Ликсина Елена Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ..
УДК 378.1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2016
Ликсина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, д.1а/11, e-mail: lev330@yandex.ru)
Аннотация. Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических. Модернизация российского образования видится в создании единой информационно-образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования. Состояние современного общества и тенденции развития образования требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Технологической основой единой информационной образовательной среды может выступать авторская инструментальная среда Moodle, структурные и содержательные компоненты которой позволяют создать развитую ИКТ-инфраструктуру образовательного учреждения. Вместе с тем созданное инфокоммуникационное пространство не дает гарантий эффективного взаимодействия пользователей в рамках образовательного процесса, наблюдается неравнозначное применение электронных и неэлектронных средств обучения. Тенденции, указывающие на неэффективное использование сетевых технологий в образовательной деятельности, требуют как принятия системно-организационных мер, так и модернизации аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Непременным условием повышения качества организации единой информационной образовательной среды является формирование технологической культуры преподавательского состава в сфере инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образовательный портал, единая информационная образовательная среда, авторская инструментальная среда Moodle, образовательная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
EDUCATIONAL PORTAL - THE TECHNOLOGICAL BASIS FOR THE UNIFIED INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2016
Liksina Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department "Pedagogics and psychology" Penza state technological university
(440039, Russia, Penza, Baydukova Drive / Gagarin St., 1а/11, e-mail: lev330@yandex.ru)
Abstract. The strategic goal of the development of modern education is to ensure access to quality education to consumers of educational services through the efficient use of resources: financial, personnel, logistical. Modernization of Russian education is seen in the creation of a unified information educational environment, considered as one of the conditions for achieving a new quality of education. The state of modern society and trends of development of education require new system-organizing approaches to the development of the educational environment. The technological basis of the unified information educational environment may be the author's instrumental environment Moodle, structural and content components, which allow you to create a well-developed ICT infrastructure of an educational institution. However, established communications does not guarantee effective interaction of users within the educational process, there is uneven application of electronic and non-electronic learning tools. Trends indicating an inefficient use of network technologies in educational activities requires the adoption of systemic-organizational measures, and modernization of hardware-software and organizational-methodical support, oriented on satisfaction of needs of users in the information services and resources of educational character. A prerequisite for the improvement of the quality of the organization of a unified educational information environment is the formation of technological culture of the teaching staff in the field of information and communication technologies in professional activities.
Keywords: educational portal, a unified informational educational environment, the author's instrumental environment Moodle, educational activities, information and communication technologies.
Информатизация образования является движущей силой модернизации педагогической деятельности высшей школы. Эта идея нашла свое отражение в ряде ключевых документов социально-экономического развития России [1]. Вместе с тем глобальные проблемы образования, которые имеют место в настоящее время, как нам кажется, не в последнюю очередь связаны с внедрением новых (в частности информационных) технологий [2].
Значительно преобразовать и повысить эффективность образовательной деятельности позволяют сетевые компьютерные технологии [3]. Создание единой образовательной среды на основе компьютерных сетевых технологий позволит, в первую очередь, повысить уровень качества образования, обеспечить обмен программно-методическими материалами, повысить профессиональный уровень педагогов, создать более благоприятные условия совместного сотрудничества педагогов, с одной стороны, и, с другой стороны, привлечь к творческой деятельности студентов и обучающихся [4, 5].
Мощный толчок развитию единой образовательной среды в образовании дали федеральные программы развития образования в Российской Федерации, которые создали предпосылки к формированию общероссийской
единой информационной образовательной среды [6].
На данный момент накоплен колоссальный опыт создания и применения информационных образовательных ресурсов и дистанционных технологий обучения, отмечается высокая степень оснащения образовательных учреждений аппаратными средствами поддержки ИКТ [7-18].
