоуровневой, информационно насыщенной как ресурсно (непосредственно информационным материалом), так и технически (много разных сайтов, веб-источников, интернет-проектов, дающих разнообразные способы получения информации, и др.). Разнообразные составляющие информационного воспитательного пространства должны воспроизводиться в виртуальной сфере на разных уровнях: и на официальном (раздел вузовского сайта или отдельный портал внеучебной деятельности университета), и на неофициальном (группы в социальных сетях, форумах, распространение видеоинформации, отдельные страницы, блоги студентов, выпускников и т. п.), находясь в общем информационном пространстве Интернета.

Интегрирование во внеучебный процесс комплексных веб-систем (компьютерных систем, работающих на основе Интернета) предполагает разработку принципов и методик их использования с последующей апробацией и детальным анализом опыта использования информационных ресурсов на разных уровнях и в различных формах внеучебного процесса, постоянную доработку, дополнение и обновление функций, методик использования, системы требований. Повышение качества и эффективности внеучебного процесса с помощью ИКТ на практике напрямую зависит от степени отбора и актуальности информационных ресурсов и оперативного реагирования на изменения в молодежной среде (например, для общения сначала использовались чаты, потом ICQ, а сегодня — социальные сети).

Средства информатизации процессов вне-учебной деятельности подчиняются тем же требованиям, унифицированным подходам, в соответствии с которыми функционируют другие информационные составляющие вузовских процессов (Ахметов, Сауханова, Тле-генова, 2002). Соблюдение этих требований необходимо еще и для того, чтобы была возможность объединения ресурсов и включения их в единое информационное пространство вуза. Поэтому целесообразно выработать некие критерии соответствия для возможности интеграции учебной и внеучебной работы.

Информационные технологии могут быть включены практически в любые формы, направления и уровни воспитательной работы в виде множества средств начиная с веб-опросов и голосований, систем комментирования и обсуждения, объединения по интересам, заканчивая их использованием в качестве средств хранения, обработки, передачи и получения информации, — все это является информационной составляющей воспитательного процесса. Информационные технологии используются для подготовки мероприятий, ведения совместных проектов, проведения заочных туров конкурсов, интернет-викторин, игр, обеспечивают обратную связь, интеграцию воспитательной работы в повседневную социальную жизнь студентов, с их помощью создаются виртуальные объединения по интересам, проводятся видеоконференции, вебинары, мастер-классы и др.

Информационные средства (программные системы, оболочки, базы данных), используемые во внеучебной работе, можно поделить на следующие подгруппы:

1. Средства автоматизации организационно-управленческого процесса внеучебной деятельности:

— средства, позволяющие архивировать, осуществлять быстрый доступ и поиск фактических данных;

— информационная автоматизированная подсистема статистики;

— программы, систематизирующие и координирующие различные виды (подразделения) внеучебной деятельности;

— коммуникативный модуль (каналы для внешних и внутренних потоков информации);

— модуль документирования.

2. Средства информационного обеспечения:

— веб-сайты, порталы, электронные СМИ;

— модуль, связывающий официальные и неофициальные информационные ресурсы (например, информацию, публикующуюся на сайте внеучебной деятельности, с основным сайтом вуза);

— ком.муникативный модуль (обеспечивающий прежде всего связь со студентами).

3. Информационно-технические средства, обслуживающие мероприятия (в том числе информатизация проектной деятельность).

4. Информационные средства для обеспечения трудоустройства (электронная биржа труда).

5. Ресурсы для поддержания корпоративной культуры.

Возможны различные (авторские) теоретические подходы к систематизации информационных ресурсов, обеспечивающих полноту информатизации различных видов внеучебной деятельности. Воспитательная система включает в себя два аспекта: концептуальный (совокупность теоретических представлений, раскрывающих содержание воспитания) и праксиологический (различная деятельность по реализации теоретических схем, направленных на усвоение содержания воспитания личностью). Воспитательный процесс, реализующийся в вузах, различается как теоретическими подходами, так и практическими технологиями, основной направленностью (ведущими видами воспитательной работы), концентрированностью по горизонтали (разнообразие среды, возможность включения в разные виды деятельности) и по вертикали (концентрация во времени).

Для создания единого информационного воспитательного пространства целесообразно сначала выстроить модель, учитывающую специфику вуза, приоритетные направления воспитательной деятельности, кадровый потенциал. Наиболее эффективным для систематизации данных факторов является метод информационного моделирования. Опираясь на уже построенные модели функций, компонентов воспитания, можно выделить базовые составляющие, которые в каждом случае будут индивидуально наполняться. Создание информационной модели внеучебного пространства вуза, объединяющей выделенные компоненты, будет обладать теоретическим и практическим значением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атанасян, С. Л., Григорьев, С. Г., Гриншкун, В. В. (2007) Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образователь-

ная среда. Теория и практика : Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 2. М. : ИСМО РАО. С. 5-14.

Ахметов, Б. С., Сауханова, Ж. С., Тлегено-ва, Б. Ш. (2002) Информационная образовательная среда: принципы построения и этапы разработки // Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. Актобе : АГУ им. К. Жубано-ва. С. 135-137.

Парсонс, Т. (1994) Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М. : Изд-во МГУ. С. 464-480.

Дата поступления: 15.08.2012 г.

THE CAPABILITIES OF THE INFORMATION SPACE OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES A. B. Denisova (The Moscow Technical University of Communications and Informatics)

The article considers the issue of high technologies application in all forms, trends and levels of educational extra-curricular activity. It is affirmed that the development of a unified information extra-curricular space provides additional opportunities for the solution of pressing educational challenges. Keywords: educational extra-curricular activity, information technologies, communication technologies, unified information space, educational institutions.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Atanasian, S. L., Grigor’ev, S. G., Grinshkun, V. V. (2007) Teoreticheskie osnovy formirovaniia infor-matsionnoi obrazovatel’noi sredy pedagogicheskogo vuza // Informatsionnaia obrazovatel’naia sreda. Teoriia i praktika : Biulleten’ Tsentra informatiki i informatsionnykh tekhnologii v obrazovanii ISMO RAO. Vyp. 2. M. : ISMO RAO. S. 5-14.

Akhmetov, B. S., Saukhanova, Zh. S., Tlegeno-va, B. Sh. (2002) Informatsionnaia obrazovatel’naia sreda: printsipy postroeniia i etapy razrabotki // Tekhnologiia vysshego obrazovaniia v XXI veke: problemy i perspektivy razvitiia : Materialy mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Aktobe : AGU im. K. Zhubanova. S. 135-137.

Parsons, T. (1994) Funktsional’naia teoriia izme-neniia // Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl’. M. : Izd-vo MGU. S. 464-480.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.