Однако на сегодняшний момент нельзя с уверенностью говорить о равнозначном использовании электронных и неэлектронных средств обучения в образовательном процессе. Причину этого можно увидеть в следующих факторах и тенденциях:
- ограниченное количество педагогических работников готовы активно использовать средства ИКТ для организации учебно-воспитательного процесса;
- недостаточное развитие ИКТ инфраструктуры образовательного учреждения, позволяющей активно использовать цифровые образовательные ресурсы и Интернет технологий в обучении;
- недостаточное развитие информационно-коммуникационной среды, позволяющей организовать процесс активного взаимодействия преподавателя и студента в рамках единого образовательного пространства.
Ликсина Елена Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ...
Указанные тенденции требуют нового подхода к организации единой информационной образовательной среды в учреждениях профессионального образования.
В качестве технологической основы организации единой образовательной среды в Пензенском государственном технологическом университете используется авторская инструментальная среда Moodle. Название авторской инструментальной среды Moodle является аббревиатурой от Modular Object Oriented Digital Learning Environment. Это действующий и постоянно развивающийся проект, работа над которым была начата в 90-х г.г. Мартином Доуджиамосом [18].
Moodle является Web-ориентированной авторской инструментальной средой, что означает, что для работы с образовательными ресурсами необходим лишь Web-браузер, который имеется в любой операционной системе.
Одной из важных возможностей авторской инструментальной среды (АИС) Moodle является создание и хранение образовательного окружения каждого обучающегося, т.е. хранятся все сделанные и сданные им работы, выставленные преподавателем оценки и отзывы. Данная среда также позволяет отслеживать активность студента во время учебной деятельности.
Объектно-ориентированные технологии позволяют использовать всю мощь авторских инструментальных сред без наличия серьезных навыков программирования. Разработанные программные модули реализуют логически завершенные объекты учебного процесса, например, урок (с представлением наглядного материала и текстовой информации), тест (с возможность автоматизированной диагностики знаний обучающегося), семинар (как правило, выполняемый в виде форума или иными способами, активно использующими средства компьютерных коммуникаций или спутникового телевидения) и многих других.
К основным объектам АИС Moodle можно отнести курс, урок, задание, тест, глоссарий, форум и чат [19]. Курс - основная учебная единица образовательной среды, создаваемой с помощью АИС. Он представляет собой совокупность объектов различного функционального назначения, обеспечивающих учебный процесс.
Главной формой управления подачей материала является урок. Это совокупность предъявляемой обучающемуся информации с возможностью реализации разветвленных алгоритмов обучения на основе текущих опросов.
Для контроля усвояемости представляемого материала в процессе его изучения в урок могут быть помещены элементы диагностики знаний в виде отдельных вопросов. Система позволяет анализировать ответы обучающегося и в соответствии со степенью их правильности осуществлять переход к требуемым разделам урока. На основе такой концепции построения АИС разработчик может достаточно быстро и эффективно реализовать линейную модель обучения Скиннера и разветвленную Краудера.
Для самостоятельной работы обучающемуся предъявляются задания. Они могут выполняться в различной форме и не подлежат автоматизированному контролю, и преподаватель обязан самостоятельно выполнить проверку такого рода занятий.
Основным объектом для проведения диагностики приобретенных знаний является тест. Следует особо обратить внимание на то, что тест в первую очередь представляет собой набор методических правил проведения тестирования (дата и время тестирования, метод оценки, количество попыток и т.п.). Самостоятельной единицей, входящей в состав теста является вопрос. Вопросы в АИС хранятся в специальной базе и логически группируются по категориям. При создании теста, заполнив методические параметры достаточно указать какие вопросы будут помещены в тест. Таким образом, при наличии обширной базы вопросов создание тестов является
достаточно простой процедурой сводящейся к подбору требуемых вопросов.
Глоссарий - объект, дающий возможность формировать словари терминов в поддержку лекционного материала. В глоссарий встроен алфавитный навигатор, а также система поиска по ключевым словам.
Форум - это объект, на основе которого строятся все обсуждения внутри курса. Он может выступать в качестве электронной доски для консультаций.
Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, студент получает копии всех новых сообщений на свой электронный почтовый ящик. Преподаватель, в случае необходимо, может принудительно подписать всех на участие в форуме. Форумы, что немаловажно, позволяют оценивать сообщения участников обсуждений.
Еще одним средством взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем является чат. Чат может открываться по расписанию и закрываться также в заданное время. Такой подход позволяет внести элемент реального времени в асинхронный электронный курс, предоставляемый Moodle.
Приведенные выше объекты - лишь небольшой набор, предназначенный для организации полноценного учебного процесса на основе АИС Moodle. Различные комбинации этих объектов позволяют создавать максимально эффективные учебные курсы, которые по многим показателями не будут уступать традиционным занятиям, проводимым по очной форме.
Не менее важным компонентов в АИС Moodle являются категории пользователей, каждая их которых обладает свои набором прав и обязанностей. Любое действие выполняется, как правило, от лица человека, который выполняет какие-либо работы в системе, и именно этот человек в системе является пользователем. Пользователь идентифицируется в системе с помощью пары имя/пароль (login/password), соответственно являющимися уникальными в системе.
В АИС предопределены следующие роли: администратор, создатель курса, преподаватель, ассистент, студент и гость.
Наибольшие права в АИС имеет администратор. Как правило, это человек, который следит за работоспособностью системы, обновляет ее, проводит профилактические работы и т.п., не вникая в логику учебного процесса, организуемую преподавателями. Только администратору позволено создавать новых пользователей АИС.
Создатель курса - роль, которая назначается пользователю ответственному за создание шаблонов курсов, назначения преподавателей на курсы в соответствии с требованиями учебного процесса.
Разработчиками и администраторами учебных курсов являются преподаватели. Помимо создания структуры курсов и их наполнения информацией и дидактическими материалами, они выполняют все административные работы, связанные с учебным процессом в виртуальной учебной среде, например, записывают студентов на свои курсы, отчисляют их и т.п.
Аналогичную преподавателю роль выполняет ассистент (преподаватель без прав редактирования). Эта роль может быть использована для доступа к курсам людей, которые в силу своих обязанностей должны следить (но никак не вмешиваться) за учебным процессом.
Пользователь «Студент» может изучать назначенные преподавателем курсы, выполнять задания, публиковать статьи в форумах, т.е. являться полноценным участником учебного процесса.
Наименьшие права в АИС имеет гость. Если в курсах не предусмотрен доступ гостя, то пользователь с данной ролью фактически бесполезен.
Основные данные об обучающихся и преподавателях хранятся в специальной базе данных - базе пользователей. Помимо основных данных в ней также хранятся па-
Ликсина Елена Владимировна педагогические
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ... науки
роли доступа, на основе которых АИС авторизует подключающегося пользователя и устанавливает права на использование информационных ресурсов.
Все аттестационные данные обучающихся в АИС хранит база успеваемости студентов. Например, если студент ознакомился с материалами какого-либо урока, выполнил задание или прошел тест, то эти и многие другие данные будут сохранены в базе и в любой момент преподаватель может к ним обратиться.
На основе базы событий АИС реализует контроль за активностью студентов в виртуальной образовательной среде и как бы «следит за посещаемостью».
Таким образом, АИС выполняет следующие базовые функции [19]:
- авторизация обучающихся и предоставление им соответствующих прав в виртуальном образовательном пространстве;
- допуск обучающихся к различным учебным курсам;
- предъявление учебной информации в соответствии с педагогическим сценарием;
- аттестация обучающихся и хранение оценок в базе;
- хранение исходной информации для мониторинга активности обучающихся в виртуальном образовательном пространстве;
- обеспечение взаимодействия обучающихся и педагога, а также обучающихся между собой с помощью развитых средств коммуникаций, таких как форумы, электронная почта, чаты.
Благодаря данным функциям АИС является полноценной системой, служащей для организации и управления учебным процессом в виртуальном образовательном пространстве.
Для исследования эффективности применения единой образовательной информационной среды, созданной на основе АИС Moodle, нами была разработана анкета для преподавателей и студентов, которая включала следующий набор вопросов:
Используете ли вы образовательный портал для размещения (получения) учебно-методических материалов?
Какие материалы размещены (используются) Вами: справочно-информационные материалы, материал для лабораторных и практических работ, мультимедиа материалы и т.д.
Используете ли Вы (используют ли преподаватели) материалы образовательного портала для проведения занятий теоретического обучения? Каким образом?
Используете ли Вы (используют ли преподаватели) материалы образовательного портала для проведения занятий производственного обучения? Каким образом?
Как часто Вы (преподаватели) используете материалы, размещенные на образовательном портале в учебном процессе?
Каким образом Вами (преподавателями) реализуется через образовательный портал обратная связь со студентами (вами)?
Как осуществляется диагностика результатов обучения по конкретной дисциплине, модулю, компетенции? (Каким образом преподаватель проводит диагностику результатов обучения?)
Как часто вами (преподавателем) обновляются материалы, размещенные на образовательном портале ПензГТУ?
Анкетирование проводилось среди студентов направлений подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и «Сервис» и ведущих у них преподавателей.
Анализ результатов анкетирования позволил получить следующие результаты. 100 % респондентов из числа преподавателей разместили учебно-методические материалы на образовательном портале, так как к этому обязывает политика в области качества образования, реализуемая в Пензенском государственном технологическом университете. Треть из них сообщили, что раз-166
мещать материалы на образовательном портале им помогали коллеги, так как они не в полной мере владеют технологией размещения учебно-методических материалов посредством АИС Moodle.
Содержательный анализ дисциплин указанных направлений подготовки показал, что среди учебно-методических материалов размещенных на образовательном портале большую часть составляют справочно-инфор-мационные материалы (конспекты лекций, изучаемые методики) и контрольно-оценочные средства (вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы, тестовые материалы).
Больше 50 % респондентов выложили в открытый доступ рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских работ. 30% преподавателей разместили мультимедиа материалы, а 7 % опрошенных преподавателей считают необходимым размещение на портале цифровых образовательных ресурсов (электронные учебные пособия, видеоматериалы и т.п.).
Только 15% преподавателей активно используют материалы портала для проведения занятий теоретического обучения. В основном это презентации, используемые для визуализации теоретического материала.
Как правило, часто учебно-методические материалы портала используются во время проведения занятий практического (производственного) обучения, обеспечивая методическое сопровождение лабораторно-прак-тических занятий. Студенты знакомятся с содержанием задания и структурой отчета, а иногда и выполняют задание посредством применения компьютерных и интернет технологий.
Отвечая на вопрос о частоте использования образовательного портала во время аудиторных занятий, 25% преподавателей ответили, что используют его на каждом занятии. 35% преподавателей пользуются образовательным порталом регулярно, и 40% считают, что материалы образовательного портала предназначены для организации самостоятельной работы студентов.
40% преподавателей реализуют обратную связь со студентами через формы возврата выполненных работ и заданий. Однако у большей части курсов возможности обратной связи со студентами отсутствуют или находятся в неактивном состоянии (нет ответов на задание или выполненное задание не проверено).
Только 10% респондентов используют форумы и чаты для активизации учебно-познавательного процесса и реализации обратной связи через образовательный портал.
Неосвоенными остаются технологии создания автоматизированных тестов. 30% преподавателей осуществляют диагностику результатов обучения в автоматическом режиме.
Регулярное обновление размещенных учебно-методических материалов происходит на каждом пятом курсе, ежегодное - на каждом втором. Однако есть курсы, обновление материалов на которых происходит редко.
Статистический анализ работы портала показывает высокие показатели посещаемости тех курсов, где преподаватель дает целенаправленную установку на использование материалов портала.
Результаты проведенного анкетирования, содержательный и статистический анализы работы образовательного портала Пензенского государственного технологического университета подтвердили предположение о неравнозначном применении электронных и неэлектронных средств обучения. Эффективность использования образовательного портала на данный момент времени находиться на недостаточно высоком уровне.
Не результативно организована обратная связь: не используются формы для отправки выполненных заданий, готовые задания студентами не отправляются посредством образовательного портала, а отправленные задания не оцениваются преподавателями.
Остались без должного внимания объекты «форум», АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Ликсина Елена Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ...
«чат», которые позволяют организовать сетевое взаимодействия, обмен мнениями, дискуссионные площадки между студентами в рамках группы, между преподавателем и студентами. Не используется элементы автоматизированного контроля.
Следует также обратить внимание на нерегулярное обновление и пополнение учебно-методических материалов, несвоевременное реакцию на действия, выполненные студентами.
В свою очередь со стороны студентов наблюдается низкая статистика посещаемости и активности на портале. В этой ситуации не хватает целенаправленного воздействия преподавателя, целевой установки на систематическую работу и обязательности оценки их действий на портале.
Указанные тенденции замедляют процесс развития единой информационной образовательной среды университета. Это требует нового подхода к организации взаимодействия преподавателей и студентов в процессе образовательной деятельности [20, 21]. Так профессорско-преподавательский состав нуждается в более глубоком освоении технологии электронного обучения (технологии работы с АИС Modlle), посредством которой будет организован учебно-воспитательный процесс в рамках единой информационной образовательной среды. Студентам же необходимо прививать культуру онлайн взаимодействия с преподавателем, которая будет заключаться не только в просмотре информационно-справочных материалов и рекомендаций, но и в регулярном отслеживании, выполнении и отправке заданий посредством портала, просмотра отзыва и оценки, выставленной преподавателем, выполнении действий самоконтроля.
На административном уровне не хватает положений, более четко регламентирующих деятельность преподавателей и студентов на образовательном портале.
Таким образом, для того чтобы информационно-коммуникационная среда, позволяющая организовать процесс активного взаимодействия участников образовательного процесса в рамках единого информационного пространства, была более эффективной, необходимы дополнительные меры по активизации деятельности преподавателей и студентов на портале.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития Единой информационной образовательной среды. Режим доступа. URL: https:// www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/koncepciya.pdf.
2. Найдёнова Л.И. Применение информационных технологий для накопления интеллектуального потенциала в системе высшего образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 1. С. 108-114.
3. Малышева Н.В., Штыренкова Э.В. Роль дистанционных технологий в образовательном процессе вуза // Современные информационные технологии в управлении качеством. Сборник статей IV Международной научно-прикладной конференции. Под редакцией В.В. Рыжакова. 2015. С. 113-118.
4. Гуськова Т.В. Подходы к оценке качества профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 44-47.
5. Ликсина Е.В Подготовка будущих педагогов к организации проектной деятельности при изучении курса «Информационные технологии в образовании» // Проблемы и перспективы развития современной науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.И. Найденовой, Ш.Г. Сеидова, Г.Г. Кривчика, Г.П. Евсеевой, Н.В. Осиповой, Е.В. Вострокнутова. 2015. С. 36-40.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Режим доступа. URL: http://минобрнауки.рф/докумен-
ты/3409._
7. Ефремкина И.Н., Туйдукова О.А. Возможности применения информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 123-127.
8. Кулагина Ю.А. Модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности. // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2 (50). С. 68-74.
9. Мишин А.В. Анализ степени использования компьютерных средств и информационных технологий педагогами профессионального обучения в учебном процессе // Актуальные проблемы профессионального образования в техническом вузе и пути их решения на современном этапе. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Пензенский государственный технологический университет. 2014. С. 9699.
10. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
11. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.
12. Горбатов С.В. Методика использования системы управления в образовательном процессе учебного заведения // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 3 (4). С. 90.
13. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 1 (10). С. 21-23.
14. Брыксина О.Ф. Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 19-22.
15. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
16. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.
17. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
18. Лапинский В.В. Методология проектирования информационной образовательной среды // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 68-69.
19. Ликсина Е.В., Мишин А.В. Педагогические программные средства. Учебное пособие. Пенза, 2014. 256 с.
20. Люсев В.Н., Мокиевская Н.Е., Люсева Т.П., Саратовцева Н.В., Кулагина Ю.А., Вострокнутов Е.В. Методика профессионального обучения. Пенза, 2012.
21. Сергеева С.В. Проектирование обучающей среды // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 58.